Влияние недостатка освещения на развитие близорукости. Презентация на тему "Зависимость физических параметров учебной среды на освещённость рабочего места" Хорошее освещение на рабочем месте

20.07.2019

Введение

Российское государство проявляет неустанную заботу о здоровье учащихся, обеспечении безопасных и высококачественных условий обучения, ликвидации профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Дальнейшее улучшение условий обучения требует улучшения качества контроля над соблюдением действующих норм по технике безопасности.

В правилах, нормах, инструкциях, стандартах и других документах, установленных в законном порядке, изложены требования техники безопасности, подлежащие выполнению в процессе проектирования, строительства и эксплуатации сооружений.

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время бо­лезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Зрение – какая важная тема. Но также интересно, почему у некоторых моих одноклассников хорошее зрение, и на какой бы парте они не сидели, видят они хорошо, а почему, те, кто раньше хорошо видел, теперь носит очки? Может быть, дело в неправильной посадке или плохом освещении? Меня заинтересовала эта проблема, и я решила ею заняться.

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Приближенный процент ненормального зрения среди лиц разного возраста по стране представлен в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1.

Возрастная группа

Процент лиц с недостатками зрения

Новорожденные

Учащиеся средней школы

Учащиеся институтов

Наиболее ранимые возрастные группы школьников - дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза.

У детей, обучающихся в 1 классах, состояние зрения ухудшается в 2 раза.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты. Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт. Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

Цель работы

Целью работы было исследовать влияние освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Для этого мною были исследованы на достаточность освещенности кабинеты в нашей школе.

Объекты исследования

Объектами исследования были кабинеты: № 32 – немецкий язык, № 35 – математика; № 23 – географии; № 34 – химия, биология; № 26 – русский язык, № 24 – физика.

Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые).

Методика проведения работы

При изучении характера освещения кабинета я измеряла площадь окон, полового покрытия, рассчитывала коэффициент заглубления, чтобы составить полную картину естественной освещенности. Для расчёта искусственной освещённости мне потребовались данные о том, сколько в кабинете лампочек, и какая у них мощность. Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.

Таблица 2: типы освещения

Тип освещения

Характеристика

Естественное

Освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

Искусственное

Освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп – газозарядных,

люминесцентных или накаливания.

Совмещённое

Освещение, при котором недостаточное естественное дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

2)достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Ксв);

4) достаточный коэффициент заглубления (К).

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

1)Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

(частота окон).

2)Размер простенков, высота расстояния от потолка до верхнего края окна;

3)Окраска интерьера помещения;

4)Расстановка и окраска мебели;

5)Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

Введение в исследовательскую работу:

Сейчас мы постараемся не только проверить достаточность освещённости школьного помещения, но и проанализировать результаты, и поговорим о том, какие меры нужно принять для устранения каких-либо недостатков.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам.

Лампы дневного света - у них световой спектр ближе к естественному свету.

Но, безусловно, естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зренья . В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам.

Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения.

Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи. Давайте вдумаемся в эти цифры, все ли окна в кабинетах школы регулярно моются не только с внутренней, и с внешней стороны? Следит ли кто-нибудь за тем, замерзают окна в кабинетах или нет?

И предпринимают ли какие-нибудь меры, ведь вдумайтесь, если даже в кабинете достаточно естественной освещённости, а окна на зиму замерзают, то в худшем случае мы можем потерять почти весь солнечный свет равный примерно 80%, а если к тому же окна грязные, то всего ничего останется для нас. На освещённость в школьном кабинете влияет и растительность.

Гигиенически недопустимо ставить на окна цветы, украшать их декоративными изделиями (макраме и т.д.), закрывать плотными шторами.

Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Недопустимо применение в интерьере тёмных цветов; а вот красный цвет можно использовать только в качестве сигнальных обозначений.

Согласно исследованиям дети разного возраста предпочитают для оформления классов разные цветовые гаммы. Желательный цвет стен в нашей школе трудно рассчитать, ведь у нас в одном кабинете занимаются как малыши (5класс), так и старшеклассники (11класс).Но ведь по гигиеническим нормам для учеников младших классов необходимы «тёплые тона» (оранжевый и жёлтый), для средних классов рекомендованы оттенки зелёного, а вот для старших классов «холодные тона» (голубой, серый).

А на окна лучше вешать тюль, она пропускает больше света, чем шторы (так, как она менее плотная, но каждый кабинет нужно рассматривать в отдельности, ведь если в кабинете превышены нормы естественной освещенности, то нужно вешать не тюль, а плотные шторы).

Обои классной комнаты должны быть светлыми, не отвлекать внимание учащихся от занятий.

Вообще, очень много факторов влияют на освещённость в классе.

И для каждого кабинета должно подбираться всё лучшее.

Часть 1. Исследование кабинетов

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные, восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, информатики

Таблица: Ориентация окон (нормы)

Помещения

Ориентация окон (для умеренной зоны)

оптимальная

допустимая

Классные

комнаты

ЮГ, ВОСТОК, ЮГО-ВОСТОК

Не больше 25% на юго-запад и запад

Ориентация окон помещений относительно сторон света оказывает существенное влияние на уровень освещенности. Наибольшая освещенность в первой половине дня во всех широтах наблюдается при восточной и южной ориентации окон.

Таблица №: сводная таблица исследования кабинетов

Ориентация окон

Естественная освещённость

Искусственная освещённость

Коэффициент заглубления

Немецкий

Юго-восток

0,25

1516,5 Вт/м 2

Математика

Северо-Зап

0,25

2340Вт/м 2

География

Юго-восток

0,25

1200 Вт/м 2 ,

2160Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1000 Вт/м 2 ,

2241Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1200 Вт/м 2 ,

2257,65 Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1863 Вт/м 2

Пояснение : в столбце искусственная освещенность первая цифра показывает фактическое освещение, а через запятую то количество искусственной освещённости, которая необходима; в столбце естественная освещённость первая цифра обозначает фактическую величину, а вторая величину, соответствующую гигиеническим нормам.

ХОД ИСЛЕДОВАНИЙ:

1) Определить ориентацию окон всех классных комнат, сравнить полученные данные с гигиеническими нормами (табл. 1).

2) Определить достаточный коэффициент естественной освещенности.

Определить площадь застеклённой поверхности всех окон класса;

3) Определить достаточность искусственного освещения.

Искусственное освещение равно: удельная энергомощность лампочек умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

ФИО – это

верхнего края окна над полом делённого на глубину помещения.

Данные по измерению кабинетов:

Кабинет немецкого языка №32

Отсюда, S пола =33,7 м 2

S окон =10,8 м 2

В кабинете три окна, значит исходя из того, что площадь одного окна ровна 3,6 метра, площадь всех окон равна10,8 м 2

Кабинет физики №24:

Отсюда, S пола = 49,8 м 2

S окон = 12 м 2

Кабинет русского языка №26:

5,80метров

Отсюда, S пола =50,17 м 2

S окон =12 м 2

Кабинет химии №34:

Отсюда, S пола =41,4 м 2

S окон =12 м 2

Кабинет математики №35:

Отсюда S окон=9 м 2

S пола=52,9 м 2

Кабинет географии №23:

Отсюда, S пола =48 м 2

S окон =12 м 2

Формулы расчётов:

К(световой) =Sокон /Sпола

Гигиеническая норма 0,25.

А при расчётах коэффициента световой энергии я получила следующие результаты:

Кабинет №32 К(световой) =10,8 м 2 /33,7 м 2 =0,32

Кабинет №24 К(световой) =12 м 2 /49,8 м 2 =0,24

Кабинет №26 К(световой) =12 м 2 /50,17 м 2 =0,24

Кабинет №34 К(световой) = 12 м 2 /41,4 м 2 =0,28

Кабинет №35 К(световой) =9 м 2 /52,9 м 2 =0,17

Кабинет №23 К(световой) =12 м 2 /48 м 2 =0,25

Искусственное освещение равно : удельная энергомощность лампочек умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

ФИО – это число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

К заглубления = высота верхнего края окна над полом делённая на глубину помещения.

Выводы к каждому кабинету:

Вывод к кабинету немецкого языка №32:

При норме достаточного коэффициента естественной освещённости ровном 0,25 в кабинете немецкого языка световой коэффициент равен 0,32.

Значит, в этом кабинете достаточная естественная освещённость превышает норму.

Хорошо это или плохо?

Безусловно, хорошо. Но излишнее проникновение солнечных лучей нежелательно (свет сильно светит в глаза и мешает).

И всё же это хорошо, ведь естественная освещённость благоприятно влияет на самочувствие не только детей, но и учителей.

И даже недостаток искусственной освещенности может заполнить преобладание естественной. Но вот утром, когда солнышко светит не ярко, нам в кабинетах просто необходимо искусственное освещение, в частности простые лампочки накаливания. В кабинете немецкого языка имеется четыре лампочки, с белыми плафонами, мощностью 150Вт, горят все четыре.

Определяем достаточность искусственной освещённости (И.О), которая может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания. А для того, чтобы в данном кабинете (не без малых погрешностей) определить достаточность освещения, необходимо знать удельную энергомощность

(УЭМ) для этих типов лампочек, (но люминесцентные лампы отсутствуют в нашей школе). Удельная энергомощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 метр 2 площади помещения. Для ламп накаливания УЭМ равно 45Вт на 1 м 2 .Обычная мощность ламп определяется типом ламп. Специально для школ выпускаются люминесцентные светильники мощностью 40 и 80 Вт, они дают возможность обогащения светового потока биологически активными ультрафиолетовым излучением. Мощность ламп накаливания, применяемых в школе, должна быть не менее 300 Вт. Но в нашей школе нет таких лампочек вообще. И к этой теме мы ещё вернёмся.

Так, как окна в этом кабинете выходят на юго-восток, что соответствует нормам, значит, в первой половине дня здесь хорошая освещённость. Что, конечно же, положительно влияет на учёбу, ведь в основном мы занимаемся в первой половине дня. И, правда, приятные лучи солнышка хорошо влияют на глаза, да и успокаивают нервы. Ребята из 5-ых классов тоже приходят на уроки немецкого языка, и если во всех кабинетах будет так ярко светить солнце, то всем будет приятно в них находиться. Но, конечно, если солнце будет светить в глаза, то это будет создавать неудобства, именно по этому для каждого кабинета должны индивидуально подбираться шторы. Поэтому в кабинет немецкого языка лучше повесить плотные шторы.

Светло-голубой цвет стен хорошо сочетается со школьной мебелью.

По гигиеническим нормам на 1м 2 поверхности класса нужно 45Вт. Значит, для того чтобы осветить поверхность класса, площадь которого равна 33,7 м 2 ,

нужно 1516,5 Вт/м 2

(45Вт? 33,7 м 2 =1516,5 Вт/м 2)

Но это то количество ватт, которое необходимо, а что же на самом деле? А фактически мы имеем всего 600 Вт/м 2

(ФИО = 4?150 = 600 Вт)

ФИО в кабинете немецкого языка в два с половиной раза меньше нормы.

В два с половиной раза меньше нормы, не слишком ли много? И нужно ли увеличить? Даже учитывая то, что естественная освещённость превышает норму, но, всё же проведя уроки в кабинете можно понять, что освещённость в этом кабинете не нужно увеличивать, с другой стороны опять же утром естественного света мало.

Даже неокруглённый коэффициент заглубления больше нормы, что положительно сказывается на общей освещённости, и это очень хорошо.Вообще, кабинет производит очень хорошее впечатление.

Много света (так как окна выходят на юго-восток). Шторы идеально подходят для класса (плотные), чтобы, когда необходимо, можно было уменьшить проникновение светового потока.

Окраска мебели удовлетворяет гигиеническим нормам. Естественного освещения достаточно, но искусственного недостаточно, поэтому его нужно увеличить. Конечно, желательно поставить в кабинет люминесцентные лампы, кабинет сам по себе длинный и для него будет легче подобрать именно люминесцентные лампы, тем более понадобится совсем не большое количество. Осмотрев кабинет, я могу с точностью сказать, что гигиенические требования выполняются, окна чистые, кабинет проветривается. В кабинете часто цветут цветы, поэтому можно сказать, что атмосфера в кабинете приятная, успокаивающая.

В кабинете созданы все условия (кроме искусственного освещения) для создания спокойной рабочей атмосферы.

Выводы к кабинету математики № 35:

Получается, что кабинет расположен так, что окна выходят на северо-запад. Значит, исходя из этого, мы можем предположить, что естественного освещения будет не хватать.

Так как нормой светового коэффициента является? , но у нас получилось 0,17, значит, в этом кабинете недостаточный световой коэффициент.

Фактически мы имеем всего 1000Вт, но для этого класса необходимо 2340Вт, а имеется почти в полтора раза меньше.

(ФИО = (6 ? 150) +100 = 1000 Вт/м 2)

(45Вт? 52 м 2 = 2340Вт/м 2)

Значит, в классе не хватает как естественного, так и искусственного света.

В этом кабинете проводятся не только занятия по математике, но и по другим предметам. Например, у 9«б» класса часто проходят уроки черчения, отсюда следует, что обязательно нужно улучшить искусственную обстановку в этом кабинете, потому что недостаточная освещённость может отразиться на зрении детей. Что нельзя допустить, потому что в этом классе (как и в других) имеются ребята с проблемами зрения.

ФИО будет составлять (6 ?300) + 300 = 2100Вт.

Именно тогда фактическая освещённость приблизится к гигиенической норме.

Я считаю, что в определённые кабинеты, в которых сильная недостаточность естественного освещения, можно установить специальное освещение. Так как в этом кабинете световой коэффициент составляет всего 0,17 , а должно быть по норме 0,25 , то мне кажется, что этот кабинет нуждается в специальных школьных светильниках.

При норме 0,5 получилось всего 0,4, это значит, что не могут окна такого размера осветить помещение, глубина которого 6 метров.

Выводы к кабинету географии №23:

Юго-восточная сторона это хорошо по гигиеническим нормам, значит, в кабинете должна быть хорошая естественная освещённость. Окна относительно чистые. На окнах висит тюль, что не мешает проникновению солнечного света. Получилась норма, значит, в этом кабинете абсолютно точно рассчитано естественное освещение. Может быть, в это заслуга не только хороших окон, но и то, что окна кабинета выходят на юго-восточную сторону.

(45Вт?48 м 2 = 2160Вт/м 2) (ФИО = 150 ? 8 = 1200Вт.)

Значит, для освещения кабинета географии нужно 2160Вт, а фактическое искусственное освещение равно 1200Вт, это почти в два раза меньше, чем требуется. Отсюда следует, что дети будут недополучать света утром. А ведь работа проводиться и с картами, атласами, в этом кабинете, впрочем, как и во всех очень важную роль играет освещение.

ФИО будет = 300 ? 8 = 2 400Вт

И тогда даже будет превышать норму, но можно сделать два выключателя, для того, чтобы 7 лампочек были присоединены к одному, а одна к другому. Или увеличить мощность семи лампочек, а одну оставить без изменения. Тогда ФИО будет равно

(7? 300) + 150 = 2250

Что, мне кажется, будет вполне нормально.

При норме 0,5 К з (коэффициент заглубления) в кабинете математики он составляет 0,3 , что меньше нормы.

Это тоже влияет на общую ситуацию с освещённостью.

Это единственный кабинет (из проверенных), в котором норма естественного освещения составляет 0,25.

Но вот искусственное нужно увеличить.

Выводы к кабинету физики №24:

Северо-западная сторона это не очень хорошо для кабинета физики.

Норма светового коэффициента почти ровна норме (0,24).

Искусственное освещение, которое требуется для данного кабинета недостаточно, ведь фактическое освещение составляет всего лишь 1000Вт/м 2 , а для этого кабинета нужно 2241 Вт/м 2 .

Желательно увеличить количество лампочек в кабинете.

Коэффициент заглубления в данном помещении равен 0,4 при гигиенической норме 0,5. В классе хорошо подобранны тона, шторы.

Выводы к кабинету химии №34:

Окна кабинета выходят на северо-запад, что нежелательно. Норма светового коэффициента превышает норму (норма 0,25) и составляет 0,28. Для этого класса это совсем неплохо, ведь он больших размеров по сравнению с остальными.

Но вот фактическое искусственное освещение почти в два раза меньше нормы. Для кабинета необходимо 1863 Вт/м 2 , а вот на самом деле 900 Вт/м 2 .

Рекомендуется, как и в предыдущих случаях, увеличить число лампочек. Ведь даже, несмотря на то, что естественная освещённость превышает норму утром, когда солнце ещё не светит ярко, нам необходима искусственная освещённость, а в таком случае (искусственная слишком мала) не удастся получить достаточной освещённости кабинета.

Коэффициент заглубления практически в норме, он составляет 0,4.

Класс очень светлый и тёплый, хорошо подобранны шторы.

Выводы к кабинету русского языка №26:

Уровень естественной освещённости практически равен норме, он составляет 0,24. Но вот искусственная освещённость портит картину, она почти в два раза меньше нужной, и составляет 1200 Вт/м 2 .

2 часть. Уровень зрения в нашей школе.

По данным ежегодной медицинской проверки учащихся по 5,7,9,11 в нашей школе 23 человека имеют проблемы со зрением, из них:

5,9,11 классы - 11 человек

7 классы - 12 человек

Диаграмма №1: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2002год

Вся школа (дети с недостатками зрения)-48 %

Только 7-ые классы- 52%

Возьмём проверку за 2004 год (чётные классы) и уже знакомые нам 7-ые стали 9-ыми, посмотрим на диаграмму (2), на которой 9-е классы 9 человек с нарушениями зрения, а по всей школе 13 человек и опять самое большое количество приходится на эти классы.

Диаграмма 2: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2004год

Вся школа - 31%. И уже 9-ые классы-69%

Но ведь не только в школе дети могут приобрести проблемы зрения, на это влияет и наследственность, и предрасположенность, чтение лёжа, нарушение осанки, не соблюдаются гигиенические нормы, как, например: антропометрия, это несоответствие школьной мебели к росту ребёнка (стандарту). Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным, мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела, учебный процесс для ребенка - это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения.

Часть 3. Заключение

Проведя исследование освещения школьных помещений, я пришла к выводу, что недостаток освещенности напрямую влияет на остроту зрения учащихся и учителей. У большинства учащихся зрение ухудшается в периоды с 1 по 3 класс и с 7 по 8 классы (по данным медицинского учреждения). Мы должны уже сейчас задуматься, как можно изменить обстановку, сложившуюся с освещением школьных помещений, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения у учащихся.

В связи с этим желательно использовать следующие цвета красок:

· для стен учебных помещений – светлые тона желтого, беж, розового, зеленого, голубого;

· для мебели (парты, столы) - цвета натурального дерева или светло-зеленого;

· для доски – темно- зеленый, темно-коричневый;

· для дверей, оконных рам - белый (отражает до 90% света).

Установлено, что при разном цвете доски и фона скорость различения символов замедляется в 1,5- 2 раза (сказывается цветовая переадаптация).

– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз

Приложение:

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Список используемой литературы:

1)А.Смитт, К.Хондерсен, Изучаем физику.- М., «Росмэн»,

2)Большая книга экспериментов.- М., «Росмэн».

3)Епашников М.М. «Электрическое освещение» -Л., Просвещение.

4)Долин П.А., «Справочник по технике безопасности»-М.

5)Кузнецов Б.В.,«Историческая личность» -М.

6) «Энциклопедия», М., «Росмэн»

7) Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.

8)Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970

Для полноценной зрительной работы важно хорошее освещение рабочего места. Оптимальные условия создаются при достаточном по силе и равномерном естественном освещении, в соответствии с действующими нормами минимальная освещенность рабочего места должна соответствовать 600 люкс, оптимальная - 800-1 200 люкс.

Наиболее физиологичен естественный дневной свет, поэтому желательно, чтобы в рабочем помещении, где вы трудитесь, отдыхаете, тренируетесь, были большие окна.

Чтобы дневной свет беспрепятственно проникал в классную комнату, оконные стекла необходимо содержать в чистоте, не ставить на подоконники высокие цветы, громоздкие предметы; для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей окна лучше всего занавешивать светлыми шторами.

Естественная освещенность классной комнаты зависит от степени отражения дневного света от стен, потолка, мебели. Поэтому отражающие поверхности обычно окрашивают в светлые тона: потолок и оконные рамы - в белый цвет, панели и мебель - в светло-серый с примесью желтого или палевый.

Значительную часть зрительной работы, особенно в осенне-зимний период, вы выполняете при искусственном освещении. Поэтому оно должно быть правильно устроено и обеспечивать достаточное количество равномерного света.

Рабочее место должно освещаться настольной лампой мощностью не ниже 60 ватт, так как меньшая мощность дает недостаточно света, а более сильная вызывает ослепление. При этом лампу надо располагать так, чтобы свет от нее падал с левой стороны, ничем не затемнялся, а глаза оставались бы в тени. Ставить мощный источник света сзади нельзя, так как при этом тень, падающая от вашего тела, будет затемнять рабочую поверхность.

Следите за тем, чтобы расстояние от до рабочей поверхности было не менее 30-35 сантиметров. Это не потребует от вас сильного зрительного напряжения и позволит сидеть за партой или столом не наклоняясь.

Текст книги, рисунок или наглядное пособие должны быть достаточно контрастны с фоном - бумагой, доской и т. п. Поэтому цвет бумаги, уровень печати и ряд других подобных «мелочей» играют далеко не последнюю роль. Так, например, темная буква лучше всего видна на белом, хуже - на сером и еще хуже на черном фоне. Поэтому советуем пользоваться белой писчей бумагой и темными чернилами.

Сегодня телевидение стало одним из самых доступных источников информации, а для некоторых взрослых и детей - основным досугом. Порой передачи настолько увлекают человека, что почти не оставляют времени для чтения, посещения кино, театра, концертов, выставок, общения с друзьями, занятий . Многочасовой просмотр отрицательно сказывается на , приводит к значительным нагрузкам на орган зрения, а иногда способствует и нарушению осанки.

Исследования, проведенные в Киевском научно-исследовательском институте общей и коммунальной гигиены(показали, что смотреть телевизор школьникам следует не более получаса, затем необходим 30-40-минутный перерыв. Если же проводить у экрана по 3-4 часа в день, заметно снижается восприятие передачи, наступает зрительное , отмечается расстройство сна, нередки головные боли.

На основе комплексных исследований разработаны рекомендации по наиболее рациональному просмотру телевизионных передач. Так, детям младшего школьного возраста рекомендуется смотреть только специальные программы общей продолжительностью не более одного часа в день и не чаще двух раз в неделю, старшеклассникам - до двух часов в день, но не чаще 3 раз в неделю. Ни в коем случае нельзя поддаваться искушению посмотреть еще «только одну телепередачу», отдавая в жертву экрану чтение художественной литературы, занятия спортом, игры на свежем воздухе.

Нельзя подсаживаться к экрану сразу после возвращения из , так как за время занятий вы устали, а просмотр телепередачи - это дополнительная нагрузка, она еще более усугубляет утомление. Вернувшись из школы, поиграйте на свежем воздухе, приготовьте уроки и только после этого можете посмотреть одну телепередачу.

Сидеть перед телевизором следует на расстоянии, равном примерно 8-10 его размерам по высоте, т. е. не ближе 2,5-3 метров от экрана (но не далее 5 метров) и обязательно прямо перед ним, так как на более близком расстоянии глаза из-за мельканий изображения быстро устают, а электрическое поле, создаваемое телевизионным приемником на расстоянии до 0,5 метра, превышает допустимую норму. Экран при этом должен находиться примерно на уровне глаз сидящих зрителей или чуть-чуть ниже.

Смотреть телепередачи в темноте не рекомендуется. Комната должна быть неярко освещена, для чего лучше всего использовать настольную лампу или торшер с лампочкой мощностью в 40-60 ватт и располагать их так, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался на экране. В противном случае наступает зрительное утомление из-за большой контрастности яркого изображения и темного фона. Не следует также смотреть телевизор лежа. И, разумеется, просмотр телепередач не должен мешать сну и отдыху. Звук должен быть умеренным, а изображение - четким. Лучше намечайте накануне конкретный план просмотра телепередач. А в незапланированные часы возьмите себе за правило совсем не подходить к телевизору. Ведь от этого зависит и ваше , и ваше здоровье в целом.

Зрение – это бесценный дар, подаренный нам природой. «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира», писал А. М. Горький. Человек с помощью зрения получает 90% информации. Быстрое ухудшение зрения - одна из самых серьезных проблем во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения состояния здоровья детей в России – серьезная проблема. Пик ухудшения состояния здоровья ребенка приходится как раз на школьный период от 7 до 17 лет. Среди первоклассников нарушение зрения имеют 4% детей, а среди выпускников уже 40%.

Факторов, которые приводят к нарушению зрения достаточно много. Важнейшее значения для гигиены зрения имеет правильное освещение. Постоянный недостаток света при работе может привести к нарушению зрения. Так как ученики проводят большую часть дня в школе, где влияние компьютера и телевизора сведено до минимума, мы предположили, что недостаточная освещенность школьных помещений может быть причиной ухудшения зрения школьников. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Цель работы: Провести гигиеническую оценку естественной и искусственной освещенности классов и соответствие их нормам СанПин.

Задачи:

  1. Проанализировать данные по заболеваниям органов зрения среди учащихся школы по результатам медицинских осмотров;
  2. Провести анкетирование среди родителей и учащихся по вопросам причин нарушения зрения;
  3. С помощью расчетных методов определить уровень естественной и искусственной освещенности в классах и сравнить их с гигиеническими нормами;
  4. Сделать выводы по результатам исследования;
  5. Разработать практические рекомендации по профилактике заболеваний органов зрения для учащихся, родителей и педагогов.

В качестве объекта для своих исследований мы выбрали кабинеты 215, 216, 214, 409, 404,115,116. Предметом исследования является уровень искусственного и естественного освещения.

Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы :

  • теоретический – анализ литературы по данной проблеме;
  • анкетирование;
  • статистическая обработка данных медицинских осмотров;
  • расчетные методы определения уровня естественной и искусственной освещенности.

1. СТРОЕНИЕ И НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Проанализировав данные ежегодных медицинских осмотров в нашей школе мы обнаружили, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих те или иные нарушения зрения (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели нарушения зрения по школе в сравнении с городскими показателями

Самым распространенным видом нарушением зрения у учеников нашей школы является близорукость (8-10%).

Приведенные цифры свидетельствуют о том, зрение школьников ухудшается. Чтобы рассмотреть причины такой ситуации нами были изучены различные источники, в том числе и интернет. Среди ведущих факторов, приводящих к нарушению зрения были выделены следующие:

  • Длительное пребывание у телевизора или за компьютером;
  • Нарушение гигиены зрения (чтение лежа или в транспорте, компьютерные игры);
  • Неполноценное питание (нехватка в рационе овощей, содержащих витамин А, который входит в состав зрительного пигмента);
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение режима освещенности рабочего места.

Для изучения мнения родителей по данному вопросу мы провели анкетирование. Всего в опросе принимали участие 38 родителей учеников с 5по8 класс. На диаграммах показано распределение результатов.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования родителей

Из диаграмм видно, что по мнению родителей до школы у большинства детей не было проблем со зрением, а за период обучения в школе у многих зрение ухудшилось. Среди факторов, которые могут стать причиной нарушения зрения 94% родителей выделили вредное влияние компьютера и телевизора, наследственную предрасположенность -30% и недостаток освещенности -27%.

Примерно такие же результаты получены и при опросе учеников 9 классов (Таблица 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся

Количество опрошенных

Нарушение зрения

до школы, %

Нарушение зрения

за период обучения, %

Да

Нет

Да

Нет

Из таблицы видно, что сами школьники считают, что зрение за период их обучение в школе ухудшилось. Факторами, влияющими на зрение большинство также отметили влияние компьютера (52%), наследственность (19%), плохое освещение (29%). Кроме этого ученики высказали свое мнение и отметили причинами ухудшения зрения белый цвет школьной доски в некоторых классах, который вызывает перенапряжение и усталость глаз.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОСВЕЩЕНИЯ И МЕТОДОВ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Существует три типа освещения помещений естественное, искусственное и комбинированное.

Естественное освещение - освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

Ориентировочными показателями о состоянии естественной освещенности являются световой коэффициент и угол падения.

Световой коэффициент – это отношение площади световой (застекленной) поверхности всех окон к площади пола. Нормы для классов ¼-1/5.

Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую поверхность (парту). Чем больше угол, тем лучше освещенность. В данной работе измерение угла падения проводили на 4 парте в среднем и самом удаленном от окна ряду. Для определения угла падения определяют высоту стола, на окне делают отметку найденной высоты и определяют расстояние по горизонтали до центральной точки рабочего места(а) и по вертикали –до верхнего края окна(в). Отношение угла падения. С помощью таблицы натуральных значений тригонометрических функций определяют угол падения. В норме угол падения 27 ο на самом удаленном от окна рабочем месте.

Для прямого определения уровня освещения используют люксметр, с помощью которого определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО). Это отношение естественной освещенности в данной точке помещения (е) к одновременно замеренной горизонтальной освещенности на открытом месте (Е). Для определения КЕО замеряют освещенность на самом удаленном от окна рабочем месте и снаружи в защищенной от прямых солнечных лучей точке. Измерения проводят одновременно. Минимальный КЕО в классах не должен быть менее 1,25%.

КЕО= е/Е х100%

Искусственное освещение - освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп - люминесцентных или накаливания.

Для расчета искусственной освещенности определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами.

Удельная мощность - это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м 2 площади помещения. По гигиеническим нормам на 1 м 2 площади необходимо 25 Вт.

Удельная мощность определяется по формуле:

Р= W*n/ S пола ,

где W- мощность лампы, n- количество ламп, S –площадь пола.

При переводе данной величины в люксы удельную мощность необходимо умножить на коэффициент V, который для люминесцентных ламп равен 12.5. Уровень фактического искусственного освещения данной площади рассчитывают по формуле:

ФИО= n* W,

где W- мощность лампы, n- количество ламп.

Для определения величины гигиенической нормы необходимо площадь помещения умножить на заданную нормативами величину удельной мощности.

Комбинированное освещение - освещение, при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

  1. достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Кс);

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

  1. Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

(чистота окон).

  1. Окраска интерьера помещения;
  2. Расстановка и окраска мебели;
  3. Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

4. РАСЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ

Для расчета уровня естественного освещения определяли ориентацию окон кабинетов, площадь застекленной поверхности, площадь пола, световой коэффициент, угол падения на самом удаленном от окна рабочем месте. Полученные данные сравнивали с установленными нормами. Результаты расчета представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень естественной освещенности классов

№ кабинета

S пола, м 2

S окон, м 2

Кс

Норма

0.20-0.25

Угол падения, 0

Норма 27 ο

0.14

Ниже нормы

Ниже нормы

10.5

0.20

В пределах

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.19

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

0.18

Ниже нормы

Ниже нормы

Из таблицы видно, что световой коэффициент во всех кабинетах ниже установленной нормы. Расчет угла падения проводился на самом удаленном от окон ряду на 4-5 парте. Во всех случаях угол падения также значительно ниже нормы. Это говорит о том, что на партах удаленных от окна освещенность рабочего места значительно хуже, чем у окна. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо м енять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели . Это правило у нас в школе соблюдается не так часто. Большинство учеников из года в год сидят на одном и том же рабочем месте.

Также необходимо следить за санитарным состоянием окон, т.к запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи, что также не соблюдается.

5. РАСЧЕТ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ

Для освещения классов применяются люминесцентные лампы Radium NL-T8 36W/765мощностью 36 Вт. Осветительные установки располагаются в 2 ряда. В каждой установке предусмотрено по 2 лампы. Согласно техническим характеристикам, указанным на упаковке, световой поток ламп составляет 2500 люменов. Срок горения рассчитан на 13000часов.

Для расчета искусственной освещенности мы определяли удельную мощность ламп, величину гигиенической нормы освещения для данной площади кабинета и величину фактического искусственного освещения (ФИО). Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели искусственной освещенности кабинетов

№ кабинета

Площадь, м 2

Количество ламп, шт.

Удельная мощность лампы, Вт/м 2

ФИО, Вт

Гигиеническая норма для данной площади

1225

13.8

1300

13.8

1300

15.0

1200

13.8

1300

13.8

1300

13.8

1300

Удельная мощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 м 2 площади помещения. По гигиеническим нормам удельная мощность для люминесцентных ламп составляет 25 Вт на 1 м 2 площади. Искусственное освещение определяется как произведение удельной мощности (по нормативам) на площадь класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется как число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

Расчеты показывают, что уровень естественного и искусственного освещения не соответствует нормам, поэтому освещение классов должно быть комплексным. Особенно недостаток освещения проявляется в осенне-зимней период, когда уровень естественного освещения недостаточен. Кроме этого на уровень искусственного освещения влияет санитарное состояние осветительных приборов и срок службы ламп.

ВЫВОДЫ

Основываясь на полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Зрение школьников за период обучения в школе ухудшается из года в год, о чем свидетельствуют данные медицинской службы школы;

2. По данным анкетирования родителей и учащихся причинами нарушения зрения являются влияние компьютера и телевизора, а также плохое освещение рабочих мест;

3. Расчеты показали несоответствие уровня как искусственного, так и естественного освещения нормам, установленным по СанПин. В течение дня естественное освещение дополняется искусственным. Уровень освещения классов в осенне-зимней период является недостаточным, особенно по утрам и во второй половине дня, когда на улице темно;

4. В соответствие с гигиеническими нормами необходимо м енять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели.

5. Косвенными показателями, влияющими на освещенность помещений является санитарное состояние окон и плафонов, поэтому необходимо более жестко контролировать их чистоту;

6. Излишнее переутомление глаз практически не компенсируется с помощью гимнастики для глаз, поэтому медицинской службе школы и учителям необходимо проводить физкультминутки, чтобы научить детей правильно выполнять упражнения для снятия утомления для глаз.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам. Хотя лампы дневного света обладают спектром близким к естественному, но естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение , отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройства зрения.

Проведя исследование освещения школьных помещений, мы пришли к выводу, что недостаток освещенности может быть одной из причин нарушения зрения школьников и учителей. В связи с этим мы предлагаем следующие рекомендации:

  • Установить в каждом кабинете ….. для гимнастики глаз;
  • Менять расположение рабочего места каждого ученика не реже 1 раза в 2 недели;
  • Проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
  • на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (Приложение1);
  • Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: «Глобус», 2008.- 124с. Основы экологии.
  2. Обухова В.А., В.Б. Сапунова: Учебник для 9 класса средней школы к курсу «Человек и окружающая среда» -СПб: Специальная литература, 1998.

Свет - одно из естественных условий жизнедеятельности человека, которое играет важную роль в сохранении здоровья и высокой работоспособности. Под его влиянием активизируются все обменные процессы, улучшается психоэмоциональное состояние, регулируются биологические ритмы, острота зрения.

Правильное освещение в помещении является одним из важных факторов, действующих на самочувствие, работоспособность, восстановление человека. Недостаточное освещение часто увеличивает риск травматизма на производстве, потому что работники плохо ориентируются в пространстве из-за слепящих источников света, теней, бликов и так далее. Только при правильно спроектированном и выполненном освещении может осуществляться нормальная производственная и рабочая деятельность. Качество зрительной информации при неудовлетворительном освещении страдает. Недостаточное освещение часто увеличивает риск травматизма на производстве, потому что работники плохо ориентируются в пространстве из-за слепящих источников света, теней, бликов и так далее. Свет стимулирует работоспособность. Освещение достаточно, если человек длительное время без напряжения работает, не испытывая при этом утомления глаз. При пользовании люминесцентными лампами, зрительное утомление наступает позже, чем при обычных лампах накаливания, а производительность труда повышается. Наиболее комфортные условия могут обеспечиваться естественным солнечным светом. Основные задачи производственного освещения: поддерживать на рабочем месте необходимую освещенность, улучшать условия зрительной работы, снижать утомление, повышать безопасность и производительность труда, качество выпускаемой продукции и снижение профессиональных заболеваний.

Освещенность регламентируется нормами в зависимости от характера зрительной работы, системы и вида освещения, фона, контраста объекта с фоном. Организуя производственное освещение, выбирают нужный спектральный состав светового потока, для обеспечения правильной цветопередачи, или усиления цветовых контрастов. Естественное освещение дает лучший спектральный состав. Чтобы цвет передавался правильно, используют монохроматический свет. Он усиливает одни цвета и ослабляет другие. искусственный освещение производительность нормирование

Естественное освещение зависит от географической широты, высоты солнцестояния, облачности и прозрачности атмосферы. Нормы естественного освещения определяются в соответствии с назначением здания и отдельных помещений. Улучшать освещенность помещений можно окраской стен и потолков в светлые тона, очисткой оконных стекол. В помещении может использоваться естественное освещение, искусственное и смешенное.

Источники искусственного света - электрические лампы. Искусственное освещение выделяют двух видов: общее, распределение света равномерно по всему помещению, и комбинированное, состоящее из ламп одновременно общего и местного освещения. Только при местном освещении работать не рекомендуется, при переводе взгляда с ярко освещенной поверхности на темные окружающие предметы, создается дополнительная нагрузка на глаза. При выполнении точной зрительной работы лучше применять комбинированное освещение.

В поле зрения работающего не должно быть резких теней. Их наличие искажает размеры и формы объектов различения, повышает утомляемость, снижает производительность труда. Появляющиеся движущиеся тени опасны, т.к. могут привести к травмам. Тени надо смягчать, например, используя светильники со светорассеивающими молочными стеклами, при естественном освещении, применяя солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и др.).

Для улучшения видимости объектов в поле зрения работающего не должно быть прямой и отраженной блескости, вызывающей ухудшение видимости объектов. Блескость уменьшают, снижая яркость источника света, делая правильный выбор защитного угла светильника, увеличивая высоту подвеса светильников, правильно направляя световой поток на рабочую поверхность, изменяя угол наклона рабочей поверхности. По возможности, блестящие поверхности надо заменить матовыми.

Колебания освещенности на рабочем месте, которые могут вызываться резким изменением напряжения в сети, обусловливают переадаптацию глаза, приводящую к сильному утомлению. Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.

Нормы освещенности установлены СНиП 23-05-95. У светильников местного освещения имеются отражатели из непрозрачного материала с защитным углом не менее 30°, а при расположении светильников не выше уровня глаз работающего - не менее 10°. Освещение должно позволять четко различать деления на отсчетных и контрольно-измерительных устройствах и приборах, а также поверхности обрабатываемых деталей. Настольную лампу устанавливают так, чтобы свет от нее падал спереди с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу. Мощность ламп в светильниках общего освещения определяется из расчета 10-15 Вт на 1 м 3 площади помещения. Общее освещение устраивают с помощью люминесцентных ламп, а для местного используют лампы накаливания.

Освещение исключительно важно для здоровья человека. С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны. Очень много несчастных случаев происходит, помимо всего прочего, из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием станков, транспортных средств, контейнеров и т. д. Свет создает нормальные условия для трудовой деятельности.

В зависимости от источника света подразделяется на естественное, искусственное и совмещенное.

Нормы естественного освещения

Естественное освещение разделяется на боковое (световые проемы в стенах), верхнее (прозрачные перекрытия и световые фонари на крыше) и комбинированное (наличие световых проемов в стенах и перекрытиях одновременно). Величина освещенности Е в помещении от естественного света небосвода зависит от времени года, времени дня, наличия облачности, а также доли светового потока Ф от небосвода, которая проникает в помещение. Эта доля зависит от размера световых проемов (окон, световых фонарей); светопроницаемости стекол (сильно зависит от загрязненности стекол); наличия напротив световых проемов зданий, растительности; коэффициентов отражения стен и потолка помещения (в помещениях с более светлой окраской естественная освещенность лучше) и т. д.

Естественный свет лучше по своему спектральному составу, чем искусственный, создаваемый любыми источниками света. Кроме того, чем лучше естественная освещенность в помещении, тем меньше времени приходится пользоваться искусственным светом, а это приводит к экономии электрической энергии. Для оценки использования естественного света введено понятие коэффициента естественной освещенности (КЕО) и установлены минимальные допустимые значения КЕО — это отношение освещенности Е в внутри помещения за счет естественного света к наружной освещенности Е н от всей полусферы небосклона, выраженное в процентах:

КЕО = (Е в / Е н) 100%, %.

КЕО не зависит от времени года и суток, состояния небосвода, а определяется геометрией оконных проемов, загрязненностью стекол, окраской стен помещений и т. д. Чем дальше от световых проемов, тем меньше значение КЕО (рис. 1).

Минимальная допустимая величина КЕО определяется разрядом работы: чем выше разряд работы , тем больше минимально допустимое значение КЕО. Например, для I разряда работы (наивысшей точности) при боковом естественном освещении минимально допустимое значение КЕО равно 2 %, при верхнем — 6 %, а для III разряда работы (высокой точности) соответственно 1,2 % и 3 %. По характеристике зрительской работы труд учащихся можно отнести ко второму разряду работы, и при боковом естественном освещении в аудитории, лаборатории на рабочих столах и партах должен обеспечиваться КЕО = 1,5 %.

Рис. 1. Распределение КЕО при различных видах естественного освещения: а — одностороннее боковое освещение; 6 — двустороннее боковое освещение; в — верхнее освещение; г — комбинированное освещение; 1 — уровень рабочей поверхности

Нормы искусственного освещения

При недостатке освещенности от естественного света используют искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света. По своему конструктивному исполнению искусственное освещение может быть общим, общим локализованным и комбинированным (рис. 2).

При общем освещении все места в получают свет от обшей осветительной установки. В этой системе источники света распределены равномерно без учета расположения рабочих мест. Средний уровень освещения должен быть равен уровню освещения, требуемого для выполнения предстоящей работы.

Рис. 2. Виды искусственного освещения: а — общее; б — общее локализованное; в — комбинированное

Эти системы используются главным образом на участках, где рабочие места не являются постоянными.

Такая система должна соответствовать трем фундаментальным требованиям. Прежде всего, она должна быть оснащена антибликовыми приспособлениями (сетками, диффузорами, рефлекторами и т. д.). Второе требование заключается в том, что часть света должна быть направлена на потолок и на верхнюю часть стен. Третье требование состоит в том, что источники света должны быть установлены как можно выше, чтобы свести ослепление до минимума и сделать освещение как можно более однородным (рис. 3).

Общая локализованная система освещения предназначена для увеличения освещения посредством размещения ламп ближе к рабочим поверхностям. Светильники при таком освещении часто дают блики, и их рефлекторы должны быть расположены таким образом, чтобы они убирали источник света из прямого поля зрения работающего. Например, они могут быть направлены вверх.

Комбинированное освещение наряду с общим включает местное освещение (местный светильник, например настольная лампа), сосредотачивающее световой поток непосредственно на рабочем месте. Использование местного освещения совместно с общим рекомендуется применять при высоких требованиях к освещенности.

Рис. 3. Схема размещения светильников при общем освещении

Применение одного местного освещения недопустимо, т. к. возникает необходимость частой переадаптации зрения, создаются глубокие и резкие тени и другие неблагоприятные факторы. Поэтому доля общего освещения в комбинированном должна быть не менее 10 %:

Е комб = Е общ + Е мест

(Е общ / Е комб) * 100%≥ 10%

Кроме естественного и искусственного освещения может применяться их сочетание, когда освещенности за счет естественного света недостаточно для выполнения той или иной работы. Такое освещение называется совмещенным. Для выполнения работы наивысшей, очень высокой и высокой точности в основном применяют совмещенное освещение, т. к. обычно естественной освещенности недостаточно.

Кроме того, искусственное освещение подразделяется на несколько видов: рабочее, аварийное, эвакуационное, дежурное, охранное.

Рабочее освещение предназначено для выполнения производственного процесса.

Аварийное освещение - для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Для аварийного освещения используются лампы накаливания, для которых применяется автономное питание электроэнергией. Светильники функционируют все время или автоматически включаются при аварийном отключении рабочего освещения.

Эвакуационное освещение — для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения. Для эвакуации людей уровень освещения основных проходов и запасных выходов должен составлять не менее 0,5 лк на уровне пола и 0,2 лк на открытых территориях.

Кроме минимально-допустимой величины КЕО и доли общего освещения в комбинированном освещении в соответствии с нормами устанавливается величина минимально-допустимой освещенности Е min (это основной нормируемый параметр). Величина Е min зависит от разряда работы. Разряды работы делят на четыре подразряда в зависимости от светлоты фона и контраста между деталями (объектами различения) и фоном. Например, для 1-го разряда работы (наивысшей точности) устанавливаются следующие значения минимальной освещенности (табл. 1).

Таблица 1. Нормы освещенности при искусственном освещении по СНиП 23-05-95

Разряд зрительной работы

Подразряд зрительной работы

Контраст объекта с фоном

Характеристика фона

Освещение, Е min , лк

При системе комбинированного освещения

При системе общего освещения

в том числе от общего

Примечание: характеристика зрительной работы — наивысшей точности;наименьший эквивалентный размер объекта — менее 0,15 мм.

Как видно из таблицы, Е min отличаются для различных систем освещения. При комбинированном искусственном освещении, как более экономичном, нормы выше, чем при общем. Действительно, с помощью светильника местного освещения, расположенного вблизи рабочего места, необходимую освещенность можно обеспечить при меньших затратах электрической энергии.

Нормативные требования к освещению жилых и общественных зданий определены в Санитарно-эпидимиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.1/1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», которые введены с 15.06.2003 г. Некоторые данные из указанных норм (извлечения из СанПиН 2.2.1/1278-03) для учреждений общего образования, начального, среднего и высшею специального образования, а также для жилых помещений, приведены ниже в табл. 2.

Меловые доски следует применять только зеленого или светло-зеленого цвета.

Таблица 2. Нормы освещенности по СанПиН 2.2.1/1278-03 (для образовательных учреждений)

Помещения

Боковое естественное освещение, КЕО , %

Искусственное освещение, Е мин , лк

Комбинированное освещение

Общееосвещение

от общего

Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразовательных школ, школ интернатов, средних специальных и профессионально-технических учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики, химии, биологии и прочие

Рабочие столы

300 (оптимально 500)

Середина доски

Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории в техникумах и высших учебных заведениях

Кабинеты информатики и вычислительной техники

Учебные кабинеты технического черчения и рисования (рабочие чертежные доски, рабочие столы)

Мастерские по обработке металлов и древесины

300 (оптимально 500)

Спортивные залы

Кабинеты и комнаты преподавателей

Примечание: прочерк означает отсутствие предъявляемых требований

Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Рис. 4. Зависимость остроты зрения от возраста

Представленные в табл. 1 уровни освещенности установлены для нормального зрения. С возрастом острота зрения человека снижается (рис. 4) и это требует повышения уровня освещения.

Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий

Кроме требований хорошей освещенности рабочее место должно иметь равномерную освещенность. Во всяком случае, не должно быть значительной разницы в освещенности различных участков рабочего места для того, чтобы не требовалось частой переадаптации зрения.

Приспособление глаза к различению объекта осуществляется за счет трех процессов:

  • аккомодация - изменение кривизны хрусталика глаза таким образом, чтобы изображение предмета оказалось в плоскости сетчатки глаза (при изменении кривизны хрусталика происходит изменение величины фокусного расстояния — осуществляется «наводка на фокус»);
  • конвергенция - поворот осей зрения обоих глаз так, чтобы они пересекались на рассматриваемом объекте;
  • адаптация - приспособление глаза к данному уровню освещения.

Процесс адаптации заключается в изменении площади зрачка. При адаптации глаза кроме изменения площади зрачка происходят другие процессы. Например, при увеличении яркости происходит подавление палочек и уменьшение количества светочувствительного вещества в колбочках, а при высоких яркостях — частичном экранировании нервных окончаний клетками пигментного эпителия, находящегося в глубине сетчатки. При адаптации глаза к малым яркостям происходят обратные явления.

Хорошо известно, что при переходе из светлого помещения в темное способность различать детали возникает медленно, и, наоборот, при выходе из темного помещения в светлое первоначально возникает состояние ослепленности.

При переходе от больших освещенностей к практической темноте процесс адаптации происходит медленно и заканчивается за 1...1,5 часа. Обратный процесс идет быстрее и длится 10...15 минут. В обоих случаях речь идет о полной переадаптации зрения; при изменении яркости не более чем в 5...10 раз переадаптация происходит практически мгновенно.

Поэтому, поверхности книги и тетради, с которыми в данный момент осуществляется работа, должны иметь одинаковую освещенность. Подсветка с помощью небольшого светильника только поверхности тетради приведет к различию в освещенности тетради и книги. Частое обращение к последней потребует постоянной адаптации зрения, что в конечном счете приведет к быстрому зрительному утомлению, снижению работоспособности, общему утомлению, психическому напряжению. Письменный стол должен располагаться в хорошо освещенном месте, желательно у окна. Человек за письменным столом должен располагаться лицом или левым боком к окну (для левшей — правым боком) для того, чтобы избежать образования тени от тела или руки человека. Светильник искусственного освещения должен располагаться относительно тела человека аналогичным образом. Светильники должны располагаться над рабочим местом вне запретного угла, равного 45° (рис. 5). Кроме того, конструкция светильника должна исключать ослепление человека лучами, отраженными от рабочей поверхности (рис. 6, а). Для этого арматура светильника должна предусматривать направление прямых лучей, исходящих от источника, под иными углами, исключающими попадание отраженного луча в глаз человека (рис. 6, б).

Рис. 5. Схема установки светильников

Рис. 6. Правильный выбор конструкции светильника: а — ослепление отраженными лучами; б — исключение ослепления отраженными лучами

Почему сильное различие в освещенности отдельных участков помещения или различных помещений может привести к травме?

При переходе из хорошо освещенного участка или помещения на плохо освещенный участок требуется некоторый промежуток времени для адаптации глаза к низкой освещенности. В этот период человек плохо видит. Это может привести к тому, что человек споткнется, упадет, наткнется на какой-либо предмет и т. д. и получит травму. Особенно большая опасность возникает при очень сильной разнице в освещенности — более чем 20...30 раз, что требует значительного времени для глубокой переадаптации глаза, в течение которого человек очень плохо видит или не видит вообще.

Поэтому, если освещенность в помещении и коридоре, в который осуществляется выход из помещения, сильно различается, необходимо улучшить освещение в коридоре. Для снижения вероятности получения травмы указанные выше обстоятельства особенно важно учитывать на лестничных клетках и других травмоопасных местах.

Обратите внимание на следующее:

  • при большем контрасте требуется меньшая освещенность; поэтому на рабочем месте желательно обеспечить большой контраст между объектом и фоном, на котором расположен объект; с темными предметами лучше работать на светлом фоне, а со светлыми — на темном фоне. Это позволит при меньшем значении освещенности успешно выполнять работу и снизить зрительное утомление;
  • если изменить контраст объекта с фоном путем, например, изменения коэффициента отражения фона нельзя, необходимо увеличивать освещенность на рабочем месте;
  • правильная организация освещения и условий для выполнения зрительных работ — залог сохранения хорошего зрения на долгие годы.

Психофизиологическое воздействие цвета на человека

Известно, что поверхности голубых тонов, а также очень темные поверхности воспринимаются человеком как «отступающие», т. е. представляются расположенными дальше, чем в действительности. Это иногда ведет к кажущемуся увеличению размеров помещения. Красные тона, наоборот, представляются «выступающими». Некоторые цвета, например светло-фиолетовые, оказывают на человека раздражающее действие и способствуют очень быстрому утомлению. Другие же, в частности зеленый, дают противоположный результат. Субъективное восприятие человеком таких внешних факторов внешней среды, как температура, шум и другие, даже запахи, в определенной степени зависит от цветности поверхностей, находящихся в поле зрения.

Психофизиологическое воздействие на человека цветности источников излучения и цвета поверхностей помещения обязательно нужно учитывать при цвето-световом оформлении интерьера. Например, для комнат отдыха, спален лучше применять ЛИ и цветовое оформление выполнять в мягких успокаивающих, например желто-зеленых, тонах. Наоборот, в помещениях, в которых должна осуществляться работа, лучше применять люминесцентные лампы, а цветовое оформление выполнять в светлых, бодрящих тонах, стимулирующих активную деятельность.

Следует обратить внимание на то, что психофизиологическое воздействие цвета на человека учитывается как весьма важный фактор, определяющий вопросы безопасности (например, окраска автомобилей, знаков безопасности, опасных участков, трубопроводов, баллонов и т. д.). Следует отметить, что цвет имеет также и субъективно-индивидуальную сторону воздействия на эмоциональную сферу человека.

Факторы, определяющие зрительный комфорт

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

  • однородное освещение;
  • оптимальная яркость;
  • отсутствие бликов;
  • соответствующая контрастность;
  • правильная цветовая гамма;
  • отсутствие стробоскопического эффекта или мерцания света.

Блесткость (чрезмерная слепящая яркость) — свойство светящихся поверхностей с повышенной яркостью нарушать условия комфортного зрения, ухудшать контрастную чувствительность или оказывать одновременно оба эти действия.

Колебания светового потока также оказывают влияние на работоспособность, развивая утомление и снижая точность выполнения производственных операций.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Первым шагом здесь будет изучение рабочего места; точности, с которой должны выполняться работы; объем работы; степень перемещений рабочего при работе и т. д. Свет должен включать компоненты как рассеянного, так и прямого излучения. Результатом этой комбинации должно стать тенеобразование большей или меньшей интенсивности, которое должно позволить рабочему правильно воспринимать форму и положение предметов на рабочем месте. Раздражающие отражения, которые затрудняют восприятие деталей, должны быть устранены, так же как и чрезмерно яркий свет или глубокие тени.

Похожие статьи