Психологическое занятие для детей начальной школы по развитию внимания. Тренинговое занятие для младших школьников

29.09.2019

Цикл развивающих занятий для младших школьников.

МБОУ СОШ № 12 –Кондрушина О.Е.

МБОУ Мотмосская СОШ - Сергеева С.И.

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны. Склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Данные занятия проводились по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сфере. Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Коррекция агрессивных форм поведения
  2. Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения
  3. Развитие у детей в процессе коммуникативной деятельности высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей .

Ожидаемые результаты реализации занятий:

Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка;

Благоприятный психологический климат в коллективе;

Повышение уверенности в себе;

Развитие познавательной деятельности;

Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Количество занятий- 4

Количество участников- 8-12 человек

Продолжительность занятия -60 минут.

Занятие № 1. Лучики солнца.

Цель: научить детей работать вместе над созданием общей коллективной работы.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки,счетные палочки для выкладывания красок,стаканчики для воды,тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

В кругу. Дети, держась за руки произносят:

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Психогимнастика « Бабочка»

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Основная часть.

Психолог:

Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок.

(Каждый ребенок получает 1-2 полоски)

Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды (психолог объясняет детям как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре).

А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

(Дети с интересом принялись за работу, некоторые проговаривают, что им хотелось бы изобразить.

Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать.

А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»

Подвижное упражнение « Волшебные шарики» (Павлова Я.А.)

Цель упражнения:

Приглашаем вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг.

Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

Каждый занял свое место около ватмана и стали работать. Они расписывали свои сегменты, при этом общались, спрашивали друг у друга, что каждый из них рисует.

Через некоторое время, когда дети закончили работу, психолог кладет в центр большого листа раскрашенный детьми круг и приклеивает его.

Затем дети разложили свои полоски на этом большом листе. Они разместили и приклеили их от центра к краям большого листа.

Все внимательно смотрят на общий продукт деятельности. Каждый чувствует свой собственный вклад в общее творческое дело.

Интервью художника (рефлексия).

Ритуал прощания «Бутон»

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Занятие № 2. Линия и эмоции

Цель : формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоциями.
  2. Научить узнавать эмоции других людей.
  3. Снятие эмоционального напряжения.

Материал для работы.

Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие .В кругу. Дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города.

Дружат девчонки, дружат мальчишки.

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Упражнение «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Основная часть

3. Знакомство детей с эмоциями (теоретическая часть). Дидактическая игра « Эмоции »

Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас мы вам раздадим карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:

радость – счастье

грусть – печаль

удивление – восхищение

страх – тревога

горе – печаль

злоба – недовольство

ярость – гнев

радость – веселье

испуг – страх и т.п.

  1. Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Информация о линиях. Рассказать участникам о линиях, какие они бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.). Предлагается нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

1. Удивление

2. Обида

3. Грусть

4. Удовольствие

5. Страх

6. Злость

7. Интерес

8. Радость

  1. Беседа по работам. Дети поделились своими впечатлениями, рассказали, какие эмоции преобладали в процессе рисования.

Интервью художника по желанию.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 3 Я рисую

Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

  1. Научит определять эмоциональное состояние.
  2. Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
  3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
  4. Снятие эмоционального напряжения.

Материал для работы :

Бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие .

Упражнение «Бабочка»

  1. Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Рисование живых существ из эмоций.

Сегодня мы с вами будем рисовать при помощи линий с прошлого занятия какого-нибудь зверя или смешное существо. Давайте посмотрим и вспомним, какими линиями и цветом мы с вами рисовали эмоции.

Сегодня каждый из вас будет использовать в своей работе две-три линии, которые нравятся больше других.

После завершения работы дети рассказывают о своих животных, какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

Интервью художника.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 4 Лучики солнца. Рисуем свою мечту.

Цель: формирование социально адекватных форм поведения.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
  2. Создание благоприятной атмосферы в детской группе
  3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Бабочка»
  3. Рисуем мечту

Сегодня каждый из вас получил вот такие полоски. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу.

Подойдите все к этому большому листу. Этот круг мы сейчас раскрасим все вместе. Каждый из вас раскрасит только свою часть.

Молодцы, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.

Данную работу размещаем рядом с первой и просим ребят сравнить их и сказать чем отличаются.

Интервью художника

Ритуал прощания «Бутон»

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Заключительная часть в конце каждого занятия.

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Подготовили и провели педагоги-психологи:

МБОУ Мотмосская СОШ -С.И.Сергеева

МБОУ СОШ № 12 – О.Е.Кондрушина


Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Как преодолеть страхи

Конспект психологического занятия для младших школьников

Чичикин Алексей Иосифович

педагог-психолог МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга

Цель : развитие навыка преодоления страхов.

Задачи:

Обучающая : научить детей использовать различные приемы для преодоления страха

Развивающая: развить у детей навыки рефлексии, умение использовать внутренние ресурсы для преодоления страха

Воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь, укреплять чувства единства в классе (группе).

Оборудование: презентация, мультфильм «Ничуть не страшно», «домик для страхов», пластилин, «волшебная» палочка.

Ход занятия

I. Организационно-подготовительный этап

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Прежде, чем мы начнем нашу беседу, мне бы хотелось услышать, какое у вас сегодня настроение? Кому попадает в руки волшебная палочка, то говорит: «Я сегодня…» и передает соседу. Итак,… Молодцы, большое спасибо, что поделились.

2. Объявление темы и цели занятия.

- Тема нашей встречи: «Как победить страх». Сегодня мы с вами узнаем, как побороть чувство страха.

3. Создание проблемной ситуации.

Ребята, поднимите руку те, кто хотя бы раз чего-нибудь боялся. Я вижу, что руки подняли почти все. Я рад, что у вас хватило мужества признаться в том, что вы боялись. Как вы думаете, а все ли люди испытывают страх? (ответы ). Открою секрет, все люди в своей жизни чего-нибудь боялись.

А как вы думаете, страх полезен или вреден? (ответы) Давайте, выясним, что полезного и что вредного в страхах (ответы ) (слайд «Польза страха, вред страха»).

- Ребята, а теперь представьте, как жили бы люди, если ничего не боялись? (ударялись, обжигались, прыгали с крыш домов, лезли в огонь и т.п.). Страх нам дан природой, для чего же? (ответы ).

- Верно, чтобы уберечься от травм (слайд «Зачем нужен страх»).

- Но бывает, что страхи так захватывают мысли, что человек ничего не может делать. Это называется «боязнь». Она очень мешает жить. Прочтите ребята, что такое боязнь (слайд «Что такое боязнь»).

- Вот сегодня мы с вами познакомимся, как же справится с боязнью, с ненужными, мешающими страхами. Вы согласны? (Дети хором: да).

II. Конструирующий этап

1. Демонстрация мультфильма «Ничуть не страшно»:

Для того, чтобы победить страхи, нам необходимо посмотреть очень интересную и поучительную историю).

Обсуждение:

Понравился ли вам мультфильм?

О чем эта история?

Чему она учит?

2. Самостоятельная работа: л епка страха из пластилина.

Обсуждение. Дети рассказывают о своих страхах.

3. Закрытие детских страхов в «домике для страхов».

III. Итог. Рефлексия занятия, прощание.

Анализ изученного материала.

Чем сегодня интересным мы занимались на занятии?

Что нового для себя вы узнали?

Давайте еще раз вспомним и скажем, как победить страхи (слайд «Как победить страхи»).

    (слайд «Когда очень страшно, нужно вспомнить, что-то смешное, и через силу улыбнуться, засмеяться, захохотать»). (Ответы детей )

    (слайд, «Когда нас обижают, нужно напомнить, человеку, что он добрый и хороший, только заколдованный») (О тветы детей)

    (слайд «Петь песни, танцевать и дружить») (Ответы детей)

- Большое спасибо, ребята. До свидания.

Литература :

    Арефьева, Т.А., Галкина, Н.И. Преодоление страхов у детей: тренинг. – М.: Издательство института психотерапии, 2005.

    Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Просвещение, 1986. - 109 с.

    Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

Психологическое занятие для детей начальной школы по развитию внимания.

Цель занятия: развитие интеллектуальных способностей, развитие вниманияЗадачи:

    Создание у детей мотивации на работу Развитие концентрации, устойчивости, распределения и переключение внимания Создание позитивного настроя Содействие в осознании детьми актуального состояния своего внимания и значимости внимательности в жизни.

Занятие рассчитано на урок в начальной школе, время 45 минут. Группа – 9-11 человек.Ход занятия. Разминка

    Создание рабочего настроя (5 минуты)
Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами на занятии немного поиграем, поговорим и подвигаемся! Кто готов к работе сложил правую руку в кулачек, вытянул указательный палец вверх и слушает меня внимательно. Сейчас я буду называть какое-то качество, а вы подумайте, кому из вас оно больше всего подходит. После того, как я назову это качество, вы все дружно показываете пальчиком на этого человека. Итак:
    Кто из вас самый быстрый? Кто самый красивый? Кто самый хитрый? Кто самый голодный? Кто сегодня получил пятерку? Кто самый уставший? Кто самый веселый? и т.д.

Основная часть

    Беседа по теме «Для чего нужна внимательность?» (8 - 10 минут)
Ребята, как вы считаете, важно ли быть внимательным? А зачем это нужно? Кто знает, для чего нужна внимательность?Для чего нужно быть внимательным дома? (дети отвечают, чтоб не забыть выключить свет, воду, плиту, утюг, закрыть дверь и т.д.)Для чего нужно быть внимательным на улице? (чтоб не попасть под машину, чтоб не провалиться в открытый люк и т.д.)Для чего нужно быть внимательным в школе? (чтоб внимательно слушать на уроке, чтоб не пропустить звонок на урок и т.д.)А в магазине? А в транспорте? А в гостях?Молодцы! Вы дали много замечательных и правильных ответов! Теперь я предлагаю вам проверить себя, насколько вы внимательны?Упражнение «Проверь себя»Ведущий: Мы с вами занимаемся в этом классе не в первый раз. Вы уже были здесь и, наверное, что-то успели рассмотреть и запомнить. Давайте проверим ваше внимание. Сейчас вы закроете глаза, и не открывая их, попытаетесь ответить на мои вопросы. Только честно – глаза не открывать! - какого цвета стены в классе? - сколько светильников на потолке?- Какого цвета шторы?- Что было написано на доске?- Сколько окон в классе?- Сколько шкафов в классе?- Где стоят цветы?
    Игра «Печатаю на компьютере» (5 минут)
Ведущий: Вы – буквы, нажимая на которые можно напечатать слова на компьютере. Я буду говорить и показывать на доске слово, а вы будете его «печатать» по буквам с помощью хлопков. Например, слово ОН. Сначала хлопает в ладоши тот, у кого буква О, а потом тот, у кого буква Н. Теперь слово напечатано, Теперь слово напечатано, и хлопаем все вместе 3 хлопка.Внимательно слушайте слово. Печатайте только свои буквы в правильной очередности. Готовы? Тогда начнем.Ведущий раздает детям буквы, написанные на карточках. Если детей в группе меньше, то кто-то из детей получает несколько карточек.9-10 человек:Буквы: а, в, д, с, е, и, к, н, м, оСлова: дом, нос, еда, мода, сок, вода, вес, сода, ком, сон, внимание

10-11 человек:Буквы: а, о, е, и, г, к, н, м, в, с, дСлова: вес, дом, еда, сок, гам, ком, сода, снег, вода, нога, веник, книга, насос, внимание

    Загадки. (7 минут)
Учитель на доске рисует две таблички. Если нет доски, то можно индивидуально каждому раздать на парту листочки с заданиями.В первой табличке написаны цифры, во второй буквы. Нужно сначала в первой табличке найти цифру, например, 1, потом на том же месте во второй табличке найти букву. Таким образом, цифре 1 соответствует буква У. Далее, все буквы выписываются по порядку, в соответствии с цифрами.У детей должна получиться загадка: У двух матерей матерей по пять сыновей. Отгадка – руки.
    Игра «Запретное движение» (5-7 минут)
Ведущий показывает движение (например, руки вверх), которое дети повторять не должны, а затем делает различные движения, которые дети повторяют за ним. Ребята должны повторять все движения, кроме условленного. Кто ошибается, то выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Заключительная часть

    Упражнение «Самый-самый»
Ведущий: А теперь каждый из вас подойдет и положит свою ладошку на плечо тому, кто был сегодня самым внимательным учеником, если не считать самого себя.Ряд качеств можно продолжить.
    Кто сегодня хорошо работал? Кто старался? Кто вам сегодня помог в выполнении задания? С кем бы вы хотели подружиться? И т.д.

В работе использованы материалы из книги Аржакаева Т.А, Вачков И.В. , Попова А.Х. «Психологическая азбука. Начальная школа» - М.: Издательство «Ось – 89»

Краткая аннотация

Развивающее занятие «Путешествие в Вообразилию» может проводиться с детьми младшего школьного возраста в возрасте от 8 до 10 лет (2 - 4 классы). Занятие направлено на развитие навыков общения, способствует высвобождению творческой фантазии, воображения, формирует позитивное самовосприятие. Занятие проходит очень динамично, весело, позитивно. Занятие будет полезно педагогам-психологам, а также классным руководителям, воспитателям, сотрудникам различных центров работающими с детьми младшего школьного возраста.

«Путешествие в Вообразилию». Сценарий

Цели занятия:

1. Раскрыть творческий потенциал детей, активизировать развитие креативности.

2. Предоставить обучающимся психологические средства, обеспечивающие их личностное самовыражение.

3. Предоставить обучающимся возможность осознания креативности в себе и ее развитие.

Методы : Социально-психологический тренинг, проблемная ситуация, психодиагностика, игра.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут (). На наших занятиях, как и на любых других, вы узнаете что-то новое, и это новое будет знание о себе, о нас с вами. Мне бы очень хотелось, чтобы на наших занятиях вы были дружны, активны, проявили всю свою фантазию и изобретательность. Нам сегодня предстоит необычное путешествие в страну под названием «Вообразилия»! Мы познакомимся с ее жителями, нарисуем карту нашего Путешествия, изучим особенности языка и традицией жителей «Вообразилии». Но для начала я хочу познакомиться с вами.

Упражнение 1. «Знакомство».

Цель : знакомство с членами группы; создание креативной среды; развитие изобретательности, гибкости мышления.

Участники группы сидят по кругу.

«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».

Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.

Время выполнения : 10 мин.

Упражнение 2. «Карта путешествия»

Цель: осознание участниками своего опыта, сосредоточение на проблематике, психодиагностика творческого мышления.

Каждый участник рисует свою карту, выполняя при этом диагностику креативности с помощью теста творческого мышления Торренса.

Когда ребята закончат все показывают свои рисунки, рассказывая, что на них изображено и как они планируют с помощью данной карты попасть в волшебную страну Вообразилию. Ведущий комментирует повторяющиеся и особо интересные фрагменты, подводит итог.

Участники дают обратную связь, отмечая, что им больше всего понравилось при выполнении данного задания.

Время выполнения: 15 мин.

Упражнение 3. «Перевоплощение».

Цель: развитие экспрессивности, выразительности поведения, снятие эмоционального напряжения.

Проведение: «Итак, мы с вами оказались в волшебной стране «Вообразилии», здесь все иначе, не так как у нас. И чтобы понять язык их язык нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное или растение. После того, как все сделают это, будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что загадал выполняющий. При этом не будем повторяться: если выбранное вами животное или растение кто-то уже изобразил, замените его на другое».

Обсуждение : Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше - изображать или угадывать загадываемое.

Время выполнения : 15 мин.

Упражнение 4. «Там-там-там».

Цель: создание проблемной, неопределенной среды; развитие воображения, изобретательности, наблюдательности, осознание того, что такое креативность.

Проведение : «Мы продолжаем знакомство с особенностями жизни и языка жителей страны «Вообразилии» Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: «Я с там-там-тамом?», и он ответит «Да» или «Нет» в зависимости от того, есть ли задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам.

Наша задача - понять, какой там-там-там задуман. После того, как ведущий подойдет к каждому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать наши предположения.

В процессе поиска «там-там-там» обращайте внимание на возникающие у вас состояния и постарайтесь уловить момент появления ответа».

Обсуждение: Необходимо задать вопрос: «Как возник ответ?» участнику группы, нашедшему ответ. Тем, кто занимался поиском ответа: «Какие чувства, состояния у вас возникали, как они изменялись во время поиска ответа?»

При подведении итога необходимо подвести участников к осознанию того, что для того, чтобы найти ответ, надо собрать полную информацию, проявить наблюдательность, просмотреть все возможные варианты. Можно предложить участникам осознать те тактики, которыми они пользовались при отгадывании.

Время выполнения : 15 мин.

Ведущий просит участников подвести итог занятия, отмечая, что узнали нового, что понравилось, а что нет. Предоставляем участникам выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе занятия.

Упражнение 5. «Руки друга».

Цель : психологическое завершение групповой работы.

Проведение : «Сейчас все встанем, и будем свободно передвигаться по комнате. Вашим рукам надо найти руки друзей и взяться за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников группы и не рядом стоящих». Когда у всех участников свободных рук не осталось, им предлагается открыть глаза и попрощаться.

(На фото представлено проведения занятия)

Литература

1. Психогимнастика в тренинге/ ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб, 1999 Липунова, О.

Похожие статьи