Сообщение о труде. Труд: его значение в общественном развитии и жизни человека

22.09.2019

целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Т. представляет собой единство трех моментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2) предметов; 3) средств труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРУД

целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий Т. осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Т. как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом, трудовой деятельности присущи, как отмечал Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Используя ручную, ремесленную технику и эмпирические познания, человек устанавливал новые взаимосвязи между предметами природы и ее процессами и таким образом осуществлял обмен веществ с природой (опосредствующая функция). Машинная техника и естественно-научные познания позволили человеку оказывать влияние на взаимодействие между различными природными явлениями и предметами (регулирующая функция). И наконец, современная научно-техническая революция дает ему возможность овладевать, контролировать внутренний механизм явлений и предметов природы (контролирующая функция). В этом случае, содержание Т. выявляется в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек. Будучи естественным условием жизни, Т. всегда осуществлялся в рамках исторически определенных общественных отношений, накладывающих отпечаток на его характер.

Характер Т. отражает способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности. Например, в рабовладельческом обществе раб и средства Т. соединились как собственность рабовладельца, и это порождало личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его Т. В обществе, основанном на частной собственности на средства производства, работник может соединяться с ними, продавая свою рабочую силу. Поэтому характер Т. в таком обществе отражает условия найма рабочей силы. Характер Т. отражает его социально-экономическую природу в обществе, находящемся на определенной ступени развития. С этой точки зрения как качественно различные могут рассматриваться такие исторические формы Т., как рабовладельческий, феодальный и различные формы наемного Т.

Характер Т. обусловливает цели общественного производства в широком диапазоне (от простого увеличения прибыли до возведения во главу угла роста материального и духовного благосостояния трудящихся), а в сфере распределения - продукции, в которых общественное богатство распределяется между различными стратами в обществе. Что же касается количества этого богатства, то оно зависит от уровня развития производительных сил.

Содержание и характер Т. представляют собой единство двух сторон одного и того же явления, сущность и форму общественного Т. и определяются как парные категории. Общее, что их объединяет, - это способ связи производителя со средствами производства; различие же их состоит в том, что содержание Т. развивается в зависимости от уровня развития производительных сил, а характер Т. - от состояния экономических отношений в обществе. Для феодального общества был характерен ремесленный Т., основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета Т., а следовательно, и функций по его обработке. Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности Т. ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобрела характер практического ученичества, растянутого на долгие годы. Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительными или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловила чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.

Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного Т., в содержании Т. рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, - а именно, передача опосредствующих функций от человека к машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в Т. продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего и специального образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического Т.

В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, целесообразно формировать универсальную рабочую силы с высоким уровнем образования. Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации Т. сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического Т.; во-вторых, основа нынешнего производства - комплексно-механизированный Т.; в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный Т. Это обусловливает разнотипность Т. совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов Т., которые исторически сменили друг друга. Если в основе смены типов Т. лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массовости неквалифицированного ручного и тяжелого физического Т., не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся.

Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70% носителей преимущественно физического и в 30% преимущественно умственного Т. Деление на эти роды Т. при современном уровне развития производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации Т. работников, занятых указанными родами Т., выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный Т. диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.

Основными законами, управляющими развитием общественного Т., являются законы разделения и перемены Т. и усиливающий их взаимодействие закон конкуренции. Содержание закона разделения Т. состоит в том, что общественные формации порождают свои способы разделения Т. и каждая новая формация добавляет присущие лишь ей новые виды разделения Т., вытекающие из уровня развития производительных сил и природы экономических отношений. Прокладывая себе дорогу стихийно и в то же время как объективная необходимость, данный закон определяет динамику разделения Т. на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно - основу деления общества на социальные группы занятых названными видами Т. и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа Т. С законом разделения Т. связан закон перемены Т., возникший в процессе замены мануфактурного производства машинным, когда возникла необходимость формирования гибкой, универсальной, многосторонне развитой рабочей силы, способной к перманентному обучению и переобучению в ходе изменения производственных процессов. Непреложное требование закона перемены Т. - ускоряющаяся подвижность трудовых функций. Объективным законом, влияющим через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены Т., выступает закон конкуренции, принуждающий капитал, по выражению Маркса, напрягать производительные силы Т., потому что он напрягал их раньше. Ареной закона конкуренции становится все общественное производство в процессе его перманентной революционизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Труд

целесообразная материальная общественная орудийная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе Т. человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе Т. природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Т. представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой. В историческом материализме Т. рассматривается как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект Т.) с помощью созданных им орудий Т. преобразует предмет Т. в необходимый ему Продукт. Продукт Т. обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт Т. существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс Т., подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости Т являются орудия Т. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения Т. Кроме того, в процессе Т. возникают особые отношения между людьми - производственные отношения. Поскольку Т. - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах ее организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий Т. и производственных отношений. Эти характеристики Т. существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Марксу и Энгельсу рассмотреть Т. в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез). Проблема возникновения человека, мыслящего, говорящего, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом Т. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования ее неспециализированных навыков, для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс). Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий Т. Производство орудий Т. - процесс коллективный, который является его важнейшим определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия Т. с помощью орудий Т. Даже самые примитивные орудия Т. закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях Т., их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия Т. заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы Т. В процессе обучения овладение орудиями Т. становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия Т. были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», т. е. появилось, что сказать другому. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру - это и стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природнобиологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса Т., в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Т. становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе Т. формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу. Язык не просто фиксирует (для запоминания) определенные смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом возникает новая, надбиологическая, протосоциальная целостность. Т. связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создает как ее субъекта и творца, т. е. как общественного человека. В Т. и посредством Т. удовлетворяются все потребности человека. Т. становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В Т. совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в Т. создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект Т. - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать: «Труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм Т. от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободнотворческих нашел свое отражение процесс прогрессивного развития человечества. Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учеными, в том числе и отечественными, она признается недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретенных признаков. Эта ситуация стимулирует ученых к поиску новых версий возникновения человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт . Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

В цели продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта , однако главным критерием развитости труда являются орудия труда . В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми - производственные отношения . Поскольку труд - деятельность общественная, коллективная , возникает потребность в средствах её организации . Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь , язык.

Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа ; искать защиту от холода при изменении климата . Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки . Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс К.).

Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий труда. Производство орудий труда - процесс коллективный, который является его важнейшим, определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.

В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.

Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природно-биологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает законченную социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живёт по новым, общественным законам, он даже ест и пьёт «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса труда, в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Труд становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе труда формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу.

Язык не просто фиксирует (для запоминания) определённые смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом, возникает новая надбиологическая, протосоциальная целостность. Труд связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создаёт как её субъекта и творца, т. е. как общественного человека.

В труде и посредством труда удовлетворяются все потребности человека. Труд становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В труде совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в труде создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать - «труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм труда от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободно-творческих нашёл свое отражение процесс прогрессивного развития человечества.

Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учёными, в том числе и отечественными, она признаётся недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретённых признаков . Эта ситуация стимулирует учёных к поиску новых версий возникновения человека.

Труд, это свойство исключительно человека разумного, в составе структурированных общественных структур. Цель труда - уменьшить энтропию окружающего мира.

Общественное рабочее время существует в этих товарах, так сказать, в скрытом виде и обнаруживается только в процессе их обмена. … труд есть не готовая предпосылка, а становящийся результат. … продукт процесса обмена. К. МАРКС К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. ГЛАВА I. с32 … денежная форма (деньги) … только форма проявления скрытых за ней человеческих отношений. К. МАРКС КАПИТАЛ ТОМ ПЕРВЫЙ ГЛАВА II. с100

Труд как экономическая категория и труд как явление принуждения

"Даром только птички поют", сказал в своё время Шаляпин , покидая СССР . Труд, с точки зрения большинства современных экономистов, осуществляется за плату. Заработная плата может расти и падать, поскольку растущая производительность труда не всегда приводит к росту зарплаты, смотри - Кривая Филлипса . Разнообразие форм исчисления заработной платы является косвенным следствием того, что ни одна из них не совершенна. Труд облегчает выживание, труд приносит деньги , увеличить количество денег в краткосрочной перспективе можно, объединившись в профсоюз . Труд может быть бесплатным, смотри рабство , смотри коммунизм . Полной противоположностью бесплатному труду является профессия рантье . Классический взгляд на труд как на физический процесс сильно изменился с началом НТР . Ничего физически не делающий учёный проделывает умственный труд, который может характеризоваться огромной производительностью труда . Но чаще оказывается, что учёный действительно ничего не делал, так как выдающиеся открытия совершаются не каждый день.

  1. Человеческий труд, в принципе, не может быть свободным, т.к. основной целью трудового процесса для человека является получение материальных благ и только в очень редких случаях труд приобретает значение бескорыстного благотворительного акта. Труд человека является физической необходимостью и духовной потребностью. Труд – это смысл жизни человека. А заработная плата – это стимул к труду. И по-скольку труд является необходимой, обязательной, неотъемлемой частью жизни человека, то трудовому процессу изначально характерны свойства принуждения. Однако, труд как необходимость может рассматриваться с двух сторон:
    Во-первых, любой труд может иметь добровольную основу (т.е. человек осознает потребность в труде как в определенном роде деятельности).
    Во-вторых, труд может быть насильственной мерой (т.е. человек лишен права выбора в трудовой деятельности и в значительной степени экономически зависим).
    Так, если трудовой процесс проходит в условиях частного предприятия, то он, скорее, строится на добровольной основе, т.к. работник имеет свободу выбора между устройством на предприятие к одному или к другому частному работодателю, поэтому: работник частного предприятия обладает значительно большими экономическими правами и свободами, чем работник государственного предприятия, который постоянно испытывает определенную материальную зависимость от государства.
  2. В истории России прослеживается чёткая взаимосвязь между победами и поражениями в войнах и выбором дальнейшего пути – реформистского или же консервативного:
    1. Победы:
      1. Победа в Отечественной войне 1812 – смена либерального политического курса на курс реакционно-консервативный.
      2. Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – вступление на путь консервации, т.е. сохранения основных черт большевистского режима довоенного периода.
    2. Поражения:
      1. Поражение в Крымской войне 1853–1856 гг. – отмена крепостного права в России;
      2. Поражение в русско-японской войне 1904–1905 гг. – издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17.10.1905.
  3. Основными этапами увеличения (экономических) прав и свобод разных категорий общества в дореволюционной России были:
    1. Издание указа о вольности дворянства (1762);
    2. Отмена крепостного права (1861);
    3. Принятие «Фабрично-заводского законодательства» (1898);
  4. Основными причинами возобновления системы массового принудительного труда при большевиках явились:
    1. Отсутствие у населения каких-либо стимулов к труду (пятикратное уменьшение зарплаты рабочим в 1918 по сравнению с её уровнем в 1913);
    2. Мировой экономический кризис 1929 (свёртывание НЭПа и становление на путь репрессий);
    3. Ужесточение большевистского режима (усиление репрессивных мер как средство борьбы с оппозицией и как возможность трудового использования «дешёвой» рабсилы»).
  5. То обстоятельство, что система принудительного труда в СССР на протяжении нескольких десятилетий была столь глубоко внедрена в экономику страны, и экономика испытывала очень сильную зависимость от системы принудительного труда, имело сугубо отрицательное воздействие на развитие СССР в целом. Система принудительного труда в СССР имела ряд глобальных проблем для нашей страны:
    1. Экономические проблемы (расточительное, экстенсивное развитие экономики);
      1. Техническая отсталость (использование устаревшей техники при отсутствии нового оборудования);
      2. Экологические проблемы (нанесение существенного урона экологии страны при строительстве разного рода объектов);
    2. Политические проблемы (внутрипартийная борьба);
      1. Идеологические проблемы (борьба с оппозицией);
    3. Социальные проблемы (отсутствие нормальных условий труда);
      1. Демографическая ситуация (значительное снижение численности населения страны);
      2. Проблемы морали (уничтожение собственного народа).
  6. Однако, большевики понимали, что, помимо:
    1. Неквалифицированного труда заключённых (ИТЛ, 1929), стране необходим:
    2. Высококачественный труд специалистов («шарашки», 1930).
  7. Принудительный труд насильственного характера всегда является:
    1. Бессмысленным (так как человек утрачивает понимание осмысленности своего труда);
    2. Неквалифицированным (так как в трудовом процессе задействованы не специалисты) и некачественным (так как человеку не существенен результат его труда);
    3. Невыгодным и неконкурентоспособным (так как такого рода труд малопроизводителен и крайне убыточен).
  8. Основные последствия использования системы массового принудительного труда в СССР таковы:
    1. Сильное отставание нашей страны от развитых стран по многим показателям (промышленность, сельское хозяйство, наука, уровень жизни населения и др.);
    2. Кризис власти большевиков (отсутствие каких-либо альтернативных путей развития страны);
    3. Кризис общества (истощение общественных ресурсов);
    4. Распад СССР (нахождение путей развития государства и общества в глобальном реформировании устройства политической и общественной жизни страны).

Однако, неэффективная в долгосрочной перспективе, система принудительного труда и внеэкономического принуждения может быть очень эффективной в перспективе кратко- и среднесрочной. Так, постройка Канала имени Москвы и Беломоро-Балтийского канала руками заключённых обошлась вчетверо дешевле, чем предполагал проект, и без того учитывающий минимальные затраты на рабочую силу (зарплата инженерам, охранникам и т.д.) Большую прибыль приносили также лагеря Колымы, где добывалось золото, да и вообще вся система ГУЛАГа в первые два десятилетия своего существования.

Аскетизм - как высшая форма труда

Почти во всех религиях, философиях, культурах аскеза считается подвигом, высшей формой труда. И, наоборот, труд, направленный на излишнее материальное обогащение, имеющий целью погоню за «длинным рублём» считается греховным , безнравственным.

См. также

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Работа (труд)" в других словарях:

    Книжн. Работа, требующая неимоверных усилий. /i> Восходит к древнегреческой мифологии. БМС 1998, 454 …

    Книжн. Очень тяжёлая, изнурительная работа. БМС 1998, 485; ДП, 513; ШЗФ 2001, 72; БТС, 294, 1348 … Большой словарь русских поговорок

    Облагораживает человека. Виссарион Белинский Труд проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжелый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь. Билл Голд Обезьяна… … Сводная энциклопедия афоризмов

Труд – в экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются умственные и физические способности, которые люди направляют в процессе хозяйственной деятельности на создание благ.

Важнейшими характеристиками труда являются производительность и интенсивность труда.

Производительность труда – результативность труда. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени.

Интенсивность труда - это напряженность труда, характеризующаяся количеством физической, умственной и нервной энергии человека, расходуемой в единицу времени.

Процесс труда осуществляется путем воздействия человека на вещество природы с помощью различных приспособлений, которые обобщенно называются средствами труда.

В экономической теории и практике хозяйствования средства труда получили название основного капитала.

Капитал является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. Термин "капитал" имеет много значений. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рикардо), в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, К. Маркс - как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю. Взгляды на капитал разнообразны, но все они сходятся в одном: капитал ассоциируется со способностью тех или иных ценностей приносить доход. Вне движения и средства производства и деньги представляют собой мертвые тела.

Предпринимательская деятельность рассматривается как специфический фактор производства, сводящий воедино все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации производства. Это особый вид человеческого капитала. Предприни- мательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда. Предприниматель - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Понятие "предприниматель" часто ассоциируется с понятием "собственник". По Кантильому (18 век) предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец и т.д.). Он получает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, ему пока неизвестной. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли. Предприниматель выступает как посредник, комбинирующий по своему усмотрению факторы производства.

Объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться с появлением кредита и наиболее рельефно обнаруживаться с развитием акционерных обществ. В условиях корпоративной экономики собственность как юридический фактор утрачивает свои распорядительные функции. Роль собственности становится все более пассивной. Собственник владеет лишь клочком бумаги. Ответственность за результаты деятельности несет менеджер. Им движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

«Терпение и труд - всё перетрут», - гласит известная пословица. Труд сопровождает нас всю жизнь. Трудолюбие во все времена ценилось как одно из важных качеств человека. И конечно, без труда не может функционировать экономика.

Что такое труд и каким он бывает?

    Труд - деятельность человека, направленная на удовлетворение материальных потребностей, на производство товаров и услуг.

Труд бывает физическим и умственным.

Физический труд - преимущественно ручной труд, который осуществляется главным образом с помощью физической силы (труд шахтёра, хлебороба, сталевара, токаря и др.).

Умственный труд - преимущественно интеллектуальный труд, который осуществляется главным образом с помощью умственных усилий человека (труд врача, учителя, инженера, менеджера, учёного и др.).

Объясните, представители какого труда изображены на фотографиях? Свой ответ обоснуйте

В большинстве современных профессий соединяются умственный и физический труд, например работа парикмахера.

Конкретным воплощением труда служит работа.

    Работа - занятость человека на том или ином рабочем месте (у станка, в офисе) за определённое вознаграждение при обязательном оформлении документов - заключении трудового договора.

Работодатель заключает с работником трудовой договор - письменный документ, в котором определены права и обязанности сторон. Заключение трудового договора предваряют переговоры работника с работодателем, касающиеся таких вопросов, как размер заработка, условия труда, нормы выработки, режим работы и др.

    Интересные факты

    Труд несовершеннолетних работников (тех, кому ещё не исполнилось 18 лет) должен быть лёгким, не причиняющим вреда здоровью и не нарушающим процесс обучения. Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра. Подростков нельзя привлекать к тяжёлым, вредным для здоровья и опасным работам, к ночным и сверхурочным работам. Несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое удобное для них время.

Поведение человека на работе определяется трудовой дисциплиной - выполнением правил внутреннего распорядка, режима работы предприятия (цеха, бригады). Её нарушениями считаются прогулы, опоздания, преждевременные уходы с работы и т.д.

За свою работу человек получает вознаграждение, которое чаще всего называется заработной платой. Размер вознаграждения зависит от квалификации (уровня подготовленности) и от профессии человека.

Разнообразный мир профессий

В современной экономике множество самых различных профессий. Одни профессии очень распространены (учитель, врач, повар), другие относятся к категории редких (модельер). Каждый человек может выбрать для себя любую профессию, а затем учиться, работать, всю жизнь совершенствуя своё мастерство и профессионализм. Профессиям токаря, электрика, бухгалтера и многим другим можно выучиться за два года в колледже. Врач или юрист обязаны закончить университет, пройти стажировку, а затем получить право на самостоятельную практику. У них за спиной будет 6-8 лет обучения.

    Профессия - деятельность, которой занимаются, получив соответствующую подготовку.

Выбор профессии - очень важный шаг. От этого будет зависеть ваш материальный достаток, жизненный настрой и образ жизни. В любом случае, если человек старается, ответственно подходит к выполнению своих профессиональных обязанностей, постоянно повышает свою квалификацию, расширяет теоретические знания, совершенствует практические навыки, его труд будет вознаграждён по достоинству.

    Дополнительное чтение

    Хети, египетский писец времён XII династии, описывает представителей различных профессий следующим образом:

    «Я видел кузнеца за его работой. Его пальцы покрыты морщинами, как крокодилова кожа... Каменщик постоянно борется с твёрдым камнем... Парикмахер бреет до самой ночи, и только когда садится есть, он может опереться на локти, чтобы отдохнуть... Лодочник плавает... чтобы получить плату за свой труд... Ткач коленями давит на свой желудок и не бывает на свежем воздухе... Посол завещает своё имущество детям, когда уезжает в дальние страны, потому что опасается встречи с дикими животными или разбойниками... Обувщик несчастен, всё время стонет, когда дубит кожу... Профессия же писца является самой важной, потому что на этом свете нет праздных слов. Кто с детства научится этому, станет уважаемым человеком».

    Согласны ли вы с выводами, сделанными древнеегипетским писцом Хети? Свой ответ объясните. Какие профессии, распространённые в Древнем Египте, продолжают существовать в современной России? Как вы думаете, почему?

Распространенными или редкими являются професии музыканта, повара, фрезеровщика? Где они могут работать? Подумайте, какой образ жизни характерен для представителей этих профессий.

Труд и образ жизни людей

Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поливал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были посвящены в основном земледельческому труду. Если поленился в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия.

    Образ жизни - вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения человека.

Люди, преданные своему делу, и на досуге думают о работе. Совсем иной образ жизни у тех, кто избегает или боится работы, кому она надоела, для кого работа не потребность души, а только средство заработать на жизнь.

«Зеркалом» работы является досуг.

Стиль досуговой деятельности человека тесно связан с характером и содержанием труда. Как выяснили учёные-социологи, чем выше уровень образования и квалифицированнее труд, будь то физический или умственный, тем насыщеннее досуг и более разнообразен.

Люди, занятые однообразно повторяющейся работой, в свободное время предпочитают бывать в людных местах - в парках, на концертах (чаще всего эстрадных), в компаниях, а занятые творческим трудом, например учёные, чаще бывают в местах, где меньше шума и суеты, где можно сосредоточиться и подумать о вечных ценностях.

    Интересные факты

    Важное место в досуге современных россиян занимает музыка. По данным социологических исследований 40% опрошенных ежедневно слушают музыку. Но при этом только 2% регулярно (один-три раза в месяц) ходят на концерты.

Ценности «трудового общества» покоятся на том, что центральным жизненным интересом человек считает труд, а не досуг. Человек отдаёт работе все свои силы и всё время. В ней он видит смысл и цель своей жизни.

    Подведём итоги

    Труд - основа деятельности человека, необходимое условие функционирования всех сфер жизни общества. Труд делится на две категории - физический и умственный. Трудовая деятельность человека находит выражение в его профессии, определяет образ жизни.

Основные термины и понятия

Труд, работа, профессия, образ жизни.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Существует много пословиц о труде и лености: «Лентяй да шалопай - два родных брата», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит». О каком отношении общества к труду говорят эти пословицы? Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
  2. Верно ли утверждение: «Труд не связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с экономикой.
  4. Выбор профессии - очень важный шаг на жизненном пути. Расспросите у своих родителей, как у них он проходил.
  5. Сделайте компьютерную презентацию «Моя будущая профессия». В ней должно содержаться название, описание профессии и объяснение, почему вы её выбрали.
Похожие статьи