Классификация глубоких нарушений зрения у взрослых. Плохое зрение — медицинская и социальная проблема

24.08.2019

Большинство людей, которые от природы имеют хорошее зрение, привыкли воспринимать это, как данность, и в большинстве случаев мало задумываются о ценности этой возможности организма. По-настоящему ценить зрение человек начинает только тогда, когда происходит первое столкновение с ограничениями, которые возникают на фоне ухудшения зрения.

Факт потери четкого визуального осязания приводит к временному расстройству человека, однако чаще всего ненадолго. Если в первое время пациент старается принимать меры по сохранению зрения и профилактике дальнейшего его падения, то после коррекции при помощи линз или очков профилактика прекращается.

Как показывает практика, только дорогостоящая операция способна заставить граждан более серьезно относиться к профилактике и мероприятиям, направленным на сохранение достигнутого операцией результата. Так какие причины приводят к падению зрения, как их можно решить в штатном порядке и когда требуется экстренная врачебная помощь?

Варианты падения зрения:

    расстройства цветовосприятия;

    патологии полей зрения;

    отсутствие бинокулярного зрения;

    двоение в глазах;

    снижение остроты зрения;

Снижение остроты зрения

Норма остроты зрения у детей после пяти лет и у взрослых должна составлять 1,0. Этот показатель говорит о том, что глаз человека может четко различать две точки с расстояния 1,45 метра при условии, что человек смотрит на точки под углом в 1/60 градуса.

Потеря четкости зрения возможна при астигматизме, дальнозоркости, миопии. Эти нарушения зрения относятся к состоянию аметропии, когда изображение начинает проецироваться вне сетчатки.

Близорукость

Миопия, или близорукость – это состояние зрения, когда световые лучи проецируют изображение до сетчатки. В таком случае ухудшается дальнее зрение. Миопия бывает двух типов: приобретенная и врожденная (на фоне вытянутости глазного яблока, при наличии слабости глазодвигательных и цилиарной мышц). Приобретенная миопия появляется вследствие зрительных нагрузок нерационального характера (письма и чтения в положении лежа, несоблюдения расстояния лучшей видимости, частых переутомлениях глаз).

Основными патологиями, которые ведут к возникновению близорукости, являются подвывих хрусталика, а также его склероз у пожилых людей, травматические вывихи, увеличение толщины роговицы, спазм аккомодации. Кроме того, близорукость может иметь сосудистое происхождение. Слабовыраженной близорукостью считается показатель до -3, средняя степень находится в пределах от -3,25 до -6. Любое превышение последнего показателя относится к сильной миопии. Прогрессирующая близорукость – это миопия, при которой цифры постоянно растут. Рост происходит на фоне растяжения в глазу задней камеры. Основным осложнением тяжелой степени миопии считается расходящееся косоглазие.

Дальнозоркость

Дальнозоркость – это отсутствие нормальной видимости на близких расстояниях. У офтальмологов это заболевание принято называть гиперметропией. Это значит, что изображение формируется за пределами сетчатки глаза.

    Врожденная дальнозоркость обусловлена малым размером глазного яблока в его продольной части и имеет естественное происхождение. По мере роста ребенка эта патология может или исчезнуть, или сохраниться. В случае недостаточной кривизны хрусталика или роговицы, аномально малого размера глаза.

    Старческая форма (падение зрения после 40 лет) – на фоне снижения способности хрусталика изменять свою кривизну. Этот процесс проходит в 2 стадии: пресбиопии (временной от 30 до 45 лет), а после этого – постоянной (после 50 лет).

Ухудшение зрения с возрастом возникает вследствие потери способности глаза к аккомодации (способности подстройки кривизны линзы) и происходит после 65 лет.

Причиной такой проблемы является как потеря эластичности хрусталика, так и неспособность цилиарной мышцы нормально искривлять хрусталик. На ранних стадиях пресбиопия может компенсироваться ярким освещением, однако на поздних стадиях происходит полное нарушение зрения. Первыми проявлениями патологии считается проблематичность при чтении мелкого шрифта с расстояния 25-30 сантиметров, также появляется размытость при переводе взгляда с удаленных предметов на близкие. Гиперметропия может осложняться повышением внутриглазного давления.

Астигматизм

Астигматизм простыми словами можно объяснить, как разную остроту зрения по вертикали и по горизонтали. При этом проекция точки в глазу отображается в виде восьмерки или эллипса. Помимо размытости предметов, астигматизм отличается их двоением и быстрой утомляемостью глаз. Также он может сочетаться с дальнозоркостью или близорукостью, или вообще быть смешанного типа.

Двоение в глазах

Такое состояние называется диплопией. В случае такой патологии объект может удваиваться по диагонали, вертикали, горизонтали, или поворачиваться друг относительно друга. Виновны в такой патологии глазодвигательные мышцы, которые работают несинхронизированно, соответственно оба глаза не могут одновременно сконцентрироваться на объекте. Довольно часто поражение мышц или нервов на фоне системных заболеваний начинаются с развития диплопии.

    Классической причиной наличия двоения в глазах является косоглазие (расходящееся или сходящееся). В таком случае человек не может направить центральные ямки сетчатки по строгому курсу.

    Вторичная картина, которая встречается довольно часто – отравление алкоголем. Этанол может вызывать расстройство скоординированных движений мышц глаз.

    Временное двоение довольно часто обыгрывается в мультфильмах и кино, когда после удара по голове герой сталкивается с разъезжающейся картинкой.

Выше представлены примеры диплопии для двух глаз.

    Двоение в одном глазу также возможно, и оно развивается при наличии слишком выпуклой роговицы, подвывиха хрусталика, или при поражении шпорной борозды в затылочной области коры головного мозга.

Расстройство бинокулярного зрения

Стереоскопическое зрение позволяет человеку оценивать размеры, форму, объемность предмета, на 40% повышает четкость зрения и существенно расширяет его поле. Еще одним очень важным свойством стереоскопического зрения является способность оценки расстояния. Если имеется разница в глазах в несколько диоптрий, то более слабый глаз начинает отключаться корой мозга принудительно, поскольку может стать причиной диплопии.

Сначала теряется бинокулярное зрение, а после более слабый глаз может полностью ослепнуть. Помимо дальнозоркости и близорукости с большой разницей между глазами, схожая ситуация может произойти и при отсутствии коррекции астигматизма. Именно потеря способности оценки расстояния вынуждает многих водителей прибегать к очковой коррекции или ношению контактных линз.

Чаще всего бинокулярное зрение пропадает при косоглазии. Стоит отметить, что идеального равновесия между положением глаз нет практически ни у кого, но учитывая тот факт, что даже при наличии отклонений в мышечном тонусе бинокулярное зрение может сохраняться, коррекция в таких случаях не требуется. Но если вертикальное, расходящееся или сходящееся косоглазие приводит к потере бинокулярного зрения, то приходится выполнять хирургическую коррекцию или пользоваться очками.

Искажение зрительных полей

Поле зрения – это часть окружающей действительности, которая видима неподвижным глазом. Если рассматривать это свойство в пространственном отношении, то это более похоже на 3Д холм, с вершиной в самой четкой части. Ухудшение по склону более выражено к подножию у носа и менее – по височному склону. Ограничение поля зрения происходит по анатомическим выступам лицевых костей черепа, а на оптическом уровне зависит от возможностей сетчатки.

Для белого цвета норма поля зрения составляет: кнаружи – 90 градусов, книзу – 65, кверху – 50, квнутри – 55.

Для одного глаза поле зрения делится начетверо на две вертикальные и две горизонтальные половины.

Меняться поле зрение может по типу темных пятен (скотом), в виде местных (гемианопсий) или концентрических сужений.

    Скотома – пятно, в очертаниях которого видимость полностью отсутствует, при абсолютной, или имеется размытая видимость при относительной скотоме. Также скотомы могут быть и смешанного типа с наличием полной черноты внутри и размытости по периферии. Положительные скотомы проявляются в виде симптомов, а отрицательные можно определить только путем обследования.

    Атрофия зрительного нерва – выпадение видимости в центральной части поля зрения говорит об атрофии зрительного нерва (часто возрастного характера) или дистрофии желчного пятна сетчатки.

    Отслойка сетчатки – проявляется по типу наличия занавески по периферийной части поля зрения с любой стороны. Кроме того, при отслойке сетчатки может наблюдаться плавание изображений и искажение линий и форм объектов). Причиной отслойки сетчатки может быть дистрофия сетчатой оболочки, травмы, или высокая степень миопии.

    Двустороннее выпадение внешних половин полей – довольно часто встречающийся признак аденомы гипофиза, которая прерывает зрительный тракт в месте пересечения.

    При глаукоме происходит выпадение половин полей, которые располагаются ближе к носу. Симптомом такой патологии может быть туман в глазах, радуга при взгляде на яркий свет. Такое же выпадение может наблюдаться при патологиях неперекрещенных в области перекреста зрительных волокон (аневризма внутренней сонной артерии).

    Перекрестное выпадение частей полей чаще наблюдается при наличии гематом, опухолей, воспалительных процессов в центральной нервной системе. Кроме того, помимо половин полей, могут выпадать и четверти (квадрантная гемианопсия).

    Выпадение в виде полупрозрачной занавески – это признак наличия изменений прозрачности глаза: стекловидного тела, роговицы, хрусталика.

    Пигментная дегенерация сетчатки – проявляется в виде трубчатого зрения или концентрических сужений полей зрения. При этом в центральной части поля зрения сохраняется высокая его острота, а периферия практически выпадает. При равномерном развитии концентрического зрения, скорее всего, причиной таких симптомов является нарушение мозгового кровообращения или глаукома. Концентрическое сужение также характерно и для воспаления заднего отдела сетчатки (периферического хориоретинита).

Отклонения цветовосприятия

    Временные сдвиги относительно восприятия белого – происходят вследствие хирургического вмешательства, направленного на удаление пораженного катарактой хрусталика. Могут происходить сдвиги в сторону красного, желтого, синего цветов, соответственно белый будет иметь красноватый, желтоватый, голубоватый оттенок, по аналогии с неотрегулированным монитором.

    Дальтонизм – врожденный дефект различения зеленого и красного цветов, который не осознается самим больным. В большинстве случаев диагностируется у мужчин.

    После операции по удалению катаракты может присутствовать изменение яркости цветов: красный и желтый бледнеют, а синий, наоборот, становится более насыщенным.

    Сдвиг восприятия в сторону длинных волн (покраснение, пожелтение объектов) может быть признаком дистрофии зрительного нерва или сетчатки.

  • Обесцвечивание предметов – на поздних стадиях макулярной дистрофии, которая больше не прогрессирует.

Чаще всего нарушение цветности происходит в центральной части поля зрения (около 10 градусов).

Слепота

Амовроз – атрофия зрительного нерва, полная отслойка сетчатки, приобретенное или врожденное отсутствие глаза.

Амблиопия – подавление ранее видевшего глаза корой головного мозга на фоне офтальмоплегии, при сильном опускании века (птозе), синдромах Бенче и Кауфмана, помутнениях сред глаз, наличии большой разницы в диоптриях глаз, косоглазия.

Причины падения зрения:

    отклонение в корковом отделе;

    поражения зрительного нерва;

    отклонения в области сетчатки;

    мышечные патологии;

    изменения прозрачности хрусталика, роговицы, стекловидного тела.

В нормальном состоянии прозрачные среды глаза способны преломлять и пропускать световые лучи по принципу линз. При наличии патологических, дистрофических, аутоиммунных и инфекционно-воспалительных процессов степень прозрачности линз теряется, соответственно на пути световых лучей появляется препятствие.

Патологии хрусталика, роговицы

Кератит

Воспаление роговицы, или кератит. Его бактериальная форма довольно часто является осложнением запущенного конъюнктивита, или результатом занесения во время операции на глазах инфекции. Наиболее опасной является синегнойная палочка, которая неоднократно становилась причиной массового кератита в стационарах с недостаточной антисептикой и асептикой.

    Для патологии свойственно покраснение в глазу, боли, изъязвление роговицы, ее помутнение.

    Характерно наличие светобоязни.

    Обильное слезотечение и снижение блеска роговицы вплоть до появления непрозрачного бельма.

Больше 50% кератинов вирусного происхождения припадает на древовидный кератит (происходит от герпеса). При этом в глазу наблюдается поврежденный нервный ствол в виде ветки дерева. Ползучая язва роговицы – является конечной стадией герпетического поражения роговицы, или ее хронической травмы от воздействия инородных тел. Довольно часто язвы образуются вследствие амебного кератита, который чаще всего развивается при несоблюдении гигиены использования контактных линз и использования некачественных линз.

Когда глаз получает ожог от сварки, или солнца развивается фотокератит. Кроме язвенного кератита существует еще и неязвенный. Патология может быть глубокой, или затрагивать только поверхностные слои роговицы.

Помутнение роговицы является результатом дистрофии, или воспаления, при этом бельмо – это рубец. Помутнение в виде пятен, или облаков снижает остроту зрения и способно вызвать астигматизм. При наличии бельма зрение может ограничиваться до пределов светоощущения.

Катаракта

Помутнение хрусталика в офтальмологии называется катаракта. При этом хрусталик теряет прозрачность и эластичность, происходит разрушение структурных белков, нарушение обмена веществ. Врожденная катаракта является результатом генетической патологии или внутриутробного влияния на плод токсических, аутоиммунных и вирусных факторов.

Приобретенная форма заболевания является результатом отравления парами ртути, тринитротолуолом, таллием, нафталином, результатом лучевого воздействия, химической, или механической травмы хрусталика, или его возрастной дистрофии. Заднекапсулярная катаракта проявляется после 60 лет – происходит быстрая потеря зрения, ядерная провоцирует увеличение степени миопии, а возрастная кортикальная приводит к расплывчатости изображения.

Помутнение стекловидного тела

Деструкция, или помутнение стекловидного тела, воспринимается пациентом, как точки, или нити, которые плавают перед глазами в моменты перемещения взгляда. Такое проявление является следствием утолщения и последующей потери прозрачности отдельных волокон, которые составляют стекловидное тело. Такие утолщения происходят вследствие артериальной гипертензии, или возрастной дистрофии, также причиной могут быть патологии сосудов, терапия глюкокортикоидами, гормональная перестройка, сахарный диабет. Помутнение воспринимается мозгом в виде сложных (пластины, шарики, паутины), или простых фигур. В некоторых случаях дегенерированные участки могут восприниматься сетчаткой, в таком случае в глазах возникают вспышки.

Мышечные патологии

Зрение напрямую зависит от функционирования глазодвигательных и цилиарной мышц. Сбои в их работе также могут приводить к возникновению нарушений зрения. Шесть мышц обеспечивают полный спектр движений глаза. Стимуляция этих мышц обеспечивается 3,4,6 парами черепно-мозговых нервов.

Цилиарная мышца

Цилиарная мышца отвечает за искривление хрусталика, принимает участие в оттоке внутриглазной жидкости, а также стимулирует кровоснабжение отделов глаза. Нарушается работа мышцы вследствие сосудистого спазма, который происходит в вертебро-базилярном бассейне головного мозга, гипоталамического синдрома, сколиоза позвоночника и других причин, которые вызывают нарушения кровотока мозга. Причиной развития такой патологии может быть черепно-мозговая травма. Изначально появляется спазм аккомодации, а затем развивается близорукость. Некоторые отечественные офтальмологи в своих работах выявили и описали зависимость приобретенной близорукости у младенцев вследствие полученных травм шейного отдела позвоночника у плода в момент родов.

Глазодвигательные мышцы и нервы

Глазодвигательные нервы не только обеспечивают стимуляцию мышц, которые управляют глазным яблоком, но и регулируют мышцы, отвечающие за расширение и сужение зрачка, а также мускул, поднимающий верхнее веко. Чаще всего повреждение нерва происходит из-за микроинфаркта, вызванного гипертензией, диабетом. Повреждение всех волокон нерва сопровождается следующими симптомами: ограничение движение глаза вниз, вверх, внутрь, плохое зрение вследствие паралича аккомодации, расширение зрачка независимо от реакции на свет, опускание века, двоение в глазах, расходящееся косоглазие. Нередко при инсультах в программу патологических синдромов (Бенедикта, Клода, Вебера) входит поражение нерва.

Повреждение отводящего нерва

Повреждение отводящего нерва мешает выполнять движение глаза в сторону. Такие повреждения могут быть вызваны: сосудистым инфарктом на фоне сахарного диабета, или артериальной гипертензией, инсультом, рассеянным склерозом, опухолями ЦНС, осложнением отита, внутричерепной гипертензией, травмой головы, гипофизарной опухолью, раком носоглотки, аневризмой сонной артерии, менингиомой. Пациент страдает от горизонтального двоения в глазах, которое усиливается в момент смещения взгляда в сторону поражения. У детей поражения отводящего нерва, врожденного характера, входят в программу синдромов Дуэйна и Мебиуса.

При поражении блокового нерва появляется двоение картинки в косой, или вертикальной плоскостях. Его усиление происходит при попытке смотреть вниз. Голова достаточно часто находится в вынужденной позиции. Чаще всего причиной повреждения нерва являются черепно-мозговые травмы, миастения, микроинфаркт нерва.

Патологии сетчатки

    Отслойка сетчатки (травматическая, дегенеративная, идиопатическая) образовывается в месте разрывов оболочки, возникших на фоне внутриглазной опухоли, травм, близорукости, диабетической ретинопатии. Довольно часто отслоение сетчатки происходит вслед за помутнением стекловидного тела, тянущего ее за собой.

    Желточная дегенерация, точечная дегенерация, дистрофия желчного пятна – относятся к патологиям наследственного характера, которые стоит рассматривать при падении зрения у ребенка дошкольного возраста.

    Сильная дистрофия сетчатки, которая характерна для людей старше 60 лет.

    Синдром Страндберг-Гренблада – образование, размещенное в сетчатке полос, которые напоминают сосуды и замещают палочки и колбочки.

    Ангиома – опухоль на сосудах сетчатки, которая возникает в юном возрасте. Такие опухоли вызывают отслойку, или разрывы сетчатки.

    Ретинит Коатса (варикоз вен сетчатки) – расширение вен, которое ведет к возникновению кровоизлияний.

    Обесцвечивание радужки и розовый окрас глазного дна, связанный с недоразвитием пигментного слоя оболочки сетчатки (альбинизмом).

    Эмболия центральной артерии, или тромбоз сетчатки, может стать причиной внезапной слепоты.

    Злокачественная опухоль сетчатки диффузного типа – ретинобластома.

    Увеит – воспаление сетчатки, которое может вызывать не только помутнение, но и искры, и вспышки в поле зрения. Также могут наблюдаться искажения размеров, очертаний и форм предметов. В некоторых случаях развивается «куриная слепота».

Признаки патологий зрительных нервов

    При полном разрыве нерва слепнет глаз со стороны поражения. Зрачок сужается, отсутствует реакция на свет. Может наблюдаться сужение зрачка, при условии, что воздействуют светом на здоровый глаз.

    При поражении только части волокон нерва может наблюдаться снижение зрения, или периодические выпадения в зрительных полях.

    Чаще всего поражение нерва происходит вследствие токсических поражений, опухоли, сосудистых заболеваний, травм.

    Аномалии нерва – удвоенный диск нерва, гамартома, коломбома.

    Атрофия диска возникает чаще всего на фоне нейросифилиса, травмы, ишемии, рассеянного склероза, после перенесения менингоэнцефалитов и приводит к сужению зрительных полей и общего ухудшения зрения, которое невозможно скорректировать.

Временное снижение зрения

Переутомление глаз

Наиболее банальной причиной падения зрения является переутомление глаз, которое в офтальмологии называется астенопия. Переутомление происходит вследствие длительной нерациональной нагрузки на глаза (вождение машины в ночное время, чтение при слабом освещении, многочасовой просмотр телевизора, или работа перед монитором компьютера). В таком случае мышцы глаз перенапрягаются, появляется резь, слезотечение. Человеку становится трудно сконцентрироваться на мелких деталях, шрифте, перед глазами может появляться ощущение пелены, помутнения. Довольно часто эти симптомы дополняются головной болью.

Ложная близорукость

Ложная близорукость, или спазм аккомодации, чаще всего развивается у подростков и детей. Клиническая картина этого заболевания схожа с астенопией. Однако переходящее нарушение зрения вдаль, или вблизи развивается вследствие спазма цилиарной мышцы от переутомления. Как было описано выше, эта мышца выполняет функцию изменения кривизны хрусталика.

Гемералопия и никталопия – «куриная слепота»

Значительное падение зрения в сумерках, которое развивается на фоне дефицита витаминов, которые относятся к группам В, РР, А. В народе такое заболевание называют «куриной слепотой», а в офтальмологии – гемералопия и никталопия. В таком случае страдает сумеречное зрение. Кроме наличия гиповитаминоза, «куриная слепота» может развиваться на фоне патологий зрительного нерва и сетчатки. Заболевание также может быть врожденным. Проявляется патология сужением полей зрения, нарушением пространственной ориентации, ухудшением цветовосприятия, падением остроты зрения.

Спазм сосудов

Переходящее нарушение остроты зрения может свидетельствовать о наличии сосудистого спазма в головном мозге, или сетчатке. Такие ситуации сопряжены с хроническими нарушениями кровообращения мозга (на фоне венной гипертензии, васкулитов, сосудистых аномалий, заболеваний крови, мозгового амилоидоза, синдрома позвоночной артерии, атеросклероза), гипертоническими кризами (резкие скачки артериального давления). В таких случаях отмечается потемнение в глазах, «мушки» перед глазами, нечеткость зрения. Могут появляться сочетанные симптомы, ухудшение зрения и головокружение, падение слуха и зрения.

Мигрень

Приступ мигрени довольно часто приходит в комплексе с потемнением в глазах, которое развивается на фоне выраженного сосудистого спазма. Довольно часто такие головные боли сопровождаются появлением скотом, или ауры.

Внутриглазное давление

В норме давление внутри глаза находится в пределах от 9 до 22 мм. рт. ст., однако при приступе глаукомы оно может подниматься до 50-70, а иногда и выше. Появляется резкая головная боль, которая распространяется на полголовы и глаз, при условии, что патология присутствует с одной стороны, но если глаукома двусторонняя, то болит вся голова. Боль дополняется темными пятнами перед глазами, радужными кругами и затуманиванием зрения. Довольно часто присоединяются вегетативные расстройства (боли в сердце, рвота, тошнота).

Лекарственные средства

Воздействие лекарственных препаратов может быть причиной транзиторной близорукости. Такие проявления наблюдаются в случае приема высоких доз сульфаниламидов.

Резкое ухудшение зрения

Наиболее часто виной резкой невосполнимой потери зрения являются травмы глаз, отслойка сетчатки, опухоль мозга, инсульты.

Обратимая утрата зрения

Если говорить об острой обратимой утрате зрения обоих глаз, то в большинстве случаев причиной подобных симптомов является кислородная недостаточность зрительной коры (ишемический инсульт задней мозговой артерии, ишемическая атака на фоне хронического нарушения кровообращения мозга), а также при тяжелом приступе мигрени. В таком случае, помимо утраты зрения, наблюдается расстройство цветовосприятия и головная боль.

    Довольно редкой формой обратимой утраты зрения является послеродовая слепота, которая развивается на фоне эмболии задней мозговой артерии.

    Ишемическая невропатия зрительного нерва чаще всего развивается после значительных потерь крови вследствие операций, или травм в том случае, если происходит резкое падение АД.

    При отравлениях метиловым спиртом, хинином, хлорохином и производными фенотиазинов может развиваться двусторонняя потеря зрения, которая возникает в первые сутки после отравления. Около 85% пациентов восстанавливаются, у остальных сохраняется полная, или частичная слепота.

    Также существуют семейные формы временной слепоты до 20 секунд, которые происходят при резкой смене освещения.

Необратимая утрата зрения

Резкая потеря зрения в одном глазу наиболее походит на окклюзию артерии сетчатки, или тромбоз центральной вены, а также на расслоение сетчатки.

    Если потеря зрения произошла на фоне травмы головы, необходимо исключить перелом костей черепа, которые могут повредить стенки канала зрительного нерва. Терапия в таком случае заключается в экстренной декомпрессии при помощи хирургического вмешательства.

    Повышение внутриглазного давления может сопровождаться плотностью глазного яблока, болями в животе, сердце, голове, потерей зрения, покраснением глаза.

    Также причиной необратимой резкой потери зрения может быть ишемическая невропатия глазного нерва, которая развивается на фоне окклюзии задней стенки ресничной артерии и височного артериита. Также симптомом такой патологии может быть длительная боль в височной части головы, повышение СОЭ, отсутствие аппетита, боли в суставах.

    Вследствие ишемического инсульта может ослепнуть глаз.

Причину резкого падения зрения может определить только врач-офтальмолог в паре с невропатологом, поскольку сосудистые патологии чаще всего приводят к резкой потере зрения.

Диагностика

Для того чтобы получить полную информацию о состоянии глаза, в арсенале офтальмологов сегодня имеется огромный набор диагностических возможностей. Огромное количество исследований относится к аппаратным методам. В ходе обследования обычно используют:

    измерение продуктивности слезной железы;

    определение профиля роговицы, или компьютерную кератотопографию;

    пахиметрию (измерение угла искривления и толщины роговицы);

    определение длины глаза (эхобиометрию);

    биомикроскопию;

    исследование глазного дна в паре с осмотром диска зрительного нерва;

    проверку зрительных полей;

    измерение внутриглазного давления;

    определение рефракционных возможностей глаза;

    измерение остроты зрения;

    УЗИ глаза.

Лечение падения зрения

Наиболее часто при наличии проблем со зрением используют консервативную коррекцию, а также оперативное лечение.

Консервативное лечение

Консервативная терапия подразумевает коррекцию при помощи массажа и гимнастики для глаз, аппаратных методик, контактных линз и, наиболее часто, очков. При наличии дегенеративно-дистрофических патологий вводят витамины.

    Очковая коррекция позволяет исправить сложные нарушения зрения (астигматизм в паре с гиперметропией, миопией), дальнозоркость, близорукость с отслойкой сетчатки, снизить риск косоглазия. Ношение очков слегка ограничивает поля зрения и создает определенные неудобства при занятиях спортом, но, учитывая эффективность их применения, эти недостатки перечеркиваются.

    К ношению линз прибегают люди, которые зарабатывают своей внешностью. Главной претензией к коррекции при помощи линз является сложная гигиена. При этом повышаются риски развития протозойных и бактериальных осложнений, а также нарушается циркуляция воздуха в глазу. Стоит отметить, что современная офтальмология позволяет приобрести новейшие дышащие линзы.

    Массаж и гимнастика помогают нормализировать и восстановить кровоток глазных структур, расслабить глазные мышцы. Такая терапия эффективна на ранних стадиях патологий.

    Аппаратные методики – занятия на специальных установках, которые тренируют глаза, проводится в очках, или без них. Обязательно присутствие инструктора.

Оперативное лечение

    Катаракта сегодня успешно лечится только при полной замене патологического хрусталика.

    Сосудистые и опухолевые процессы исправляются тоже только при помощи хирургического вмешательства.

    Частичная отслойка и разрыв сетчатки лечится лазерной сваркой.

    Метод ФРК является самым первым методом лазерной коррекции роговицы. Этот метод сопровождается значительной травматичностью и требует длительного восстановительного периода. Кроме того, противопоказано одновременное применение метода для лечения обоих глаз.

    Сегодня лазер используют также для коррекции зрения (астигматизма в пределах 3 диоптрий, близорукости в 15, дальнозоркости в 4). Метод лазерного кератомилеза сочетает лазерные лучи и механическую кератопластику. Кератомом выполняют отслойку роговичного лоскута и при помощи лазера правят профиль. В результате этих манипуляций роговица становится тоньше. Лоскут припаивают на место все тем же лазером. Метод Супер-LASIK – один из вариантов операции, в ходе которого выполняется шлифовка роговицы. Эпи-LASIK позволяет исправлять аберрации зрения при помощи морения роговичного эпителия спиртом. ФЕМТО-LASIK – это формирование роговичного лоскута и его последующая обработка лазером.

    Лазерная коррекция отличается массой преимуществ. Она безболезненна, имеет небольшой период реабилитации, требует немного времени, не оставляет швов. Однако существуют осложнения, которые могут развиться на фоне лазерной коррекции, это: разрастание роговицы, чрезмерное стесывание эпителия роговицы, воспаления роговицы, синдром сухого глаза.

    Оперативное лазерное лечение имеет ряд противопоказаний. Оно не выполняется детям до 18 лет, кормящим, или беременным женщинам. Нельзя использовать данную методику при герпесе, оперированной отслойке сетчатки, прогрессе миопии, иммунодефиците, при катаракте, аутоиммунных патологиях, недостаточной толщине роговицы, глаукоме, на единственном глазу.

Таким образом, проблемы падения зрения весьма разнообразны, довольно часто прогрессируют и могут приводить к полной потере зрения. Поэтому только своевременная диагностика и коррекция может уберечь от развития значительного падения зрения, или полной его потери.

Глаза человека принимают до 90% поступающей извне информации, поэтому полная или частичная утрата зрения очень сильно ухудшает уровень жизни человека и способствует возникновению высокого риска бытовых травм и ДТП. Известно, что от заболеваний глаз страдает несколько миллиардов людей, и только одному миллиарду приходится прибегать к серьезному лечению или хирургическому вмешательству.

Выделяют несколько видов нарушений зрения. Их можно разделить на две большие категории – органические нарушения и функциональные нарушения.

Органические и функциональные нарушения зрения

При органических нарушениях возникают структурные изменения в тканях глаза, сопровождающиеся ухудшением зрения. К болезням, вызывающим такие изменения, относят блефарит , конъюнктивит , катаракту , опухолевые заболевания глаза, атрофию зрительного нерва.

При функциональных нарушениях происходит изменение хода световых лучей, которые формируют изображение на сетчатке, поэтому такие нарушения в первую очередь представляют собой патологии рефракции и аккомодации, а именно: близорукость , дальнозоркость , астигматизм , косоглазие и т.п.

Виды функциональных нарушений

Глаза человека, у которого диагностировали нарушение рефракции, не способны четко рассматривать находящиеся в отдалении предметы. Рефракционные нарушения являются одной из самых частых патологий зрения. Некоторые специалисты утверждают, что сегодня около 30% людей имеют нарушения рефракции. К данной патологии относят близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Нарушение аккомодации подразумевает четко рассматривать предметы, расположенные на разном расстоянии.

У некоторых людей сегодня также диагностируют расстройства периферического, или бокового зрения. В этом случае теряется способность рассматривать предметы, которые находятся по обе стороны от глаз.

Снижение адаптации сопровождается снижением или потерей способности адаптироваться к различной степени освещенности помещения.

При куриной слепоте человек перестает нормально видеть в темноте из-за нарушения функций палочек – клеток сетчатки, чувствительных к свету.

Чаще всего у людей диагностируют близорукость. Эта патология является функциональным нарушением, поскольку никаких органических аномалий или патологий глаза при ней не выявляют.

С помощью зрения, которое является для человека одним из чувств восприятия, происходит получение информации о предметах, их внешних свойствах и расположении в окружающем пространстве. Это жизненно необходимо для каждого из нас. Однако хорошее зрение особенно важно для маленького человека. Ведь развитие детей с нарушением зрения не может быть полноценным.

Причины патологии

Нарушения в функционировании системы зрения могут быть:

Наследственными;

Врожденными;

Приобретенными.

Однако такая классификация является весьма условной. Ту или иную патологию нередко можно отнести сразу к трем видам. К примеру, миопия (близорукость) нередко передается от родителей по наследству. Однако возникнуть она может и в период внутриутробного развития, а также во время ускоренного роста глазного яблока.

Причины нарушения зрения иногда кроются в различных заболеваниях. Это патологии сердца и сосудов, ЛОР-органов и почек, легких и центральной нервной системы. Различные виды нарушения зрения возникают при сбоях в эндокринной системе и при болезнях крови, при авитаминозах и отклонениях в течении обменных процессов в организме. Нередко страдает это важное чувство восприятия от инфекционных недугов, таких, как скарлатина и коклюш, корь и ветрянка, дизентерия, дифтерия и т.д.

Причины нарушения зрения у детей кроются в их избирательности к еде. Родители прекрасно знают, что одним малышам бесполезно давать мясо, а другие отказываются от любых молочных продуктов. Неполноценное питание негативно отражается на функционировании зрительного нерва. Происходят различные нарушения зрения. Это объясняется сбоями в процессе передачи нервных импульсов. В итоге ребенок начинает хуже видеть. Однако многие родители просто не догадываются об истинных причинах возникшей патологии. Они продолжают потакать своему чаду в его гастрономических пристрастиях.

Нарушения зрения стоит ждать и от яркого света. Если ребенок часто смотрит на вспышки фотокамер и на яркое солнышко, то у него происходит поражение сетчатки глаза. При уменьшении площади ее здоровых участков орган зрения все хуже отображает увиденные предметы. Именно поэтому при приближении летнего сезона не забудьте купить солнечные очки для своего малыша. Только стоит иметь в виду, что данный аксессуар должен быть изготовлен с применением качественного стекла, не искажающего картину окружающего мира. В противном случае такие очки навредят зрению значительно больше, чем лучи яркого солнца.

Негативное влияние на детей оказывают стрессы. Они также вызывают различные нарушения зрения. Вредны для глаз постоянные игры на компьютере и на телефоне, длительный просмотр телевизора и многое другое.

Виды нарушения зрительного восприятия у детей

Малыши чаще всего страдают от таких проблем:

Близорукости;

Дальнозоркости;

Астигматизма;

Амблиопии;

Косоглазия;

Поражений сетчатки глаза;

Опущения верхнего века (птоза);

Нарушения зрения в результате полученных травм, воспалительных процессов и т.д.

Аномалии рефракции

Ухудшение зрения у детей чаще всего наблюдается при нарушениях преломления в глазу лучей света. Это такие аномалии рефракции, как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. Как правило, все указанные заболевания относятся к наследственным. Однако стоит помнить, что от родителей передается не сама патология, а лишь предрасположенность к ней. Именно поэтому при наличии таких предпосылок стоит внимательно отнестись к зрению своего чада уже с раннего возраста, применяя профилактические меры для недопущения ухудшения зрительного восприятия.

Причиной близорукости может стать увеличенный размер глазного яблока. Такая патология нередко возникает у детей от 5 до 10 лет. Это период их бурного роста. В дальнейшем близорукость постепенно нарастает до окончательного формирования размера глаза (как правило, до 18 лет).

Что касается астигматизма, то его появление провоцирует неравномерный рост органа зрения. В таком случае роговица имеет не круглый, как обычно, а овальный вид. Причина астигматизма может крыться и в неправильной форме самого хрусталика, а также возникать после травмирования глаза. В таком случае лучи света будут преломляться под различными углами и без фокусировки на сетчатке. Это приводит к тому, что одни линии ребенок видит достаточно четко, а другие - размыто.

Амблиопия

Эта патология может возникнуть у детей при дальнозоркости и косоглазии, астигматизме и птозе. Амблиопией называют такое явление, при котором невозможно улучшить зрение при помощи линз. Дело в том, что при нормальном функционировании сетчатки образующиеся от воздействия света импульсы поступают в головной мозг по каналу зрительного нерва. Амблиопия представляет собой такое явление, когда данное раздражение попросту не возникает. Следовательно, головной мозг никакой информации получать не будет даже в том случае, если надеты очки.

Аккомодация

Это важное свойство глаза. Аккомодация является способностью хрусталика менять кривизну. Именно благодаря этой функции глаз прекрасно видит предметы, расположенные на различных расстояниях. Дети с нарушением зрения страдают от спазма аккомодации. Они внезапно перестают хорошо видеть объекты, находящиеся на далеком расстоянии. При этом то, что расположено вблизи, они продолжают воспринимать, как и прежде.

Такое явление может быть связано с повышением нервной возбудимости, с вегето-сосудистой дистонией или с несоблюдением основных правил гигиены глаз.

Влияние плохого зрения на развитие ребенка

Малыши, для которых окружающий мир предстает в нечетких очертаниях, как правило, мало двигаются. Это приводит к появлению плоскостопия и нарушениям осанки. Кроме того, ухудшается деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Дети с нарушением зрения познают окружающий их мир в основном при помощи осязания и слуха. Именно поэтому о всех предметах у них формируется отличное от обычного представление. Страдает и качество образов.

Дети с нарушением зрения развиваются намного медленнее своих сверстников. Это, в свою очередь, негативно влияет на формирование воображения и речи.

Родители должны знать особенности детей с нарушением зрения. Это позволит правильно поступить в той или иной ситуации для того, чтобы ребенок нормально развивался и смог без особых трудностей адаптироваться к жизни.

Как помочь малышу познать мир?

Дошкольники с нарушением зрения способны воссоздать истинную картину окружающих их предметов только с помощью взрослого человека. Имеющаяся патология затрудняет получение целостного восприятия объекта и искажает его качественную характеристику.

Родители и воспитатели дошкольников должны создавать необходимые условия для познавательной деятельности детей, закрепляя при этом результат лечебно-профилактической работы. Знакомство с окружающим миром для таких малышей строится на основе детального изучения всех предметов, их свойств и взаимосвязей. При этом вся работа должна проводиться в комплексе с принятием лечебных и профилактических мер по восстановлению зрения.

Как избежать патологии?

Профилактика нарушения зрения является одной из важнейших задач родителей, заботящихся о здоровье и нормальном развитии своего чада. Чем раньше эти меры начнут приниматься, тем больше вероятности того, что ребенок сможет хорошо видеть как можно дольше.

Профилактика нарушения зрения у детей представляет собой выполнение довольно простых рекомендаций:

  1. Дозировать нагрузки по выполнению домашних заданий. Например, писать или читать ребенку необходимо лишь 15-20 минут подряд, а затем делать перерыв от пяти до десяти минут, в течение которого необходимо просто смотреть вдаль. Работа в сочетании со взглядом в окно тренирует зрение не только детей, но и взрослых.
  2. Добиваться качественного освещения рабочего места. Это важное условие принятия профилактических мер для улучшения зрения у детей. Лампа должна равномерно освещать стол, но лучше всего, если занятия будут проводиться днем. Солнечный свет очень полезен для глаз.
  3. Сохранить зрение поможет и свежий воздух. Ребенок должен совершать ежедневные прогулки, минимальная длительность которых составляет 1,5-2 часа. Причем надо следить за тем, чтобы на улице он бегал и гулял, а не сидел на лавочке.
  4. Действенной мерой профилактики послужит прием витаминов. Препараты детям рекомендуется давать только после консультации с врачом. Для глаз необходимы витамины С, А, группы В, средства, в составе которых имеется черника или клюква. Полезны для зрения овощи, а также фрукты, имеющие оранжевый цвет, листовая зелень и витаминные чаи с плодами черной смородины, облепихи, рябины и калины.
  5. Хорошее зрение ребенку сохранит ограничение времени работы за компьютером и просмотра телепередач. Дети до двух лет вообще не должны смотреть телевизор.
  6. Среди профилактических мер ухудшения зрения находится обеспечение полноценного питания. В меню ребенка должны находиться яйца и мясо, сливочное масло, орехи и рыба. Важно также соблюдать питьевой режим.
  7. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не тер глазки грязными руками. Это позволит не допустить проникновения инфекции в органы зрения.
  8. Важным пунктом профилактических мер является выполнение специальных упражнений для глаз.
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.3. Специальное дошкольное образование1
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.4. Школьная система специального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация людей с ограниченной трудоспособностью
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.6. Социально-педагогическая помощь людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности
  • 1.6.1. Структура современной отечественной системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями
  • 1.6.2. Организация системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями за рубежом
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 2
  • Педагогические системы образования людей с нарушениями слуха
  • 2.1. Предмет и задачи сурдопедагогики
  • 2.2. Формы и причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация
  • 2.3. Классификации нарушений слуха
  • 2.4. Системы специального образования детей с нарушениями слуха
  • 2.4.1. Структурное обоснование
  • 2.4.2. Обучение глухих овладению словесной речью на коммуникативно-деятельностной основе
  • 2.4.3. Билингвистический подход в обучении глухих
  • 2.5. Педагогические системы и методы реабилитации, направленные на интеграцию глухих в общеобразовательную среду
  • 2.5.1. Метод материнской школы
  • 2.5.2. Кохлеарная имплантация как способ реабилитации глухих людей
  • 2.5.3. Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом
  • 2.6. Системы образования слабослышащих
  • 2.6.1. Специальное обучение
  • 2.6.2. Интегрированное обучение
  • 2.7. Профессиональное образование людей с нарушением слуха
  • 2.7.1. Общие принципиальные положения
  • 2.7.2. Начальное профессиональное образование
  • 2.7.3. Среднее профессиональное образование
  • 2.7.4. Высшее профессиональное образование
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 3
  • Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
  • 3.1. Предмет и задачи тифлопедагогики
  • 3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения
  • 3.3. Классификация нарушений зрения
  • 3.4. Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
  • 3.4.1. Общая характеристика систем образования в тифлопедагогике
  • 3.4.2. Абилитационная педагогическая система
  • 3.4.3. Система образования детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • 3.4.4. Система специального школьного образования
  • 3.4.5. Система образования взрослых инвалидов по зрению
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 4
  • Педагогические системы логопедической помощи людям с нарушениями речевой деятельности
  • 4.1. Предмет и задачи логопедии
  • 4.2. Причины речевых нарушений
  • 4.3. Основные виды речевых нарушений
  • 4.4. Актуальные проблемы развития современных педагогических систем в логопедии
  • 4.5. Основы функционирования педагогических систем логопедической помощи в образовании, здравоохранении и сфере социальной защиты населения
  • 4.5.1. Ранняя логопедическая диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии
  • 4.5.2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи
  • 4.5.3. Школьное обучение детей с нарушениями речи
  • 4.5.4. Логопедическая помощь в системе здравоохранения
  • 4.6. Принципы, определяющие стратегию коррекционно-логопедического воздействия
  • 4.7. Авторские школы в логопедии
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 5
  • Развития 1
  • 5.1. Определение понятия умственной отсталости и клинико-психолого-педагогическая характеристика
  • 5.2. Особенности психического развития детей и подростков с умственной отсталостью
  • 5.3. Возможности коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением умственного развития
  • 5.4. Система школьного образования людей с нарушениями умственного развития школьного возраста и поздней юности
  • 5.5. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и социальное адаптирование
  • 5.5.1. Профориентация, трудовое обучение, занятость
  • 5.5.2. Люди с умственной отсталостью в самостоятельной жизни
  • 5.6. Дети со стойкими образовательными затруднениями. Система специальной педагогической помощи
  • 5.6.1. Определение понятия, этиология, классификации и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
  • 5.6.2. Возможности коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 6
  • 6.1.2. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом
  • 6.1.3. Особенности психического и речевого развития при дцп
  • 6.2. Система коррекционно-педагогической работы в образовательной ситуации детей с дцп
  • 6.3. Отечественная система поэтапной медицинской и педагогической помощи детям с церебральным параличом
  • 6.4. Организация лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом за рубежом
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 7
  • Специальное образование при аутистических расстройствах
  • 7.1. Понятие о расстройствах аутистического спектра
  • 7.2. Причины расстройств аутистического спектра
  • 7.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика расстройств аутистического спектра
  • 7.4. Современные подходы в коррекционно-педагогической помощи при аутистических расстройствах
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8
  • Педагогические системы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии
  • 8.1. Современное понимание сущности комплексного нарушения
  • 8.2. Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии - предмет, цель, задачи
  • 8.3. Основные группы детей с комплексными нарушениями развития
  • 8.4. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями
  • 8.5. Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 9
  • Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями как новый этап в развитии педагогических систем специального обучения
  • 9.1. Предпосылки и условия образовательной интеграции в России
  • 9.2. Организация интегрированного обучения детей с нарушениями развития в раннем и дошкольном возрасте
  • 9.3. Реализация педагогической системы специального образования детей с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы
  • 9.3.1. Общая структура модели социально-образовательной интеграции
  • 9.3.2. Интегрированное обучение в общеобразовательном классе
  • Учебный план
  • 9.3.3. Обучение в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки
  • 9.3.4. Деятельность специалистов службы сопровождения
  • 9.3.5. Социальная интеграция, реализуемая в системе дополнительного образования
  • 9.3.6. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум как организатор интегрированного обучения
  • Алгоритм деятельности членов консилиума
  • 9.4. Работа с семьей в ситуации интегрированного обучения
  • 9.5. Проблемы интеграции и отношение педагогов общеобразовательных школ к отдельным моментам в ее организации
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 1. Педагогические системы специального образования 5
  • Глава 2. Педагогические системы образования людей с нарушениями
  • Глава 3. Педагогические системы образования людей с нарушениями
  • Глава 4. Педагогические системы логопедической помощи людям
  • Глава 5. Педагогические системы специального образования при
  • Глава 6. Педагогические системы обучения и воспитания людей
  • Глава 7. Специальное образование при аутистических
  • Глава 8. Педагогические системы обучения и воспитания детей
  • Глава 9. Образовательная интеграция детей с ограниченными
  • Специальная педагогика
  • Назарова Наталия Михайловна, Аксенова Лидия Ивановна, Андреева Людмила Витальевна и др. Педагогические системы специального образования
  • 3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения

    Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благода- ря сложной системе различных взаимосвязанных структур зри- тельного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, ви- деть их на разном расстоянии при различной их освещенности.

    В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительны- ми нарушениями (дефектами зрения) подразумевается количествен- ная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне повреждений различных структур зрительного анализатора.

    Причины возникновения нарушений в зрительной системе весь- ма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обу- словлены причинами наследственного характера (наличием не- благоприятных генетических факторов, хромосомной патологи- ей), но могут быть и детерминированы различными отрицатель- ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).

    Приобретенные нарушения зрения могут оказаться следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм, опухолей, инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, гриппа, туберкулеза и др.). Кроме того, значительные нарушения зрения вызываются заболеваниями глаз.

    По распространенности причин возникновения нарушений зрения у детей в качестве приоритетного фактора выступает врож- денно-наследственная патология (более 80% случаев), в то время как приобретенные нарушения зрения составляют приблизитель- но 20% случаев.

    И то, и другое могут вызывать заболевания прозрачных и пре- ломляющих сред глаза, сетчатки, зрительного нерва, поражения

    зрительных зон мозга и т.д. (первичные соматические нарушения), что, в свою очередь, неизбежно приводит к возникновению вто- ричных функциональных отклонений (снижению остроты зрения, сужению или выпадению частей поля зрения, нарушению свето- и цветоощущений). Наличие же вторичных функциональных от- клонений оказывает негативное влияние на развитие ряда психи- ческих процессов, таких, как ощущение, восприятие, представ- ление.

    Различают прогрессирующие и непрогрессирующие наруше- ния зрительного анализатора. При прогрессирующих нарушениях (глаукома, миопия, гиперметропия и др.) происходит постепен- ное ухудшение зрительных функций под влиянием патологиче- ского процесса.

    К непрогрессирующим нарушениям зрительного анализатора относятся некоторые врожденные его пороки (например, астиг- матизм). Причинами дефектов такого характера могут оказаться последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

    Дефекты зрения характеризуются как по характеру нарушения (бинокулярный, монокулярный, монокулярно альтернирующий, одновременный), так и по степени потери зрения (слепота, сла- бовидение) и проявляются в виде нарушений различных зритель- ных функций.

    К основным зрительным функциям относятся: острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, глазодвигательные функции. Каждая из них формирует- ся прижизненно и достигает своего максимального развития к определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младен- ческом и раннем возрасте, которое продолжается и в дошколь- ном и школьном возрастах (Е.И.Ковалевский, Э.С.Аветисов и др.). Так, например, функция светоощущения достигает своего максимального развития лишь к 20-летнему возрасту (В.В.Вол- ков, А. М. Шамшинова).

    Острота зрения, являясь функцией центрального зрения, име- ет огромное значение как для познавательной, так и для практи- ческой деятельности человека, обеспечивая различение форм мел- ких деталей и опознание предметов. Под остротой зрения подра- зумевается способность глаза видеть раздельно две святящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Ее мерой слу- жит тот минимальный зрительный угол, при котором можно оце- нить еще различимые глазом пространственные величины (В.В.Волков). Острота зрения обозначается десятичной дробью (0,2; 0,3 и т.д.). За нормальный ее показатель принимается спо- собность глаза различать детали объекта под углом зрения, рав- ным одной минуте, что свидетельствует о наличии остроты зре- ния, равной 1,0. Однако минимальной достаточной остротой зре-

    Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушениями оптического (дефекты оптики глаза: аметропия, помутнение или дистрофические изменения его оптических сред) и сенсорного характера (расстройства механизмов световосприятия и обработки зрительных образов, обусловленные заболеваниями сетчатки, зри- тельного нерва и головного мозга).

    Снижение остроты зрения может вызвать слепоту или слабо- видение. Слепота - это отсутствие или снижение зрения, при котором невозможно или значительно ограничено зрительное вос- приятие окружающего. Под слабовидением понимаются разные степени нарушения центрального, периферического и цветового зрения (как в отдельности, так и в их совокупности), затрудняю- щие стабильное качественное получение и обработку зрительной информации, значительно осложняющие познавательную и прак- тическую деятельность человека.

    Снижение остроты зрения до слепоты и слабовидения отрица- тельно влияет на процесс узнавания предметов и изображений, на скорость зрительного восприятия, что, в свою очередь, нега- тивно сказывается на формировании предметных и пространствен- ных представлений, развитии образного мышления, регуляции движений, их точности, координации, соразмерности.

    Основными клиническими формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома и др. Рас- пространенность слепоты и слабовидения среди населения России в настоящее время довольно велика. Так, по данным Е.С.Либ- ман, Е.В.Шаховой, распространенность слепоты и слабовидения на рубеже XX и XXI вв. составила 28,8 человек на 10 000 предста- вителей взрослого населения. Авторы отметили тенденцию значи- тельного роста зрительных нарушений в детском возрасте.

    Поле зрения является функцией периферического зрения и из- меряется в градусах. Под этим понятием подразумевается простран- ство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде одним или двумя глазами, что необходимо для ориенти- рования в пространстве и обнаружения предметов. В норме поле зрения двумя глазами (с соотнесением одновременно полученных двух изображений в единый зрительный образ) для белого цвета по горизонтали составляет 180°, а по вертикали - 110°.

    Серьезные нарушения поля зрения, которые так же, как и сни- жение остроты зрения, ведут к слепоте и слабовидению, могут быть связаны как с выпадением различных его участков (ското- мы), так и с сужением границ поля зрения (монокулярным или бинокулярным). Эти нарушения, снижая скорость, точность и це- лостность восприятия, создают затруднения как при ориентиров-

    ке в большом и малом пространстве, так и при выполнении раз- личных видов деятельности.

    Светоощущение, или световая чувствительность, являясь наи- более ранней функцией органа зрения, представляет собой спо- собность зрительной системы различать световые раздражители. Эта способность ребенка воспринимать свет с первых дней жизни оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной сис- темы в целом и служит основой для формирования всех ее функ- ций. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолют- ной (величина минимального светового раздражения, которое может быть воспринято человеческим глазом) и различительной способности (определение минимальной разницы в яркости двух освещенных объектов). Кроме того, она характеризуется еще све- товой (скоростью приспособления органа зрения к более яркому свету) и темновой адаптацией (приспособлением органа зрения к условиям пониженного освещения). Нарушение светоощущения может сказываться в расстройствах как световой чувствительно- сти, так и в адаптации к условиям освещения. Наиболее часто встречающимся нарушением данной функции является расстрой- ство темновой адаптации (гемералопия, или куриная слепота), выражающееся в полной потере или затруднении ориентации в условиях пониженного освещения.

    Под функцией цветоощущения (цветовое зрение) понимается способность воспринимать волновую природу света, т.е. диффе- ренцировать его по длине волн, благодаря чему человек имеет возможность воспринимать не только ахроматические (белый, серый, черный), но и хроматические (цвета спектра) цвета. Вос- приятие всего многоцветия окружающей действительности игра- ет большую роль в познавательной, практической деятельности человека, в развитии эмоциональности, оказывает влияние на его настроение и работоспособность.

    Нарушение цветоощущения связано с выпадением какого-либо из трех элементов сетчатки, каждый из которых предназначен для восприятия одного из основных цветов (красного, зеленого, си- него), и может проявляться в виде цветоаномалии (различные сочетания цветослепоты и цветоаномальности, монохромозия или дальтонизм) или цветослабости. Нормально развитое зрение по своему характеру является бинокулярным (зрение двумя глазами с одновременным соединением полученных двух изображений в единый зрительный образ) и глубинным (способность различать отдаленность наблюдаемых предметов).

    Бинокулярное зрение обеспечивает пространственное, стерео- скопическое восприятие окружающего мира. Кроме того, благо- даря свойству бинокулярности улучшаются другие зрительные функции: острота и поле зрения. Нарушение данной функции выражается в замене бинокулярного зрения на монокулярное (ви-

    дение одним глазом), монокулярно альтернирующее (поперемен- ное зрение двумя глазами), одновременное (зрение двумя глаза- ми без слияния изображений в единый зрительный образ). Рас- стройства бинокулярного зрения приводят к возникновению труд- ностей в восприятии формы объемных предметов, в различении форм предметов на расстоянии, в правильном оценивании слож- ных предметных ситуаций и изображений.

    Глазодвигательные функции обеспечивают нормальную работу глаз, что проявляется в их подвижности и способности к тонким установкам, необходимым для любого точно действующего опти- ческого прибора, в качестве которого выступает орган зрения. Расстройство этих функций связано с нарушением правильного стояния глаз, возникающим в результате снижения уровня услов- но-рефлекторной координации их движений, и может проявляться как в виде косоглазия (сходящегося, расходящегося, паралити- ческого), так и в виде дефектов подвижности глаз и нистагма (спонтанных колебательных движений глазных яблок). Нарушение глазодвигательных функций обусловливает снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия и спо- собствует возникновению трудностей в определении простран- ственного расположения предметов и в выполнении практичес- ких действий. Косоглазие может привести к изменениям свойств зрения, что может выразиться в замене бинокулярной способно- сти на монокулярно альтернирующее или одновременное зрение.

    Нарушение бинокулярного зрения может способствовать воз- никновению амблиопии (снижение остроты зрения без видимой анатомической и рефракционной основы). По происхождению амблиопия может быть врожденной и приобретенной. К приобре- тенным видам относятся: дисбинокулярная (развивается на фоне косоглазия), рефракционная и анизометрическая (характерна при аномалиях рефракции), обскурационная амблиопия (возникает на фоне врожденной или приобретенной катаракты, а также при нарушении прозрачных сред глаза и птозе - опущении века). По степени выраженности амблиопия делится на слабую (острота зрения не ниже 0,4), среднюю (острота зрения 0,3 - 0,2), высо- кую (острота зрения 0,1 - 0,05), очень высокую (острота зрения от 0,04 и ниже).

    По статистике, в мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения; из них 39 миллионов абсолютно слепы и 246 миллионов имеют симптомы ухудшения зрение.

    Проблемы со зрением у многих начинаются ещё с детства. В связи с этим очень важная роль отводится проведению профилактических мероприятий и своевременному принятию мер, нацеленных на предотвращение нежелательных последствий. 80% всех случаев нарушения зрения можно предотвратить или вылечить.

    Определение зрения

    Человек наделён природой пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир.

    Зрение – это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.

    Для того чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются коре головного мозга, в участок, отвечающий за их обработку и формирование определённого образа. В этом сложном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга. Если в каком-либо из этих элементов возникнет функциональный сбой, это вызывает ухудшение зрения. Повреждения разных структур проявляются различными нарушениями.

    Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Нарушение зрения частично или полностью лишает его такой возможности. Слабовидящие люди в наше время – это не редкость.

    Виды нарушений

    Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.

    Близорукость

    При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов. Наиболее часто близорукость выявляется у взрослых людей, проводящих много времени за компьютером, и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. Данное нарушение корректируется очками и линзами, а также путём хирургического вмешательства.

    Незначительное ухудшение зрения можно исправить с помощью специальных зрительных упражнений.

    Дальнозоркость(гиперметропия)

    Дальнозоркость вызывается нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. При дальнозоркости средней и высокой степени изображение будет нечётким как вблизи, так и вдали. Данное нарушение часто возникает в детском возрасте, но не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребёнка патология проходит самостоятельно, однако процесс нужно контролировать, регулярно посещая окулиста.

    Астигматизм

    При астигматизме поверхность глазного яблока приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет абсолютно круглую поверхность. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми.

    Астигматизм часто развивается в детстве, как правило, одновременно с дальнозоркостью или близорукостью. При отсутствии коррекции это нарушение может спровоцировать резкое ослабление остроты зрения, а также вызвать косоглазие.

    Косоглазие (страбизм)

    Косоглазие – это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации, из-за чего становится невозможным слияние двух изображений в одном. Косоглазие возникает из-за понижения остроты зрения одного или обоих глаз либо вследствие нарушения рефракции и аккомодации.

    Лечение косоглазия у взрослых описано .

    Амблиопия

    В народе это нарушение называют «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или обусловлено врождёнными аномалиями одного из них, а также является следствием невылеченного косоглазия. В результате в мозг передаётся нечёткое изображение, и он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения.

    Ребенок с аблиопией

    Если не лечить амблиопию, острота зрения будет ухудшаться.

    По степени нарушений

    Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

    Выделяют несколько групп людей с нарушением зрения:

    • Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение, а также сохранившие способность к светоощущению.
    • Тотально слепые – лица с полным отсутствием зрительных ощущений.
    • Частично слепые – люди, имеющие только светоощущения.
    • Слабовидящие – лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

    В зависимости от времени появления дефекта выделяют 2 категории слепых:

    1. Слепорождённые – люди с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3 лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.
    2. Ослепшие – люди, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

    Проблемы со зрением у детей

    Хорошее зрение является непременным условием здоровья и полноценного развития ребёнка. Именно через зрение ребёнок приобретает основные коммуникативные навыки, формирует представление об окружающем мире и собственное видение. Отсюда и начинается становление личности ребёнка

    Если острота детского зрения снижена, развитие малыша может существенно затрудниться, поэтому вопросы о детском зрении чрезвычайно важны. у ребёнка прежде всего затрагивают родителей, ведь они ответственны за здоровье своего чада. Запускать эти проблемы ни в коем случае нельзя.

    Причины возникновения

    Лечить нарушения зрения у детей невозможно, если не знать их причины. Итак, основные факторы нарушения зрения у детей таковы:

    • Наследственная предрасположенность;
    • Стрессы;
    • Пониженный уровень гемоглобина;
    • Несоблюдение гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещённости, чтение или игры на мобильном телефоне в положении лёжа, занятия на компьютере и пр.);
    • Несоблюдение правил безопасности зрения: манипуляции с острыми предметами, пристрастие смотреть на яркий свет без очков.

    Наиболее частым нарушением детского зрения является близорукость. Это связано с тем, что возраст от 7 до 15 лет сочетается с повышенными зрительными нагрузками (чтение, письмо, уроки в школе). Несоблюдение правил просмотра телевизора и работы с компьютером, генетическая предрасположенность, дефицит питательных веществ и прочие негативные факторы могут привести к развитию косоглазия, миопии, амблиопии и другим проблемам со зрением у детей.

    Любое нарушение зрения или заболевание глаз у ребёнка требует незамедлительного обращения к врачу. Помните: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на полное выздоровление и отсутствие проблем в будущем, независимо от причины нарушения зрения у детей. Сохранение зрения у детей является важной обязанностью родителей.

    Недостатки зрительного восприятия приводят к формированию у ребёнка нечётких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведёт к затруднениям при обучении в школе, усвоению учебного материала. Кроме того, нарушение зрения значительно сужает сферу чувственного познания, тем самым влияя на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности, а значит и на формирование личностных качеств человека. Часто дети чувствуют себя обречёнными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.

    Психологи отмечают, что дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику:

    • У них отмечается повышенный личностный уровень тревожности;
    • Дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу;
    • Плохо соотносят эмоцию с выражением мимики;
    • Недостаточно компетентны в проявлении эмоций;
    • Слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.

    Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии: нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

    Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. У многих детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.

    Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Из-за этого мышцы рук оказываются вялыми или, наоборот, слишком напряжёнными. Всё это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

    Проблемы со зрением у взрослых

    Все наследственные нарушения в организме человека, в том числе и органов зрения, передаются от одного из родителей, часто через поколение, а врождённые развиваются уже в период развития плода в утробе матери. Приобретённые же нарушения появляются уже после рождения вследствие ряда причин.

    Ниже перечислены болезни глаз, которые встречаются у взрослых людей человека чаще всего:

    • Амблиопия (описана выше в статье);
    • Катаракта. Данная патология зрения представляет собой помутнение хрусталика, которое могло возникнуть вследствие перенесенных в период внутриутробного развития различных инфекций, нарушения обмена веществ, а также из-за генетических нарушений. Катаракта – это одна из главных причин как взрослой, так и детской слепоты: её распространённость удваивается каждые 10 лет в возрасте после 40.
    • Глаукома. Это нарушение зрения имеет характерный – повышенное внутриглазное давление. Глаукома способна вызвать потерю всех полей зрения у человека, а также гибель самого зрительного нерва. Именно поэтому важна своевременная диагностика и лечение данного заболевания.

    Какие симптомы катаракты найти можно А также читайте о лечении глаукомы лазером в .

    Причины возникновения

    Хорошее зрение зависит не только от глаза, но и от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения делятся на 3 группы:

    1. Повреждения частей глаза или структурные нарушения.
    2. Нарушение рефракции, когда глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.
    3. Поражение той части мозга, которая отвечает за взаимодействие с глазом.

    Факторы, способные стать причинами нарушения зрения:

    • Активная умственная деятельность, ведущая к перенапряжению глазных мышц и нервов. Известно, что при отсутствии нужного количества отдыха все эти системы начинают работать хуже и зрение снижается.
    • Длительная работа за компьютером. В данном случае человек реже моргает, поэтому глаза не получают нужного увлажнения. Также стоит помнить и о синем свете, который исходит от монитора. Ряд исследований подтвердил, что он способен оказывать негативное воздействие на сетчатку.
    • Плохое или очень яркое освещение в помещении. Недостаток света, так же как и его избыток, оказывают негативное воздействие на зрение.
    • Яркое солнце способно повредить сетчатку, а отсутствие света – вызывать большое напряжение глаз и провоцировать развитие близорукости.
    • Употребление алкоголя и курение. Токсины, содержащиеся в спиртных напитках и никотине, негативно сказываются на здоровье всего организма. В частности, они затрудняют кровообращение в сосудах глаза, что ведёт к недостаточному поступлению кислорода к тканям и нарушению зрения.
    • Неправильное питание. Диета, в которой присутствует большое количество жиров и «быстрых» углеводов, и почти отсутствуют витамины, содержащиеся в свежих фруктах и овощах, лишает наши глаза питательных веществ, необходимых для нормального зрения.

    Особенности психоэмоционального развития

    Психика слепых и слабовидящих людей существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью.

    Нарушение зрения и его крайняя форма – слепота – значительно сужает сферу чувственного познания и может повлиять на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Многие исследователи отмечают, что слепота влечёт за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. Такие выводы были сделаны в ходе исследований поздно ослепших людей, тяжело переживающих утрату зрения, а также слепорождённых и рано ослепших людей.

    Особенности физического развития

    Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека – активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. Это явление объясняется тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать всё окружающее, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых людей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве.

    I группа инвалидности устанавливается при четвертой степени нарушений работы органа зрения. Критерии этой степени – полная слепота (нулевое зрение обоих глаз); острота зрения лучше видящего глаза не выше 0,04 диоптрии; сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-0° от точки фиксации.

    II группа инвалидности устанавливается при третьей степени нарушений в работе зрительного анализатора. Её критериями служат:

    • острота зрения лучше видящего глаза от 0,05 до 0,1;
    • сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-20° от точки фиксации.

    При второй группе инвалидности трудовая деятельность человека возможна только в специально созданных условиях. Обычно это общества слепых, где люди выполняют работу руками.

    Третья группа инвалидности может устанавливаться при второй степени нарушений зрения, которые характеризуются:

    • снижением остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
    • односторонним сужением границ поля зрения менее 40° и не более 20° от точки фиксации.

    Инвалиды третьей группы – это слабовидящие люди.

    Несовершеннолетним гражданам с 1-3 группой инвалидности присваивается статус «ребёнок-инвалид».

    Видео

    Выводы

    Таким образом, дефект нарушение зрения представляет собой физический или психологический недостаток, который влечёт за собой некоторые отклонения от нормального развития. Врождённые и приобретённые дефекты относятся к первичным нарушениям, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов как у взрослых, так и у детей.

    Также читайте характеристику детей с нарушением зрения в , и как получить инвалидность по зрению по .

    Похожие статьи