Особенности психической деятельности человека. Развитие и особенности психической деятельности человека Главными особенностями психической деятельности человека отличающими

20.07.2019

Психическая деятельность - это все виды деятельности, которые осуществляются при участии различных форм сознания. Она во многом оказывает влияние на поведение человека в повседневной жизни, а также формирует поведенческие штампы и влияет на характер и личностные качества человека. Особенности психической деятельности являются предметом изучения многих психологов и ученых с древнейших времен, ведь людям всегда было любопытно, как и почему действует человек в тех или иных ситуациях. Ответ кроется в глубинных сферах человеческой психики, которая оказывает большое влияние на внешнее поведение человека и его жизненные установки.

Определение

Психическая деятельность человека включает в себя все виды деятельности, которые осуществляются с участием разнообразных форм сознания. Вся психическая деятельность основана на механизме удовлетворения человеческих потребностей различного рода, начиная от самого основного уровня физиологических потребностей, заканчивая духовными. Психическая деятельность - это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов, видов и уровней. В этом процессе формируется психология каждого отдельного индивида, а также человека в целом.

Процесс психической деятельности

Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

  1. Получение информации и ее дальнейшая оценка.
  2. Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
  3. Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
  4. Собственно деятельность с применением выбранных методов.
  5. Оценка результатов деятельности.

В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.

Таким образом через процесс познания формируется личный опыт - психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной. Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.

Уровни

Психическую деятельность и психические процессы изучает Теории о психической деятельности философы и ученые начали высказывать еще в глубокой древности. Ранее люди говорили лишь о связи поведения с психической деятельностью. Хотя данное утверждение также имеет право быть, тем не менее этот процесс куда глубже и сложнее, чем предполагалось ранее. Психическая деятельность - это функционирующая единовременно на трех уровнях система, элементы которой тесно связаны друг с другом.

Бессознательное

Бессознательный уровень - инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей - самосохранение организма.

Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример - состояние аффекта.

Подсознательное

Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения - привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития. Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности - желания, пристрастия, влечения. Это такая непроизвольная сфера которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.

В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае - последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы - таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

Сознательное

Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.

Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности. Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.

Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:

  • Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
  • Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
  • Сознательные программы, которые являются произвольными.

Взаимодействие уровней

Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

  • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
  • Автоматизированных действий.
  • Сознательно-волевых.

Виды

Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители - это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.

Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт - изобретение, произведение искусства и др.

В основном психическую деятельность делят на следующие виды:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление.

Функции

Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания - психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.

Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.

Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Структура

Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

  • выбор цели;
  • исполнение;
  • оценку результатов.

Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

Деятельность начинается с мотива - внутреннего побуждения. Мотив - это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

  1. Осознанные - присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
  2. Неосознанные - проявляются, как правило, в форме эмоций.

Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

Психическая деятельность у детей

Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом. В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение. Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность - та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

Психическая деятельность - это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

  • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
  • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
  • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

  1. Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов.
  3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом.
  4. Учебная деятельность - примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями.
  5. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка - он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом.
  6. В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры. Основное психологическое новообразование этого периода жизни - умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Психическая деятельность человека - это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь. Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Республика Беларусь)

Кафедра Гуманитарных наук

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

Вариант № 4

Студент Аверченков Е.В., 2164Э15, Ми-ЗЭЭ-502

Руководитель Максимчик А.Н

Введение

Психика и организм

Психика, поведение и деятельность

Заключение

Список использованных источников

Введение

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией - вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

1. Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция - это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира - человеческоговосприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга - этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

2. Психика, поведение и деятельность

Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

· отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

· внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

· действия, которые имеют определенный смысл;

· поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

· верхний уровень - уровень особых видов деятельности;

· уровень действий;

· уровень операций;

· самый низший уровень - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия:

· сенсорные (действия по восприятию объектов);

· моторные (двигательные действия);

· волевые;

· мнемические (действия памяти);

· внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

· умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) имоторные (двигательные).

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

· сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

· центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

· моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

· сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

психический сенсорный двигательный действие

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Биологической основой психики является нервная система человека. Нервная система выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Основные функции психики человека следующие: 1) отражение; 2.) регуляция; 3) коммуникация.

Множество исследований психики, ее функций, говорят о том, что тема эта изучена подробно. Все классифицировано, разложено по полочкам. За время существования человечества, функции психики человека практически не изменились. Сам же человек не остался таким, каким был, например, тысячу лет назад. Долгое время темп развития человека оставался примерно одинаковым. Это позволяло психике успешно справляться с проблемами, приспосабливаться к новым условиям жизни, принимать новые явления, усваивать новые понятия. Что происходит в современном мире? Темп развития общества не просто ускорился, а ускорился кардинально. И это стремительное ускорение продолжается. Революционные процессы развития техники настолько сильно и быстро изменяют наш уклад жизни, что психика современного человека не всегда успешно выполняет все свои функции. В результате некоторые люди не успевают адаптироваться к новым условиям, «выпадают» из современной жизни. Наверное, нам нужно понять, как использовать те возможности нашей психики, которые еще не задействованы.

Списки использованных источников

· http://aefremov.ucoz.ru/publ/9-1

· http://www.psyhoterapevt.ru/lekction.htm

· Еникеев, Марат Исхакович Общая и социальная психология: Учебник / Марат Исхакович Еникеев. - 2, перераб. и доп. - Москва: Издательство "НОРМА" ; Москва: Издательский Дом "ИНФРА-М", 2010. - 640 с. . - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://inf.mesi.ru/d.aspx?id=220529

Кравцова, Елена Евгеньевна Педагогика и психология: Учебное пособие / Елена Евгеньевна Кравцова. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2009. - 384 с.. -

Дельгадо Х. Мозг и сознание; Пер. С англ. Л.Я. Белопольского; Под ред. И с предисл. Г.Д. Смирнова М.,Мир 2006

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика психической активности людей в определенных условиях. Основные типы, содержание и формы отражения. Особенности поведения животных и деятельности человека. Виды психических явлений и их взаимосвязь. Изучение особенностей сознания человека.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Активность как деятельное состояние субъекта. Внешние характеристики активности человека. Соотношение деятельности внешней, практической и деятельности внутренней, умственной. Действия, операции и психофизиологические функции. Эмоции и личностный смысл.

    реферат , добавлен 20.09.2012

    Понятие навыка: автоматизация действий и элементы сложной деятельности. Основные группы водительских навыков: сенсорные, двигательные и мыслительные. Упражнения, необходимые для формирования данных навыков, принципы и порядок переноса старых привычек.

    контрольная работа , добавлен 03.07.2013

    Психический потенциал человека как субъекта предметно-практической и общественной деятельности. Имплицитные и эксплицитные функции психики - формы отношений личности с окружающей действительностью; их содержание, социально-психологическая трансформация.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Изучение понятий психики, поведения и деятельности. Определение видов (сенсорный, моторный, волевой, мнемический, внешнепредметный, умственный) и компонент (центральные, моторные) действий. Рассмотрение эволюции психики в филогенезе и онтогенезе.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Физиологические основы психики. Законы функционирования психической деятельности человека. Специфическая и неспецифическая реакция организма. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Формирование личности.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Психические явления человека, их классификация. Психическое состояние в функциональном уровне психической активности в зависимости от деятельности человека в данный момент и его особенностей. Законы, характеризующие структуру психических явлений.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2013

    Состояния человека в процессе трудовой деятельности. Понятие функционального состояния. Состояние физиологического покоя. Условия продуктивности умственного труда. Оптимальное рабочее состояние. Психофизиологические компоненты функциональных состояний.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Составляющие психической деятельности человека и исследование сна как естественного процесса пребывания человека в состоянии с минимальным уровнем мозговой активности. Различные подходы к оценке сновидений как процесса субъективного восприятия образов.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или на монотонную суету. Основные виды стресса. Основные признаки психопата.

Таким образом, человек представляет собой социально-природное существо, которое в своих психологических качествах и формах поведения частично схожее, но во многом и кардинально отличное от животных.

В жизни человека его природное и социальное начала существуют параллельно, обусловливая многообразие психических проявлений. Однако порой природное биологическое начало и социальные нормы воспитания могут и конкурировать между собой.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение: инстинкты и индивидуально приобретаемое поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей или передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения.

То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высшая школа. -2001. - С. 112.

Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека заключаются в следующем:

  • 1. Вся активность животных определяется только биологическими мотивами. Животное не может делать ничего бессмысленно. Действия животного всегда имеют жизненно важное значение, будь это добыча пищи, размножение или уход за потомством.
  • 2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать своих действий, руководствоваться «идеально» представленной целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.
  • 3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы, иными словами - поведение животных инстинктивно. Научение у них ограниченно приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспособляются к конкретным условиям существования индивида.
  • 4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры. Весь накопленный животным жизненный опыт умирает вместе с конкретным животным.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида.

Особенности психической деятельности человека и ее морфологический субстрат . Особенно существенные сдвиги в психике возникают с переходом к общественно-историческим формам существования человека, сопровождающимся мощным развитием наиболее сложных отделов коры головного мозга. В условиях общественного существования с употреблением орудий, разделением труда и возникновением языка появляются новые формы психики, которые не имеют непосредственного биологического характера и определяются возникающими в процессе труда и общения сложными социальными потребностями и стимулами. Элементарные инстинктивные формы психики оттесняются на задний план. Ведущее место начинают занимать социально сформированные виды поведения, в основе которых лежат общественные мотивы и которые получают свой смысл только в деятельности всего коллектива (например, изготовление орудий, применяемых другими людьми).

Огромное значение в регуляции психической деятельности приобретает язык, который создает «вторую сигнальную систему действительности» (), позволяя обобщать непосредственно воспринимаемые раздражители, систематизировать их соответственно опыту поколений и передавать этот общечеловеческий опыт отдельным индивидам. Усвоение общечеловеческого опыта, осуществляемого на основе языка, становится мощным фактором развития новых форм психики. Обладая речью, человек оказывается в состоянии не только глубже отражать воздействия внешнего мира, но и вырабатывать и сохранять сложнейшие программы поведения, формулировать намерения, сличать выполняемое действие с исходным намерением, корригировать свои ошибки и осуществлять таким образом сознательное поведение. Вместе с тем возникновение речи существенно изменяет всю психику, создавая основу для наиболее сложных форм осмысленного восприятия, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления, формируя высшие психические функции человека и приводя к развитию наиболее сложных форм эмоциональных переживаний личности (см. Эмоции).

Столь сложное строение сознательных форм психики опирается на работу высокодифференцированных аппаратов коры головного мозга (см.) человека, сохраняющих постоянную связь с ближайшей подкоркой (см. Базальные узлы, Головной мозг, Подкорковые функции). Разные отделы коры играют неодинаковую роль в обеспечении сложных форм поведения. Задние отделы коры, включающие центральные отделы экстероцептивных анализаторов (слухового, зрительного, кожно-кинестетического, вестибулярного), и зоны их перекрытия позволяют получать информацию, доходящую из внешнего мира, анализировать ее и обеспечивать возникновение наиболее сложных форм пространственных и временных синтезов, составляющих необходимую основу познавательной деятельности. В отличие от этого, передние отделы коры головного мозга, надстроенные над корковыми отделами двигательного анализатора, дают возможность учитывать эту информацию, приводить ее в соответствие с потребностями организма и на основе этого обеспечивать динамику психической деятельности - создавать программы необходимых действий, сохранять намерения и сличать реально выполненные действия с исходными задачами, обеспечивая тем самым регуляцию и контроль действия. Особую функцию несут медиобазальные отделы коры, включающие наиболее древние образования гиппокампа и лимбической области и стоящие в особенно тесной связи с гипоталамической областью и ретикулярной формацией. Связывая высшие отделы коры больших полушарий с нижележащими образованиями, эти отделы коры обеспечивают изменения тонуса коры, длительное сохранение следов возбуждения и принимают непосредственное участие в регуляции процессов, лежащих в основе элементарных форм влечений и эмоциональной жизни (см. Мотивации).

Существенное место в учении о психике занимает изучение ощущений и восприятий (см. Анализаторы). Отдельные виды ощущений (зрительные, слуховые, осязательные) редко функционируют изолированно. Обычно они объединяются, и только такая совместная работа анализаторов может обеспечить создание адекватных субъективных образов объективного мира.

Психика не исчерпывается процессами получения, переработки и сохранения информации, поступающей от внешнего мира и составляющей основу познавательной деятельности. Второй ее существенной стороной является регуляция поведения соответственно известным программам. В отличие от животных, психика человека направляется не столько врожденными биологическими влечениями, сколько несравненно более сложными, социальными по своему происхождению, сознательными потребностями и мотивами. Эти потребности и мотивы определяют намерения человека и составляют основу тех программ поведения, которые человек реализует в своей практической деятельности. Во всех этих процессах программирования действия и контроля за его результатами принимает ближайшее участие внешняя и внутренняя речь, формулирующая намерение и облегчающая сличение эффекта действия с исходной программой.

Существенной стороной психики являются процессы эмоциональной жизни. Они имеют свою основу в подкорковых образованиях, связанных с элементарными влечениями, но у человека принимают несравненно более сложный характер.

Все эмоциональные процессы человека, принимающие характер сложных переживаний, настроений и чувств, следует рассматривать в тесной связи с его интеллектуальной, целенаправленной, программированной деятельностью, исходящей из сложных социально сформированных намерений. Как правило, соответствие выполненного действия с исходным намерением вызывает положительные эмоции, несоответствие их - отрицательные эмоции, которые устраняются лишь тогда, когда такое согласование достигается. Сложный характер потребностей и намерений человека, формирующийся в процессе его воспитания, и составляет основу той богатой эмоциональной жизни, которой отличается психическая деятельность человека.

Описанные формы психической деятельности, связанные с работой коры головного мозга, требуют поддержания на соответствующем уровне тонуса коры, который может обеспечить бодрствующее сознание (см.) и избирательное, дифференцированное протекание психических процессов. При снижении тонуса коры такая дифференцированность психической деятельности нарушается, системы избирательных связей распадаются и заменяются неизбирательными, диффузными связями. Есть много оснований полагать, что тонус коры, необходимый для полноценной психической деятельности и снижающийся в описанных состояниях, связан с работой подкорковых образований и, в частности, с ретикулярной формацией (см.).

Сознание человека не всегда может носить черты той высокой организации, которой характеризуется бодрствующее состояние коры. Для состояния сниженного сознания характерны иные особенности, чем для ясного, бодрствующего сознания: ассоциативная деятельность носит здесь менее четкий характер, связи теряют свою избирательность, подвижность, легко возникают побочные связи. Все это характеризует как те психические процессы, которые не включены в систему активного бодрствующего поведения и носят «субсенсорный характер», так и те сновидные состояния, которые проявляются в сновидениях (см. Сон). Нарушение сознательной психики может возникнуть и при некоторых состояниях коры головного мозга, вызванных активным торможением. Примером этого может служить активное торможение травмирующих человека или неприемлемых для него переживаний и связанное с этим вытеснение этих переживаний, составляющих содержание бессознательного. Этот процесс может иметь существенное значение для возникновения неврозов (см.).

Сложные формы психики являются не только результатом филогенетического развития (см. Филогенез). Они формируются и в онтогенезе (см.), в прямой связи с созреванием аппаратов ЦНС (в первую очередь наиболее сложных отделов коры) и развитием высшей нервной деятельности, которая с возрастом принимает все более дифференцированный характер. Однако формирование психики ребенка не сводится к этим факторам. Оно существенно зависит от форм взаимоотношений ребенка с окружающей его средой. Так, в младенчестве поведение в существенном сводится к проявлениям наиболее элементарных инстинктивных форм психической деятельности (акт сосания), характеризуется преобладанием неполного бодрствования и основное место в нем занимает формирование наиболее элементарных рецепторных и двигательных актов. В преддошкольном возрасте формируются ходьба и речь, существенно расширяющие ориентировку ребенка в окружающем мире. В дошкольном возрасте психика еще более усложняется; с развитием речи и отношений ребенка к взрослым решающее значение для развития воображения ребенка и формирования сложных видов регуляции его поведения имеет игра. В школьном возрасте такое ведущее место занимает организованное учение, приводящее к усвоению систематизированного общечеловеческого опыта и играющее существенную роль в формировании отвлеченного мышления и характера ребенка. Формирование психики завершается в юношеском возрасте, когда складывается мировоззрение, развиваются сложные формы трудовой деятельности и возникают новые, более сложные виды эмоциональной жизни, формирующиеся под влиянием взаимоотношений с коллективом и развития сложных познавательных процессов.

Таким образом, если на ранних этапах развития ребенка элементарные формы непосредственной ориентировки в окружающем мире и наглядного отражения внешней среды являются той базой, на которой формируется психика ребенка, то на дальнейших этапах развития личности такая ведущая роль переходит к наиболее сложным функциональным образованиям, в частности к системе внешней и внутренней речи, позволяющей усвоить общечеловеческий опыт и обеспечивающей процессы отвлечения и обобщения. Именно под влиянием сложных форм общения ребенка со взрослыми и развития речи формируются высшие психические функции (смысловое восприятие, произвольное внимание, активное запоминание) и складываются отвлеченное мышление, произвольное волевое поведение и сложные формы эмоциональных переживаний.

В связи с особенностями развития психики и тем, что на тех или иных этапах развития психики ведущую роль играют разные функции, патологические процессы, влияющие на одни и те же мозговые образования, могут в разном возрасте приводить к неодинаковым следствиям и вызывать различные формы нарушений. Так, нарушение процессов наглядного восприятия в раннем детстве может привести к глубокой общей задержке психического развития ребенка, в то время как такое же нарушение в зрелом возрасте приводит лишь к относительно частным дефектам, в известных пределах компенсируемым речью и мышлением. Наоборот, нарушение сложных форм речевой деятельности и ее программирующей роли может не оказывать существенного влияния на поведение ребенка в раннем возрасте, но приводит в зрелом возрасте к глубокому нарушению всех высших психических функций, которые зависят от ее сохранности. Поэтому изучение основных законов развития психики в детском возрасте имеет большое значение для понимания патологии психических процессов и, в частности, для детской психиатрии.

В научной и учебной литературе обычно описывают отличительные особенности ВНД человека и животных. По нашему мнению, подобных отличий нет. ВНД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе и приспособительному поведению. Известные до настоящего времени факты свидетельствуют, что нейрофизиологические процессы у человека и животных (особенно у высших) одинаковы . Более того, основные закономерности ВНД получены в опытах на животных. Психическая же деятельность - это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность человека существенно отличается от таковой животных.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных - только первая. Имеются различия в определении самих понятий первой и второй сигнальных систем.

Первая сигнальная система - это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредственного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности . Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства - запах, форма и т.п.). Например, запах может сигнализировать о местонахождении пищи, неприятных и вредных для организма веществах; раскаленное железо - безусловный раздражитель, но его цвет сигнализирует об опасности, если ранее был контакт, поскольку в ЦНС остался след от этого контакта в виде энграмм памяти. Первичный контакт вызывает ощущения, что ведет к формированию энграмм памяти, которые в последующем сигналят организму о свойствах раздражителя.

Вторая сигнальная система - это совокупность структур головного мозга человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формирование обобщенного представления об окружающей действительности . Ее сигналами являются элементы языка человека . Язык человека - это средство общения людей друг с другом, основной формой которого являются устная и письменная речь , а также формулы и символы , рисунки , жесты , мимика .

Речь - средство общения людей друг с другом с помощью сигналов в виде слов и обеспечивающее абстрактное мышление.

Однако и первая сигнальная система человека существенно отличается от таковой животных, поскольку она несет в себе отпечаток культурно-исторических влияний. Для человека каждый предмет, явление имеет понятийное определение, при этом не имеет значения, что оно звучит на разных языках по-разному. Вторая сигнальная система человека позволяет передавать опыт , знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, позволяя накапливать знания об окружающей природе, и безмерно повышает власть человека над окружающим миром.

Язык человека сформировался в антропогенезе благодаря общению первобытных людей друг с другом в процессе совместной трудовой деятельности (охота на диких зверей, рыболовство, строительство жилищ). Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой сигнальной системы.

Язык животных , в отличие от языка человека, представляет собой всего лишь набор условных звуковых сигналов, мимики, жестов, сообщающих об опасности, нападении на животных другого вида при пищедобывательном поведении и т.п., отражает только текущие события. Таким образом, главным, но не единственным отличием языка человека от языка животных является речь.

Для освоения речи существует критический возраст. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается. Речь не имеет врожденного характера, по наследству передаются генетические предпосылки для овладения речью с помощью соответствующего центра мозга.

Анатомо-физиологические основы речи . Восприятие речи осуществляется с помощью сенсорного центра речи , находящегося в верхней височной области левого полушария (центр Вернике ). Процесс понимания речи связан с декодированием поступающей в акустической или оптической формах словесной информации, осуществляется височно­теменно-затылочными областями левого полушария у правшей или правым, левым либо обоими полушариями у левшей. Корковое ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока (поля 44, 45 и 46, по Бродману). Поражение этих центров ведет к различным нарушениям речи.

Афазия - расстройство речи , которое может принимать разные формы в зависимости от места локализации нарушений. В 1861 г. П. Брока описал больного, который утратил способность говорить , но мог писать, читать и понимал то, что ему говорили. П. Брока считал, что причиной такой картины было поражение лобной доли левого полушария. Этот участок управляет мышцами лица, языка, глотки, нижней челюсти, т.е. является моторным центром (центр Брока ). При афазии, открытой К. Вернике (1874), пораженным оказался верхнезадний участок левой височной доли - центр Вернике . В этом случае больной хорошо произносил звуки, строил фразу, но в ней был лишенный смысла набор слов, т.е. больной не осознавал бессмысленность своей речи.

Звуковая информация воспринимается первичными слуховыми областями коры, но, для того чтобы она была осмыслена (понята), сигналы должны войти в зону Вернике. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов. Затем звуковая форма слова перерабатывается в его смысл, как если бы это было воспринято на слух. Многие специалисты считают, что в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом. Если человек владел двумя языками, то при афазии выпадает способность говорить на обоих языках, что указывает на одинаковую организацию мозговых механизмов языков.

Язык жестов является разновидностью языка человека (глухонемых), использующей зрительно-пространственные навыки. Это формальный язык со словарем, включающим несколько тысяч (до 4 тыс.) знаков, и с определенной грамматической структурой. Каждый знак обозначает слово. В каждом предложении на первом месте стоит более конкретный и выразительный элемент, затем идут знаки, объясняющие ситуацию (прилагательные, наречия или глаголы), а за ними следует результат, вывод или конечный итог ситуации.

Повреждение речевой области коры в ранних периодах жизни приводит к тому, что выполнение речевой функции берет на себя правое полушарие, что указывает на большую пластичность корковых клеток, которая с возрастом уменьшается. Если повреждается правое полушарие взрослых, то речевых нарушений не обнаруживается ; если повреждено левое полушарие , то возникает тяжелая афазия практически без шансов на выздоровление.

У человека имеется образное (конкретно-предметное) и абстрактное (словесно-логическое) мышление , а у животных - только образное (конкретно-предметное) . Абстрактное мышление человека - это мышление с помощью понятий, символов, формул. Оно формируется с помощью речи.

У человека - социально-детерминированное сознание . На базе второй сигнальной системы возникло человеческое сознание. Оно, как и речь, формируется только в человеческом обществе.

Целенаправленная планируемая трудовая деятельность . Труд человека качественно отличается от деятельности животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. У человека - планируемый труд, создание орудий производства, преемственный характер труда, например работа на конвейере. Человек активно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества, человек познает самого себя, в процессе труда человека импровизирует. У животных деятельность запрограммирована или является результатом подражания без осмысления.

У человека имеется три типа психической деятельности , у животных - только один.

В их основе лежит соотношение между сигнальными системами (И.П. Павлов). Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении - мыслительный тип, при их равенстве - средний тип. Художественный тип (преимущественно писатели, художники, музыканты) характеризуется восприятием действительности целиком. Для мыслительного типа (преимущественно философы, математики) характерно восприятие окружающей действительности через словесные сигналы, т.е. аналитически (детально). Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов. Это деление в некоторой степени связано с различной ролью правого и левого полушарий в процессах мышления.

Левое полушарие является базовым для словесно-логического (абстрактного) мышления, оно отвечает преимущественно за смысловые значения речи, лучше воспринимаются сигналы второй сигнальной системы, информация оценивается последовательно, аналитически.

У правого полушария преобладает образное (конкретно-предметное) мышление, лучше воспринимаются пространственные признаки предметов - одновременно, синтетически, лучше воспринимаются сигналы первой сигнальной системы, оно отвечает преимущественно за интонацию речи.

В таблице 14 показаны различия полушарий при зрительном восприятии.

Таблица 14. Различия между полушариями при зрительном восприятии (Астапова, 2004)

Полушарие Лучше узнаются стимулы Лучше воспринимаются задачи Особенности процессов восприятия Предполагаемые морфофизиологические различия
Левое полушапие Вербальные Легко различимые Знакомые Оценка временных отношений Установка сходства Установка идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию Аналитичнеское восприятие Последовательное восприятие Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание Фокусированное представительство элементарных функций
Правое полушарие Невербальные Трудно различимые Незнакомые Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-простраственный анализ Целостное восприятие (гештальт) Одновременное восприятие Конкретное ущнавание Диффузное представительство

Отметим также, что левое полушарие обеспечивает формирование преимущественно положительных эмоций, а правое - отрицательных, оно более эмоционально. Однако необходимо еще раз отметить, что в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. они дополняют друг друга. Описанные различия вклада левого и правого полушарий в психическую деятельность человека касаются правшей. У левшей эти соотношения носят смешанный характер.

Приведенные данные были получены в исследованиях на человеке с расщепленным мозгом (перерезка мозолистого тела по медицинским показаниям). Так, больных с расщепленным мозгом просили сложить из предъявленных кубиков узор, который соответствовал бы показанному рисунку (Р. Сперри). Левая рука, контролируемая правым полушарием, в этом случае намного «превосходила» правую руку, контролируемую левым полушарием.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию – высшая нервная деятельность (ВНД).

2. Что называют низшей нервной деятельностью?

3. Сформулируйте понятие “психическая деятельность”. Каковы соотношения этого понятия с понятием ВНД?

4. Сформулируйте понятие "сознание".

5. Перечислите формы психической деятельности.

6. Что такое мышление?

7. Сформулируйте понятие «ощущение», «восприятие», «представление».

8. Перечислите основные достижения И. П. Павлова в изучении ВНД.

9. Что называют условным рефлексом?

10. Перечислите основные правила выработки условных рефлексов.

11. При каких условиях выработанный условный рефлекс становится прочным? Почему раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, вначале называют индифферентным?

12. Какая реакция обычно возникает в начале выработки условного рефлекса на сигнальный раздражитель и какое физиологическое значение она имеет?

13. Между какими центрами коры большого мозга возникает временная связь при выработке условного рефлекса? Какое явление лежит в основе механизма выработки условного рефлекса?

14. Классификация условных рефлексов.

15. Назовите три основных подгруппы и разновидности условных рефлексов, классифицируемых по безусловным рефлексам, на базе которых они выработаны.

16. Дайте характеристику безусловным рефлексам.

17. Дайте характеристику условных рефлексов.

18. Дайте определение функциональной системы по П. К. Анохину.

19. Назовите основные компоненты функциональной системы по П. К. Анохину, обеспечивающей приспособительное поведение.

20. Что называют инстинктом?

21. Что такое научение и обучение? Каково соотношение этих понятий?

22. Приведите классификацию основных форм научения.

23. В чем заключается сущность оперантного научения? Укажите две основные его разновидности.

24. Что такое викарное научение? Приведите пример.

25. Что такое реакция следования? Врожденной или приобретенной она является? Дайте соответствующее пояснение.

26. Что такое инсайт?

27. Дайте определение понятиям «память» и «энграмма".

28. Приведите классификацию памяти по длительности хранения информации. Укажите это время. Назовите специфический вид памяти, свойственный только человеку.

29. Что такое мгновенная (сенсорная) и кратковременная память, каков их нейрональный механизм?

30. Назовите основные изменения в нейронах при переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти).

31. Приведите доказательства важной роли РНК в процессах запоминания информации.

32. Какие влияния оказывают серотонин и адреналин на процесс обучения, в каком состоянии организма это проявляется ярче?

33. Какие структуры мозга играют особо важную роль в процессах консолидации памяти? Приведите доказательства.

34. Какова емкость мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

35. Что понимают под кортиколизацией функций? Как изменится поведение лягушки и голубя после полного удаления у них полушарий большого мозга?

36. Что понимают под локализацией функций в коре большого мозга? Какие функциональные зоны различают в коре большого мозга? Какие из них играют особо важную роль в анализе и синтезе поступающей в кору информации?

37. Какое физиологическое значение имеют явления анализа и синтеза информации, поступающей в кору большого мозга?

38. Перечислите основные методы, при помощи которых можно исследовать локализацию функций в коре большого мозга.

39. В каком полушарии большого мозга и в какой области коры у правшей расположены сенсорный центр речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока)?

40. Перечислите основные методы изучения ВНД.

41. Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)? Перечислите волны (ритмы) ЭЭГ.

42. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для активного бодрствующего состояния? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

43. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для организма в состоянии физического и эмоционального покоя, с закрытыми глазами при отсутствии внешних раздражителей? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

44. Назовите основные виды изменений ЭЭГ при внешних воздействиях. Локальными или генерализованными они являются?

45. Какие формы ответных реакций организма обеспечивают приспособительное поведение человека в окружающей среде?

46. Что понимают под безусловным торможением условных рефлексов? Какие формы безусловного торможения Вам известны?

47. Каково физиологическое значение внешнего торможения условных рефлексов? Объясните механизм.

48. В каких условиях возникает запредельное торможение условных рефлексов? Каков его механизм и физиологическое значение?

49. Что понимают под условным торможением условных рефлексов? Какие формы условного торможения Вам известны?

50. Как вырабатывается угасательное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

51. Как вырабатывается дифференцировочное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

52. Как вырабатывается условный тормоз? Как изменяется условный рефлекс при этом?

53. Как вырабатывается запаздывательное условное торможение? В чем сущность проявления этого вида торможения?

54. Каково биологическое значение различных видов условного торможения условных рефлексов?

55. Дайте определение понятия "тип ВНД". Что лежит в основе классификации типов ВНД?

56. Как определяют силу процесса возбуждения у человека по работоспособности?

57. Как можно определить силу процесса возбуждения с помощью фармакологического тестирования?

58. Назовите основные приемы исследования силы процесса торможения.

59. Опишите основные приемы, с помощью которых можно определить подвижность нервных процессов при исследовании типов ВНД.

60. Какие типы ВНД различают по И. П. Павлову? Сопоставьте их с соответствующими типами темперамента по Гиппократу.

61. Перечислите основные особенности ВНД человека.

62. Что такое сон?

63. Назовите основные фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность.

64. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.

65. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.

66. Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

67. Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?

69. Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?

70. Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?

71. Каково физиологическое значение сна?

72. Что называют функциональной межполушарной асимметрией? В чем она выражается?

73. Какими методами можно изучать межполушарную асимметрию?

74. Кто сформулировал представление о сигнальных системах организма? Что понимают под первой и второй сигнальной системами? Что является сигналами для каждой?

75. Дайте определение понятия "эмоция".

76. Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим субстратом для эмоциональных реакций? Назовите ее основные компоненты.

77. Каково биологическое значение потребности организма?

78. Дайте определение понятия "мотивация", назовите причины возникновения мотиваций. Каково их значение?

79. Каково значение положительных и отрицательных эмоций для человека?

80. Чем отличается язык человека от языка животных?

1. Физиология возбудимых тканей ……………………………………………6

1.1.1. Открытие электрических явлений в животных тканях. Понятие

процессе возбуждения…………………………………………………………….6

1.1.2. Потенциал покоя……………………………………………………………7

1.1.3. Потенциал действия………………………………………………………13

1.1.4. Локальные потенциалы…………………………………………………...19

1.1.5. Изменения возбудимости клетки во время ее возбуждения. Лабильность……………………………………………………………………...22

1.1. 6. Критерии для оценки возбудимости. Аккомодация. Использование электрического тока в медицине………………………………………………..24

1.2. Сенсорные рецепторы. Нервные волокна, нервно-мышечный синапс….29

1.2.1. Структурно­функциональная характеристика сенсорных рецепторов

1.2.2. Физиология нервных волокон……………………………………………33

1.2.3. Физиология нервно-мышечного синапса………………………………..42

1.3. Физиология мышц…………………………………………………………..47

1.3.1. Структурно­функциональная характеристика скелетной мышцы……..47

1.3.2. Механизм сокращения скелетной мышцы………………………………51

1.3.3. Виды мышечных сокращений……………………………………………54

1.3.4. Показатели физической деятельности мышц…………………………...57

1.3.5. Структурно­функциональные особенности гладких мышц…………….59

2. Физиология центральной нервной системы ……………………………..64

2.1.1. Структурно­функциональная характеристика центральной нервной системы…………………………………………………………………………...64

2.1.2. Медиаторы и рецепторы центральной нервной системы………………73

2.1.3. Механизм возбуждения нейронов……………………………………….79

2.1.4. Характеристика распространения возбуждения в центральной нервной системе……………………………………………………………………………83

2.1.5. Свойства нервных центров……………………………………………….85

2.2. Торможение в центральной нервной системе…………………………….92

2.2.1. Постсинаптическое торможение…………………………………………92

2.2.2. Пресинаптическое торможение……………………………………….....96

2.2.3. Общая характеристика торможения в центральной нервной системе

2.2.4. Координационная деятельность и интегративная роль центральной нервной системы……………………………………………………………….100

2.3. Физиология спинного мозга………………………………………………107

2.3.1. Структурно­функциональная характеристика спинного мозга……….107

2.3.2. Проводниковая функция спинного мозга……………………………...110

2.3.3. Соматические рефлексы спинного мозга……………………………..112

2.3.4. Тонус мышц у спинального организма………………………………...120

2.3.5. Ствол мозга……………………………………………………………....122

2.3.6. Проводниковая функция ствола мозга…………………………………129

2.3.7. Интегративные системы ствола мозга…………………………………130

2.3.8. Функции мозжечка………………………………………………………136

2.3.9. Физиология промежуточного мозга……………………………………140

2.3.10. Функции базальных ядер………………………………………………144

2.3.11. Функции лимбической системы……………………………………….146

2.3.12. Кора головного мозга. Нейронная организация новой коры. Кортикализация функций……………………………………………………...148

2.3.13. Основные функциональные зоны новой коры……………………….151

2.3.14. Методы исследования центральной нервной системы……………....160

2.3.15. Общая характеристика вегетативной нервной системы……………..165

2.3.16. Симпатическая нервная система……………………………………...170

2.3.17. Парасимпатическая нервная система………………………………....175

2.3.18. Интраорганная нервная система..………………………………..178

2.3.19. Регуляция функций синапсов……………………………………….....181

2.3.20. Взаимодействие между отделами вегетативной нервной системы…183

2.3.21. Центры вегетативной нервной системы……………………………..185

2.3.22. Афферентные пути вегетативной нервной системы………………...188

2.3.23. Тонус вегетативных центров……………………………………….....191

2.3.24. Трофическое действие нервной системы…………………………….193

3. Физиология высшей нервной деятельности …………………………...197

3.1.1. Понятие о высшей нервной деятельности……………………………..197

3.1.2. Физиологические основы поведения…………………………………...197

3.1.3. Врожденная деятельность организма и импринтинг…………………198

3.1.4. Структура целостного поведенческого акта………………………......200

3.1.5. Память…………………………………………………………………....203

3.1.6. Кратковременная (электрофизиологическая) память…………………204

3.1.7. Промежуточная (нейрохимическая) память…………………………...206

3.1.8. Долговременная (нейроструктурная) память………………………….208

3.1.9. Воспоминание и забывание…………………………………………….212

3.1.10. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти

3.1.11. Научение………………………………………………………………..217

3.1.12. Условный рефлекс - одна из форм научения. Методы изучения высшей нервной деятельности………………………………………………..217

3.1.13. Методы исследования ВНД…………………………………………...220

3.1.14. Классификация условных рефлексов…………………………………224

3.1.15. Торможение условных рефлексов как одна из форм научения…….226

3.1.16. Другие формы научения……………………………………………....229

3.1.17. Типы высшей нервной деятельности и темперамент личности…….234

3.1.18. Бодрствование и сон. Сновидения……………………………….......236

3.1.19. Формы психической деятельности и сознание………………………240

3.1.20. Характеристика отдельных форм психической деятельности……...241

3.1.21. Физиология мотиваций и потребности……………………………….243

3.1.22. Эмоции…………………………………………………………………244

3.1.23. Мышление - основная форма психической деятельности…………243

3.1.24. Осознаваемая и неосознаваемая деятельность организма…………..250

3.1.25. Особенности психической деятельности человека…………………..252

Литература

Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов/Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 520 с.

Алипов Н. Н. Основы медицинской физиологии. Учебное пособие/Н.Н. Алипов - М.: Практика, 2013. - 496 с.

Анищенко Т.Г. Физиология центральной нервной системы/Т.Г. Анищенко, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 96 с.

Астапов В.М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения»/Под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 80 с.

Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие /А. Г. Камкин, И. С. Киселева - М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2010. - 408 с.

Гайтон А.К. Медицинская физиология/А.К. Гайтон, Дж.Э. Холл/Пер с англ.; Под ред. В.И. Кобрина – М.: Логосфера, 2008. -1296 с.

Зильбернагль С. Наглядная физиология/С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.

Зинчук, В. В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие / В. В. Зинчук, О. А. Балбатун, Ю. М. Емельянчик; под ред. В. В. Зинчука. - Минск: Выш. шк., 2010. -431 с.

Камкин А.Г. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для сту. высш. вчеб. заведений/Под ред. А.Г. Камкина и А.А. Каменского – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 1072 с.

Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие)/ В.Н. Кирой - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2003. - 224 с.

Наглядная неврология: Учеб. пособие Р. Баркер, С. Барази, М.Нил / Пер. с англ. Г.Н. Левицкого; под ред. В.И. Скворцовой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 136 с.

Орлов Р. С. Нормальная физиология: учебник/С.Р. Орлов – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 832 с.

Физиология в рисунках и таблицах: вопросы и ответы/Под ред. В.М. Смирнова - М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 456 с.

Физиология человека. В 3-х томах/Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса; Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Мир, 2005; Т.1 - 323с., Т.2 - 314с.; Т.3 - 228с.

Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учебное пособие для студ. мед. вузов/С.А. Чеснокова, С.А. Шастун; под ред. Н.А. Агаджаняна – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 496 с.

Kryger M.H. Principles and Practice of Sleep Medicine, 5th ed./ M.H. Kryger, Т. Roth, W. Dement - Elsevier, 2011. - 1757 p.

Похожие статьи