В беларуси готовятся новые меры по борьбе с курением. Курение в рабочее время: ограничения и запреты Запрет курения в помещениях беларусь

23.06.2019

Сегодня проходят общественные обсуждения проекта нового закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», разработанного Министерством здравоохранения Беларуси в соответствии с рядом поручений Совета министров.

Среди отзывов от граждан, с которыми можно ознакомиться на сайте ведомства, очень много просьб законодательно запретить курение на балконах, остановках, в поездах дальнего следования. Это действительно большая проблема. Кроме того, граждане обращают внимание на то, что одними запретительными мерами проблему не решить, и высказывают опасения, что закон будет носить формальный характер: все, что на бумаге, не будет работать на практике. Как известно, сегодня, несмотря на предусмотренные штрафы за курение в неположенном месте, привлечь к ответственности граждан, которые курят в подъезде, невозможно. По крайней мере таких прецедентов никто не припомнит.

Вот еще некоторые предложения.

Надежда: Прежде, чем какой-то закон вводить в силу, необходимо сделать так, чтобы все его пункты были реализованы на все 100%. И никак не меньше. Если речь идёт о запрете, то прежде всего должно быть предостаточно мест, специально оборудованных для курильщиков. Захотел курить, зашёл в специальное для этого место. Тогда всем хорошо...

Леонид: Из наболевшего: 1. Категорически запретить курение в присутствии беременной женщины или детей. Давайте сделаем как в Италии - закурил рядом с беременной и ли ребенком - штраф 250 евро незамедлительно. 2. Запретить курение на пешеходных дорожках, выделив урну с значком разрешения курения на расстоянии от пешеходной дороги, в зоне видимости курильщика но вдали от некурящих пешеходов. При движении одного пыхтящего "паровоза" дышат дымом все вслед идущие. Крайне неприятно. 3. Запретить курение на рынках, массовых мероприятиях, на входе в магазины. 4. Как-то более конкретно прописать процедуру борьбы с коридорными и лестничными курильщиками. А то запрет действует давно, а курящих меньше не становится. И плевать они хотели на замечания и просьбы. 5. Табачный дым в открытые окна в теплое время года - это действительно большая беда. Правда, как с этим бороться - непонятно.

Алексей: Полностью поддерживаю запрет на курение во всех общественных местах! Но также хотелось,чтобы информация о запрете была доступна везде и запрет жестко контролировался, а не так как закон ввели, а его мало кто соблюдает. Особенно надоело дышать табачным дымом на остановках общественного транспорта и в других общественных местах. Выделить нужно курильщиках спец. места для курения. А за нарушение закона о курении давать большие штрафы!

Мнения экспертов:

Ольга БАРТМАН (О.Б.), заведующая отделом общественного здоровья ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Александр СТЕЦКО (А.С.), член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике
Валентин ТОЛКАЧЕВ (В.Т.), председатель Белорусского общественного объединения «Трезвенность - Оптималист» имени Г.А. Шичко
Ольга ГЕРМАН (О.Г.), заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ
Сергей ПАПКОВ (С.П.), старший инспектор Управления охраны правопорядка и профилактической работы ГУВД Мингорисполкома

О.Б. : - При разработке законопроекта мы руководствовались мировым опытом: были проанализированы подобные законодательные акты, принятые во многих странах. Кроме того, есть пример России, где антитабачный закон вступил в силу 1 июня 2013 года.

Естественно, Минздрав прежде всего стоит на защите здоровья граждан, и кому-то меры, прописанные в законопроекте, могут показаться достаточно жесткими в отношении курящей части населения. Однако, подчеркну, в законопроекте предусмотрена помощь для людей с большим стажем курения, которые, возможно, знают, насколько это небезопасно для их здоровья, но им нелегко в одночасье отказаться от пагубной привычки. Речь идет о расширении возможностей получения помощи в отказе от курения.

Немного статистики: в Беларуси порядка 30% смертей от сердечно-сосудистых и 30% от онкологических заболеваний обусловлены потреблением табака. 90% случаев рака легких напрямую связаны с курением.

Защитить работников

В проекте перечислен достаточно широкий список мест, где предлагается полностью запретить курение. Но предусмотрены ли места для курения?

О.Б.: - Это очень важный момент: где все-таки можно будет курить людям, которые, увы, изначально выбрали нездоровый образ жизни и подвергают опасности здоровье окружающих. Обсуждения продолжаются, предложения собираются… Возможно, будут предусмотрены какие-то места или кабины, вынесенные на территорию рядом с закрытыми помещениями, где действует полный запрет на курение.

Согласно данным социологических опросов, от 40 до 50% населения Беларуси подвержены пассивному курению, в том числе на рабочих местах - это касается в первую очередь работников сферы общественного питания, гостиничного, игрового бизнеса. Поэтому необходимо запретить курение на любых рабочих местах и в рабочих зонах закрытых помещений, чтобы оградить этих людей от пагубного воздействия табака.

Радует, когда руководители различных организаций идут по этому пути: стимулируют работников, отказывающихся от курения; учитывают при приеме на работу, курит человек или нет, предлагают альтернативное времяпрепровождение, создают условия для занятий спортом и т.д. В законопроекте есть пункт, дающий право местным органам власти устанавливать более жесткие запреты, в частности, запрещать курение в тех местах и помещениях, запрет на курение в которых не предусмотрен этим законопроектом.

А.С.: - Например, административные здания органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск МВД Беларуси объявлены свободными от курения зонами, а сотрудникам милиции и военнослужащих внутренних войск запрещается курение в форменной одежде. Это предусмотрено приказом МВД №424 «О популяризации здорового образа жизни среди сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел Республики Беларусь, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь» от 13 сентября 2013 года. Очень хороший пример для других ведомств и организаций.

О.Б.: - Кроме того, действенным шагом мы считаем не только запрет рекламы на табачные изделия, но и запрет пропаганды курения в художественных фильмах, которые будут выпускаться после принятия закона, в театральных постановках, в теле-, радиопрограммах…

А.С. : - Главное сократить не столько количество курящих, сколько не допустить роста числа тех, кто пополнит их ряды. Поэтому в законопроекте предусмотрена обязанность родителей за то, чтобы они прививали своим детям здоровый образ жизни и препятствовали вовлечению в табакокурение. В ОАЭ, например, за курение в присутствии ребенка до 12 лет, предусмотрена уголовная ответственность и очень крупный штраф.

В.Т. : - Мне 74 года, представители моего поколения начинали курить, когда им было после двадцати. А сегодня уже в первом классе ребятня курит и может отхлебнуть за батькой из бутылки напиток покрепче. С подрастающим поколением нужно проводить мощную просветительскую работу, пропагандировать здоровый образ жизни. К сожалению, взрослые, которые курят, передадут им именно этот жизненный опыт.

Увидел - сообщил

- Почему сегодня невозможно привлечь нарушителей к ответственности?

С.П.: - Что касается наложения штрафов за курение в неположенных местах, то за 8 месяцев текущего года в столице к административной ответственности были привлечены 1275 человек. Среди них - 252 несовершеннолетних, в возрасте до 30 лет - 607 человек.

- Как часто правоохранители штрафуют курильщиков в подъездах?

С.П.: - Такая статистика органами внутренних дел не ведется. И поймите: в каждый подъезд не выставишь сотрудника правоохранительных органов. На мой взгляд, все, что происходит в наших домах, подъездах, зависит от каждого из нас, от нашего отношения. Если в вашем подъезде кто-то постоянно курит, а вы проходите мимо, чтобы не связываться, и только у себя на кухне возмущаетесь, то ничего не изменится. А если вы будете неравнодушны и сообщите о правонарушении - один раз, второй, то меры будут приниматься.

- Можно ли вызвать работников ЖЭСа, чтобы привлечь к ответственности курильщика в подъезде?

О.Г.: - Организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, имеют право составления протокола об административных правонарушениях. Но при этом у них нет полномочий, чтобы заставить человека предъявить документ, удостоверяющий личность.

А.С.: - Во всяком случае, можно зафиксировать случай курения и пригласить сотрудников милиции.

В законопроекте прописан запрет за курение:

  • на территориях и в закрытых помещениях, занимаемых организациями, предоставляющими услуги в системе образования, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций и на спортивных объектах, учреждений органов по делам молодежи;
  • на территориях и в закрытых помещениях, занимаемых организациями, предоставляющими санаторно-оздоровительные услуги;
  • в поездах дальнего следования, на судах, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта;
  • на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) международного, междугороднего, городского и пригородного сообщения;
  • в местах на открытом воздухе на расстоянии не менее чем десять метров от входов в закрытые помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в закрытых помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров;
  • в закрытых помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов;
  • в закрытых помещениях, занимаемых организациями, предоставляющими бытовые услуги, услуги торговли, общественного питания и рынков;
  • в закрытых помещениях социальных служб;
  • на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в закрытых помещениях;
  • в лифтах и закрытых помещениях общего пользования жилых многоквартирных домов;
  • на детских площадках;
  • в границах территорий, занятых пляжами;
  • на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

А также на запрет продажу сигарет:

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, учреждений органов по делам молодежи, услуг физической культуры и спорта, медицинских и санаторно-оздоровительных услуг;
  • на транспортных средствах городского и пригородного сообщения;
  • в закрытых помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на расстоянии не менее 100 м от ближайшей точки, граничащей с территорией учреждений образования;
  • на открытых территориях и в закрытых помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, на станциях метрополитена;
  • в закрытых помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, бытовых услуг, общественного питания.

За 4 месяца 2018-го столичные правоохранители составили 1 237 протоколов за курение в запрещенных местах, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в ГУВД Мингорисполкома.

В соответствии со статьей 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушители получили штраф до 4 БВ (98 рублей).

По данным Городского центра здоровья, в Минске сейчас более 20 зон, свободных от курения:

В Заводском районе

  • Минский зоопарк;
  • Пионерский сквер УП «Зеленстрой Заводского района г. Минска»;
  • площадка перед универмагом «Беларусь» (в пределах ул. Жилуновича, пр. Партизанского, границы разделения территории между универмагом «Беларусь» и гостиницей «Турист»);
  • парк культуры и отдыха имени 900-летия Минска;
  • территория у памятника «Беларусь Партизанская».

В Ленинском районе

  • Лошицкий усадебно-парковый комплекс;
  • Александровский сквер.

В Московском районе:

  • площадь Независимости с прилегающими к ней территориями;
  • двор жилого дома № 4 в пер. Молочном.

В Октябрьском районе

  • гостиница «Спутник»;
  • парк «Курасовщина»,
  • горнолыжный центр «Солнечная долина».

В Партизанском районе

  • Центральный детский парк имени Горького.

В Первомайском районе

  • Центральный ботанический сад Национальной академии наук Республики Беларусь»;
  • парк культуры и отдыха им. Челюскинцев;
  • УП «ЖРЭО Первомайского района г. Минска»;
  • «Ветеранский дворик» (ул. Тикоцкого, 46).

В Советском районе

  • зона отдыха на Цнянском водохранилище.

Во Фрунзенском районе

  • парк имени 60-летия Октября;
  • парк «Медвежино»;
  • сквер по ул. Бельского;
  • сквер по ул. Притыцкого;

В Центральном районе

  • парк развлечений «Дримленд»;
  • автозаправочные станции ООО «Юнайтед Компани»;
  • территория полиграфического предприятия «Ходар»;

Приказами администраций учреждений курить запрещено в ЗАО «Атлант», ЗАО «Горизонт», ОАО «Оливария», ОАО «Милавица», ОАО «Алеся», общежитии автопарка № 7, на территориях хлебозаводов № 2–6, «Автомат».

В Городском центре здоровья также отметили, что на спортивных объектах города упразднены специальные места (комнаты) для курения. Только при проведении масштабных спортивно-массовых и культурно-зрелищных мероприятий в МКСК «Минск-Арена» и МКСРК «Чижовка-Арена» организуется одно место для курения на открытом воздухе. В 250 объектах общественного питания столицы курение полностью запрещено, в 180 имеются отдельные залы для курящих и некурящих, в остальных предусмотрены специально отведенные места для курения (холлы). Предупреждающие знаки о запрете курения размещены на 43 остановочных пунктах трамваев и 1 791 остановочном пункте автобусов и троллейбусов. Помимо этого курение запрещено на всех вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена, во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места специально для курения.

В целях защиты населения от пагубного воздействия табакокурения и вредных последствий для здоровья в Республике Беларусь в 2002 году был принят закон, запрещающий курить:

  1. В больницах и поликлиниках.
  2. В учреждениях культуры.
  3. В образовательных учреждениях.
  4. На спортивных объектах.
  5. На любых объектах, предназначенных для торговли.
  6. В государственных учреждениях.
  7. На аэропортах и вокзалах.
  8. В подземных переходах и метро.
  9. В городском общественном транспорте.
  10. В поездах, самолетах, на судах.

Собственники и арендаторы всех объектов, попадающих под действие запрета на курение, должны в этих помещениях выделить и оборудовать для курения специальные места.

Запрещена реализация табачных изделий:

  1. В отделах детских товаров.
  2. В детских и диетических местах общепита.
  3. На территориях спортивных сооружений.
  4. В образовательных заведениях.
  5. В детских, лечебных заведениях, а также в заведениях культуры.
  6. В организациях здравоохранения.
  7. В торговых автоматах.
  8. В интернет-магазинах.
  9. Ближе, чем за 100 метров, от организаций образования.
  10. На железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, в метро, в морских и речных портах.
  11. Во всех помещениях и организациях предоставления услуг населению, в том числе в организациях общественного питания.

Закон обязывает производителей наносить на упаковку табачных изделий информацию, предупреждающую о вреде курения. Запрещается реализовывать продукцию без акцизных марок и (или) маркировки о качестве изделий.

Запрещается продавать сигареты поштучно, на вес (исключение составляют сигариллы, продающиеся в индивидуальной упаковке). Запрещена продажа табакосодержащей продукции несовершеннолетним гражданам.

Закон допускает органам местного самоуправления ужесточать запреты и дополнять список мест, в которых запрещено курение. Например, милиционерам и военнослужащим запрещается курить в форме, а здания ОВД и воинских частей являются зонами, свободными от курения.

Штрафы

За курение в запрещенных законодательством местах предусмотрен штраф в размере до 30 базовых величин. Изначально эти цифры составляли от 1/10 до ½ от базовой величины.

Статистика

В 2013 году в Беларуси курили 26% населения в возрастной категории от 16 лет.

Количество курящих мужчин в Беларуси составляет 65%, курящих женщин гораздо меньше, но их количество увеличивается. Среди молодежи около 40% тех, кто пристрастился к курению.

Ежегодно в Республике Беларусь от болезней, обусловленных курением, умирает более 15 тысяч человек. Треть умерших от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний составляют курильщики.

Пассивными курильщиками в Беларуси являются почти 50% жителей. В основном они подвергаются воздействию табачного дыма на рабочих местах, чаще всего это места общественного питания, гостиницы, игровые заведения.

Цены на сигареты в Беларуси

1 июля 2015 года в Беларуси произошел очередной рост цен на сигареты. Сигареты подорожали на 0,5-17,5% в зависимости от марки и производителя. Бюджетные марки подорожали в среднем на 200-300 рублей, сигареты среднего сегмента стали дороже на 500-600 рублей, за дорогие сигареты придется выложить на 800 рублей больше.

  • Velvet - 11400 рублей.
  • Pall Mall - 12700 рублей.
  • LD - 12700 рублей.
  • Monte Carlo - 12900 рублей.
  • Mild Seven - 18800 рублей.
  • Luckies - 17300 рублей.
  • Vogue - 20800 рублей.
  • Sobranie - 51000 рублей.

Цены и законы актуальны на 19.08.2015 год. Цены взяты из открытых источников.

Сколько сигарет можно ввозить?

Беспошлинно ввезти в республику можно следующее количество табачных изделий (на выбор): 200 сигарет, 50 сигар, 50 сигарилл, 250 г табака. Либо разные табачные изделия, общий вес не должен превышать 250 г. Ввозящему табачные изделия должно быть не меньше 18 лет.

Пока в РБ не так сурово наказывают за курение. Запрещено курить в поликлиниках и больницах. Категорически, но это соблюдают и сами родители, курить нельзя на территории детских садиков и школ. Даже персонал идет курить за территорию. За этим строго смотрят. Запрещено курить на территории учебных заведений. Но студенты курят переходя из корпуса в корпус.

Запрещено курить в подземных переходах. Вот тут могут быть неприятности. Просто, как правило возле станций, в переходах где много людей, дежурят милиционеры, по мимо охраны метро. А возле входа как специально стоят урны. И многие по привычке останавливаются возле входа в метро и докуривают. Вот тут и ловят. Вход то в подземном переходе, а в нем и так курить нельзя.

Нельзя курить в подъездах домов. Штраф до 5 базовых. Если в долларах, то это до 50 баксов. Нельзя курить в парках отдыха. Но если в Минске в скверах на это милиция не обращает внимания, то в парке Горького и Челюскинцев запросто могут влепить штраф. Но милиция как правило относиться к этому лояльно. Обычно просто предупредит и попросит выбросить сигарету. Так же законодательно запрещено курить во всех административных зданиях. Запрещено курить на территории судов. Вот тут интересно. Возле исполкома можно. А вот на крыльце суда нельзя. В кафе некоторых в зале можно курить. В некоторых запрещено. Нельзя курить во всех туалетах общественных. Хоть и тут как где. Например, в театре балета нельзя курить категорически А вот в музыкальном курить можно. Там вытяжка стоит.

Есть еще одна особенность. Таблички курить в РБ вывешивают где не лень. В гостиницах, перронах, вокзалах и так далее. Но доходит до смешно. Стоит на перроне пепельница, возле которой табличка «Не курить», и куча встречающих курят. Спокойно проходит милиция не обращая внимание. Но стоило одному из пассажиров выбросить окурок на рельсы, как стражи порядка тут же подошли к нему и указав (!) на табличку провели душещипательную беседу. В общем ситуация довольно комичная. Но строгости вообще особой в РБ к курящим нет. Законы и ограничения есть, но к ним относятся в зависимости от обстоятельст.В гостинице запрещают курить на лестнице и в номере. А вот открыв окно никто вас не отругает. Но если вы будете окурками бросаться и это будет замечено, вот тут могут сделать замечания.

Еще пример – остановки. На них вообще-то курить нельзя. Но все курят. Но если обратить внимание, люди стараются стать с подветренной стороны. Под козырек с сигаретой не лезут. Или заходят за остановку. Открыто в толпе на остановке курить не принято. Но и не гоняет никто.

В общем к курильщикам в Белоруссии относятся вполне терпимо, если курение не сочетается с хамством и невоспитанностью. Штрафуют как правило тех, кто не реагирует на замечания, швыряет окурки куда и где угодно, не реагирует на остановке на просьбу не курить, либо в наглую курит в запрещенных местах и мусорит. Это, как и с пивом. В Белоруссии запрещено распивать пиво в общественных местах. Но если вы сидите в сквере и не афишируя пьете пиво, скорее всего на вас и не обратят внимание. А вот компанией, да с курением и разбрасыванием мусора, тут же будете задержаны. Надо отметить, что Минск например, да и все областные центры в РБ очень чистые города. И стражи порядка так же уделяют этому внимание. Лишь бы где компания не будет сидеть, разбрасывая пустые пачки из-под чипсов, кидая окурки и пластиковые бутылки. Но и душить вас на улице, за то, что вы присели на лавку выкурить сигарету никто вас не будет.

Курение является достаточно распространенной вредной привычкой. При этом редко кто из сотрудников, пристрастившихся к употреблению табачных изделий, способен полностью отказаться от них в рабочее время. Вместе с тем курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест не допускается.

Табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абз. 5 п. 1 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (в ред. от 06.10.2015; далее — Декрет № 28)).

Пункт 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий (далее — Положение о потреблении табачных изделий) налагает запрет на курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
  • в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
  • на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
  • во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иностранными организациями, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся перечисленные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), должны быть созданы либо выделены на этих объектах специально предназначенные для курения места, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства.

Создаем специальное место для курения

Обязанность по созданию мест, специально предназначенных для курения, распространяется на руководителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей.

Требования к специально предназначенным местам для курения

К таким местам, согласно п. 1 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее — Постановление № 23/21), предъявляются следующие требования:

Где запрещено размещать места для курения?

В соответствии с п. 2 Постановления № 23/21 запрещается размещать специально предназначенные для курения места:

Информацию о местах, где запрещено курить, и о местах, специально предназначенных для этих целей, следует включить в программу проведения вводного и первичного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.

Когда и сколько можно курить на работе?

Что касается времени, в которое курить допустимо, то это могут быть перерывы для отдыха, предусмотренные законодательством о труде:

  • для отдыха и питания;
  • для обогревания;
  • для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах;
  • предусмотренные технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом, и др.

Кроме того, наниматель вправе установить и специальные перерывы для курения, закрепив соответствующие нормы в Правилах внутреннего трудового распорядка о периодичности и продолжительности их предоставления (например, по 10 мин через каждые 2 ч рабочего времени).

Наниматель не обязан предоставлять работникам специальные перерывы для курения. Время,
допустимое для курения, фактически может быть сведено к продолжительности перерывов, предусмотренных законодательством о труде.

Возможно ли вообще запретить курение на работе?

Вопрос о полном запрете курения на работе является достаточно спорным. Существует мнение, что такой запрет, закрепленный в локальном нормативном правовом акте, вполне допустим. Вместе с тем из норм Положения о потреблении табачных изделий прямо следует право работника курить в специально отведенных для этой цели местах, а на нанимателя возлагается обязанность такие места создавать.

Однако не стоит забывать еще об одной проблеме, возникающей в случаях, если работа курящего сотрудника предполагает частое и продолжительное общение с посетителями. Некурящему человеку может быть довольно неприятно общаться с работником, от которого пахнет табаком. И если от консультанта или администратора магазина вполне можно удалиться на «безопасное» расстояние, то в случае с курящим парикмахером, мастером по маникюру, врачом-стоматологом, массажистом, косметологом и другими работниками, находящимися в процессе работы в непосредственной близости от клиента, ситуация более проблематична, а ведь от этого зависит не только заработок курильщика, но и имидж организации в целом. В подобных ситуациях курящим сотрудникам имеет смысл задуматься о смене профессии либо оставлении пагубной привычки за пределами работы.

Допустимо ли отказать в приеме на работу курящему кандидату?

Если полностью запретить курить сотрудникам нельзя, возможно, изначально следует отказывать курящим в приеме на работу?

Многим нанимателям, явно отдающим предпочтение некурящим работникам, положительный ответ на этот вопрос помог бы значительно упростить процесс подбора персонала и избавить от решения ряда проблем в процессе дальнейшей совместной деятельности. Вместе с тем не стоит забывать о недопустимости дискриминации в сфере трудовых отношений.

Исходя из ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, под дискриминацией в сфере трудовых отношений следует понимать ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

Таким образом, отказать в приеме на работу только на основании того, что потенциальный сотрудник курит, наниматель не вправе . По этой же причине считать работника, неоднократно замеченного с сигаретой в период предварительного испытания, не выдержавшим указанного испытания, также будет неверно. Личностные и иные качества, не связанные
с рабочей деятельностью и не влияющие на профессионализм сотрудника, не могут служить причиной прекращения с ним трудовых отношений.

Ответственность за курение

За курение в рабочее время, а также в местах, где оно запрещено, наниматель может применить к работнику одну из мер дисциплинарной ответственности, предусмотренную в ст. 198 ТК (замечание либо выговор), либо лишить работника полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев согласно подп. 3.3 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Если работник нарушил правила пожарной безопасности, вследствие чего возник пожар и нанимателю был причинен материальный ущерб, он может быть привлечен к материальной ответственности, установленной гл. 37 ТК.

Кроме того, согласно ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), на лицо, осуществляющее курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, может быть наложен штраф в размере до четырех базовых величин .

В случае если лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, нарушило законодательство о пожарной безопасности и указанное нарушение повлекло возникновение пожара, ему в соответствии
с ч. 2 ст. 23.56 КоАП грозит штраф в размере
от 30 до 50 базовых величин .

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Применение норм административной либо уголовной ответственности не исключает возможность привлечения виновного работника к дисциплинарной и материальной ответственности.

При этом следует учесть, что наложение штрафа за курение в неустановленных местах и нарушение норм пожарной безопасности, установленных законодательством, — прерогатива специально уполномоченных государственных органов. Наниматель не вправе производить удержания сумм указанных штрафов из заработной платы работника-нарушителя.

Как можно поощрить работников за отказ от курения?

Стимулировать отказ от курения и ведение здорового образа жизни возможно путем выплаты денежной премии и (или) предоставления дополнительных поощрительных отпусков за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 160 ТК дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором.

Поскольку продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК, законодательством не ограничена, наниматель вправе самостоятельно определить количество дней отдыха, дополнительно предоставляемых некурящим сотрудникам. 

Похожие статьи