Командная работа тренинг. Игры на командообразование

20.09.2019

Тренинг на командообразование .

«Школа актива».

Только в коллективе ничтожество обретает силу

Цель:

Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы.

Задачи:

  1. формирование групповых норм партнерского общения.
  2. умения координировать совместные действия

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Этапы и упражнения!

I этап. “Знакомство”.

Цели:

  1. Ориентация учащихся в целях занятия;
  2. знакомство с участниками;
  3. установление групповых норм;
  4. создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнения

Цель

Слово ведущего.

Знакомство с группой, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнение “Снежный ком”

Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.

Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.

Упражнение “Интервью в парах”

Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 5 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.

Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.

II этап. “Учимся общаться”.

Цели:

  1. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
  2. доверия;
  3. доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в команде.

5 общих признаков

Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде.

Материалы: фломастеры и ватман.

Проведение: Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.

III этап. “Мы – команда”.

Цели:

  1. Сплочение группы;
  2. формирование чувства команды;
  3. навыков взаимодействия в команде (в группе);

Упражнения

Цель

Упражнение “Вавилонская башня” (нужен скотч, ножницы и стопка газет).

Примечание: обязательна рефлексия упражнения.

Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.

Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.

Упражнение “Пантомима”

Группу разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды.

Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

IV этап. “Сплочение и доверие”.

Цели:

  1. Формирование доверительной обстановки в группе;

умения координировать совместные действия,

  1. Выбор лидера команды

Упражнение “Сквозь кольцо”

При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.

Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

Все вот эти упражнения на командообразование я использовала лично и была полностью удовлетворена результатом. После первых двух упражнений на командообразование, чувствуется, что атмосфера становится более дружелюбной, а на лицах участников появляется улыбка. Я надеюсь, что вам помогут эти упражнения на командообразование в своих тренингах на сплочение коллектива. Ведь если в команде налажены межличностные отношения, то решение задач не заставит себя долго ждать.

Литература.

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003

Чем благоприятнее обстановка и микроклимат в команде, тем выше показатели ее эффективности и успешности. Психологический комфорт напрямую воздействует на весь рабочий процесс и его результаты. По этой причине налаживание качественного взаимодействия членов команды является прямой обязанностью любого лидера и руководителя. Игры на сплочение коллектива в этом случае послужат одним из самых результативных методов. Четвертый урок всецело посвящен им. Далее мы познакомим вас с множеством простых игр, но для начала скажем несколько слов о базовых целях любых подобных мероприятий.

Цели игр на сплочение коллектива

Каждого человека можно назвать индивидуальностью, ведь он обладает своим собственным характером, мнением и восприятием рабочего процесса. Чтобы работа спорилась и была продуктивной, нужно грамотно выстроить взаимодействие вышеназванных личностных особенностей людей. Исходя из этого, самая главная цель игр на сплочение коллектива состоит в определении наиболее ценных качеств каждого члена команды и их внедрении в рабочий механизм.

Параллельно с этим упражнения на формирование командного единства выполняют и несколько сопутствующих функций:

  • Помогают членам команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней
  • Раскрывают межличностные симпатии и устанавливают неформальные связи
  • Формируют навыки совместной работы и коллективного решения задач
  • Оптимизируют уровень эмоциональной и психологической совместимости игроков

Любые тренинги, упражнения и игры на командообразование могут проводиться в разных форматах, представляя собой творческие, деловые, интеллектуальные или спортивные состязания. Важно также, что проводить их можно как локально (т.е. в офисе), так и с выездом всей командой куда-либо - на базу отдыха, в санаторий или спортивный клуб, на природу и т.д.

Командообразование - процесс структурированный. Это означает, что и проведение мероприятий на сплочение команды подчиняется определенному алгоритму. Проще говоря, проводиться они должны так (эта последовательность касается любого мероприятия на командообразование):

  • Ведущий знакомит участников с целями и задачами мероприятия
  • Ведущий озвучивает групповые нормы проведения мероприятия (сюда следует включить искренность, уважение, стремление к доверию и раскрепощенности, свободу мнения, слова и выбора, неразглашение особенностей процесса вне пределов команды и т.д.)
  • Проводится упражнение, игра или комплекс мероприятий
  • Коллективно обсуждаются результаты и подводятся итоги (участники делятся эмоциями, впечатлениями и мнениями, озвучивают предложения и пожелания)

Сразу уточним: если вы решите провести одно или два упражнения для своей команды, для этого вполне может подойти офис, где вы работаете. Но если у вас есть задача провести масштабный тренинг с множеством игр, лучше всего выехать за город или арендовать большую аудиторию или конференц-зал. Сами же игры и упражнения подходят как для крупных, так и для небольших команд, но по мере описания каждой игры в случае необходимости мы будем давать небольшие пояснения. Для удобства мы также разделили игры на те, которые больше подходят для проведение в офисе и на выезде.

Офисные игры на командообразование и сплочение коллектива

Снимаем напряжение

Игра, как и следует из названия, направлена на при интенсивных нагрузках. Ведущий дает участникам задание считать в порядке очередности, но без всяких договоренностей. Обратите внимание: если два человека одновременно называют цифру, игра начинается заново. Запрещается разговаривать, но можно использовать жесты и мимику. Чтобы усложнить игру, можно дать задание вести счет с закрытыми глазами. Суть игры в том, что члены команды предугадывают действия друг друга, обращают внимание на невербальные сигналы и устанавливают эмоциональную связь друг с другом.

Поем песню

Ведущий дает участникам задание встать недалеко друг от друга. Затем вместе с командой он выбирает песню, слова которой знают все. После этого игроки по очереди по часовой или против часовой стрелки начинают говорить слова песни в правильном порядке. Если песня сбивается или кто-то ошибается, игру следует начать сначала. Задача - допеть песню до конца.

Знакомимся ближе

Ведущий дает задание участникам встать в ряд по росту. Затем он дает команду молча перестроиться в установленной последовательности. Заданием может быть выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фамилии), по дню или месяцу рождения, по возрасту или по цвету волос (от светлого к темному или наоборот). Эта игра в тимбилдинге позволяет членам команды лучше узнать друг друга, улучшает невербальное общение и понимание без слов.

Создаем вместе

Прекрасный пример игры на сплочение коллектива. Ведущий заблаговременно и самостоятельно подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки, фотографии, ткань, маркеры, краски - все, при помощи чего можно создать красочный и красивый коллаж или картину. Затем все участники собираются вместе вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать картину или коллаж на конкретную тему, например, «Наша команда», «Трудовые будни», «Тяжело в учении» или «Лучший коллектив». Такое совместное творчество способствует сплочению, раскрытию и реализации способностей, демонстрации талантов, знаний и умений. В дополнение к этому игроки постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, прислушиваясь, озвучивая свои идеи, находя компромиссные решения.

Готовим подарки

Команда делится на пары. В паре один партнер берет одной рукой одну руку второго партнера, чтобы у каждого осталось по одной свободной руке. Ведущий, заранее подготовив коробки разного размера, оберточную бумагу и ленты, дает задание игрокам приступить к игре. Суть в том, что каждая пара должна упаковать подарок: закрыть коробку, обернуть бумагой, завязать лентой. Победит та пара, которая справится с задачей быстрее всех. Это упражнение прекрасно развивает способность понимать друг друга без слов, улавливать и читать невербальные жесты, достигать одной цели сообща.

Рисуем в офисе

Замечательное упражнение на командообразование, выполнять которое могут все: и те, кто умеет рисовать, и те, кто не умеет. Одну из его разновидностей мы уже рассматривали («Создаем вместе»). Большая команда может разделиться на подгруппы, чтобы присутствовал соревновательный дух (но это не обязательно). Участники сами подготавливают инструменты для работы (краски, карандаши, фломастеры, ватман или даже мольберты и т.д.) и начинают сообща создавать собственное произведение искусства. Можно делать забавные рисунки, писать серьезные картины или воспроизводить известные полотна. Ведущий также может устроить соревнования нескольких команд, а по итогам распределить 1-е, 2-е и 3-е места и вручить соответствующие призы.

Рисуем вслепую

Еще одна разновидность игры на сплочение коллектива, где нужно рисовать. Ее можно использовать и как шуточное разовое мероприятие, и как часть большого тренинга. Хотя в большей степени упражнение подходит для офисного выполнения. Ведущий заранее готовит большой лист ватмана, фломастер или маркер. Команда делится на пары. Ассистенты завязывают игрокам глаза. Ведущий дает задание нарисовать какой-то объект (от простого, типа квадрата, до сложного, типа какого-то животного). Участники вместе берут один инструмент руками (можно также рисовать по очереди, чтобы каждый продолжал картину другого) и начинают рисовать заданный объект. Это веселая и непринужденная игра отлично тренирует понимание без слов и делает людей ближе друг к другу.

Все делаем синхронно

Очень простая, но занимательная игра на сплочение команды. В процессе игры все могут оставаться на своих рабочих местах. Ведущий дает задание игрокам по очереди выполнить какое-либо действие, к примеру, сесть, вытянуть руки, повращать головой, поднять одну ногу, взять ручку и т.д. Задача остальных - выполнить синхронно вместе с первым игроком то же самое действие. Синхронность здесь является показателем того, насколько люди в коллективе чувствуют друг друга, как понимают друг друга без слов. Заодно у всех поднимается настроение, ведь порой групповое выполнение какого-то действия выглядит очень комично, да и выдумщиков в командах встречается немало.

Достаем приз

Прекрасная командная игра, проходящая в форме шуточного соревнования. Ведущий дает участникам задание встать вокруг стола, в центре которого лежит приз. Игроки берут друг друга за большой палец руки, выступающий в роли джойстика, и сразу закрывают глаза. Но последний в цепочке игрок оставляет глаза открытыми. Именно он, управляя движением пальца своего соседа должен передать импульс первому в цепочке. Первый в цепочке, не открывая глаз и понимая, какое движение нужно сделать, должен достать приз. Ведущий выступает в роли независимого судьи. Представленное упражнение стимулирует у игроков желание достигнуть общей цели и научиться понимать друг друга .

Хлопаем вместе

Простая и забавная игра на сплочение коллектива. Ведущий дает участникам задание расположиться по кругу и назначает игрока, с которого начинается игра. По сигналу все должны как можно быстрее по очереди хлопнуть в ладоши. Ничего сложного, но эта игра хорошо развивает чувствительность, понимание невербальных сигналов и командный дух.

Выездные игры на командообразование и сплочение коллектива

Создаем фигуру

Ведущий дает участникам задание разместиться по кругу. Расстояние должно быть достаточным для свободного перемещения (по этой причине данная игра подходит для больших команд). По сигналу ведущего участник, ничего не говоря, выбирает одного из своих коллег и делает ему навстречу ровно 15 шагов. После этого, снова ничего не говоря, он объясняет партнеру, какую фигуру хочет изобразить (квадрат, круг, дом, полумесяц и т.д.). Затем они вместе создают эту фигуру. Такое упражнение на командообразование прекрасно тренирует умение работать в паре, понимать другого без слов, использовать . Также эта игра помогает руководителям определить лидеров и ведомых, активных и пассивных игроков.

Передаем предмет

Еще одна игра, сплочение коллектива в которой - основная цель. Игроки должны сесть в круг. Затем ведущий подходит к первому участнику и дает ему в руки при помощи жеста воображаемый предмет, а также указывает направление его передачи. В качестве предмета может выступать что угодно, например, мартышка.

Первый игрок передает мартышку второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!», и спрашивает, у кого мартышка. Сначала все кажется простым, но дальше игра усложняется, т.к. она состоит минимум из трех раундов.

По окончании первого раунда ведущий убеждается, что все поняли правила, и начинает второй раунд. Здесь фигурируют уже два воображаемых предмета: по кругу запускаются мартышка и попугай. Они запускаются от разных участников и движутся в разных направлениях. Дальше все идет по тому же сценарию: «Стоп! У кого мартышка и попугай?». Теперь участники начнут путаться. Далее идет третий раунд. Ведущий запускает три предмета - мартышку, попугая и кокос - снова в разных направлениях и от разных игроков.

Самый интересный момент наступает, когда предметы переходят к одному игроку, и он должен понять, что у него в руках и кому что нужно передать. После очередного «Стоп!» в большинстве случаев никто не понимает, у кого что находится.

Эта игра улучшает взаимодействие людей и качество их коммуникации. Все смеются и хохочут - повышается настроение и снимается напряжение. Между раундами можно обсуждать, как лучше всего передавать предметы, не путая их и не теряя очередности. Кроме прочего, упражнение позволяет выделить лидеров в группе и установить их способность .

Покоряем скалу

Хорошая выездная игра на командообразование. Ведущий должен подготовить длинную скамью (несколько небольших скамеек или большое бревно) и дать задание игрокам выстроиться на ней, плотно прижавшись друг к другу (в принципе, подобное упражнение можно выполнять и у стены). Далее следуют два варианта действий: в первом участники рассчитываются по порядку, а ведущий указывает новую последовательность чисел, в которой все должны выстроиться. Второй вариант - игроки, начиная с первого, перебираются по «скале», чтобы снова встать в том же порядке. Задача участников - не наступать на пол, не упасть со «скалы», не разговаривать. Если кто-то упал или заговорил, он либо выбывает, либо игра начинается сначала.

Играем в «головомяч»

Это спортивное упражнение, которое лучше всего включить в какой-то выездной тренинг. Развивает умение работать в паре. Ведущий дает парам игроков задание лечь на животы напротив друг друга, затем кладет между их головами мяч. Игроки должны подняться на ноги, держа мяч головами и не роняя его. Если мяч упал до того как участники встали, пара начинает пытаться снова. Побеждает та пара, которая встала первой.

Завязываем узел

Простая и увлекательная игра, суть которой заключается в том, что участники должны завязать узел, пользуясь только одной общей веревкой (или канатом), не выпуская ее из рук. Достаточно комичное упражнение, поднимающее настроение, раскрепощающее людей и сближающее их друг с другом. Если команда большая, ее можно разделить на две или более мелких. Для разнообразия одна команда может завязывать узел, а другая - развязывать его.

Играем в «Серебряную кобру»

Эта замечательная игра на командообразование больше похожа на квест. Учитывая то, что она требует большого пространства, проводить ее лучше на природе или в большом помещении. Основана игра на старинной бразильской легенде о серебряной кобре. В легенде она описывалась как оружие, но в действительности коброй является группа людей - сильная и мощная, в то время как один человек бессилен и слаб.

На проведение игры следует уделить не менее 25-30 минут, а участвовать в ней могут от 10 до 15 человек. Ведущий дает задание участникам встать в круг и положить руки на плечи впереди стоящего соседа - получившаяся фигура и есть та самая кобра. Участники закрывают глаза и руками ощупывают спины ближайших соседей, стараясь запомнить свои ощущения.

Затем по команде все расходятся по помещению или поляне и ходят с закрытыми глазами в течение минуты. Желательно, чтобы все держали руки прямо пред собой во избежание случайных столкновений друг с другом. После этого ведущий дает сигнал, по которому участники снова становятся в круг. Задача - вспомнить по ощущениям спину человека, стоявшего впереди в начале, и построить ту же саму последовательность. Эта хорошая игра помогает расслабиться, посмеяться и зарядиться позитивом, лучше узнать коллег, сменить обстановку, научиться выходить из сложных ситуаций и доверять своим ощущениям. И, конечно же, она делает коллектив дружнее и целостнее.

Устраиваем фотомарафон

Смысл этой игры на командообразование состоит в следующем: команда разделяется на небольшие подгруппы (от 2 до 5 человек) и ведущий раздает каждой из них списки мест или вещей, которые нужно сфотографировать. Так, задачей может быть запечатлеть интерьер кафе или театра, памятник, голубя или собаку, конкретную улицу или мост, какое-то здание или даже человека - в ход может идти все, что угодно. Чтобы усложнить задачу, можно дать задание сфотографировать несколько объектов одновременно. Например, сделать фото, на котором присутствует вывеска с названием фирмы, воздушный шар, кот и шоколадка. Такие задания помогают людям сработаться, научиться , лучше узнать друг друга и раскрыться. Ко всему прочему на память останутся приятные эмоции и любопытные фотоснимки.

Ищем сокровища

Эту игру на сплочение команды можно проводить как самостоятельно, так и прибегая к услугам специализированных заведений. В первом случае ведущий заранее прячет где-то на территории города несколько заданий и заранее дает подсказки участникам. Они в свою очередь ищут эти места и выполняют поставленные задачи. Во втором случае нужно обратиться в квест-комнату, коих сегодня можно найти немало. Тематику можно изначально обсудить с игроками, а можно сделать сюрприз. Впрочем, квест-комнаты предлагают не только искать сокровища, но и преодолевать всевозможные препятствия, разгадывать жуткие головоломки, выбираться из закрытого пространства и т.д. Естественно, за прохождение квеста в обязательном порядке нужно вручать приз. Эффект от прохождения квестов выше всяких похвал: развитие интуиции, дедукции и , установление доверительных взаимоотношений и формирование общности коллектива, раскрытие творческого потенциала и проявление индивидуальных умений и способностей.

Играем в животных

Чтобы играть в эту игру на командообразование, нужно заранее подготовиться - сделать много карточек с названиями членов семей различных животных. Например, «Папа слоник», «Мама слоник», «Дочка слоник», «Сын слоник», «Бабушка слоник», «Дедушка слоник» и т.п. От количества людей в команде зависит и разнообразие «фауны». Вообще, чем больше игроков и видов животных, тем лучше. Ведущий делит коллектив на несколько маленьких групп по 5-6 человек, раздает всем карточки и участники с ними знакомятся. По сигналу ведущего игроки расходятся по территории. Каждый должен найти свою семью, издавая соответствующие «своим» животным звуки. Как только все семейства соберутся, ведущий подает сигнал и игроки садятся на стулья или пеньки, но садятся друг на друга по старшинству: дедушка-бабушка-папа-мама-сын-дочь и т.д. Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание быстрее всех. Это упражнение - прекрасная тренировка коллективного взаимодействия и возможность лучше узнать друг друга.

Строим фигуру

Ведущий дает участникам задание встать в круг, закрыть глаза и построиться в конкретную фигуру, например, в прямоугольник, треугольник или ромб. Практически всегда в процессе этой игры на командообразование и суета, но по мере выполнения задачи определяется один лидер, который и расставит людей в правильном порядке. Как только фигура будет готова, участники обсуждают, получилась фигура ровной или нет (глаза все еще закрыты). Открывать глаза можно только тогда, когда все решат, что фигура ровная. Упражнение можно усложнить, заранее установив лимит времени на выполнение задания. Лучше всего проводить эту игру в большом помещении или на природе.

Повышаем доверие

Команда делится на несколько групп по 5-6 человек (если команда небольшая, можно не делиться). Каждый игрок по очереди отворачивается от остальных и падает назад, чтобы они его поймали. Поймать игрока - обязательное условие. Те, кто ловит, должны скрестить руки, взявшись за запястья друг друга, а тот, кто падает, должен скрестить руки на груди. Игру можно усложнить, если человек будет падать с высоты, например, со стула, пенька или подоконника. Но рекомендуется все же проводить эту игру на выезде во избежание травм. В результате упражнения коллеги будут больше доверять друг другу. По окончании игры можно сообща обсудить поведение всех участников.

Рассмотренных нами игр вполне хватит, чтобы разнообразить командную жизнь, сплотить коллектив и повысить эффективность его работы. Но в дополнение к ним вы можете использовать и несколько необычных способов.

Необычные способы сплочения команды

Исходя из описаний, вы сами сможете определить, как и где лучше проводить эти мероприятия. Мы предлагаем вам пять необычных способов сплочения команды, но при желании вы можете найти или придумать сами намного больше.

Изучение продукта

Прекрасная игра не только на сплочение коллектива, но и на повышение уровня профессионализма. Подходит для организаций, которые занимаются реализаций какого-то продукта. Суть в том, что каждый член команды во всех деталях и подробностях изучает продаваемый продукт к назначенному сроку. В указанный день устраивается большое собрание, на котором все участники, выступая по очереди, рассказывают о том, что узнали, описывая все преимущества и особенности товара или услуги. Одновременно с формированием командного духа это просто упражнение . По окончании игры все могут делиться впечатлениями, преимуществами и недостатками выступлений своих коллег.

Парилка

Этот прием тимбилдинга снискал огромную популярность в Японии. Заключается он в том, что вся команда (и руководство, и рядовые сотрудники) вместе идут в баню. Мужчины идут вместе с мужчинами, женщины - вместе с женщинами, но если, например, пойти в сауну и взять с собой купальные принадлежности, можно отправиться и всем вместе. Такое «упражнение» погружает коллектив в расслабляющую атмосферу, способствует приятному и непринужденному дружескому общению, формирует доверительные взаимоотношения и сближает членов команды.

Зомби-апокалипсис

Представленная игра на сплочение коллектива сегодня очень популярна в корпоративной культуре американских компаний. Она достаточно затратна в плане финансов, но этого того стоит. По сути, игра представляет собой смесь квеста, пейнтбола и карнавала. Организаторы арендуют заброшенный дом или другое здание, договариваются с профессиональными актерами, которые будут играть роли зомби. Сотрудникам выдается экипировка и оружие для пейнтбола. Задача команды - выбраться из здания живым, одолеть (обхитрить или «убить») зомби и прийти на помощь человечеству. Кстати, подобные тренинги на сплочение актуальны и у американских военных, т.к. они не только тренируют навыки выживания, но и помогают определить лидеров и аутсайдеров, сплачивают коллектив и формируют общность целей.

Виноделие

Такой тренинг на командообразование погружает людей в неформальную обстановку и позволяет им лучше узнать друг друга. Для проведения упражнения нужно найти виноградник, сдающийся в аренду, и нанять консультанта. За несколько часов члены команды сообща успеют изучить особенности и способы изготовления вина, подавить виноград и придумать название для своего собственного напитка. Через несколько месяцев (когда вино будет готово) хозяева виноградника доставляют сделанное командой вино в офис. В итоге участники наслаждаются плодами коллективной работы, делятся эмоциями и впечатлениями от напитка, становятся дружнее и сплоченнее.

Темная комната

Будучи лидером и руководителем, в процессе проведения упражнений, игр и тренингов на сплочение коллектива вы должны наблюдать за всеми членами команды и изучать их. Результаты могут обсуждаться вместе с участниками. Так, можно обсудить, какова атмосфера в команде, насколько люди дружны друг с другом, как продуктивно решаются задачи и достигаются цели. На основе сделанных выводов можно определить командные проблемы и наметить план действий по их корректировке и устранению.

Систематическое и регулярное проведение подобных мероприятий позволяет:

  • Повысить продуктивность межличностного и профессионального общения
  • Повысить КПД отдельных членов команды и коллектива в целом
  • Развить навыки групповой работы
  • Оптимизировать отношения внутри команды
  • Развить навыки поиска решений трудных и нестандартных задач

Рассмотренные нами игры и упражнения не исчерпывают всего многообразия методов сплочения коллектива. Сегодня есть огромное количество тематических сайтов и литературы, посвященной командообразованию, где можно отыскать еще не один десяток интересных заданий. Имея цель сформировать эффективную и дружную команду и используя для этого творческий подход, можно достигнуть поистине небывалых высот и создать такой коллектив, который будет способен свернуть любые горы.

И, продолжая разговор о методах командообразования, мы хотим рассказать вам еще об одной очень популярной сегодня штуке. Называется она «Веревочный курс». Мы не стали описывать его в этом уроке, т.к. в нем очень много своих тонкостей и особенностей. Об этом курсе, его нюансах и составляющих (игры, задания и упражнения) мы подробно расскажем в следующем занятии.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Коммуникативный тренинг.

Программа тренинга командообразования.

Принятие правил, установка на работу.

Участники принимают правила, по которым будет проходить тренинг, настраиваются на совместную работу. Принятие правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после тренинга.

Основной свод правил:

Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи: Я считаю, по-моему, Саша меня не понял). Недопустимость непосредственных оценок личности (при обсуждении происходящего мы оцениваем не человека, в только его действия и поведение). Активное участие в происходящем. Уважение к говорящему. Правило поднятой руки.

Правила подробно объяснить, дать ответы на возникшие вопросы. Дополняете свод правил при необходимости, общим голосованием.

Прописать план работы на день.

Заполнить анкету участника, диагностическую анкету.

Блок упражнений на знакомство.

* СНЕЖНЫЙ КОМ.

Участники группы сидят в кругу.

Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

* МЕНЯ ЗОВУТ…. Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ТАК…

Участники группы стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди назвать свое имя и показать, что особенного он умеет делать, сделав шаг вперед, внутрь круга. Первым начинает ведущий.

Например, « Меня зовут Наташа, я умею делать вот так … (например, приседает)».

*ИМЯ + АССОЦИАЦИЯ

Участники по кругу называют ассоциацию на свое имя. Задача остальных догадаться, что это за имя.

*ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА

Тренер держит в руках рулон туалетной бумаги и предлагает членам группы отмотать себе столько бумаги, сколько они посчитают необходимым. Рулон туалетной бумаги пускается по кругу, после чего ведущий сообщает участникам следующее задание. «Теперь вам необходимо взять свою бумагу и наматывая её на руку (на каждый оборот) рассказывать какой – либо факт из своей биографии, о своих способностях или качествах».

Блок упражнений на группового взаимодействия.

*СЧЕТ (выполняется 2 раза, в начале тренинга, а затем в конце. Смотрим динамику)

Тренер ведет счет до N цифры (сколько участников) по порядку: «один, два, три…». Каждый раз должно подняться столько участников, сколько тренер назовет. Т. е. на «один» поднимается один человек, на «два» два человека. Если поднимается больше или меньше положенного, то счет ведется с той цифры на которой участники сбились.

Обсуждение. Не обязательно по кругу и каждому, говорят те, кто хочет.

    Сложности. Анализ стратегии действий группы Выработка эффективной стратегии.

СЛОВО ХОРОМ

Участникам дается задание. Скажите хором какое-нибудь слово. Начали.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

По кругу раздаются буквы (весь алфавит). Т. о. у каждого участника, оказывается, по 2-3 буквы. Тренер в упражнении не участвует, он зачитывает предложение. Например: «У меня сегодня очень хорошее настроение и я рад, что попал на фестиваль». На каждую букву слова должен подниматься и тут же садиться человек, чью букву назвали.

*ПОВЕРНУТЬСЯ В ОДНУ СТОРОНУ

Участники группы делятся на две команды. Эти команды встают в колону напротив друг друга. Ведущий дает следующую инструкцию. Сейчас по моему сигналу, вы будете поворачиваться на 90 градусов в любую сторону, в какую вам захочется. Ваша задача заключается в том, что все члены одной команды (не договариваясь) должны повернуться в одну сторону. Побеждает та команда, которая сделала это первая. (Упражнение повторяется несколько раз.)

*ЭВОЛЮЦИЯ

«Представьте себе эволюционную лестницу: амебы, тараканчики, чайки, обезьяны и люди. Сейчас вам предстоит пройти эту лестницу играя в «камень-ножницы-бумага». Итак, на первом этапе вы все амебы (разводят руками, как будто плывут) и играете с другими амебами , если вы выиграли, то превращаетесь в тараканчиков (вертят указательными пальцами над головой, изображая усики) и играете в «камень-ножницы-бумага» только с тараканчиками, если опять выиграли, то с чайками (машут руками как крыльями, издавая крик птиц) и так далее пока не дойдете до человека. Когда участник проигрывает, то остается на той же эволюционной лестнице». Т. о. у вас остается одна амеба, один тараканчик, одна чайка, одна обезьяна (бьют кулаками в грудь) и все остальные люди.

Упражнения на толерантность (из тренинга толерантности)

*ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ.

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, с которым как он считает имеет что-то общее. Например, «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.). Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

*КОМПЛИМЕНТЫ.

Ведущий предлагает участникам предлагает придумать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

ПОСЛЕ ОБЕДА.

Блок упражнений на общение.

ПРЕВРАЩЕНИЯ.

Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы…(словарем, томиком стихов…);Если бы я был едой, то я был бы …(кашей пирожком, картошкой…). (Другие варианты – песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта…)

Все отвечают по кругу.

СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД ИЛИ СУПЕРМАРКЕТ .

Из группы выбираются 3-4 добровольца, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

Представьте себе, что вы – группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву… (например, «С»: сапоги, суп, софа, солярка и т. п.). Но помните, что те, кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.

Затем приглашается группа «обслуживающего персонала» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров.

Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки… Нет? Тогда, может быть, рюкзаки? … И т. д.

Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух? Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?

Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т. д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.

*Я ДАРЮ ТЕБЕ…

Суть игры: в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:

В начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: Спасибо, (ИМЯ) за подарок…(называем подарок). Подарок должен быть необычным. Участники встают в круг и, поворачиваясь по очереди к своему соседу слева дарят свой подарок, например:

Марина, я дарю тебе радугу.

Спасибо, Саша, за радугу. (поворачивается и продолжает) Вика, я дарю тебе вот этот куст. И т. д.

Когда круг «пройден», подарки дарятся соседу справа. Главное – не повторять в своем подарке кого-то. Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.

*СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ.

Участники разбиваются на две или более команды Ведущий предлагает задания:

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени.

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.)

Найти свой способ построения группы.

Какая группа быстрее реагирует на задания? Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? И т. д.

*ТЕЛЕГРАММА

Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:

Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).

Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на Б, второе на Т и т. д.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей. Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Вопросы к обсуждению: чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее? Как влияют незначительные части речи , знаки препинания на содержание? Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?

«ПОСЛОВИЦЫ»

Участники делятся на две команды. Первая команда, в тайне от второй загадывает пословицу или поговорку. Один человек из первой команды, с помощью невербальных форм общения (жестами, мимикой и т. д.) передает второй команде содержание пословицы или поговорки. Вторая команда должна назвать загаданное. Затем наоборот.

Каждая команда загадывает по 3 раза. Можно посчитать очки и назвать команду-победительницу.

Игра направлена на сплочение, развитие навыков работы в группе и навыков невербального общения.

Блок игр на сплочение.

*"Узелки".
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

"Сидячий круг".
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

*"Прогулка слепых".

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание).

Обсуждение

Блок упражнений на взаимодействие.

* «Построить дом».

В течение 15 минут членам команды предлагается построить дом из того, что есть под рукой, то есть находится в зале для занятий (стулья, столы, вешалки , бумага и пр.). Также можно использовать и самих себя: изображать отдельные части дома.

Мудрая поговорка гласит: «Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына», - говорит ведущий. –Сейчас мы займемся первым делом. У команды есть 15 минут для того, что согласованно и слаженно построить дом из подручных материалов, в том числе из самих себя. Дом должен быть удобным, просторным, функциональным. В нем должно найтись место для каждого из вас. В состав дома входят:

    Фундамент; Стены; Крыша; Дверь; Окна; Внутреннее пространство: комнаты, мебель, интерьер; Небольшой садик около дома.

Вам необходимо быстро определиться с руководителем строительства, - продолжает ведущий, - и распределить обязанности: кто и что строит. Строить можно, повторяю, из того, что есть в этой комнате, включая самих себя. Через 15 минут ваш дом будет готов!

Обсуждение

БОЛОТО

Болото в этой игре представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов - по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует на полу(выкладывает на полу 36 листов бумаги).+ Если такой возможности нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги. Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото. Например, он может выглядеть вот так.

Инструкция

Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново.
Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, - это кочка, ведущий промолчит. Если - трясина, ведущий скажет: «Буль!» - участника засасывает болото, и он возвращается на берег.
Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они - «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику.
На поле может находиться только один человек. Остальные - либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото. Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил, все участники возвращаются на этот берег.

*ВЕРЕВКА

Группе по команде тренера нужно будет завязать глаза и не разговаривая найти в комнате спрятанную веревку. Если группа не справляется с заданием, то разрешается задать внутри группы 3 вопроса и продолжить поиски снова. Если группа находит веревку она должна построить из нее равносторонний треугольник. Причем второе задание (про треугольник) говориться только тогда, когда группа найдет веревку. В ходе выполнения упражнения тренер следит чтобы участники не разговаривали и при построении треугольника может сказать «Все уверены, что треугольник равносторонний? Никто не хочет проверить?».

Обсуждение. Ваши ощущения. Была ли мысль, что ну удастся построить треугольник или найти веревку?

*ДОЖДЬ

Тренер выходит в центр.«сейчас я буду делать движения, ваша задача повторять за мной только тем, на против кого я встану. Причем это движение вы должны делать до тех пор, пока я к вам снова не вернусь, пройдя круг». Тренер проходит круг останавливаясь на против каждого. Первый круг - потирание ладоней; второй – хлопки по коленям (поочередные), третий – хлопки в ладоши, четвертый - хлопки по коленям, пятый - потирание ладоней. По завершению упражнения тренер может спросить, на что эти звуки похожи.

*НЕВИДИМАЯ СВЯЗЬ.

Для проведения этой игры ведущему потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу рваться при сильном натяжении).

Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода. Поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие . И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрей все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец. Насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять?» - размышлял он

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Воистину, нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно не заметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что люди сделали с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Дорогие друзья! – обращается ведущий к участникам игры. – Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»…

- А если, - продолжает ведущий, кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то в совсем неустойчивом. О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя».

- Некоторые люди, - продолжает ведущий, предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях говорят «посадил себе на шею».

- Разные эксперименты можно проводить с этой нитью , продолжает ведущий,- собственно многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, наденут на шею, или вообще отпустят. На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное, нет…

- Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Вопросы для обсуждения игры «невидимая связь».

Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца? Что было легко, что трудно, в этой игре? Чему эта игра может научить команду?

**СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА

Участники группы делятся на две команды, которые встают в колону напротив друг друга, образуя узкий коридор. Ведущий дает следующую инструкцию. «Сейчас каждый из вас по очереди пройдет по этому коридору с закрытыми глазами. В это время другие члены команды, должны сделать что–то приятное этому человеку (проходящему мимо них по коридору) Поцеловать, погладить, сказать что – то ласковое…»

Обсуждение

*СЧЕТ

Упражнение проводится еще раз. Показатель эффективности.

обсуждение

Заканчивая тренинг.

Обсуждение итогов работы на тренинге.

    Как вы себя чувствуете? Изменилось ли ваше настроение? Как? Какие выводы вы для себя сделали?

В конце ведущий обязательно должен настроить участников на плодотворное сотрудничество, а может быть и дольше.

Вся работа ведущего с группой должна быть направлена на выработку позитивного настроя.

Придумать визитку команды (название и кричалку)

Копилка упражнений:

Я не тормоз – мы заметили.

Группа становится в круг, рассчитывается по порядку. (1, 2, 3, ……. 15). Каждому члену группы достается свой порядковый номер (цифра), который не меняется до конца игры, не при каких обстоятельствах. Один из участников размещается в центре круга и становится ведущим. Ведущий говорит фразу: «Я не тормоз». На что группа дружно отвечает: «Мы заметили». После этого ведущий называет две цифры, которые между собой должны поменяться местами. Задача ведущего заключается в том, что бы успеть встать на место одной из названных цифр. А участники, цифры которых назвали, должны успеть поменяться между собой местами. Тот, кто не успел, занять новое место становится ведущим.

Коллективный хрюк.

Участники встают в плотный круг, кладут руки на плечи соседям. Цель – сделать коллективный хрюк в двойную петлю (по кругу и обратно). Главное чтобы хрюк не прерывался смехом, иначе он запускается снова.

Сантики-фантики.

Участники встают в круг. В центр выходит ведущий и закрывает глаза, в это время участники жестами выбирают человека, который начинает делать любое движение. Ведущий открывает глаза и определяет за кем повторяет группа, а группа в это время повторяет вслух: «сантики – фанитики - лимпомпо». Причем человек, которого выбрала группа должен через каждые 6 секунд менять сои движения (движения делаются в такт слов).

Подмигивалки.

Члены команды делятся по парам (желательно по гендерному признаку), встают в круг, образуя внешний и внутренний круг. (Построение по типу игры «Третий лишний».) Один человек остается без пары - он и становится ведущим. Задача ведущего заключается в том, чтобы переманить себе в пару участника, стоящего во внутреннем кругу, подмигивая ему. Задача игроков внешнего круга не отпустить свою половинку. Тот, кто остался один становится ведущим. Позже участники внешнего и внутреннего круга меняются между собой местами.

Люди к людям.

Все участники разбиваются по парам (мальчик - девочка). Один человек должен быть без пары, он выходит в круг и начинает строить скульптуру из сформировавшихся пар так чтобы им было трудно устоять на месте. Построив скульптуру, он считает до пяти и потом говорит фразу: «Люди к людям» после которой пары меняются партнерами. Например: «Нос ко лбу, правая рука к спине, левая нога к правой коленке. 1, 2, 3, 4, 5, люди к людям!»

Шушукаться.

Из группы выбирается доброволец, который покидает аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

Выбрать любой глагол (гулять, спать, кушать) и заменить его словом шушукаться. Ведущий возвращается к группе и задаёт разнообразные вопросы, помогающее определить какое слово загадала команда. Группа отвечает на все вопросы, заменяя загаданный глагол словом «шушукаться».

Например, ведущий может спросить: «В какое время суток вы любите шушукаться?», «С кем ты любишь шушукаться?» «Когда ты последний раз шушукался?»

Тридцать три.

Команда встает в круг, после чего по порядку (по кругу) должна досчитать до 33. Заменяя цифры, делящиеся на три и в которых есть цифра три (3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 27, 30, 31, 32, 33) выражением – «У меня очень хорошее настроение». Если один из участников ошибается, игра начинается заново. Упражнение продолжается до тех пор, пока команда без ошибок не досчитает до 33.

Колпак.

По кругу проговаривается фраза: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». По одному слову на участника, убыстряя темп. Первых два круга просто проговаривается эта фраза, на третий и четвертый круг слово «колпак» заменяется жестом (ладонь не голову), на пятый и шестой слово «мой» (ладонь на грудь), на седьмой и восьмой слово «треугольник» (в воздухе двумя указательными пальцам рисуют треугольник). Те участники, что терялись или путались садятся в круг. Игра ведется до победителя.

Материал для проведения тренинга:

1. Туалетная бумага (8 рулонов).

2. Ватман (16 листов).

3. Маркер (8-16 штук), ручки.

4. Бумага формата А – 4.

5. Толстая веревка (8 штук по 10 метров)

6. Тонкие нитки (моток).

7. Скотч малярный (2 штуки).

8. Карточки с буквами, для упражнения «Телеграмма».

9. Карта - схема для упражнения «Болото».

Мечтой любого менеджера высшего звена является руководство коллективом, который представляет собой дружную и сплоченную команду, готовую упорно трудиться ради достижения поставленных целей. Но как добиться подобного результата? Для этого понадобится определенный опыт и знания, которые может дать руководителю тимбилдинг.

Он представляет собой мероприятия, призванные сплотить коллектив, повысив эффективность его работы. В переводе с английского языка слово «тимбилдинг» означает «командообразование». Применение данного направления является насущной необходимостью для любого прагматичного владельца бизнеса. Воспользовавшись тимбилдингом, можно настолько сплотить коллектив, что работа сотрудников повысит конкурентоспособность компании и позволит получить большие прибыли. Причем подобный рост произойдет вовсе не за счет внешнего привлечения ресурсов. Будут эффективно использованы внутренние резервы.

Немного истории

Упражнения на командообразование, которые были нацелены на сплочение коллектива, впервые начали проводить в 40-х годах 20-го в. Активно их использовали в США. Мероприятия, очень похожие на те, которые проводятся сегодня, имели место в Америке в 50-х годах. Что касается России, то считается, что к нам тимбилдинг пришел только в конце прошлого столетия. Однако в нашей стране возникли уже давно. Вспомните хотя бы игру «Зарница». Как грустно было расставаться с друзьями, которые рядом с тобой преодолевали самые различные трудности. Такому же сплочению коллектива способствовал и ленинский субботник. А Ведь этот тот же тимбилдинг, только более растянутый по времени. Вариантами школьного командообразования являлся сбор макулатуры и металлолома. Подобные мероприятия объединяли людей вокруг решения одной задачи. При этом они позволяли увидеть друг друга совершенно по-новому.

В 90-е годы прошлого столетия в России даже начали открываться компании, специализацией которых стало проведение корпоративных мероприятий. Постепенно тимбилдинг перестал считаться явлением общественным. Он стал инструментом, позволяющим сформировать корпоративную культуру.

В последние годы крупные корпорации постоянно увеличивают выделение финансовых средств на проведение активных мероприятий с коллективом. Это позволяет им создать прочный фундамент для формирования в организации благоприятного микроклимата, что приводит к продуктивной работе команды единомышленников.

Цели тимбилдинга

Выполнение игр и упражнений на командообразование позволяет:

  1. Сформировать оперативные команды. Отобранные группы сотрудников начнут работать над решением поставленных задач при условии ограниченного времени.
  2. Сплотить топ-менеджеров. Упражнения на командообразование позволят сотрудникам максимально оперативно и эффективно обмениваться нужными сведениями, повысить креативность и объединить усилия.
  3. Сплотить коллектив внутри подразделения.
  4. Сплотить менеджеров среднего звена. В этом случае выполнение упражнений на командообразование позволят им управлять подчиненными максимально эффективно, повысить работоспособность каждого сотрудника, ускорить время прохождения внутрикорпоративных информационных потоков, соотносить свои цели с общими задачами компании, а также улучшить психологический микроклимат.

Задачи тимбилдинга

Выполнение упражнений на командообразование позволяет:

  • сформировать у сотрудников единое понимание целей и задач предприятия;
  • установить оптимальный баланс личных целей и общих задач компании;
  • стимулировать осознание взаимозависимости в достижении целей организации с удовлетворением личных потребностей каждого сотрудника;
  • улучшить психологический климат в коллективе;
  • выявить и разрешить существующие межличностные конфликты;
  • улучшить личные взаимоотношения;
  • устранить барьеры, мешающие прохождению информационных потоков, минимизировав искажение данных;
  • обеспечить мотивацию для обучения и развития каждого члена коллектива в зависимости от тех задач и целей, которые стоят перед организацией.

Принципы тимбилдинга

При выполнении командообразующих мероприятий должны быть соблюдены определенные правила, которые состоят в следующем:

  1. Постановке целей. В чем особенность тимбилдинга? В коллективе должна присутствовать единая цель. Конечно, у отдельно взятого сотрудника может быть и своя задача. Однако они не должны идти вразрез друг с другом. При постановке четких задач коллектив непременно сосредоточится на поиске самых эффективных способов их реализации, концентрируя свое внимание на результате. Это, кроме всего прочего, окажет благотворное влияние на командный микроклимат.
  2. Коллективном выполнении задач. Подобный принцип является основой командообразования. Дело в том, что компании необходима работа всех ее подразделений, проводимая в тесном взаимодействии друг с другом. Когда люди трудятся сообща, это настраивает их на определенный лад с пониманием друг друга, осознанием индивидуальных особенностей каждого и с формированием доверия. Коллективное выполнение задач непременно улучшит энергетический потенциал сотрудников, что приведет к их более эффективным действиям в интересах организации.
  3. Принятии ответственности. Это важное условие командообразования. Причем касается оно каждого сотрудника. Только возлагая на себя ответственность и понимая, что лишь общие усилия помогут достичь успеха, можно будет получить желаемый результат.
  4. Определении формы стимулирования. Данный принцип требует учета особенностей сферы деятельности команды. Например, если это производственное направление, то лучшей формой стимулирования явится предоставление материальной или финансовой компенсации в сочетании с общественным признанием и моральной удовлетворенностью. Если деятельность производится в интеллектуальном направлении, то материальная позиция будет играть второстепенную роль. На первый план здесь выдвигается стимул самоутверждения, карьеры и престижа. А если компания ведет комбинированную деятельность? В таком случае необходимо, чтобы стимулирование сочетало в себе два предыдущих варианта.
  5. Повышении квалификации. Главной задачей любого командообразования является профессиональный рост сотрудников. Какова сфера занятий команды, при этом никакого значения не имеет. Здесь важно действовать таким образом, чтобы повышались общие и личные показатели. Руководителю важно заранее позаботиться о том, чтобы его команда могла ощущать степень собственного роста, сопоставляя его с оценкой достижения прогресса. Удобнее всего, если в этом случае будут применены самые различные тренинги командообразования, программы и упражнения.
  6. Уровне креативности. Порой данный принцип играет роль вспомогательного элемента. Это касается тех случаев, когда члены команды заняты технологической деятельностью, а стимулом для них выступают определенные блага. Креативность при этом особой роли играть не будет. Но вот если команда занята преимущественно интеллектуальным трудом и для нее основная мотивация состоит в карьерно-престижных факторах, то здесь дело будет обстоять иначе. Креативность выйдет на первый план, ведь от смелых решений и новых идей будут напрямую зависеть общие успехи.
  7. Продуктивном функционировании. Данный принцип базируется на правиле, которое гласит о том, что чем более длительный период существует команда, тем выше уровень ее профессионализма, результативности, эффективности, успешности и сработанности элементов.

Целесообразность применения тимбилдинга

Когда возникает необходимость в проведении мероприятий по командообразованию? Они нужны:

  1. В период бурного развития компании. При расширении штата в сжатые сроки вероятны напряженные отношения между прежними и новыми членами коллектива. Для того чтобы оказать положительное воздействие на различные группы сотрудников, необходимо начать работу с официальными и неофициальными лидерами. Командообразование приведет к тому, что люди лучше узнают друг друга, и между ними сформируются доброжелательные отношения.
  2. В период упадка или стагнации компании. Для данного этапа характерно отсутствие инициативы работников, которые не видят перспектив своей деятельности. Многие из них наверняка уже занялись поисками нового места трудоустройства. В этом случае руководителям важно поработать над поднятием корпоративного духа, чтобы сотрудники осознали, что будущее фирмы в их руках.
  3. При наличии локальных проблем. Проведенные мероприятия по командообразованию позволят сплотить сотрудников. А это, в свою очередь, поможет компании справиться с самыми актуальными проблемами.

Где проводят тимбилдинг?

Для мероприятий, способствующих сплочению коллектива, не обязательно выбирать определенный временной промежуток. Тимбилдинг может проводиться круглый год на свежем воздухе или в помещении. Второй вариант предпочтительнее в тех случаях, когда целью мероприятий выступает выявление ценностей компании, внутренних ролей сотрудников, а также существующих между ними коммуникативных связей. Упражнения на командообразование на природе проводят с целью создания свободной и непринужденной атмосферы. Основной смысл в выездном мероприятии заключается в тех непривычных условиях, в которых оказывается коллектив, покинувший стены кабинетов. Упражнение на командообразование в группе позволят выявить взаимные симпатии, внутренние конфликты, определить скрытых лидеров.

Какими будут задания? Программу и упражнения тренинга на командообразование подберут специалисты исходя из сложившейся ситуации. Это позволит сплотить сотрудников, решив имеющиеся у них межличностные проблемы.

Что может послужить площадкой для проведения подобного мероприятия? Замечательно, если будут выполняться упражнения на командообразование в лагере, пансионате или доме отдыха. Здесь можно остаться с ночевкой. Программа тренинга при этом разбивается на два дня. Упражнения на командообразование для студентов могут быть проведены в лесной зоне на поляне, на берегу водоема и т. д.

Если компания решила вложить средства в дальние поездки за границу или на море, то в этом случае тренинги пройдут максимально динамично. Такие мероприятия станут одними из самых ярких событий в жизни компании. Стоит отметить, что тимбилдинг, как правило, проводится в рабочее время. Это позволит собрать всех сотрудников, включив в список даже тех, которые «не хотят» или «не могут» поехать.

Упражнения на командообразование в офисе проводят в тех случаях, когда в компании отмечается конфликтная нездоровая атмосфера. По этой причине у сотрудников резко снижается работоспособность. Напряженные отношения приводят к снижению продуктивности труда и текучести кадров. Тимбилдинг, проводимый в помещении, позволит решить эту проблему. Самые разные игры, конкурсы и упражнения повышают сплоченность сотрудников и сглаживают конфликты.

Правила проведения тимбилдинга

Все упражнения на командообразование в тренинге строятся исходя из правил, которые предусматривают следующее:

  1. Разделение участников на может происходить либо заранее, либо непосредственно на месте. Причем это может быть случайный или целенаправленный выбор. В последнем случае тренинг будет преследовать цель налаживания коммуникаций между конкретными сотрудниками.
  2. Выбор капитана, названия и девиза.
  3. Непосредственное выполнение упражнений по строительству переправ, преодолению препятствий, ориентированию в незнакомой местности и т. д.

Виды программ тимбилдинга

Мероприятия по сплочению коллектива могут быть проведены в самых разных формах. Все будет зависеть от материальных возможностей организации, возрастного состава сотрудников, а также от особенностей услуг, оказываемых компанией.

Организаторы мероприятия подберут те конкурсы, которые будут интересны для его участников. Однако не важно, какая программа мероприятия будет выбрана. Главное здесь - процесс соревнования.

Программы командообразования бывают:

  1. Стратегическими. Их основной целью является формирование максимально эффективной команды.
  2. Интеллектуальными. Эта программа выступает альтернативой спортивной.
  3. Творческими. Подобные мероприятия способствуют развитию нестандартного мышления, а также креативного подхода в достижении поставленных целей.
  4. Спортивными.
  5. Молодежными. Чаще всего проводится такой тренинг на командообразование для студентов. Упражнения подобного вида имеют определенную специфику, учитывающую возрастную категорию соревнующихся групп.

Примеры программ тимбилдинга

Довольно эффективным считается упражнение на командообразование «Лабиринт». Для его выполнения коллектив выстраивают гуськом друг за другом, завязывая каждому сотруднику, кроме первого, глаза. Все должны следовать за «предводителем», чтобы пройти лабиринт. Переговариваться при этом запрещено.

В тренинге под названием «Веревочные курсы» участники преодолевают не только физические препятствия, но и эмоциональные. При этом каждое испытание является самостоятельной задачей. При проведении подобного тренинга для подростков присутствие взрослого является обязательным. Перед началом мероприятия необходимо сплести паутину из веревок. Число ее ячеек должно быть равным количеству участников. Основная цель группы - преодолеть паутину. При этом ни один из участников не должен прикоснуться к веревке. В противном случае испытание следует начать сначала. В данный тренинг включают и другие задания.

Детский тимбилдинг

Упражнения по командообразованию позволяют ребенку научиться взаимодействовать в коллективе. Дети начинают сближаться друг с другом и выстраивать между собой общение. Очень часто проводят такие мероприятия учителя начальных классов. Упражнения на командообразование для детей позволяют ученикам быстрее сдружиться.

Важен тимбилдинг и для подростков. Ведь любое поражение в состязаниях порождает у них неуверенность в себе, становится причиной различных страхов. Упражнения на командообразование для подростков лишены этого недостатка. Они позволяют обучить детей эффективным методам общения со сверстниками, а также сформировать у них навыки взаимодействия между членами коллектива.

После проработки специально выбранного упражнения на командообразование при тренинге у подростка повышается самооценка. Он становится более уверенным в своих силах. После окончания игры педагог должен обсудить с каждым ребенком, что тот делал для достижения цели. При этом в сути заданий дети должны разбираться сами.

Рассмотрим пример игры, которая хорошо подходит для программы тренинга на командообразование. Возраст ее участников может находиться в пределах от 7 до 18 лет. Все дети разбиваются на 8 групп по 5-10 человек. Заранее нужно позаботиться о реквизите. Это таблички, на которых написаны названия станций, маршрутные листы для каждой команды и жетоны. Проводить такую игру можно в спортивном зале или в коридоре школы. В течение 50-60 минут команды перемещаются по станциям, придерживаясь тех пунктов, которые указаны в маршрутных листах. В каждой из точек детей ждут аниматоры, предлагающие им выполнить заранее разработанные задания, за которые они могут получить жетоны. Чья команда соберет их больше, та и считается победителем.

Тренинги командообразования помогают улучшить процесс взаимодействия между членами коллектива, добиться высоких результатов деятельности организации. Программы и упражнения разработаны с целью создания позитивных перемен социально-психологического характера. В дальнейшем это помогает эффективно работать в реальных условиях, способствует общему организационному развитию предприятия.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое тренинг командообразования, каких целей помогает достичь;
  • как разработать программы и упражнения для тренинга командообразования;
  • какие использовать упражнения на командообразование.

Тренинг командообразования

Тренинг командообразования относится к системе активного обучения, направленной на:

  • развитие коммуникативных навыков участников;
  • усовершенствование способов общаться в команде;
  • освоение навыков обратной связи;
  • оттачивание процессов принятия решений с учетом мнения всех членов команды;
  • получение удовольствия от совместных видов деятельности;
  • формирование стандартов позитивности социального окружения.

Применяя тренинги командообразования, менеджеры по работе с персоналом ставят перед собой основную задачу: показать преимущества командной работы, прививать умение доверять, формировать командный дух. Тренинг рационально проводить, привлекая к участию сотрудников одного отдела, структурного подразделения. Такой команде предстоит дальнейшая совместная работа , которую организовать более эффективно помогут тренинги.

Упражнения на тренингах командообразования разрабатывают с учетом решения следующих задач:

  • повышение лояльности сотрудников;
  • создание полезных неформальных отношений;
  • повышение опыта командного взаимодействия;
  • понимание личностных особенностей друг друга;
  • установление доверительных отношений;
  • умение принимать решения с учетом мнения всех членов одной команды.

Проектирование тренингов командообразования проводят с учетом этапов групповой динамики.

  • Динамика напряжения . На данном этапе необходимо создать дружественную атмосферу, доверие и комфорт в общении. Формулируется общая цель. Участники тренинга соблюдают установленные правила. Общими силами разрабатывается методика контроля. Роль неформального лидера отводится тренеру.
  • На этапе создания доверия упражнения направлены на распределение групповых ролей. Устанавливается групповая иерархия. Лидерство переходит к наиболее компетентному участнику.
  • Этап преодоления конфликтных ситуаций осваивается с помощью разработанных упражнений. Участники проявляют эмоции, учатся отстаивать свои позиции, не прибегая к развитию конфликта. Проводится анализ сложных ситуаций . Прорабатывается умение находить выход из создавшегося положения.
  • Итог. После проведения тренинга команда полностью освоила правила поведения в группе. Участники научились искать совместные решения при возникновении сложных ситуаций. Умело решать конфликтные моменты, устранять противоречия путем продуктивных переговоров.

Командообразование: сценарий тренинга

Сценарий тренинга командообразования разрабатывается с учетом поставленных задач. Корпоративные тренинги могут проводиться по авторским методикам или стандартным сценариям. При использовании авторской методики в компанию приглашают профессионального тренера, который по проработанному сценарию проводит определенный вид тренинга, направленный на решение поставленных задач.

В настоящее время в организациях чаще проводятся тренинги командообразования по стандартному сценарию. В качестве тренера выступает менеджер по работе с клиентами. Необходимо учитывать, что за основу можно взять любой сценарий, помогающий участникам учиться взаимодействовать в команде.

В соответствии с проработанным или взятым за основу сценарием командные игры могут быть направлены:

  • на логический совместный поиск решений;
  • демонстрацию этапов формирования команды, распределение командных ролей;
  • на сплоченность и терпение;
  • формирование деловых навыков.

Независимо от поставленных целей, инсценировка на командообразование способствует развитию навыков в дальнейшем находить правильные подходы к решению самых сложных задач. Члены одной команды продолжают работать в коллективе. Получив соответствующие навыки на тренингах, находить оптимальный подход к решению самых сложных вопросов становится значительно проще.

Читайте в электронном журнале:

Тренинг командообразования: программа и упражнения

Программы и упражнения тренингов командообразования направлены на развитие специальных умений. По своей природе такие тренинги относятся к бихевиоральным, или поведенческим. Решаемые проблемы могут быть как межкомандными, так и внутрикомандными.

Что необходимо выявить во время тренинга

Что вывялем Суть проблемы
Проблемные моменты разной степени сложности. Наиболее часто встречаются проблемы, связанные с человеческим фактором или структурой организации. При оценке сотрудников на тренинге значительно проще определить проявление соответствующих характеристик личности. Влияние данных факторов на эффективность выполнения поставленных задач.
Системы коммуникации среди членов одного коллектива. Это не всегда удается сделать в стандартной рабочей обстановке. Если во время инсценированной ситуации участники не проявят умение взаимодействовать друг с другом, их ждет неудача. Овладеть навыками компетентного общения придется при проработке соответствующей инсценировки.
Степень развития навыков групповой рефлексии. Участники учатся осознавать, что они пережили, какие навыки получили, прошлый опыт переносится в новые виды деятельности. Постепенно все навыки синтезируются в групповой поиск ответов на поставленные вопросы. Во время тренинга командообразования осуществляется эффективное групповое взаимодействие.
Позитивность социального окружения. При работе в группе каждый член коллектива вступает в процесс взаимодействия с другими участниками. Они оказывают всестороннюю поддержку в случае необходимости. Позитивное социальное или деловое окружение способствует продуктивной работе. Во время тренинга участники учатся контролировать эмоции, выражать чувства. Программы тренинга отличаются и зависят от того, на какой стадии развития находятся отношения внутри коллектива.

Упражнения для тренинга командообразования

Упражнения на командообразование «Тропинка». Основная цель тренинга заключается в проведении испытаний на определение сплоченности и терпения команды. Сценарий рассчитан на проявление командных ролей участников. Весь процесс занимает 30-40 минут. Количество человек в группе варьируется от 8 до 30 человек.

Подготовка

Если тренинг проводится на природе, необходимо разложить змейкой кирпичи. В офисе выложить змейку можно из скотча и бумаги формата А-4. Шаг змейки должен быть достаточно большим.

Упражнение

Перед участниками ядовитое болото. Начало и конец расположен в зоне змейки. Преодолевая болото, необходимо соблюдать определенные правила: находиться в контакте со всеми участниками команды, разрыв связки означает, что начинать проходить болото придется заново. Касание земли приравнивается к тому, что участник начинает тонуть. Команда проходит этап игры сначала.

Итоги

Ведущий задает участникам вопросы, получает на них ответы и анализирует ситуацию.

  • Достигли ли вы цели?
  • Что помешало?
  • Можете ли гордиться результатами?
  • Какие выводы сделали из упражнения?

Упражнения на командообразование

Тренинг на командообразование для студентов помогает добиться соответствующих результатов еще на этапе обучения в учебном заведении. Студенты сразу учатся работать в команде, искать пути взаимодействия. В дальнейшем, после прихода в соответствующую организацию, молодые специалисты быстрее проходят процесс адаптации, им значительно проще влиться в новый коллектив, освоить корпоративные ценности, принять действующие правила.

Тренинг командообразования относится к кратковременной интервенции, влияющей на параметры взаимодействия. Но с помощью таких игр невозможно повлиять на условия функционирования персонала при действии социальных систем, в которых приходится работать. Это обозначает, что тренинг влияет на модель командообразования, но не является гарантией успешного взаимодействия после его проведения. Вот почему так важно создавать целые программы, а не отдельные элементы обучения.

Тренинг по командообразованию: программа

В общей программе тренинг по командообразованию может занимать лидирующие или второстепенные позиции. Сотрудникам можно донести, что работать в команде выгоднее, это позволит получить ряд преимуществ от успешного взаимодействия всех членов.

С помощью тренинга командообразования можно выработать навыки распределения:

  • обязанностей;
  • делегирования полномочий;
  • принятия групповых норм;
  • повышения эффективности при решении проблем.

Но это не поможет, если в организации не создать целевую направленную программу командообразования и все условия для полноценной работы. Менеджер по подбору персонала на начальном этапе оценивает соискателей. На собеседовании рационально задавать вопросы о способности работать в команде.

На втором этапе создания программы поддерживается развитие корпоративной культуры. Общие ценности помогают осознать цель командообразования, направить работу в соответствующее русло. Все это предназначено для достижения долговременных целей, создание команды единомышленников, способных работать слаженно и эффективно.

Возможно, вам будет интересно узнать:

  • Командообразование в организации - нестандартный метод управления коллективным разумом
  • Сотрудники, работающие удаленно, уходят, так как не чувствуют себя одной командой. Сформируйте у них ощущение коллектива
Похожие статьи