Психоневрологические нарушения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы у детей и подростков. Здоровье, медицина, здоровый образ жизни Симптомы и лечение ретинопатии

23.06.2019

Синяки, ушибы, царапины и шишки – сложно найти человека, у которого детство прошло без подобных повреждений. Но если когда-то такие отметины были своеобразным символом ловкости и силы, то при виде растущей шишки на лбу у крохи в маминой голове проносится две мысли: каковы симптомы сотрясения мозга у ребенка и есть ли они у ее малыша? На второй вопрос вы сможете ответить вместе с врачом после тщательного осмотра маленького пациента, а вот о признаках сотрясения мозга и его лечении мы постараемся рассказать.

Сотрясение мозга у детей: причины

Причиной сотрясения мозга у детей является черепно-мозговая травма. Высокая частота повреждений такого рода у малышей связана с их повышенной двигательной активностью, несовершенной моторикой и координацией движений, а также практически полным отсутствием чувства опасности или страха высоты.

Еще одним фактором, который во время падения может спровоцировать сотрясение мозга, является достаточно большой вес головы крохи. Именно поэтому большинство грудничков часто ударяются головой, когда скатываются с пеленального столика, выскальзывают из коляски, падают при попытках ходить или ползать.

Травмы у малышей до 1 года – это результат невнимательности или излишней беспечности их родителей. Не оставляйте кроху одного в том месте, откуда он может упасть.

Самостоятельно передвигаться по дому или улице ребенок может с 11-12 месяцев, по этой причине именно в годовалом возрасте резко увеличивается число сотрясений мозга у детей. Малыши падают с высоты своего роста из-за неумения сохранять равновесие, с лестниц или горок – по недосмотру родных.

В старшем возрасте причиной травмы становится баловство детей, подвижные игры, соревнования в храбрости («я залезу на самое высокое дерево», «я умею делать сальто»). Также не стоит забывать и о так называемом синдроме встряхнутого ребенка, при котором у малыша могут появиться признаки сотрясения мозга после прыжков с высоты на ноги, грубого встряхивания взрослыми или при чрезмерно активном укачивании.

Симптомы сотрясения мозга у ребенка

Сотрясение головного мозга – это оптимальное последствие закрытой черепно-мозговой травмы (ЗЧМТ), которое имеет положительный прогноз и почти никогда не вызывает осложнений. Но не стоит забывать, что негативные последствия сотрясения мозга у детей будут сведены к минимуму только в случае своевременно начатого лечения.

Благодаря анатомо-физиологическим особенностям костной и нервной систем, симптомы сотрясения мозга у ребенка существенно отличаются от признаков данной патологии у взрослого человека.

Взрослые зачастую описывают следующий симптоматический комплекс:

  • Эпизод потери сознания длительностью до 5-10 минут;
  • Постоянная тошнота, иногда – рвота;
  • Невозможность вспомнить события, которые непосредственно предшествовали травме и обстоятельства самой травмы;
  • Кратковременное появление нистагма и нарушение координации движений.

Яркость проявления симптомов сотрясения мозга у ребенка зависит от его возраста. На первом году жизни признаки патологии проявляются слабо:

  • Потери сознания не происходит;
  • Наблюдается тошнота и рвота;
  • Кожа ребенка бледная;
  • Малыш сонлив или, наоборот, слишком беспокоен;
  • Учащаются эпизоды срыгивания при кормлении;
  • Кроха отказывается от еды;
  • Нарушается режим сна.

Сотрясение мозга у детей дошкольного возраста сопровождается более выраженной симптоматикой:

  • Часто ребенок сам указывает на факт потери сознания;
  • Присутствуют тошнота и рвота, малыш жалуется на сильную головную боль;
  • Его сердцебиение учащенное или замедленное, артериальное давление нестабильное, кожа бледная и влажная;
  • Нарушается психоэмоциональное состояние, ребенок становится плаксивым и капризным;
  • Нарушается привычный ритм сна.

В некоторых случаях после полученного повреждения возникает посттравматическая слепота – нарушение, причина которого до сих пор не известна. Она сохраняется не более суток и самостоятельно исчезает.

Также нужно помнить, что признаки сотрясения мозга у детей не всегда появляются сразу после травмы, иногда они нарастают в течение нескольких часов. Это связано с высокими компенсаторными возможностями детского организма. Однако после появления первого симптома болезнь прогрессирует очень быстро, поэтому внимательно наблюдайте за травмированным ребенком.

Лечение сотрясения мозга у детей

Неотложная помощь при сотрясении мозга у детей заключается в соблюдении постельного режима и обработке поверхностных ран (если они имеются). Вне зависимости от того, есть ли жалобы у ребенка с ЗЧМТ, он подлежит немедленному осмотру медицинским работником. Особенно неукоснительно данное правило должно соблюдаться в отношении детей до трех лет.

Как только маленькому пациенту поставлен диагноз «сотрясение головного мозга», его госпитализируют в стационар. Это обеспечит ребенку психоэмоциональный покой, а врачи смогут круглосуточно наблюдать за больным и вовремя предупредить развитие осложнений. Оптимальный срок госпитализации – 3-4 дня.

Медикаментозное лечение сотрясения мозга у детей заключается в применении следующих групп препаратов:

  • Мочегонные средства в комбинации с препаратами калия (например, Диакарб и Панангин) назначают с целью предупреждения развития отека мозга;
  • Седативные капли или таблетки необходимы для купирования признаков эмоционального возбуждения;
  • Антигистаминные средства и противорвотные препараты следует принимать только в случае аллергической реакции или рвоты;
  • Ноотропные средства и витамины группы B прописывают для более быстрого восстановления нормальных функций головного мозга;
  • Обезболивающие препараты принимают при наличии головной боли.

В случае ухудшения состояния здоровья, проводится дополнительное обследование ребенка и коррекция терапии. Если врач наблюдает регресс симптомов, маленького пациента выписывают. Однако чтобы избежать отсроченных осложнений и нежелательных последствий сотрясения мозга, у детей необходимо ограничить физическую активность, снизить нагрузку на мозг (сократить просмотр телевизора и работу с компьютером) и как можно больше отдыхать. При соблюдении вышеозначенных правил, состояние малыша полностью стабилизируется уже через 3 недели.


В статистике детской травматологии наиболее часто можно встретить сотрясение головного мозга. При установлении этого диагноза должна быть обязательная госпитализация ребенка в стационар. В зависимости от симптоматики и тяжести травмы выделяют три степени сотрясения.

Высокий уровень получения травм можно объяснить активностью ребенка, он не может усидеть на месте, старается познать мир. Чем меньше возраст, тем менее несовершенны навыки координации движений, пониженное чувство опасности и страха высоты. За счет большого веса ребенок падает головой вниз, и руками не страхуется - это прямая дорога к сотрясению, а как его выявить - узнаем прямо сейчас.

Многие могут и не догадываться, что сотрясение головного мозга имеет свою классификацию. Врачи США разделяют сотрясение головного мозга на степени, ведь у одного человека травма может привести только к тошноте или рвоте, а у другого характеризоваться длительной потерей сознания.

По степени тяжести сотрясение может быть лёгким, средним или тяжёлым

  1. Первая степень носит название легкой. Выставить ее можно тогда, когда нет потери памяти или сознания. Длительность признаков сотрясения составляет не более 15 минут. Проявляется все заторможенностью, сильными головными болями, тошнотой.
  2. При второй степени (средняя тяжесть) человек не теряет сознания, но есть потеря памяти (амнезия). Симптоматика длится от 15 минут, до нескольких часов. Проявляется все заторможенностью, нарушением пульса, бледностью или покраснением кожи, тошнотой, рвотой, болью в голове.
  3. Третья степень, она же тяжелая, характеризуется потерей сознания от нескольких секунд до шести часов. Симптоматика при этом может быть разнообразной.

Сотрясение у младенцев

У новорожденных и детей до 1 года сотрясение головного мозга является результатом недосмотра со стороны родителей. Осложнений, как правило, при такой травме нет, а симптоматика не имеет грубых нарушений. Картина сотрясения у младенца, за счет различия детского и взрослого мозга, тоже имеет специфические черты.

У взрослого человека наблюдается кратковременная потеря сознания, развивается тошнота и рвота, головные боли. Человек может не помнить непосредственные события, предшествовавшие травме или после нее. Могут подёргиваться глазные яблоки (нистагм), быть нарушена координация движений.

Сотрясение у младенца родители могут заметить самостоятельно, но консультация врача необходима в любом случае

Малыш дает минимальную симптоматику, он может не терять сознания. Но вот заподозрить неладное позволяет однократная или многократная рвота, тошнота, наблюдается срыгивание во время кормления. Кожа бледная, ребенок беспокоен, плачет, сонлив, но при этом много спит, аппетит может отсутствовать.

Дошкольники и школьники

Дети дошкольного возраста дают более яркую симптоматику при сотрясении головного мозга. Они могут терять сознание, развивается тошнота и рвота. Ребенок отмечает головную боль, у него учащен или замедлен пульс, артериальное давление нестабильно, кожа бледная, повышенное потоотделение. Ребенок капризничает, плачет, сон у него нарушен.

Возможно развитие посттравматической слепоты в некоторых случаях

Дифференциальная диагностика сотрясения мозга

Развитие этого состояния начинается после получения травмы или несколько позже и длится на протяжении минут или часов, пройти может самостоятельно. Почему такое возникает, ответа до сих пор нет.

Особенность детского организма такова, что компенсация может смениться ухудшением состояния, нередко стремительным. После получения травмы ребенок чувствует себя нормально, а через несколько часов состояние ухудшается.

При сильном сотрясении нарушается сознание в виде обморока или оглушение, потери слуха на короткое время, темнота в глазах, ориентация в пространстве нарушена, теряется память, в ушах может шуметь и звенеть. У ребенка может быть болезненность на яркий свет или громкие звуки.

Неспецифические признаки

Сотрясение может сопровождаться галлюцинациями

Неспецифическими признаками являются те, которые могут быть и при любом другом заболевании. Такими симптомами могут быть:

  • нистагм;
  • боль в глазных яблоках;
  • косоглазие;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • мушки перед глазами;
  • потеря зрения;
  • галлюцинации;
  • нарушенная речь;
  • дрожь в конечностях;
  • судороги.

При любой травме головы может возникнуть вышеуказанная симптоматика.При сотрясении ребенок не так гиперактивен, как обычно.

Признаки, их характеристика, механизм появления

Симптомы могут появиться сразу после получения травмы или по прошествии некоторого периода времени.

Ступор характеризуется состоянием оглушения, ребенок растерян, мышцы у него напряжены, лицо имеет застывшее выражение. Эмоции, движения заторможены. Происходит это за счет нарушенной передачи импульсов в коре головного мозга.

Потеря сознания отличается тем, что ребенок не реагирует ни на какие раздражители, нарушена и чувствительность. Все зависит от силы удара и может длиться от секунд до 6 часов. Происходящее можно объяснить за счет нарушенной передачи по отросткам нервных клеток. В мозге наблюдается дефицит кислорода и именно так проявляется это состояние.

Однократная рвота характеризуется извержением содержимого желудка через ротовую полость. Дыхание учащено, течет слюна и слезы, нередко состояние повторяется. Причина заключается в том, что нарушается кровоток в вестибулярном аппарате и центре головного мозга, отвечающем за рвотный рефлекс.

Тошнота характеризуется неприятными ощущениями, чувством тяжести и давления в левом подреберье. Происходит все за счет возбужденного рвотного центра, который расположен в продолговатом мозге.

Головокружение бывает в состоянии покоя и становится сильнее при попытке поменять положение. Развивается все за счет нарушенного кровотока в вестибулярном аппарате.

Учащенный (больше 90 ударов) или замедленный (меньше 60 ударов) пульс сопровождается учащением сердцебиения или слабостью. Причиной служит нарушение внутричерепного давления, сжатие блуждающего нерва и мозжечка.

Блуждающий нерв, выходя из полости черепа, является самым длинным нервом тела человека. Его воздействие распространяется на все органы до малого таза. Влияние его неподконтрольно воле человека и регулируется только центрами головного мозга.

Бледность кожи лица, внезапно сменяемая покраснением происходит за счет нарушенного тонуса вегетативной нервной системы. Мелкие артерии кожи лица и шеи могут то сужаться, то наоборот, расширяться.

Головная боль может проявиться в месте ушиба или других областях

Головная боль может развиваться в месте ушиба или в области затылка. Она пульсирующая, распирающая, распространяется по всей голове. Причиной того служит повышенное внутричерепное давление и раздражение чувствительных рецепторов оболочки головного мозга.

Шипение, звон или шум в области ушей происходит за счет повышения внутричерепного давления и сдавления слухового нерва. Следствием становится нарушенная работа слухового аппарата.

Боль в глазах особенно при движении может сопровождать и чтение текста. Болеть могут и виски, а причиной всему является все то же повышенное внутричерепное давление.

Нарушенная координация движений характеризуется заторможенностью и длительностью выполнения. Происходящее можно объяснить нарушенной передачей импульсов, поступающих от коры головного мозга, к мышцам и нарушенного кровоснабжения вестибулярного аппарата.

Потливость сопровождается ощущением холодных или влажных ладоней, пот может выступать в виде капелек на лице или теле. Возникает это состояние за счет возбуждения симпатической нервной системы, именно она управляет работой всех внутренних органов.

На протяжении первых часов

Зрачки могут сузиться или, наоборот, расшириться, это нормальная реакция на свет, не сопровождающаяся ничем необычным. При неправильной реакции зрачков или разном их размере можно заподозрить более серьезную травму головного мозга. Повышенное внутричерепное давление действует на центры вегетативной нервной системы, которая отвечает за сокращение мышц, она сужает или расширяет зрачок.

Дрожание глазных яблок при отведении их в стороны, предметы сложно рассмотреть. Связано все с нарушением работы внутреннего уха, мозжечка и вестибулярного аппарата. Именно эти структуры способствуют сокращению мышц, и пострадавший человек не может нормально сфокусировать взгляд.

Асимметричные сухожильные рефлексы определит невролог, это ответ на удар молоточка по соответствующим участкам. В норме рефлексы одинаковы, при повышении внутричерепного давления они асимметричны.

Удаленные по времени симптомы

Эта группа может развиваться у ребенка через 2 - 5 суток после полученной травмы. Боязнь света и повышение чувствительности к звуковым раздражителям, раздражать могут не только громкие, но и нормальные звуки. Происходит это за счет того, что нарушено рефлекторное сокращение зрачков, нормальная работа слуховых нервов.

Сотрясение мозга может сопровождаться капризностью, раздражительностью и другими психологическими проблемами

Депрессивные состояния, капризность и раздражительность характеризуются плохим настроением, нежеланием двигаться, учиться, развлекаться. Причиной этого является нарушение связи между нервными клетками в коре полушарий, отвечающих за эмоциональную сферу.

Нарушения сна характеризуются трудным засыпанием, ночными или ранними утренними пробуждениями. Суть этого явления состоит в неприятных эмоциях, которые настигают человека, стрессе, перевозбуждении, нарушением кровоснабжения мозга.

Потеря памяти или амнезия характеризуется невозможностью вспомнить события, произошедшие непосредственно перед травмой. Длительность выпадения памяти зависит от силы удара, пришедшегося на голову. Запоминание имеет несколько этапов, при травме цепочка разрывается, и события просто не откладываются в долговременной памяти.

Нарушение нормальной концентрации внимания характеризуется тем, что ребенок не может сосредоточиться на каком-то конкретном деле. Часто может отвлечься, невнимателен, может заняться другим, не закончив предыдущего. Происходит это за счет нарушения связи между корой и подкорковыми центрами головного мозга.

Это один из самых распространенных диагнозов в детской травматологии. Но симптомы бывают очень «смазанными». Тем не менее, их важно отследить, чтобы ребенок получил правильное лечение и все обошлось без последствий.

Берегите голову!

Сотрясение мозга – самая легкая форма черепно-мозговой травмы; необратимых изменений мозга при этом не происходит. Следующая по степени тяжести – ушиб головного мозга. Эти две формы ЧМТ мы и рассмотрим, поскольку именно их родители способны «проморгать».

Строение черепа у малышей компенсирует толчки от падений, неизбежных в период, пока ребенок учится ходить. Может показаться, что природа полностью предотвратила детские травмы от небольших сотрясений. Но этот запас прочности дает сбои, тем более опасные, что симптоматика у детей не такая внятная.

Новорожденные составляют 2% пострадавших от сотрясения, дети грудного возраста - 25%, ясельного - 8%, дошкольного - 20% и школьного возраста 45%.

Младенцы чаще всего падают с пеленальных столов, из коляски, с рук старших детей. Начиная с 1 года, когда детки учатся ходить, причиной ЧМТ становится падение с высоты собственного роста. У малышей до 3-х лет голова нередко «перевешивает», она ведь большая, а руки подставлять при падении они не умеют, и в результате ударяются именно головой.

Чуть позже «карта падений» расширяется до лестниц, деревьев, горок и так далее.

Кроме того, до 5 лет сотрясение иногда возникает от встряхивания ребенка при грубом обращении или даже слишком активном укачивании…

Ну, а со старшими все понятно без пояснений.

Имейте в виду, что падение не всегда можно отследить. Если за ребенком присматривала няня или родственники, они могут «постесняться» рассказать родителям, что малыш упал, или самым честным образом не обратят на это внимания. Старшие дети сами утаивают неприятности, чтобы их не ругали. Все это еще более осложняет непростую задачу – распознать сотрясение, если оно все-таки случилось.

Основные признаки сотрясения мозга у детей

Вот – для сравнения – список симптомов у взрослых.

  • Потеря сознания от нескольких секунд до 10-15 минут.
  • Тошнота и рвота.
  • Головокружения, головная боль.
  • Амнезия (выпадение из памяти) событий непосредственно перед травмой, самой травмы и сразу после травмы.
  • Подергивание глазных яблок, нарушение координации движений.
  • В случае ушиба мозга – потеря чувствительности со стороны тела, противоположенной месту ушиба.

А вот картина сотрясения головного мозга у ребенка.

У детей до 1 года

  • Потери сознания чаще всего не бывает.
  • Однократная или многократная рвота, тошнота, срыгивания при кормлении.
  • Бледность кожи.
  • Беспричинное беспокойство и плач.
  • Повышенная сонливость или плохой сон, отсутствие аппетита.

Все это, согласитесь, трудновато увязать с сотрясением.

У детей дошкольного возраста

  • Чаще происходят потеря сознания, тошнота и рвота после травмы.
  • Головные боли, головокружения.
  • Учащение или замедление пульса.
  • Артериальное давление скачет.
  • Кожа бледнеет.
  • Ощущается слабость, усиливается потливость.
  • Наблюдаются сбои ориентации во времени и пространстве
  • Невозможность концентрации взгляда.
  • Иногда у детей случается посттравматическая слепота. Она возникает сразу после травмы, но может и позже, сохраняется в течение нескольких минут или часов, а затем исчезает.
  • Есть и такая особенность: сразу после падения ребенок чувствует себя нормально, а спустя несколько часов и даже дней появляется и начинает быстро нарастать симптоматика: у грудничков выбухает родничок, у детей постарше возможно помутнение сознания. В подобном случае даже при минимальных жалобах у малыша может быть тяжелое повреждение головного мозга, вплоть до кровоизлияний.

Осложнения при сотрясении мозга у детей

При подозрении на ЧМТ, если присутствуют минимальные симптомы, лучше показать малыша врачу, а после внушительного падения – даже без всяких симптомов. Когда медики предлагают госпитализацию, не отказывайтесь. Это необходимо, чтобы предупредить осложнения травмы – отек мозга, гематомы, менингит, эпилепсию. Если ребенка можно лечить в домашних условиях, нужно строго соблюдать врачебные предписания, прежде всего – покой. Если состояние ухудшилось (продолжительная тошнота и рвота, неутихающие головные боли, общая слабость и слабость в конечностях, судорожные подергивания, частое срыгивание у грудничков) нужно немедленно обратиться к неврологу для повторного обследования или госпитализации.

На протяжении месяца или двух после сотрясения мозга ребенка может укачивать в транспорте. Это постепенно пройдет.

Степени тяжести сотрясения мозга

Тяжесть травмы определяется интенсивностью и продолжительностью общемозговых симптомов, головной боли, например.

При сотрясении легкой и средней степени через несколько часов после травмы или на вторые сутки общее состояние улучшается: прекращается рвота, дети становятся активными. Конечно, продолжительность постельного режима зависит от тяжести травмы. В легком случае лежать придется неделю, при средней степени – 2-3 недели, при тяжелой – 3 недели и дольше.

Признаки тяжелого сотрясения, конечно, вряд ли пройдут незамеченными, но не всегда удается соотнести их с недавним падением ребенка, которое может выглядеть вполне рядовым.

Симптомы тяжелого сотрясения мозга

  • В тяжелых случаях рвота и тошнота проявляются 1-2 дня.
  • У грудничков бывает тремор, кратковременные судороги.
  • Старшие дети длительно жалуются на головную боль, возможен бред, психомоторное возбуждение.
  • На фоне этих общемозговых симптомов выявляются очаговые расстройства: небольшое сходящееся косоглазие, асимметрия мышечного тонуса и рефлексов.
  • С 3-го или 5-го дня состояние постепенно улучшается, но быстрая утомляемость, возбудимость, раздражительность, нарушение концентрации внимания останутся еще надолго.

Внимание: признаки ушиба мозга у детей!

Он случается значительно реже, чем сотрясение. Ушиб мозга выдает себя сочетанием признаков разного порядка: к общемозговым (головная боль, головокружение, тошнота) присоединяются симптомы нарушений со стороны стволово-базальных отделов головного мозга (расстройство дыхания, кровообращения). Усиливаются и очаговые, локальные симптомы.

Причем все это происходит хаотично и непредсказуемо. В целом картина такая.

  • В остром периоде на фоне нарушенного сознания возникают резкая бледность или покраснение кожи, потливость, повторная рвота, редкий пульс, падение артериального давления, иногда дыхательная аритмия, локальные или общие судороги.
  • Из-за рассасывания гематом через 1-2 дня после травмы повышается температура, могут появиться симптомы токсикоза.
  • Чем слабее становятся общемозговые симптомы, тем четче выявляются очаговые неврологические нарушения: судороги, речевые расстройства.

Даже при ушибе мозга все его грозные признаки у детей могут быть смазанными, однако необходимо понять, что происходит, и обратиться к врачу.

Внимание: риск!

Правильное лечение поможет справиться с ушибом мозга без необратимых последствий для ребенка. Но приходить в себя он будет гораздо дольше, чем после сотрясения. Успеваемость в школе снижается, подавленное или перевозбужденное состояние усиливается. Это опасный момент: в детстве временное положение вещей легко принимают за постоянное, самооценка резко падает, депрессия может перейти в хроническую форму уже по причинам психологического порядка. Постарайтесь объяснить ребенку, что это все пройдет. Придется сначала научить дите следить за своим состоянием, не переутомляться. А затем уж помочь ему вернуться к нормальному ритму жизни. Обозначьте такую перспективу и вместе работайте над ее реализацией.

По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180-200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.

Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15-25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.

В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).

Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.

Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.

  • Очаговые повреждения:
    • ушиб головного мозга;
    • сдавление головного мозга - внутричерепная гематома (эпидуральная, субдуральная);
    • внутримозговое кровоизлияние;
    • субарахноидальное кровоизлияние.
  • Диффузные повреждения:
    • сотрясение головного мозга;
    • диффузное аксональное повреждение;
    • диффузные сосудистые повреждения (включая гипоксически-ишемические).
    • клиническом течении ЧМТ принято выделять следующие периоды:
    • острый: первые 2-10 нед после травмы;
    • промежуточный: от 10 нед до 6 мес;
    • отдаленный: от 6 мес до 2 и более лет.

    При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:

    • продолжительность потери сознания в остром периоде травмы;
    • оценка по шкале ком Глазго (ШКГ);
    • длительность посттравматической амнезии;
    • оценка состояния жизненно важных функций, очаговых симптомов в области первичного поражения и дислокационных - по шкале НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко А. Н. Коновалов, Л. Б. Лихтерман, А. А. Потапов и соавт., 1998).

    В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):

    • легкая - длительность потери сознания менее 20 мин;
    • среднетяжелая - от 20 мин до 6 ч;
    • тяжелая - от 6 до 48 ч;
    • крайне тяжелая - более 48 ч.

    Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.

    Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6-15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):

    • легкая: исходная оценка 13-15 баллов;
    • среднетяжелая: (1) исходная оценка - 9-12 баллов либо (2) исходная оценка - 13-15 баллов, но через 3 дня оценка не достигает 15 баллов;
    • тяжелая: исходная оценка - 3-8 баллов.

    Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.

    Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.

    Основные проявления посткоммоционного синдрома:

    • церебрастенические симптомы - быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, тревожность, раздражительность, трудности засыпания;
    • головные боли, головокружения, периодически сопровождающиеся тошнотой;
    • умеренно выраженные нарушения координации движений при исследовании неврологического статуса;
    • когнитивные нарушения (со стороны внимания, памяти), сопровождающиеся трудностями, связанными с обучением в школе.

    Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.

    Клинические проявления последствий ЧМТ

    Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.

    Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.

    J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5-6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3-4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5-8 баллов — у 65% обследованных.

    Двигательные нарушения

    Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).

    Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.

    Когнитивные нарушения

    Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.

    Речевые расстройства

    Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.

    Трудности при обучении в школе

    Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:

    • Приобретаемые знания имеют неоднородный и отрывочный характер.
    • На уроках в школе ребенок с трудом включается в выполнение заданий, плохо справляется с ними.
    • Наблюдаются нарушения внимания во время занятий, отмечаются затруднения, связанные с запоминанием.
    • Ребенок неаккуратен, не доводит начатое дело до конца, не организован.
    • Ребенок не может эффективно использовать помощь окружающих для того, чтобы завершить выполнение задания, работы.
    • Ребенок испытывает затруднения, когда речь идет о применении информации и навыков, а также в формулировании выводов, обобщений.

    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.

    Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:

    • вспышки раздражения, эпизоды агрессивного поведения;
    • импульсивность; может наблюдаться двигательная расторможенность;
    • эмоциональная лабильность, колебания настроения;
    • утрата мотивации, заинтересованности в достижении хороших результатов при выполнении тех или иных заданий и дел;
    • замкнутость, нерешительность, необщительность;
    • зависимость от других: ребенок не может постоять за себя;
    • неспособность оценить в полной мере результаты своих действий и корректировать свое поведение;
    • недостаточный самоконтроль и неправильная самооценка, что влечет за собой затруднения при общении с окружающими.

    Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10-15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.

    В 70-80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).

    После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.

    По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).

    Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:

    • широкий возрастной диапазон начала заболевания;
    • наличие изменений в неврологическом статусе;
    • часто встречающееся снижение когнитивных функций;
    • выявление региональных паттернов на ЭЭГ;
    • структурные изменения в мозге при нейровизуализации;
    • часто встречающаяся резистентность к антиэпилептической терапии, что обусловливает необходимость применения производных вальпроевой кислоты в лечении многих пациентов.

    Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

    Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.

    Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3-4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4-6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.

    При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:

    • широкий спектр противоэпилептической активности (по сравнению с другими антиконвульсантами);
    • сохранение эффективности при терапии поддерживающими дозами (часто - относительно низкими);
    • применение вальпроатов не приводит к учащению приступов;
    • применение вальпроатов не провоцирует новых клинических проявлений приступов;
    • отсутствие специфических когнитивных нарушений в процессе терапии;
    • отсутствие побочных эффектов в эмоциональной сфере;
    • нормализация электрической активности мозга;
    • улучшение качества жизни пациентов.

    Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15-45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).

    Уменьшение числа приемов препарата до 1-2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.

    Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.

    Литература
    1. Заваденко Н. Н., Кемалов А. И. Пептидергические ноотропные препараты в лечении последствий закрытой черепно-мозговой травмы у детей //Вестник практической неврологии. - 2003. - № 7. - С. 44 - 50.
    2. Иова А. С., Гармашов Ю. А., Щугарева Л. М., Паутницкая Т. С. Особенности нейромониторинга при коматозных состояниях у детей (шкала комы Глазго - С.-Петербург и ее возрастные особенности). Лучевая диагностика на рубеже столетий. - СПб., 1999. - С. 45-48.
    3. Коновалов А. Н., Лихтерман Л. Б., Потапов А. А. и др. Клиническое руководство по черепно-мозговой травме. - М., 1998. - Т. 1. - 549 с.
    4. Петрухин А. С., Мухин К. Ю. Эпилептология детского возраста. - М., 2003. - 624 с.
    5. Appleton R., Baldwin T. Management of brain-injured children. New York, Oxford University Press. 1998: 257.
    6. Brink J. D., Imbus C., Woo-Sam J. Physical recovery after severe closed head trauma in children and adolescents// J. Pediatrics. 1980; 97: 721-727.
    7. Chaplin D., Deitz J., Jaffe K. M. Motor performance in children after traumatic brain injury. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 1993; 74:161 - 164.
    8. Christensen J. R. Pediatric Traumatic Brain Injury. In: Developmental Disabilities in Infancy and Childhood. 2-nd ed. Eds. A. J.Capute, P. J.Accardo, Baltimore. 1996: 245 - 260.
    9. Fenichel G.M. Clinical Pediatric Neurology. A signs and symptoms approach. 3-rd ed. Philadelphia, B. Saunders Company. 1997: 407.
    10. Jennett B., Teasdale G. Management of head injuries. Philadelphia, F. A. Davis Co. 1981: 258 - 263.
    11. Kraus J. F., Fide D., Conroy C. Pediatric brain injuries: the nature, clinical course and early outcomes in a defined United States" population. Pediatrics. 1987; 79: 501 - 507.

    Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
    А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
    В. Е. Попов,
    кандидат медицинских наук
    М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
    Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук

    РГМУ, Москва
    Морозовская детская клиническая больница, Москва

  • Похожие статьи