Что на самом деле лежит в основе экономического роста? Что лежит в основе роста организмов биология.

27.06.2019

ВСПОМНИТЕ

Вопрос 1. Что такое рост?

Рост - процесс увеличения какого-либо качества со временем.

Вопрос 2. Какие признаки свидетельствуют о росте организмов?

О росте организмов свидетельствует увеличение массы и размеров организма.

Вопрос 1. Что лежит в основе роста организмов?

Причина роста растений - деление и рост клеток. Именно с деления клеток образовательной ткани начинается рост. Если обрезать верхушки корня и молодых побегов, то это приведёт к прекращению их роста и образованию боковых корней и побегов.

Вопрос 2. За счёт чего происходит рост корня и побега у растений?

Рост корня и побега происходит за счет деления клеток.

Вопрос 3. Как зависит рост и развитие организмов от условий среды обитания?

Рост большинства растений происходит периодически: период активного роста весной и летом сменяется затуханием процессов роста осенью. Это связано с тем, что условия среды обитания в весенне-летний период более благоприятные.

1. Прочитайте текст параграфа, составьте план ответа на вопрос: «Что лежит в основе роста организмов?»

В основе роста живого организма и его размножения лежит деление клеток. При этом формы размножения могут быть разнообразные (бесполое и половое), но в основе всех этих форм лежит деление клеток. А основную роль в делении клеток играет ядро.

ПОДУМАЙТЕ

Почему рост и развитие взаимосвязаны?

Рост и развитие - неотъемлемые свойства всякого живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем происходят бесчисленные реакции обмена веществ, в результате чего он растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так как обычно организм и растет, и развивается. Однако темпы роста и развития могут быть разными, быстрый рост может сопровождаться медленным развитием или быстрое развитие медленным ростом. Так, например, растение хризантемы в начале лета (длинный день) быстро растет, но не зацветает, следовательно, развивается медленно. Подобное происходит с высеянными весной озимыми растениями: они быстро растут, но не переходят к репродукции. Из этих примеров видно, что критерии, определяющие темпы роста и развития, различны. Критерием темпов развития служит переход растений к воспроизведению, к репродукции. Для цветковых растений это закладка цветочных почек, цветение. Критерии темпов роста обычно определяют скоростью нарастания массы, объема, размеров растения. Сказанное подчеркивает нетождественность этих понятий и позволяет рассмотреть процессы роста и развития последовательно.

Прочитайте текст учебника. Зачем некоторым организмам необходим период покоя? Используя интернет-источники и дополнительную литературу, подготовьте сообщение о периоде покоя у животных.

Среди приспособлений, при помощи которых животные переживают неблагоприятные для них условия существования, важное место занимает временный переход в состояние покоя (латентное состояние). Все животные в большей или меньшей степени способны в течение очень короткого срока переносить неблагоприятные условия без специальных приспособлений.

Правда, клещи, клопы и некоторые другие кровососущие животные могут обходиться без пищи в течение очень длительного времени, даже нескольких лет, но это редкое исключение. Способность сохранять жизнь при наступлении неблагоприятных условий значительно расширяется переходом в нежизнедеятельное состояние, в стадию покоя - зимующие яйца, цисты, споры, спячка, анабиоз.

Зимние, или покоящиеся, яйца свойственны очень многим пресноводным микроскопическим животным - коловраткам, ластоногим и ветвистоусым ракообразным, которые способны переносить высыхание окружающей среды и низкую (зимнюю) температуру. Яйца глистов также могут длительное время находиться во внешней среде в покоящемся состоянии.

Иного типа образования - споры и цисты. Первые свойственны споровикам и входят в их цикл как определенная стадия развития, связанная обычно с выходом во внешнюю среду, и поэтому у кровяных споровиков, которые никогда не оказываются во внешней среде, стадия споры утрачивается.

Многие пресноводные простейшие (корненожки и инфузории) и микроскопические многоклеточные (тихоходки, нематоды, коловратки и некоторые другие) в случае наступления неблагоприятных условий способны выделять оболочки и переходить на длительное время в состояние покоя. Нередко при этом можно различить две оболочки цисты - эндоцисту, очень тонкую и обладающую большой химической стойкостью, и экзоцисту, обладающую механической прочностью.

При образовании цист у простейших наблюдаются существенные изменения в протоплазме - выделяется большое количество воды, протоплазма густеет, теряются реснички и т. п. Видимо, такого же характера изменения происходят и при образовании любых стадий покоя.

Эти изменения дают организмам возможность переносить сильное повышение и понижение температуры, высыхание, понижение количества кислорода. Мелкие нематоды и тихоходки (Tardigrada) в состоянии цист могут переносить временный нагрев до 150° С выше нуля и охлаждение до 270° С ниже нуля.

Споры многих бактерий, коловраток, тихоходок и некоторых нематод в сильно высушенном состоянии могут переносить охлаждение до температуры жидкого воздуха и даже до -250° С. Многие насекомые, млекопитающие и другие животные могут переносить в состоянии переохлаждения (но не замерзания) температуру ниже нуля: у сусликов до -0,2°С, у летучих мышей до 1-2° Сит. п., не погибая даже при длительном пребывании в этой температуре. Все описанные стадии покоя имеют и другое биологическое значение: в виде спор и цист простейшие в высушенном состоянии переносятся на большие расстояния и таким образом расселяются.

Явление перехода в недеятельное состояние (спячка, анабиоз) известно и у многих выше стоящих по уровню развития организмову высших червей, моллюсков, насекомых и у всех классов позвоночных - без образования спор и цист, причем степень перехода в покоящееся состояние (спячки, как это иногда называют) бывает различна. Для растений и некоторых животных переход в такое состояние дает основание говорить о полной приостановке жизненных процессов, но мнения ученых по этому вопросу расходятся: одни считают, что полный перерыв жизненного обмена невозможен, другие считают, что возможен. Какие же явления сопровождают переход в спячку?

Прежде всего потеря огромного количества воды иногда почти до полного ее отсутствия. Дождевые черви и наземные моллюски могут при высыхании терять до 80% и более воды и сохранять способность к «оживанию». Наиболее способные к высыханию земноводные и пресмыкающиеся теряют до 50% воды.

Во время спячки все процессы жизнедеятельности организма замедляются (дыхание, выделение) или даже приостанавливаются (питание). Ранее предполагали, что при полном промерзании организма (лягушки, рыбы, насекомые) он может оживать, как часы с остановленным маятником, если он вновь пущен.

Используя интернет-источники, научно-популярные журналы, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Развитие насекомых».

Особенность развития большинства насекомых – превращение, или метаморфоз. Метаморфоз (от греч. «метаморфозис» – превращение) – это глубокое преобразование строения организма, в процессе которого личинка превращается во взрослую особь. Мы рассмотрим основные типы развития насекомых: с неполным превращением и с полным превращением.

При развитии с неполным превращением насекомое проходит три стадии: яйцо – личинка – взрослое насекомое. Такое развитие характерно для кузнечиков, клопов, тараканов, саранчи.

Из яйца кузнечика выходит личинка, которая сходна со взрослым насекомым по внешнему облику, образу жизни и питанию. От взрослой особи личинка отличается только меньшей величиной, отсутствием крыльев и неразвитостью половых органов. Личинка питается, растет, несколько раз линяет. После окончательной линьки она становится взрослой половозрелой особью с крыльями и больше не растет.

Развитие с полным превращением предполагает, что насекомое проходит четыре стадии: яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое. Так развиваются жуки, блохи, комары, мухи, пчелы, осы, муравьи, бабочки.

У этих насекомых личинки сильно отличаются от взрослых особей по строению и образу жизни. Например, личинка бабочки – гусеница – имеет вытянутое членистое тело и грызущий роговой аппарат. Она передвигается с помощью нечленистых ложных ножек. Гусеница активно питается, растет и накапливает запас питательных веществ. Закончив свой рост, личинка последнего возраста прекращает питаться, становится неподвижной и превращается в куколку. Внутри куколки происходит сложное преобразование организма во взрослое насекомое. Через некоторое время из покровов куколки появляется молодая бабочка.

Развитие с полным превращением позволяет насекомым использовать преимущества разных местообитаний.

В классе насекомых особую группу составляют щетинохвостки. У них нет лаже зачатков крыльев. Тело щетинохвосток покрыто блестящими чешуйками, которые защищают насекомых от высыхания.

Щетинохвостки раздельнополы. Их самки откладывают оплодотворенные яйца, из которых появляются маленькие щетинохвостки, похожие на взрослых. Многократно линяя, они растут в течение всей жизни. Развитие щетинохвосток называют прямым. Оно сводится лишь к росту и достижению половозрелости.

Два вида щетинохвосток обитают в жилье человека – это сахарная чешуйница и домашняя термобия. Они питаются микроскопическими грибами, водорослями и органическими остатками.

Форма, размер в цвет яиц специфичны для каждого вида насекомых. По форме яйца могут быть округлыми, дисковидными, грушевидными, куполообразными, по цвету – белыми, зелеными, желтыми, коричневыми. Только что отложенные яйца насекомых часто имеют кремовый цвет.

От неблагоприятных воздействий внешней среды яйцо защищено плотвой оболочкой. Иногда она бывает настолько прозрачной, что в яйце можно разглядеть личинку. Вылупляясь, она прогрызает оболочку яйца.

Продолжительность развития личинки в яйце зависит от вида насекомого, условий его обитания и может составлять от нескольких часов до многих месяцев.

Основные запасы питательных веществ, обеспечивающих жизнь и размножение взрослых особей, накапливаются личинкой насекомого. Она активно питается, растет я линяет четыре-пять раз. Во время каждой линьки твердая кутикула, препятствующая росту личинки, сменяется на новую.

На стадии личинки насекомое усиленно растет. Так, вес личинки бабочки – гусеницы – увеличивается за время ее развития в среднем в 1000 раз. Развитие личинок насекомых обычно длится несколько недель. У некоторых видов, например у майского жука, стадия личинки продолжается три-четыре года. По окончании роста личинка перестает питаться, находит укромное место среди листьев, веточек или в почве. Здесь она сбрасывает кутикулу в превращается в куколку.

Куколка не питается, а использует запасы, накопленные личинкой. Внешне она больше напоминает взрослое насекомое, чем личинку. На стадия куколки специфические органы личинки разрушаются в образуются органы взрослого насекомого. Обычно развитие куколки продолжается две-три недели. Но этот процесс может длиться до нескольких месяцев – у зимующих куколок или при неблагоприятных условиях, например при засухе.

Процесс выхода бабочки из куколки обычно занимает около часа. Оболочка куколки разрывается. Сначала из нее вылезают ноги, затем последовательно усы, голова и маленькие лепесточки – крылья. И вот появляется странное существо – влажное, с крошечными бесформенными сморщенными крыльями и раздутым от жидкости брюшком. Обычного размера – только усики и ноги. Вскоре мышцы бабочки начинают накачивать кровь из брюшка в жилки крыльев. Когда жилки полностью заполнятся, крылья приобретут свою естественную величину и форму.

Продолжение. Начало в N 8, 9/2003г.

Аттестационный тест по биологии

11-й класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. В основе роста многоклеточных организмов лежат процессы деления клеток путем митоза, что позволяет рассматривать клетку как:

1) единицу развития организмов;
2) структурную единицу живого;
3) генетическую единицу живого;
4) функциональную единицу живого.

А2. Из указанного перечня элементов в клетке меньше всего содержится:

I) кислорода;
2) углерода;
3) водорода;
4) железа.

A3. Перемещение веществ в клетке обеспечивается наличием в ней:

1) крахмала;
2) воды;
3) ДНК;
4) глюкозы.

А4. Целлюлоза, входящая в состав растительной клетки, выполняет функцию:

1) запасающую;
2) каталитическую;
3) энергетическую;
4) структурную.

А5. Денатурация – это нарушение естественной структуры молекул:

1) полисахаридов;
2) белков;
3) липидов;
4) моносахаридов.

А6. Белки, вызывающие сокращение мышечных волокон, выполняют функцию:

1) структурную;
2) энергетическую;
3) двигательную;
4) каталитическую.

А7. Ген – это участок молекулы:

1) АТФ;
2) рибозы;
3) тРНК;
4) ДНК.

А8. Запасные питательные вещества в клетке накапливаются в:

1) цитоплазме и вакуолях;
2) ядре и ядрышках;
3) митохондриях и рибосомах;
4) лизосомах и хромосомах.

А9. Клеточная оболочка у растений в отличие от плазматической мембраны образована молекулами:

1) нуклеиновых кислот;
2) клетчатки;
3) белков и липидов;
4) хитиноподобного вещества.

А10. В формировании веретена деления в клетках эукариот принимает участие:

1) ядро;
2) клеточный центр;
3) цитоплазма;
4) комплекс Гольджи.

A11. О связи пластического и энергетического обмена свидетельствует использование в ходе пластического обмена синтезированных в результате энергетического обмена молекул:

1) АТФ;
2) белков;
3) липидов;
4) углеводов.

А12. В клетках анаэробов различают стадии энергетического обмена:

1) подготовительную и кислородную;
2) бескислородную и кислородную;
3) подготовительную и бескислородную;
4) подготовительную, бескислородную и кислородную.

А13. Процесс транскрипции осуществляется в:

1) ядре;
2) митохондриях;
3) цитоплазме;
4) лизосомах.

А14. В процессе фотосинтеза световая энергия используется для синтеза молекул:

1) липидов;
2) воды;
3) углекислого газа;
4) АТФ.

А15. Вирусы проявляют активность в:

1) почве;
2) клетках других организмов;
3) воде;
4) полости тела многоклеточных животных.

А16. Бактерии, в отличие от растений, животных и грибов, считаются наиболее древними организмами, так как:

1) у них нет оформленного ядра;
2) они не имеют рибосом;
3) они очень мелкие;
4) они передвигаются при помощи жгутиков.

А17. Половые клетки мыши содержат 20 хромосом, а соматические:

1) 60;
2) 15;
3) 40;
4) 10.

А18. Прямым делением клетки размножаются:

1) нитчатые водоросли;
2) шляпочные грибы;
3) цветковые растения;
4) бактерии.

А19. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате:

1) оплодотворения;
2) мейоза;
3) кроссинговера;
4) митоза.

А20. Начальную стадию развития зародыша называют дроблением, так как в ее ходе:

1) клетки делятся, но не растут;
2) клетки делятся и растут;
3) образуется много гаплоидных клеток;
4) клетки делятся путем мейоза.

А21. Основу как полового, так и бесполого размножения организмов составляет процесс:

1) митоза;
2) дробления;
3) передачи генетической информации;
4) мейоза.

А22. Разные формы одного и того же гена, определяющие различное проявление одного и того же признака, например, высокий рост и низкий рост, называют:

1) аллелями;
2) гомозиготами;
3) гетерозиготами;
4) генотипом.

А23. Растение гороха с генотипом ааВВ (А – семена желтые, В – гладкие) имеет семена:

1) желтые морщинистые;
2) зеленые гладкие;
3) желтые гладкие;
4) зеленые морщинистые.

А24. В потомстве от первого поколения гибридов, в соответствии с законом расщепления, растения с желтыми семенами составляют от всего их числа:

1) 3/4;
2) 1/2;
3) 2/5;
4) 2/3.

А25. Пример наследственной изменчивости:

1) появление загара;
2) увеличение массы тела при обильном питании;
3) появление у сирени цветка с пятью лепестками;
4) появление седых волос от переживания.

А26. Мутации могут быть обусловлены:

1) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет;
2) перекрестом хромосом в ходе мейоза;
3) новыми сочетаниями генов при оплодотворении;
4) изменениями генов и хромосом.

А27. Н.И. Вавилов высказал мысль о том, что:

1) популяция, как «губка», насыщена рецессивными мутациями;
2) клетки всех организмов имеют ядро и органоиды;
3) генофонд диких видов богаче генофонда культурных пород и сортов;
4) естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

А28. В селекции для получения новых штаммов микроорганизмов используется метод:

1) экспериментального мутаганеза;
2) получения гетерозиса;
3) получения полиплоидов;
4) отдаленной гибридизации.

А29. Комбинативная изменчивость, в отличие от мутационной, обусловлена:

1) изменением числа хромосом;
2) изменением наборов хромосом;
3) изменениями генов;
4) новым сочетанием генов в генотипе дочернего организма.

А30. Алкоголь, употребляемый матерью, отрицательно влияет на развитие зародыша, так как вызывает мутации в:

1) соматических клетках;
2) клетках мозга;
3) половых клетках;
4) клетках крови.

A31. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

1) биогеоценозом;
2) агроценозом;
3) биосферой;
4) опытной станцией.

А32. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии являются:

1) животные;
2) грибы;
3) бактерии;
4) растения.

А33. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

1) непериодическим;
2) антропогенным;
3) абиотическим;
4) ограничивающим.

А34. Сложную разветвленную систему пищевых связей между разными видами в экосистеме называют:

1) пищевой сетью;
2) пирамидой численности;
3) экологической пирамидой массы;
4) экологической пирамидой энергии.

А35. От соотношения рождаемости и смертности особей в популяциях зависит:

1) их связь с неживой природой;
2) их численность;
3) разнообразие популяций вида;
4) их связь с другими популяциями.

А36. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

1) синтезу веществ организмами;
2) расщеплению веществ организмами;
3) круговороту веществ;
4) постоянному поступлению веществ из Космоса.

А37. Небольшое число видов, короткие цепи питания в экосистеме – причина:

1) ее стабильности;
2) колебания численности популяций в ней;
3) саморегуляции;
4) ее нестабильности.

А38. По сравнению с агроценозом биогеоценоз характеризуется:

1) сбалансированным круговоротом веществ;
2) несбалансированным круговоротом веществ;
3) небольшим числом видов с высокой численностью;
4) короткими, несформированными цепями питания.

А39. Под влиянием антропогенного фактора с лица Земли исчез вид животного:

1) бурый медведь;
2) африканский слон;
3) северный олень;
4) тур.

А40. Структурно-функциональной единицей биосферы является:

1) тип животного;
2) биогеоценоз;
3) отдел растения;
4) царство.

А41. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

1) создание искусственных водоемов;
2) орошение земель;
3) сокращение площади лесов;
4) осушение болот.

А42. Производство продуктов питания с помощью биотехнологии наиболее эффективно, потому что этот способ:

1) не требует сложной технологии;
2) доступен каждому человеку;
3) не требует создания специальных условий;
4) не способствует сильному загрязнению окружающей среды.

А43. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

1) заповедниках;
2) заказниках;
3) биогеоценозах;
4) национальных парках.

А44. Из всех факторов эволюции направляющий характер носит:

1) наследственная изменчивость;
2) внутривидовая борьба;
3) естественный отбор;
4) межвидовая борьба.

А45. Генетическая неоднородность особей в популяциях увеличивается за счет:

1) естественного отбора;
2) комбинативной изменчивости;
3) приспособленности;
4) борьбы с неблагоприятными условиями.

А46. Ярусное расположение растений – это приспособленность их к жизни в биогеоценозе, которая сформировалась под воздействием:

1) модификационной изменчивости;
2) антропогенных факторов;
3) искусственного отбора;
4) движущих сил эволюции.

А47. К ароморфным изменениям, позволившим папоротникам освоить наземную среду обитания, относят:

1) появление корневой системы;
2) развитие стебля;
3) появление полового размножения;
4) размножение с помощью спор.

А48. Органы, хорошо развитые у ряда позвоночных животных и не функционирующие у человека, называются:

1) видоизмененными;
2) рудиментарными;
3) атавизмами;
4) адаптивными.

А49. На ранних этапах эволюции человека, в эпоху жизни питекантропов, главную роль играли факторы:

1) социальные;
2) преимущественно социальные;
3) биологические;
4) в равной мере биологические и социальные.

А50. При определении вида растений надо учитывать:

1) его роль в круговороте веществ, модификационную изменчивость;
2) только особенности строения и число хромосом;
3) экологические условия, в которых растение обитает, его связи в экосистеме;
4) его генотип, фенотип, процессы жизнедеятельности, ареал, среду обитания.

Часть В

Прочтите предложения и вставьте пропущенные слова.

В1. В митохондриях происходят процессы... органических веществ с участием ферментов.

В2. В процессе полового размножения животных участвуют мужские и женские гаметы, которые образуются в результате деления клеток путем...

В3. Пару генов, расположенных в гомологичных хромосомах и контролирующих формирование альтернативных признаков, называют...

В4. Возвращение в окружающую среду неорганических веществ, используемых растениями на синтез органических веществ, осуществляется организмами...

B5. В соответствии с биогенетическим законом каждая особь в процессе индивидуального развития повторяет историю развития своего...

Ответы

А1. 1. А2. 4. A3. 2. А4. 4. А5. 2. А6. 3. А7. 4. А8. 1. А9. 2. A10. 2. A11. 1. A12. 3. A13. 1. A14. 4. A15. 2. A16. 1. A17. 3. A18. 4. A19. 1. A20. 1. A21. 3. A22. 1. A23. 2. A24. 1. A25. 3. А26. 4. А27. 3. А28. 1. А29. 4. А30. 3. А31. 2. А32. 4. А33. 3. А34. 1. А35. 2. А36. 3. А37. 4. А38. 1. А39. 4. А40. 2. А41. 3. А42. 4. А43. 1. А44. 3. А45. 2. А46. 4. А47. 1. А48. 2. А49. 3. А50. 4. В1 – расщепления/окисления. В2 – мейоза. В3 – аллельными. В4 – редуцентами. В5 – вида.

Продолжение следует

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Baon». Посетив сайт компании, расположенный по адресу http://www.baon.ru/dealer/index/franchising/, Вы узнаете все о том, как оформить франчайзинг верхней одежды . Давно мечтали открыть свой бизнес по продаже модной одежды? «Baon» предоставляет Вам эту возможность! Совместно со Сбербанком «Baon» предлагает воспользоваться удобным кредитом для начинающих предпринимателей – «Бизнес-Старт».

Вспомните

  1. Что такое рост?
  2. Какие признаки свидетельствуют о росте организмов?

В отличие от неживых тел, организмы в течение жизни растут и развиваются. Мы наблюдаем, как вырастают из почек ранней весной побеги, развертываются и растут листья, появляются цветки, которые со временем превращаются в плоды. Часто удивляемся, как быстро растут щенки, котята. Птенцы превращаются во взрослых птиц, а личинки и куколки - в насекомых. Развитие организма от оплодотворения (образования зиготы) до естественной смерти называют индивидуальным развитием .

Рост - это увеличение массы и размеров организма. Растения растут всю жизнь. Само название «растение» происходит от слова «расти». О возрасте дерева мы можем узнать по кольцам на его спиле. Для этого нужно подсчитать число годичных колец (рис. 69). Определить возраст рыбы можно по чешуе, в которой каждый год образуется новый слой.

Рис 69. Годичные кольца на спиле дерева

Для животных характерна неодинаковая скорость роста, неравномерность его, вследствие чего пропорции тела с возрастом меняются. Определенная периодичность роста наблюдается у многих животных в зависимости от времени года, когда меняются условия их питания. У рыб замедление роста происходит осенью и зимой, а ускорение - весной и летом. То же наблюдается у крупного рогатого скота и лошадей.

В отличие от растений, большинство животных и человек растут до определенного возраста, затем их рост замедляется и приостанавливается. Скорость роста особенно велика в начальный период жизни организмов. Познакомимся подробнее с ростом и развитием растений. Растение растет как в длину, так и в толщину. Рост в длину происходит обычно в хушках побегов и корней, где расположены клетки образовательной ткани.

Причина роста растений - деление и рост клеток. Именно с деления клеток образовательной ткани начинается рост. Если обрезать верхушки корня и молодых побегов, то это приведет к прекращению их роста и образованию боковых корней и побегов. Вот почему у рассады капусты, томатов и других культурных растений прищипывают кончик корня во время пересадки в открытый грунт. Это увеличивает площадь корневого питания растений и повышает урожай. Ежегодная обрезка деревьев и кустарников также способствует образованию боковых побегов и позволяет управлять ростом растений. Рост большинства растений происходит периодически: период активного роста весной и летом сменяется затуханием процессов роста осенью.

У всех организмов в течение жизни происходят необратимые изменения: увеличиваются размеры, масса, появляются новые органы, то есть происходит развитие . У цветкового растения развитие начинается с момента оплодотворения, формирования различных тканей и органов, образования семян, их прорастания и до образования новых семян.

Есть растения, которые проходят все эти этапы в течение одного года. После образования новых семян эти растения погибают. Такие растения называют однолетними. У других растений семена образуются только на второй год жизни, поэтому их называют двулетними. Большинство цветковых растений образует семена ежегодно в течение многих лет. Такие растения называют многолетними.

Рост организма меняет его свойства и вызывает качественные изменения - развитие.

Ответьте на вопросы

  1. Что лежит в основе роста организмов?
  2. За счет чего происходит рост корня и побега у растений?
  3. Как зависит рост и развитие организмов от условий среды обитания?

Новые понятия

Рост. Индивидуальное развитие.

Подумайте!

Почему рост и развитие взаимосвязаны?

Моя лаборатория

Бамбук - это быстрорастущее травянистое растение, которое за сутки может вырасти примерно на 1 м.

Продолжительность жизни организмов зависит от уровня их организации. Одноклеточные организмы живут всего несколько дней, например амеба 1-2 дня. Многоклеточные - от нескольких дней до нескольких сотен и даже тысяч лет. Например, секвойя-дендрон (мамонтово дерево) живет тысячи лет, ель - 500-600 лет, подсолнечник - одно лето, морковь - 2 года, мыши - 2-3 года, дождевой червь - до 10 лет, слон - до 80 лет.

Зимой у растений умеренных широт наблюдается период покоя.

Покой растений - такое состояние, при котором почти полностью приостанавливается рост и резко снижается интенсивность обмена веществ. В состоянии покоя могут находиться целые растения, их семена, споры, почки, клубни, луковицы, корневища и др. Растения умеренных широт начинают подготовку к состоянию покоя еще с осени. В этот период резко снижается скорость роста, замедляется процесс дыхания (в 100-400 раз слабее, чем летом), усиливается отложение запасных веществ. Листопадные породы сбрасывают листья, а иногда и целые листоносные ветки.

Продолжительный покой семян растений обеспечивает их длительную сохранность без прорастания. У тополя, ивы - несколько недель, у бобовых - 50-150 лет, а у индийского лотоса семена не теряют всхожесть даже в течение 400 лет.

В период покоя покоящиеся органы трудно пробудить. Например, только что убранные с поля клубни картофеля не будут сразу прорастать в теплом и влажном песке. Но к весне у них появятся ростки, и этот процесс уже трудно будет задержать.

В то же время разработаны различные способы искусственного выведения органов растения из состояния покоя. Например, для получения цветов в зимнее время применяют метод «теплых ванн». Растения сирени с цветочными почками вместе с корневой системой погружают в воду с температурой 30-35 °С на 10-12 ч. Примерно через три недели у сирени распускаются листья и цветочные почки.

Сложные циклы развития имеют насекомые. Прежде чем превратиться во взрослых особей, они проходят несколько стадий. Например, перестройкой всего организма сопровождается развитие бабочки. Из отложенного бабочкой яйца выходит личинка (гусеница). Она не похожа на взрослое насекомое. Личинка питается и растет. Достигнув определенных размеров, личинка превращается в куколку. В неподвижной куколке происходят сложные процессы перестройки личиночных органов в органы взрослой бабочки (рис. 70, а).

Рис. 70. Циклы развития насекомых: а - бабочки; б - клопа

Развитие, при котором насекомое проходит четыре стадии: яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое, называют развитием с полным превращением. Так развиваются жуки, бабочки, блохи, комары, мухи, пчелы, осы, муравьи и некоторые другие насекомые.

Тараканы, саранча и клопы развиваются по-другому. У этих насекомых из яйца выходит личинка, которая по внешнему строению, образу жизни и питанию похожа на взрослое насекомое. Усиленно питаясь, личинка растет. Периодически она линяет и становится все более похожей на взрослое насекомое. При этом куколка не образуется. Развитие, при котором насекомое проходит три стадии: яйцо - личинка - взрослое насекомое, называют развитием с неполным превращением (рис. 70, б).

Выводы к главе 4

Размножение - воспроизведение себе подобных организмов - основное свойство всего живого. Оно способствует увеличению числа особей, расселению организмов и освоению ими новых территорий. Различают бесполое и половое размножение.

Бесполое размножение осуществляется делением, спорами и вегетативными органами. При бесполом размножении сохраняется наибольшее сходство потомства с родительской особью. При этом новые организмы наследуют признаки материнского организма.

Половое размножение - размножение, в основе которого лежит оплодотворение - слияние мужской и женской половых клеток. При половом размножении развитие нового организма начинается с развития оплодотворенной яйцеклетки - зиготы.

В результате полового размножения образуется потомство, сочетающее в себе свойства двух разных организмов. Поэтому при половом размножении появляются организмы с новыми признаками. Они, как правило, более жизнеспособны и лучше приспособлены к условиям существования.

Рост - увеличение массы и размеров организма - одна из особенностей всех живых организмов. Растения растут в течение всей жизни. Характер роста у животных различен.

Индивидуальное развитие - развитие организма от зарождения (зиготы) до естественной смерти.

Покой - приспособление организмов к перенесению неблагоприятных условий. В состоянии покоя у организмов приостанавливается рост, уменьшается содержание воды в клетках, замедляются процессы жизнедеятельности.

Похожие статьи