Триумфальная Арка Тита — самая древняя арка Рима. Прогулки по Риму

27.09.2019

Триумфальная Арка Тита - древнейшая арка в Риме, находится недалеко от Колизея, на возвышенности в восточной части Римского Форума. Возведена в честь Римского Императора, Тита Флавия Веспасиана.

Darren Flinders / flickr.com Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com) Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com) Matt Chan / flickr.com Corey Harmon / flickr.com daryl_mitchell / flickr.com Abir Anwar / flickr.com Барельеф внутри пролета Арки Тита (Institute for the Study of the Ancient World / flickr.com) Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com) Takver / flickr.com

Рим это город, история которого берет свое начало задолго до наступления нашей эры. Город, ставший оплотом процветающей когда-то Римской Империи, о чем сегодня молчаливо повествуют оставшиеся в исторической части города памятные знаки и сооружения.

Это город, который видел многое: и триумфальное шествие римских легионеров принесших на своих плечах победу и трофеи, и вражеские налеты, после которых оставались только кровь, разруха и слезы. Однако слезы давно высохли, кровь смыло дождями, а на месте разрушенных построек выросли новые, и жизнь города заиграла новыми красками.

Одним из старинных памятников римской истории, время постройки которого датируется 81 годом нашей эры, является Триумфальная арка Тита.

Римская Империя всегда славилась завоеваниями новых территорий и привлечением новых стран в свое подчинение. Поэтому торжественное или триумфальное вхождение в город полководцев победителей с армией и трофеями было праздником для всех. Заканчивалось подобное шествие вынесением благодарности богам, подарившим им эту победу.

Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com)

Как символ торжественного возвращения победоносной армии в лоно родной земли при въезде в город сооружались триумфальные арки. И если сначала они были временными, и изготавливались из дерева, то со временем превращались в величественные сооружения с несколькими пролетами, построенные из камня и бетона. Их украшали статуями, барельефами и памятными надписями.

Поначалу с триумфом в Рим мог войти любой полководец, одержавший победу в бою. Но со временем эта церемония стала расцениваться, как высшая награда и разрешалась не всем. Этой чести удостаивались только те полководцы, которые владели наивысшей властью и никому не были подвластны.

Триумф Римского Императора Тита Флавия Веспасиана

В 70 году нашей эры будущий Римский Император (79–81 гг. правления) Тит Флавий Веспасиан, сын Императора Тито Флавия Веспасиана (69–79 гг. правления), запомнился римлянам и всему миру как Тит, который взял осадой Иерусалим во время Иудейской войны и вошел в Рим как победитель и покоритель Иерусалима.

Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com)

Победа была значимой, ведь в плен были взяты не только часть израильтян, давших впоследствии начало израильской общине в Риме, но и их вожди — Иоанн и Симон. И, несмотря на то что Тит после победы вошел в Рим с триумфом, Триумфальная арка Тита была воздвигнута уже после его смерти и приблизительно после 81 года.

Об этом свидетельствует, сохранившаяся надпись на ней в переводе означающая: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу».

После смерти римляне вознесли Тита в божественный ранг, а на одном из кессонов арки, расположенном в центре свода, запечатлено его вознесение к богам. И совершает он это, сидя на орле. Это изображение дало повод историкам предположить, что в сводах арки хранится прах Тито, однако более тщательные исследования не подтвердили этой теории.

Краткое описание Арки Тита

Все основные барельефы Арки Тита, в основу которых вложен рассказ о триумфальном вхождении Тита в Рим после победы, находятся внутри пролета.

Барельеф Арки Тита, Рим (Takver / flickr.com)

С северной стороны слева направо «движется» квадрига с четырьмя лошадьми, которых за узды держит Богиня Рома. Над колесницей возвышается величественная фигура полководца. За ним расположены фигуры представителей сената и народа.

Скорее всего, это уже кульминация церемонии, в то время как ее начало зафиксировано на барельефе с южной стороны.

Здесь повествуется о том, как плененные иудеи несут носилки на которых выложены трофеи и шесты с табличками, о надписях на которых можно только догадываться.

Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com)

На барельефе очень четко видно семиствольную золотую менору (семиствольный подсвечник) - один из древнейших символов иудаизма и основной атрибут храма Соломона. Что в очередной раз подчеркивает, что Тит покорил Иерусалим. По мнению специалистов, это самое древнее изображение миноры.

Арка Тита была частью укрепления Франджипане, но со временем укрепление было разрушено, что частично отразилось на ее внешнем виде. Благие намерения папы Пие VII отреставрировать ее были реализованы. О чем свидетельствует еще одна надпись, но уже с другой стороны арки.

Триумфальная Арка Тита так же была отреставрирована в 1821 году.

Триумфальные арки строились древними римлянами для проведения торжественных церемоний въезда военачальника-победителя в город - триумфов. В старой части города хорошо сохранилось несколько подобных памятников. Арки традиционно украшались мастерки исполненными барельефами и хвалебными надписями, что делает их настоящими “воротами” в историю Древнего Рима.

Арка Тита (Arco di Tito)

Арка Тита - старейшая из двух оставшихся арок Римского форума. Ее построили в промежутке между 81 и 85 гг. н. э., чтобы ознаменовать захват Иерусалима и победу над евреями. Тит захватил Иерусалим в 70 г. н. э. с помощью четырех легионов, и после падения крепости Масада в 72 г. н. э. восстание было полностью подавлено.

Надпись на арке

15-метровая арка расположена на Римском форуме, в самой высокой точке Виа Сакра. Внутри нее находятся две панели с рельефами. Один изображает триумфальное шествие с трофеями - семиветвистым канделябром или менорой, серебряными трубами и столом хлебов. Другой показывает Тита в колеснице в сопровождении богини Виктории и Ромы.

Интересный факт ! Надпись на фризе, которая гласит «Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана», первоначально была бронзовой. Рельефы также были окрашены, а сама арка увенчана бронзовой квадригой.

Реставрация

В XI в. арку Тита объединили с крепостью, построенной семьей Франгипани, которая помогла сохранить памятник. В 1821 г. ее восстановил ​​Джузеппе Валадье. Части внешних сторон перестроили между 1822 и 1823 гг., используя известковый туф вместо мрамора, поэтому их можно отличить от оригинала.

Как добраться

Арку Тита можно найти на восточной стороне Римского форума недалеко от Колизея. Воспользуйтесь метро (остановка Колизей): линия В. За посещение форума нужно заплатить 12 EUR. Билеты лучше купить заранее .

Арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)

Арку Септимия Севера возвели в 203 г. в честь римского императора Севера. Это одна из трех оставшихся триумфальных арок Римского форума. Ее построили в честь победы императора Севера в Парфии (ныне частично Иран и Ирак).

Арка

Арка имеет 23 м в высоту и 25 м в ширину, а также три прохода: центральный - 12 м, остальные - 7 м 80 см. Первоначально через центральную арку проходила лестница. В IV в. ее заменила дорога.

Рельефные панели и надписи

Рельефные панели наверху изображают различные этапы войны между римлянами и парфянами. Другие панели показывают захват римлянами варваров.

Интересный факт! Первоначально арка была увенчана бронзовой квадригой со статуями императора Севера и его сыновей - Каракаллы и Геты. Бронзовые надписи на арке посвятили Септимию Северу и обеим его сыновьям, но после смерти отца Каракалла убил Гету и стер его имя из арки.

Реставрация

Арка Септимия Севера - хорошо сохранившийся памятник Римского форума, а все благодаря тому, что в средние века ее объединили со старой церковью.

Позже церковь переместили в другое место, но она все еще защищала арку от разрушения. Хотя части других памятников, таких как Колизей, использовались для строительства дворцов эпохи Возрождения, арка Септимия Севера осталась нетронутой.

В средние века и до XVIII в., когда начались раскопки Римского форума, большая часть арки была покрыта почвой и мусором. Сегодня это один из самых неповторимых и впечатляющих римских памятников.

Как добраться

Арку Септимия Севера можно найти на Римском форуме, поблизости от Колизея. Воспользуйтесь метро (остановка Колизей): линия В. За посещение форума нужно заплатить 12 EUR.

Арка Константина (Arco di Costantino)

Рядом с Колизеем стоит арка Константина, построенная в начале IV в., чтобы увековечить победу императора над Максентиусом. Она осталась относительно невредимой.

Победа Константина

В период многолетней гражданской войны победа армии Константина над численно превосходящим войском Максентиуса в битве при Мильвском мосту в 312 г., наконец, принесла мир Римской империи. В ознаменование этой незабываемой победы Сенат наградил императора триумфальной аркой. Ее построили в 315 г. н. э.

Большая арка с тремя проходами имеет ширину почти 26 м и высоту 21 м. Во время строительства повторно использовали многие части старых сооружений, что было в ​​то время обычным явлением.

Интересный факт! Украшения на центральной и нижней частях арки были созданы специально для нее. Фриз показывает, что армия Константина вела войска Максентиуса в Тибр. Сама отделка заметно более низкого качества, чем та, что была в эпоху Адриана и Траяна. Художественный уровень во времена Константина был значительно ниже, чем в прошлом, что символично для упадка Римской империи.

Император Константин

Константин считал, что его невероятная победа случилась благодаря помощи христианского Бога. В итоге во время его правления христианство стало официальной религией Римской империи. В 325 году н. э. столицей империи стал Константинополь.

Как добраться

Арка Константина расположена возле Колизея, по адресу Via di San Gregorio . Добраться до нее можно линией метро В (остановка Колизей). За вход платить не нужно.

В этой статье мы решили объединить три самые знаменитые и значимые триумфальные арки Рима - Константина, Тита и Септимия Севера. Тем более что расположены они в пешей доступности друг от друга и осмотреть их можно в один заход.

Триумфальными арками считается архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки ранее устанавливались при входе в города, в конце улиц, на мостах, широких дорогах, в честь победителей или в память о важных событиях.

Ранее триумфальные арки возводились временные, они чаще всего были сооружены из дерева, и постоянные, такие арки должны были служить долго, поэтому сооружались из камня, кирпича или бетона. Именно постоянные римские арки и сохранились до наших дней, о них то и пойдет речь в данной статье. Все триумфальные арки могли иметь один, три или пять пролетов, были перекрыты полуцилиндрическими сводами, завершающимися антаблементом и аттиком. Украшались статуями, барельефами, горельефами или памятными надписями, или и тем и другим вместе взятым.

Начнем по порядку и рассмотрим каждую арку подробно и в отдельности

Триумфальная арка Константина в Риме

Триумфальная арка Константина расположена в Риме, возле самых знаменитых и значимых достопримечательностей Рима - и Римского форума, по адресу: Via di San Gregorio 184, 00186 Roma, Italia. Как и амфитеатр, арка Константина считается самой яркой аркой Италии и входит в группу основных памятников архитектуры и достопримечательностей Рима.

Арка расположена под открытым небом и посмотреть на неё можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Триумфальная арка Константина (латинское название Arcus Constantini, итальянское - Arco di Costantino) представляет собой трехпролетную каменную арка, то есть имеет три прохода - самый большой центральный, расположен по центру монумента, и два меньших размеров по бокам.

Триумфальная арка Константина плюс ко всему имеет и довольно внушительные размеры, в высоту она достигает двадцати одного метра, в ширину более двадцати пять метров, а глубину более семи метров. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик же кирпичный и облицован мрамором.

Также арка Константина является самой посещаемой и позднейшей, то есть последней из всех сохранившихся римских триумфальных арок.

Арка была воздвигнута в 315 году нашей эры. Является единственной в Риме, построенной в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне, что делает её историческую ценность ещё более значимой. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

В архитектуре арки используются элементы декора, снятые с более древних монументов - сполии. Сполии, в переводе с латинского означает «трофеи», в применении к аркам это элементы декора, в основном колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений, как правило, языческих храмов и использовались при строительстве новых зданий как правило, храмов христианских.

Так и в случае с аркой Константина, множество её украшений до возведения использовалось на других ранее разрушенных постройках. Например, на аттике находятся восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты украшены медальонами, изображающих сцены охоты времен Адриана, это ещё второй век.

Именно арка Константина позже стала основным примером для многих подобных сооружений, возводимых в более поздние периоды. Так в Риме появились и другие подобные трехпролетные каменные арки.

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.

Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы - Виктории. Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Ходят слухи, что в аттике этой триумфальной римской арки был захоронен прах самого Тита. Подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи - Цезарь, чье погребение было в Римском Форуме, Траян - в цоколе именной колонны и Тит. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций Рима, но еще и мемориалом, по типу московского мавзолея или в Испании.

Триумфальная арка Септимия Севера в Риме

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo) как и арка Константина является трехпролетной аркой, достаточно хорошо сохранившейся до наших времен.

Арка Септимия расположена, как и арка Тита, на древней Священной дороге Via Sacra, в северной части Римского Форума между Курией и Рострой.

Построен монумент в 205 году нашей эры в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных эпизодах 195-203 годов.

Выполнена арка из кирпича и травертина (известковый туф). Поверхность облицована мраморными плитами. Имеет высоту более 20 метров, ширину чуть более 23 метров и глубину чуть более 11 метров.

С обеих сторон арка украшена надписями, прославляющими римского императора Севера и его род. Во внутреннем пространстве арки, между пролетами, изображены богини победы Виктории и эпизоды из сражений. Кроме того по обе стороны монумент декорирован парными колоннами с элементами различных ордеров. Ранее монумент также украшали скульптуры Севера с сыновьями, но до наших дней они не сохранились.

Древний город Рим полон историко-культурных достопримечательностей. Каждый архитектурный шедевр рассказывает о важных событиях многовековой истории столицы Италии. Одно из уникальных творений зодчества расцвета расположено недалеко от величественного Колизея.

Арки в честь победителей

Доблестных полководцев, вернувшихся с победой после долгой войны, всегда встречали самым торжественным образом. Древний Рим не был исключением. Издавна в честь триумфаторов возводились специальные каменные сооружения, в которых увековечивался их подвиг. Мужественные воины гордо заезжали в город через построенные арки, где их торжественно встречали с почестями местные жители.

Однако Константина, о которой пойдет речь в статье, не была достроена на момент победоносного возвращения императора. Это единственное сооружение в Риме, возведенное после победы в гражданской войне, ведь чаще всего такие строения создавались в честь триумфа над внешним врагом.

Император Константин и его заслуги

Дерзкий и честолюбивый Константин с детства желал стать императором, и ради этой цели он шел на все, убирая неугодных и мешающих ему со своего пути. Отец юноши - известный полководец - перед своей смертью передает сыну свои полномочия, а римские воины заранее провозглашают Константина своим императором.

В то время в Риме правил жестокий деспот Максенций, которого ненавидели городские жители. Мечтавший о троне доблестный воин, избравший своей религией христианство, отправляет свою армию на врага через Альпы. Зная, что силы Максенция намного превышают его армию, Константин долго молится, ожидая какой-либо небесный знак.

Знак свыше

В летописях есть упоминание о чуде, поразившем армии противника и удивившем самого Константина. После его просьб о помощи в предстоящем сражении в небесах появляется крест из солнечных лучей, и якобы в облаках становится видимой надпись «Сим побеждай». Будущий император растерялся, не зная, что ему делать, а ночью к нему приходит Христос во сне, призывая идти войной на язычников и восстановить христианство во всей огромной империи.

30-летний Константин, окрыленный знамениями, выступает в бой и побеждает многочисленную армию тирана. В 312 году голова Максенция была привезена в Рим, чтобы все жители смотрели на поверженного деспота, а сам Константин садится на долгожданный императорский трон.

Перенос столицы

Лишь 2 года спустя появляется посвященная победе Триумфальная арка Константина. Рим заплатил за столь долгое ожидание императора тем, что столица была перенесена в город Византий ставший христианским религиозным центром, а сам правитель был причислен к лику святых. Даже упоминание всех ратных подвигов на огромной арке не остановило молодого императора, не оценившего столь запоздалое внимание.

Самая крупная арка

Триумфальная арка Константина, возведенная на собранные сенатом и народом деньги, - самая «молодая» постройка подобного рода. Монументальное сооружение состоит из 3 пролетов, в самый крупный - центральный - и должен был торжественно въезжать победитель на украшенной колеснице. Гигантские размеры и толщина мраморной арки делают ее одной из самых крупных в мире. С двух сторон мощное сооружение окружают колонны, стены украшены изысканными барельефами, изображающими сцены побед доблестного императора.

Заимствование из других памятников

Известно, что для оформления арки использовались перенесенные с других зданий декоративные статуи и медальоны. Барельефы, посвященные победе Константина, на самом деле были сняты с исторического памятника, возведенного в честь победы другого славного полководца, - Марка Аврелия. Двухметровые медальоны, расположенные между колоннами, описывали события, связанные с другим императором, только голова древнеримского правителя Адриана была заменена на изображение неустрашимого победителя.

Такое заимствование элементов из других памятников истории объясняется тем, что Триумфальная арка императора Константина в Риме возводилась в очень сжатые сроки. Хотя многие не согласны с такой версией, считая необычную «эклектику» простым недостатком денежных средств. Исследователи, тщательно изучившие документы тех эпох, сходятся во мнении, что огромному сооружению требовались элементы, которые придали бы ему особый статус, и поэтому оформление арки выполнялось столь необычным образом. Как бы то ни было, монумент удивительной красоты поражает мощью и великолепием всех ныне живущих.

Щедро украшенный шедевр

Триумфальная арка Константина в Риме, архитектура которой была скопирована с подобного сооружения, посвященного возведена таким образом, что всем кажется, будто она опирается исключительно на могучие колонны. На их щедро украшенных рельефах изображаются сцены пленения диких варваров римскими солдатами. Над центральным пролетом арки возвышается скульптурное изображение богини победы - Виктории. Эти декоративные украшения относятся к эпохе правления победителя язычников.

С боковых сторон Триумфальная арка императора Константина украшена медальонами, на которых божества Луны и Солнца мчат на колесницах. Внутренние и внешние поверхности памятника, посвященного главному триумфу императора, заполнены скульптурными произведениями.

Погружение в древнюю историю

Триумфальная арка Константина обнесена высокой оградой, чтобы туристы со всего земного шара не растащили на сувениры древний шедевр мировой культуры. Надо сказать, что желтый мрамор сильно страдает от погодных условий и выхлопных газов.

Тысячи приезжих ежедневно рассматривают удивительные картины, погружаясь в древнюю историю с продолжительными войнами и яркими, знаменательными победами. Внушительное сооружение позволяет прикоснуться каждому к вечности, забыть о суетности бренного мира.

Триумфальная арка Константина — одна из крупнейших и лучше всего сохранившихся времен Древнего Рима. В отличии от арок Септимия Севера и Тита ее можно бесплатно осмотреть, обойдя вокруг. Пройти через нее не удастся.

является одним из самых известных древнеримских сооружений, ярким образцом античной архитектуры, символом заката великой Римской империи.

Историческая справка

В отличие от других триумфальных арок, Константинова символизирует не победу над внешним врагом, а триумф на войне гражданской. В октябре 312 года Константин наголову разбил войско Марка Максенция у Мульвиева моста, показав себя отличным стратегом.

Существует предание, что перед этой важнейшей битвой Константину было знамение: во сне он увидел знак креста. Христианский символ он взял с собой в бой и одержал с ним победу. Позднее Константин, наречённый Великим, объявил христианство единой религией империи и перенёс столицу в Константинополь.

Арку строили три года и закончили в 315 году. Было возведено приземистое монументальное сооружение 21-метровой высоты, из трёх пролётов, с длиной фасадов около 26 м и шириной торцевых сторон 7,5 метров. На фронтальных сторонах арки выделялись восемь коринфских колонн из нумидийского мрамора. Над ними были установлены статуи даков, выполненные из мрамора другой породы – светлого, с фиолетовыми прожилками. Основная часть строения была выполнена из массивных беломраморных блоков.

Декор

Декор для арки строители взяли с ранее существовавших римских построек: у создателей столь грандиозного сооружения было мало времени на его скульптурное оформление. Три года для той эпохи считались очень коротким сроком. Историки предполагают и другое объяснение этому факту – символическое объединение Константина с великими правителями прошлого. На некоторых элементах декора арки угадываются изображения ранее правивших императоров – им придали сходство с императором Константином.

Аттик

Восемь статуй для аттика арки были взяты с . Восемь барельефов на аттике были перенесены с другой, ранее разрушенной арки времён Марка Аврелия. Позаимствован был и мраморный фриз – его разделили на четыре фрагмента и установили над малыми арками и внутри главного пролёта. На этих украшениях можно узнать военные сцены времён Траяна. Медальоны, установленные над боковыми арками, изображают сцены охоты императора Адриана.

Сегодня арка Константина считается самой знаменитой из древнеримских арок и наиболее сохранившейся. Она стоит на древней дороге Via Triumphalis, между и . Эта арка стала наглядным образцом для многих более поздних триумфальных сооружений, построенных в мире.

Посещение этой достопримечательности бесплатное.

Как добраться

Ближайшая остановка — метро Colosseo (линия В).
Можно доехать до Арки на автобусе:
51, 75, 85, 87, 118, №2 до остановки Colosseo;
75, 85, 87, 118, С3, №2, №10 — до Celio Vibenna.
На трамвае 3, 8 — до Piazza Del Colosseo.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Похожие статьи