Страшно делать прививки ребенку? Плюсы и минусы прививок для детей. Плюсы и минусы прививок от гриппа

13.04.2019

Побочное явление свободы слова сегодня порождает огромный объем псевдонаучной информации. Так любой, у кого есть доступ в интернет, может высказаться по поводу темы, в которой мало что понимает. Давайте разберемся в вопросе, который сегодня часто вызывает активные дискуссии. А именно: плюсы и минусы современной вакцинопрофилактики и так ли нужна прививка от гриппа.

«Антипрививочную моду» зародила Червонская Галина Петровна, которая в газете «Комсомольская Правда» в 1988г., в статье «Подумаешь укол» заявила, что в состав вакцины против дифтерии входит токсичная ртуть. Увы, в чем заключается токсичность ртути для организма человека, Червонская, не являясь по образованию врачом, не разобралась. А когда в газете вышла статья - опровержение было уже поздно, механизм был запущен. Любопытно, но Червонская, которая является негласным лидером противников вакцинации, на своем сайте и в своих книгах не призывает к полному отказу от прививок, а призывает к разумной вакцинации, индивидуальному подходу. Таким подходом сегодня руководствуется любой разумный врач.

С момента первой успешной вакцинации английским врачом Дженнером в 1796 г. коровьей оспой, прошло много времени. За это время медицина шагнула далеко вперед, и сегодня на рынке представлены современные, высокотехнологичные, очищенные вакцины, которые могут в своем составе нести мельчайшие расщепленные частицы белка вирусов или бактерий, вызывающих конкретное заболевание, так называемые сплит вакцины. Следовательно, самого возбудителя инфекции в данных вакцинах нет. Это значит, что заболеть данной инфекцией невозможно.

Суть вакцинации, если перевести на простой язык, заключается в том, чтобы иммунная система «познакомилась» с возбудителем, «переписала его паспортные данные и особые приметы», а затем на «границе», когда микроб попробует проникнуть в наш организм, распознать его посредством специально обученных «офицеров», клеток памяти иммунной системы. Предупрежден - значит вооружен. Когда организм знаком с потенциальным «преступником-микробом», реакция ответа будет быстрой и точной, «преступник» будет окружен и обезврежен. Болезнь не разовьется вовсе или разовьется в легкой форме.

Многие в отказах от прививок руководствуются следующими убеждениями:

- «Поднялась температура в первые сутки после вакцинации - значит заболели тем, чем привились». Это не верно.

Во-первых, как мы уже разобрались, самого возбудителя там нет, значит, заболеть данной инфекцией от прививки нельзя.

Во-вторых, так ваш организм реагирует на введение чужеродного материала, это даже хорошо, что температура немного поднялась. Это говорит о том, что у вас нормальный иммунитет, который адекватно отвечает на вводимый антиген.

- «Мы привились, а потом все равно заболели»… Так часто говорят, после прививки от гриппа.

Во-первых, заболели вы, скорее всего, другой вирусной инфекцией. Вирусов, которые вызывают поражение респираторного тракта, огромное множество. А во-вторых, если вы действительно заболели гриппом, течение его однозначно было легче, чем если бы вы не прививались. Ведь вакцинация не исключает на 100%, что вы не заболеете, она защищает от генерализованных форм, от тяжелого течения, которое может привести к летальному исходу. Многие жалуются на то, что во время эпидемии у них был насморк, кашель и, например, два дня лихорадка, при этом забывают, что от гриппа в мире умирает ежегодно полмиллиона человек.

- «У меня (взрослого человека) хороший иммунитет, я очень редко болею…» Это отличная новость. Однако, возможно, у вас есть дети, пожилые родители. Вы перенесете болезнь в легкой форме, но есть вероятность передать вирус своим близким, которым меньше повезло, в силу возраста или других обстоятельств, например, фоновых заболеваний.

Эффективность вакцинации от гриппа составляет 70-90% по научным данным, это значит, что привитые болеют в 7-9 раз реже не привитых.

- «Мы прочитали статьи про осложнения, посмотрели видео и т.д. и испугались». Тогда сделайте следующий шаг, прочитайте статьи, посмотрите видео про болезни, от которых можно сделать прививку. Поинтересуйтесь, какая была смертность от инфекционных заболеваний, когда от них не было прививок и сравните цифры. Сравните цифры смертности от этих заболеваний и вероятности осложнений от прививок.

- «Заболевания, против которых прививают сегодня, уже давно не встречаются или встречаются крайне редко». Эврика! Это прямое доказательство, что прививки работают, ведь снизилась заболеваемость, а некоторых болезни и пропали именно после введения обязательной вакцинации.

- «Смертность от инфекционных заболеваний стала падать в развитых странах до того, как ввели календари прививок». Снижение смертности на графиках развитых стран в начале и середине ХХ века связано с развитием медицины, открытием антибиотиков, увеличения уровня социальной культуры, перехода к системе центрального водоснабжения, канализации, очистки питьевой воды, других методов профилактики.

Вакцинацию от гриппа я бы сравнил с ремнем безопасности в автомобиле. Если вы пристегнулись, то это не значит, что вы не уязвимы. Однако глупо спорить с тем, что так безопасней. Ваше личное решение «пристегнетесь» вы от гриппа в этом году или нет, но мы вам настоятельно рекомендуем, ведь ни для кого не секрет, что предупредить легче, чем лечить.

Дечко Андрей Александрович, врач - педиатр.

  • 16. Морфология простейших.
  • 20. Ферменты бактерий. Использование ферментативной активности бак­терий при их идентификации
  • 27. Питательные среды и их классификация.
  • 28. Требования, предъявляемые к питательным средам.
  • 23. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
  • 29. Особенности биологии вирусов.
  • 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. Репродукция вирусов. Вирогения.
  • 31. Бактериофаги. Типы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Умеренные и вирулентные бактериофага. Лизогения.
  • 36. Плазмиды бактерий и их значение.
  • 34. Изменчивость бактерий. Генотип. Фенотип.
  • 40. Нормальная микрофлора организма человека и ее значение. Дисбиозы. Дисбактериозы.
  • 41. Препараты, применяемые для восстановления нормальной микро­флоры (пробиотики, эубиотики).
  • 42. Микрофлора воды. Санитарно-бактериологическое исследование во­ды: определение микробного числа, коли-индекса. 43. Микрофлора воздуха.
  • 55-58 Антибиотики
  • 60. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного про­цесса.
  • 62. Токсины бактерий, их свойства.
  • 63. Получение эндотоксинов и экзотоксинов.
  • 102. Характеристика возбудителей дизентерии. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфического лечения и профилак­тика.
  • 103. Характеристика возбудителя холеры. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 104. Характеристика возбудителей брюшного тифа и паратифов. Прин­ципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 107. Характеристика возбудителя ботулизма. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 120. Характеристика возбудителя столбняка. Принципы микробиологи­ческой диагностики столбняка. Распространение в окружающей сре­де. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 121. Характеристика возбудителей газовой гангрены. Принципы лабора­торной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 111. Характеристика возбудителя дифтерии. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Выявление антитоксического иммунитета. Спе­цифическая профилактика и лечение.
  • 112. Характеристика возбудителя коклюша. Принципы микробиологичес­кой диагностики. Препараты для специфической профилактики и ле­чения.
  • 110. Характеристика возбудителей туберкулеза. Принципы микробиологической диагностики туберкулеза. Туберкулин и его использование. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 105. Кишечная палочка и ее значение для микроорганизма. Принципы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых кишеч­ной палочкой.
  • 122. Характеристика возбудителя сибирской язвы. Принципы лаборатор­ной диагностики сибирской язвы. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 108. Характеристика возбудителей бруцеллеза. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лече­ния.
  • 115. Характеристика возбудителя чумы. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 117. Характеристика возбудителя сифилиса. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для лечения сифилиса.
  • 123. Возбудители хламидиоза. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечения.
  • 131. Характеристика вирусов гриппа. Принципы лабораторной диагнос­тики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 132. Характеристика возбудителя кори. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 130. Характеристика возбудителя полиомиелита. Принципы лаборатор­ной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
  • 129. Характеристика возбудителя вирусного гепатита а, е. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики.
  • 138. Характеристика возбудителей гепатитов в, с, d. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для профилактики.
  • 137. Характеристика возбудителя вич-инфекции. Принципы лаборатор­ной диагностики. Препарата для лечения.
  • 135. Характеристика возбудителя краснухи. Осложнения при краснухе. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфичес­кой профилактики и лечения.
  • 127. Характеристика грибов возбудителей микозов человека. Микотоксикозы.
  • 128. Кандидозы, условия их возникновения. Профилактика. Специфичес­кое лечение кандидозов.
  • 136. Характеристика возбудителя клещевого энцефалита. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилак­тики и лечения.
  • 139. Характеристика возбудителя бешенства. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики.
  • 114. Характеристика возбудителей.Эпидемического сыпного тифа. Бо­лезнь Брилля-Цинссера. Принципы микробиологической диагности­ки. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 69. Антигены. Свойства. Антигенная структура бактериальной клетки.
  • 71. Иммуноглобулины, структура, свойства.
  • 72. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.
  • 73. Динамика антителообразования. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  • 75. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов.
  • 85. Диагностикумы (бактериальные, вирусные, эритроцитарные), полу­чение и использование.
  • 88. Вакцины. Определение. Классификация. Требования, предъявляе­мые к вакцинным препаратам.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.
  • 90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.
  • 91. Химические (субклеточные) вакцины. Получение. Преимущества. Применение. Роль адъювантов.
  • 92. Анатоксины, их получение, титрование и практическое применение.
  • 94. Антимикробные сыворотки (иммуноглобулины). Получение, приме­нение.
  • 95. Антитоксические сыворотки. Получение, очистка, титрование, при­менение.
  • 54. Понятие о химиотерапии и химиотерапевтических препаратах. Синтетические противомикробные химиопрепараты.
  • 97. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболева­ний.
  • 78. Иммунологическая толерантность.
  • 22. Дыхание бактерий. Типы дыхания бактерий.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.

    Живые вакцины представляют собой мутанты, то есть вакцинные штаммы микроорганизмов с остаточной вирулентностью, не способные вызывать специфические заболевания, но сохранившие способность размножаться и находиться в организме, приводя к развитию бессимптомной вакцинной инфекции. Вакцинные штаммы для приготовления живых вакцин были получены различными путями: методом отбора (селекции)мутантов с ослабленной вирулентностью, методом экспериментального направленного изменения вирулентных свойств озбудителя, длительным пассированием в организме животных, методом генетического скрещивания (получения рекомбинантов). В последние годы был применен еще один метод для получения вакцинных штаммов, основанный на использовании генетических скрещиваний, результатом которых являются рекомбинанты со сниженной вирулентностью. Так был получен акцинный штамм вируса гриппа А при взаимодействии авирулентного исходного штамма (содержащего гемагглютинин Н? и нейраминидазу N2) и вирулентного штамма Гонконг H3N2). Рекомбинант содержал гемагглютинин Н3 вирулентного вируса Гонконг и сохранил авирулентность исходного вакцинного штамма.Живые вакцины имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами вакцин, и связано это свойство с тем, что пребывание и размножение в организме человека и животных аттенуированных вакцинных штаммов приводит к развитию вакцинной инфекции (специфического инфекционного заболевания без выраженных клинических симптомов).Вакцинная инфекция, проявляясь ли в виде местного воспалительного процесса или сопровождаемая общей реакцией организма, всегда влечет за собой перестройку иммунобиологических свойств организма и выражается в выработке специфического иммунитета. Живые вакцины, как правило, вводятся однократно и более простыми способами (перорально, интраназально, накожно, реже подкожно). Способность вакцинного штамма размножаться и присутствие в организме постоянного антигенного раздражителя обеспечивает напряженный, прочный и довольно длительный иммунитет.К вакцинным штаммам предъявляются следующие основные требования:а) наличие остаточной вирулентности;б) достаточная иммуногенность;в) отсутствие возможности реверсии к исходным свойствам.Таким образом, вакцинные штаммы должны обладать стойкими, наследственно закрепленными аттенуированными свойствами. Для сохранения жизнеспособности и стабильности свойств

    большинство живых вакцин выпускают в сухом виде, что достигается методом лиофилизации - высушивание из-за мороженного состояния под глубоким вакуумом. Сухие вакцины могут сохраняться в течение года и более при температуре холодильника (не выше 4°-8°С).

    90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.

    Убитые - корпускулярные вакцины содержат взвеси бактерий, вирусов или риккетсий, инактивированных повышенной температурой или различными химическими веществами. Убитые вакцины применяются для профилактики инфекционных заболеваний, а также с лечебной целью (для стимуляции защитных свойств организма при хронических процессах). Для получения убитых вакцин используют высокопатогенные штаммы, полноценные в отношении вирулентности и антигенного строения, отобранные после тщательного изучения. Бактериальные культуры при приготовлении вакцин выращивают в специальных реакторах с жидкой питательной средой, позволяющих получать одновременно сотни литров бактериальной взвеси. Инактивация бактериальной массы проводится так, чтобы надежно убить бактерии с минимальным повреждением антигенных свойств. Так, гретые вакцины получают при прогревании бактерийной взвеси при 56°С, не более. При воздействии химических веществ соответственно готовят формалиновые, феноловые, спиртовые, ацетоновые вакцины. Преимуществом убитых вакцин является относительная простота их получения, не требующая длительного выделения и изучения штаммов, большая устойчивость при хранении и более длительный срок пригодности. К недостаткам вакцин из убитых бактерий следует отнести их меньшую иммуногенность и необходимость двух или трехкратных прививок. А такие вакцины как формалинизнрованные еще и достаточно реактогенны, вызывая местную реакцию (боль, чувство жжения на месте введения) и общие явления с повышением температуры тела. Иммунитет после введения убитых вакцин менее продолжителен в сравнении с иммунитетом, развивающимся после вакцинации живыми вакцинами. Вакцины из убитых бактерий с успехом применяются и для лечения инфекционных заболеваний, имеющих характер хронического процесса (бруцеллез, хроническая дизентерия, хроническая гонорея, стафилококковые инфекции). Вакцины из убитых бактерий вводятся при недостаточной эффективности лекарственных препаратов, часто связанной со снижением антибиотикочувствительности возбудителен. Действующим началом таких вакцин является микробная клетка с входящими в ее состав антигенами, которые стимулируют иммуногенез. При лечении убитыми вакцинами активируются фагоцитарные свойства лейкоцитов и клеток макрофагальной системы, усиливается иммуногенез. Действие вакцин строго специфично, применение индивидуально. Это связано с тем, что вакцинотерапия вызывает у больных,

    как правило, обострение инфекционного процесса.

    Плюсы и минусы вакцинации (прививок)


    Существующий порядок проведения вакцинации угрожает жизни и здоровью малышей - такой шокирующий вывод сделала Генпрокуратура Украины (но это утверждение без всякого сомнения можно применить к большинству стран СНГ), проведя расследования смертей детей после прививок. Правоохранители считают, что медики халатно относятся к обследованию детей до вакцинации, а родители не получают полной информации. Итак, что должны знать родители, прежде чем позволить сделать прививку своему малышу.

    Минусы прививок

    Плюсы прививок

    Вакцинация подрывает иммунную систему . Ребенок после прививок становится подвержен тем болезням, которыми он, возможно, без прививок и не заболел бы. Прививки губят естественный иммунитет, данный человеку от природы. Вакцинация лишь кратковременно ослабляет иммунитет, в целом же он делается сильнее. У человека нет естественного иммунитета, направленного против возбудителей тяжелых инфекций. Прививки - единственная возможность защититься от них.
    Вакцинация не является 100% гарантией того, что ребенок не заболеет болезнью, от которой его привили. Ни одна вакцина не может полностью обезопасить от заражения. Даже частичная защита - это лучше , чем вообще никакой. У привитых детей, если даже они заболевают, болезнь протекает в более легкой форме и дает меньше осложнений.
    Опасность многих инфекций сильно преувеличена . Ребенку лучше самому переболеть ветрянкой или корью и приобрести к ним пожизненный иммунитет. Вакцина же от этих болезней пожизненно не защитит - необходимы ревакцинации, каждая из которых связана с риском осложнений. Так называемые детские инфекции тоже могут давать тяжелые осложнения . Особенно если настигнут своевременно не привитых от них и не переболевших ими в детстве взрослых: к примеру, краснуха у беременных нередко приводит к врожденным уродствам плода.
    При грудном вскармливании иммунитет матери передается ребенку , поэтому нет смысла спешить делать прививки. До года, пока иммунная система ребенка не созрела, лучше не рисковать его здоровьем и избегать встреч с чужеродным белком. То небольшое количество антител матери, которое передается с грудным молоком, не защищает от воздушно-капельных инфекций . Чем младше ребенок, тем опаснее для него инфекционное заболевание.
    Каждая вакцина содержит химические вещества-консерванты , токсичные для организма (соли ртути, гидроокись алюминия, формалин), которые могут пагубно повлиять на центральную нервную систему, печень, почки. В современных вакцинах концентрация токсичных веществ сведена к минимуму . Антибиотики, которые придется принимать, если непривитой ребенок заболеет, могут нанести детскому организму не меньший, а возможно, и больший вред.
    Абсолютно безопасных вакцин нет - любая может дать тяжелые осложнения, грозящие ребенку нарушениями здоровья или даже смертью. Болезни, от которых вакцины защищают, могут привести к инвалидности и смерти , и риск подобного исхода в сотни раз выше, чем в случае возможных поствакцинальных осложнений.
    Повсеместный отказ от прививок позволит вырастить поколение здоровых людей . Повсеместный отказ от прививок может привести к эпидемиям опасных заболеваний.

    Вывод

    Вакцинация безусловно необходима, в противном случае, она не была бы одобрена медицинским сообществом, но, вместе с тем, к ней лучше всего готовиться самым серьезным образом , с полезными материалами по

    Эпидемии, бушевавшие в прошлые века, опустошали целые города и местности. Люди не знали, как с ними бороться и спасались от них бегством или уповали на Бога.

    Только в XVIII веке голландский ученый Левенгук, сконструировав усовершенствованную модель микроскопа, позволяющего достичь 150-300 кратного увеличения, обнаружил новый мир – мир микроорганизмов. Однако в те времена тот факт, что распространение заразных болезней связано с микроорганизмами, еще не был известен ученым. Первые практические результаты по профилактике инфекционных болезней были получены опытным путем. В 1776 году после многих лет предварительных исследований английский врач Э. Дженнер привил восьмилетнему мальчику материал из оспенного гнойника женщины, зараженной коровьей оспой. Через несколько дней у мальчика повысилась температура, появились гнойники, но затем эти явления исчезли. Когда через 6 недель ему ввели инфекционный материал от больного натуральной оспой, мальчик не заболел. Это первый известный нам пример вакцинации , то есть создания активного иммунитета против инфекционного заболевания путем введения в организм специального препаратавакцины .

    Еще через 100 лет (в 1880 году) французский ученый Луи Пастер получил вакцины против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства, но, главное, доказал, что ослабленные микробы можно использовать для предупреждения инфекционных болезней. Он назвал такие культуры микробов вакцинами (от латинского vacca – корова), а метод профилактики – вакцинацией, поскольку первый пример успешной вакцинации был связан с возбудителем коровьей оспы. Так в медицине появилось новое направление, которое и теперь успешно используется.

    Идеи Пастера развили российский биолог И.И. Мечников и немецкий врач, бактериолог и биохимик П. Эрлих, которые показали значимость фагоцитоза и выработки антител в процессе освобождения организма от микробов. За это открытие оба ученых были в 1908 году удостоены Нобелевской премии.

    В конце XIX века благодаря работам по иммунизации кроликов дифтерийным и столбнячным токсином было получено первое эффективное средство – сыворотка для лечения и профилактики дифтерии и столбняка. Эта работа также была удостоена Нобелевской премии.

    Сегодня препараты на основе ослабленных живых или убитых микроорганизмов, их отдельных компонентов (антигенных фрагментов клеточных мембран) и продуктов жизнедеятельности находят широкое применение в медицинской практике и используются для предупреждения различных инфекционных заболеваний.

    Для того, чтобы легче понять, что представляют собой вакцины, рассмотрим вкратце взаимоотношения между организмом человека и микробами, которые могут либо не иметь последствий вообще, либо проявиться в форме заболевания. Результат зависит от вида и количества микроорганизмов, от состояния человека (его возраста, здоровья, состояния иммунной системы).

    Человеческий организм защищается от микробов различными способами. Во-первых, существуют естественные барьеры: кожа и слизистые оболочки, преодолеть которые, если они не повреждены, многие микроорганизмы не в состоянии, поскольку помимо создания чисто механического препятствия (отшелушивание верхнего слоя кожи, движение ресничек и секрета бронхов, чихание, кашель) эти барьеры выделяют вещества, убивающие микробы (соляная, молочная, жирные кислоты, фермент лизоцим и другие). Они обусловливают так называемую естественную неспецифическую устойчивость организма, направленную сразу на многие (если не на все) инфекционные агенты.

    Другой вид защиты – специфический иммунный ответ, который мешает развитию только одного вида микроорганизмов и проявляется при попадании микробов во внутреннюю среду организма. Иммунная система начинает взаимодействовать с антигенами возбудителя, его токсинами (ядами) и другими продуктами жизнедеятельности. В бой вступают клетки иммунной системы: фагоциты, лимфоциты и вырабатываемые ими антитела, при этом количество их в организме возрастает настолько, чтобы хватило для обезвреживания “чужака”. После того, как микробы уничтожены и удалены из организма, число фагоцитов и лимфоцитов снова уменьшается до некоего минимального уровня. Но иммунная система уже запоминает этот возбудитель и при повторном его попадании в организм быстро мобилизует свои силы для его нейтрализации. Эти механизмы и лежат в основе невосприимчивости ко многим заболеваниям или, другими словами, иммунитета.

    Сформировать и поддерживать иммунитет к таким инфекциям – задача, с которой можно успешно справиться только с помощью вакцин. Тем более в детском возрасте, когда иммунная система еще не совсем сформировалась.

    Можно ли создать вакцины на все случаи жизни, против всех известных возбудителей заразных болезней? Вряд ли это осуществимо. Во-первых, микроорганизмы быстро меняют свои свойства, приспосабливаются, и то, что действовало вчера, не обязательно поможет сегодня. Во-вторых, создание такого количества вакцин и проведение вакцинации ими – очень дорогостоящий и длительный процесс, тем более что во многих случаях иммунитет сохраняется относительно недолго и требуется периодически проводить повторную вакцинацию. Наконец, и решать эту задачу в ряде случаев просто нецелесообразно, так как организм может сам, без вакцинации, успешно сопротивляться многим возбудителям.

    С помощью вакцин врачи всего мира борются в первую очередь с основными инфекционными болезнями, которые, в противном случае, приобрели бы характер эпидемии . Возглавляет эту работу Всемирная организация здравоохранения, которая разрабатывает и реализует программы иммунизации. Человечество уже избавилось от оспы и чумы , холеры , тифа . На очереди – ликвидация таких часто встречающихся инфекционных болезней как дифтерия , столбняк , туберкулез , полиомиелит , коклюш и корь . На подходе – вакцины от пневмококковой инфекции (пневмония , менингит , средний отит ), от хеликобактериоза , сопровождающегося гастритом , язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки , от малярии , против ротавирусной инфекции, которая обусловливает до 25% всех диарей у детей до 3 лет, и другие.

    Человек, которому привили бы все существующие в настоящее время вакцины, был бы защищен более чем от 25 инфекций. Такой человек, очень заботящийся о своем здоровье, за всю жизнь получил бы 467 (мужчина) или 515 (женщина) прививок – по одной в два месяца. Если следы от этих уколов можно было бы расположить в ряд, они образовали бы линию, равную длине руки мужчины ростом 180 см от запястья до подмышечной впадины.

    В настоящее время перед иммунологией стоят и новые задачи. Характер эпидемии приобретают вирусные болезниВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) , являющийся терминальной (конечной) стадией ВИЧ-инфекции, гепатит В . Их вызывают очень изменчивые вирусы, бороться с которыми сложно. Тем не менее, для профилактики гепатита В вакцина уже создана и успешно применяется. Разработать вакцину против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) ученые пытаются много лет, но пока это не удается. А между тем число людей, инфицированных ВИЧ, увеличивается каждый год на 3 миллиона человек.

    Какие бывают вакцины и как их различают?

    Во-первых, по способу получения вакцины классифицируют на живые, инактивированные, химические, искусственные, генно-инженерные и анатоксины.

    Живые вакцины получают культивированием микроорганизмов в неблагоприятных условиях или “заражением” невосприимчивых животных; и то и другое очень ослабляет бактерии и вирусы. К ним относятся вакцины против бешенства, туберкулеза, чумы, туляремии, сибирской язвы, полиомиелита, кори, натуральной оспы, желтой лихорадки, эпидемического паротита, краснухи и другие. Эти вакцины вводят, как правило, однократно и они создают стойкий иммунитет, сходный с естественным постинфекционным. Примеры: вакцина от туберкулеза БЦЖ; Эрвевакс – вакцина от краснухи; Приорикс – вакцина от кори, паротита и краснухи.

    Инактивированные вакцины готовят из “убитых” микроорганизмов. К ним относятся Хаврикс – вакцина от гепатита А; СолкоТриховак и СолкоУровак – вакцины против инфекций мочеполовых путей (об одной из этих вакцин, а именно о препарате СолкоТриховак, подробнее можно узнать из раздела “Женская страничка. Новое средство для профилактики и лечения гинекологических инфекций” в главе 3.11 ; вакцины против коклюша, лептоспироза, клещевого энцефалита, тифа, холеры, дизентерии и другие. Все они создают, как правило, менее продолжительный (по сравнению с живыми вакцинами) иммунитет.

    Химические и искусственные вакцины представляют собой очищенные от примесей антигены микроорганизмов, способные вызывать иммунитет. Примеры: вакцины от гриппа Инфлювак и Флюарикс .

    Анатоксины представляют собой обезвреженные яды микробов, которые сохраняют при этом антигенную структуру и способность вызывать развитие иммунитета.

    Во-вторых, вакцины различают по количеству содержащихся в них антигенов: моновакцина (против одного вида микроорганизмов), дивакцина (против двух видов микробов) или поливакцина (против нескольких – более двух видов микробов).

    Создание вакцин – это сложный и длительный процесс, поэтому появление новой вакцины – не такой уж частый случай. Помимо создания новых вакцин, постоянно ведутся работы по совершенствованию существующих препаратов. Вот только несколько направлений этих работ:

    – разработка комбинированных препаратов и препаратов с медленным высвобождением антигенов, позволяющих за одну инъекцию вводить 5-6 и более вакцин и уменьшить число повторных введений;

    – повышение активности вакцин для уменьшения необходимых для вакцинации доз;

    – создание пероральных вакцин и вакцин вводимых через нос вместо инъекционных;

    – снижение способности вакцин вызывать побочные эффекты (повышение температуры тела, отек и другие);

    – повышение термостабильности вакцин.

    Этими работами занимается Всемирная Вакцинная Инициатива, поставившая себе цель создать комбинированную вакцину, которая могла бы защитить от 25-30 инфекций, вводилась бы однократно внутрь в самом раннем возрасте и не давала бы побочных явлений .

    Следует отметить, что проблема вакцинации возможно большего числа (лучше всего, всех) людей не решается не только потому, что не хватает нужных вакцин, но и из-за сложившегося во многих странах предубеждения против их применения. Чтобы преодолеть его, врачам приходится проводить большую разъяснительную работу, убеждать людей в эффективности и безопасности современных вакцин. В России для таких целей создаются Центры вакцинации, сейчас их только в одной Москве около 30.

    Делая выбор в отношении вакцинации, необходимо взвесить все доводы “за” и “против”. Попробуем сделать это вместе с помощью следующей таблицы (таблица 3.10.1).

    Таблица 3.10.1. “Плюсы” и “минусы” вакцинации
    “Плюсы” вакцинации “Минусы” вакцинации
    • Вакцины в первую очередь разрабатываются против потенциально смертельных инфекций (оспа, чума, бешенство, столбняк и другие)
    • Вырабатывается иммунитет против конкретной инфекции, когда велик риск заражения именно ею
    • Значительное снижение риска возникновения заболевания
    • Если инфицирование произошло, заболевание чаще протекает в стертой или легкой форме
    • Минимальный риск развития осложнений после заболевания
    • Экономическая выгода: на 1 рубль, вложенный в вакцинацию, прибыль составляет 4-25 рублей!
    • Поствакцинальные реакции (за рубежом используется термин «предсказуемые события») – недомогание, субфебрильная температура не более 1-2 дней и так далее, – развиваются у 1-15% привитых и не угрожают здоровью человека
    • Осложнения, главным образом, из-за несоблюдения противопоказаний, требований к качеству препарата или технике вакцинации; тяжелые осложнения, чаще на АКДС и БЦЖ, возникают редко (1:120 000 – 200 000 вакцинаций)
    • Некоторые вакцины имеют высокую стоимость и не входят в календарь прививок (грипп, пневмококковая инфекция и другие)

    Надеемся, что убедили вас в необходимости проведения вакцинации. И еще хотим предложить вам две “памятки”, которые содержат полезную – на наш взгляд! – информацию, касающуюся вакцинации детей.

    Следует сообщить врачу перед вакцинацией:

    – о состоянии здоровья ребенка на момент вакцинации. Допускается проведение вакцинации через 10-14 дней после ОРВИ, остаточные явления (кашель, насморк) не являются поводом для отсрочки вакцинации;

    – о наличии у ребенка аллергии к аминогликозидам, белку куриного яйца, желатину, пекарским дрожжам. Один из этих компонентов содержится в некоторых вакцинных препаратах (смотри таблицу 3.10.3 “Истинные противопоказания к вакцинации”);

    – о возникновении сильной температурной реакции (выше 40 °С), покраснения в месте введения вакцины диаметром 8 см и более или аллергической реакции на предыдущее введение данной вакцины;

    – об остром инфекционном заболевании лиц, непосредственно контактирующих с ребенком, в том числе членов семьи; карантине в детском дошкольном учреждении или школе и так далее.

    – по возможности, в течение 30 минут после вакцинации оставаться в лечебном учреждении, так как в это время теоретически существует риск развития аллергических реакций, требующих оказания экстренной медицинской помощи;

    – следить за самочувствием ребенка в течение первых 3-х дней после введения инактивированных вакцин и 5-10 дней после введения живых вакцин;

    – при развитии необычных реакций или осложнений (например, жалобы на боль в суставах или в животе) обратиться к врачу.

    Хотим обратить ваше внимание на календарь профилактических прививок, который введен в России с января 2002 года приказом Министра Здравоохранения Российской Федерации (таблица 3.10.2).

    Таблица 3.10.2. Календарь профилактических прививок
    Возраст Наименование прививки
    12 часов Первая вакцинация против гепатита В
    3-7 день Вакцинация против туберкулеза
    1 месяц Вторая вакцинация против гепатита В
    3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
    4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
    6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*. Третья вакцинация против гепатита В
    12 месяцев Вакцинация против кори, эпид. паротита, краснухи
    18 месяцев Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
    20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
    6 лет Вторая вакцинация против кори, эпид. паротита, краснухи
    7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Первая ревакцинация против туберкулеза (при отрицательной реакции Манту)
    13 лет Вакцинация против гепатита В (ранее не привитым по схеме 0-1-6 месяцев). Вакцинация против краснухи (девочкам, ранее не привитым или получившим только одну прививку)
    14 лет Третья ревакцинация против дифтерии и столбняка. Ревакцинация против туберкулеза (при отрицательной реакции Манту). Третья ревакцинация против полиомиелита
    Взрослые Ревакцинация против дифтерии и столбняка каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

    *Гемофильная инфекция: вакцинация разрешена и рекомендована Министерством здравоохранения РФ, но не является обязательной (в силу недостаточного финансирования государственных лечебных учреждений)

    Все вакцины (кроме БЦЖ), применяемые в рамках Национального календаря, положенные по возрасту, можно вводить одновременно разными шприцами в разные участки тела.

    Отношение к противопоказаниям к вакцинации постоянно меняется – поводов для “отводов” становится все меньше, перечень заболеваний, освобождающих от прививок, становится все короче. И то, что раньше было противопоказанием, например, хронические заболевания, становится показанием к вакцинации. У детей и взрослых с хроническими заболеваниями инфекции, от которых защищают вакцины, протекают значительно тяжелее и часто приводят к развитию осложнений. Например, коклюш у детей с бронхиальной астмой, вирусные гепатиты у детей с заболеваниями печени и так далее. Кроме того, современные технологии не стоят на месте: совершенствуются способы очистки вакцин, уменьшается концентрация балластных веществ в пользу необходимых компонентов. В таблице 3.10.3 обобщены истинные противопоказания к вакцинации.

    Таблица. 3.10.3. Истинные противопоказания к вакцинации
    Вакцины, импортные аналоги Постоянные (абсолютные) противопоказания Временные
    (относительные) противопоказания
    АКДС, Тетракок
    Новообразования
    Прогрессирующая неврологическая патология
    Судороги в анамнезе
    Сильные реакции* или осложнения на предшествующее введение вакцины
    Тяжелые аллергические заболевания (анафилактический шок, рецидивирующий отек Квинке, полиморфная экссудативная эритема, сывороточная болезнь)
    Острые заболевания (вакцинацию следует провести через 2 недели после выздоровления)
    Обострение хронических заболеваний (вакцинацию проводят после стабилизации состояния)
    БЦЖ Первичные иммунодефициты
    ВИЧ-инфекция
    Злокачественные болезни крови
    Новообразования
    Сильные реакции* на предыдущее введение вакцины (лимфаденит, келоидный рубец)

    Недоношенность с массой тела новорожденного менее 2кг
    Внутриутробные инфекции
    Гемолитическая болезнь новорожденных
    Кожные заболевания
    Коревая вакцина, Рувакс Первичные иммунодефициты
    Злокачественные болезни крови
    Новообразования
    Сильные реакции* на предыдущее введение вакцины
    Сильные аллергические реакции на аминогликозиды (гентамицин, канамицин и др.) и перепелиные яйца
    Те же, что и при введении АКДС-вакцины

    Иммуносупрессивная терапия
    Беременость
    Вакцина против краснухи, Рудивакс и другие Первичные и выраженные вторичные иммунодефициты
    Аллергические реакции на аминогликозиды (неомицин)
    Беременность
    Лихорадочные состояния
    Введение иммуноглобулинов плазмы или крови человека
    Полиомиелитная живая вакцина, Полио Сэбин Веро Первичные иммунодефициты
    ВИЧ-инфекция
    Злокачественные болезни крови
    Новообразования
    Неврологические осложнения на предыдущее введение вакцины
    Острые заболевания
    Обострение хронических заболеваний

    * Сильные реакции – повышение температуры тела до 40 °C и выше, покраснение в месте инъекции диаметром 8 см и больше

    Существующий порядок проведения вакцинации угрожает жизни и здоровью малышей - такой шокирующий вывод сделала Генпрокуратура Украины, проведя расследования смертей детей после прививок. Правоохранители считают, что медики халатно относятся к обследованию детей до вакцинации, а родители не получают полной информации. Итак, что должны знать родители, прежде чем позволить сделать прививку своему малышу.

    Минусы прививок

    Плюсы прививок

    Вакцинация подрывает иммунную систему . Ребенок после прививок становится подвержен тем болезням, которыми он, возможно, без прививок и не заболел бы. Прививки губят естественный иммунитет, данный человеку от природы.

    Вакцинация лишь кратковременно ослабляет иммунитет, в целом же он делается сильнее. У человека нет естественного иммунитета, направленного против возбудителей тяжелых инфекций. Прививки - единственная возможность защититься от них.

    Вакцинация не является стопроцентной гарантией того, что ребенок не заболеет болезнью, от которой его привили. Ни одна вакцина не может полностью обезопасить от заражения.

    Даже частичная защита - это лучше, чем вообще никакой. У привитых детей, если даже они заболевают, болезнь протекает в более легкой форме и дает меньше осложнений.

    Опасность многих инфекций сильно преувеличена . Ребенку лучше самому переболеть ветрянкой или корью и приобрести к ним пожизненный иммунитет. Вакцина же от этих болезней пожизненно не защитит - необходимы ревакцинации, каждая из которых связана с риском осложнений.

    Так называемые детские инфекции тоже могут давать тяжелые осложнения. Особенно если настигнут своевременно не привитых от них и не переболевших ими в детстве взрослых: к примеру, краснуха у беременных нередко приводит к врожденным уродствам плода.

    При грудном вскармливании иммунитет матери передается ребенку , поэтому нет смысла спешить делать прививки. До года, пока иммунная система ребенка не созрела, лучше не рисковать его здоровьем и избегать встреч с чужеродным белком.

    То небольшое количество антител матери, которое передается с грудным молоком, не защищает от воздушно-капельных инфекций. Чем младше ребенок, тем опаснее для него инфекционное заболевание.

    Каждая вакцина содержит химические вещества-консерванты , токсичные для организма (соли ртути, гидроокись алюминия, формалин), которые могут пагубно повлиять на центральную нервную систему, печень, почки.

    В современных вакцинах концентрация токсичных веществ сведена к минимуму. Антибиотики, которые придется принимать, если непривитой ребенок заболеет, могут нанести детскому организму не меньший, а возможно, и больший вред.

    Абсолютно безопасных вакцин нет - любая может дать тяжелые осложнения, грозящие ребенку нарушениями здоровья или даже смертью.

    Болезни, от которых вакцины защищают, могут привести к инвалидности и смерти, и риск подобного исхода в сотни раз выше, чем в случае возможных поствакцинальных осложнений.

    Повсеместный отказ от прививок позволит вырастить поколение здоровых людей .

    Повсеместный отказ от прививок может привести к эпидемиям опасных заболеваний.

    ГОТОВИМСЯ К ВАКЦИНАЦИИ

    Одной из причин осложнений, возникающих после прививки, может быть неправильная подготовка к вакцинации. Если ребенок аллергик, необходим прием антигистаминных препаратов: 2 дня до прививки, 2 дня после. Перед прививкой АКДС-вакциной (против коклюша, дифтерии, столбняка) нужно сделать анализ крови и мочи, проконсультироваться у невропатолога. Готовясь к прививке, купите детские жаропонижающие с парацетамолом (лучше свечи - меньше побочных реакций). Не пользуйтесь аспирином - могут возникнуть осложнения. Перед прививкой прочтите инструкцию к вакцине, обратив внимание на список противопоказаний и срок годности препарата.

    В день прививки нельзя вводить в рацион ребенка (и мамы, если ребенок на грудном вскармливании) новые продукты. Этот запрет действует и 3 дня (по мнению ряда врачей, 7-10 дней) после прививки.

    Непосредственно перед прививкой убедитесь совместно с врачом, что у ребенка не повышена температура. Не бойтесь отказаться от прививки, если возникли сомнения в нормальном состоянии ребенка или сомнения относительно самой вакцины. Выясните, есть ли в кабинете прививок средства помощи при возникновении аллергической реакции.

    После прививки полчаса-час посидите неподалеку от кабинета - могут возникнуть немедленные аллергические реакции на прививку. В день прививки лучше не купать малыша. Следить за состоянием ребенка нужно еще 2-3 недели, особенно на 3, 5 и 10-11 сутки - в эти периоды может развиться поздняя аллергия.

    ВЫБИРАЕМ ПРЕПАРАТ

    Многие родители, сделавшие свой выбор в пользу вакцинации, считают, что импортные, европейские вакцины лучше отечественных - у них меньше побочных эффектов. Особенно внимательными советуют быть при выборе АКДС-вакцины. В отечественном варианте в ее состав обычно входит так называемый цельноклеточный коклюшный компонент, который, по мнению многих врачей, и обусловливает большинство реакций, таких, как отек в месте укола, повышение температуры, судороги. В вакцинах большинства зарубежных стран - они называются ацеллюлярными, или бесклеточными, - коклюшный компонент является очищенным и вызывает меньше реакций.

    Некоторые считают, что прививки от разных болезней лучше делать по отдельности, - так нагрузка на организм будет меньше. Другие утверждают, что комбинированные вакцины лучше и один "общий" укол предпочтительнее, чем два отдельных, - в два раза меньше общая доза токсичного консерванта. Проконсультируйтесь у педиатра, он определит, какой вариант подойдет именно вашему ребенку.

    ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

    Всем известно, что нельзя делать прививку, когда ребенок болен, чтобы не возникли осложнения, нужно выждать, как минимум, 2-4 недели. Но существуют и более специфичные противопоказания.

    • Так, при аллергии на дрожжи, дрожжевое тесто может быть противопоказана прививка от гепатита B, при аллергии на куриный белок - прививка от кори (а также от гриппа), при аллергии на антибиотики (неомицин, канамицин, стрептомицин) - прививка от кори, краснухи, прививка ИПВ-вакциной от полиомиелита.
    • Прививка от краснухи абсолютно противопоказана во время беременности.
    • Противопоказанием для введения БЦЖ (против туберкулеза) является недоношенность.
    • Прививка АКДС-вакциной, в частности ее коклюшным компонентом, противопоказана при прогрессирующих неврологических заболеваниях, судорогах, эпилепсии.
    • Также противопоказаниями являются тяжелые нарушения иммунитета и онкозаболевания, тяжелая анемия.
    • Кроме того, нельзя прививать ребенка непосредственно перед операцией или после нее - прививку можно делать не позже чем за месяц до операции и не раньше чем через 3-4 недели после нее.

    Подготовила Анна Зимина

    Похожие статьи