Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,
саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)
Исследование своих личностных качеств, своих .
Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.
Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя образовательная школа п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»
Практикум с элементами тренинга
« ПОЗНАЙ СЕБЯ»
социальный педагог- психолог
Терновенко В.Н.
Тема: «Познай себя»
Цель: Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения, совершенствование навыков общения, необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности, самосовершенствования,
саморазвития, в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)
Задачи:
Исследование своих личностных качеств, своих интеллектуальных возможностей .
Совершенствование навыков межличностного взаимодействия.
Развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.
Форма проведения: практикум, с элементами тренинга.
Подготовительная работа: использование ТСО(презентация),бланки, магнитофон, краски, плакат, график, бланки с именами, подарки.
Ход занятия
- Здравствуйте! Я рада вас видеть на нашем занятии. Вы видите, что наше занятие немного необычное. И проходить оно будет в виде игр, психогимнастических упражнений, тестирования и дискуссий.
Наше занятие направлено на познание самого себя, на исследование и развитие личностных качеств человека, на развитие рефлексивных ваших возможностей.
Для человека, нет ничего более интересного, чем люди./В.Гумбольт/
А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я? Что я?- задаем мы себе вопрос.Зачем, для кого и для чего я в этом мире, что я могу, на что я способен, как изменить себя? Такие вопросы все чаще и чаще возникают в нашей голове.
1. Упражнение « Цветопись» (2 мин) (Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)
И сегодняшнее самопознание мы начнем с упражнения
« Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент
При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу. Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок.
Стимульный материал.
Цвет | Символ настроения |
Красный(к) | Восторженное, активное |
Оранжевый(о) | Радостное, теплое |
Желтый (ж) | Светлое. приятное. |
Зеленый (з) | Спокойное, уравновешенное |
Синий(с) | Грустное, печальное |
Фиолетовый(ф) | Тревожное, неудовлетворенное |
Черный (ч) | Унылое, упадочническое |
Белый (б) | Трудно сказать. |
Обработкой результатов займутся два эксперта.
- - Что же такое личностные качества?(2 мин )(Развитие компетенции в общении)
Это взгляды, убеждения, и такие черты характера, которые отражают отношение человека к жизни и оказывают влияние на его поведение в обществе.
Например, если ты человек сильной воли, это твоя черта характера. Если у тебя есть собственное мнение, и ты всегда поступаешь честно и этично - это твой стиль жизни.
Что же представляют собой личностные качества.
3. Результаты экспертов.
Давайте заслушаем наших экспертов, какое эмоциональное состояние в нашей группе на данный момент.
4 . Вы знаете, что бы начать общаться с человеком, нужно с ним познакомиться.
2 Упражнение « Знакомство» (5 мин).(Развитие компетенции познавательной деятельности, самосовершенствования, компетентности деятельности)
Перед вами бланки знакомства.
Обсуждение бланков ответов.
Прочитайте визитки ваших друзей. Теперь вы прекрасно понимаете,какие личностные качества вы хотите развить в себе./ Обсуждение. /
3.Эксперимент « Моя самооценка »(Компетенции сарегулирования, ценностно-смысловой ориентации в мире)
Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами,
И никто так хорошо не думает о нас, как мы сами.
Знаете ли вы о своих достоинствах и недостатках.
Как вы думаете у вас больше положительных или отрицательных качеств?
Внимательно прочтите помещенные в рамочки слова,
Характеризующие определенные черты характера.
Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен.
Обработка результатов.
Обработка результатов и выводы:
К « 1» - заниженная,
К « 0.5» - нормальная
Обсуждение тестирования.
Давайте сделаем выводы.: Что показало тестирование.?
/Тестирование показало, что в нашей группе есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной /.
Люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.
Если вы искренне отвечали и у вас идеальное «Я» мало чем отличается от вашего «Я», то у вас завышенная самооценка, т.е такие люди уверены в своей непогрешимости, с ними очень сложно взаимодействовать. так, как они не готовы « слышать других».
Жизнь- это не то. что происходит с нами, это то. что мы можем сделать с ней, Вместо того, чтобы принимать жизнь такой какая она есть, почему бы не начать жить так как хочешь ты. Начни с небольшого, но главного - измени отношения к себе.
И изменение мы начнем с нашего физического состояния.
4.Упражнение « Сохраняем силы».(Компетенции здоровьесбережения)
Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите это 5 раз, с закрытыми глазами, встаньте и сделайте выдох,слегка потрясите руками, сбросьте все напряжение.
Что вы почувствовали?
5.Упражнение « Умей ответить НЕТ»(Компетенции здоровье сбережения, социального взаимодействия, деятельности, гражданственности, познавательной деятельности)
Вам нужно, разбиться на группы. И обыграть данные ситуации при этом одни должны убедить согласиться других. А другие должны отказаться.
1.ситуация
2.ситуация
3.Ситуация
Идет обсуждение.
Кому было трудно выполнять это, почему?
Кто из ребят был больше уверен в себе, почему вы так считаете?
Кто был не уверен?. В чем это проявлялось.
Кто был агрессивен? Как это проявилось.
Какие ощущения вызывают в вас эти три качества?/ уверенность - вызывает ощущение надежности. Агрессия-неприятие; неуверенность- жалость/ . В психологии существует алгоритм двух «ОО» , Оптимальный Отказ.(Я-сообщение,+ отказ+ аргумент + встречное предложение) Например: Мне приятно, что ты меня пригласил на вечеринку, но я не могу пойти, так как мне нужно выполнить просьбу мамы, давай я приду в следующий раз.
6 Упражнение « Комплимент»(Компетенция социального взаимодействия, общения)
Умение увидеть и развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные взаимоотношения. И сейчас мы попробуем проверить насколько вы можете видеть хорошее,друг в друге.
Посмотрите внимательно на рядом сидящего друга и скажите какая черта характера, привычка вам нравится в этом человеке, при этом подарите подарок с пожеланием, если он есть, а сидящий должен поблагодарить и так по кругу.
7.Проектный рисунок(Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, самопознание. самосовершенствование)
Перед вами плакат, вам нужно молча при помощи краски и кисти вылить ваше эмоциональное состояние нарисовав картину. После чего вы подходите и отмечаете цветными фишками свое состояние у экспертов.
7. Рефлексия.
Вот и закончилось наше занятие.
Расскажите о своих впечатлениях, (понравилось вам занятие?)
Какая работа вам понравилась больше всего, Почему, именно этот момент?
В чем была трудность.
Что вы для себя открыли нового?
Что ощущаете вы сейчас. Какими чувствами вы наполнены?
(Если устали- то вы не раскрылись, если вам хорошо-то для вас одного занятия достаточно, все зависит от вашего желания познать себя)
Спасибо за работу! Чтобы познать мир, надо сначала познать себя, дерзайте и будьте счастливы!
Приложение к тренингу.
- Работа для экспертов.
Упражнение « Цветопись»
Обработка результатов. Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение:
Красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0; синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.
Приложение №2
Заполните таблицу, поместив в первый столбик качества, характеризующие идеального человека: во второй, те качества, которыми идеальный человек обладать не должен
Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.
Обработка результатов.
Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется, обладаешь ты.
Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце № 1.
Если результат близок к « единице» , скорее всего, ты себя переоцениваешь.
Если результат близок к « нулю» - это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности.
При результате, близким к « 0, 5» , ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка.
Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2 .
Результат, близкий к « 0»- завышенная самооценка,
К « 1» - заниженная, -к « 0.5» - нормальная
Упражнение « Умей ответить « Нет» 1.ситуация .Тебе предлагают сбежать с урока, погулять с друзьями, но у тебя другие планы. 2.ситуация Твои друзья просят тебя выпить пива, поддержать их. 3.Ситуация . Незнакомые тебе люди просят тебя помочь им показать дорогу, приглашая тебя сесть в машину, вам не хочется выглядеть невежливым, но вы опасаетесь. Занятие с элементами тренинга «Познай себя» Романцова И.И. психологи ГБУ ВО «ЦПППиРД» Цели занятия: формирование чувства ответственности за свою жизнь; показать актуальность и значимость проблемы употребления психоактивных веществ как для отдельной личности, так и для общества в целом. Задачи занятия: формирование мотивации ответственного отношения к своему здоровью; повышение уровня информированности детей о последствиях употребления ПАВ; изменение отношения детей к употреблению ПАВ. Ход занятия Представление. Упражнение «Имя-качество-движение» Цель: Снижение тревожности, присутствующего напряжения, предоставление каждому ребенку возможности представить себя другим детям, обратить внимание других на свои положительные качества. Ход упражнения: Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо свое качество, а так же делают движение присущее только ему. По завершении психолог обращает внимание на разнообразие названных качеств, а также подчеркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа. Упражнение «Вокруг нас» Цели: преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду; включить участников тренинга в активное соревнование, переключив их внимание с рефлексии - на «здесь и теперь», на актуальное партнерство для достижения групповой цели; обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений; способствовать интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность; стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия. Ход упражнения: Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от психолога один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Психологу не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры. Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву _____? Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания? Что написано на входной двери кабинета, в котором проходит тренинг? Сколько стульев есть в этой комнате? Выясните у __________________ в каком городе она родилась? Узнайте, какое любимое блюдо у ___________________? Сколько карманов есть в куртке, которую носит ______________? Какой любимый анекдот у ________________? Сколько берез растет перед зданием нашей школы? «Принятие правил» Цель: Формирование представлений (или актуализация имеющихся знаний) о психологическом тренинге, обсуждение и принятие правил на все последующие занятия. Ход упражнения: Ведущий подчеркивает: для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься участникам на предстоящих занятиях. Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы (при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга): Зачем ученики ходят на уроки? Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят? Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока? Будут ли отличаться правила поведения на тренинге от правил поведения на уроке, почему? Упражнение «Мои ценности» Цель: Дать участникам понять, какие ценности являются главными, а какие второстепенными в жизни. Ход упражнения: Участникам раздается по шесть листочков и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять, отложить бумажку, и осознать, как им теперь без этого живется. Затем то же самое происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей. Можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, возможно, добавить какие-либо ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение. Упражнение «Познаем себя» Цель: Организация самопознания учащихся в процессе игровой деятельности. Ход упражнения: Представьте, что вы совершаете мысленно прогулку по лесу, где с вами может произойти все, что угодно. Слушайте внимательно рассказ и запоминайте или фиксируйте свои мысли. 1. Итак, вы идете по лесу. Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий или просторный, частый или густой. Идете вы по тропинке и сами прокладываете себе путь. 2. Вы идете и видите чашу на земле. Представьте себе ее и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая. 3. Вы встречаете препятствие, например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать? 5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка. 6. Вы справились наконец с волком и пошли дальше, подошли к озеру. Что вы станете делать. 7. Вы подходите к совершенно непонятному препятствию. Это огромной высоты стена и такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать? Анализ результатов проводится сразу же. Ведущий проводит анализ. Интерпретация данных Каждая из предложенных ситуаций большинством людей воспринимается одинаково. 1. Лес – это общество, социальная среда, в которой живет человек. Характеристика леса – это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник не уверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает себе путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью. Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни. 2. Описание чаши связано с восприятием человеком самого себя, с самооценкой, отношением к себе. Так, чистая чаша – это восприятие себя как положительного человека, грязная – критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная - с активностью, зеленая – с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая – с эмоциональностью и склонностью к искусству. Белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Хрупкость говорит о неуверенности, дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке. 3. Описание того, как преодолевалось, или не преодолевалось, препятствие говорит об умении преодолевать трудности. Если человек идет напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят, как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал, или хуже того, придумывает еще какие-то препятствия, то это неприспособленный человек, не умеющий преодолевать трудности или любящий создавать их себе сам. 4. Дом всеми людьми связывается с семьей. Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи. Прочный и старый дом – избушка из дерева, большая деревенская изба и т. п. – это хорошая семья, в которой подростку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо, и он еще долго будет ощущать себя ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности. 5. То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи. Если побежал домой за чем-либо, то от страхов человек ищет защиты у мамы и папы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь себя и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему. 6. По поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни, если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались. 7. Непреодолимая стена – это показатель отсутствия или наличия страха смерти. Желание заглянуть за стену, попытка влезть на дерево для этого – проявление смелости. Рефлексия по итогам занятия. Знакомо ли Вам чувство внутреннего беспокойства, чувство зависимости от людей, от внешнего мира? Возникает ли у Вас иногда ощущение, что близкие Вам люди не уделяют Вам заслуженного внимания, любви? Человек в своём развитии научился властвовать: электричеством, машинами и компьютером, но почему-то не тем, что ему важнее всего, самим собой. В жизни тот уверенно движется вперёд, кто оптимально применяет свои силы и использует свои возможности полностью, короче говоря, тот, кто к требованиям жизни лучше всех подготовлен. Душу можно сравнить с парашютом: она тогда полезна, когда она раскрыта. Первый вопрос:
Что происходит в этот момент? Второй вопрос:
Чего я желаю в этот момент себе? Игра мыслей Конструктивных и деструктивных фантазий. "Человек, которому не удалось наблюдать Одна из причин важности своевременного распознания и избежания отрицательных фантазий состоит в том, что картины и представления, которые мы сами создаем, очень трудно поддаются изменениям и остаются в памяти до тех пор, пока не вызовут изменений нашего самочувствия, поступков, которые им соответствуют. Существует метафизическое правило, которое гласит: энергия следует за мыслью. 13 мучительных фантазий. Упражнение на отвлечение Постарайся полностью сконцентрироваться на определенном предмете в твоем окружении. Рассмотри его с различных аспектов, ощути запах, прикоснись к нему, проникни в него мысленно. Опиши его так, как будто он был только открыт. Это может быть ноготь большого пальца, скрепка, твой правый ботинок. Совмещенная форма поведения Следующее упражнение рекомендовано постоянно повторять. В конечном итоге оно станет для Вас самоидентифицированием, так как при этом Вы будете учиться освобождать себя от идентификации с Вашими чувствами, вашим телом, душой, мыслями и частями личности, Вы будете познавать, что это, значит, открыть настоящее «Я», которое просто, постоянно, неизменно существует. Вы можете дезидентификaционнoе упражнения, применять при всех частях личности, и при этом, изменяя это упражнение соответственно различным аспектам, Вы сформируете их по-другому, и Ваши части личности, которые Вас обременяют, перестанут существовать. Например: когда Вы скажете «мне принадлежит … часть личности, но я не эта часть личности». Дезидентификационное упражнение Сядь удобно, по возможности выпрями спину. Закрой глаза и сделай пару глубоких вздохов, проследи мысленно за своим дыханием. Затем скажи вслух или про себя следующее предложение. Affirmation: «Я имею тело, но я не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или отдохнувшим, но это не имеет никакого отношения ко мне, моему настоящему «Я». Мое тело – это ценнейший инструмент для поступков и опыта во внешнем мире, но только инструмент и не более. Я обращаюсь с ним хорошо. Я сохраняю его в хорошем здоровом состоянии, но оно не мое «Я». Я имею тело, но я не мое тело. У меня есть эмоции, но я не мои эмоции. Мои эмоции многочисленные, противоречивые и переменчивые. Несмотря на это я остаюсь, все время самим собой, все равно – радуюсь ли я или испытываю боль, спокоен ли я или взволнован, полон надежд или сомнений. Так как я могу наблюдать мои эмоции, понимать и характеризовать, и посредством этого все больше и больше ими руководить, направлять и сознательно применять, становится ясно, что мои эмоции – это не мое «Я». У меня есть эмоции, но «Я» не мои эмоции. У меня есть разум, рассудок, но «Я» это не мой рассудок. Мой рассудок достаточно развит и активен. Он мой инструмент для познания моего внутреннего и наружного мира, но он не мое «Я». Я центр ясного сознания. Я центр воли. Я в состоянии моим рассудком, моим физическим телом, моими эмоциями, а так же всеми моими психологическими процессами управлять сам Сейчас следует серия упражнений, при помощи которых Вы можете продуктивно видеть сны наяву. Рекомендую при подготовке к выполнению этих упражнения вначале полностью расслабиться, до того, как Вы отправитесь в путешествие снов. Подготовительная игра на расслабление Найди позицию, при которой для тебя будет возможным держать спину прямой. Закрой глаза. Сконцентрируйся на дыхании. Позволь вначале вдохнуть животом, затем грудью и затем до верхушек легких под ключицами. Выдохни так же легко, как ты легко вдохнул. Следи за тем, чтобы ты выдохнул полностью. Позволь твоему дыханию протекать натурально, без спешки и принуждения. Обрати внимание, какие части тела прикасаются к стулу, полу или кровати. Везде, где они соприкасаются, поддайся этой поддержке еще немного. Представь себе, что стул, пол, кровать слегка приподнялись, для того, чтобы еще больше тебя поддержать и расслабить все мышцы. Храм тишины Представь себе, что ты идешь по оживленному и шумному городу. Почувствуй свои стопы на мостовой. Обрати внимание на других прохожих, в то время, когда они проходят мимо, их лица, выражение, осанку. Некоторые спешат, другие выглядят расслабленными и радостными, обрати внимание на дорожное движение, его темп, шум. Следующее упражнение Вы можете применять, если у Вас недостаток энергии. Индукция энергии Представь себе источник энергии прямо перед глазами. Посмотри, как она тебя согреет и вольется в тебя. Почувствуй, как энергия проходит через всю переднюю поверхность твоего тела вместе с воздухом. В заключение этого, представь этот же источник энергии или этот же символ, позади себя. Почувствуй энергию, ее движение по твоей спине вверх и вниз. Теперь поставь источник с правой стороны и ощути, как правая сторона тела заполнится энергией. Затем переведи источник на левую сторону и почувствуй, как левая сторона заполнится энергией. В заключение представь источник энергии над твоей головой и ощути, как твоя макушка заполнится энергией. «L"esprit de l" escalier» (Неудачная шутка). Наверное, это с Вами случалось, когда Вы анализировали, после того, как случилось. Когда Вы воспроизводили какую-либо историю или разговор, и Вам, возможно, приходили в голову все умные формулировки, которые Вы могли бы сказать в тот момент. «Вечерний ретроспективный взгляд» Закрой глаза, сядь ровно, вздохни несколько раз глубоко и проследи за своим дыханием, чтобы найти его центр. Подведи итог дня. Начни с последней минуты перед тем, как ты присел для проведения упражнения «Вечерний ретроспективный взгляд». Во время мысленного продвижения назад, пронаблюдай еще раз за всеми событиями и действиями этого дня, до момента, когда ты утром проснулся, а может быть еще глубже, в свои сны. Делай это без эмоций и без самоосуждения. Рассмотри день без ощущений, вспомни о том, что ты говорил и думал. И не позволяй себе пойти по пути «вот если бы я …». Держи дистанцию к своим чувствам и во время воспоминаний представь, что ты рассматриваешь жизнь личности, которую ты любишь и уважаешь такой, какая она есть. Мысленный лепет Большая часть человечества совсем не подозревает, какой большой отрезок жизни она проводит в раздумьях. Большая часть энергии этих людей расходится на игру мыслей. Они планируют, фантазируют, думают о завтрашнем дне, вспоминают, осуждают, размышляют и т.д. Обозначение для каждой мысли Устройся поудобнее так, чтобы не чувствовать дискомфорта и чтобы никто тебе не мешал. Возьми лист бумаги и карандаш. Закрой глаза. Сконцентрируй внимание на дыхании: сначала дыши животом, затем грудью, потом верхушками легких, которые расположены под ключицами. Вдыхай глубоко и медленно, выдыхай полностью, сквозь зубы, произнося легкое с… с… с…, чтобы знать, когда ты выдохнул полностью. Подстройся под свой дыхательный ритм и вдохни вновь. Наблюдай за своим дыханием, как воздух проникает внутрь, сопровождаясь легким с… с… с… вновь выходит наружу. Придай значение каждой отдельной мысли, открой глаза и запиши мысли как можно короче. Затем позволь мыслям вновь прийти. Закрой глаза и сконцентрируйся на дыхании, пока следующая мысль или осознанное ощущение не заполнят тебя. Проделывай это дальше, не останавливаясь на какой-то одной мысли. В каждом из нас находится громадный спектр подсознательных личностей. Для каждой роли, которую мы в жизни играем, существует своя часть личности. Мать, ребенок, шеф, рабочий, учитель, ученик, терапевт, пациент и т.д. Основная наша масс, например, в дорожном движении, играют различные части личности как – пешеход, водитель, пассажир, велосипедист – каждая со своими потребностями. Так ли это у Вас? Может, Вы стремитесь части личности с различными ролями привести в гармонию? Спасательный круг 1. Составь список всех твоих потребностей. Записывай быстро, включи все, что придет в голову, включая как материальные, так и нематериальные вещи. Запиши и то, что у тебя уже есть и ты хотел бы их сохранить. Но список этот – не желаемые подарки к рождеству или дню рождения. Так как это упражнение будешь проводить сам и не знаешь, как составлены списки у других, мне хочется помочь тебе и представить список желаний, чаще всего встречающихся в подобной ситуации: Это упражнение можно повторять очень часто. Вероятно, Вы найдете, что определенные части личности, которые находятся в главной пятерке, будут регулярно повторяться. Но имена будут меняться, чем больше Вам будет становиться ясно чего Вы, хотите, как Вы работаете и как постепенно со временем меняетесь. Следующее упражнение, с помощью которого Вы сможете изучить и примерить Ваши части личности. «Беседа в спасательном круге» Позволь всем опознанным частям личности в «спасательном круге» между собой и личностью вести беседу. Позволь им сказать, что они ценят друг в друге, и что отклоняют. Может быть, ты хочешь записать эту беседу в своем дневнике? Если ты будешь выполнять это упражнение один, то в этом случае я тебе советую каждый раз, когда ты будешь вызывать эту беседу – вести только некоторые диалоги, но при этом оставь время для себя. Каждому диалогу нужно дать полностью развиться, но при этом важно помнить, что 5 частей личности могут вести 15 бесед, 6 частей – 21. Говори предложения, которые будут звучать примерно так … Психодрама частей личности Определи персоны, которые могли бы играть твои части личности. Дай им пару примерных диалогов, чтобы они могли представлять твои части личности. Сядь посередине и позволь своим актерам разместиться вокруг тебя. После знака, поданного твоей рукой они должны одновременно начать говорить с тобой, подлизываться к тебе, делать комплименты, но так же требовать, угрожать, все наперебой. Находись в связи со своим «Я» (личностью) и наблюдай, как ты реагируешь на высказывания и поступки твоих частей личности. Саботер и критик Упражнение «спасательный круг» возможно, позволило выйти на свет некоторым частям личности, поведение которых положительно, несмотря на то, что они имеют между собой разногласия. У многих людей есть также части личности, выражение поведения которых негативно. Один из них может быть саботер и критик. Упражнение если бы… Если Вы находитесь в удрученном состоянии, представьте себе, как бы Вы себя чувствовали и что бы делали, если бы не были удручены, а были бы полны радостных чувств и энергии. Если Вы уставший, вступите в контакт с Вашей частью, которая никогда не устает. Представьте себе, как Вы переполнены энергией. Если Вам необходима поддержка, выполните следующее упражнение. Положительное вновь пережить из прошлого 1. Вспомни о том времени из твоего прошлого, о котором ты, знаешь точно, что ты был любим. Представь себе это время и переживи его вновь во всех мелочах, или позволь твоему прошлому пройти вновь перед твоими глазами пока ты не вспомнишь тобой пережитый момент жизни, когда ты по настоящему был, любим и признан.… Был ты влюблен? Или ты слушал прекрасную музыку? Или был в контакте с твоим подсознанием? Или ты испытал подъем творческих способностей? Или погрузился в книгу, или другую деятельность? Найди особенный счастливый случай из твоего прошлого и переживи его вновь. Искусство наблюдения за самим собой это наилучший метод научиться господствовать над собственными мыслями, чувствами, эмоциями. При этом очень важно, чтобы Вы вначале наблюдения за самим собой просто научились только созерцать, не анализируя, не осуждая, и не пытаясь себя изменить, как бы создав альбом с фотографиями самого себя, которые были сделаны нейтральной и камерой в различные моменты, ситуации и эмоциональные состояния. Делайте эти наблюдения, эти кадры перед мысленным взором без осуждения, без заключений и, не пытаясь себя улучшить. Если Вам это не будет удаваться, тогда Вы быстро попадете на путь само мучающих фантазий. Если Вы хотите понять себя, Вы должны наблюдать за собой, но не критиковать. Вы должны стараться избегать оценивать себя. Пока Вы осуждаете, Вы не можете позволить просто наблюдать за собой и видеть себя таким, какой Вы есть на самом деле. Польза автобиографии В первый момент это может показаться парадоксом, что гештальт-терапевт указывающий на важность концентрирования внимания на происходящее в этот момент, рекомендует написать автобиографию для того, чтобы дать возможность внутреннему росту. Часто есть люди, которые, вспоминая историю своей жизни, пытаются исправить свое положение, исправить его. Этим людям можно помочь, если они будут описывать историю своей жизни, вспоминая каждую мелочь, важнейшие события и связи, чувства, которые в этот момент возникают. Вы должны датировать моменты своей автобиографии, так как очаровывающий (faszinierenden) факт автобиографии заключается в том, что она постоянно меняется. Случаи, которые Вы раньше рассмотрели, позже можете рассматривать другие, но относящиеся к этому времени. Одни и те же связи могут рассматриваться по-разному, в разных версиях. Путешествие в прошлое Взять "внутреннего ребенка" вновь во владение Думай о времени своего детства, когда ты испытал сильную боль. Представь себя таким, каким ты был в то время. Ты можешь при этом сидеть, лежать или двигаться. Обратись к ребенку в себе, скажи ему утешительные, поддерживающие слова, которые тебе придут в голову. Предложи ему твой совет, стань хорошей матерью хорошим отцом или хорошей феей, о которой ты мечтал в детстве. Возьми подушечку и представь себе – это ребенок в тебе. Держи его в руках, гладь и качай его. Упражнение: эмоциональная коррекция прошлого Твоя прославленная жизнь Это упражнение проводить лучше всего в маленькой группе, в которой все принимающие участие могут говорить о собственном опыте. Жизнь и смерть Сократ Упражнение Мудрый старец Мне хочется закончить этот курс, следующим упражнением. Это упражнение для многих было очень полезным: для них стало ясно, что они в действительности делают и как бы они хотели прожить свою жизнь. Последующие три года Осознай свое дыхание, … вдох и выдох … Обрати внимание, какие части тела во время дыхания приходят в движение, какие части тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью, позволь себе углубиться в них и при этом нести им тебя. Представь себе, что тебе сообщили, что тебе осталось жить только три года. Ты останешься, эти три года абсолютно здоровым.… Какая была твоя первая реакция? Ты сразу начал строить планы, как хотел бы прожить твое время? Или ты был разъярен тем, что тебе так мало времени осталось на жизнь? 50 упражнений, чтобы научиться отказывать Брекар Франс Упражнение 46 Познай себяУпражнение 46 Познай себя Благодаря упражнениям, представленным в этой книге, вы разобрались в том, как взаимодействуете с другими людьми. Но очень важно ясно понять, кем же являемся мы сами, что мы любим, а что не любим. Тогда мы будем правдивы в своих ответах. Заполните приведенную ниже таблицу. Комментарий Эта таблица показывает, разумеется, далеко не полно, одну из сторон вашей личности. С ее помощью вы можете узнать, на что вы не готовы, если это касается досуга или дружбы. Зная, кто вы есть на самом деле, вы, отвечая отказом, будете чувствовать себя увереннее. Другая сторона вашей личности касается принципов и моральных ценностей; выполнив следующее упражнение, вы сможете прояснить их. Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода"Познай себя" Мужчине-Гефесту нужно всем сердцем принять наставление Аполлона "Познай себя". Начать можно с того, чтобы осознать, насколько много в нем черт Гефеста, и понять, что это для него означает. Ему следует разобраться, насколько он соответствует или не Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман ДэниелГлава 4 ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ Один воинственный самурай, говорится в старинной японской сказке, как-то раз потребовал от учителя дзэн, чтобы тот объяснил ему, что такое рай и ад. Но монах презрительно ответил: «Ты всего лишь неотесанный мужлан, я не могу попусту тратить время Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия БорисовнаЗакон 3 Познай себя! Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цель разумной жизни. А. Платен Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за Из книги Застенчивость и как с ней бороться автора Вемъ АлександрЗакон 3. Познай себя! Лучший способ достичь благосостояния – это поверить в свою Божественную природу и жить по духовным законам. Чем ближе ваше сознание к Божественному, тем меньше возможность возникновения любых проблем, в том числе и финансовых. Поверьте в свою силу, и Из книги Секс [Учебник для школьников. Начальный уровень] автора Смилянская АлександраГлава 2 Познай себя Завтра будет тоже, что вчера «Ну вот еще! – фыркнут некоторые читатели. – Мне ли не знать самого себя!» И будут не правы. Чаще всего мы, подобно планете, вращаемся по орбите, повторяя день за днем одни и те же действия. Этот процесс не способствует Из книги Основы самопознания автора Бенджамин ГарриГлава восьмая, которая рассказывает о том, что на самом деле означает античная мудрость «Познай себя» У тебя бывает так, что ты откладываешь на завтра то, что тебе ужасно не хочется делать сегодня? А завтра ты откладываешь это на послезавтра и так далее? У меня тоже так Из книги Способность любить автора Фромм Аллан1 глава. Человек, познай себя В течение всей мировой истории религия всегда имела экзотерическую (внешнюю) и эзотерическую (тайную, скрытую) стороны. Религии древнего Египта, Индии, Китая, Иудеи, Персии, Аравии и т. п., - все они подтверждают эту двойную традицию, ибо так Из книги Разум и природа автора Бейтсон ГрегориПознай себя Познай себя - этот великий принцип Сократа, столь же важный сегодня, как и в древней Греции, еще один показатель зрелости. Ребенок не знает себя, не знает своих способностей и ограничений. Первые годы жизни он постоянно получает синяки, кровоподтеки и иногда Из книги Счастье без границ. Поиски настоящего смысла жизни. Беседы с теми, кто его нашел автора Блект Рами Из книги Как добиваться своего с помощью НЛП. 49 простых правил автора Бергер ЕваПознай себя, и ты познаешь мир В данном контексте подразумевается свое Высшее трансцендентное Я. На этом уровне человек понимает, что знания открываются изнутри и спускаются через Учителей.Для того чтобы это произошло, нужно смирение, уважение своих Учителей, служение Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова ЛарисаПознай себя! Начнем с небольшого забавного мини-теста. Ответь на один вопрос очень быстро и не задумываясь: кто ты? Охарактеризуй себя десятью словами, которые первыми придут тебе в голову. Когда в вашем списке наберется десять определений, обратите особое внимание на Из книги Как лучше узнать себя [сборник] автора Гусман Делия Стейнберг«Познай себя» Как утверждали древнегреческие философы: «Познай себя – и ты познаешь космос и богов».Мы часто действуем по шаблону просто потому, что много раз проходили по этому пути. Для того чтобы разорвать порочный круг, могут понадобиться тренировки. Представьте Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторовПознай себя «Познай себя» – так часто формулируется способ обретения смысла жизни. Эта фраза уходит корнями в Древнюю Грецию. Нет лучше способа познать себя, чем самоанализ.Жизнь – это бесконечная череда вопросов и ответов. Каждому из нас крайне важно отыскать верные Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.Тренинг «Познай себя. Приобрети уверенность во взаимоотношениях с другими» (для подростков) Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими, Из книги автораПознай себя Чтобы помочь человеку, который значительно отличается от нас, мы должны прежде всего осознать собственные установки, ценности и поведение. Понимание и приятие своих культурных и социальных истоков – первый важный шаг на пути к пониманию тех, кто живет и Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Скачать:Предварительный просмотр:Программа тренинга для подростков «Познай самого себя» Составила : Педагог – психолог Т.А. Токарева Пояснительная записка Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности. Задачи: Развивать представление о себе; формировать возможность распознавать собственные личностные качества, формировать способность анализировать свои личнос т ные качества; обратить внимание на то, что у каждого качества есть две стороны позитивная и негативная, развивать умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность в общении.Основные направления работы с подростками. Программа групповых занятий для подростков должна обе с печить, с одной стороны, формирование стрессоустойчивости, с другой стороны, выполнение возрастных задач развития.В работе с подростками выделяют следующие основные н а правления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно ос о знавая свои и чужие достоинства и недостатки.Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, после д ствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формиров а ния личностной рефлексии.Потребностно-мотивационное направление предполаг а ет, прежде всего, умение сделать выбор, принять ответстве н ность за свой выбор, а также формирование потребности в с а моизменении и личностном росте.Развивающее направление обеспечивает формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с окр у жающими, расширяет диапазон применяемых стресспреодолевающих стратегий.Основа психологических занятий - это обучение жизненно важным умениям и навыкам, способности индивида к сохран е нию состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. Подростков необходимо познакомить с признаками психолог и чески некомфортных состояний, обучить приемам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса.Техника проведения профилактических занятий Оптимальное число участников тренинга - 10-12 подро с тков. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю. Продолжительность занятия - от 60 до 90 минут, в зависим о сти от темы. Тренинг рассчитан на работу с подростками 13-15 лет.Структура занятия. Занятие тренинга, в зависимости от темы, включает н е сколько этапов: 1. Создание единого психологического пространства, а та к же обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоб о рот).2. Выяснение знаний и представлений учащихся по новой теме. 3. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервью и рования для создания ситуаций рефлексии.
Занятие 1. Знакомство Цели: создать благоприятные условия для работы в группе; ознакомить с основными принципами работы психологического тренинга. 1. Дискуссия: Что такое группа? 2. Установление правил работы в группе. 3. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять прин я тые правила и просит каждого участника дать такое же об е щание.4. Упражнение «Имя и качество» . 5. Упражнение «Ассоциации». 6. Заключительная дискуссия: Что запомнилось? 7. Ритуал прощания. Занятие 2. Каков я на самом деле? Цель: закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя. 1. Упражнение «Букет». 2. Упражнение «Немного о себе». 3. Игра «Встреча взглядами». 4. Какой я человек? 5. Упражнение «Я - первый». 6. Заключительная дискуссия: Что было важным в сегодняшнем занятии? Что запомнилось? Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие? Какие выводы из занятия вы сделали для себя? 7. Ритуал прощания. Занятие 3. Моя индивидуальность. Цель: способность дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия; учить находить в себе главные индивидуальные способности.
Какую сторону качества - позитивную или негативную легче найти? Все ли качества имеют две стороны? Есть стопроцентно хорошие качества или, наоборот, пл о хие?
Занятие 4. Я и другие. Цель: формировать представления о роли общения в жизни участников и необходимости совершенствования навыков о б щения.
Что вам показалось сложным? Что вы чувствовали?
Занятие 5. Функции чувства. Цель: формировать представления об эмоциональной сфере личности.
Что вы думаете по поводу списков эмоций? У кого больше всего написано эмоций? У кого есть совп а дающие эмоции?У кого только свои, не повторяющиеся ни у кого эмоции?
К каким результатам приведут приведенные способы выражения чувств? Что способствовало достижению взаимопонимания? Что снижало взаимопонимание?
Занятие 6. Уверенное и неуверенное поведение. Цель: отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы подростки в любых ситуациях чувствовали уверенность в себе. 1. Упражнение «Воспроизведение». 2. Упражнение «Мое поведение».
Какие приемы были использованы? К каким результатам приведут приведенные способы?
Что вы думаете по поводу уверенного и неуверенного поведения? Что оказалось самым трудным в этом упражнении? Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных? Как он сам к этому относится? Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле? Кто посадил в кресло самого себя? 10. Ритуал прощания. Занятие 7. Я в своих глазах и в глазах других людей. Цель: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание; раскрыть важные качества для эффективного межличностного общения. 1 . Упражнение «Сигнал». 2. Упражнение «Подарок». 3. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других». 4. Игра «Комиссионный магазин». 5. Дискуссия: Что оказалось самым трудным в этом упражнении? Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? От каких качеств хотелось избавиться? Какие качества хотелось приобрести? 6. Упражнение «Приятный разговор». 7. Упражнение «Зеркало». 8. Обсуждение упражнения: Легко или трудно вам было повторять движения? Кому было легко? А в чем были трудности? 10.Ритуал прощания. Занятие 8. Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях. Цель: помочь осознать роль общения в жизни человека; развивать навыки общения со сверстниками.
Легко или трудно вам было выполнять упражнение? Кому было легко? А в чем были трудности?
Что вы чувствовали? Легко ли было передавать информ а цию?Легко ли было расшифровывать информацию? Вопросы зрителям: Какие у вас впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию? Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому? 7. Задание «Правила общения с людьми». 8. Творческое задание «Круг моего общения» 9. Дискуссия: Что вы чувствовали когда выполняли задание? Что удалось? Что не удалось? Почему? А в чем были трудности? 10. Ритуал прощания. Занятие 9. Стресс и способы его преодоления. Цель: формировать навыки преодоления стресса; формировать навыки оптимального поведения в стрессовых ситуациях. 1. Игра «Солнце и планеты». 2. Дискуссия: Когда эмоции проявляются наиболее сильно? Что такое стресс? Какую функцию он выполняет? В каких ситуациях человек испытывает стресс? Стресс - это хорошо или плохо? Как противостоять стрессу? Как вы можете охарактеризовать это явление? Что испытывает человек? Каковы признаки стресса? От чего зависит возникновение и переживание стресса? 3. Мозговой штурм «Проявления стресса». 4. Упражнение «Глубокое дыхание». 5. Упражнение «Консилиум». 6. Обсуждение упражнения: Что вы чувствовали, выполняя упражнение? Какие выводы вы сделали? Как вы понимаете постулаты: «Думай позитивно» и «Не делай из мухи слона»? 7. Упражнение «Релаксация». 8. Упражнение «Воображаемое проигрывание». 9. Обсуждение упражнения: Можно ли заранее продумать, что вы будете говорить и как будете себя вести в трудной ситуации? Сколько возможных вариантов поведения вы успели пр и думать?Что вам показалось наиболее сложным? Были ли моменты, в которых вы не были уверены в том, что именно следует делать?
Занятие 10. Завершающее занятие. Цель: закрепить представление участников о свое уникальности, обогатить сознание позитивными, эмоционально окрашенными образами личности.
Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжа ю щим?Что еще вам хотелось бы взять с собой в дорогу?
Какие пожелания вам больше всего понравились? Какие чувства испытывали?
Что вам понравилось? Чему вы научились в ходе тренинга? Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными? Какие навыки вы будете использовать?
Литература:
Похожие статьи
Категории
Видеоматериалы
Популярное
Новое
|