Раздача лекарственных пероральных препаратов пациентам производится. Хранение и раздача лекарств

20.07.2019

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Раздача лекарственных средств пациентам

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в ЛПУ во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальной методикой раздачи лекарственных средств в стационаре является прием лекарства в присутствии медсестры.

Запомните!

Прежде чем дать лекарственное средство:

· Внимательно прочитайте лист назначения;

· Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

· Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

· Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

· Будьте особенно внимательны в случае пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получившими одинаковые лекарственные средства.

· Информируйте пациента, чем нужно запивать лекарственное средство.

· Пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Аптеками лекарственные вещества отпускаются в отделения только в

оригинальной заводской или аптечной упаковке!

Запас лекарственных средств в отделениях не должен превышать

трехдневного объема !

Цель: Обеспечить своевременный прием лекарственных препаратов пациентами.

Показания: Является самым удобным способом введения лекарственных средств, при

различных заболеваниях человека.

Противопоказания: 1.Категорический отказ пациента от приема лекарств.

2.Аллергические реакции.

3.Неукратимая рвота.

4.Бессознательное состояние пациента.

Оснащение:

Для рук мед.сестры: 1. Жидкое мыло.

3. Салфетки.

4. Перчатки.

Для раздачи лекарств: 1. Сестринские листы назначений.

2. Мензурки, ложки.

3. Пипетки.

4. Ноницы.

5. Передвижной столик

6. Графин с водой.

7. Чистый лист бумаги.

Техника выполнения:

1. Медсестра моет руки с мылом и одевает перчатки.

2. Перед раздачей лекарственных средств пациенту, медсестре необходимо сосредоточиться,

быть внимательной, собранной!

3. При раздаче лекарства необходимо внимательно сверить с листом назначений:

а) название на этикетке (без этикетки нельзя давать!).

в) обратить внимание на срок годности, внешний вид лекарственного препарата.

г) жидкие лекарства взболтать, посмотреть на свет.

4. Медсестра следит, за тем, чтобы пациенты принимали лекарственные средства в ее

присутствии, объясняя правила приема(за исключением средств, применяемых во время еды).

- до еды принимаются лекарства при заболевании желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их

принимают за 15 минут до приема пищи; Пример: альмогель, и т.д.



-во время еды -лекарства, улучшающие пищеварение; Пример: фестал, панзинорм, сок

желудочный натуральный и т.д. Пример: препараты железа, ацетилсалициловая кислота,

раствор кальция хлорида и т.д.

-после еды - раздражающие слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта,

лекарственные средства принимают за 15 минут после приема пищи;

-натощак - принимаются лекарственные средства за 20-60 минут до еды(противоглистные,

слабительные)утром до завтрака.

5. Внутрь принимают таблетки, порошки, капсулы, драже. Для того их нужно поместить на

корень языка и проглотить, запивая ½ стаканом воды.

Микстуры, отвары налить в мензурки; спиртовые настойки, экстракты и другие препараты,

дозирующиеся в каплях, отмеряют пипеткой или капельницей вмонтированной в пробку капают

в мензурку и добавляют немного воды.

6. Под язык принимаются лекарства для быстрого всасывания - валидол, нитроглицерин- в виде

таблеток, капсул или растворов: таблетку положить под язык до полного растворения, при этом

разговаривать пациенту нельзя, растворы наносят на небольшие кусочки сахара до полного

растворения или кусочек хлеба кладут под язык на 10-15 мин; капсулу предлагают больному

раздавить зубами. Сердечные средства должны находиться на тумбочке у пациента постоянно.

7. Снотворные должны быть приняты пациентами за 30 минут до сна (если одновременно

назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного).

8. Порошок высыпают на корень языка больного и дают запить водой или разводят

предварительно его в воде.

9. Медсестра не имеет права назначать, отменять или заменять лекарства.

10. При приеме внутрь вновь назначенного лекарства медсестре необходимо

наблюдать за пациентом для своевременного выявления возможных

побочных реакций или осложнений.

Примечание:

Обо всех побочных реакциях на прием лекарств, а также об отказе пациента от приема лекарств немедленно сообщить врачу.

1. Лекарства раздражающие ЖКТ запивать молоком, киселем.

2. Сульфаниламидные препараты запивать щелочным питьем (боржоми, 0,5ч. л натрия

гидрокарбоната на 200 мл воды).

3. Аспирин -растолочь, растворить в 100 мл воды и принять после еды.

4. Тетрациклин - нельзя запивать молоком, т.к. от этого образуются нерастворимые соединения.

5. Препараты железа - не измельчать, а при секреторной недостаточности

запивать желудочным соком. Из пищевых продуктов исключаются дубильные вещества, чай,

кофе, молочные продукты.

Возможные проблемы пациента при приёме лекарственных препаратов:

Отказ от приема препарата в данной форме.

Чувство дискомфорта после приёма препарата.

Негативное отношение пациента к приёму лекарственных средств.

Чувство страха.

Стеснительность.

Необоснованный отказ от приема лекарственных средств.

Правила раздачи лекарственных средств:

  1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.
  2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.
  3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).
  4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи, (с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.
  1. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).
  2. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.
  3. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Таблетки, драже, капсулы, пилюли пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях - киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы, пилюли принимают в неизмененном виде.

    Запомните! Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных форм часто значительно изменяет действие лекарственного препарата.

Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде (если это разрешено в аннотации). Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). При раздаче этих лекарственных форм удобнее пользоваться градуированной мензуркой.

Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (например 0,1-процентный раствор атропина сульфата) назначают в каплях.

Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, то пипеткой (отдельной для каждого флакона!) отмеривают в мензурку нужное количество капель, добавляют немного воды и дают выпить пациенту. Жидкость, оставшуюся в пипетке, выливают.

В амбулаторных условиях и дома пациент принимает лекарственное средство самостоятельно. Для того, чтобы лекарственная терапия была успешной, сестра обучает пациента и/или членов его семьи. Перед обучением, нужно определить:

  • способность к обучению;
  • желание обучаться.

Кроме техники приема (введения), необходимо уточнить, знает ли пациент:

  • цель приема назначенного лекарственного средства;
  • ожидаемый эффект и возможные побочные действия;
  • как поступить при наступлении побочных явлений;
  • способ и время приема;
  • чем запивать лекарственное средство;
  • о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;
  • о необходимости исключить алкоголь;
  • предполагаемую продолжительность лечения;
  • последствия несоблюдения схемы лечения;
  • о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарств, которые ему не были назначены).

Если пациент не имеет всей необходимой информации, это может привести к несоблюдению режима приема (введения) лекарственного средства. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, часто забывают постоянно принимать одно или несколько лекарственных средств, или боятся их принимать. Для этого необходим контроль эффективности лекарственной терапии со стороны медицинской сестры.

Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответ­ствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их други­ми. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости ле­карственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

Алгоритм действия

Раздача лекарственных веществ пациентам

1. Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений.

2. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства непосредственно у постели пациента, согласно назначений врача.

3. Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.

4. Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

5. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии.

Данный порядок раздачи лекарственных веществ является наиболее оптимальным, так как:

· медсестра контролирует прием пациентом лекарственного препарата;

· медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лекарственном веществе;

· исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.

При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следующее:

1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.

2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищеварения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

4. Препараты, назначенные пациенту “натощак”, должны быть приняты за 20-60 мин. до завтрака.

5. Снотворные принимаются за 30 мин. до сна.

6. Нитроглицерин, валидол (при необходимости) хранятся у пациента на тумбочке постоянно.

7. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользоваться градуированными мензурками.

Алгоритм введения ректальной суппозитории

1. Проинформируйте пациента о назначенном ему лекарственном препарате и о ходе манипуляции.

2. Достать упаковку с суппозитариями из холодильника, прочитать название.

3. Отгородить пациента ширмой (если в палате есть другие пациенты).

4. Наденьте перчатки.

5. Пациента уложите на левый бок с согнутыми в коленях и прижа­тыми к животу ногами.

6. Вскройте упаковку и достаньте свечу.

7. Попросить пациента расслабиться.

8. Левой рукой раздвиньте ягодицы.Правой рукой введите узким концом всю свечу в анус, за наруж­ный сфинктер прямой кишки.

9. Попросите пациента лечь в удобное для него положение.

10. Снимите перчатки и погрузите их в дезраствор.

11. Уберите ширму.

12. Спросите пациента через несколько часов была ли у него дефекация.

Ответ на 99 вопрос Расскажите, как осуществляется лабораторные исследования кала: на копрологию, на бактериологический анализ, на яйца глистов. Расскажите, как осуществляется инструктаж пациентов, подготовка посуды, оформление направлений.

Исследование кала на копрологию проводится для получения сведений о переваривающей спо­собности желудочно-кишечного тракта. За 4-5 дней до исследования врач назначает диету с известным химическим составом пищи, и пациента переводят на эту диету. Он не должен принимать слабительное, употреблять красящие продукты, вводить свечи, делать клизмы. Кал берется из несколь­ких участков в чистую стеклянную банку или одноразовую спе­циальную емкость и отправляется в лабораторию, где под микро­скопом в норме имеется небольшое количество клетчатки, мы­шечных волокон, зерна крахмала, мыла, нейтральный жир.

Исследование кала на скрытую кровь проводится при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, для выявления скрытого кровотечения из различных отделов желудочно-кишечного тракта. Пациента на­до подготовить к исследованию. За 3 дня до исследования пациент соблюдает диету, исклю­чающую продукты, содержащие железо, гемоглобин. Из употреб­ляемых продуктов исключают: рыбу, птицу, мясо, субпродукты, гречку, сою, яблоки, салат, шпинат, а также окрашенную пишу (свекла) и препараты железа и висмута. Нельзя чистить зубы, чтобы не травмировать десны (рот толь­ко полоскать). Кал в небольшом количестве берется деревянным шпателем в чистую сухую стеклянную банку. В лаборатории проводится реакция с бензидином (реакция Грегерсена), кото­рая очень чувствительна на железо.

Исследование кала на яйца гельминтов, на лямблии и другие простейшие проводится для выявления частей и яиц гельминтов, лямблий и других простейших. Кал берется из нескольких мест из по­следней порции и доставляется в лабораторию. Кал на опреде­ление лямблий доставляется в лабораторию (обязательно) теп­лым.Если результат анализа отрицательный, а есть клиника гельминтоза, то анализы повторяются не менее 3 раз.

Сбор кала на бактериологическое исследование. Проводится длявыявления патогенной флоры в кале. В связи с этим нельзя принимать антибактериальные препараты, если они принимались, то после их приема должно пройти не менее 8 часов. Забор кала на посев непосредственно из прямой кишки проводиться медсестрой петлей и помещается в пробирку со специальным раствором (глицериновой смесью).

Забор кала анализа на глисты: кал собирается после самопроизвольной дефекации (нельзя проводить исследование после клизмы!) в универсальный транспортный контейнер, в объеме, равном 1/2 чайной ложки из различных мест разовой порции. Следует избегать примеси мочи и выделений из половых органов.
Ответ на 65 вопрос
1. Поместить изделие в соответствующую емкость для дезинфекции на время указанное в инструкции по применению.

2. Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирующим средством, вымыть руки.

3. Сделать отметку на бирке о времени начала дезинфекции, поставить Ф.И.О. медицинской сестры.

4. По окончанию дезинфекции надеть перчатки, извлечь изделие из емкости и тщательно прополоскать в проточной воде (не менее 30 секунд), высушить.

5. Снять перчатки, вымыть руки.

6. Сделать отметку на бирке о времени окончания дезинфекции, поставить Ф.И.О. медицинской сестры.

Дезинфекция, резиновые грелки, пузыри для льда

Протирание ветошью, смоченной в 1% растворе хлорамина. Осуществляют дважды с интервалом 10-15 минут.

Дезинфекция, наконечники

Обеззараживание в одном из следующих дезинфицирующих растворов:

  • 3% раствор хлорамина - 60 мин.;
  • 0,05% раствор нейтрального анолита - 30 мин.;

затем ПСО, промывание дистиллированной, подсушивание в крафт-пакетах, передача в ЦСО на стерилизацию/автоклавирование при 1,1 атм и 120 градусов в течение 45 мин.

Ответ на 2 вопрос.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования или разрыв путей передачи от источника инфекции к восприимчивому организму, а так же предотвращения экзо и эндогенного инфицирования этого восприимчивого организма.

Комплекс включает:

· Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур (использование стерильного медицинского инструментария, перевязочного материала).

· Применение эффективных мер обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля.

· Дезинфекцию объектов внешней среды, имеющих важное значение в механизме передачи возбудителей (постельные принадлежности, воздух, посуда, уборочный инвентарь).

Текущая дезинфекция объектов внутрибольничной среды в окружении больного проводится с момента выявления у больного внутрибольничной инфекции и до выписки (или перевода в другое отделение/стационар).
В ходе текущей очаговой дезинфекции проводится систематическое обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт: изделий медицинского назначения, предметов ухода, посуды, белья, поверхностей в помещениях, в том числе мебели и оборудования, обеззараживание медицинских отходов класса Б и В, дезинсекция и дератизация. При текущей дезинфекции проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала, инъекционного поля.

Этапы текущей дезинфекции помещений ЛПУ:

· Надеть спецодежду для уборки (халат, шапочку, передник, перчатки, тапочки).

· Нанести рабочий раствор дезинфектанта.

· Смыть чистой водой.

· Уборочный инвентарь подвергнуть дезинфекции: тряпку, ветошь замочить в дез. растворе в раздельных емкостях, прополоскать, высушить.

· Снять использованную спец. одежду.

· Провести гигиеническую антисептику рук.

· Надеть чистую спецодежду.

· Включить кварц на 30 минут, проветрить 15 минут.

Ответ на 4вопрос. Способы передачи инфекций в ЛПУ:

Механизм передачи Пути передачи Факторы передачи
1. Контактный передача возбудителя осуществляется при попадании его на кожу или слизистые (как правило, с микротравмами) · Прямой – через слизистые оболочки и кожные покровы · Непрямой – через промежуточный объект Кожные покровы Слизистые оболочки Предметы обихода
1а. Артифициальный(искусственный) вариант контактного, но заражение происходит не в естественной среде · Инструментальный · Гемотрансфузионный · Имплантационный · Парентеральный · Аппаратный инструменты препараты крови протезы в/в растворы, ЛС аппараты ИВЛ
2. Аэрозольный передача возбудителя осуществляется путем его вдыхания · Воздушно-капельный капли секрета дыхательных путей частички пыли
3. Фекально-оральные механизм проникновения возбудителя из кишечника больного, через рот в организм другого человека · Контактно-бытовой · Водный · Пищевой загрязненные руки предметы обихода вода продукты питания
4. Вертикальный · Трансплацентарный
5. Трансмиссивный передача возбудителя насекомыми-переносчиками

Входные ворота инфекции:

· дыхательные пути;

· желудочно-кишечный тракт;

· мочеполовые пути;

· кожа и слизистые;

· трансплацентарные сосуды.

Группы риска ВБИ (внутрибольничной инфекции):

1) пациенты без определенного места жительства, мигрирующее население, с длительными не долеченными хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями, не имеющие возможность получать специальную медицинскую помощь;

2) лица, которым:

Назначена терапия подавляющая иммунную систему (облучение, иммунодепрессанты);
- проводятся сложные диагностические, операционные вмешательства;

3) родильницы и новорождённые, особенно недоношенные и переношенные;

4) дети с врождёнными аномалиями развития, родовой травмой;

5) пациенты, посетители и родственники, ухаживающие за тяжелобольными в хирургических, урологических, реанимационных отделениях, отделениях гемодиализа и т.д.;

6) медперсонал МО (медицинских организаций).

7) пациенты хирургических, урологических, реанимационных отделений.

Факторы, влияющие на возникновение ВБИ:

Снижение сопротивляемости организма;

Распространение антибиотикорезистентных штаммов микро­организмов;

Увеличение удельного веса пожилых пациентов, ослаблен­ных;

Несоблюдение правил инфекционной безопасности при ухо­де за пациентами;

Увеличение инвазивных (повреждающих целостность тканей организма) манипуляций;

Перегрузка лечебно-профилактических учреждений;

Устаревшее оборудование и т.д.

Ответ на 8вопрос.

Биомеханика – наука, изучающая правила механического движения тела в живых системах. Живыми системами могут быть:

· целостная система - человек;

· его органы и ткани;

· совершающая совместные действия группа людей.

В медицине биомеханика изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной систем и вестибулярного аппарата, направленных на поддержание равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: при ходьбе, подъеме тяжести, наклоне, в положении сидя, стоя, лежа. Правильная биомеханика тела обеспечивает наибольшую эффективность движения с наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет.

Правила биомеханики

В положении стоя:

1. Равновесие более устойчиво, если увеличить площадь опоры. В положении стоя расстояние между стопами должно быть 30см, одну стопу необходимо немного выдвинуть вперед.

2. Более устойчивым равновесие будет при смещении центра тяжести ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях.

· плечи и бедра в одной плоскости;

· спина прямая;

· суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник.

4. Поворачиваться всем телом, что предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника.

В положении сидя:

1. Колени должны быть чуть выше бедер, что позволит перераспределить массу тела и уменьшит нагрузку на поясничный отдел позвоночника.

2. Спина должна быть прямой, а мышцы живота напряженными.

3. Плечи должны располагаться симметрично бедрам.

4. Поворачиваться, находясь в положении сидя, следует всем корпусом.

Эргономика – наука о взаимосвязи людей и окружающей среды в целях безопасного труда.

При выборе стула необходимо учитывать:

· спинка стула должна располагаться под углом 3-5 0 по отношению к сидению;

· уровень верхней планки спинки расположен под лопатками;

· 2/бедра должны располагаться на сидении;

· ноги должны доставать до пола, стопы свободны, при необходимости использовать подставку.

При поднятии тяжести следует:

· располагать ноги на ширине плеч, одну ногу выдвинуть вперед;

· сгибать ноги в коленях;

· держать спину прямо;

· при повороте сначала поднять груз, затем плавно повернуться, не сгибая туловище;

· поворачиваться всем телом;

· не делать резких движений;

· использовать эргономические приспособления;

· по возможности подъем тяжести заменять перекатыванием, поворотом – это уменьшит мышечную работу и нагрузку на позвоночник.

При поднятии (перемещении) пациента следует:

· убедиться каково состояние и масса тела пациента, сможет ли оно помочь, имеются ли у пациента дренажи или капельницы, нужен ли помощник;

· создать безопасную обстановку – убрать лишние предметы, поставить кровать или каталку на тормоз, поднять или опустить кровать;

· выбрать самый лучший способ удерживания пациента;

· выбрать вспомогательные средства поднятия;

· подойти к пациенту как можно ближе;

· держать спину прямо;

· убедиться, что бригада и пациент выполняют движения в одном ритме.

Одежда и обувь медицинской сестры должны быть удобными и не ограничивать движения.

Ответ на 10 вопрос.

Виды режимов двигательной активности

Режим физической активности пациенту назначает врач в зависимости от тяжести заболевания.

Строгий постельный - пациенту запрещается самостоятельные движения, в том числе смена положения в постели. Все гигиенические мероприятия, кормление осуществляется только с помощью медсестры. Лечебные и диагностические манипуляции проводятся в постели. Назначается в острую фазу при инфарктах миокарда, переломах позвоночного столба и других заболеваниях с целью создания больному наибольшего покоя.

Постельный – назначается с целью повышения двигательной активности по мере улучшения состояния пациента. Разрешается самостоятельно или с помощью медицинского персонала выполнять ряд активных движений конечностями, принимать пищу, переворачиваться в постели, выполнять туалет, переходить в положение сидя, затем сидеть на краю кровати, свесив ноги. В дальнейшем возможны лёгкие гимнастические упражнения в постели под присмотром медсестры. Пациент испытывает ограничения в удовлетворении своих потребностей. Медсестра побуждает его к самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.

Палатный(полупостельный) – назначается при показаниях к расширению двигательной активности пациента. Разрешаются сидеть, вставать, осторожно перемещаться в пределах палаты, самостоятельный уход в пределах палаты.

Общий(свободный) – назначается при показаниях к тренирующему воздействию физических нагрузок. Позволяется дозированная ходьба, подъем по лестнице, прогулки по территории ЛПУ, полный уход за собой.

Наблюдение за соблюдением режима двигательной актив­ности пациентом - обязанность медсестры. Нарушение ре­жима может повлечь неблагоприятные последствия для паци­ента - падение, расхождение швов в послеоперационном пе­риоде. Поэтому пациент должен четко соблюдать двигатель­ную активность, прописанную лечащим врачом, особенно при постельном и строгом постельном режимах.

Ответ на 13вопрос.

ВБИ - это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении.(по определению ВОЗ, 1979г.).

Инфекционный процесс – сложный многокомпонентный процесс (цепочка событий) взаимодействия инфекционных патогенных агентов с макроорганизмом, с развитием в последующем комплекса морфологических и иммунологических изменений.

Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела исключительно большое значение для всех стран мира. Бурные темпы роста лечебных учреждений, создание новых видов медицинского (терапевтического и диагностического) оборудования, применение новейших препаратов, обладающих иммунодепрессивными свойствами, искусственное подавление иммунитета при пересадке органов и тканей - эти, а также многие другие факторы усиливают угрозу распространения инфекций среди пациентов и персонала лечебных учреждений.

Полученные в последние годы данные свидетельствуют о том, что ВБИ значительно удлиняют срок пребывания больных в стационарах.

Профилактика ВБИ в ЛПУ:

  1. Сведение к минимуму возможность заноса инфекции, своевременное выявление и изоляция заболевших, или подозрительных на инфекцию.
  2. Исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ.
  3. Соблюдение режимов дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения.
  4. Соблюдение действующих нормативных документов.
  5. Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур.
  6. Соблюдение требований к санитарному состоянию помещений ЛПУ (ремонты, уборки, проветривание, кварцевание, борьба с насекомыми).
  7. Контроль за гигиеническим содержанием пациентов (смена белья, уход за кожей и слизистыми).
  8. Контроль за посещением пациентов, за передачами, за хранением пищевых продуктов с целью недопущения токсикоинфекции.
  9. Обеззараживание рук персонала, соблюдение техники безопасности при работе с биологическими объектами.
  10. Контроль за состоянием здоровья персонала.

Ответ на 15вопрос.

Алгоритм действий м/с при осуществлении генеральной уборки помещений ЛПУ и сроки проведения:

1. Генеральная уборка осуществляется с целью удаления загрязнений и снижения микробной обсемененности в помещениях организаций.

2. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

3. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных, и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.

4. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.

5. При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.

6. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.
При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток, многоразовые салфетки подлежат стирке.

7. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.

8. С целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии:
- воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствии людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей, необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем согласно действующим нормам;
- воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствии людей с помощью специальной распыливающей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;
- применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров.

Ответ на 16вопрос.

Инфекционный контроль (ИК) определяется как система эффективных организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения госпитальных инфекций, базирующаяся на результатах эпидемиологической диагностики.

Целью инфекционного контроля является снижение заболеваемости, летальности и экономического ущерба от госпитальных инфекций.

Санитарно - эпидемиологический режим в ЛПУ – это комплекс мероприятий, осуществляемый в больнице с целью предупреждения ВБИ и создания оптимальных гигиенических условий пребывания больных и быстрейшего их выздоровления.

Порядок проведения уборки помещений ЛПУ – определенную роль в предупреждении ВБИ играют мероприятия, направленные на снижение микробной обсемененности поверхностей и воздуха в помещениях ЛПУ. Поэтому санитарная обработка помещений и использование УФ-лучей (комбинированная дезинфекция) – один из важных компонентов санитарно-эпидемического режима любого ЛПУ.

Под санитарной обработкой поверхностей в помещении ЛПУ подразумевают очистку пола, стен, окон, дверей, жесткой мебели, поверхности аппаратов, приборов, оборудования от пыли, грязи, субстрактов биологического происхождения.

Основные действующие документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности:

1. СанПин 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В».

2. Приложение к СанПину 3.1.1.2341-08 «Группы людей с высоким риском заражения вирусом гепатита В, подлежащие обязательному обследованию на HBsAg в крови методом ИФА».

3. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

4. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

5. СанПиН 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».

6. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

7. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

8. Федеральный закон №77-ФЗ от 18.06.2001 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 31 «О введении в действие санитарных правил».

10. Приказ Минздрава СССР N 408 от 12 июля 1989 г «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране ».

11. Приказ Минздрава СССР N 720 от 31 июля 1978 г «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией».

12. Приказ МЗ РФ N 342 от 26 ноября 1998 г «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом».

13. Приказ № 806 от 07.10.92г. «О мерах предупреждения профилактического заражения мед. работников ВИЧ и гепатитом В»

14. Приказ МЗ РФ N 123 от 17 апреля 2002 г «Об утверждении отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни».

15. Приказ Минздрава СССР N 770 от 10 июня 1985 г «О введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы».

16. Приказ МЗ РФ N 330 от 5 августа 2003 г «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ».

Ответ на 20 вопрос.

Предстерилизационная очистка - удаление белковых, жировых, лекарственных загрязнений, в том числе невидимых, дезинфицирующих средств перед проведением стерилизации.

Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в
экстренной помощи, или появились признаки непереносимости лекарственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

Алгоритм действия:

1. Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений.

2. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства непосредственно упостели пациента, согласно назначений врача.

3. Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.

4. Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

5. Пациент должен принять лекарственное средство в присутствии.

Данный порядок раздачи лекарственных веществ является наиболее оптимальным, так как:

§ медсестра контролирует прием пациентом лекарственного препарата;

§ медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лекарственном веществе;

§ исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.

При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следующее:

1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин , т.к. при взаимодействии с пищей замедляется ихвсасывание.

2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищеварения (фестал, панзиформ, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

4. Препараты, назначенные пациенту "натощак ", должны быть приняты за 20-60 мин. до завтрака.

5.Снотворные принимаются за 30 мин. до сна.

6. Нитроглицерин, валидол (при необходимости) хранятся у пациента на тумбочке постоянно.

7. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользоваться градуированными мензурками.

8. Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (например, 0,1% раствор атропина сульфата, настойка пустырника) назначают в каплях. Если во флаконе с лекарственным веществом нет вмонтированной капельницы, то используют пипетки. Для каждого лекарственного вещества отдельная пипетка!

9. Пилюли, драже, капсулы, таблетки, содержащие железо, принимаются в неизменном виде.

Во многих лечебных отделениях медсестры в целях экономии временя заранее раскладывает лекарственные вещества в лотки, разделенные на ячейки. В каждой ячейке указаны Ф.И.О. пациента и номер палаты. Затем медсестра в этом лотке разносит лекарственные средства пациентам по палатам.

Недостатки данного порядка раздачи:

1. отсутствие контроля за приемом лекарственных средств пациентом (пациенты забывают принять, выбрасывают лекарственные препараты, принимают с опозданием);

2. не соблюдается индивидуальная схема раздачи лекарственных средств, режим приема ("до еды", "после еды"» "во время еды" и т.д.);

3. возможны ошибки при раздаче (по невнимательности медсестры лекарственные вещества могут попасть в другую ячейку, или пациент ошибочно возьмет лекарственные средства ему не предназначенные);

4. трудно ответить на вопросы пациента по поводу назначенных ему лекарственных препаратов, т.к. они в лотке находятся без аптечной упаковки.

Раздача лекарств производится медсестрой в соответствии с листком назначений, подписанным лечащим врачом с указанием даты назначения и отмены лекарства.
Приступая к раздаче, медсестра должна быть максимально собранной, внимательной, необходимо прочитать название препарата, процентное содержание, дозу, посмотреть герметичность и срок годности.

Во время раздачи медикаментов медсестра даёт полную информацию об особенностях того или иного средства: горький вкус, резкий запах, изменения цвета мочи и кала после его приёма, как принимать то, или иное лекарство, какие побочные эффекты могут возникнуть при приеме, с какой целью необходим данный препарат. Она раздаёт лекарства в строгом соответствии с указанным временем суток (натощак, до, во время, или после еды, перед сном и т.д.). Препараты, которые не раздражают слизистую желудка, принимаются натощак за 30 минут, когда кислотность желудочного сока низка - это сердечные гликозиды, уротропин.

Средства назначенные «до еды», принимают за 15 – 20 минут до приёма пищи, они всасываются быстрее и действуют эффективнее, более полно соприкасаются со слизистой желудка и кишечника. Средства, принятые во время еды, когда кислотность желудка повышается и влияет на стабильность лекарства, на скорость прохождения его по пищеварительному тракту и всасывания в кровь.

Препараты применяемые «после еды» через 30 минут после приёма пищи, а снотворные – за 30 минут до сна.

Кислотность желудка меняется и в зависимости от того, чем запивается лекарства. Принимая лекарства (если нет специальной оговорки), запивайте их прохладной кипячёной водой (когда их прописано несколько, необходим интервал в 20-30 минут между приемом каждого) и... лучше стоя, если позволяет состояние.

Пациент принимает препарат в присутствии медсестры.

Она не имеет права сама назначать, отменять или заменять одни средства другими. Исключение: оказание экстренной помощи, непереносимость препарата или если препарат дан пациенту ошибочно, то в любом случае нужно доложить врачу.

Возможные проблемы пациента:
1. Необоснованный отказ.
2. Рвота.
3. Аллергия.
4. Бессознательное состояние.

Оснащение:

1. Листы назначений.

2. Передвижной столик для раскладки лекарственных средств.

3. Индивидуальные таблетницы.

4. Лекарственные средства для внутреннего употребления.

5. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями и индивидуальны для каждого пациента).

6. Ёмкость с кипяченой водой.

7. Ножницы.

8. Ёмкость с дезинфицирующим раствором.

9. Полотенце или салфетки.
Многие медицинские сёстра, работающие на посту в отделениях стационара, пользуются для раздачи лекарственных средств пациента, специальными и очень удобными ёмкостями для хранения лекарственных средств – различнымитаблетницами.

Таблетница (или по-другому – контейнер для таблеток), обладающая способностью вместить в себя всё дневное количество лекарств, которые нужно принять. Она имеет информационное окно, для вкладывания и фиксирования таблички с указанием фамилии пациента. Таблетница изготовлена из пластика и выдерживает автоклавирование при t=135°С.

Виды таблетниц имеющиеся в отделении стационара:

1. Таблетница на один день предназначена для компактного хранения таблетированной продукции на один день.

2. Таблетница имеющая три отделения: хранения, деления и размельчения лекарств, а также мензурку для приёма жидкости.

3. Таблетница на неделю состоит из семи отделений, которые соответствуют дням недели с разбивкой ячеек на утро, день, вечер и ночь, это позволяет единовременно разложить недельный курс препаратов. Вращающаяся прозрачная крышечка позволяет выбрать нужное отделение. При этом можно увидеть содержимое каждого отделения, для людей с ослабленным зрением имеются символы Брайля.

4. Электронная таблетница с таймером и тремя отделениями, предназначена для хранения лекарственных средств. Встроенный таймер поможет упорядочить прием лекарств – необходимо установить время, и звуковой сигнал напомнит о том, что пора принимать лекарство.

Все эти таблетницы незаменимы в условиях стационара.

ГБОУ СПО СК СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЛЕКЦИЯ №10

ТЕМА: «ПУТИ И СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМ ».

АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Действия лекарственных средств.

I. Наружный способ

▪ Способы нанесения лекарственного препарата на кожу.

▪ Применение лекарств в ухо.

▪ Интраназальное применение лекарств.

▪ Применение лекарств на конъюнктиву глаз.

II. Энтеральный способ

▪ Через рот.

▪ Под язык.

▪ За щеку.

▪ Через прямую кишку.

▪ Преимущество и недостатки энтерального способа.

III. Ингаляционный способ

1. Ингаляции.

2. Спейсер.

3. Небулайзер.

4. Преимущество и недостатки ингаляционного способа.

IV. Парентеральный способ

1. Парентеральные пути введения лекарственных веществ.

2. Преимущество и недостатки парентерального способа.

3. Сочетание лекарств с продуктами питания.

4. Литература. Сайты.

Тема: «Пути и способы введения лекарственных средств в организм».

Медикаментозная терапия служит важнейшей составной частью лечебного процесса. Лекарственные средства могут оказывать резорбтивное (через кровь) и местное действие. Резорбтивное действие осуществляется энтеральным (через пищеварительный тракт) и парентеральным (минуя пищеварительный тракт) путём.

Способы введения лекарственных средств.

1. Наружный способ:

▪ на кожу;

▪ на конъюнктиву глаз, слизистую оболочку носовой полости, влагалища.

Наружное применение лекарственных препаратов рассчитано в основном на их местное действие. Через неповреждённую кожу всасываются только жирорастворимые вещества, в основном через выводные протоки сальных желёз и волосяных фолликулов. Применяются мази, эмульсии, растворы, настойки, присыпки, пасты.

Способы нанесения лекарственного препарата на кожу.

Смазывание. Ватный шарик смачивают в необходимом количестве препарата и наносят на кожу продольными движениями по направлению роста волос.

Втирание . Проводят на участках кожи, имеющих небольшую толщину и слабо выраженный волосяной покров (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бёдер, боковые поверхности грудной клетки). Необходимое количество лекарственного препарата наносят на кожу и втирают лёгкими круговыми движениями до тех пор, пока кожа не станет сухой.

Припудривание и присыпание применяют для подсушивания кожи при опрелости, потливости.

Наложение лекарственного пластыря (в котором мазевая основа густой консистенции, содержащая лекарственные вещества, покрыта водонепроницаемой марлей). Перед наложением пластыря на соответствующем участке тела сбривают волосы, а кожу обезжиривают 70% раствором спирта.

Виды пластырей:

1. Пластыри для фиксации.

2. Лекарственные пластыри, содержащие лекарственные вещества: противогрибковый, мозольный, противовоспалительный, обезболивающий.

3. Специальные пластыри: никотиновые, противозачаточные, для похудания.

4. Пластырные (тейпированные) повязки.

Применение лекарств в ухо.

Лекарство закапывают в ухо 6-8 капель в подогретом виде на водяной бане до температуры 37-38°С «тупой» пипеткой. Ушную раковину при этом отодвигают назад и вверх. Оставляют пациента в таком положении 1-2 минуты.

Интраназальное применение лекарств.

В нос (интраназально) применяют лекарства в виде порошков, паров (пары нашатырного спирта), растворов и мазей, которые оказывают местное, резорбтивное и рефлекторное воздействия. Всасывание через слизистую оболочку носа происходит очень быстро. Порошки втягиваются в нос, струёй вдыхаемого воздуха: закрыв одну ноздрю, порошок вдыхают через другую. Капли вводят пипеткой, а мазь вносят стеклянной лопаточкой. Иногда для интраназального введения применяют специальные распылители-дозаторы, в которых лекарственные вещества находятся в виде растворов или суспензий с добавлением веществ, повышающих вязкость, для замедления эвакуации лекарства из носовой полости.

Похожие статьи