Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав. Деятельность человека и её основные формы Субъект объект цель средства результаты

04.02.2022

Прочитаем информацию.
Деятельность человека - вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Структура деятельности

1. субъектами деятельности могут выступать:

  • человек
  • группа людей
  • организации
  • государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
  • природа и природные материалы
  • предметы (вещи)
  • явления, процессы
  • люди, группы людей и т.д.
  • сферы или области жизни людей
  • внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
  • потребности
  • социальные установки
  • убеждения
  • интересы
  • влечения и эмоции
  • идеалы
4. цель деятельности - формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
  • материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности - действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности - результат (продукт), к которому стремился субъект.

Рассмотрим примеры субъектов и объектов деятельности .

Субъект

Объект

Ученые ведут наблюдение за Землей.

Человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его.

Министерство образования в нашей стране контролирует деятельность всех учебных учреждений страны.

Министерство образования

Учебные учреждения

Тренер учит спортсмена кататься на коньках.

Спортсмен

Виды действий (классификация по М.Веберу в зависимости от мотивов действий)

Вид действия

Характеристика

Поведение индивида

Целенаправленное

Рационально поставленная и продуманная цель

Действие направлено на цель, средства и побочные результаты его действий.

Ценностно-рациональное

Основано на осознанной вере в ценность определенного действия, независимо от его успеха

Следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (например, капитан последним покидает тонущий корабль).

Аффективное

Обусловлено эмоциональным состоянием

Действие под влиянием аффекта, стремление немедленно удовлетворить потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. (например, человек в порыве страсти, ненависти, гнева или воодушевления, ужаса или прилива отваги).

Традиционное

Основано на длительной привычке

Автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

Рассмотрим 2 точки зрения на вопрос «…можно ли, поставив перед собой благородную цель воспользоваться нечестными средствами?»
1. Вот так отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом». Он считал, что для достижения цели можно обманывать, «при надобности не чураться зла».
2. Есть и другая точка зрения: для достижения благородной цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества. Выполним онлайн-задания (тесты).

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Структура деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А.Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

Субъект деятельности

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом. Субъектом деятельности должна быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объект деятельности

Объект - ??? то, на что направлена деятельность. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Цель деятельности

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цели , которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими . Под целью понимается ожидаемый результат действия, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.

Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность . Это такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно - осознается недостаточно. При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребности. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.

В структуре деятельности следует различать субъект и объ­ект деятельности.

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объектом могут быть природные материалы, различные предме­ты, сферы или области жизни людей.

Деятельность человека имеет следующую структуру:

Потребность;

Средства,

Действия,

Результаг.

Упрощенно структуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Иными словами, потребность - это нужда в чем-либо Потребность обычно направлена на какой-либо пред­мет (например, голод - это нужда в пище). Потребности можно разделить на три группы (по Л.Н.Боголюбову):

- биологические, или естественные, физиологические (нужда в питании, воде, дыхании, теплообмене, движении, самоохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

- социальные, порожденные обществом (самореализация, самоутверждение, общественное признание достоинств лично­сти);

- идеальные, или духовные (познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования).

Приведенная классификация не единственная в научной ли­тературе. Американский психолог А.Маслоу выделил следую­щие потребности:

- физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыха­нии, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;

- экзистенциальные (от лат. «существование»): в безопас­ности своего существования, постоянстве условий жизнедея­тельн ости, уверенности в завтрашнем дне;

- социальные: в социальных связях, общении, привязанно­сти, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

- престижные: в самоуважении, уважении со стороны дру­гих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служеб­ном росте;

- духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), следующие три - вторичные (приоб­ретенные).

Потребности человека проявляются в мотивах деятельности. Мотив (с фр. «побудительная причина, повод к какому-либо действию») - побуждение к деятельности, связанное с удовле­творением потребности, осознаваемая причина, которой обу­словлен выбор действий и поступков. Психологи под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать:


Потребности;

Социальные установки;

Убеждения;

Интересы;

Увлечения и эмоции;

Идеалы людей.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом являются со­циальные установки - общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объ­екта (например, человек либо расположен к созданию семьи, либо не расположен).

Важнейшую роль в мотивах деятельности играют убежде­ния - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы (что-то объективно значимое, нужное для индивида, группы или общества).

С интересами связаны идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека (на­пример, вначале в голове художника возникает образ, затем он материализуется). Когда цель определена, ее достижения или неуспех деятельности зависят от средств.

Средства - совокупность элементов, необходимых для дос­тижения цели. Средства должны соответствовать цели.

Любая деятельность состоит из отдельных действий.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) разработал клас­сификацию действий на основе зависимости от их мотивов

Результаты творческой деятельности - произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов и т.п., т.е. продукты творческой деятельности, являются объектами так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность обозначает совокуп- ность исключительных прав на результаты интеллектуальной, прежде всего творческой, деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Результаты творческой деятельности в отличие от вещей представляют блага нематериальные. Так, произведение науки, литературы или искусства - совокупность новых идей, образов, понятий; изобретение, полезная модель и рационализаторское предложение - технические решения задачи; промышленный образец - художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия. Но объектами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Так, литературное произведение может быть зафиксировано в рукописи, записано на магнитную ленту, изобретение - в виде чертежа, схемы, модели. Материальный носитель творческого результата (рукопись, магнитная запись, чертеж и т.п.) выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен и т.д., но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.

Результаты творческой деятельности как нематериальные блага могут рассматриваться в качестве определенного вида информационных ресурсов. Информация давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах жизнедеятельности. При этом особое значение имеет машинная информация, под которой понимается информация, циркулирующая в вычислительной среде, зафиксированная на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по телекоммуникационным каналам.

Информация характеризуется следующими признаками. Прежде всего, это благо нематериальное, но благо непотребляемое, оно подвергается лишь моральному, но не физическому старению. Информация обладает возможностью ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм фиксации. Наконец, закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности или подпадает под понятие служебной и коммерческой тайны.

Служебная и коммерческая тайна есть особая разновидность информации. Ее образует та часть информации, которая имеет дей- ствительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при условии, что к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). Состав сведений, образующих служебную и коммерческую тайну, определяется самими участниками гражданского оборота с учетом установленных законодательством ограничений. К такого рода сведениям предприниматели обычно относят данные о проводимых переговорах, заключенных сделках, контрагентах, имущественном положении и т.п. К служебной и коммерческой тайне относятся и сведения относительно применяемых технологий, технических решениях, методах организации производства (ноу-хау).

В Федеральном законе «О коммерческой тайне»48 от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (с изменениями от 2 февраля 2006 г.) коммерческая тайна определяется как конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст.

3). В законе указываются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5). К ним, в частности, относятся сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры, и др.

Наряду с результатами творческой деятельности объектами гражданских правоотношений выступают результаты работ, услуг. Так, предметом договора подряда является результат работы подрядчика. На момент заключения договора подряда данного результата еще нет, но это не означает, что возникшее между заказчиком и подрядчиком правоотношение безобъектно. Объект в нем присутствует, но если вначале он выражен в задании заказчика в нематериальной форме, то в последующем благодаря действиям подрядчика он овеществляется.

Гражданско-правовое отношение складывается в данном случае именно по поводу результата работы подрядчика. Заказчика интересует прежде всего результат действий подрядчика, а не выполнение им тех или иных работ. Подрядчик сам организует свой труд и отвечает, как правило, лишь за достижение конечного результата.

Характерным признаком результата работы как особого объекта гражданских прав является то, что он может быть гарантированно достигнут любым лицом, обладающим необходимыми знаниями, навыками и квалификацией. При этом результат работы не имеет тех черт уникальности, новизны, неповторимости и т.п., которые свойственны результатам творческой деятельности.

Важнейшим квалифицирующим признаком является то, что результат работы должен быть материализован в созданных, отремонтированных, переработанных и других вещах, т.е. обладать способностью отделения от самих действий подрядчика, быть осязаемым и способным к передаче заказчику. Если такой способностью результат работы не обладает, то это иной объект гражданских прав - услуга.

Понятием «услуга» охватываются те действия субъектов гражданского оборота, которые либо вообще не завершаются каким- либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют такой результат, который не может быть материализован. Примером услуг первого вида является деятельность развлекательного, просветительского, консультационного и тому подобного характера. С их помощью человеческие потребности удовлетворяются в процессе самой деятельности услугодателя. Ко второму виду относятся медицинские, посреднические, аудиторские и другие услуги. Они могут иметь результат (например, излечение больного, выявление ошибок в бухгалтерской отчетности), который, однако, не приобретает особой овеществленной формы. Так, деятельность поверенного, комиссионера, хранителя не имеет материализованного результата, но представляет юридически значимый интерес для доверителя, комиссионера, поклажедателя.

Особую группу объектов гражданских прав образуют нематериальные блага, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей блага и свободы, признанные и охраняемые законом. К их числу относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д. Носителями этих благ выступают все граждане, независимо от возраста и состояния дееспособности.

Нематериальные блага неотделимы от личности и соответственно не могут отчуждаться от своих носителей. В силу этого гражданское право не регулирует связанные с ними отношения, а лишь обеспечивает их защиту (п. 2 ст. 2 ГК РФ)49.

Похожие статьи