Как лечить заикание у ребенка 9 лет. Возможные осложнения и последствия

22.04.2019

В статье приведены наиболее частые причины заикания у маленьких детей. Практические советы родителям как себя вести с заикающимся ребенком и что делать, для скорейшего восстановления речи.



В три годика большинство малышей уже довольно бойко болтают и формулируют свои мысли. Все детишки разные - одни все время что-то рассказывают, о том, что видят, о чем думают, что происходило с ними в течение дня, да еще и сочиняют многое. А некоторые, наоборот - больше молчуны, скорее послушать любят: сказки, стихи, мамины песенки.

Вот в возрасте около трех лет у некоторых деток по тем или иным причинам может проявиться заикание. В таких случаях очень важно, чтобы родители и охающие бабушки, держали себя в руках. Стоит вспомнить - не было ли заикания у кого-то с близких или не очень родственников, подумать о том - как быстро оно прошло и что спровоцировало симптомы заикания.

Как правило, заикание у детей в раннем возрасте возникает от переживаний или эмоционального перенапряжения. Детки с более возбудимой психикой, скорее могут начать заикаться, чем вдумчивые, спокойные малыши.

Заиканию могут предшествовать многие факторы - поступление в детский садик, выход мамы на работу, появление младшего братика или сестрички в семье, расставание с кем-то из любимых родственников. Ребенок может не осознавать, что его что-то встревожило, но внутреннее переживание выльется в заикание.

Так же в возрасте трех лет, малыш становится более осознанным, он хочет выражаться четче, использовать больше слов. Поэтому составляя предложение - переживает, запинается и как следствие может появиться заикание. Иногда малыш может начать заикаться, если родители пытаются приучить пользоваться правой рукой прирожденного левшу - речь и работа рук взаимосвязаны и вмешательство в природу ребенка может навредить ему.

Так как же поступить, если ребенок заикается?

Первым и, наверное, самым важным советом будет - не паниковать. Мамино волнение сильно передается малышу, и он только сильнее начнет заикаться. Какими бы ни были причины заикания у ребенка, как правило, оно само постепенно сходит на «нет». Малыш привыкает к изменениям, произошедшим в его жизни, учится быстрее выражать свои мысли. Не нужно спрашивать у ребенка от чего это он заикается, лучше потихоньку в игровой форме выяснить, что же его тревожит. Постараться сделать жизнь малыша более свободной, отложить штудирование азбуки и стихов, а чаще ходить гулять на улицу, в компанию деток с которыми он чувствует себя свободно. Заикание у малышей проходит постепенно в 90% случаев само. На форумах мамочек существует множество советов медицинских препаратов, которые якобы помогают от заикания, но это скорее самообман - заикание у детей 2-3 лет и так проходит само собой, вне зависимости от приема кальция или других биодобавок.

Если заикание не прошло в течение полугода, есть смысл показать ребенка

В период формирования детской речи могут возникать различные нарушения. Одним из таких нарушений речи является заикание (логоневроз). Чаще патология развивается в возрасте от 2 до 5 лет. Реже обнаруживается у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет). Обычно наблюдается у мальчиков. Заикание излечимо, главное своевременно обратиться за консультацией и лечением к неврологу, логопеду, психологу.

В статье рассмотрим, что может стать причиной логоневроза, его признаки, диагностика и какие способы лечения существуют.

Причины развития

Прежде чем бороться с заиканием, нужно понять, откуда оно взялось. Рассмотрим причины, которые могут вызвать логоневроз у ребенка:

Физиологические причины

  • поражение нервной системы новорожденного во время родов;
  • курение, алкоголь при беременности;
  • наследственность;
  • травма головного мозга;
  • болезни органов речи - носа, гортани, глотки;
  • заболевания (рахит);
  • переучивание левши на правшу.

Психологические причины

  • стрессы, депрессии;
  • смерть близкого родственника;
  • детские страхи (боязнь наказания, героев сказок, темноты);
  • обиды, ревность;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг грозы, собаки.

Социальные причины логоневроза:

  • чрезмерная строгость родителей;
  • повторение ребенком речи заикающегося члена семьи;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • недостаточное внимание родителей в период формирования речи малыша;
  • смена детского сада, школы, места жительства.

Другие факторы, провоцирующие заикание у детей:

Виды патологии

Различают заикание у детей по форме судорог, клиническим проявлениям и течению.

По форме судорог выделяют:

  • Клоническое - характеризуются несколькими кратковременными судорогами, следующие друг за другом и ведущие к непроизвольному повторению звуков, слогов.
  • Тоническое - характерно длительное, сильное сокращение мышц. В результате этого и наступает задержка речи.
  • Смешанная форма - сочетание двух вышеописанных видов.

По течению заикание классифицируется на постоянное, волнообразное, возвратное. В последнем случае, нарушение речи может исчезнуть, но затем появиться вновь.

По клиническим формам логоневроз делится на:

  • Невротическая форма развивается неожиданно в возрасте 2-5 лет. Эта форма заикания лучше поддается лечению, поскольку при ней не нарушаются мозговые структуры.
  • Неврозоподобная форма возникает в 3-4 года. Начинается постепенно и без видимых причин. Причины кроются в органическом поражении мозга, поэтому данный вид сложнее поддается лечению.

Признаки логоневроза

Врачи считают, что повторение какого-либо звука более двух раз является начальным признаком заикания. К примеру, ребенок может повторять не слова: «Дай, дай, дай мне воды», а произносить лишь звуки: «Д-д-дай мне воды».

Некоторые дети начинают заикаться в стрессовых ситуациях, в периоды волнения, во время диалога с незнакомым человеком. В остальных случаях они разговаривают обычно.

Диагностика заикания

Если есть подозрения, что ребенок заикается, то необходимо обратиться к педиатру, неврологу, логопеду, психологу. При диагностике заболевания большую роль играет анамнез ребенка, информация о том, как проходило и проходит его развитие, а также сведения о том, при каких обстоятельствах он начинает заикаться. Для выявления стадии болезни потребуется провести диагностику речи, в которую входят оценки темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если они есть, и определит, каким видом логоневроза страдает маленький пациент.

Для обнаружения патологий центральной нервной системы может понадобиться провести:

  • реоэнцефалография (исследование сосудов головного мозга);
  • Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Лечение логоневроза у детей

Благодаря прогрессу медицины логоневроз полностью поддается излечению. В первую очередь, нужно обратиться за помощью к врачам для установления причины данного нарушения речи и составления наилучшей программы лечения.

Занятия с логопедом

Логопедическое лечение заикания направлено на то, чтобы:

  • освободить речь заикающегося ребенка от напряжения;
  • устранить неправильность произношения;
  • воспитать четкую артикуляцию, а также ритмичную и выразительную речь.

На начальной стадии лечения ребенок выполняет задания вместе с логопедом, затем - самостоятельно практикуется в устной речи. Закреплять полученные навыки нужно в ежедневных разговорах с окружающими.

Дыхательные упражнения

Упражнения для дыхания позволят сделать голос ребенка естественнее и свободнее. Упражнения положительно скажутся на дыхательной системе в целом. Благодаря таким занятиям тренируется и развивается диафрагма, начиная непосредственно участвовать в процессе голосообразования. Кроме того, малыш учится дышать глубоко и делает голосовые связки подвижнее, благодаря чему они теснее смыкаются при разговоре. Дополнять дыхательные упражнения можно релаксацией.

Точечный массаж

При лечении детского заикания можно прибегать и к нетрадиционной медицине, только делать это с умом. Курс лечения точечным массажем нужно подбирать в зависимости от сложности случая. Во время массажа врач оказывает воздействие на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах.

Первые результаты лечения точечным массажем могут проявиться уже после одного сеанса. Массаж регенерирует нервную регуляцию речи, поэтому занятия должны быть регулярными.

Компьютерные программы

Существует немало компьютерных программ, которые ориентированы на синхронизацию слухового и речевого центра ребенка. Например, малыш произносит слова, а программа в это же время задерживает записанную речь на доли секунды. В результате, он слышит свой голос, но с задержкой, и старается подстроиться под него. В результате, речь становится более плавной. Кроме того, при помощи других программ можно генерировать различные ситуации и эмоции, возникающие при разговорах.

Медикаментозная терапия

Лечение при помощи медикаментов дает вспомогательный эффект. Врач назначает те препараты, которые нужно комбинировать с другими методами лечения. Например, ребенку могут быть прописаны медикаменты, блокирующие действие веществ, которые мешают стабильной работе нервных центров.. Кроме того, курс лечения может быть дополнен успокаивающими настоями.

  • Соблюдать распорядок дня. Детям в возрасте от 3 до 7 лет рекомендуется спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет - 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Смотреть телевизор перед сном не рекомендуется.
  • Создавать благоприятную психологическую обстановку. Не нужно постоянно делать замечания и одергивать малыша - это вредит его психике. Также нужно исключить ссоры между взрослыми в присутствии ребенка. Не стоит показывать ему, что вы беспокоитесь из-за его неправильной речи. Не торопите его при ответах на ваши вопросы и чаще хвалите.
  • Помогать ребенку в ежедневном общении. Он должен слышать от окружающих только правильную речь. Говорить нужно внятно и при этом ласково, ведь дети тут же подражают манере взрослых. Если у ребенка выраженное заикание, нужно общаться с ним нараспев. Не стоит заставлять его проговаривать трудные для него слова по несколько раз.
  • Укреплять общее состояние здоровья. Родители должны всеми возможными способами ослабить нервное напряжение ребенка, исключить его переутомление и нервирующие шумные «тусовки». Кроме того, рекомендуется закалять детский организм при помощи игр на улице, воздушных ванн, обтираний и т.д.

Если у ребенка выявили признаки логоневроза - не повод паниковать. Напротив, нервное состояние взрослых может передаться малышу и обострить ситуацию. Нужно поскорее обратиться к врачам, а затем тщательно выполнять все их предписания. Кроме того, дома нужно создать спокойную обстановку, которая поспособствует излечению. Помните, что ребенок должен поверить в то, что вылечится от заикания, а в этом, как нельзя лучше, помогут поддержка и доверие близких людей.

Просмотров: 2195 .

Заиканием называют речевое расстройство, которое характеризуется нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, вынужденных повторов отдельных слогов слова либо звуков. Данная патология развивается из-за возникновения в органах артикуляции специфических судорог.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

Код по МКБ-10

F98.5 Заикание [запинание]

Эпидемиология

Заикание встречается примерно у 5% всех детей в возрасте от шести месяцев и старше. Три четверти из них будут выздоравливают к началу подросткового периода, около 1% нарушение речи сохраняется на всю жизнь.

При этом следует отметить, что заикание в несколько раз (2-5) чаще затрагивает мужчин, чем женщин. Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей. Если говорить о соотношении полов цифры меняются по мере взросления детей – у дошкольников пропорции находятся в размере 2к1 (мальчиков больше), а уже к первому классу они становятся больше, - 3к1. В пятом классе этот показатель увеличивается до 5к1, так как девочки избавляются от заикания более быстрыми темпами. Так как на ранних стадиях скорость восстановления довольно высокая (примерно 65-75%), общая распространённость этого дефекта обычно составляет не более 1%.

Причины заикания у ребенка

Логопеды выделяют 2 вида детского заикания. Первый из них появляется у детей, имеющих некие дефекты в ЦНС. Среди возможных причин возникновения – травма, полученная при родах, наследственность, тяжелые гестозы во время беременности, осложненные роды, частые болезни ребёнка на первых годах жизни. В остальном он развивается нормально, проблем со здоровьем не имеется.

В процессе неврологического осмотра у такого ребёнка обычно выявляются признаки повышенного внутричерепного давления, а также повышенный порог судорожной готовности мозга, патологические рефлексы.

Второй вид этого дефекта наблюдается у детей, изначально не имеющих каких-либо органических или функциональных патологий ЦНС. Такой вид заикания появляется из-за невроза, спровоцированного стрессом или сильным эмоциональным или физическим переутомлением. В таких случаях этот дефект речи значительно усиливается, когда ребёнок пребывает в состоянии нервного напряжения или эмоционального возбуждения.

Патогенез

Патогенез заикания по своему механизму достаточно сильно схож с так называемой подкорковой дизартрией. При этой болезни нарушается координация процесса дыхания, голосоведения, а также артикуляции. Из-за этого заикание часто называют дизритмической дизартрией. Так как происходит нарушение взаимодействия между корой мозга и его подкорковыми структурами, регуляция самой коры тоже нарушается. В результате происходят сдвиги в функционировании стриопаллидарной системы, отвечающей за «предуготовность» к выполнению движения.

В этом артикуляционном процессе голосообразования принимают участие 2 группы мышц, одна из которых сокращается, а другая наоборот – расслабляется. Полностью согласованное и чёткое перераспределение тонуса этих мышц позволяет совершать точные, правильные и быстрые движения, которые имеют строгую дифференциацию. Стриопаллидарная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Если этот речевой регулятор блокируется (из-за возникших в мозгу патологий или сильного эмоционального возбуждения), происходит тонический спазм либо возникает тик. Этот патологический рефлекс, при котором наблюдается повышенный тонус мышц речевого аппарата, а также нарушение в автоматизме речи ребёнка, со временем трансформируется в стойкий условный рефлекс.

Симптомы заикания у ребенка

Обычно запинки во время заикания звучат как продление или повторение начальных слогов сказанного слова или повтор отдельных звуков. В качестве симптома заикания у детей ещё могут наблюдаться возникающие внезапно паузы в начале слова, или же отдельного его слога. Зачастую вместе с запинкой в речи у заикающегося ребенка происходят ещё и непроизвольные сокращения лицевых мышц, а также мышц шеи и конечностей. Возможно, такие движения появляются рефлексивно, чтобы помочь выговариванию, хотя на деле лишь усиливают у других людей впечатление о том, насколько трудно заикающемуся разговаривать. Помимо этого, дети, страдающие от заикания, начинают бояться отдельных слов или звуков, поэтому пытаются заменить их какими-то синонимами или объяснить описательно. А иногда заикающиеся дети вообще пытаются избежать ситуаций, в которых необходимо разговаривать.

Первые признаки

Чтобы вовремя оказать своему ребёнку помощь, родителям важно не упустить момент появления первых признаков заикания:

  • Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается; поэтому, если в таком случае успеть отвести ребёнка к специалисту ещё перед тем, как заикание началось, появление речевого дефекта вполне возможно предотвратить);
  • Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»);
  • В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью;
  • Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова;
  • Перед началом своей речи испытывает некоторые затруднения.

Психосоматика заикания у детей

Весьма популярным является мнение о том, что заикание появляется из-за несоответствия между получаемой организмом эмоционально-психологической нагрузкой и его возможностью и / или способностью её переработать.

В целом, на то, что заикание у ребёнка возникло вследствие какого-либо стрессового фактора, указывают примерно 70% родителей.

Вместе с заиканием у детей часто ставят диагноз логоневроз либо логофобия, указывая тем самым на то, что было нарушено психологическое здоровье. Это и повлекло за собой возникновение проблем с речью, проявляющихся в виде задержек, запинок, остановок и спазмов.

Формы

По характеру судорог, появляющихся при речевом процессе, можно выделить тоническую и клоническую формы заикания у детей. Сами судороги бывают либо инспираторными, либо экспираторными – это зависит от того, когда они появляются – на вдохе либо на выдохе. По характеру причины возникновения заболевание разделяют на симптоматическое либо эволюционное (оно может быть неврозоподобным или невротическим).

Тонический тип заикания выглядит как долгие паузы в речевом процессе либо растягивание звуков. Помимо этого, заикающийся обычно выглядит скованно и напряжённо, рот полуоткрыт или полностью закрыт, а губы при этом плотно сомкнуты.

Невротическое заикание появляется у ребёнка из-за психической травмы, которую он получает в возрасте 2-6 лет. Выглядит оно как клонические судороги, которые усиливаются в начале фразы или при сильном эмоциональном напряжении. Такие дети очень волнуются, когда им нужно говорить или вообще отказываются разговаривать. Следует отметить, что в целом развитие речевого и двигательного аппарата у такого ребёнка полностью соответствует всем возрастным этапам развития, а у некоторых детей может даже их опережать.

Клоническое заикание у детей выглядит, как постоянное повторение отдельных звуков/слогов, либо целых слов.

Неврозоподобное заикание обычно появляется вследствие какого-то мозгового нарушения. У этого дефекта имеются следующие признаки – дети подвержены быстрому истощению и утомляемости, весьма раздражительны, движения нервные. У такого ребёнка иногда диагностируют патологические симптомы психиатрические, характеризующиеся нарушениями двигательных рефлексов и трудностями поведения.

Возникает такое заикание обычно в 3-4 года и никак не зависит от наличия и/или отсутствия психологических травм. В основном оно появляется в момент интенсивного развития у ребёнка фразовой речи. В дальнейшем нарушения продолжают постепенно усиливаться. Речь становится хуже, если ребёнок устал или болеет. Развитие движений и речевого аппарата осуществляется в правильные сроки или же может немного запаздывать. Временами неврозоподобное заикание у ребёнка появляется на фоне некоторого недоразвития его речевой функции.

Физиологическое заикание у детей

Физиологические итерации – это повторы в речи ребёнка отдельных слов. У маленьких детей они наблюдаются достаточно часто, и не считаются признаком болезни. Считается, что это – физиологический симптом, который характерен для отдельного периода развития у малыша речевого навыка, и он свойствен 80% детей во время процесса активного развития фразовой речи в возрасте 2-5 лет). Если не возникло осложнений, повторения пройдут, когда ребёнок укрепит условные рефлексы своей речи и научится правильно выражать свои мысли.

Физиологическое заикание у детей – это результат того, что мышление ребёнка в своём развитии опережает прогресс речевых навыков. В маленьком возрасте дети довольно ограничены в выражении возникающих у них мыслей, потому как у них небольшой словарный запас, они ещё не научились облекать мысли в правильную форму, а артикуляция ещё не сформировалась, из-за чего речь отличается нечёткостью.

Физиологические шероховатости в речи у ребёнка могут появиться по причине некоторых неблагоприятных факторов (таких, как травмы, болезни, неподходящие педагогические приёмы).

Заикание у детей дошкольного возраста

Проявления заикания могут возникнуть с 2-3х лет. Так как в период 2-5 лет речевые навыки быстро развиваются, характер детской речи может иметь такие отличия – ребёнок говорит бурно, в быстром темпе, глотает окончания фраз и слов, берёт паузы посреди речи, говорит на вдохе.

В этом возрасте такие признаки являются естественным этапом процесса обучения речевому навыку, но у ребёнка, имеющего склонность к заиканию, наблюдается специфическое поведение:

  • Во время речи он часто останавливается, и при этом у него напрягаются шейные и лицевые мышцы;
  • Ребёнок мало говорит, старается избежать необходимости разговаривать;
  • Резко прерывает начатую речь и долго молчит;
  • Находится в сконфуженном и подавленном настроении.

Осложнения и последствия

Среди последствий и осложнений заикания такие проблемы:

  • Сложности с социальной адаптацией;
  • Сниженная самооценка;
  • Появление боязни речи, а также боязни произносить отдельные звуки;
  • Усугубление дефекта речи.

Диагностика заикания у ребенка

Диагностика заикания у детей может выполняться либо детским неврологом, психологом, психиатром, либо педиатром или логопедом. Каждый из этих врачей обязательно должен изучить анамнез, выяснить, не является ли заикание наследственным, а также получить информацию о раннем моторном и психоречевом развитии ребёнка, узнать, когда и при каких обстоятельствах возникло заикание.

При диагностическом обследовании речевого аппарата заикающегося ребёнка выявляются следующие проявления:

  • Форма, местоположение, частота судорог при произнесении слов;
  • Оцениваются имеющиеся в темпе речи, дыхании, а также голосе специфические особенности;
  • Выясняется наличие сопутствующих заиканию нарушений в речи и движениях, а также логофобии;
  • Выясняется, как сам ребёнок относится к имеющемуся у него дефекту.

Также ребёнок обязательно проходит обследование умения произносить звуки, фонематического слуха, а также лексико-грамматической части речи.

В заключении логопеда указывается степень тяжести заикания и его форма, прочие сопутствующие дефекту речевые нарушения, а также характер судорог артикуляционных мышц. Заикание нужно дифференцировать со спотыканием и тахилалией, а также дизартрией.

Чтобы обнаружить, имеются ли органические поражения у ребёнка в ЦНС, невролог назначает прохождение реоэнцефалографии, процедур ЭЭГ, МРТ мозга, а также ЭхоЭГ.

Помимо этого также применяется методика, при которой активизируют прочие двигательные центры организма. В этом случае производится регуляция дыхания, ритмичные движения с использованием пальцев на руках, сопровождение устной речи написанием на бумаге.

Профилактика

В качестве профилактики появления у ребёнка заикания довольно важно, чтобы беременность его матери протекала благополучно. Также необходимо заботиться о его психической и физической стабильности и развитии речи, подбирать информацию развлекательного/учебного характера, которые будет соответствовать его возрасту. Чтобы предупредить рецидив заикания, нужно соблюдать рекомендации лечащего врача-логопеда в процессе проведения коррекционной работы, а также после её завершения. Нужно создать для развития ребёнка благоприятные условия.

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период. Результат лечения наиболее устойчив, если начать коррекцию в дошкольном возрасте. Чем дольше стаж заикания у ребёнка, тем неопределённее становится прогноз.

Среди всех известных речевых расстройств особое место занимает заикание у детей , проявляющееся в отсутствии способности говорить свободно, без напряжения и запинок. Речь заикающегося ребенка медленная, сбивчивая, нечеткая.

Каковы же причины заикания у детей?

Заикание возникает в результате несогласованности в работе органов, участвующих в образовании речи - голосовых связок, мышц, дыхания. Возникающие в органах артикуляционного аппарата - гортани, языке, губах судороги приводят к нарушению ритма и плавности речи. Судороги бывают клонические (при них повторяются, чаще всего в начале слова, отдельные звуки или слоги) и тонические (при них имеет место напряжение, задержка в преодолении «сбоя» в собственной речи). Заикание у детей зачастую бывает смешанного типа - тоно-клоническое.

Наиболее часто встречающийся возрастной период появления заикания у детей - период от 2 до 4 лет . Это период активного формирования звукопроизношения, речи в целом, при еще недостаточно сформированной и достаточно хрупкой речевой функции. Причем предрасположенность к заиканию у мальчиков в 3-4 раза больше, чем у девочек . Причина - меньшая эмоциональная устойчивость мужчин к внешним факторам.

У большинства родителей существует мнение, что заикание возникает исключительно из-за неожиданных сильных нервноэмоциональных потрясений - страха, стресса (испугался пожара, собаки, пьяного, грозы и т.д.). Да, это действительно так, но только примерно в 15 случаях из 100 случаев появления заикания. В логопедии они носят название логоневрозы - невротическое заикание.

При таком типе заикания не происходит сбоев в нервной системе или необратимой гибели клеток.

Возникает оно в результате внезапного воздействия внешних психотравмирующих факторов. Для детей с невротическим заиканием характерны неуверенность, повышенная тревожность, наличие страхов, потливости, учащенного сердцебиения, плохая переносимость духоты, транспорта. Логоневроз поддается лечению и полное восстановление речи со временем возможно.

Чем же можно объяснить тот факт, что страхи, волнения, стрессы встречаются у многих детей, а заикаются - единицы.

Объясняется это существованием предрасположенности к недугу - патология появляется при наличии определенных особенностей нервной системы ребенка. Одним из таких предрасполагающих факторов является поражение нервной системы органического типа. Это поражение может наступить в результате родовой травмы, патологий при беременности и родах, вследствие частых болезней в первые годы жизни. Эти органические нарушения внешне незаметны, умственное развитие - в норме. Повышенное внутричерепное давление, изменение рефлексов и повышенная судорожная готовность обнаруживается только при обследовании. Не всегда заикание у детей зависит и от внешних факторов (психических нагрузок, волнения, окружения). В большинстве случаев заикание имеет способность к рецидиву, нередко периоды улучшения речевой функции могут сменяться ее ухудшением.

Часто заикание появляется у детей, которым свойственны тормозимые черты характера: робость, неуверенность, застенчивость, тревожность, склонность к углубленному самоанализу. Дети, имеющие предрасположенность к заиканию часто пребывают в состоянии паники, недовольства собой, колебания настроения, им присущи сверхответственность, повышенная старательность, быстрая утомляемость и плохая переносимость нагрузок.

Причиной заикания у ребенка также может являться незрелость психических процессов. Характерными чертами таких детей являются беззаботность, необязательность, легкомыслие, «детскость» суждений и реакций, наивность. Они характеризуются наличием желаний поразвлечься, получить удовольствие, склонностью к фантазиям, отсутствием усидчивости. Все эти черты можно обобщенно назвать личностной незрелостью. Она затрудняет планомерное преодоление речевого изъяна и лечение в целом.

Виды заикания у детей

Заикание у детей может появиться и по причине подражания. Речь взрослых с подобным недостатком может наложить существенный негативный отпечаток на речь ребенка.

Речь некоторых заикающихся детей может сопровождаться непроизвольными, иногда меняющимися, движениями: топанием ногой, поворотом головы, хлопками в ладоши, жестикулированием, зажмуриванием. Применение этих действий на протяжении длительного времени вызывает привычку и в действительности не облегчает протекание заикания.

Итак, причины, вызывающие заикание у детей, могут быть физиологического, психологического и социального характера.

К физиологическим причинам заикания у детей относят : перенесенные заболевания с энцефалитическими осложнениями, внутриутробные, родовые травмы, часто с асфиксией, органические нарушения подкорковых отделов мозга, регулирующих движения, переутомление или истощение нервной системы вследствие перенесенных заболеваний, вызывающих ослабление центральных аппаратов речи (тиф, корь, коклюш, рахит, болезни органов внутренней секреции, нарушение обмена веществ, болезни речевых органов - носа, гортани, глотки).

К психическим причинам заикания относят : одномоментная или кратковременная психическая травма (страх, испуг); психическая травма длительного действия, вызванная неправильным воспитанием в семье - императивным, неровным воспитанием, воспитанием «примерного» ребенка; хроническими конфликтными переживаниями; длительными отрицательными эмоциями в виде устойчивых психических напряжений или постоянных конфликтных ситуаций; тяжелая психическая травма, стрессы, вызывающие аффективную реакцию (ужас, чрезмерная радость); исправление леворукости (вследствие постоянных напоминаний, требований может наступить психопатическое и невротическое состояние и возникнуть заикание).

К социальным причинам заикания относятся : недостаточная работа родителей над формированием речи ребенка (нарушение звукопроизношения, скороговорение, речь на выдохе), перегрузка ребенка речевым материалом, в том числе несоответствующим возрасту, одновременное обучение разным языкам, подражание заикающимся (непроизвольно или копируя речь), излишняя строгость, суровость взрослых в отношении ребенка.

Похожие статьи