Какая школа обучается по вальдорфской системе. Воспитание по средствам личного примера и подражания

29.09.2019

вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. в этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

историческая справка

вальдорфская педагогика была основана рудольфом штайнером. в 1907 году он издал книгу «образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. а 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «вальдорф-астория» в штутгарте (германия). именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах германии, а также сша, великобритании, швейцарии, голландии, норвегии, австрии и венгрии и др. на данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. в россии первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

биография

рудольф штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

ближайшей соратницей рудольфа штейнера была его жена - мария фон сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

о вальдорфской методике

у рудольфа штейнера был свой взгляд на развитие детей. он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.

главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

основные принципы организации детских садов и школ

дети-дошкольники. в вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. наполняемость групп - до 20 человек.

организация пространства. индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Воспитатель. в вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. а всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

Подражание. первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. при этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

всему своё время. вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. с детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. а со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

ритм и повторения. вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). и наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. у последователей штайнера ритм дня представляет собой
чередование фаз «вдоха» и «выдоха». фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. при избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. в вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Родители. в вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. родители здесь - частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.

последователи штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. у них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

Если его действия могут повредить другим.

Если могут пострадать какие-либо вещи.

при этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

будние дни

как же проходит день в вальдорфском саду?

о приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

день начинается общим приветствием - «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. с детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.


воспитатели же сидят посреди комнаты за большим рабочим столом и, как и любая мать, исподволь наблюдая за детьми, занимаются «своими домашними делами». они шьют кукол, вяжут крючками мячики, плетут корзины, штопают носки, стирают белье или готовят винегрет. любой ребенок, заинтересовавшись и желая «подражать», может присоединиться к ним.

после свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

затем «вдох» - интенсивная музыкально – ритмическая игра. после нее – снова расслабление - прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице. а можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» - заняться огородничеством.
после возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» - воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.п. причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «жил был зайчонок (которого слепила катя). он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. - разыгрывается целое театральное представление.

потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. еда подается в красивых глиняных мисочках.

после обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п.
за "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)

праздники в вальдорфском саду

праздники в вальдорфском саду занимают особое место. ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. они проводятся в духе народных традиций. детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

в вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (нового года, женского дня), существуют и другие праздники. например, день урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. а в ноябре - праздник фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. на рождество – спектакль о чуде, свечи, яблоки и тихая
музыка. после нового года – - с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. на иван – купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его день рождения. малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. затем поздравления с днем рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.

отрицательные моменты вальдорфской системы

Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. ведь принципы штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п.

Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

Сам рудольф штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу.

Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! но прогресс-то не стоял на месте. получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (пушкина, барто, михалкова, носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). а если ребенок итак слишком и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.

Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

о вальдорфских куклах:


Материал к занятию.

Вальдорфская школа

Вальдóрфское образовáние (также известное, как Штáйнеровское или Вальдóрфско-штáйнеровское образовáние ) - образование, основанное на гетеанистическом методе познания, на образном мышлении , сопереживании. Основной принцип вальдорфской школы - свободное развитие ребенка, без страха и стресса (в школах нет оценок и экзаменов), а общим законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка.

Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер , также основавший антропософию . При этом Вальдорфское образование не ориентирует детей мировоззренчески, касается ли это политики или религии

Первая вальдорфская школа была создана в году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения.

Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.

Происхождение

Рост числа вальдорфских школ в мире

Рост количества вальдорфских школ в мире к 2005 г. показан на графике.

Особенности методики

Школы Вальдорфа работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе ребенка. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от ясель до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативный-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье).

Пособия

Основными педагогическими пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера по педагогике, в том числе

  • Педагогическое значение познания человека и культурное значение педагогики (нем. Der реdagogische Wert der Menschenerkenntnis und der Kulturwert der Pеdagogik );
  • Искусство воспитания в связи с сущностью человека (нем. Die Kunst des Erziehens aus dem Erfassen der Menschenwesenheit );
  • Методика обучения и предпосылки воспитания (нем. Die Methodik des Lehrens und die Lebensbedingungen des Erziehens );
  • Общее учение о человеке как основа педагогики (нем. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pedagogik );
  • Искусство воспитания. Методика и дидактика (нем. Erziehungkunst. Methodisch-Didaktisches ;
  • Идея и практика вальдорфской школы (нем. Idee und Praxis der Waldorfschule ).

Критика

В качестве основного метода познания используется почти исключительно личное чувственно-сверхчувственное переживание в противовес якобы негодной науке, требующей логики, техники, анализа и эксперимента. Педагогическая составляющая философии Штайнера предназначена для того, чтобы помочь школьнику взойти к его высшим духовным телам - эфирному и астральному - и с их помощью проникать в суть предметов.

Примеры из лекций Штайнера:
«В действительного человека вовсе ничего не поступает внутрь, совсем ничего… То, что мы едим, мы едим просто, чтобы у нас был стимул. Так что всё, что люди представляют, что там питание входит, и что там питание снова выходит, и в промежутке что-то остаётся внутри, вовсе не верно: это создаёт только стимул… и мы строим всё наше тело из эфира.» (Природные основы питания. Лекция IV).
«Видите ли, если внешне к человеку подступает запах тухлых яиц, тогда внутри в животе наступает весна. А весной всё растёт и распускается, и человек снова может стать сильным.» (Там же, лекция VI)

Вальдорфские школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп. Первая такая школа (давшая название всей системе) была образована на деньги владельца табачной фабрики «Уолдорф-Астория» для воспроизводства квалифицированного пролетариата из детей её рабочих, для воспитания homo habilis - человека умелого , не претендующего, однако, на звание человека разумного.

Примечания

Литература

  • Роберт Т. Кэррол Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic"s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. - М.: «Диалектика» , 2005. - С. 83. - ISBN 5-8459-0830-2
  • «Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
  • «Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
  • «Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского, «Просвещение», 2003.
  • Bierl, Peter: Die Anthroposophie Rudolf Steiners und die Waldorfpädagogik . 1999. ISBN 3-89458-171-9
  • Jacob, Sybille-Christin und Drewes, Detlef: Aus der Waldorf-Schule geplaudert. Warum die Steiner-Pädagogik keine Alternative ist. Aschaffenburg: Alibri, 2001. ISBN 3-932710-28-2
  • Prange, Klaus: Erziehung zur Anthroposophie - Darstellung und Kritik der Waldorfpädagogik . Bad Heilbrunn: Klinkhard, 2000. ISBN 3-7815-1089-1
  • Rudolph, Charlotte: WaldorfErziehung: Wege zur Versteinerung . DTV, 1988. ISBN 3-472-61727-6
  • Wagemann, Paul-Albert und Kayser, Martina: Wie frei ist die Waldorfschule? W. Heyne Verlag, 2002. ISBN 3-453-09147-7

См. также

Внешние ссылки

  • Вальдорфская школа «Семейный лад» (Сайт школы)
  • Описание Вальдорфской педагогики (Сайт Вальдорфской школы)
  • (журнал Российской академии наук)
  • Васильев В. А. Незримый член российского образования // «В защиту науки» № 2 (2007) - стр. 57-65
  • (В г. Худжанд Согдийской области закрывают Вальдорфскую школу)
  • Вальдорфские классы (Сайт родителей, г. Казань)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вальдорфская школа" в других словарях:

    Вальдорфская школа - школа, теоретико методологической основой которой являются разработанные Р. Штайнером антропософические принципы: сильная ориентация на социальный опыт, уровень развития и потребности учащегося; индивидуальное стимулирование использование… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    Вальдорфская школа - см. Вальдорфская педагогика … Педагогический терминологический словарь

    Координаты: 57° с. ш. 39° в. д. / 57.622725° с. ш. 39.866449° в. д. … Википедия

    Школа № 36 Основана: 1934 Директор: Галина Васильевна Васина Тип: средняя общеобразовательная школа Учеников: 1000 Адрес: Россия, 150054, Ярославль, ул. Щапова, д. 14 Координаты … Википедия

    Школа № 57 Основана: 1948 … Википедия

    Школа № 28 Основана: 1952 год … Википедия

Введение

Человеческое различие - это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю - огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т.е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

Актуальность данной работы обусловлена еще и тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.

Таким образом, целью данной работы определено следующее: рассмотреть систему вальдорфской школы как особую систему образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    проследить историю возникновения вальдорфских школ;

    познакомиться с системой обучения и воспитания вальдорфской школы;

    рассмотреть организацию преподавания в вальдорфской школе.

Вальдорфская педагогика. История

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу - школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией - и гимназию - гуманитарно-ориентированную школу - усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX - начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов, - особенно старшего звена? Сделать из человека машину...»

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ-педагогики.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы Вальдорф-Астория, которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок (данные по ФРГ). «Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ.

Вальдорфская школа – педагогическая система, сформировавшаяся в Германии в начале ХХ века. Немецкий ученый Рудольф Штайнер по просьбе дирекции табачной фабрики в Штутгарте основал школу для детей работников предприятия. Штайнер, имеющий весьма широкий кругозор и издавший 300 томов научно-публицистических трудов (из которых 25 посвящены педагогике), создал принципиально новый тип учебно-воспитательного учреждения, - так называемую, свободную вальдорфскую школу. Суть вальдорфской педагогики заключается в том, чтобы развить способности каждого ребенка и помочь ему обрести веру в собственные силы.

В технологии вальдорфской школы нашло воплощение философское учение о том, что развитие способности к познанию, - путь к совершенству человека. Согласно этим взглядам, ребенок – духовное существо, которое развивает заложенные природой возможности в партнерских отношениях с педагогом.

Отсюда основные задачи вальдорфской педагогики:

  • воспитание чувств;
  • формирование художественного вкуса;
  • развитие умения творить на основе знания природы.

Вальдорфская технология сочетает интеллектуальный, эстетический и трудовой аспекты воспитания, обеспечивая межпредметные связи. Не менее важные стороны технологии – внимание к здоровью детей и коллегиальность в управлении школой.

Принципы вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика обучения строится на основе следующих принципов:

  1. Гармонизация духовной жизни. Учителя уделяют равное внимание развитию чувств, мышления и воли.
  2. Преподавание «эпохами». Каждый блок (эпоха) длится 3 – 4 недели, обеспечивая постепенное наращивание знаний и обретение умений. К концу эпохи дети явно видят результат работы.
  3. Гармонизация социальной среды. Педагоги организуют обучение без принуждения и с учетом индивидуальности каждого ребенка.
  4. Личностный подход к ребенку. Безоценочная система обучения не позволяет детям разочаровываться в себе, нацеливает на дальнейшее развитие и способствует сохранению душевного и психического здоровья учащихся.
  5. Совместная деятельность. Приветствуется работа в группах, что воспитывает дружелюбие и толерантность, развивает взаимопомощь.
  6. Особые требования к преподавателю. Вальдорфская педагогика нацеливает учителей на постоянное развитие и самосовершенствование, справедливо полагая, что качественно воспитательно-обучающий процесс может проводить только развитый во всех отношениях педагог.

Вальдорфская школа: за и против

Вальдорфский метод становится все более популярным на постсоветском пространстве. Педагоги-последователи Штайнера и многие родители отмечают особую гуманность методики обучения, быструю адаптацию ребенка в социальной среде, царящую в учебном заведении атмосферу взаимопонимания и уважения. Подчеркивая результаты действия вальдорфской педагогики, обращают внимание на то, что выпускники школы отличаются творческими способностями, развитым воображением, способностью к самоорганизации и дисциплинированностью.

В то же время у вальдорфской школы имеются некоторые недостатки, самым значимым из которых является отсутствие цели подготовить ученика к следующей социальной ступени – поступлению в специальное или высшее учебное заведение, так как система знаний, полученных в данной школе, отличается от стандартной общеобразовательной.

Сейчас по всему миру действуют учебные заведения, объединенные и курируемые ассоциацией вальдорфских школ. Выбирая школу для собственного ребенка, обязательно задумайтесь, что вы считаете приоритетным в воспитательно-образовательном процессе, какими бы вы хотели видеть своего сына или дочь в будущем. Вполне возможно, что вашим представлениям о воспитании и обучении соответствует гуманная вальдорфская система.


                                                                                                                                                                     "Искусство воспитания - живое искусство..."
Вальдорфская педагогика - это способ развития и обучения детей, значительно отличающаяся от традиционных методик. Появилась она более 100 лет назад. Разработал основные идеи и направления австрийский мыслитель и педагог Рудольф Штайнер совместно со своей женой и ближайшим советником Марией фон Сиверс.
Свое название методика получила благодаря немецкой сигаретной фабрике Вальдорф-Астория, владелец которой попросил Штайнера организовать первую школу, где бы обучались малыши по его методике. Так и начали называть систему Штайнера вальдорфской.
Главными учителями в системе являются педагоги и родители.
Предназначена методика для малышей от рождения до 21 года.

Основными работами, которые помогают родителям в воспитании и обучении детей считаются следующие:

- "Искусство воспитания. Методики и дидактика";
- "Духовно-душевые основы педагогики";
- "Познание человека и учебный процесс".

У автора имеется большое количество разработок и книг, которые заслуживают пристального внимания родителей и преподавателей, решивших воплощать идеи вальдорфской теории.
В настоящее время во всем мире существует множество детских садиков и школ, работающих по вальдорфской системе.

Идеи Вальдорфской системы:

Автор утверждал, что у малыша с рождения имеется прочное духовное начало, которое и определяет его неповторимость. Взрослые всеми силами должны помогать раскрыть в детях все, что заложила в них природа. Важно избегать принуждения!
Развитие должно быть направленным на сохранение личности малыша и его индивидуальности.
Вальдорфская система высказывает протесты против начала обучения детей чтению и письму в раннем возрасте. Автор методики утверждает, что развитие интеллекта необходимо начинать в то время, когда малыш психически и эмоционально готов к познанию мира.

Принципы системы:

Если вальдорфская методика развития для вас приемлема, то вы должны полностью принять следующие ее принципы:

◦ Вальдорфская методика основывается на создании всех условий, оказывающих благоприятное влияние на ребенка;
◦ В процессе воспитания малыша ведущую роль играет пример взрослых;
◦ Согласно методике развитие и воспитание детей осуществляется в игровой форме;
◦ Согласно вальдорфской педагогике необходимо использовать приобщение малыша к здоровому образу жизни, искусству и трудовой деятельности;
◦ Малыши должны познавать мир естественным путем, взаимодействуя с окружающей средой и получая ценный жизненный опыт. Дети, занимаясь по вальдорфской системе, много времени проводят на свежем воздухе. Они выращивают овощи и фрукты, цветы. Это все развивает любовь к природе, самостоятельность и ответственность;
◦ В раннем возрасте телевизор и радио сильно вредят детям. Они способствуют преждевременному взрослению;
◦ Оценка достижений малыша - это своего рода давления на него, которая мешает его полноценному и природному развитию. Применяя частое оценивание малыш будет выполнять действие не ради него самого, а ради получения оценки;
◦ Нельзя принуждать малыша выполнять задания и предоставлять ему эталоны правильности выполнения;
◦ Поддерживайте любое проявление инициативы малыша. Отказ или запрет на осуществление какого-либо действия возможен только в случае, если это причинит малышу вред, нанесет ущерб другим или повредит вещи. Важно понимать, что запрет должен иметь строгий, четкий, краткий характер. Не допускайте возражения со стороны ребенка. Только в таком случае он будет эффективным. Также малыш поймет, что запрет - это не просто упрямство взрослого, а правило жизни, которое нужно выполнять;
◦ Дети по вальдорфской системе играют не готовыми игрушками, а теми, которые создают самостоятельно с помощью родителей или педагогов. Это очень развивает фантазию и воображение детей;
◦ Важно соблюдать четкий режим дня;
◦ Обязательная часть учебного процесса - праздники. В процессе подготовки участвуют и взрослые, и малыши. В системе много времени уделено праздникам, которые связаны с природой;
◦ Все процессы обучения и воспитания основаны на сказках;
◦ В каждом возрасте ребенка существуют свои возможности. Их обязательно нужно использовать, чтобы в наибольшей мере раскрыть личность малыша.

Фазы жизни...:

Человеческая жизнь согласно вальдорфской системы разделена на 3 фазы:

1. От 0 до 21 года. В этом периоде происходит физическое развитие тела. Эта фаза представлена тремя периодами:

◦ От 0 до 7 лет. Это время от рождения малыша и до полной замены зубов. Малыш в этот период открыт миру, доверяет ему, впитывает из него все. С помощью подражания взрослым он учится мыслить, рассуждать, разговаривать. Важно, что подражание свойственно детям только в этом временном диапазоне. Дети, у которых потребность в подражаниях не удовлетворена до 7 лет, остаются неуверенными в себе, неудовлетворенными как собой, так и окружающими. Наиболее частая причина этого - отсутствие тесного контакта с родителями;
◦ От 7 до 14 лет. Это период от замены зубов до времени полового созревания. Теперь уже дети хотят учиться. Если в первом периоде жизни потребность в подражаниях была удовлетворена, то дети начинают активно подражать учителю. Но если же этого не произошло, то такие неуверенные в себе дети начинают искать другие, часто очень негативные авторитеты;
◦ От 14 до 21 года. Это период от полового созревания до совершеннолетия. У детей формируются углубленные интересы. В это период имеется огромная потребность в людях, которые смогут ненавязчиво установить душевный контакт с ребенком, направить на правильный путь и оказать помощь в поиске смысла жизни. В это время ребенок осознает свое "Я", личную важность и индивидуальность. Ребенок очень активен в общественной жизни, заводит глубокие дружеские отношения.

2. От 21 до 42 лет. Люди в этот период времени приобретают ценный жизненный опыт;

3. От 42 лет и до смерти. В это время люди, как правило, начинают передавать свои знания и опыт другим людям.

Результаты использования методики:

Вальдорфская система позволяет воспитать смелого, умелого, свободного в реализации творческих задумок, дисциплинированного, ответственного малыша, любящего окружающую природу. Вальдорфская педагогика позволяет вырастить личность с богатым воображением и широкими взглядами на многие вещи.
Во время обучения детей в начальных классах по вальдорфской системе активно развивают мелкую моторику ручек, поскольку это взаимосвязано с развитием речи у малышей.
Дети, которые развиваются по вальдорфской системе занимаются эвритмией - навыками художественных музыкальных движений, а также выполняют множество физических движений, развивающих межполушарную координацию головного мозга.
С первого класса малыши учатся играть на музыкальных инструментах, изучают 2 языка - немецкий и английский. Кроме этого огромное внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин: литературы, истории, мировой культуры.
Много времени дети проводят за рисованием, развивая свои художественные способности.

Когда стоит начинать занятия?:

Сторонники методики, как и ее автор, выступают категорически против раннего развития интеллекта малышей. Они считают очень важным учитывать возрастные особенности. А раннее развитие только лишает детей детства, притупляет их воображение.
Изучение цифр (абстрактных понятий), а также освоение навыков чтения и письма начинают только тогда, когда сформирован мир малыша и "все молочные зубы сменяются на постоянные", то есть в возрасте около 12 лет!
Для малышей наиболее естественным будет познание окружающего мира в игровой форме, с активным использованием эмоций, а не путем изучения понятий в виде букв и цифр. Работая с маленькими детьми по вальдорфской педагогике, много внимания уделяют упражнениям на развитие мелкой моторики ручек, театральному искусству, лепке, ритмике, игре на народных инструментах. В более старшем возрасте дети шьют игрушки, постигают навыки резьбы по дереву, обработки камня.

Упражнения для новорожденных:

Основным фактором нормального развития младенцев является искренняя, непринужденная атмосфера в доме. Это влияет не только на психическое развитие, но и на все виды обмена вещество в организме малыша. Это очень важное условие интеллектуального, личностного и эмоционального развития ребенка. Штайнер, автор методики, постоянно акцентирует внимание взрослых на том, что воздействие на молодой организм негативных факторов именно на протяжении этого периода его развития позднее проявится в виде предрасположенности к психологическим проблемам и физиологическим заболеваниям.
Новорожденный, согласно вальдорфской педагогике нуждается только в очень тесном контакте с мамой, ее любви и заботе, а не в осуществлении творческих процессов.

Упражнения для малышей старше одного года:

Вальдорфская педагогика строго ориентирована на личность ребенка. В ней нет четко разработанных упражнений, заданий. Это такая философия жизни счастливых малышей в особенном семейном микроклимате, которое является самым подходящим для формирования внутреннего мира малыша, а также в обстановке, которая наполнена натуральными материалами, способствующими развитию фантазии.
Первое, что требует от родителей вальдорфская педагогика - организовать личное пространство малыша. В нем должен быть стол, стул, открытые полочки, плита, мойка. Важно, что там нет компьютеров и телевизоров!
На полках расставьте конструктор, каштаны, лоскутки ткани, самодельные игрушки.
Большое значение имеет художественное оформление комнаты. Используйте скатерти из хлопка и льна, панно из натуральных материалов, картины.
Дети не должны использовать в процессе игры пластиковые, механические или электронные игрушки. Они их сами изготавливают из подручных натуральных материалов: деревянных досточек, шишек, желудей, орехов, каштанов, коры, веток, травы, листьев, натуральных тканей, камней, ракушек. Делают они это как сами, так и со взрослыми. Такие игрушки необычайно полезны, они стимулируют развитие фантазии.

Дети по вальдорфской системе осуществляют свободную игру. Ее суть состоит в том, что в ней нет никаких строгих правил. Малыши занимаются только тем, что им больше всего интересно (чаще всего это сюжетно-ролевые игры). Задача взрослых - наименьшее вмешательство в игру. Вы должны побуждать малыша и всячески поддерживать его интерес.
Обязательно дети должны заниматься творчеством: народными танцами, песнями, лепкой, рисованием (важно учиться смешивать краски), драматическим искусством. В вальдорфских учебных центрах эта деятельность распределена по дням недели: один день полностью посвящен живописи, другой - лепке и т.д.

В вальдорфской педагогике имеются такие необычные понятия, как эвритмия и райгены.
Эвритмия - это искусство движений. Дети со взрослыми под музыку при помощи движений и жестов выражают свое состояние, общаются, учатся пересказывать сюжеты литературных произведений, стихотворений, песен, показывают настроение в данный момент времени.

Райгены - это игры-хороводы, в основе которых лежат различные сюжеты. В них малыши движениями показывают, как они подметают или моют пол, посуду, ходят, как утята и т.д.
Большое внимание в вальдорфской педагогике уделено домашним занятиям. Дети вместе с родителями учатся убирать, сажать растения, ухаживать за животными и т.д.

Детям необходимо читать сказки народов мира, мифы Древней Греции, библейские легенды. Одна история читается несколько раз, например, в течение недели, чтобы малыши максимально разобрались в характерах действующих лиц.
С целью улучшения памяти дети учат много потешек, песенок.
Писать детей учат с помощью рисования. Под музыку дети выполняют движения, которые имитируют написание букв в воздухе.
Прежде, чем приступить к занятиям по вальдорфской системе, необходимо выполнять пальчиковую гимнастику и игры-хороводы. Сначала необходимо вспомнить полученные ранее знания, а затем приступать к получению новых.

Для кого подходит методика?:

Основной вид деятельности по вальдорфской системе - это совместная деятельность взрослого и ребенка. Работая рядом со старшими, дети вдохновляются и подражают им. Поэтому роль взрослого в методике огромная! Мама, которая решила использовать вальдорфскую педагогику, должна каждым своим действием, поведением, речью стать ярким примером для подражания, вызывать у малыша интерес к различным видам деятельности, побуждать к активности. Мама должна быть достойна подражания! Она для своего малыша - авторитет, который одновременно позволяет малышу самому делать свой выбор.

Положительные стороны методики:

Педагогика развивает естественные способности малышей, укрепляя их веру в свои силы, что очень пригодится ему в будущей жизни;
- Малышей не принуждают к деятельности, их не оценивают, уважительно относятся к их личности и предоставляют свободу выбора;
- Естественная обстановка во время обучения;
- Возможность создания естественного и свободного ритма обучения;
- Повышенные требования к эстетическому оформлению помещений развивают эстетический вкус детей;
- Большое внимание уделяется эмоциональному комфорту малышей.

Трудности при реализации методики:

◦ Прежде, чем начать занятия, родители должны ознакомиться с основными тезисами методики, поскольку в ее основе лежит антропософия, вызывающая частые протесты как у родителей, так и у представителей церкви;
◦ Не все требования методики можно осуществить в домашней обстановке: отсутствие телевизора, компьютера, любовь к искусству, обстановка без излишеств;
◦ Малыши, которые будут идти в обычную школу, будут испытывать трудности в обучении из-за того, что не умеют читать, писать, считать, а также не имеют энциклопедических знаний;
◦ Не каждый малыш склонен к художественной или актерской работе. Вальдорфская система имеет слишком углубленную гуманитарную направленность, которая подходит далеко не всем детям;
◦ Ограничение доступа малышей к обычным игрушкам, что в будущем будет вызывать дискомфорт у малыша и желание все-таки получить увиденную в магазине или у других детей игрушку.

Стоит ли начинать занятия?:

Эта методика имеет очень много спорных моментов. Это и чрезмерная религиозная направленность, и тепличные условия воспитания детей. Результат ее использования в современном мире, довольно жестоком, будет не всегда положительным. Но в ней каждый родитель сможет найти что-то важной и приемлемое для своего ребенка/


Похожие статьи