Как возникает звук? Научно-исследовательский проект «Путешествие по звукам.

24.09.2019

Программное содержание: развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения, обогащать словарь, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа, развивать внимание и воображение детей, прививать любовь к природе.

Оборудование: музыкальные детские инструменты: гармошка, свисток, бубен, барабан, дудочка. Предметы: молоток, газета, стакан, ложка (можно деревянная и железная), записи звуков природы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Шёпотом: - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они все разные.

3. Знакомство с понятием «звук».

Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки, по возможности, демонстрируются). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).

4. Введение в словарь детей глаголов.

Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.

Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём. Учитель задаёт ребятам вопросы:

На чём играет Катя? (на дудочке).

Что делает дудочка? (дудит).

По аналогии строятся все вопросы и ответы: свисток - свистит, бубен - звенит, барабан - барабанит, погремушка - гремит, гармошка - играет.

Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? Это называется - оркестр. Сегодня у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе. Все дети играют на инструментах.

5. Развитие внимания. Закрепление формы родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало?» Дети кладут инструменты на стол и садятся.

А теперь закройте глаза.

Учитель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: - Чего нет? Свистка… Чего нет? Барабана… гармошки…бубна. Похвалить детей за внимание и старание.

6. На занятии может быть проведена игра «Отгадай, что звучит», для развития фонематического слуха.

За ширмой преподаватель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.

7. Релаксация.

А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем… А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.

Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.

8. Беседа по прослушиванию.

Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря - вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?

В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.

9. Итог занятия.

Что делают наши ушки? Что они слышат? Какие бывают звуки? Подвести итог: звуки природы, звуки предметов, звуки музыки.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

Цель : Дать детям представление о звуке, как физическом явлении; выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными.

Материалы : 4 пластиковых теннисных шарика, верёвка, струна, пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев, таз с водой, камешки, бумага очень тонкая и бумага очень плотная.

Ход занятия:

Ребята! Вы любите слушать музыку? Наверно, у вас есть любимые песни и мелодии! И, может быть, вы играли на каких-нибудь музыкальных инструментах? Как потрясающе они звучат! А задумывались ли вы, как люди могут слышать звуки? Что такое звук? Как инструменты издают звуки, как они могут звучать так громко и так красиво? Давайте-ка разберёмся, что к чему.

Вы знаете, что нас окружает воздух. Тот самый, которым мы дышим. А сам воздух состоит из множества маленьких частичек, которые называются «молекулы». Любое движение воздуха – это движение миллионов молекул. Воздух прозрачный, поэтому мы не видим его движение, зато можем слышать его, ведь от соударения миллионов молекул и получается звук!

Проведём с вами опыт.

Возьмём 3 пластиковых теннисных шарика и выстроим их на столе в одну прямую линию. Возьмём 4-й шарик и толкнём его так, чтобы он стукнулся о крайний шарик в ряду. Что получилось? Шарик, который мы кинули, столкнулся с крайним шариком и остановился. А вот шарик, стоявший с другого конца ряда, откатился. Молекулы воздуха ударяют друг друга, как шарики в опыте. Энергия по цепочке передаётся от одной молекулы к другой. Так появляется звуковая волна.

Почему мы слышим звук? Давайте посмотрим, как дрожит натянутая струна. Она колеблется в воздухе, а значит, расталкивает его молекулы в разные стороны. Каждая молекула, в свою очередь, толкает своих «соседей», те – своих, и так далее. Толкая друг друга, молекулы «долетят» до твоих ушей и начнут стучаться в них. Глубоко в ухе человека есть барабанная перепонка – тонкая плёночка, настолько чувствительная, что она ощущает, как крохотные молекулы бьются об неё. Когда молекулы воздуха ударяются в барабанную перепонку, мы слышим звук!

Как распространяется звук? Бросим камешек в воду. Что мы видим? Во все стороны побежали волны. Когда струна на гитаре колеблется, звук распространяется от неё точно, как волны, разбегающиеся от упавшего в воду камня. Поэтому, когда говорят о распространении звука, употребляют термин «звуковая волна». Звуки бывают громкими и тихими, высокими и низкими. Это зависит от размеров звуковой волны.

А задумывались ли вы, ребята над тем, почему комар пищит, а шмель жужжит? Давайте проведём ещё один опыт – проведём пластмассовой пластиной по зубьям разных расчёсок. Одинаковый ли мы слышим звук? От чего зависит частота звука?

(Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчёсок. У расчёсок с крупными и редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчёсок с частыми редкими зубьями – звук тонкий, высокий)

Рассмотрите иллюстрации комара и шмеля, определите их величину. Покажите, как пищит комар: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з». А у шмеля звук низкий, грубый – «ж-ж-ж», как вы думаете, почему мы слышим такие разные звуки? Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Давайте вспомним «Сказку о глупом мышонке», один из его отрывков: «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт». Почему мышонок не услышал щуку? Какая часть уха помогает услышать звук? Барабанная перепонка, которая находится внутри уха. У разных живых организмов барабанная перепонка устроена неодинаково. Она может быть разной по толщине, как бумага.

(Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: поднося разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит, тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания)

Звуки бывают очень высокими и очень низкими, которые ухо человека слышать не может, а разные виды животных их слышат. Например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека.

Вот сколько интересного мы узнали сегодня о звуке. Если у вас появятся вопросы, мы можем ещё провести опыты, почитать научно-популярную литературу.

Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»

Направление : исследовательская деятельность .

Тема :

«Что такое звук , скажи

1. Возрастная группа : подготовительный к школе возраст.

2. Участники : дети, воспитатели, родители воспитанников.

3. Продолжительность исследовательской деятельности : один месяц.

4. Актуальность :

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами . Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки ? Что требуется для распространения звука ? Где прячется звук ? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.

Множество опытов, экспериментирования, исследований , которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков .

5. Новизна :

Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки . Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо . Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.

Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке , где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.

6. Описание практической значимости :

Наше исследование нам помогает узнать , что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос : «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков Ответы детей были однозначно : да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки , чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться : правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.

Так что же такое звук ?

Большинство звуков , которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук .

7. Цель ребенка (или детей) : Хотим узнать : откуда берется звук ?

8. Цель воспитателей : развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков .

9. Задачи для ребенка :

Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.

10. Задачи для воспитателей :

Закреплять представления детей о понятии «звук » .

Сформировать представление о характеристике звука – громкости , тембра, длительности.

Развивать умение сравнивать различные звуки , определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн .

Выявить причины усиления ослабления звука

Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

11. Проблема : когда учили стихотворение о звуке , у детей возникли вопросы : «Что такое звук ? Откуда берется звук

Что такое звук ? Скажи !

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук , попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.

11. Реализация :

Наше исследование проходило в три этапа.

I. Определение уровня сформированности представлений детей : о звуке ,

использование звуков , о слухе и способов его сохранения.

Проведение элементарных опытов;

Попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан ;

Определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых

звуков ;

Распознавание звуков окружающего мира .

II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.

Знакомство с высокими и низкими звуками ;

Определение зависимости звучащих предметов от их размеров;

Знакомство с характеристикой звука – громкость , тембр, длительность.

III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн ,

усиление и ослабление звука .

В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились , что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность .

12. Гипотеза : звук нельзя увидеть и почувствовать.

Все слышали поговорку : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки .

Исследование № 1

«Увидеть звук »

Конечно, невозможно увидеть звук , когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук .

Материал : рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать : «М-м-м-м!» . Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Вывод : Звук состоит из звуковых волн – вибраций , которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.

Исследование № 2

«Музыкальная шкатулка» .

Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки .

Материал : рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.

Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.

Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.

Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.

Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука . Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче , и чуть нежнее, чтобы звук был тише .

Вывод : резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки . Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны , которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче , так как звук , попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.

Исследование № 3

«Почувствуй звук » .

Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук . С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать .

Материал : лист бумаги.

Лист бумаги свернуть в трубочку.

Произнести громко звук : «А-а-а-а» , затем звук произнести тише .

Вывод : чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук , тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны , распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

Исследование № 4

«Еще немного музыки»

Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.

Материал : рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.

Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.

Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.

Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.

Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук .

Вывод : короткие соломинки дают более высокие звуки , чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.

13. Результат : мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука : громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники .

Литературные источники :

1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО : Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.

2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.

Звук - вид энергии, воспринимаемой слухом. Он вызывается колебаниями в твердой, жидкой и газообразной среде, распространяющимися в виде волн.

Что такое Звук?

Мы привыкли слышать, что звук распространят для только в воздухе, но на самом деле он воспринимается и через другую среду. Например, погрузив голову в ванну, мы все равно будем слышать, что происходит в комнате, потому что вода и прочие жидкости проводят звук. А шумные соседи мешают нам из-за того, что их громкие голоса доносятся сквозь полы и стены твердые вещества.

Возникновение звука

Извлечь звук нетрудно, ударив друг о друга двумя предметами - например, крышками от кастрюль. Они начинают звучать оттого, что при ударе мы передаем им энергию, заставляя их вибрировать (быстро колебаться). Вибрируя, предмет поочередно то сжимает, то разрежает окружающий воздух. Поэтому давление воздуха вокруг него то возрастает, то падает. Эти слабые колебания воздуха создают звуковые волны. Они достигают наших барабанных перепонок, и мы слышим звук.

Голос возникает, когда воздух, поступающий из легких, проходит через голосовые связки. Высота голоса зависит от того, насколько быстро связки вибрируют. Движением воздуха, то заполняющего легкие, то выходящего наружу, управляет диафрагма. Мышцы языка и губ делают звуки, издаваемые связками, членораздельными. Полости носа, гортани и груди помогают усиливать звук за счет резонанса.

Колебания воздуха

Звук создается еле уловимыми перепадами давления воздуха. Когда кто-то говорит рядом с вами, он заставляет давление воздуха то увеличиваться, то снижаться примерно на 0,01 процента от нормального. Такое же давление мы ощущаем, положив на ладонь листок бумаги. Колеблющийся воздух заставляет вибрировать юн кую мембрану в ухе, называемую барабанной перепонкой. Вот почему мы воспринимаем колебания воздуха как звук. Но наш слух улавливает не все колебания. Во-первых, колебания должны быть достаточно сильными, чтобы мы могли их уловить. А во-вторых, не слишком быстрыми и не слишком медленными - иными словами, они должны имен, определенную частоту.

Распространение звука

Звуковые волны распространяются от вибрирующего объекта во все стороны. Чем дальше от нас находится источник звука, тем больше энергии растрачивают волны по пути, и потому звук становится тише. От твердых поверхностей - например, от стекла и кирпичных волны отражаются, порождая эхо. Если говорящий человек находится в той же комнате, что и мы, звук его голоса доходит до нашего слуха и напрямую, и отразившись от стен, пола и потолка. Если помещение большое, возникает гулкий отзвук; это явление называется реверберацией.

Громкость

Чем сильнее мы ударим по предмету, тем Энергичнее он будет колебаться, создавая более ощутимые изменения давления воздуха, а значит, звук становится громче Наш слух может воспринимать перепады давления в очень широком диапазоне. Люди с острым слухом способны расслышать перепад, который в миллион раз меньше атмосферного давления; звук такой громкости производит упавшая на пол булавка. Другую крайность представляет перепад в одну пятую от атмосферного давления - такой грохот производит отбойный молоток.

Частота

Флейта и женский голос звучат выше, чем гитара и мужской голос. Это связано с тем, что они издают звуки большей частоты (имеющие меньшую длину волны). Частоту измеряют в герцах (Гц). Наше ухо воспринимает только звуки, лежащие в диапазоне от 16 до 20 ООО Гц. Гудок автомобиля имеет частоту 200 Гц, самый высокий женский голос берет ноты частотой до 1200 Гц, а самый низкий мужской бас способен достичь 60 Гц. Звуки с частотами до 16 Гц называются инфразвуком, а частотой 2 х 104 109 - ультразвуком.

Скорость звука

Звук распространяется в воздухе со скоростью около 1224 км/ч. С понижением температуры или давления воздуха скорость звука уменьшается. В разреженном холодном воздухе на высоте 11 км скорость звука составляет 1000 км/ч. Скорость звука в воде намного выше, чем в воздухе (около 5400 км/ч).

Сквозь звуковой барьер

Когда самолет летит со скоростью звука, воздух перед ним сжимается до предела, образуя ударную волну. А разгоняясь быстрее звука, самолет пробивает этот барьер и ударная волна остается позади. Поэтому вслед за пролетевшим сверхзвуковым самолетом слышится грохот, но приближение его услышать невозможно, ведь он постоянно опережает звук.

Похожие статьи