Общее понятие о воображении. Понятие о воображении, его особенности

26.09.2019

Виды воображения.

Виды воображения

Понятие о воображении.

План

Воображение.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи .

Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи, теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте.

При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового.

Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом.

При этом, важное значение, имеет вторая сигнальная система, слово. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.



В психологии различаютпроизвольное или непроизвольное воображение .

Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

2. Виды воображения.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное.

Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.

В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций.

Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Человек отличается от животных помимо прочего еще и тем, что обладает воображением. Это, конечно, не единственная, но весьма существенная его особенность, позволяющая человеку существовать и действовать не только в реальном, но также и виртуальном, воображаемом, придуманном мире, создавать в своем воображении новое, воплощать его в действительность, с его помощью преобразовывать окружающий мир. Наиболее известными феноменами воображения, несомненно, являются сновидения, мечты и грезы. Их время от времени обнаруживают у себя практически все здоровые люди. Творческие фантазии людей, которые также выступают как продукты их воображения и проявляются в разнообразных видах творчества, также давно интересуют ученых.

Когда-то философы, стремясь в кратком и емком определении отметить характерные для человека особенности, называли его по- разному: «человек прямоходящий», «человек мыслящий», «человек деятельный», «человек творящий». Не менее верно было бы называть его «человеком мечтающим» или «человеком с воображением». Во всяком случае воображение - это не менее характерное именно для человека свойство, чем, например, его прямохождение, творчество или мышление.

Наличие воображения у человека мы можем констатировать с очевидностью, поскольку большинство людей непосредственно обнаруживают его феномены в своем сознании и могут в той или иной форме сообщить о его содержании. Относительно наличия воображения у животных и, тем более о его содержании, мы можем судить только косвенно, так как никакими объективными данными на этот счет не располагаем.

Возможно, однако, судить о наличии воображении по продуктам, создаваемым живыми существами, предполагая, что то, что имеется в их воображении, воплощается или материализуется в соответствующих продуктах. Наблюдая за активностью животных и людей, мы действительно обнаруживаем материальные результаты их деятельности. Животные, как и люди, строят и оборудуют свои жилища, создают ловушки для других живых существ, изготавливают орудия. Если бы можно было определенно судить о наличии воображения как психического феномена только по материальным продуктам созидательной деятельности живых существ, то следовало бы признать существование воображения и у животных. Однако имеется иное, предложенное много лет назад объяснение подобной, кажущейся разумной деятельности животных. Оно апеллирует к инстинктам - врожденным, неосознаваемым и автоматически действующим программам поведения. Оно же исключает наличие воображения у животных, поскольку инстинкты регулируются на физиологическом уровне, а воображение - это чисто психологический и к тому же осознаваемый в своих высших проявлениях феномен.

Приступая к обсуждению воображения, необходимо дать ему более или менее точное научное определение - такое, которое, во-первых, охватило бы собой всю совокупность его проявлений у человека, во- вторых, подкрепило бы сформулированную выше мысль о его исключительной принадлежности человеку.

Воображение можно охарактеризовать как психический процесс порождения и преобразования образов, которые не соответствует тому, что в данный момент времени человек может воспринимать, или тому, что уже хранится в его памяти . Другими словами, продукты воображения не являются прямым отражением предметов и явлений, воспринимаемых человеком в данный момент или воспринятых им раньше (образы которых хранятся в его памяти). По этим признакам воображение как психический процесс отличается от процессов восприятия и памяти, с которыми оно тем не менее связано.

По метафорическому сравнению, сделанному в свое время С.Л. Рубинштейном , воображение - это «отлет от прошлого опыта». К этому можно добавить, что воображение - это также «отлет и от настоящего опыта», т.е. от того, что человек в данный момент непосредственно делает или воспринимает. Это, судя по его высказываниям о воображении, хорошо понимал и С.Л. Рубинштейн. Он писал о том, что воображение в собственном смысле слова имеет место только тогда, когда человек отвлекается от непосредственного восприятия реальной действительности или от процесса извлечения из памяти того, что в ней хранится, обращается к своему внутреннем опыту и начинает работать с ним, т.е. сознательно преобразовывать или переделывать его.

Тем не менее имеет смысл подчеркнуть отличия воображения как познавательного процесса от восприятия и памяти. Главные отличия воображения от восприятия состоят в следующем.

  • 1. Образ восприятия возникает в результате непосредственного воздействия воспринимаемого предмета на органы чувств человека. В отличие от этого образ, рождаемый воображением, напрямую не связан с теми сенсорными стимулами, которые в данный момент воздействуют на органы чувств человека.
  • 2. Образ восприятия отражает реальную действительность или конкретную обстановку, в которой человек находится. Воображение подобным образом с реальной действительностью и с обстановкой не связано и вообще, строго говоря, не является ее отражением. Оно, скорее, представляет собой отражение того, что в данный момент происходит в сознании (психике) человека. Это утверждение не означает, что образы воображения с реальной действительностью совершенно не связаны. Такая связь существует, но она другая по природе, чем связь образа восприятия с реально существующим миром.
  • 3. Образ воображения включает в себя элементы, которые не соответствуют свойствам реально существующих и воспринимаемых человеком объектов. Это иногда порождает иллюзию того, что образ воображения представляет собой не что иное, как набор известных, но необычным способом скомпонованных элементов. Так, раньше некоторые вульгарно-материалистически мыслящие философы и психологи, воинственно настроенные против идеализма, пытались представить воображение человека, сводя его образ к хорошо известным и простым элементам, обнаруживаемым во многих предметах и явлениях. При этом, однако, они забывали о том, что даже образ восприятия как целое к составляющим его элементам - ощущениям - не сводится: (см. рассуждения на эту тему в главе «восприятие»). Образ воображения тем более, и даже в большей степени, чем образ восприятия, содержит в себе много такого, чего в элементах, из которых он сложен, нет. Можно, конечно, признать, что отдельные элементы, из которых состоит любой образ воображения, представлены в реальной действительности. Однако, во-первых, в образе воображения они соединяются не механически и по-другому, чем в реальной действительности; во-вторых, в результате такого их творческого синтеза рождаются совершенно новые, неожиданные или эмергентные свойства образа воображения, которых нет и не могло быть в элементах, из которых формально состоит образ воображения. В качестве примера можно назвать фигуры, представленные на рис. 19.

Рис. 19.

На данном рисунке показано шесть из множества возможных фигур (форм), которые можно образовать из шести равнобедренных треугольников (эти формы показаны на рисунке сплошными линиями, в то время как внутренние границы, образованные треугольниками, из которых они составлены, изображены пунктирными линиями). Очевидно, что все эти фигуры (формы) разные, и идея ни одной из них не содержится в простых элементах - треугольниках, из которых они составлены. Если в качестве продукта воображения рассматривать именно форму, то также очевидно, что ни в каком смысле слова она не может содержаться в составляющих ее элементах. Следовательно, воображение не сводимо и не выводимо из элементов, на которые в конечном счете можно разложить любой образ воображения.

Современные физики, разделяющие атомистическое мировоззрение, возникшее еще в древности, признают, что все существующее на земле и, вероятно, за ее пределами, состоит из ограниченного набора разных по своим физическим свойствам элементарных частиц. Однако огромное разнообразие реально существующих предметов и явлений, их впечатляющие отличия друг от друга никак не объясняются тем очевидным и простым фактом, что все они состоят из одинаковых частиц. Точно так же вряд ли можно понять и объяснить различия в образах, рождаемых воображением человека, указывая лишь на то, что все они состоят из набора простых элементов.

  • 4. Образы восприятия всегда относятся к настоящему, т.е. к тому, что в данный момент окружает человека и воздействует на его органы чувств. Образы воображения подобными, вполне однозначными отношениями с пространством и временем не связаны. Они могут относиться к прошлому, настоящему или будущему. С помощью воображения человек может переместиться в любую точку пространства и далеко за пределами того, что он может реально воспринимать. Если пространство и время существования образов восприятия являются конечными и ограниченными, то пространство и время существования образов воображения представляются бесконечными и неограниченными.
  • 5. Образ восприятия возникает и изменяется в результате вариаций стимульного потока и активности сенсорных систем. Образ воображения возникает и меняется за счет других процессов, происходящих не в окружающей среде или органах чувств, а в центральной нервной системе. Ее активность инициирует, стимулирует и регулирует процесс воображения, в то время как аналогичный процесс, связанный с восприятием, в основном стимулируется и регулируется самим воспринимаемым объектом и получаемыми от него ощущениями.
  • 6. Образ, рождаемый и изменяемый воображением человека, не позволяет ему хорошо ориентироваться в том, что его непосредственно окружает, успешно адаптироваться к реальной действительности, в то время как образ, рождаемый восприятием, позволяет решать эту задачу.
  • 7. Если в момент восприятия сознание человека сохраняет непосредственный контакт с реальной действительностью (это происходит даже в случае зрительных, слуховых и других иллюзий), то во время «работы воображения» такой контакт практически отсутствует или является ослабленным.
  • 8. Если в процессе восприятия внимание человека в основном обращено на окружающий его мир, то в воображении внимание человека направлено на содержание самого процесса воображения или актуального сознания.

Рассмотрим основные отличия образа воображения от образа, извлекаемого из памяти человека. Эти отличия заключаются в следующем.

  • 1. Образ, извлекаемый из памяти человека, может содержать в себе только то, что уже хранится в памяти. Даже в том случае, когда воспроизведение информации по памяти является неточным или искаженным, чуждые элементы, не свойственные припоминаемому материалу, изначально берутся из хранилища памяти. В образе, рождаемом воображением, всегда имеется нечто такое, чего в памяти человека нет и быть не может. Это то, что он придумывает сам по ходу воображения.
  • 2. Образ, извлекаемый из памяти, является более или менее точной копией того, что человек когда-то запомнил и сохранил в памяти, в то время как образ, рождаемый воображением, в большинстве случаев не выступает не только точной копией, но даже приблизительным образцом того, что хранится в памяти человека. Существуют важные отличия образа, рождаемого воображением, от образа, извлекаемого из памяти, и они заключаются в следующем:
    • - в образе, рождаемом воображением человека, новые элементы играют ключевую роль, характеризуют сущность данного процесса, причем, чем больше таких элементов, тем лучше по качеству образ воображения;
    • - в памяти новые элементы играют несущественную и в основном негативную роль: чем больше таких элементов в образе, извлекаемом из памяти, тем хуже функционирует память человека.

Следующий вопрос, важный для понимания природы воображения, заключается в выяснении общего и различного в воображении и мышлении человека. Вид мышления, внешне и процессуально похожий на воображение, носит название «наглядно-образное мышление» (он вместе с другими видами мышления будет обсуждаться в следующей главе). Наглядно-образное мышление представляет собой процесс решения задач путем действий в уме с образами предметов. Речь, следовательно, идет именно о решении задач. То, что происходит в сознании человека, когда он пользуется соответствующим видом мышления, есть не что иное, как воображение или действия с образами предметов, представленными в нем.

Предлагая классификации видов воображения, психологи нередко называют среди них активное и творческое воображение, причем последнее в их представлениях мало чем отличается от образного мышления. Четкую грань между воображением и мышлением в этом случае провести действительно трудно, и соответственно можно признать, что творческое воображение и наглядно-действенное мышление человека в чем-то близки друг к другу. Тем не менее определенные различия между ними имеются и заключаются в следующем.

  • 1. Воображение в отличие от мышления не направлено на решение каких-либо определенных, осознаваемых человеком задач, на достижение заранее заданных целей, за исключением творческого воображения, о чем говорилось ранее.
  • 2. Приемы, с помощью которых создаются образы воображения, чаще всего отличаются от приемов, используемых в процессе мышления.
  • 3. Продуктом воображения всегда является некоторый образ, а продуктом мышления, в том числе образного, в большинстве случаев выступает не образ, а некоторая идея или мысль.

В своем воображении человек может представлять не только образы физических предметов, но и многое другое, например действия, переживания (эмоции). В связи с этим имеет смысл рассмотреть отличие реальных действий и переживаний человека от тех, которые представлены только в воображении. Реальные и воображаемые действия отличаются друг от друга следующими характеристиками.

  • 1. Реальное действие выполняется с помощью мышечных сокращений и расслаблений и сопровождается видимым перемещением в пространстве частей тела, движимых с помощью соответствующих мышц. Воображаемое движение присутствует только в сознании человека и, как правило, не сопровождается заметными сокращениями скелетных мышц ;
  • 2. Реальное действие почти всегда что-либо меняет в окружающем человека мире: или тот предмет, на который оно направлено, или обстановку, например взаимное расположение физических предметов пространстве. Воображаемое действие практически ничего в окружающем человека мире не меняет.
  • 3. Реальные действия людей участвуют в осуществлении какого- либо внешнего процесса, в то время как воображаемые действия относятся лишь к внутреннему, психологическому процессу.

Имеются также отличия переживаний (эмоций) человека, связанных с его реальной жизнедеятельностью, и переживаний, представленных в воображении. Эти отличия можно охарактеризовать следующим образом.

  • 1. Эмоции, участвующие в регуляции реального поведения человека, соотносятся с его актуальными потребностями - теми, которые он удовлетворяет или собирается удовлетворить, в то время как эмоции, составляющие содержание воображения, соотносятся только с так называемыми виртуальными потребностями - такими, которые актуализируются лишь в воображении человека, но реально не существуют .
  • 2. Эмоции, регулирующие текущую жизнедеятельность человека, возникают под влиянием сложившейся ситуации, воспринимаемой человеком, а эмоции, порождаемые процессами, происходящими в воображении, относятся не к реальной, а к представляемой или виртуальной деятельности человека. Следовательно, воображаемые эмоции так же не похожи на настоящие эмоции, как виртуальная (мыслимая) реальность не похожа на действительно выполняемую деятельность.
  • 3. Эмоции, соотносимые с осуществляемой человеком деятельностью, непосредственно регулируют ее, в то время как эмоции, возникающие в воображении, практическую деятельность человека не регулируют. На первый взгляд кажется, что они также участвуют в регуляции деятельности человека, но в действительности воображаемые эмоции управляют не деятельностью как таковой, а внутренними, психическими процессами или состояниями человека.

Существуют, наконец, определенные различия между реально выполняемой и воображаемой деятельностью. Они могут проявляться в следующем.

  • 1. Реально осуществляемая деятельность предполагает определенные практические действия человека, в то время как воображаемая деятельность с такими действиями напрямую не связана и может осуществляться без них.
  • 2. В своей реальной деятельности человек имеет дело с тем, что в данный момент воспринимается его органами чувств, в то время как воображаемая деятельность человека соотносится с тем, что происходит в его сознании (в воображении, в психике).

Из сказанного следует, что хотя между воображением и другими психическими процессами, а также между тем, что человек делает реально или только представляет в воображении, существуют определенные различия, эти различия отчетливо проявляются лишь в тех случаях, когда воображение и соотносимые с ним психические процессы рассматриваются в их крайних, противоположных друг другу формах или проявлениях. Если же мы имеем дело с промежуточными состояниями и продуктами психических процессов и деятельности человека, то различие между воображаемым и реальным уже не представляется столь же очевидным, как в случае сопоставления крайностей. Кроме того, воображение естественным образом включается во многие психические процессы и виды практической деятельности человека. Поэтому оно является неотъемлемой составляющей всей психики и всего поведения человека в целом и, подобно вниманию, с трудом отделимо от них.

Подводя итог, можно утверждать, что воображение - это особый психический процесс, отличающийся от других познавательных процессов, занимающий в определенном смысле слова промежуточное положение между ними, в первую очередь - между восприятием, памятью и мышлением. В воображении можно обнаружить элементы всех названных выше психических процессов, и, кроме того, воображение и эти познавательные процессы формально связывает тот факт, что все они имеют дело с образами. Однако между воображением и другими процессами и явлениями, изучаемыми в психологии, имеются существенные различия, что не позволяет сводить воображение к иным познавательным процессам, «растворять» его в них.

Помимо понятия «воображение» в психологии используются и некоторые другие понятия, близкие по содержанию. Это прежде всего фантазия и представление. В связи с этим имеет смысл уточнить различия, существующие между этими понятиями. Фантазия - это процесс, оторванный, как правило, от реальной действительности, не опирающийся на нее и не реализуемый в ней. Воображение, особенно активное и творческое, не только опирается на реально существующее, но и реализуется в нем, например в материальных или идеальных продуктах творческой деятельности людей. Фантазия - это процесс, не контролируемый разумом и волей человека, в то время как воображение, за исключением пассивного и неосознаваемого, находится под контролем сознания и воли. Понятие «воображение» шире по своему объему и содержанию, чем понятие «фантазия». Все процессы, связанные с фантазией, и ее результаты можно охарактеризовать как процессы и продукты воображения, в то время как далеко не все процессы и продукты воображения можно считать фантазиями.

С.Л. Рубинштейн, который наряду со многими его современниками пользовался понятием «представление», следующим образом определял его. Представление - это процесс воспроизведения чувственных образов восприятия. Если результатом представления является буквальное восстановление в сознании человека того образа, который хранится в его памяти, то представление следует относить к процессам памяти. Если же представленный в сознании человека образ отличается от того, который существует в памяти, содержит в себе новые элементы, которые включаются в него в процессе создания, то в данном случае представление правильнее относить к воображению, а не к памяти. Когда же представление возникает и формируется безотносительно к ранее воспринятому и сохраненному в памяти материалу, то оно является уже продуктом так называемого «чистого» воображения.

Представление, по С.Л. Рубинштейну, имеет свои особенности. Это «...воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте... Представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление» . В образе-представлении на первый план выступают и сохраняются в нем некоторые, наиболее существенные черты, которые связаны с его значением, а обобщенным значением обладает только слово, как понятие, используемое в мышлении. Следовательно, представление в форме процесса имеет отношение к мышлению человека.

Представление может стать образом не отдельно взятого (единичного) предмета, а целого класса или категории предметов. Представление - это не механическая репродукция (воспроизведение) образа восприятия или памяти. Оно является изменчивым, динамичным, обобщенным образованием, вновь создаваемым при определенных условиях и отражающим сложную внутреннюю жизнь личности. Под представлением чаще всего понимается способность человека изображать в своем сознании в виде образа какой-либо непосредственно не воспринимаемый объект. Данный объект может быть извлечен из памяти или сконструирован самим человеком, т.е. существовать лишь в его воображении.

Отсюда следует, что понятие «представление», как и термин «воображение», характеризует способность человека иметь или порождать образы в отсутствии стимулов, исходящих от связанных с ними объектов. В этом заключается то, что объединяет данные явления. Представление как процесс выходит за пределы образного содержания психики и распространяется на мысли, чувства и действия человека. Из такого понимания представления следует, что оно может выступать как частный случай воображения, а также как процесс или результат активности, связанной с различными сенсорными явлениями.

Специфика воображения как познавательного процесса состоит в том, что оно представляет собой чисто идеальный акт, не имеющий прямых и очевидных связей с действительностью. Соотношение воображения с реальной действительностью представляется, во-первых, не столь простым, как, например, связь ощущений с физическими, химическими и другими стимулами. Во-вторых, воображение может существовать в формах, напрямую не связанных с реальным материальным миром, например в виде галлюцинаций, сновидений и грез. В-третьих, воображение мало зависит от того, что в данный момент происходит в окружающем человека мире. Вместе с тем следует признать, что воображение - это процесс, который не полностью оторван от реальной действительности, но и не является простым ее отражением. Более того, человек только тогда может полностью «погрузиться» в свое воображение, когда он практически отключается от восприятия окружающей действительности. Об этом свидетельствуют случаи медитации, мечтаний и грез.

Воображение и материальные процессы могут взаимодействовать друг с другом, хотя это взаимодействие не имеет причинно- следственного характера. Многочисленные факты указывают на то, что воображение определенным образом связано, например, с физиологической активностью организма, с происходящими в нем процессами. В этом мы также в скором сможем времени убедиться на основе материалов, представленных в одном из следующих параграфов данной главы.

В заключение отметим, что относительно воображения, его научного понимания, точного определения, выделения видов и их классификации, прояснения связей с другими психическими явлениями, с поведением человека и многими другими вопросами, единства среди ученых-психологов еще меньше, чем в отношении других познавательных процессов. И это, несмотря на то, что интерес к воображению со стороны ученых существует уже не одну тысячу лет, а также на то, что изучению воображения посвятили свои труды многие известные ученые, представляющие несколько поколений людей. До сих пор еще в этой области научных психологических знаний остается немало сложнейших вопросов. Среди них можно назвать следующие.

  • 1. Где в нервных структурах мозга «локализовано» воображение?
  • 2. С какими физиологическими процессами, происходящими в мозге или организме в целом, связано воображение?
  • 3. Откуда человек берет материал для содержания своего воображения?
  • 4. Почему одни люди обладают, а другие не обладают богатым воображением?
  • 5. Чем можно объяснить индивидуальные различия людей по особенностям их воображения?
  • 6. Каким образом воображение связано с памятью, мышлением и другими психическими процессами человека?
  • 7. В какой мере воображение определяет реальное поведение человека?
  • 8. Можно ли развивать воображение у человека, в частности у детей, которые богатым воображением с детства не обладают?
  • 9. Какими методами можно объективно изучать и каким образом практически оценивать воображение человека?
  • 10. Чем определяется содержание галлюцинаций или сновидений человека?

Эти и другие подобные вопросы будут частично обсуждаться в следующих параграфах главы, но без расчета на то, чтобы получить на них точные и полные ответы.

  • Раньше этот процесс называли «представлением» или «представливанием». Принципиальной разницы между воображением и этими двумя названиями нет. Мы, например,часто пытаемся что-либо вообразить или представить, понимая под этим одно и то же.В настоящее время трудно, однако, сказать, почему современные психологи предпочитают пользоваться именно термином «воображение», а не «представление», хотя последнее название встречается в некоторых сравнительно недавно опубликованных научныхработах.
  • См. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. М„ 1989.
  • В действительности такие сокращения происходят, но они осуществляются подсознательно и, кроме того, практически незаметны извне. Примером воображаемых движений, сопровождающихся едва заметными сокращениями соответствующих групп мышц,являются идеомоторные акты. Связанные с ними движения могут извне восприниматьтолько специально обученные, тренированные люди.
  • Исключение составляют лишь потребности, которые представлены в подсознании человека и могут получать через воображение частичное удовлетворение. О них в свое время писал 3. Фрейд, доказывая существование неосознаваемых мотиваций, а также рольсновидений, воображения и грез в удовлетворении неосознаваемых влечений.
  • Там же. С. 306.

Воображение (фантазия)* – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Как и мышление, воображение относится к высшим познавательным процессам, возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека.

* В психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» рассматриваются как синонимы.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Воображение - необходимое условие поисковой творческой деятельности. Это способствует концентрации умственной сосредоточенности, повышает интенсивность внимания. Поэтому говорят о познавательной функции воображения. Воображение осуществляет также антиципирующую функцию в познании и деятельности. Это проявляется в предвосхищении результата какого-либо поступка. Почти вся человеческая материальная и духовная культура – продукт воображения. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Регуляторная функция воображения заключается в том, что оно создает определенный настрой личности на то, что должно произойти, и ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует хотя бы частичному удовлетворению многих потребностей, снятию порождаемой ими напряженности.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от него. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

Воображение играет значительную роль в составлении плана и программы предстоящих действий. Функция планирования и программирования позволяет человеку творить, разумно направлять и управлять деятельностью. Воображение выступает как нужный элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда в тех случаях, когда ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение играет огромную роль и в преобразовании окружающей нас действительности, выполняя важнейшую контрольно-корректирующую функцию. На основе деятельности воображения человек может предвидеть ход тех или иных событий, изменение явлений, течение процесса, может ожидать результат своих действий, поступков, а в речевом общении – то, какое влияние будет оказывать его высказывание на собеседника, и то, что скажет и сделает собеседник. В случае необходимости деятельность воображения может быть направлена на умение заметить ошибки и их исправление.



И, наконец, нельзя не отметить эмоциональную функцию воображения. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. При помощи воображения человек может хотя бы частично удовлетворить многие потребности, снять напряженность. Особенно это проявляется в работе людей творческих профессий - артистов, художников. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Сказанное свидетельствует о том, что деятельность воображения очень близка к мышлению. Эти процессы теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Но это разные психические процессы. Задача воображения – преобразовывать прошлое в новое. Задача мышления – обобщенное и опосредованное познание, основанное на установлении связей между предметами и явлениями. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особое значение в создании его образов имеет мировоззрение, общая направленность личности их предметному воплощению. Посредством воображения человек получает возможность управлять восприятием, памятью, высказыванием. Таким образом, оно приобретает побудительное значение, способствуя активизации деятельности.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Виды воображения

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты

Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезы

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального человека.

Сновидения

Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным . Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Воссоздающее и творческое воображение

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Реалистическое воображение

Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра — сказок, научной фантастики, “фэнтази”.

При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего , идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.

Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки); акцентирование - подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины); агглютинация - соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки). Специфика процесса воображения состоит в том, что они не воспроизводят определенные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание нового — материальных ценностей, научных идей или .

Взаимосвязь воображения и творчества

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь”.

Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Воображение- это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.

В широком смысле – процесс оперирование образами.

Роль воображения

1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед

2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.

Функции воображения

1.Образное представление действительности.

2.Регуляция эмоционального состояния.

3.Регуляция поведения.

4.Формирование внутреннего плана действий.

5.Планирование и программирование действий.

Воображение связано с памятью и мышлением.

Физиологический механизм

Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются и перегруппируются нервные связи в новые системы.

Связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.

Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.

Этапы воображения – анализ, синтез.

Факторы, влияющие на воображение :

1.Богатство опыта.

2.Особенности нервной деятельности.

К чертам личности, связанными с воображением относятся:

1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.

2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы,свойственна деятельным и волевым натурам.

3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.

Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет.Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.

Виды воображения

По степени активности: пассивное, активное

По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное преднамеренное воображение:

1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта, которое соответствовало бы описанию.

2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение.

3.Мечта – самостоятельное создание новых образов.

Отличие мечты:

1.В мечте создается образ желаемого.

2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.

3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас.

4.Мечты иногда реализуются.

Пассивное преднамеренное воображение или грезы

Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

Непреднамеренное пассивное

1.Сон

2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

Похожие статьи