Психологическое или психическое состояние. Психическое и психологическое: в чем разница

02.04.2019

Человеческая психика весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый - от пьяного, счастливый - от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние - понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности - бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют состояния сознания. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния - радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние - раздражения, агрессии, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние - временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями - системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью - являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные - специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные - изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие - к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью - социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма - превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности - резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) - устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности - устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio - подавление) - отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация, когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация, когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение - недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

Психическое и психологическое здоровье

Психическое и психологическое здоровье - вещи разные.

Психическое здоровье - психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание не предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Противоположность психическому здоровью - психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.

Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

А психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Психические состояния

Психические состояния - временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности и личностным отношением к этой деятельности.

Классификация психических состояний.

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояние радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникает в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как мы относимся к ним. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и устойчивые. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются нами на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) мотивационные - стартовые состояния психической активности; 3) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 4) конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные и кризисные ее состояния; 2) пограничные состояния (неврозы, астении, акцентуации, психопатии, умственная отсталость); 3) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием 1-й и 2-й сигнальных систем и в конечном итоге - с особенностями психической саморегуляции индивида.

Особенности отдельных психических состояний.

Общефункциональные состояния психической активности.

Самое общее, базовое психическое состояние - состояние бодрствования - оптимальной ясности сознания, способности индивида к сознательной деятельности. Оптимальная организованность сознания выражается в согласованности различных сторон деятельности, повышенной внимательности к ее условиям. Различные уровни внимательности, как уже отмечалось, - это различные уровни организованности сознания.

Уровень оптимальности психической деятельности человека зависит от внутренних и внешних факторов, как земных, так и космических. Состояние здоровья, время года, суток, различные фазы Луны, противостояние планет и звезд, уровень солнечной активности - все это существенные факторы нашей психической активности.

Человек реагирует на различные значимые ситуации модификацией (своеобразием) своего психического сосотояни. Одни и те же ситуации по-разному оцениваются им в зависимости от его актуализированных потребностей и доминирующих целей.

Физиологической основой психической активности являются оптимальное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, функционирование очага оптимальной возбудимости (по терминологии И.П. Павлова), доминанты (по терминологии А.А. Ухтомского), возбуждение определенной функциональной системы (по терминологии П.К. Анохина). Энергетический потенциал мозга обеспечивается ретикулярной (сетчатой) формацией, находящейся в основании головного мозга, где происходит первичный анализ поступающих из внешней среды воздействий. Активация же высших, корковых центров обусловливается сигнальной значимостью этих воздействий.

Психическая активность состоит в постоянном анализе объективной значимости и личностного смысла поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на них. Так, вид сосновой рощи по-разному воспринимается фермером, художником и инженером, которому предстоит проложить через нее шоссейную дорогу. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.

Наши восприятия событий и действия зависят от собственных личностных и ситуативных состояний. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром - личность погружается в субъективный мир «суженного сознания».

Наибольшая работоспособность появляется у человека через 3 и 10 часов после пробуждения, а наименьшая - в интервале между 3 и 7 часами утра. На общее психические состояния человека влияют комфортность или дискомфортность обстановки, эргономическая организация среды, мотивация деятельности и условия ее осуществления.

Под влиянием длительного воздействия психической нагрузки возникает состояние утомления - временного снижения работоспособности вследствие истощения психических ресурсов индивида. При этом резко снижаются точность и скорость совершаемых операций, сенсорная чувствительность, осмысленность восприятия, возникают сдвиги в эмоционально-волевой сфере.

Состояние психического напряжения в опасных и затрудненных ситуациях.

Состояние психического напряжения - комплекс интеллектуальных и эмоциональноволевых проявлений в сложных условиях деятельности. При адаптации индивида к сложным внешним ситуациям происходят комплексные физиологические и психические сдвиги. При внезапно возникших ситуациях (нападение, отказ двигателя самолета, авария и т. п.) происходит экстренная энергетическая мобилизация организма, модифицируются эндокринные, вегетативные и двигательные функции. В зависимости от остроты ситуации и индивидуальной подготовленности к ее преодолению психическая деятельность индивида может быть дезорганизована (возникает «сужение сознания») или предельно ориентирована на достижение лучшего адаптивного результата.

Психические состояния человека зависит и от того, какие возможные последствия ситуации он предвосхищает и какое значение им придает. Одни и те же обстоятельства могут вызвать у разных людей различные психические состояния. Отдельные элементы ситуации могут приобрести особую значимость в силу психических особенностей индивида.

Неспособность распознавать опасные ситуации и адекватно реагировать на них - причина многих несчастных случаев. Опасная ситуация - обстановка с высокой вероятностью несчастного случая. В ряде случаев грозящую человеку опасность можно предвидеть, предотвратить или уменьшить ее вредные последствия. Для этого необходимо соответствующее развитие прогностических и адаптивных возможностей индивида.

Предвидя опасную ситуацию, человек просчитывает ее вероятность и возможную тяжесть последствий. Чем выше опасность ситуации, тем выше уровень тревожности, напряженнее психическая саморегуляция индивида, выше вероятность возникновения невротических состояний, аффекта и дистресса.

Опасность можно подразделить на физическую и социальную. И отношение к этим видам опасности у различных людей неодинаково. Так, для большинства работников охраны правопорядка тревога из-за невыполнения служебного долга и потери авторитета сильнее, чем тревога из-за возможности получения физической травмы. Неодинакова и способность различных людей противостоять этим видам опасности.

Наиболее распространенная причина несчастных случаев - несформированность стрессоустойчивости в различных типовых аварийных ситуациях. В экстремальных ситуациях доминирующую роль начинают играть слабости нейропсихической организации индивида, его наиболее консервативных регуляционных свойств.

Как показывают исследования, несчастным случаям более подвержены лица эмоционально неуравновешенные, возбудимые, импульсивно-агрессивные, лица с крайне завышенным или заниженным уровнем притязании. В уровнях психического перенапряжения совершаются многие неадекватные действия при управлении техникой. Две трети авиационных катастроф совершаются в результате психической дезорганизации пилотов и групп руководства полетами при внезапно возникших экстремальных ситуациях и в результате несовершенства «языка общения» человека с техническими средствами и системами .

В ситуациях постоянного затруднения деятельности, в условиях систематического предъявления неразрешимых задач у индивида может формироваться устойчивое состояние выученной беспомощности. Оно имеет тенденцию к генерализации - вырабатываясь в одной ситуации, распространяется на весь стиль жизнедеятельности индивида. Человек перестает решать и доступные для него задачи, теряет веру в себя, смиряется с состоянием собственной беспомощности.

Кризисные состояния личности.

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой душевной болью. Психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, тех значений, которые она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть не сбалансированы и отдельные нравственные категории приобретают статус сверхценности, в результате чего образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие - к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В подобных случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система ее ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью - социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, в омут наркотических состояний. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них:

  • негативизм - превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов;
  • ситуационная оппозиция личности - резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним;
  • социальная отчужденность (аутизм) личности - устойчивая самоизоляция индивида в результате длительного конфликтного взаимодействия с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентаций индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые и даже враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности - устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности и даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии - личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование - индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и труднопереносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (от лат. depressio - подавление) - отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемую подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни, бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности.

Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация - субъект утрачивает чувство реальности происходящего или деперсонализация - индивид не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию от нерешенных задач, принятых обязательств, невыполненного долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение - недейственным.

Одним из кризисных состояний личности является алкоголизм. При алкоголизме все прежние интересы человека отходят на второй план, сам алкоголь становится смыслообразующим фактором поведения; оно утрачивает социальную ориентированность, индивид опускается до уровня импульсивных реакций, утрачивает критичность поведения.

Пограничные психические состояния личности.

Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. Они пограничны между психологией и психиатрией. К этим состояниям мы относим: реактивные состояния, неврозы, акцентуации характера, психопатоподобные состояния, задержки психического развития (умственная отсталость).

В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах определить ее пределы.

К существенным характеристикам психической нормы мы относим следующие поведенческие особенности:

  • адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям;
  • детерминированность поведения, его концептуальная упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизнедеятельности; согласованность целей, мотивов и способов поведения;
  • соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
  • оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

Все пограничные состояния - аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции.

Реактивные состояния.

Реактивные состояния - острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжительного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длительное нервно-психическое напряжение).

С нейрофизиологической точки зрения реактивные состояния являются срывом нервной деятельности в результате запредельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их взаимодействия. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги - повышается выделение адреналина, возникает гипергликемия, повышается свертываемость крови, перестраивается вся внутренняя среда организма, регулируемая гипофизарно-надпочечной системой, изменяется деятельность ретикулярной системы (системы, обеспечивающей энергетику мозга). Нарушается взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласованность функциональных систем, взаимодействия коры и подкорки.

Непатологические реактивйые состояния подразделяются на: 1) аффективно-шоковые психогенные реакции и 2) депрессивно-психогенные реакции.

Аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах - пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, дорожно- транспортных происшествиях, физическом и нравственном насилии. В этих обстоятельствах возникает гиперкинетическая или гипокинетическая реакция.

При гиперкинетической реакции нарастает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, совершаются бесконтрольные действия, человек «не помнит себя». Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора - обездвиженности и мутизма (потеря речи), наступает чрезмерная ослабленность мышц, возникает помрачение сознания, вызывающее последующую амнезию. Следствием аффективно-шоковой реакции может быть и так называемый «эмоциональный паралич» - последующее индифферентное отношение к действительности.

Депрессивные психогенные реакции (реактивные депрессии) возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Это реакция горем и глубокой печалью на жизненные утраты, глубокая депрессия в результате жизненных невзгод. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. Муки страдания нередко усугубляются самообвинением, «угрызениями совести», навязчивой детализацией травмирующего события. В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и элементы псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).

Неврозы.

Неврозы - срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния.

1. Истерический невроз возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Повышенная тормоз- ность коры у этих лиц обусловливает повышенную возбудимость подкорковых образований - центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он проявляется в излишней аффектации, громком и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения.

2. Неврастения - ослабление нервной деятельности, раздражительная слабость, повышенная утомляемость, нервная истощаемость. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоциональной неустойчивостью, нетерпеливостью. Резко повышается уровень тревожности , беспричинного беспокойства, постоянного ожидания неблагополучного развития событий. Окружающая среда субъективно отражается индивидом как фактор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, индивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации.

Ослабленность, истощенность нервной системы при неврозах проявляется в дезинтеграции психических образований, отдельные проявления психики приобретают относительную самостоятельность, что выражается в навязчивых состояниях.

3. Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos - страх). Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями (потливостью, учащенностью пульса) и поведенческой неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость своих страхов, но не может от них освободиться. Фобии многообразны, отметим некоторые из них: нозофобия - страх различных заболеваний (канцерофобия, кардиофобия и др.); клаустрофобия - боязнь закрытых помещений; агорафобия - боязнь открытых пространств; айхмофобия - боязнь острых предметов; ксенофобия - боязнь всего чужого; социофобия - страх общения, публичных самопроявлений; логофобия - страх речевой деятельности в присутствии других людей и др.

Навязчивые представления - персеверации (от лат. perseveratio - упорство) - циклическое непроизвольное воспроизведение двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания «лезет в голову»). Навязчивые влечения - непроизвольные нецелесообразные стремления (считать сумму цифр, читать слова наоборот и т. п.). Навязчивое мудрствование - навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах («Какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки?»).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за манерами своего поведения, совершает неуместные действия (шмыгает носом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы и т. п.).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний - навязчивые сомнения («Выключен ли утюг?», «Правильно ли написал адрес?»). В ряде острокритических ситуаций, при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действиям, противоположным тем, которые диктуются ситуацией (желание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти, выпрыгнуть из кабины «чертова колеса»).

Навязчивые состояния возникают преимущественно у людей со слабым типом нервной системы в условиях ослабления их психики. Отдельные навязчивые состояния могут быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Кроме вышеуказанных, могут быть и другие навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения. Так, при навязчивом состоянии боязни неудачи человек оказывается не в состоянии совершить те или иные действия (по этому механизму развиваются некоторые формы заикания, полового бессилия и т. п.). При неврозе ожидания опасности человек начинает панически бояться определенных ситуаций.

Молодая женщина была напугана угрозами соперницы облить ее серной кислотой; особенно ее страшила возможность потерять зрение. Однажды утром, услышав стук в дверь и открыв се, она вдруг почувствовала на своем лице что-то мокрое. Женщина с ужасом подумала, что ее облили серной кислотой, и у нее возникла внезапная слепота. На лицо женщины упал лишь чистый снег, скопившийся над дверью и обвалившийся при ее открывании. Но снег упал на психически подготовленную почву.

Психопатия.

Психопатия - дисгармоничность развития личности. Психопаты - люди с аномалиями отдельных поведенческих качеств. Эти отклонения могут быть патологическими, но во многие случаях они проявляются как крайиие варианты нормы. Большинство психопатических индивидов сами создают конфликтные ситуации и остро реагируют на них, зацикливаясь на ничтожных обстоятельствах.

Все разнообразие психопатов можно объединить в четыре большие группы: 1) возбудимые, 2) тормозные, 3) истероиды, 4) шизоиды.

Возбудимые психопаты отличаются крайне повышенной раздражительностью, конфликтностью, склонностью к агрессии, социальной дезадаптированностью - легко поддаются криминализации и алкоголизации. Для них характерна двигательная расторможенность, обеспокоенность, крикливость. Они неуступчивы в примитивных влечениях, склонны к аффективным вспышкам, нетерпимы к требованиям окружающих.

Тормозные психопаты робки, боязливы, нерешительны, склонны к невротическим срывам, страдают от навязчивых состояний, замкнуты и нелюдимы.

Истерические психопаты крайне эгоцентричны - стремятся быть в центре внимания во что бы то ни стало; впечатлительны и субъективны - эмоционально очень подвижны, склонны к произвольным оценкам, бурным аффективным проявлениям - истерикам; внушаемы и самовнушаемы, инфантильны.

Шизоидные психопаты - высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспотичны, склонны к резонерству. Психомоторика дефектна- неуклюжи. Педантичны и аутичны - отчуждены. Резко нарушена социальная иденти- фицированность - враждебны к социальному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и нередко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдельным психотравмирующим воздействиям, они обидчивы и подозрительны. Их настроение подвержено периодическим расстройствам - дисфории. Приливы злобной тоски, страха, подавленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.

Психопатические черты личности формируются при крайностях в методах воспитания - угнетение, подавление, принижение формируют подавленный, тормозной тип личности. Систематическая грубость, насилие содействуют формированию агрессивности. Истерический тип личности формируется в обстановке всеобщего обожания и восхищения, исполнения всех капризов и прихотей психопатоподобного индивида.

Психопаты возбудимого и истерического типа особенно склонны к половым извращениям - гомосексуализму (влечение к лицам своего пола), геронтофилии (влечение к лицам старческого возраста), педофилии (половое влечение к детям). Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера - скопофилия (тайное подглядывание за интимными актами других людей), эротический фетишизм (перенос эротических чувств на вещи), трансвестизм (испытание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (половое удовлетворение при обнажении своего тела в присутствии лиц другого пола), садизм (эротический тиранизм), мазохизм (аутосадизм) и др. Все половые извращения - признаки психических расстройств.

Умственная отсталость.

Термины «умственная отсталость» и «задержка психического развития» - синонимы. И поскольку умственные процессы неразрывно связаны со всеми психическими процессами и личностными образованиями, более корректно пользоваться термином «задержка психического развития».

Каждому возрастному периоду соответствует определенная мера сформированности познавательных, эмоциональных и волевых процессов, системы потребностей и мотивов поведения, то есть минимум базовых структур психики.

На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст - от 4 до 7 лет; младший школьный возраст - от 7 до 12 лет; средний школьный возраст - от 12 до 15 лет; старший школьный возраст - от 15 до 18 лет.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств может быть опережающим или замедленным. Границы между уровнями психического развития не абсолютны (нельзя, например, точно определить критерии психического развития по годам жизни). Но в каждой возрастной стадии выделяется совокупность признаков психического развития. В экспертном исследовании можно установить лишь тот возрастной период, которому соответствует психическое развитие индивида.

Показатели задержки психического развития: некритичность мышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случайные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объекты для умственно отсталых подростков служат спонтанными побудителями к действию, индивид подчинен ситуативному «полю» - полезависим.

Признаком умственной отсталости является неразвитость функции обобщения - оперирование общими свойствами объектов заменяется лишь конкретными связями между ними. (Так, в опытах по методу классификаций умственно отсталые подростки не объединяют в одну группу животных собаку и кошку, «потому что они враги».)

Как отмечает Б.В. Зейгарник, у умственно отсталых индивидов единый процесс отражения искажается как бы с двух сторон - с одной стороны, индивид не поднимается над единичными связями, не выходит за пределы конкретных отношений, с другой - словесно-логические связи не опираются на конкретные признаки предметов - у индивида возникает большое количество случайных ассоциаций, он часто использует общие, ничего не говорящие фразы .

Уровень умственного развития определяется тестами интеллекта, их возрастными шкалами .

Психические состояния нарушенного сознания.

Сознание, как уже отмечалось, - психическая саморегуляция на основе отражения действительности в социально выработанных формах - понятиях и оценочных суждениях. Существуют некоторые критические уровни категориального охвата действительности, критерии минимально необходимого уровня психического взаимодействия индивида со средой. Отклонения от этих критериев означают нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью.

Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентации в пространстве. Так, при черепно-мозговых травмах, острых нарушениях центральной нервной системы возникает состояние оглушенности сознания, при котором резко повышаются пороги чувствительности, не устанавливаются ассоциативные связи, возникает безучастность к окружающему.

При онейроидном (сновидном) помрачении сознания возникает отрешенность от окружающей обстановки, которая замещается фантастическими событиями, яркими представлениями всевозможных сцен (военных баталий, путешествий, полетов к инопланетянам и т. п.).

Во всех случаях иарушенности сознания имеет место деперсонализация индивида, нарушение его самосознания. Это позволяет заключить, что самосознание личности, личностные образования являются ядром сознательной саморегуляции.

На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями.

Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания.

Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Различный уровень внимательности - показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.

В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания. Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Здесь имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентации, ослаблением внимания.

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого завода, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого разнообразия воздействий.

Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей, при непонимании воспринимаемого. Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей деятельностью, сознание ее ненужности или малозначительности и т. д.

Уровень организации сознания зависит от содержания деятельности. Очень длительная, непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению - нейрофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия - состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Эргономика - наука об оптимизации средств и условий человеческой деятельности.

Тревожность - диффузный страх, порождающий ощущение общего неблагополучия, бессилия индивида перед надвигающимися угрожающими событиями.

Обсуждения

Психическое и психологическое здоровье: в чем разница? Интервью с Труевцевым Д.В.

3 сообщения

Второй критерий – неоднократность, повторяемость таких состояний. Например: вам страшно выступать перед аудиторией. Один раз не выступил – было страшно, второй – уже тенденция, третий – начинается тревога. По одному эпизоду говорить, что человек нездоров, нельзя.

Третий критерий – избегающее поведение, когда человек отстраняется от социума и начинает прятаться. Решает, сегодня к зачету не подготовился, подготовлюсь завтра. Сдавать курсовую нужно срочно, но я отложу, ничего страшного. Когда человек принимает решение ничего не делать, ему становится очень хорошо, спокойно. Но через какое-то время этот же шаг оказывается сделать сложнее, а потом еще сложнее. И получается, что чем больше человек чего-то избегает, прячется, тем труднее потом преодолевать. В результате человек все чаще

Положительная динамика связана, как мне представляется, вот с чем: современное общество в значительной степени автономизируется и очень сильно индивидуализируется. Сейчас в обществе идеал успеха связывается с личностью автономной и самостоятельной, но далеко не каждый человек эти социальные требования способен выдерживать. По данным российской исследовательницы Аллы Борисовны Холмогоровой, более депрессивны у нас крайние полярные группы – дети из неблагополучных семей и дети из успешных семей (в элитных школах, гимназиях уровень тревог, беспокойств очень высок).

Психическое и психологическое: в чем разница?

Периодически мы сталкиваемся с такими понятиями, как «психическое» и «психологическое», говоря о здоровье, состоянии, настроении. Но не всегда мы понимаем, что они означают на самом деле, лишь предполагая их смысл. На самом деле, эти два понятия отличаются друг от друга и применяются к разным состояниям здоровья человека. Разберемся, в чем же состоит разница между ними.

Исходя из определения ВОЗ, психическое здоровье представляет собой такое состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть это такие психические особенности, которые позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к среде. Антиподом такому состоянию будут психические отклонения и психические заболевания. Тут стоит отметить, что психическое здоровье человека - не гарантия его душевного здоровья. И наоборот, имея душевное здоровье, можно быть с некоторыми психическими отклонениями.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин предложил классификацию психических аномалий, отсутствие которых в узком смысле предполагает психическое здоровье человека:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания

2) психопатии - аномалии характера, личностное расстройство;

3) неврозы – легкие психические расстройства;

Отличие психологического здоровья от психического заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Психологическое здоровье предполагает душевное и личностное здоровье.

Психологически здоровый человек познает себя и окружающий мир как разумом, так и чувствами, интуицией. Он принимает самого себя и признает важность и уникальность окружающих его людей. Он развивается и участвует в развитии других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

То есть психологическое здоровье человека - это комплекс эмоциональных, интеллектуальных, телесных и психических аспектов.

Какой-то определенной нормы определения психологического здоровья не существует, поскольку это зависит от ряда факторов: статус человека, его сфера деятельности, среда обитания и т.д. Есть, конечно, определенные рамки, в пределах которых идет баланс между реальностью и приспособлением к ней. Норма выражается в способности преодолевать определенные трудности и приспосабливаться к определенным обстоятельствам.

Стоит отметить, что если для психического здоровья нормой является отсутствие патологии и симптомов, которые препятствуют адаптации человека в определенной среде, то для психологического здоровья норма - это присутствие определенных личностных характеристик, которые способствуют приспособлению к обществу, где он развивается сам и содействовать развитию других. Отклонение от нормы в случае психического здоровья - это болезнь, в случае психологического здоровья - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

    Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

    Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

    Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

    Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

3.4. Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики: первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов; вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не - Я»; третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека; четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

      Бессознательное

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное. Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне; некоторые патологические явления; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З. Фрейд. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго («сверх – я»). В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». К ним относятся механизмы отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, компенсации, идентификации, сублимации. Механизмы психологической защиты работают в комплексе.

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

В психике человека и животного можно заметить некоторые сходные черты. К примеру, общей является способность испытывать различные эмоции. Тем не менее человеку свойственно то, что остается недосягаемым даже для высших, наиболее развитых животных. В чем состоит преимущество людей, и чем отличается психика человека от психики животного? Попытаемся найти ответ на эти вопросы.

Общее понятие психики

Термином «психика» обозначается особый аспект, присутствующий в жизнедеятельности таких высокоорганизованных существ, как животные и человек. Данный аспект заключается в способности взаимодействовать с окружающей реальностью и отражать ее своими состояниями.

Среди процессов и явлений, связанных с психикой, называют: восприятие, ощущения, намерения, эмоции, сны и прочее. Психика приобретает свою высшую форму в виде сознания. Только человек из всех живых существ обладает сознанием.

Сравнение

Познавательные способности

И люди, и животные воспринимают происходящее и запоминают информацию. Но у человека восприятие особое – предметное и осмысленное. По поводу образности восприятия у высших животных ведутся споры. Память только у человека может быть произвольной и опосредованной.

Животным познание действительности лишь обеспечивает приспособление к окружающим условиям. И выживают те из них, которые приспособились лучше. Человек умеет видеть существующие закономерности и сравнивать факты. Благодаря этому он может прогнозировать события и даже влиять на их течение. Кроме того, люди имеют способность к самопознанию, что позволяет им контролировать себя и заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием.

Особенности мышления

Хотя бы элементарным практическим мышлением обладают существа обоих видов. Но отличие психики человека от психики животного состоит в том, что только люди обдумывают и планируют предстоящие дела, намечают цели и рисуют у себя в голове предполагаемый результат. Животное же может создать что-то, поражающее своей правильностью (например, пчелиные соты), но о представлении результата здесь речи не идет.

Животное, выполняя какие-либо действия, не способно выйти за рамки существующей ситуации. Оно мыслит конкретно, опираясь на то, что видит и ощущает в данный момент. Человек же, находясь в определенной ситуации, может в уме оторваться от нее, просчитать шаги и последствия. Иначе говоря, он наделен способностью мыслить абстрактно. Вдобавок к этому мышление человека способно принимать словесно-логическую форму, в то время как животным не доступны ни логические операции, ни понимание слов.

Эмоции и чувства

И человеку, и животному присуще испытывать эмоции. И проявляться они могут похожим образом. Но человек – единственное существо, обладающее еще и чувствами. Это выражается в способности людей сопереживать, сожалеть о чем-то, радоваться за другого, наслаждаться закатом и т. д. Если эмоции даны от природы, то нравственные чувства воспитываются именно в социальных условиях.

Язык

Люди общаются с помощью речи. Этот инструмент способствует передаче общественного опыта, который имеет очень длительную историю. Благодаря речи у человека есть возможность получать сведения о явлениях, с которыми он никогда не сталкивался лично. Животные издают голосовые сигналы. Подобные сигналы могут быть связаны лишь с явлениями, ограниченными настоящей ситуацией, или эмоциями, испытываемыми в данный момент.

Условия развития

Увидеть, в чем разница между психикой человека и психикой животного, можно, и проанализировав, что требуется для ее формирования в каждом случае. Так, механизмы развития психики животных не выходят за биологические рамки, и в человеческом обществе любая особь будет проявлять себя только как животное. Человек же становится личностью и его психика развивается только среди других людей, при общении с ними, усвоении опыта всего человечества. В этом случае определяющим является общественно-исторический фактор.


Сколько бы не твердили о равенстве полов, с сыном или дочкой мы общаемся по-разному, понимая, что их психика устроена неодинаково. Желая вразумить сына, мы говорим: «Будь мужчиной!». А расшалившейся дочке всякий раз напоминаем: «Ну ты же девочка!». Но порой мы истолковываем эти утверждения не совсем верно. Чем же отличается психика одних от других? Развеять заблуждения нам помогут исследования специалистов.

Считается, что девочки пассивнее, чем мальчики. На самом деле юные леди производят меньше шума, зато действуют более целенаправленно и эффективно.

Считается, что у девочек чувство коллективизма развито намного сильнее, чем у мальчиков. В сущности, и те, и другие любят объединяться к компании. Только в девчачьих - 2-3 человека, а в мальчишечьих - толпа.

Считается, что девочки легче поддаются чужому влиянию. На самом деле у маленьких принцесс на все есть
собственное мнение. Мальчики же слепо придерживаются правил, принятых в компании.

Считается, что девочки чаще испытывают чувство страха. В действительности девочки просто чаще мальчиков говорят об этом.

Считается, что мальчики более амбициозны и упорны в достижении цели. Надо признать, что девочки зачастую действуют самостоятельно, а вот мальчиков нередко приходится подталкивать.

Считается, что мальчики натуры творческие, спонтанные, не любят монотонные занятия. На самом деле у детей обоих полов одинаковые способности к механическому запоминанию и умению находить нестандартные решения.

Считается, что у мальчиков более аналитический склад ума. В действительности умненькие девочки уже в 5 лет со знанием дела рассуждают о жизни. А мальчишки и в 7 лет - несмышленые сорванцы. Специалисты объясняют: у девочек раньше формируются области левого полушария, ответственные за рационально-логическое мышление.

И еще. Воспитывая детей, помните, что мальчикам особенно важно, за что их хвалят, а девочкам - кто именно и каким тоном. Никогда не сравнивайте разнополых детей. Тем более не ставьте одних в пример другим.

В разделе на вопрос чем отличаетса психика человека от психики животных? заданный автором Ирочка)) лучший ответ это у некоторых- ничем

Ответ от Проснуться [гуру]
на самом деле жираф думает о том же что и человек


Ответ от Да нет кликухи [гуру]
психика животных естественная а человека исскуственная


Ответ от Невропатолог [мастер]
У животных есть сознание, но нет мышления.


Ответ от хлебосольный [гуру]
отсутствием огромной кучи заморочек, которыми человек усложняет себе и другим жизнь.


Ответ от Andry Titov [активный]
Думаю что человек больше основан на сознании и мысли, животные на импульсивном желании, инстинкте.


Ответ от Ёвета cool [гуру]
психика человека в 100 раз психичней и психопатичней, чем у животных


Ответ от Наталья Балбуцкая [гуру]
Видами памяти и внимания, цветовым зрением, другой совсем диапазон звуков у человека, многие животные слышат звуки ниже или выше порога, который есть у человека, то же самое и в запахах. У человека как правило сложная логическая цепочка ассоциаций. А у животного - проще - мясо =еда, вода =питьё))
Кроме этого человек может планировать свои действия, а у животного, хотя и есть алгоритм действий, но в основном реагирует на раздражители сразу.


Ответ от Елена Филатова [гуру]
Сравнение психики животных с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующего манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработало человечество в течение тысячелетий и который она никогда не воспринимала непосредственно.
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только человек создает орудия по продуманным планам, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает их другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Похожие статьи