Психическое здоровье и факторы, влияющие на психическое здоровье. Категория психического здоровья

13.05.2019

Творческая группа «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» (руководитель группы:).

Состав творческой группы:

Должность, предмет, стаж

Квалификация

Куть-Ях № 1

педагог-психолог, стаж работы в ОУ -8 лет

Салымская СОШ №1

педагог-психолог, 13 лет (24 г. педстаж)

Салымская СОШ № 2

педагог-психолог, педстаж-18 лет

Ø К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Ø Низший уровень – это дезадаптивный. К нему относятся люди стремящиеся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям и люди, стремящиеся подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска нарушения психологического здоровья

Существует две группы факторов риска нарушения психологического здоровья:

1. Объективные, или факторы среды;

2. Субъективные факторы, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Внешние факторы

Под объективными следует понимать семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью , социально-экономической ситуацией в стране. Факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков, чем для взрослых людей.

· Наиболее значимо для нормального развития личности младенца общение с матерью. Дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений (мать-студентка) могут привести к различным нарушениям развития ребенка . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия. Тревожная привязанность в младшем школьном возрасте проявляется повышенной зависимостью от оценок взрослых, стремлением делать уроки только с мамой . А недоверие к окружающему миру нередко проявляется у младших школьников как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи , причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью . С помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно.

· Взаимоотношения с отцом значимы для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Таким образом, нарушенные отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка . Несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте приводит к проблеме выражения гнева и проблеме неуверенности . Проблема может иметь различную симптоматику: чрезмерная тучность , страх взросления и депрессивные проявления , резкие необоснованные вспышки агрессивности . Более ярко несформированная самостоятельность может проявиться в проблемах подросткового периода. Подросток будет либо добиваться самостоятельности не всегда адекватными ситуации протестными реакциями, возможно даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться «за маминой спиной», «расплачиваясь» за это теми или иными психосоматическими проявлениями.

· Отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними могут привести к нарушениям половой идентификации или обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий . У некоторых же детей – привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию .

· Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следствием такого типа семейного взаимодействия может явиться нарушение способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей . Ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.

· Явление родительского программирования неоднозначно влияет на психологическое здоровье ребёнка. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры, духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы, что мешает развитию его самостоятельности. В целом же, проявится отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возрастаинициативности . Ребёнок проявляет повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

· Фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья.

· Излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка – фактор риска нарушения психологического здоровья. У ребёнка формируется страх наказания за неопрятность.

Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями.

· Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем. Эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт , в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

· Взаимоотношения детей 6,5-7 лет с родителями начинают опосредоваться школой. Если родители понимают сущность изменений в ребёнке, то его статус в семье повышается, и он включается в новые взаимоотношения. Но чаще конфликтность в семье возрастает, когда предъявляемые родителями требования к ребёнку не соответствуют его возможностям. Последствия могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.

· В школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других (через оценки – баллы или картинки: «тучки», «солнышки» и т. п.). Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Соответственно повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей. Но особенно важно то, что впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Соответственно младший школьник познает себя лишь в этих направлениях и на этих же основаниях строит свою самооценку. Однако вследствие ограниченности критериев ситуации неуспеха могут приводить к значительному снижению самооценки детей. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребёнок может стать апатичным , приобрести депривацию притязания на признание. Проявиться это не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования . При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности . Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь . Формируется чувство неполноценности .

· Подростковый возраст - это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Последствия незавершенного отделения от семьи – неумение взять на себя ответственность за свою жизнь . Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью.

· Школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления, также имеющих своей целью достижение независимости и самостоятельности.

Внутренние факторы

Психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому рассмотрим те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.

v Следующие свойства темперамента по А. Томасу способствуют, формированию низкой стрессоустойчивости: низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения и в том, что взрослым тяжело применять адекватные воспитательные воздействия.

v Реактивность - фактор, влияющий на психологическое здоровье. Под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные дети – это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные – со слабой интенсивностью реакций. Высокореактивным детям чаще всего присуща повышенная тревожность. У них снижен порог возникновения страха, снижена работоспособность. Характерен пассивный уровень саморегуляции, то есть слабая настойчивость, низкая эффективность действий, слабое приспособление своих целей к реальному положению вещей. Обнаружена и другая зависимость: неадекватность уровня притязаний (нереалистически заниженный или завышенный).

Пониженная устойчивость к стрессу связана также с некоторыми личностными факторами.

v Жизнерадостные люди наиболее психологически устойчивы, соответственно менее устойчивы люди с пониженным фоном настроения.

v Экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы более успешно справляются со стрессами.

v Самооценка – это чувство собственного предназначения и собственных возможностей. Люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Соответственно они менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, ибо убеждены, что не справятся с ними. Если же люди оценивают себя достаточно высоко, то маловероятно, что они будут интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, то они проявляют большую инициативность и поэтому более успешно с ним справляются.

v Соотношение между стремлением к риску и к безопасности, к изменениям и к сохранению стабильности, к допущению неопределенности и к контролю событий – является существенным фактором риска сохранения психологического здоровья. Только равновесное состояние позволит человеку развиваться, изменяться, с одной стороны, и предотвращать саморазрушение – с другой.

Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушений психологического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Поговорим об этом в следующий раз.

Фактор риска - это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

Здоровье: определение

Здоровье человека - нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции по поддержанию и обеспечению жизнедеятельности. Относительно состояния человеческого организма применяется понятие «норма» - соответствие значения определенных параметров в диапазоне, выработанном медициной и наукой.

Любое отклонение является признаком и доказательством ухудшения здоровья, что внешне выражается как измеримое нарушение функций организма и изменение его адаптивных возможностей. Вместе с тем здоровье - это состояние не только физического благополучия, а также социального и духовного равновесия.

Фактор риска: определение, классификация

Здоровье человека - нормальное состояние организма, при котором все органы способны в полной мере выполнять свои функции.

По степени влияния на здоровье различаются следующие факторы риска заболеваний:

1. Первичные. Обусловлены:

  • неправильным образом жизни. Это злоупотребление алкоголем, курение, несбалансированное питание, неблагоприятные материально-бытовые условия, плохой моральный климат в семье, постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации, употребление наркотиков, слабый образовательный и культурный уровень;
  • повышенным содержанием холестерина в крови;
  • отягощенной наследственностью и генетическим риском;
  • загрязненной окружающей средой, повышенным и магнитных излучений, резкой сменой атмосферных параметров;
  • неудовлетворительной работой служб здравоохранения, заключающейся в низком качестве оказываемой медицинской помощи, несвоевременности ее предоставления.

2. Вторичные основные факторы риска, сопутствующие таким болезням, как атеросклероз, сахарный диабет, артериальная гипертензия и прочие.

Внешние и внутренние факторы риска

Факторы риска заболеваний различаются:

Внешние (экономические, экологические);

Личностные (внутренние), зависящие от самого человека и особенностей его поведения (наследственная предрасположенность, повышенное содержание в крови холестерина, гиподинамия, курение). Сочетание двух и более факторов в разы усиливает их эффект.

Факторы риска: управляемые и неуправляемые

По эффективности устранения основные факторы риска заболеваний различаются по двум критериям: управляемые и неуправляемые.

К неуправляемым, либо неустранимым, факторам (с которыми приходится считаться, но изменить их нет возможности) относится:

  • возраст. Люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, в большей степени подвержены появлению различных болезней в сравнении с молодым поколением. Именно в период осознанной зрелости происходит практически одновременное обострение всех болезней, которые человек успел «накопить» за годы жизни;
  • пол. Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояние продолжительной ограниченности движений и обездвиженность в сравнении с мужской половиной человечества;
  • наследственность. Каждый человек имеет определенную предрасположенность к заболеваниям в зависимости от унаследованных генов. По наследству передаются гемофилия, муковисцидоз. Наследственная предрасположенность имеется у таких болезней, как атеросклероз, диабет, язвенная болезнь, экзема, гипертония. Их возникновение и протекание происходит под влиянием определенного

Управляемый фактор риска: определение

Управляемый фактор - тот, который при желании человека, его целеустремленности, настойчивости и силе воли может быть устранен:

Курение. Люди, привыкшие регулярно дышать табачным дымом, в два раза чаще умирают от болезней сердца, чем некурящие. Фактор риска - это одна сигарета, способная повысить давление на 15 минут, а при постоянном курении увеличивается тонус сосудов и понижается эффективность лекарственных средств. При выкуривании 5 сигарет в день риск смерти повышается на 40 %, пачки - на 400 %.

Злоупотребление спиртным. Минимальное потребление алкоголя существенно снижает риск заболевания сердечно-сосудистой системы. Вероятность смертельного исхода повышена у людей, злоупотребляющих спиртными напитками.

Чрезмерный вес. Не только повышает риск заболевания, но и крайне негативно влияет на уже присутствующие болезни. Опасность несет так называемое центральное ожирение, когда откладывание жира происходит на животе. Наиболее распространенной причиной избыточного веса является семейный фактор риска. переедать, малоподвижность (недостаточная физическая активность), рацион с повышенным содержанием углеводов и жиров.

Постоянная тяжелая физическая нагрузка. Таковой считается тяжелая работа, выполняемая на протяжении большей части дня и связанная с активным движением, сильной усталостью, поднятием или ношением тяжестей. Профессиональные занятия спортом, связанным с хроническими чрезмерными нагрузками на опорно-двигательный аппарат (бодибилдинг, в несколько раз увеличивают риск возникновения остеопороза из-за постоянных нагрузок суставов.

Недостаточная физическая активность - тоже управляемый фактор риска. Это отрицательное воздействие на тонус тела, понижение выносливости организма, уменьшение сопротивляемости воздействию внешних факторов.

Неправильное питание. Может быть обусловлено:

  • приемом пищи без чувства голода,
  • употреблением в больших количествах соли, сахара, жирных и жареных продуктов,
  • приемом пищи на ходу, в ночное время, перед телевизором либо за чтением газеты,
  • употреблением еды в слишком больших или слишком малых количествах,
  • недостатком в рационе фруктов и овощей,
  • неправильным завтраком либо его отсутствием,
  • сытным поздним ужином,
  • отсутствием примерного режима питания,
  • употреблением недостаточного количества воды,
  • изнурением организма различными диетами и голоданием.

Стресс. В таком состоянии организм функционирует неполноценно, обусловливая тем самым развитие различного рода болезней, а острый стресс способен стать толчком к возникновению сердечного приступа, несущего опасность для жизни.

Присутствие хотя бы одного из упомянутых факторов риска повышает смертность в 3 раза, сочетание нескольких - в 5-7 раз.

Болезни суставов

Наиболее распространенными у человека заболеваниями суставов являются:

Остеоартроз. Риск возникновения болезни увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет остеоартрозом поражены 87 % людей, в то время как до 45 лет - 2 %;

Остеопороз - системное заболевание, сопровождающееся снижением прочности костей, что повышает риск переломов даже при минимальной травме. Чаще всего встречается у женщин старше 60 лет;

Остеохондроз - заболевание позвоночника, при котором возникает дегенеративно-дистрофическое поражение тел позвонков, межпозвонковых дисков, связок и мышц.

Основные факторы риска заболеваний суставов

Помимо общих факторов риска (наследственность, возраст, избыточный вес), несущих опасность всему организму, обусловить заболевания суставов могут:

  • нерациональное питание, провоцирующее дефицит микроэлементов в организме;
  • бактериальная инфекция;
  • травмы;
  • чрезмерная физическая активность или, наоборот, гиподинамия;
  • операции, проведенные на суставах;
  • избыточный вес.

Болезни нервной системы

Самыми распространенными заболеваниями центральной нервной системы являются:

Стресс - постоянный спутник современного образа жизни, особенно это относится к жителям крупных городов. Усугубляется данное состояние неудовлетворительной финансовой ситуацией, социальным упадком, кризисными явлениями, личностными и семейными проблемами. С постоянным стрессом живет около 80 % взрослого населения развитых стран.

Синдром хронической усталости. Привычное явление современного мира, особенно актуальное для трудоспособного населения. Крайней степенью синдрома считается синдром выгорания, выражающийся усталостью, слабостью, вялостью, отсутствием психологического тонуса, сменяющегося ощущением безразличия, безысходности и полного отсутствия желания что-либо делать.

Невроз. Обусловленный жизнью в мегаполисах, конкурентным характером современного общества, стремительностью производства, торговли и потребления, информационной перегрузкой.

Факторы риска болезней нервной системы

Основные факторы риска заболеваний органов нервной системы следующие:

  • затянувшиеся болезни и частые рецидивы приводят к нарушению слаженной работы иммунной системы и истощению жизненных сил, нагружая тем самым деятельность нервной системы;
  • частые депрессии, чувство тревоги, мрачные мысли, вызывающие переутомление и постоянную усталость;
  • отсутствие отпусков и выходных;
  • ведение неправильного образа жизни: стабильное недосыпание, длительное физическое или умственное перенапряжение, недостаток свежего воздуха и солнечного света;
  • вирусы и инфекции. Согласно существующей теории в организм попадают вирусы герпеса, цитомегаловирусы, энтеровирусы, ретровирусы, вызывающие чувство хронической усталости;
  • воздействия, вызывающие ослабление организма, иммунной и нервно-психической сопротивляемости (оперативные вмешательства, наркоз, химиотерапия, неионизирующее облучение (компьютеры);
  • напряженная однообразная работа;
  • психоэмоциональные хронические нагрузки;
  • отсутствие интереса к жизни и жизненных перспектив;
  • гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония, хронические заболевания половых путей;
  • климакс.

Факторы, вызывающие болезни дыхательных органов

Одними из наиболее массовых считаются заболевания органов дыхания, страшной разновидностью которых является рак легких. Хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких - перечень далеко не полный, но очень опасный.

Факторы риска заболеваний органов дыхания:


Факторы риска болезней кроветворной и иммунной систем

Серьезной проблемой настоящего времени является дефицит иммунитета, определяемый во многом нерациональным и несбалансированным питанием, неблагоприятными и вредными привычками. Если работа иммунной системы четко налажена, дорога вирусам и микробам заказана. Сбой в работе иммунной системы обусловливает возникновение заболеваний разных систем, в том числе и кроветворной. Это лейкозы, анемии, заболевания, связанные с нарушением свертывания крови.

Мы провели собственное исследование, в основу которого было положено изучение корреляций психологического здоровья с другими личностными характеристиками. В результате были получены основные десять факторов психологического здоровья. Каждым из них можно так или иначе управлять. Ниже представлены эти десять факторов, от более значимых к менее.

1. Тревожность

Тревожность очень сильно понижает уровень психологического здоровья. На даже малозначительные события в личной жизни человек реагирует тревогой: «А вдруг?..», «А что если?..» Тревожность понижает настроение. Она разрушает деятельность, заставляя человека постоянно отвлекаться на разного рода сомнения (часто не относящиеся к делу). Тревожность вселяет пессимизм («Что ни делай, все равно будет плохо»). Тревожность заставляет больше верить в плохое, чем в хорошее. Тревожность заставляет избегать людей, ожидая от них угрозы.

Тревожность во много связана с неумением контролировать свои мысли, с низкой самодисциплиной. Мир вероятностен, в нем всегда есть место разного рода опасностям. Никто полностью не застрахован, например, от того, что прямо сейчас ему на голову не упадет метеорит, но стоит ли бояться этого?

Тревожный человек склонен переоценивать вероятность негативных событий. Поэтому борьбу с тревожностью надо начинать с . Важно уметь трезво оценить опасность.

Второй важный шаг – самодисциплина. Надо учиться распределять свои занятия во времени. Если очень хочется, например, переживать за собственное здоровье, для этого надо выделить специальное время. В это время можно переживать, думать о своем здоровье. В другое время нельзя. В другое время другие заботы.

Третий важный шаг – борьба с собственным малодушием. Многие тревожные люди проявляют это малодушие, что называется, на ровном месте: «Я не хочу сегодня идти на работу: меня там отругают, а я этого не перенесу». Хорошим советом будет здесь – последовательно развивайте собственную смелость, не преувеличивайте «психологический вред», который получаете.

2. Целеустремленность

Люди с высоким уровнем психологического здоровья отличаются целеустремленностью. Это проявляется как в общей целеустремленности (человек ясно видит то, что хочет, что ему предстоит преодолеть), так и ситуативной (человек обычно собран, настроен на деятельность, его сложнее сбить с этого настроя).

Люди с низкой целеустремленностью обладают меньшей цельностью поведения: сегодня они что-то активно делают, завтра же валяются в постели и придумывают себе всяческие отговорки. Такие люди часто становятся жертвами .

Поскольку вся жизнь человека состоит из деятельности, то важность этого обстоятельства, как говорится, сложно переоценить. Человек с низкой целеустремленностью всю жизнь проводит во внутренних конфликтах, самооправданиях, метаниях из одной крайности в другую.

Целеустремленным человеком стать не так просто, но и не так сложно. Для начале не надо от себя ждать каких-то резких изменений. Никакая «крутая психотехника» не поможет вам стать целеустремленным за час. Целеустремленность это тоже своего рода привычка. Надо, значит, ждать и последовательно развивать в себе эту хорошую привычку.

Как? Той же самодисциплиной, личными стандартами поведения. Для важного отводите больше времени (денег, иных ресурсов). Для второстепенного отводите времени и иных ресурсов меньше. Третьестепенное старайтесь вовсе исключить из жизни.

Перестаньте сомневаться в своих целях. Вы решили – и точка. Вы будете преследовать именно эту цель. Если вы все же понимаете, что рано или поздно придется пересмотреть цель, то поставьте определенные сроки. Скажем, пересматривать свои главные жизненные цели можно только на Новый год.

Избегайте тотального гедонизма. Если надо что-то делать, а не хочется, все равно это делайте. В конце концов, как гласит пословица, аппетит приходит во время еды. Вы втянетесь в деятельность, и она начнет вас радовать.

3. Обидчивость

Обида очень коварное чувство. Энергетически оно питается из (отложенной, скрытой агрессии). Обида заставляет человека делать что-то против собственной воли и разума. Обида может тлеть годами и становиться при этом еще ярче. Твоя выплеснувшаяся обида (словами, действием) может повлечь ответную обиду, в результате отношения с самым близким человеком могут быть навсегда испорчены. Обида заставляет подозревать окружающих в злом умысле. Обидчивость может способствовать формированию параноидальных черт характера. Хроническая обида наносит характерный отпечаток на поведение человека: он становится раздражительным, вспыльчивым, преобладает злобная и отталкивающая мимика. Обиженные склонны ощущать свой социальный статус приниженным. На них, как говорится, «воду возят». Обиженные склонны часами подряд вспоминать былые обиды и представлять свою месть: как и что можно сказать, что сделать для наказания. В реальной жизни обидчику может и сотой части не перепасть тех слов, которые ему говорит в своем воображении обиженный.

Чувство обиды, как уже было отмечено, может существовать годами. Питается, поддерживается оно именно переживаниями по этому поводу: чем больше переживаний, разных фантазий на эту тему, тем дольше это чувство существует. В этом и таится ключ к разгадке: надо просто перестать думать про свою обиду, и она со временем сама растает.

Считается, что можно человека просто простить за все его былые проступки. Есть даже специальный религиозный праздник, когда все друг друга прощают. Простить это, конечно, хорошо, но это ничего не изменит, если обиженный будет продолжат вспоминать былые обиды, былые переживания.

Если неприятные образы продолжают будоражить ваше сознание, самым хорошим будет для вас приучить себя к формуле вытеснения. В такие моменты просто давайте себе приказ позабыть неприятное и говорите ключевую фразу: «Да ну его!», «Наплевать!», «Надоело!» или тому подобную. Со временем эта формула вытеснения будет работать все лучше и лучше.

4. Склонность к невротическим состояниям

Возможно, у вас на самом деле не все в порядке с нервной системой. Возможно, проблема даже еще тяжелее. Не забывайте и не стесняйтесь обращаться к врачам-специалистам. Это, в конце концов, их работа.

Если вы чувствуете серьезные отклонения в своем здоровье, не надо заниматься самолечением.

А для профилактики невротических состояний можно посоветовать вести разумный, рациональный образ жизни. Не следует мучить свою нервную систему перегрузками на работе или учебе, алкоголем, никотином, наркотиками, кофеином и т.д. Надо высыпаться. Если в будние дни не получается выспаться, это можно сделать хотя бы в воскресенье. Питание должно быть сбалансированным. Большую часть времени лучше пребывать в спокойном состоянии.

5. Подверженность стрессам

Люди, часто испытывающие стресс, имеют меньший уровень психологического здоровья. Это легко объясняется: нервная система перенапрягается, выходит из равновесия, становится неуправляемой.

Стресс связан не только с уровнем внешней нагрузки, но и вашей собственной готовностью перенести эти нагрузки. Для профилактики стрессов, получается, самое хорошее это... испытывать стресс. Только делать это надо дозированно, осторожно.

Стресс может быть связан, например, с работой: когда, например, за один день надо сделать столько, сколько не успел сделать за две недели. Естественный вывод: надо равномерно распределять нагрузку.

Огромное разрушающее действие на психику оказывает сильный эмоциональный стресс: погиб любимый человек, на ваших глазах трамвай переехал человека, пожар дома, неожиданно уволили на работе и т.д. Во многих таких ситуациях люди просто «теряют голову», они неспособны регулировать свое состояние. В таких ситуациях хорошо, если найдется рядом кто-то близкий, который поможет пережить событие: скажет несколько успокаивающих слов, отвлечет внимание, вызовет специалиста, сам нальет успокоительного и т.д.

Тем не менее и к такого рода событиям тоже можно быть готовым. Приучайте себя к спокойствию, к поиску рациональных выходов из ситуации. Самое главное – не доверяйте свою жизнь эмоциям. Эмоции основаны на слепых инстинктах. Эти слепые инстинкты к тому же часто между собой слепо конфликтуют.

6. Самоуверенность

Хорошее качество для психологического здоровья. Самоуверенность помогает человеку ощутить в себе в полную меру свои собственные силы. Самоуверенность не дает унывать в сложных ситуациях. Самоуверенность вселяет оптимизм.

Что можно посоветовать для развития самоуверенности? Подходите к жизни с позиции силы: плачем, жалобами вы многого не добьетесь. Ощущайте в себе власть над жизненными обстоятельствами. Реальную, конечно, власть, а не выдуманную. Понимайте, что вы можете изменить, а что не можете. Последовательно накапливайте свои силы: и физические, и интеллектуальные, и собственнические, и социальные. Не беритесь сразу за много дел. Лучше делать что-то одно, но хорошо. Старайтесь найти свою нишу в обществе. Понимайте, какую реальную пользу вы можете оказать людям, чтобы они взамен вам дали деньги или иной ресурс.

7. Утомляемость

Плохое качество для психологического здоровья. Утомляемые люди часто не доводят начатое до конца, теряют интерес и т.д. В том числе это порождает многие внутренние конфликты.

Для снижения утомляемости, естественно, первое средство это физкультура и спорт. Также не следует забывать про здоровое питание, самодисциплину и в целом здоровый образ жизни.

8. Проблемы с настроением

Здесь имеются в виду две особенности: склонность к сниженному настроению и склонность к перепадам настроения.

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Вообще склонность к сниженному настроению это скорее симптом плохого психологического здоровья. Но все-таки оно может рассматриваться и как причина оного: сниженное настроение, как и тревожность, разрушает деятельность, общение, заставляет метаться из стороны в сторону и т.д.

Сниженное настроение во многом является следствием утомляемости (см. предыдущий пункт).

Проблемы с настроением часто возникают из-за низкой целеустремленности.

Другая причина – неполадки в отношениях с другими людьми, частые ссоры и конфликты.

9. Социальная фрустрированность

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Каждый человек нуждается в общении (хотя в разной степени), в некотором социальном статусе. Когда он чувствует себя изгоем, то сильно меняется Я-концепция, резко понижается самооценка, развиваются внутренние конфликты.

Не всякое общение одинаково полезно. Здесь можно посоветовать, с одной стороны, иметь хорошего друга (друзей), с которыми можно обсудить любые волнующие вопросы. С другой стороны, попробуйте заняться общественной деятельностью, пусть даже не очень значительной. Социальная активность и расширит круг ваших контактов, и позволит почувствовать себя полноценным субъектом общественной жизни.

10. Чувствительность

Тоже плохое качество для психологического здоровья. Чувствительность (сенситивность) делает вас уязвимым по отношению к разного рода вербальной агрессии. Люди часто говорят просто какие-то вещи, которые пришли им на ум. Или они просто хотят повеселить себя и окружающих. Не следует чувствительно на все реагировать.

Можно себе говорить фразы вроде такой: «Я за бетонной стеной, меня это не касается».

Статья в рамках Сетевой ГЭП

«Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения

через создание единого здоровьесберегающего пространства округа»

Тема экспериментальной работы в ЦПМСС «Ново-Переделкино»:

«Трансдисциплинарный подход в создании

адаптивной среды в образовательном учреждении»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье: факторы риска нарушения

и оптимальные условия для его становления.

В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде». В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто. Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований - гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров).

В концепции модернизации системы образования важная роль отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как " психически не болен, но психологически уже не здоров".

Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.

"Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Другими словами «ключевым» понятием для описания психологического здоровья является «гармония». И прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» (О.В.Хухлаева).

При этом психологическое здоровье человека тесно связано со здоровьем физическим, т.к. само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев).

Следующий момент, который необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья, – это взаимосвязь его с духовностью. И.В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т.е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И с этим положением можно полностью согласиться.

Поняв, что такое психологическое здоровье, необходимо также обратить внимание на факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды (для детей) понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. В свою очередь, семейные неблагоприятные факторы можно подразделить на факторы риска, исходящие от:

  • типа детско-родительских отношений (дефицит общения родителей и ребенка, сверхстимуляции ребенка, гиперопека, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, формальное общение и др.),
  • семейной системы (взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними).

В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 10 лет) взаимоотношения с родителями начинают опосредоваться школой, т.к. ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других, что может приводить к значительному снижению самооценки детей. Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.

Но если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, возникают вопросы, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, и почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому необходимо учитывать оптимальные условия для становления психологического здоровья человека:

  • наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. При этом задача взрослых – не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия;
  • наличие у ребенка положительного фона настроения (наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя, оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым). Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций;
  • наличие постоянной фиксации ребенка на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и внеучебной деятельности;
  • наличие социального интереса (способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие).

Но важно то, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при отсутствии их – с теми или иными нарушениями психологического здоровья.

Таким образом, обобщив все сказанное выше мы получаем «портрет» психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» (О.В.Хухлаева).

В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз необходимо подчеркнуть, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.


Ст преподаватель Малышева Н.И.
Факторы риска нарушения психологического здоровья

младших школьников.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения : основы психологического здоровья составляют полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития (И.В.Дубровина). Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

Какие условия приводят к нарушению психологического здоровья младших школьников? Что становится факторами риска? Риск может исходить извне (объективные, или средовые, факторы) и изнутри (субъективные, или индивидуально-личностные, факторы).

Факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья очень значимы именно для младшего школьного возраста, т.к. с началом активной социализации ребенок попадает в особенно тесную зависимость от окружающей обстановки. Неблагоприятные психосоциальные факторы в свою очередь подразделяются на две группы:


  • Семейные.

  • Связанные с детскими учреждениями .
Первые годы обучения в школе становятся своего рода «лакмусом» для выявления ранних нарушений развития. Тогда выходят на поверхность семейные факторы. Ранние аномалии личностного развития при переходе в школу имеют тенденцию заново активизироваться.

Нередко корни школьных проблем ребенка лежат в одном из ранних возрастных периодов.

Каковы же основные факторы риска нарушения психологического здоровья на разных возрастных этапах развития? (3.15)

Младенчество (от рождения до года). Главное для младенца – общение с матерью. Дефицит этого общения становится фактором риска, последствия которого могут проявится много позднее. Однако психологическому здоровью младенца вредит и избыточное общение с матерью, приводящие к сверхстимуляции ребенка.

Нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность его к матери и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняясь до младшего школьного возраста и далее, приобретая в процессе взросления ребенка различные формы, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. (5.206)

Ранний возраст (от года до трех лет)

В раннем детском возрасте взаимоотношения с матерью сохраняют свою значимость, однако в этом возрасте начинает формироваться «Я» ребенка. Он постепенно осознаёт себя как отдельную личность, внутренне отделяясь от матери. Итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка, а для этого матери необходимо «отпустить» его на такое расстояние, на которое он сам захочет и сможет отойти. В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью как отношений автономных субъектов, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторые удаления от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и в-третьих, отец является по своей природе менее тревожным, более психологически устойчивым, нежели мать и может оказаться источником психологической защиты ребенка, его душевного равновесия. Если отец редко бывает рядом с ребёнком, это негативно сказывается на формировании столь важных психологических свойств этого возраста, как самостоятельность и автономность. Недоразвитие этих качеств оборачивается впоследствии трудностями школьной адаптации. (5.224)

Дошкольный возраст (от трёх до шести лет) столь многогранен и значим для формирования психологического здоровья ребенка. Факторы риска в дошкольном возрасте:

а) Стороны семейной системы в целом, включающей взаимодействие ребенка со всеми близкими в доме. Для многих современных семей характерна ситуация «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи или даже идёт им в ущерб. Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации- одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать, в своём поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет обращаться со сверстниками, не понимает требований взрослых.

б) Родительское программирование. Оно может воздействовать на ребенка неоднозначно. С одной стороны, родительское программирование обеспечивает усвоение ребенком нравственной культуры семьи, семейных традиций и ценностей, создаёт предпосылки индивидуальной духовности. А с другой стороны , следствие чрезмерной потребности в явно выражаемой родительской любви, ребенок приучается постоянно адаптировать своё поведение к ожиданиям взрослых, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы.

в) Связь с детскими учреждениями. Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым- воспитателем - во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми.

В детском саду у ребенка может возникнуть серьёзный внутренний конфликт в случае раздоров со сверстниками.

Итак, психологическое здоровье ребенка формируется при жестком взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются во внутренние, но и внутренняя сила личности способна модифицировать внешние воздействия. И ещё раз повторим, что для развития психологически здоровой личности безусловно необходим опыт борьбы, приводящий к успеху. (5.240)

Младший школьный возраст.

Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам приобретаемых ребенком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. Если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции. (2.11)

О.А. Лосева отмечает, что процесс адаптации к учебному заведению может протекать по-разному у детей с различным состоянием здоровья: легким, средним и тяжелым. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти . При адаптации средней тяжести нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация проходит тяжело, при этом значительные нарушения состояния здоровья нарастают от начало учебного года к концу.

Адаптированным же чаще всего называют того ребенка, который вписывается в школьную систему норм и требований , кающихся в первую очередь- овладение учебным материалом, и межличностных отношений в классе. М.Р. Битянова отмечает, что «иногда более гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьёзных внутренних потерь, ухудшение самочувствия, настроения, самооценки» (1.5)

«Адаптация - не только приспособление к успешному функционированию в данной среде (сфера деятельности), но и способность к дальнейшему личностному (сфера самосознания), социальному (сфера общения) развитию» (А.Л. Венгер)

Г.В. Овчарова отмечает, что понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей , возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. К таким трудностям автор относит:


  1. Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, поскольку у ребенка наблюдаются недостаточно интеллектуальное и психомоторное развитие.

  2. Неспособность произвольно управлять своим поведением.

  3. Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречаются у соматически ослабленных детей , детей с задержкой развития, со слабым типом нервной системой).

  4. Неумение разрешить противоречия между семейным и школьным «мы», т.е. школьный невроз или «фобия школы».
Анализируя перечисленные Р.В. Овчаровой трудности, можно заключить, что решение второй и третей проблем будет зависеть от способностей развития сферы общения.

Из выше сказанного следует, что основные сферы дезадаптации младших школьников - это:

Трудности в школе - ожидание неудачи, неверие в свои силы , страх наказания;

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками;

Трудности во взаимоотношениях с родителями – опасение не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказания;

Депрессивная симптоматика

Реальные и ирреальные страхи и другие эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, замкнутость). (1.30)

Таким образом, практически половина всех младших школьников испытывает трудности адаптации к условиям школы, и это свидетельствует о том, насколько важно в этот период обращать пристальное внимание на психологическое здоровье младших школьников и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста.

Примечание:


  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1998, с.112.

  2. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников. – М., 1990, с. 166.

  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. – М., 1997, с. 162.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996, с. 372.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., Сфера, 1996, с. 238.
Похожие статьи