Беседа на тему: «Личностный рост и саморазвитие» Упражнения для повышения самооценки. Комплекс упражнений для повышения самооценки

10.10.2019

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для женщин.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая женщина хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы...)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения дамы начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На женщину начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Красивые женщины»

Вызывается участник. Ведущий: Пройдя по помещению, выведите всех женщин, которых считаете для себя красивыми, сядьте напротив них и посмотрите, полюбуйтесь на них... Я должен задать девушкам один очень важный вопрос: «Вы знали, что вы красивые?» – «Нет» – «Так знайте это!» Поблагодарите того, кто вас выбрал, можете садиться на свои места.

Анализ: «Из выбранных 1-2 человека соответствуют эталонам красоты, к которым мы привыкли за счет телевидения, кино и обложек журналов. Но бывают всегда и такие, которые удивлены, что их выбрали. Это упражнение показывает всю нестандартность человеческих предпочтений. Это этюд оптимизма. Среди нас находится человек (девушка), который, может быть, считает себя непривлекательным. Так прошу вас поверить, в чьих-то глазах он может оказаться очень красивым».

Для убедительности можно попросить еще одного-двух человек (лучше мужчин) сделать свои выборы.

Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

Низкая самооценка
бывает довольно разрушительна для парных отношений, профессионального развития и вообще комфортной жизни человека. Поэтому повышение уверенности в себе часто становится необходимым условием в решении самых разных жизненных вопросов.

Предлагаю рассмотреть 5 практических заданий для роста самооценки, которые можно использовать как в самостоятельной работе, так и в качестве домашних заданий при индивидуальной психологической работе.

Подобные упражнения, на мой взгляд, должны быть достаточно простыми, лежащими в зоне ближайшего развития. И в то же время они должны расширять границы вашего опыта = быть чем-то новым для вас.

Для кого-то стандартные упражнения из тренингов типа «выйди на улицу и собери номера телефонов у незнакомых симпатичных мужчин» являются слишком далёким прыжком из зоны комфорта. Поэтому здесь предлагаю на примерах более простых заданий рассмотреть пять тем, в которых важно развиваться, работая с самооценкой. Опираясь на эти пункты, вы сможете создавать свои домашние задания, наиболее подходящие именно вам, и абсолютно любой сложности.

Итак, что важно закреплять на практике, работая с повышением самооценки.

1. Чувствительность к себе .

Здесь имеется в виду способность распознавать свои чувства, эмоции по поводу того или иного события, свои желания. У детей обычно с этим нет проблем - они легко говорят, чего им хочется, что им нравится, а что - нет. Однако с возрастом в нашей жизни становится всё больше деловых отношений, где свои чувства приходится «выносить за скобки». Мы привыкаем хорошо делать то, что «надо», и всё дальше отодвигаем, а потом и совсем перестаём ощущать свои «хочу».

Для начала важно научиться признаваться себе в своих желаниях, регулярно радовать себя их выполнением. Следующий этап развития - обсуждать их с близкими, потом обращаться за помощью и к другим людям.

Первое домашнее задание: Составьте список своих «хочушек».

Всё, что вас радует, эмоционально возбуждает, чего вам на самом деле хочется! В список важно включить и большие долгосрочные, и совсем маленькие быстровыполнимые желания; и дорогие, и бесплатные - самые разные хочушки. Список важно всегда иметь при себе и обязательно выполнять что-нибудь из него хотя бы раз в неделю.

2. Получение обратной связи.

Людям с заниженной самооценкой бывает свойственно «додумывать» за других. Они часто отвергают, осуждают, винят, стыдят себя, даже не поинтересовавшись, как на самом деле относится к ним тот или иной человек. Занижая свою ценность они уверены, что все воспринимают их примерно так же. Поэтому крайне важно для развития самооценки научиться не додумывать самому, а интересоваться у других!

Сначала важно освоить обращение за поддержкой, за положительной обратной связью. Следующей ступенью будет способность обсуждать критичные замечания, а затем и оспаривать их, когда нужно - отстаивать свою точку зрения.

Домашнее задание: Спросите минимум у пяти знакомых женщин и мужчин, что им в вас нравится, какие качества они в вас ценят больше всего.

Если они будут интересоваться, для чего вам это - можно честно признаться, что делаете задание от психолога. Сравните мнение людей с вашими предположениями и, как говорится, найдите 10 отличий.

3. Развитие дисциплины.

Другими словами - развитие силы воли. Мы бываем очень успешны и сильны в одних сферах и абсолютно недисциплинированны в других. Если у вас есть такие дела, которые вы уже много лет откладываете; собираетесь начать что-то делать, но так и не начинаете - этот пункт особенно для вас.

Начните с малого - выберите всего одно действие, всего 20-30 минут в день, из того, на что всегда не хватало времени и сил. Это может быть ранний подъём, пробежка, полезный завтрак, изучение иностранного, чтение полезной книжки, подготовка к работе или совместная игра с ребёнком - что угодно! Со временем таких ежедневных «ритуалов» может стать несколько - это и будут ваши по-настоящему полезные привычки. Ими, если захотите, потом и гордиться, и хвастаться можно будет.

Домашнее задание: Запланируйте и запишите себе в ежедневник одно новое действие, которое будет развивать вас.

Пусть это будет ваш ежедневный ритуал. Выделяйте этому делу минимум 20 минут в день и ставьте каждый день себе зачет за его выполнение. Самое сложное - продержаться первые три недели, потом привычка начнёт работать на вас! В конце каждого месяца подводите итог - сколько дней было зачтено. А ещё - очень рекомендую - пообещайте и сделайте себе подарок за успехи в развитии данной полезной привычки!

4. Самопрезентация .

Уделите внимание тому, какое вы производите впечатление, что сообщаете о себе - своим внешним видом, одеждой, привычным выражением лица, интонацией в голосе, своими шутками или историями из жизни. Чем в разговоре обычно делитесь с другими - успехами, неудачами, шокирующими новостями или, может, просто сплетнями…

Первым этапом в этом пункте будет задача - посмотреть на себя со стороны. Для этого можно понаблюдать за собой на видео, послушать аудио или взять фотографии, где вы не позировали специально. Обратите внимание - найти нужно будет в первую очередь свои плюсы, потом уже то, что можно сделать лучше!

После этого постепенно можно будет вводить приятные изменения к лучшему - например, подобрать для себя новый образ и обновить гардероб; пройти занятия по речи или хотя бы просто рассказать коллегам смешнущий анекдот. А дальше недалеко и до успешных публичных выступлений.

Домашнее задание: Подберите одну историю из недавнего прошлого, где вы довольны собой.

Это должна быть ваша личная победа (она может быть совсем небольшая). Поделитесь этой историей с кем-то из ваших знакомых, лучше рассказать нескольким людям, которые значимы для вас. Выполнять задание рекомендую до появления ощущения признания, радости, гордости за себя.

5. Новый опыт.

Суть данного пункта - регулярно осваивать что-то новое. Это могут быть новые увлечения или личные рекорды в старом деле, знакомство с новым человеком или непривычное поведение в знакомых ситуациях, эксперименты с внешним видом, вылазка в новое место или просто пройти в знакомое место новой дорогой - что угодно!

Для роста самооценки крайне важно, чтобы выход из зоны комфорта вошел у вас в привычку. Тревога, которую мы испытываем при столкновении с новым, абсолютно естественна, более того, она является сигналом, в какую сторону вам актуально развиваться. Поэтому, если будет страшно выполнять запланированное - это хорошо!

Мне очень нравится выражение Бодо Шефера:

Если вы не испытываете страх, значит шаг, который вы делаете, недостаточно большой для вас!

Получение нового опыта - как раз то самое место, когда нужно будет и бояться, и делать.

Домашнее задание: В течении ближайшей недели найдите интересное место, в котором вы ещё ни разу не были, выделите специально время, сходите или съездите туда.

Главная задача - получить новые впечатления, хоть на час выйти за рамки привычной для вас жизни. Выбираться в такой новый для вас опыт рекомендую минимум раз в неделю.

Подобная практическая работа способна дать вам рост во всех сферах жизни, меня в этом убедила и многолетняя психологическая практика, и собственный опыт.

Поэтому творите, экспериментируйте, расширяйте границы своего опыта.

Тема: «Самооценка»

Цель: дать представление о самоценности человеческого «Я», продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Задачи:

Обсудить способы поддержания позитивной самооценки; дать подростку возможность полностью осознать свои силы;

Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники;

Предоставить участникам возможность соотнести са­мооценку и оценку членами группы;

Формирование умения слушать и давать обратную связь.

Материалы: карандаши, бумага.

1. Вводная часть

Беседа «Самооценка как важнейшая составляющая личности»

Ведущий. Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Адекватная самооценка - человек реально оценивая себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечая, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие пений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка - человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Самооценка отражает степень разви­тия у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов. Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть; во-вторых, человек скло­нен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; в-третьих, человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал опреде­ленное дело и именно его делает хорошо.

2. Основная часть

Тест- игра «Самооценка»

Подросткам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а за тем быстро вписать в один кружок букву «Я». Ведущий объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Упражнение «Самооценка»

Нарисуйте извилистую дорогу, ведущую из глубокой пропасти «самый плохой человек» к горной вершине «самый хороший человек». Отметьте на этой дороге точку, где находитесь вы сейчас. Анализ:

Какие качества позволяют достичь этой высоты? (участники производят анализ самостоятельно, озвучивая свои выводы по желанию) Что мешает поставить отметку выше? (Можно не произносить)

Нередко ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди.

Групповая дискуссия

Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучша­ем свою самооценку».

Мнения выписываются на от­дельный лист бумаги и дополняются ведущим. На­пример: улучшаем внешность (прическа, макияж, сле­дим за фигурой); занимаемся самообразованием, раз­витием своих талантов, способностей; достигаем ус­пеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем дру­гим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты - лучший!» и т.д.; «нарываемся» на комплимент; иног­да рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не ставим глобальных це­лей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

Мнения участников записываются и дополняются ведущим:

Улучшаем внешность;

Занимаемся самообразованием, развитием своих способностей, талантов;

Достигаем успехов в каком-то деле;

Обесцениваем других людей;

Выигрываем конкурсы, соревнования;

Помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку;

Украшаем свой уголок;

Напрашиваемся на комплименты, иногда «рисуемся» (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто»);

Не ставим глобальных целей;

Имеем хобби как способ выделиться из толпы.

Все вы наверняка слышали, как кто-нибудь из ваших сверстников говорил о себе «я - крутой» или о ком-то другом - «он - крутой». Как вы думаете, какой смысл придают они этим словам?

Крутой или уверенный в себе - это одно и то же? «Крутизна» - основа для того, чтобы все считали, что ты радуешься жизни, и думали, что ты имеешь силы действовать». Ведущий напоминает, каковы внешние признаки уверенного человека, и предлагает описать внешние признаки «крутого» (напряженная поза, суетливые жесты, многословие, повышенный тон в речи и т.п.). Нужно подчеркнуть, что человек стремится выглядеть «круто», но на самом деле он не уверен в себе.

Упражнение «Какой он?»

Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан

Говорим друг другу комплименты

Отдельно - так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все ос­тальные члены группы по очереди садятся на свобод­ный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.

Каждый член группы, по возможности, должен за­нять место слушателя.

Обсуждение . Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

3. Заключительная часть

Упражнение «Безусловное принятие себя»

Участникам дается инструкция сказать вслух самим себе: «Я принимаю себя таким, как я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я принимаю себя со всеми счастливыми моментами и радостями!»

После этого ведущий просит участников прислушаться к ощущениям, которые возникают в теле при произнесении этих слов. В какой части тела отзываются эти фразы? Легко ли их произносить? Что мешает принимать себя со своими достоинствами? Что помогает?

После того как участники мысленно ответили на эти вопросы, ведущий просит повторить за ним следующую фразу: «Я прощаю себя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю себя и принимаю таким, каков я есть».

Участники обмениваются впечатлениями от упражнения.

Выводы чтобы поддержать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и учимся принимать себя, опираясь на свои сильные стороны.

Занятие 5

Тема: Самооценка

Цели: дать понятие о самоценности человеческого «Я», продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Ход занятия:

1.Разминка

Упражнение «День бывает...»

Цель: введение в темпоритм и настроение занятия.

Продолжить фразу:

День бывает...

долгий

пасмурный

учебный

серый

праздничный

день рождения

и т.д.

Упражнение выполняется по кругу (2–3 оборота).

2. Работа по теме

Ведущий.Основная задача, которая стоит сегодня перед вами: понять, осознать своею самооценки.

Тест - игра «Самооценка»

Подросткам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Ведущий объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняет, что это тест – игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

Беседа

Ведущий.Существуют 3 уровня самооценки:

· самооценка реальная, соответствующая действительности;

· завышенная самооценка;

· заниженная самооценка.

По мере того как называются эти уровни, учащиеся объясняют, как они это понимают, приводят примеры.

Ведущий. Как вы считаете, вы человек хороший?

Ответы по кругу.

Почему вы так считаете? Что вам дает на это право?

Ответы.

От чего зависит ваша самооценка?

Возможные ответы:

1. От внутреннего ощущения того, насколько хорошо я себя знаю.

2. От мнения обо мне окружающих.

3. От мнения «значимых других».

4. От того, насколько я сам уверен в себе и т.д.

Ведущий. Мы понимаем, что хорошо, если человек себя оценивает реально. А если человек занижает свои способности, недооценивает свои возможности, не уверен в себе, то как к нему относятся окружающие?

Ответы.

Дискуссия «Самое – самое»

Ведущий предлагает подросткам записать на листочках, что для них самое важное и самое ценное в жизни.

Затем участники это зачитывают, а ведущий записывает на доске.

Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признать право на любовь других людей к себе.

Ведущий, комментируя каждый ответ, просит ответить на вопросы. Например: «Почему для тебя главным является здоровье? (Я смогу жить долго).

«Чем тебе дороги родители? (Они мне дали жизнь и любят меня).

Затем делаются выводы:

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Релаксация.

Ведущий: чтобы сейчас мы почувствовали себя увереннее, давайте выполним упражнение психологического настроя на уверенность в себе

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь...

Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.

Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос... Сосредоточьтесь на нем!

Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.

Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь - и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.

Я настраиваю вас на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими и решительными!

Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни...

Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Прочувствуйте - вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться!

Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.

Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.

Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!

Хорошо... Завершаем нашу работу.

Как только вы почувствуете, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы откроете глаза.

Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется...

Завершение занятия

Рефлексия

ТРЕНИНГ НА ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ

ТЕМА: «Повышение самооценки»

Цель: способствовать развитию повышения самооценки, отработки навыка уверенного поведения, самопознания, а также приобретению опыта выступления перед аудиторией.

Необходимое время : 1 ч 40 м.

Задачи тренинга:

    с абсолютной уверенностью чувствовать себя в любых ситуациях;

    понять, как можно справиться с застенчивостью и беспокойством;

    узнать свою настоящую сущность;

    научиться открывать и осознавать свои привычки и взгляды на жизнь;

    уверенно поддерживать беседу и деловые переговоры;

    легко проводить выступления перед большим скоплением людей;

    не бояться идти на риск.

Вводная часть – 25 минут.

(Перед началом тренинга ведущий предлагает участникам жетоны разного цвета. Для того, чтобы в дальнейшем можно было разделиться на подгруппы.)

Добрый день! Я очень рада видеть каждого из вас!

Сегодня я приглашаю Вас принять участие в тренинге на повышение уверенности в себе.

Во время тренинга мы с вами постараемся научиться повышать самооценку и отработаем навыки уверенного поведения.

Но прежде чем начать, я познакомлю вас с правилами тренинга:

    обращаться только по имени

    даём возможность высказаться каждому, не перебивая

    отказаться от выполнения упражнения можно лишь один раз во время тренинга

    правило «Активности» -высказываемся все

А теперь мы познакомимся поближе.

Упражнение №1 «Настроение »: каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо, следить за тем, чтобы определения не повторялись. Участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое.... и т.д.

А сейчас мне бы хотелось послушать с каким настроением, чувствами вы пришли и что ожидаете от сегодняшнего тренинга?

(Шеренг по кругу).

Информационный блок (теория)- 5 мин.

Вступительное слово.

Часто можно услышать: «Зазвездился! Самооценка у него завышенная!».

Или наоборот, застенчивому, стеснительному человеку приписывают заниженную самооценку. Да и у кого из нас нет комплексов, идущих за нами из детства? А все они так или иначе связаны с нашей самооценкой.

-Так что же такое самооценка?

- Может кто-нибудь попробует ответить на этот вопрос? (желающие отвечают)

Самооценка – это Уверенность в себе – переживание человеком своих возможностей как адекватных задач, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Во всём должна быть «золотая середина».

Упражнение №2: « Вот какой Я»

Участники тренинга получают от ведущего салфетки (можно разного цвета).

Ведущий:

У каждого из вас в руках салфетка.

Разорвите салфетку на столько частей, на сколько посчитаете необходимым.

Закончили? Спасибо.

А теперь послушайте правила игры: каждый участник должен рассказать о себе столько качеств личности, сколько у него оторванных клочков. Информация может быть, как положительная, так и отрицательная. Но только та, которую вы посчитаете нужным говорить.

Вопросы:

Сложно ли вам было говорить о себе?

Что было сложнее говорить, хорошее или плохое?

Спасибо.

Конечно говорить о себе всегда сложнее, чем о других. Поэтому, чтобы уметь о себе рассказать, мы должны уметь адекватно себя оценивать.

Я предлагаю продолжить наш тренинг, который может быть поможет вам уверенно поддерживать беседы и легко проводить выступления перед большим скоплением людей.

Ведущий:

Я предлагаю вам разделиться на группы по цвету жетона, который вы выбрали в начале нашего тренинга.

Спасибо.

Каждая группа должна сейчас выбрать листок, на обратной стороне листа изображён рисунок предмета. (конфета, шапка, сумка). Не показывать и не называть предмет другой группе!

Подумайте, что можно сказать о данном предмете. На подготовку 2-3 минуты.

Участники других групп, постарайтесь догадаться, о чём шла речь.

После того как все участники готовы к рекламе , группа образует зрительный зал , расставив стулья в ряд или полукругом , и каждая подгруппа по очереди выходит и разыгрывает свое представление .

Я считаю, группа неплохо справилась с заданием. Давайте поаплодируем участникам.

(Аналогично выполняют задание оставшиеся 2 группы).

(Шеренг по кругу).

Понравилось ли вам упражнение? Почему?

В чём возникали трудности?

С чем вы справлялись легче?

Как вы считаете, какой группе удалось более ярко «отрекламировать» свой предмет?

Я думаю каждый по-своему справился с заданием. Давайте поаплодируем себе и друг другу.

Через следующее упражнение, мы с вами поможем друг другу отличить уверенное поведение от неуверенного и способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Упражнение №4 «Я сильный – Я слабый»

А сейчас каждый участник возьмёт за руку соседа справа.

Мы разбились по парам.

Встаньте в круг каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку (можно обе руки). Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху.

Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный» . Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит: «Я слабый» , произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

Почему, как вы думаете?

Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

Спасибо.

Упражнение №5 «Плохое, хорошее».

Перед вами листы бумаги (по числу участников), столько же ручек, можно разноцветных.

Каждый из участников подписывает свой лист. И ниже пишет на нём один какой-то свой недостаток.

Затем передает свой лист участникам, сидящим слева.

Каждый по кругу пишет на его листе «но ты…» или «но у тебя…» далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и т.д.).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Затем участники зачитывают написанное о себе.

(Шеренг по кругу).

Что вы чувствуете сейчас?

Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

Упражнение №6 «Я лучезарный»

Участники тренинга по очереди поднимаются на стол (стул), так чтобы оказаться намного выше группы.

Все участники, стоящие внизу, поднимают руки вверх и восклицают, как можно эмоциональнее «О, лучезарный!!!».

Участники по очереди меняются местами. Упражнение повторяется, пока вся группа не примет участие.

(Шеренг по кругу).

Вопросы:

Изменилось ли ваше представление о себе?

А сейчас, я предлагаю просто расслабиться и поиграть, тем самым подходя к завершению нашего тренинга. (игра)

Рефлексия:

Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

Что нового вы узнали о себе?

Какие выводы вы сделали для себя?

Неуверенность в себе, гнетущее чувство вины и самоедство подчас становятся слишком тяжелым грузом... Как освободиться от этой нелегкой ноши и поверить в свою уникальность? Проанализируй свой опыт, прости себя за несовершенство, усмири внутреннего "полицейского" – и найди в себе минимум пять талантов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение ‘Спасибо, что ты есть’

Хиты: 363 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Упражнение может использоваться для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга - внутренний и внешний и поворачиваются лицом друг к другу.

Задача участников - посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть».

Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем - из внутреннего. При желании участники могут пожать друг другу руки или обняться. Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.

Информация для ведущего

Если кто-то из участников не имел возможности сказать слова благодарности другому участнику, так как находился в одной подгруппе с ним, но имеет желание это сделать, он может поблагодарить его в общем кругу.

Упражнение "Развитие"

Хиты: 306 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Может использоваться для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку, кто «не такой, как другие» и испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Ведущий читает текст, предназначенный для активной визуализации:

Сядьте удобно. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь...

Представьте себе, что вы находитесь в саду, где растут разные деревья... Все они интересны, но одно из них привлекает ваше внимание... Посмотрите внимательно, что это за дерево?.. Какой у него ствол, ветви?.. В какихусловиях оно растет? Представьте, что вы становитесь этим деревом, ваше тело - это ствол, хорошо укорененный в земле, от ствола отходят ветви с листьями. Какой они формы? Естьли на дереве цветы или плоды? Ваши корни пронизывают землю, из которой поступают питательные вещества...

Земля питает дерево своими соками, и оно набирается сил... Ваши ветви распрямляются, тянутся вверх, листья, цветы или плоды растут... Солнышко согревает и дарит дереву свое тепло...

Вы чувствуете прилив сил и энергию внутри себя... Удержите это ощущение... А сейчас откройте глаза и вернитесь к группе, в эту комнату.

После завершения упражнения ведущий предлагает участникам нарисовать свои деревья на бумаге. Выполнив задание, члены группы делятся своими впечатлениями и при желании показывают рисунки друг другу.

Упражнение "Мне нравится, что ты..."

Хиты: 266 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам напомнить друг другу о своих положительных качествах. Для этого один из вас возьмет мягкий мячик (или любую игрушку) и скажет другому, выбранному им человеку из группы, назвав его по имени, о том, что ему в нем нравится, что у того хорошо получается, продолжив фразу: «Мне нравится, что ты... » Например, «Иван, мне нравится, что ты умеешь сохранять спокойствие в трудных ситуациях».

Тот, кто получит мячик, должен ответить: «Да, я... а еще я... » - и назвать три вещи, которые он умеет делать.

Например, «Да, я умею быть спокойным в трудных ситуациях. А еще я умею хорошо играть в волейбол, улыбаться и помогать другим».

Важно, чтобы участники говорили искренне.

После этого тот, у кого в руке мячик, передает его другому выбранному им участнику занятия со словами: «(имя), мне нравится, что ты... » Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.

Упражнение "Какой я есть и каким я хочу быть?"

Хиты: 313 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Игра выполняется пантомимически. Участники делятся на пары и последовательно «лепят» друг из друга скульптуру своего состояния - реальную и желаемую, а затем сами принимают вылепленные позы, на некоторое время замирая в них. Возможно озвучивание своего состояния неартикулярными звуками. После того как все участники выполнили задание, начинается обсуждение. Сначала высказываются участники тренинга, затем - ведущий. Он стимулирует обсуждение следующих вопросов:

Что вы почувствовали, когда входили в образ скульптуры - реальной и желаемой?

Были ли моменты, которые вас удивили?

Какие различия вы заметили между «я» - реальным и «я» - желаемым у себя и у другого?

Есть ли в вашей жизни человек, на которого вы хотели бы быть похожи? Чем он вас привлекает?

Совпадает ли желаемое для вас состояние с состоянием, демонстрируемым этим человеком?

Упражнение "Снежинки"

Хиты: 331 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Упражнение можно использовать в группе для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку, кто «не такой, как другие» и испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

в третий раз проделывает то же самое;

и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Обсуждение

Участники сравнивают, какие снежинки у них получились - одинаковые или разные, непохожие.

Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.

Упражнение "Обратная связь"

Хиты: 566 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Цель: сплочение коллектива. Задачи: осознание своих сильных и слабых качеств; развитие эмпатии; командообразование.

Ведущий: Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет вам более эффективно работать в будущем как единой команде.

Я исхожу из того, что до сих пор каждый из вас делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это помогало им или всей команде в целом.

С другой стороны, я допускаю, что каждый делал и что-то такое, что другие считали ненужным или даже вредным. Наконец, я предполагаю, что вам хотелось бы, чтобы ваши коллеги действовали в будущем так, чтобы команда смогла работать еще лучше. У каждого из вас есть собственное представление об этом, и я хочу помочь вам объясниться друг с другом и прийти к ясным и четким договоренностям.

Возьмите себе по одному листу бумаги, расположите его горизонтально и напишите в верхней части свое имя. Затем разделите лист на три колонки.

Над первой колонкой напишите: «Продолжай и дальше... » Другие члены команды впишут сюда все, что они ценят в вашей деятельности, и выразят надежду на совершенствование качеств, отмеченных в этой колонке, в будущем.

Над второй колонкой напишите: «Пожалуйста, поменьше... » Записи в этой колонке будут относиться к таким вашим действиям, которые другие считают излишними действиями.

Над третьей колонкой напишите: «Мне будет приятно, если ты... » Записи будут выражать пожелания коллег, касающиеся стиля поведения и действий, которые смогут сделать жизнь и работу команды более эффективной и приятной.

Выполняя упражнение, придерживайтесь следующих правил:

не вписывайте ничего во вторую или третью колонку до тех пор, пока не сделаете запись в первой;

подписывайте свои записи;

не стойте возле своего листа.

можете написать другому члену команды любое количество пожеланий;

после того как сделаете все записи, можете сесть на свое место;

После того как все сядут на свои места, ведущий предлагает участникам внимательно изучить свои листы и начать первый обмен впечатлениями. Если чьи-то пожелания непонятны участникам, они могут задать уточняющие вопросы их авторам. При расхождении мнений можно провести переговоры. Так, выдвинувший конкретные требования член команды может предложить что-нибудь взамен, например: «Пожалуйста, поменьше меня перебивай. А я обещаю, что буду чаще спрашивать твое мнение».

Психологическое упражнение ‘Образ имени’

Хиты: 196 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий предлагает участникам с помощью цветной и гофрированной бумаги, карандашей, красок, блесток и т. д. создать образ своего имени.

Вопросы для обсуждения:

Какое послание несет в мир ваше имя?

Расскажите об образе своего имени, послании и покажите его жестом и движением тела.

Психологическое упражнение ‘Энергетика имени’

Хиты: 242 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий предлагает участникам написать на бумаге свои имя, отчество и фамилию, составить из имеющихся в них букв 15 новых слов и выбрать те, которые участникам более всего понравятся. Ведущий обращает внимание, что, возможно, в этих словах для них присутствует определенный ресурс.

Вопросы для обсуждения

Что нового узнали о себе благодаря этому упражнению?

Психологическое упражнение ‘Новый взгляд’

Хиты: 216 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий: Многие вещи в жизни мы делаем автоматически: встаем утром, завтракаем, едем на учебу или работу, смотрим телевизор, ложимся спать. И не замечаем, как такое наше поведение становится привычным.

Временами нас что-то не устраивает, и мы задумываемся о том, что бы это изменить в своей жизни. Обычно изменениям способствует новый опыт, который помогает нам обрести иные качества характера. Сейчас я предлагаю вам снова вспомнить тот образ, где вы определили, каким хотите стать, почувствовать его и вернуться к упражнению «Тайна имени», с которого мы начали наше занятие, и дополнить его.

Известно, что в традициях некоторых народов принято иметь несколько имен. Одни имена даются человеку при рождении, другие - выбираются самим человеком, когда он пытается осуществить задуманное, а третьи присваиваются ему современниками или потомками, которые оценивают его поступки.

Какие имена готовы вы присоединить к своим основным? И какими именами вы бы гордились в дальнейшем? Например: «Сейчас я Михаил Ищущий, а хотел бы стать Михаилом Основателем». Или: «Сегодня я Елена Выжидающая, а мечтаю стать Еленой Вдохновляющей!» Или: «Я Александр Осторожный, а буду Александр Решительный!» Присоедините к своим основным именам новые и расскажите об этом.

Вопросы для обсуждения

Какие чувства вы испытывали, «играя» со своим именем?

Что нового узнали о себе и других благодаря этому упражнению?

Психологическое упражнение "Мать и дитя"

Хиты: 139 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Вариант 1

Для выполнения упражнения необходимо мягкое покрытие.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам разделиться на две подгруппы, рассчитавшись на «первый - второй», и образовать два круга: внешний и внутренний.

Участники во внутреннем круге садятся на корточки, обхватывают колени руками, закрывают глаза и пригибают голову.

За ними встают участники внешнего круга, которые будут двигаться вокруг сидящих.

По моему хлопку внешний круг остановит свое движение, и каждый участник из внешнего круга сядет за тем, кто сидит перед ним во внутреннем круге, обнимет его, наклонив немного в свою сторону, и станет мягко покачивать, стараясь почувствовать, какой ритм и какая интенсивность покачивания наиболее комфортны и естественны для их пары. При этом участники из внутреннего круга не будут знать, кто находится за ними (2 минуты).

Затем участники из внешнего круга возвратят участников из внутреннего круга на прежнее место, встанут и продолжат движение по кругу. Процедура повторится три раза, а затем вы поменяетесь местами - те, кто был во внутреннем круге, перейдут во внешний, и наоборот.

Анализ упражнения

Участники рассказывают, какие чувства они испытывали в ходе упражнения, какие открытия для себя сделали. С кем им было комфортнее (называя только номера участников), когда они были во внутреннем круге, а с кем было сложно и почему. Какие чувства испытывали к участникам внутреннего круга, находясь во внешнем. Каждый участник делает для себя выводы.

Вариант 2

Ведущий предлагает участникам разделиться на две подгруппы и стоя образовать два круга: внешний и внутренний.

Участники из внутреннего круга поворачиваются спиной к участникам из внешнего круга и закрывают глаза.

Участники из внешнего круга будут двигаться вокруг стоящих. По хлопку ведущего внешний круг остановит свое движение, и каждый участник из внешнего круга начнет поглаживание стоящего перед ним участника из внутреннего круга по плечам, голове, спине. Можно помассировать плечи.

Ведущий: Постарайтесь почувствовать, какие прикосновения важны вашему партнеру - кому-то, возможно, необходим массаж, а кому-то легкие поглаживания. Вы можете поинтересоваться у партнера о качестве прикосновений (1-2 минуты).

Затем участники из внешнего круга продолжат движение по кругу. Процедура повторится три раза, а затем вы поменяетесь местами - те, кто был во внутреннем круге, перейдут во внешний, и наоборот.

Упражнение-визуализация "Образ внутреннего состояния"

Хиты: 177 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущему необходимо владеть техникой направленной визуализации. Ведущий предлагает участникам сесть удобнее, найти такое положение для своего тела, при котором они смогут полностью расслабиться.

Ведущий: Сделайте глубокий вдох и медленный выдох... Ваше дыхание глубокое и свободное... Вы дышите легко...

А сейчас сфокусируйте внимание на своем теле. Пройдитесь внутренним взглядом по нему и определите места напряжений...

«Посмотрите» темя, лоб, глаза, нос, рот, подбородок, щеки, левое ухо, правое ухо, мозг... Шея, левая ключица, левая рука, правая ключица, правая рука... Осмотрите «внутренним взглядом» грудь, живот. Почувствуйте свой позвоночник, спину, поясницу, ягодицы, левую ногу и правую ногу... И снова темя...

Почувствуйте, в каких местах тела есть внутреннее напряжение, и сформируйте его целостный образ. Если бы ваше напряжение могло говорить, что бы оно вам сказало?.. Отчего возникло?.. Какой размер, форму, цвет оно имеет? На что похоже?.. Образ может быть как вполне конкретным, так и абстрактным.

Спросите у образа, есть ли у него желания?.. Возможны ли улучшения?.. Представьте, что вы разрешаете ему это. Что происходит с ним?.. Что происходит с телом?.. Возможно, напряжение ослабло и вы почувствовали приятную теплоту и новую энергию... Побудьте в таком состоянии и возвращайтесь в эту комнату.

После выполнения упражнения ведущий спрашивает участников об их ощущениях. Желающие могут рассказать об увиденных образах и при необходимости поработать с ними.

Ведущий может продолжить упражнение: А сейчас нарисуйте увиденный образ своего тела. Если вы правша, желательно рисовать левой рукой. Далее - проведите «внутренний диалог» со своим телом, с различными его частями.

Правой рукой вы записываете следующие вопросы (если вы правша):

Как ты себя чувствуешь?

Чего ты хочешь?

Чем я могу помочь?

Что является причиной самочувствия?

О чем хотел бы сообщить?

Что поможет тебе чувствовать себя лучше? Левой рукой вы отвечаете на эти вопросы.

Этот диалог направлен на то, чтобы выявить причины и механизмы вашего некомфортного или болезненного состояния и факторы, помогающие восстановлению.

Психологическое упражнение ‘Какой я есть и каким хотел бы быть?’

Хиты: 102 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий: Предлагаю вам выполнить следующее упражнение. Войдите сейчас в свое обычное, повседневное состояние и, отталкиваясь от своих ощущений, найдите ему соответствие в виде определенного образа (например, черствый пряник, загнанная лошадь, хрустальная чаша и т.д.). А сейчас помогите образу проблемного состояния как бы «расправить крылья» и обрести свободу, позвольте ему реализовать свои «сокровенные желания», дайте ему энергию...

Сейчас отождествите себя с этим образом. Ощутите его гармоничное завершающее состояние как свое... Этим вы восстановите единство с заключенной в нем энергией.

После того как участники занятия увидели и почувствовали оба состояния, ведущий говорит: У вас есть два образа: проблемный образ и желаемый образ.

Сейчас предлагаю разделиться по парам и пантомимой изобразить вначале проблемный образ, а затем желаемый образ. Можно сопровождать свое представление различными жестами, звуками.

Таким образом, вы решаете задачу огромной важности: даете развитие творческому потенциалу, той энергии, которая длительное время оставалась неподвижной в вашем теле.

Медитативное упражнение "Какой я?"

Хиты: 131 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий: Вообразите, что мир, в котором мы живем, является Вселенной, а каждый человек - планета в ней. Если бы вы были планетой, то какой! Представьте ее, а затем с помощью карандашей или красок изобразите на бумаге.

Ведущий включает медитативную музыку, и участники занятия рисуют свои планеты.

По завершении упражнения ведущий предлагает участникам на обратной стороне листа написать 5 характеристик своей планеты, ответив на вопрос - какая она?

Например: зеленая, цветущая, яркая, большая, добрая.

Или: суровая, сильная, быстрая, красивая, холодная.

Психологическая игра "Комплимент"

Игру можно выполнять, используя один из предложенных вариантов.

Вариант 1

Ведущий предлагает каждому участнику передать свой рисунок участнику, сидящему слева от него.

Участник, получивший рисунок, смотрит на него и на обратной стороне листа пишет ту положительную характеристику или ассоциацию, которую полученный рисунок у него вызвал. Затем он передает рисунок далее по кругу.

Если какая-либо характеристика ему непонятна, автор рисунка может задать уточняющий вопрос написавшему.

Вариант 2

Если игра проводится со школьниками младшего возраста, то они могут просто показать свои рисунки друг другу и дать отзывы о том, что им понравилось в рисунках других.

Далее ведущий предлагает участникам изобразить свои чувства на бумаге, нарисовав, как может измениться их планета от такого доброжелательного взаимодействия с другими, то есть они могут добавить что-то в свои прежние рисунки или нарисовать новые.

Обучение приемам эмоциональной разрядки и мышечной релаксации

Хиты: 227 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий: А сейчас вы научитесь приемам расслабления, которые можно использовать в любых сложных жизненных ситуациях. Напрягите мышцы всего тела, рук, ног; высоко-высоко потяните плечи, доставая до ушей; сильно сожмите кулаки... А сейчас расслабьте все части тела (этот прием повторите 3-5 раз).

Еще один прием: сделайте очень глубокий вдох, самый глубокий (на счет 1-4), задержите дыхание на 10-15 секунд. Теперь выдохните весь воздух из легких (на счет 1-6) и с выдохом расслабьтесь, сбросьте напряжение, возвратитесь к нормальному дыханию.

Почувствовали ли вы напряжение в груди во время вдоха? Заметили ли расслабление после выдоха? Запомните это ощущение, оцените его (прием можно повторить 4-5 раз. Вдох следует сочетать с напряжением мышц, выдох - с расслаблением).

После выполнения упражнения ведущий спрашивает у участников об их ощущениях и объясняет, что расслабление (релаксация) лучше всего ощущается после напряжения и способствует восстановлению сил и энергии.

После глубоких вдохов и медленных выдохов человеку всегда становится легче.

Психологическое упражнение "Комплименты"

Хиты: 305 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.

Ведущий: Сейчас мы поблагодарим друг друга за интересно проведенное время. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга.

Через минуту участники, стоящие во внутреннем круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.

Это упражнение повышает самооценку участников и актуализирует их личностные ресурсы.

Психологическое упражнение "Сказочная история"

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по 5 - 6 человек и разойтись по разным углам комнаты, чтобы не мехиать друг другу. Каждая группа сочиняет сказочную историю, в которой героями будут те животные, которых вы нарисовали во время выполнения одного из упражнений.

Опишите, как ваши герои могли бы проявить себя и взаимодействовать друг с другом. Когда история будет готова, выберите себе режиссера и осуществите постановку своей сказки.

По окончании репетиции каждая команда представляет свою историю другим. Все истории принимаются и сопровождаются аплодисментами.

Психологическое упражнение "Змейка"

Хиты: 184 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Участники встают. Ведущий предлагает одному из них на некоторое время выйти в коридор или другое помещение.

Ведущий (оставшимся): Возьмитесь за руки так, чтобы у вас получилась цепь. Эта цепь изображает змейку, а два крайних участника - ее голову и хвост. Как это часто бывает, змейка сворачивается во всевозможные кольца - «запутывается».

Ведущий помогает «змейке» запутываться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны.

Затем ведущий приглашает участника, находящегося за дверью, и предлагает ему распутать «змейку». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».

Данное упражнение предполагает тесный физический контакт, способствует сближению группы.

Психологическое упражнение "Какой я есть и каким бы я хотел быть?"

Хиты: 127 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий: Вы уже представили образ своего животного. Сейчас попробуйте внутренне почувствовать его... Встаньте около своего стула так, как это животное могло бы стоять... А сейчас пройдитесь и подвигайтесь так, как двигалось бы ваше животное... Вы можете останавливаться и взаимодействовать с другими, как это сделало бы ваше животное. Упражнение выполняется пантомимически, без слов, возможны неартикулированные звуки.

Спасибо, вы показали, какое сейчас ваше животное есть. А хотели бы вы, чтобы оно изменилось? Возможно, стало более изящным или более смелым, ярким, более дружелюбным? Если да, вы можете представить его новый образ и выразить его по-новому.

Ведущий внимательно следит за происходящим, при необходимости помогает участникам, испытывающим затруднения, не теряя при этом контроля за всей группой и выдерживая необходимый темп.

По окончании упражнения ведущий может задать участникам следующие вопросы:

Как вы чувствовали себя в роли животного?

Что вас удивило?

Какие различия вы заметили между двумя образами животного?

Психологическое упражнение "Цвет радуги"

Хиты: 202 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Ведущий предлагает участникам занятия сесть как можно удобнее, при желании закрыть глаза, глубоко вдохнуть несколько раз и расслабиться.

Ведущий: Представьте, что вы стоите на солнечной лесной полянке. Посмотрите, какая она - большая или маленькая? Какие цветы на ней растут, есть ли там кусты и деревья, ягоды? (Чтобы участникам было удобнее представить поляну, можно включить спокойную музыку.)

Представьте, что над вами появилась волшебная радуга. Она очень красивая. Посмотрите, как играют ее цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вы поднимаете руки, и один цвет радуги, нужный вам именно сейчас, опускается на ваши ладони. Вообразите, как поток этого цвета наполняет вас... Вот вы уже полностью окрашены в этот цвет... Он дарит вам свои свойства, вы купаетесь в нем... Почувствуйте, что дает вам этот цвет...

Участники рассказывают о выбранном цвете и своих чувствах, ведущий поясняет значение каждого цвета.

Красный - жизнеспособность, сила, выносливость.

Оранжевый - бодрость, радость, эмоциональность.

Желтый - вдохновляющий, способствует развитию интуиции.

Зеленый - исцеление, гармония, сострадание. Способствует развитию эмпатии и любви к ближнему.

Голубой - спокойствие. Способствует снятию напряжения и расслаблению.

Синий - мышление и творчество. Помогает генерировать больше творческих идей.

Фиолетовый - вдохновение. Помогает создавать новые концепции, изобретать.

Психологическое упражнение "Образ животного"

Хиты: 254 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Модификация упражнения. См.: Вачков И.В. Метафорический тренинг. - М.: Ось-89, 2006.

Ведущий: Сядьте удобнее, расслабьтесь и представьте, что вы оказались в волшебном лесу. В этом лесу живут самые разные животные. Все, какие только есть на свете. Здесь вы можете встретиться с любым из них. Сейчас перед вашим мысленным взором появится какое-то животное... Не пытайтесь вызвать его сознательно...

Перед вами могут пройти самые разные животные, но одно обязательно задержится, когда все остальные уйдут... (Пауза.) Рассмотрите это животное, обратите внимание на его внешний вид. Оно движется или неподвижно? Что оно делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка?

Представьте, что сейчас ваше животное подходит к дереву. Это дерево очень похоже на его характер... Какое оно? Высокое или низкое? Очень устойчивое или легкое, подвижное при каждом дуновении ветерка?.. Какие у него ветви: прямые, устремленные вверх, растущие в стороны или очень гибкие, нагнувшиеся до земли? Много или мало листьев на ветвях у дерева и какой они формы? Запомните увиденное вами... Если желаете, можете погладить свое животное... Подумайте, какой девиз может быть у него... А сейчас мысленно попрощайтесь с ним и вернитесь сюда, в нашу комнату. Если кто-то закрывал глаза, откройте их. Можете расправить плечи, подвигаться.

А сейчас я прошу вас нарисовать увиденных животное и дерево. Внизу рисунка напишите девиз животного.

Ведущий раздает участникам листы бумаги формата А4. Звучит спокойная музыка, и все участники рисуют животное и дерево. Музыка звучит до тех пор, пока участники рисуют. Затем они располагают свои рисунки так, чтобы те были хорошо видны другим, и авторы рисунков рассказывают о дереве, характере животного и его девизе. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого.

Психологическое упражнение "Зоны осознания"

Хиты: 130 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Модификация упражнения. См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1990.

Ведущий: Опыт осознания мира каждым из нас может быть разделен на три зоны осознания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий.

Далее обратите внимание на внутренний мир тела, начиная речь с тех же слов, что и в первом случае. В течение одной-двух минут вы можете отмечать сухость во рту, зуд в руке, напряженность в мышцах и т.д. Затем снова выслушайте, что сообщит ваш партнер о своем осознании внутреннего мира.

Третья зона осознания (средняя зона) включает психическую активность, не относящуюся к текущему опыту, например, воспоминания, планы, размышления, предчувствия и фантазии. Переведите содержание этой зоны в сознаваемую форму, продолжив фразу, начинающуюся со слов «Теперь я осознаю... », в течение минуты. Вы можете сознавать свое беспокойство по поводу написанной контрольной работы или невыполненных обязательств; или свои попытки догадаться, о чем думает ваш партнер. После этого поменяйтесь ролями.

А теперь обратите внимание на то, куда уводит вас ваше сознание, если вы не концентрируетесь ни на одной из зон. Скажите: «Теперь я осознаю... » - и завершите эту фразу словами о том, что вы осознаете в данный момент, будь то содержанием внешней, внутренней или средней зоны. Выяснив, в какую из зон уводит ваше сознание вас самих, вы уже будете готовы к тому, чтобы начать оттачивать свою способность к сосредоточению. Кроме того, вы можете расширить сферу своего осознания и развить способность переключаться с зоны на зону.

Сначала попробуйте переключаться с внутренней зоны на внешнюю. Завершите фразу «Теперь я осознаю... » словами, относящимися сначала к внешней зоне, а потом - к внутренней. Переходите из одной зоны в другую в течение минуты, а затем послушайте, как это упражнение выполняет ваш партнер.

Психологическое упражнение "Звери"

Хиты: 184 Раздел: Психотерапия - Упражнения

Идея заимствована у И.В. Вачкова.

Ведущий: Сейчас я раздам вам карточки, на которых обозначены названия цвета и животного.

Ведущий раздает карточки размером 10x10 см. Можно сделать 20 карточек одного цвета, разделив их на четыре группы (по пять штук на один из цветов, который будет написан с внутренней стороны карточки).

На внутренней стороне карточки написаны название одного из цветов (синий, зеленый, красный, желтый) и название одного зверя (лев, тигр, пантера, жираф, обезьяна). В итоге получается четыре льва - по одному на карточках с надписями разных цветов, четыре тигра - по одному на карточках с надписями разных цветов и т.д. Если в группе нечетное количество участников, ведущий поясняет, что в одной из подгрупп будет на одного участника меньше.

Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надписи видели только вы. Задача каждого - найти тех, у кого цвет карточки совпадает с вашим. После того как вы разделитесь по цветам, постройтесь в своей группе по следующему порядку: первым становится лев, за ним - тигр, далее - пантера, жираф и обезьяна.

В процессе поиска друг друга и построения можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя говорить и издавать характерные звуки «вашего» зверя, другими словами, все, что вы будете делать, вы будете делать молча.

Когда вы построитесь, оставайтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь.

После того как участники группы построились, ведущий спрашивает по очереди у каждого: «Кто ты?»

Это упражнение способствует развитию выразительности поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям окружающих, а с другой - искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.


Похожие статьи