Что показывает экскурсия грудной клетки. Нормальный объем грудной клетки у мужчин

27.06.2019

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом "щелчка". Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах. В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади. Руки обследующего охватывают область коленных суставов - большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные - в области большого вертела, а остальные пальцы - вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в). Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок. Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3x3).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

*Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

52. Антропометрия новорожденного.

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды - при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.

53. Определение экскурсии грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более - высоким.

для детей до 6 мес. - 45 – 2 (6 – n)
от 6 до 12 мес. - 45 + 0,5 (n – 6)
n – возраст ребенка в месяцах

от 1 года до 10 лет - 63 – 1,5 (10 - n)
старше 10 лет - 63 + 3 (n – 10)
n – возраст ребенка в годах

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене .

Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.

Размеры манжеты для измерения АД:

Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. - Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. - Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя).
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). - Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. - Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. - Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. - Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. - При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.

Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами:
АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.),
АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-),
где п - возраст в годах.
У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10-15 мм рт.ст. выше, чем на руках.
Пульсовое давление - разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5-6 лет - 44 мм рт.ст., в 14-15 лет - 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс - периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.
Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока.
У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.
В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится
3- 3,5 сердечных сокращения, а в старшем - 4.

  • У новорожденного - 140 – 160 ударов в минуту;
  • В 1 год - 120 – 125 ударов в минуту;
  • В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;
  • В 2 – 3 года - 105 – 110 ударов в минуту;
  • В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
  • В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
  • Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

  • Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.
  • Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

  • Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.
  • Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.
  • Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.
  • Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.

Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Восстановление проходимости дыхательных путей - первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема - разгибание головы и Эсмарха - рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара . Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).

Метод антропометрических исследований широко используют для определения физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Этот метод исследования человеческого тела в основном основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) дает представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важными для оценки состояния здоровья и работоспособности.

Техника проведения антропометрических исследований не сложна. Обычно их проводят медицинские сестры. Однако, как и всякий другой научный метод исследования,

антропометрия требует навыков и соблюдения определенных условий, которые обеспечивают правильность и точность показателей. Такими основными условиями для проведения всех антропометрических изменений являются:

Выполнение исследований по единой унифицированной методике;

Проведение первичных и повторных исследований одним и тем же лицом и теми же инструментами;

Исследование в одно и то же время дня (лучше всего утром натощак);

Исследуемый должен быть без одежды и обуви (допускают только трусы).

Определение веса. Взвешивание проводят на обычных десятичных медицинских весах, которые перед употреблением должны быть выверены и отрегулированы. Площадка весов должна быть точно горизонтальна полу (это проверяют по отвесу или водяному «глазку», установленным на весах). Весы должны быть чувствительны к весу 100 г. Проверяют правильность весов путем периодического взвешивания клейменных гирь (не менее 30 кг). Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. На площадке целесообразно отметить краской следы ног, куда должен становиться исследуемый.

Измерение роста. Рост измеряют обычным станковым деревянным ростомером или металлическим антропометром системы Мартина.

Измерение роста стоя при помощи деревянного ростомера производят следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками - пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова не должна касаться ростомера 1, а должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу.

Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки. Нужно следить, чтобы исследуемый стоял без напряжения; у женщин с высокой прической волосы при измерении должны быть распущены.

Измерение роста в положении сидя проводят тем же деревянным ростомером, имеющим откидную скамеечку, закрепленную на расстоянии 40 см от пола. Измерение производят следующим образом: исследуемый глубже садится на скамейку спиной к стойке ростомера,

Касание головой ростомера возможно при долихоцефалической форме черепа у исследуемого.

Измерение роста антропометром. Металлический антропометр Мартина состоит из 4 складывающихся полых металлических стержней. По стержню, на который нанесены деления с точностью до 1 мм, скользит муфточка с вырезом. На верхнем конце антропометра неподвижно прикреплена вторая муфта с измерительной линейкой. Верхним стержнем антропометра можно пользоваться отдельно как циркулем для определения ширины частей тела. Весь прибор можно разбирать на части и убирать в футляр, легко перевозить н переносить, в чем большое удобство пользования антропометром.

Измерение окружности грудной клетки. Его проводят прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: з состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Разница между величиной вдоха и выхода называется экскурсией грудной клетки; это важный показатель состояния функции дыхания.

Методика исследования окружности грудной клетки. Исследуемому предлагают развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так. чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин и детей обоего пола до 12- 13 лет - по нижнему сегменту соска, у женщин - над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускает руки. Следует проверить, правильно ли наложена лента. Для удобства рекомендуется проводить исследование перед зеркалом, к которому исследуемый повернут спиной. В зеркале видно, правильно ли сзади наложена лента.

Окружность грудной клетки в спокойном состоянии у взрослых мужчин равна 88-92 см, у женщин 83-85 см. Экскурсия грудной клетки в зависимости от роста исследуемого и объема грудной клетки равна у взрослых мужчин 6-8 см, у женщин 3-б см.

В результате регулярных занятий физическими упражнениями, особенно спортом, экскурсия грудной клетки может значительно увеличиться и достигать 12-15 см.

Спирометрия - метод, при помощи которого определяют жизненную емкость легких. Измерение проводят водяным спирометром, который состоит из двух полых металлических цилиндров, вставленных один в другой. Емкость спирометра обычно 7 л.

Методика исследования. Исследуемый становится лицом к спирометру, берет мундштук с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мунднос. Исследование проводят три раза подряд; отмечают лучший результат. При этом каждый исследуемый должен пользоваться индивидуальным стеклянным мундштуком. После использования мундштуки кипятят.

Спирометрия является хорошим методом определения функции дыхательного аппарата. По показателям спирометрии можно до известной степени судить и о функции сердечно-сосудистой системы.

С возрастом показатели жизненной емкости легких меняются.

Средние показатели жизненной емкости легких для взрослого мужчины составляют 3500-4000 см3, для женщин - 2500-3000 см3.

У спортсменов, особенно у гребцов, лыжников, пловцов, жизненная емкость легких может достигать 5000-6000 см3 и больше.

Величина емкости легких зависит от роста и массы тела, а потому имеет значение определение так называемого жизненного показателя, представляющего собой соотношение между жизненной емкостью легких и весом тела. У взрослого этот показатель не должен быть ниже 60. Нормой для взрослого физкультурника считают показатель 62-68.

Динамометрия - метод, при помощи которого определяют мышечную силу кистей и силу мышц разгибателей спины.

Ручной динамометр представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах.

Методика исследования. Динамометр берут в кисть циферблатом внутрь (пуговка обращена к пальцам). Руку вытягивают в сторону и максимально сжимают динамометр. Ручную силу отмечают для каждой кисти отдельно. Исследование для каждой кисти проводят 3 раза

и записывают лучший результат. Средние показатели силы правой кисти для взрослых мужчин 40-45 кг, для женщин - 30-35 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Становую силу исследуют специальным пружинным динамометром. Исследуемый становится на подножку с крюком, на котором закрепляют цепь от динамометра. Становиться следует так, чтобы 2/3 каждой подошвы заходили за металлическую основу (обычно ее вделывают в деревянную платформу). Ноги должны быть выпрямлены и поставлены рядом. Туловище сгибают, цепь закрепляют за крюк так, чтобы рука от прибора находилась на уровне колея. После этого исследуемый, не сгибая рук и ног, медленно разгибается, вытягивая цепь до отказа. Обычно достаточно бывает однократного исследования. Становая сила у взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, у женщин - 80-90 кг.

Объем антропометрических исследований. При массовых медицинских исследованиях физкультурников обычно ограничиваются определением веса, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти и становой силы.

Для более полного и специального обследования объем исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, предплечья, бедра, голени, живота, шеи и диаметра грудной клетки, передне-заднего ее размера, диаметра таза и т. д. Эти измерения производят при помощи сантиметровой ленты и толстотного циркуля. Большой интерес, в частности, представляет определение пропорций тела. Все эти Рис 13. измерение становой сил. исследования могут значительно расширить наше представление о степени и особенностях физического развития обследуемых спортсменов.

Оценка результатов антропометрических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Оценка методом стандартов наиболее точная и объективная. Оценку физического развития физкультурников по этому методу проводят путем сравнения (сопоставления) полученных данных со средними - стандартными - величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста.

Путем обработки большого числа (обычно число обследуемых выражается в тысячах) антропометрических исследований методом вариационной статистики определяют среднюю величину-«медиану» (М) и среднее квадратическое отклонение- сигму (±а). Полученные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития, которыми очень удобно пользоваться. Полученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов. Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или разнится от нее в ту или другую сторону не больше чем на величину показанного здесь же «среднего отклонения» (±1/2о), то оценка может быть признана удовлетворительной. Если полученная величина отличается от средней, указанной в таблице, больше чем на одно среднее квадратическое отклонение, то соответствующий индивидуальный признак следует признать большим или малым в зависимости от того, в какую сторону от средней величины он отклонен. Если же полученная величина отличается от приведенной в таблице средней больше чем на два отклонения (±а), то оценку исследуемого признака считают очень хорошей или очень плохой, что тем самым указывает на крайние вариации.

Следует иметь в виду, что метод стандартов предусматривает обработку материалов, полученных на однородных контингентах обследуемых: студентах, школьниках, рабочих, колхозниках, спортсменах-разрядниках и т. д., проживающих в одинаковых географических и климатических условиях, в том же городе или той же местности.

В настоящее время такого рода таблицы стандартов имеются не только в республиканских научно-исследовательских учреждениях, но и во многих спортивных и других организациях, учебных заведениях. Эти таблицы разработаны силами местных специалистов.

Важно учитывать и время, когда разрабатывали антропометрические стандарты, так как хорошо известно, что физическое состояние населения СССР из года в год улучшается и полученные старые антропометрические стандарты для использования уже не пригодны.

Ниже, только в качестве образца, приводим таблицу оценки показателей физического развития спортсменов.

Некоторые авторы для целей научной обработки материалов и оценки результатов антропометрических исследований считают наиболее рациональным метод корреляции. Он основан на соотношениях отдельных антропометрических показателей, которые вычисляют математически с помощью коэффициента корреляции, им определяют так называемый коэффициент регресии. Последний показывает, на какую величину изменяется один признак при изменении другого на одну единицу. При помощи коэффициента регрессии можно построить шкалу регрессии, т. е. узнать, какими при данном росте должны быть вес, окружность груди и т. д.

Метод профилей основан на вариационно-статистической обработке результатов обследований. Он позволяет полученные данные изобразить графически. Обычно для этой цели заранее заготовлены сетки, на которых нанесены цифровые показатели.

Для примера приводим образец антропометрического профиля. Недостатком этого метода являются затруднения, связанные с изготовлением большого количества сеток и работой по вычерчиванию профилей; поэтому, по-видимому, этот метод в настоящее время мало применяют.

Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно проводить оценку отдельных атропометрических показателей и их соотношений. Представляет интерес и имеет известное практическое значение ряд показателей.

Росто-весовой показатель характеризует пропорциональный (по отношению к росту) вес тела.

Распространенным и наиболее примитивным является показатель Брока, но которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Эту формулу применяют с поправками Брукша; у людей с ростом от 165 до 170 см следует вычесть 105 единиц, при росте 175-185 см-ПО единиц; этот показатель непригоден в детском и юношеском возрасте.

Другим распространенным показателем является весо-ростовой показатель Кетле, получаемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах; этот показатель показывает, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста (показатель упитанности). В среднем на 1 см роста должно приходиться 400 г веса. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г и ниже - на понижение питания.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью груди. К наиболее распространенным показателям такого рода относится грудной показатель. Для его вычисления окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах; в норме этот индекс равен 50-55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 - на широкую грудь.

Имеет широкое распространение показатель Эрисмана; его определяют путем вычитания из показателя окружности грудной клетки в спокойном состоянии половины роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту.

Если окружность грудной клетки преобладает над половиной роста, этот показатель обозначают знаком плюс, если же окружность грудной клетки отстает от половины роста,- знаком минус. Средние величины этого показателя для хорошо развитого взрослого физкультурника равняются - 5,8, для физкультурницы -3,8 см.

Индекс общего физического развития. Примером такого рода индекса является показатель Пинье. Его вычисляют путем вычитания из показателя роста в сантиметрах (L) суммы величины окружности грудной клетки в сантиметрах (Т) и веса тела в килограммах (Р), т.е. L-(Т---Р); чем меньше остаток, тем лучше телосложение. Телосложение при показателе 10- 15 крепкое, при 16-20 хорошее, при 21-25 среднее, при 26-30 слабое, при 31 и больше очень слабое.

Теоретически индекс составлен неправильно, так как сопоставляют разноименные величины не в их отношениях, а посредством простого сложения или вычитания. У лиц низкого роста, но с большим весом показатель будет всегда высоким; этот индекс совершенно непригоден для детей и подростков.

Большинство индексов составлено механически, а потому не выдерживает научной критики. Оценивать состояние физического развития по индексам следует с большой осторожностъю. По этой причине, видимо, интерес к использованию индексов во врачебно-физкультурной практике за последние годы резко снизился. Однако многие видные терапевты (А. Л. Мясников и др.) рекомендуют в своих руководствах некоторые индексы для целей клинической антропометрии.

обратите внимание на движение углов лопатки во время глубокого вдоха и выдоха. Асимметрия дыхательных экскурсий может быть вследствие плевритов, оперативных вмешательств, сморщивания легкого. Асимметрия грудной клетки связана с увеличением объема (вследствие накопления жидкости или воздуха в плевральной полости) или с его уменьшением, вследствие развития плевральных сращений, обтурационного ателектаза (спадения) легкого или его доли, фиброза (сморщивания) легочной ткани.

4.Оценка показателей дыхания:

а) дыхание через нос обычно наблюдается у здорового человека. Дыхание через рот наблюдается при патологических состояниях в полости носа (ринит, этмоидит, полипоз, искривление носовой перегородки).

б) тип дыхания:

грудной - обычно наблюдается у женщин;

брюшной (диафрагмальный) - у мужчин;

смешанный - иногда у пожилых.

в) частота (число дыханий в 1 минуту) - определение проводится путем подсчета числа дыхательных движений в 1 минуту незаметно для больного, для чего располагают руку на поверхности грудной клетки.

У здорового человека число дыханий в 1 минуту 16-20.

Учащение числа дыханий свыше 20 в 1 минуту (тахипноэ) наблюдается при уменьшении дыхательной поверхности легких (воспаление, спадение альвеол вследствие гидроторакса или пневмоторакса, выключение части легких из дыхания), при наличии препятствий для нормальной глубины дыхания (асцит, метеоризм, перелом ребер, заболевания диафрагмы и т.д.).

Урежение числа дыханий менее 16 в 1 минуту (брадипноэ) отмечается при угнетении дыхательного центра, которое возникает из-за повышения внутричерепного давления (менингит, кровоизлияние в мозг, опухоль и др.); при интоксикации (коматозные состояния, инфекции и др.); при обструктивных процессах (бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких).

г) глубина дыхания - определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при обычном, спокойном состоянии. У здорового человека дыхание средней глубины. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, а глубокое дыхание, наоборот, связано в большинстве случаев с патологическим его урежением. Иногда глубокое редкое дыхание сопровождается громким шумом. Оно получило название большого глубокого шумного дыхания Куссмауля и наблюдается при диабетической, уремической, печеночной комах, вследствие значительного изменения чувствительности дыхательного центра.

д) ритм дыхания - у здорового человека наблюдаются равномерные дыхательные движения. Нарушение ритма дыхания часто связано с уменьшением чувствительности дыхательного центра при тяжелых патологических процессах в головном мозге (острое и хроническое нарушение мозгового кровообращения, отек мозга, менингит), реже при токсическом влиянии на дыхательный центр (при диабетической, уремической, печеночной комах). Неритмичное или периодическое дыхание характеризуется появлением периодов задержки дыхания (апноэ). Возникновение периодического дыхания объясняется понижением возбудимости дыхательного центра, для восстановления которой необходимо увеличение в крови количества углекислоты, что происходит во время паузы. К периодическому дыханию относится дыхание Биота, дыхание Чейна-Стокса, дыхание Грокка.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными, одинаковой глубины дыхательными движениями, которые чередуются примерно через равные интервалы времени с дыхательными паузами (от нескольких секунд до полминуты).

Дыхание Чейна-Стокса характеризуется постепенным нарастанием амплитуды дыхательных движений, которые, достигнув максимума, постепенно снижаются и заканчиваются паузой (от нескольких секунд до одной минуты).

Дыхание Грокка (волнообразное дыхание) - напоминает по форме дыхание Чейна-Стокса, с той лишь разницей, что вместо дыхательной паузы отмечается слабое поверхностное дыхание с последующим нарастанием и снижением глубины дыхательных движений. Волнообразное дыхание рассматривается как проявление более ранней стадии тех же патологических процессов, которые вызывают дыхание Чейна-Стокса.

5. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки: проводится путем измерения сантиметровой лентой окружности грудной клетки при спокойном дыхании, на высоте максимального вдоха и выдоха, при этом лента сзади располагается на углах лопаток, а спереди - у места прикрепления четвертых ребер к грудине. Дыхательная экскурсия грудной клетки определяется как разность между показателями на вдохе и выдохе и составляет 6-8 см. Она уменьшается при наличии плевральных наложений (после перенесенного плеврита), пневмонии, при эмфиземе легких, ожирении.

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в %

В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов.

Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76 , а для мальчиков - Рост=6*возраст+77 . Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см.

Глава II . Определение гармоничности телосложения

Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле:

Окружность груди х 100

Рост

При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.


Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2.

Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в %

В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997).

Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие (В.П.Похлебин, 1992).

Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья.

Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью.

Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении.

Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления.

Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных.

При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997).

При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3).

На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу:

А = ширина плеч*100%

величина дуги спины,

где А – показатель осанки.

Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7.

Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными:

100-110% - нормальная осанка;

Менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки;

90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки.

Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки.

36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников.

Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001).

Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в %

Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде

Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3.

Очень давно в одной из первых своих прочитанных книг о силовой подготовке я узнал о таком понятии как экскурсия грудной клетки. В этой книге объяснялось и аргементировалось, что экскурсия — это показатель атлетичности.

Экскурсия грудной клетки — разница окружности грудной клетки между вдохом и выдохом. Замерить ее очень просто — возьмите сантиметр, затем выдохните максимально и замерьте окружность грудной клетки, потом сделайте мощный вдох и снова замерьте. Вычтите из большего меньше — полученная разница и есть экскурсия грудной клетки (по соскам или непосредственно под грудными мышцами — не имеет значения, так как важна разница).

Экскурсия является косвенным показателем тренированности атлета. Установлено, что с годами интенсивнового тренинга экскурсия увеличивается. Возьмите сантиметр прямо сейчас — если у вас экскурсия равняется или превышает 10 см, то вам нет нужды беспокоиться — вы атлетичны и достаточно тренированны.

Среди тестируемых одними из первых в табели о рангах стоят пловцы на короткие дистанции и спринтеры — экскурсия их грудной клетки достигает 20 см!!! За ними следом, как не странно, идут борцы — даже у начинающих малолетних борцов экскурсия превышает 10 см. Эти данные можно без труда найти в любом спортивном диспансере, который в советские времена обслуживал огромную армию спортсменов — от детей, до чемпионов мира.

Однако в этих диспансерах нет никаких данных о пауэрлифтерах и тем более о культуристах. Я собственными силами постарался восполнить этот пробел — перемерял всех знакомых силовиков от КМС до МСМК.Результаты оказались самыми удручающими… для пловцов, спинтеров и бороцов — для атлетов уровня МСМК и МС экскурсия грудной клетки превысила на 1,7 см в среднем экскурсию пловцов!!! Представляете, если брать экскурсию грудной клетки за критерий атлетичности, то закон больших чисел говорит о том, что пауэрлифтеры самые атлетичные!!! Этот вывод меня весьма порадовал.Я думаю он так же порадует и вас, дорогие мои собратья по железу.

Практически у всех силовиков уровня МСМК экскурсия грудной клетки составляет около 20 см — а это супергроссмейстерский показатель.

Логично предположить, что имеется связь между экскурсией и уровнем мастерства, а значит и атлетичности. Те, у кого экскурсия составляется 10 сантиметров, захотят увеличить ее до 15. А те, кто является счастливым обладателем экскурсии 15 см, наверняка горят желанием поднять ее до 20 см! Встает вопрос — как это сделать…

Как это сделать…

Вполне достаточно комбинировать глубокие приседания и жим лежа широким хватом.
Эти упражнения рекомендуют все… они универсальны… универсальны они и для увеличения грудной клетки.

1. Жим лежа — хват должен быть чуть шире среднего, лопатки следует свести вместе, трапецией следует упереться в лавку и прогнуться в пояснице, ягодицы только касаются лавки — основная опора это ваши стопы и трапеция. По мере опускания штанги на грудь старайтесь максимально подать грудь вверх, вдохните на полную мощь ваших легких, сведите лопатки вместе — разверните грудь, чтобы она стала шире чем ваша входная дверь…
Помните, о психологической стороне — представьте, что вместо груди у вас кузнечных мех, а ваши руки гидравлические приводы… вам нет равных по мощи… вдох — мощный срыв… вдох — мощный срыв…

2. Приседания — приседайте так, как вы это обычно делаете, только акцентируйтесь на правильном дыхании.
Перед тем как ринуться вниз, сделайте мощный вдох и подайте грудь вперед.
Если для вас главное — это бочкообразная грудь, а не большой присед, то поставьте вес поменьше и набирайте в свои легкие воздух в самом низу — в глубоком «седе».

3. Жим гантелей — это упражнение как- будто специально придумали для увеличения грудной клетки.
Возьмите гантели поувесистей, представьте себе кузнечной машиной — ваши легкие — меха, а руки гидравлические привода. Опускайте гантели медленно и по мере опускания наполняйте легкие воздухом. Когда почувствуете, что ваши легкие готовы взорваться от кислорода, резко жмите гантели вверх

4. Пуловер (пулловеры) — любимое упражнение культуристов. Если вас преследует маниакальная идея увеличения грудной клетки, то это упражнения вам поможет.
Его смысл в достаточно большом количестве повторений — от 8 до 25.
Лавки должны касаться только ваши трапеции и центр спины — прогнитесь максимально.
Самое главное набрать в свои легкие как можно больше воздуха во время отведенной назад за голову гантели (штанги). Упражнение достаточно травмоопасно, поэтому не следует гнаться за большим весом — уделите больше внимания чистоте движения.

Эти 4 упражнения самые эффективные, поэтому я не буду перечислять бесконечный список.
Экскурсию можно тренировать всегда — главное, чтобы активно работали ваши легкие — вдох следует делать при максимальном растяжении плечевого пояса и груди.

Если вы хотите быть атлетом, а не 160килограммовыми свиноподобными Энтони Кларками (при всем моем уважение, его тело не внушает эстетического восторга), то вам не стоит забывать про аэробные нагрузки. Аэро — значит воздух, воздух который вы прогоняете через ваши легкие, а значит и тренируете их, увеличиваетет подвижность грудной клетки. Старайтесь 1-2 раза в неделю делать разгрузку в бассейне — проплывите несколько спринтерских дистанций. Не стоит бояться потери так тяжело заработанных граммов мышечной массы — если вы худеете от 20-30 минут плаванья, то грош цена вашей мускулатуре… Увеличьте дневные каллориии и все будет в порядке.Старайтесь 2-3 раза в неделю совершать забеги на 20-30 минут в спринтерско-марафонской смешанной манере. Лично я предпочитаю крутить педали велотренажера — так для коленей безопасней…

Самое главное даже во время бега не забывайте, что ваши легкие — это кузнечный мех…

  • большая экскурсия позволит вам значительно сократить амплитуду жима — 10-20 кг хорошая прибавка
  • большая экскурсия — это хорошое легкие, а хорошие легкие — это силовая выносливость
  • бочкообразная грудь внушит трепет и восторг окружающим
  • минусов нет… кроме как возникновения проблемы с одеждой — придется шить пиджак на заказ…
Похожие статьи