Гурная Татьяна Владимировна
учитель биологии МОАУ «СОШ №11 г. Орска»
Предмет Биология
Класс 8
УМК Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: - 3-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 272 с.: ил.
Уровень обучения базовый
Тема урока: Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме 1
Цель урока
Создание условий для формирования научного мировоззрения у учащихся о науках, занимающихся изучением организма человека и значении знаний анатомии и физиологии человека для сохранения здоровья.
Задачи урока
организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по изучению истории развития наук о строении и функциях организма человека;
воспитание в учащихся уверенности в своих силах посредствам повышения интереса к предмету;
формирование умения работать с текстом, самостоятельно добывать информацию, выделять главное;
развивать навыки работы в группах.
Планируемые результаты
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области анатомии и физиологии, о факторах здоровья и риска; работать с дополнительной информацией; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Техническое обеспечение урока
Телевизор Samsung CS 21z45zQQ
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
Карточки для проведения работы в группах. (Приложение 1)
Дополнительные источники информации. (Приложение 2)
Тип урока
Урок ознакомления с новым материалом.
Содержание урока
Оргмомент.
Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность класса к уроку.
Психологический настрой на работу.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
Мотивационный этап
Здравствуйте, ребята, послушайте высказывание Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, - отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого». Как вы понимаете эти строки? О чем говорится в высказывании?
(Слайд № 1)
Ответы обучающихся.
Я предлагаю вам внимательно прослушать информацию об ученых и ответить на вопрос- Что объединяет этих людей?
(Слайд № 2, 3, 4, 5, 6)
Гиппократ. (Др. Греция)
Представления о строении тела человека и животных, «отец медицины»,
клятва Гиппократа – нравственный кодекс врача
Клавдий Гален (рим,анатом - физиолог)
Труд «О частях человеческого тела», описал кости, многие мышцы, сухожилия, кровеносные сосуды, у пар из 12 черепно- мозговых нервов, изучал физиологию дыхания.
Абу Наср аль-Фараби
Труды «Об органах человеческого тела», Город милосердия», сведения о сердце.
Абу Али ибн Сина (Авицена)
Труд «Введение в анатомию и физиологию».
Леонардо да Винчи
Знал строение человеческого тела. Труд «Трактат о живописи» -закономерности пропорций тела человека.
Уильям Гарвей (анг.врач)
Основоположник современной физиологии. Исследовал движение крови по сосудам. Открыл законы кровообращения.
Труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
Н.И.Пирогов –хирург, анатом, врач
Атлас «Топографическая анатомия». Патологическая анатомия. Впервые применил йод и спирт для предупреждения нагноения ран, использовал эфир. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Основоположник военно – полевой хирургии.
И.М.Сеченов
Создал русскую школу физиологов. Открыл явления торможения в цнс. Труд «Рефлексы головного мозга».
И.И.Мечников
Лауреат Нобелевской премии (1908) – за теорию иммунитета. Открыл явление фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
Изучал проблемы старения и смерти («Этюды о природе человека») – «отец геронтологии».
10.
И.П.Павлов
Физиолог Лауреат Нобелевской премии (1904)- за исследования в области физиологии
кровообращения и пищеварения. Теория условных рефлексов. Учение о ВНД, две СС.
Ответы обучающихся. (Вывод. Все эти люди занимались изучением человеческого организма и внесли огромный вклад в развитие наук о человеке.)
Ребята в 8 классе мы продолжим изучение курса биологии. Человек - часть живой природы. Чтобы сохранить здоровье, каждому человеку необходимы знания о том, как устроен и как работает его организм. Сегодня мы с вами познакомимся с науками, изучающими организм человека.
Учитель озвучивает тему урока.
Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
Этап ознакомления с новым материалом
Знакомство с учебником. Работа в группах. Класс делится на три группы. Обучающиеся получают карточки с заданием.
1 группа
Используя материал учебника (§1.стр.6-7) и дополнительные источники информации, заполните таблицу
Анатомия – наука о………………………………………………………..Методы исследования применяемые в анатомии
Сущность метода
2 группа
Используя материал учебника (§1.стр.7-8) и дополнительные источники информации, заполните таблицу
Физиология– наука о………………………………………………………..Методы исследования применяемые в физиологии
Сущность метода
3 группа
Используя материал учебника (§1.стр.8-9) и дополнительные источники информации, заполните таблицу
Гигиена – раздел………………………………………………………..Гигиенические методы исследования
Сущность метода
Групповая работа по изучению нового материала.
Обучающиеся распределяют информационные ресурсы между собой, обсуждают информацию, выделяют главное, совместно заполняют таблицу.
Учитель наблюдает и корректирует работу группы и отдельных обучащихся.
Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
Объединение информации в общую таблицу. Заполнение таблицы в рабочей тетради.
(Слайд №7, №8)
Этап первичного осмысления и закрепления связей и отношений в объектах изучения
Работа с терминами
Наука о строении человека и его органов……..
Наука о жизненных функциях организма и его органов…….
Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья…….
Этап. Постановка задания на дом.
Изучить текст из учебника§1. стр.6-10 ; ответить на вопросы 1-4 стр.9 (устно).
Этап подведения итогов урока.
Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Рефлексия «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Клетки, образующие ткани растений и животных, значительно различаются по форме, размерам и внутреннему строению. Однако все они обнаруживают сходство в главных чертах процессов жизнедеятельности, обмена веществ, в раздражимости, росте, развитии, способности к изменчивости.
Биологические превращения, происходящие в клетке, неразрывно связаны с теми структурами живой клетки, которые отвечают за выполнение гой или иной функции. Такие структуры получили название органоидов.
Клетки всех типов содержат три основных, неразрывно связанных между собой компонента:
- структуры, образующие ее поверхность: наружная мембрана клетки, или клеточная оболочка, или цитоплазматическая мембрана;
- цитоплазма с целым комплексом специализированных структур — органоидов (эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии и пластиды, комплекс Гольджи и лизосомы, клеточный центр), присутствующих в клетке постоянно, и временных образований, называемых включениями;
- ядро - отделено от цитоплазмы пористой мембраной и содержит ядерный сок, хроматин и ядрышко.
Строение клетки
Поверхностный аппарат клетки (цитоплазматическая мембрана) растений и животных имеет некоторые особенности.
У одноклеточных организмов и лейкоцитов наружная мембрана обеспечивает проникновение в клетку ионов, воды, мелких молекул других веществ. Процесс проникновения в клетку твердых частиц называется фагоцитозом, а попадание капель жидких веществ - пиноцитозом.
Наружная плазматическая мембрана регулирует обмен веществ между клеткой и внешней средой.
В клетках эукариот есть органоиды, покрытые двойной мембраной, - митохондрии и пластиды. Они содержат собственные ДНК и синтезирующий белок аппарат, размножаются делением, то есть имеют определенную автономию в клетке. Кроме АТФ, в митохондриях происходит синтез небольшого количества белка. Пластиды свойственны клеткам растений и размножаются путем деления.
Виды клеток | Строение и функции наружного и внутреннего слоев клеточной оболочки | ||
---|---|---|---|
наружный слой (хим. состав, функции) |
внутренний слой - плазматическая мембрана |
||
химический состав | функции | ||
Клетки растений | Состоят из клетчатки. Этотслой служит каркасом клетки и выполняет защитную функцию | Два слоя белка, между ними - слой липидов | Ограничивает внутреннюю среду клетки от внешней и поддерживает эти различия |
Клетки животных | Наружный слой (гликокаликс) очень тонкий и эластичный. Состоит из полисахаридов и белков. Выполняет защитную функцию. | Тоже | Специальные ферменты плазматической мембраны регулируют проникновение многих иононов и молекул в клетку и выход их во внешнюю среду |
К одномембранным органоидам относятся эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, различные типы вакуолей.
Современные средства исследования позволили биологам установить, что по строению клетки все живые существа следует делить на организмы «безъядерные» - прокариоты и «ядерные» - эукариоты.
У прокариот-бактерий и сине-зеленых водорослей, а также вирусов имеется всего одна хромосома, представленная молекулой ДНК (реже РНК), расположенной непосредственно в цитоплазме клетки.
Главные рганоиды | Строение | Функции |
---|---|---|
Цитоплазма | Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Содержит ядро и органоиды |
|
ЭПС - эндоплазматическая сеть | Система мембран в цитоплазме» образующая каналы и более крупные полости, ЭПС бывает 2-х типов: гранулированная (шероховатая), на которой расположено множество рибосом, и гладкая |
|
Рибосомы | Мелкие тельца диаметром 15-20 мм | Осуществляют синтез белковых молекул, их сборку из аминокислот |
Митохондрии | Имеют сферическую, нитевидную, овальную и другие формы. Внутри митохондрий находятся складки (дл. от 0,2 до 0,7 мкм). Внешний покров митохондрий состоит из 2-х мембран: наружная - гладкая, и внутренняя - образует выросты-кресты, на которых расположены дыхательные ферменты |
|
Пластиды - свойственны только клеткам раститений, бывают трех типов: | Двумембранные органеллы клетки | |
хлоропласты | Имеют зеленый цвет, овальную форму, ограничены от цитоплазмы двумя трехслойными мембранами. Внутри хлоропласта располагаются грани, где сосредоточен весь хлорофилл | Используют световую энергию солнца и создают органические вещества из неорганических |
хромопласты | Желтые, оранжевые, красные или бурые, образуются в результате накопления каротина | Придают различным частям растений красную и желтую окраску |
лейкопласты | Бесцветные пластиды (содержатся в корнях, клубнях, луковицах) | В них откладываются запасные питательные вещества |
Комплекс Гольджи | Может иметь разную форму и состоит из отграниченных мембранами полостей и отходящих от них трубочек с пузырьками на конце |
|
Лизосомы | Округлые тельца диаметром около 1 мкм. На поверхности имеют мембрану (кожицу), внутри которой находится комплекс ферментов | Выполняют пищеварительную функцию - переваривают пищевые частицы и удаляют отмершие органоиды |
Органоиды движения клеток |
|
|
Клеточные включения | Это непостоянные компоненты клетки — углеводы, жиры и белки | Запасные питательные вещества, используемые в процессе жизнедеятельности клетки |
Клеточный центр | Состоит из двух маленьких телец - центриолей и центросферы - уплотненного участка цитоплазмы | Играет важную роль при делении клеток |
Эукариоты обладают большим богатством органоидов, имеют ядра, содержащие хромосомы в виде нуклеопротеидов (комплекс ДНК с белком гистоном). К эукариотам относятся большинство современных растений и животных как одноклеточных, так и многоклеточных.
Выделяют два уровня клеточной организации:
- прокариотический - их организмы очень просто устроены - это одноклеточные или колониальные формы, составляющие царство дробянок, синезеленых водорослей и вирусов
- эукариотический - одноклеточные колониальные и многоклеточные формы, от простейших - корненожки, жгутиковые, инфузории — до высших растений и животных, составляющие царство растений, царство грибов, царство животных
Главные органоиды | Строение | Функции |
---|---|---|
Ядро растительной и животной клетки | Округлой или овальной формы | |
Ядерная оболочка состоит из 2-х мембран с порами |
|
|
Ядерный сок (кариоплазма) - полужидкое вещество | Среда, в которой находятся ядрышки и хромосомы | |
Ядрышки сферической или неправильной формы | В них синтезируется РНК, которая входит в состав рибосомы | |
Хромосомы - плотные удлиненные или нитевидные образования, видимые только при делении клетки | Содержат ДНК, в которой заключена наследственная информация, передающаяся из поколения в поколение |
Все органоиды клетки, несмотря на особенности их строения и функций, находятся во взаимосвязи и «работают» на клетку, как на единую систему, в которой связующим звеном является цитоплазма.
Особые биологические объекты, занимающие промежуточное положение между живой и неживой природой, представляют собой вирусы, открытые в 1892 г. Д. И. Ивановским, они составляют в настоящее время объект особой науки - вирусологии.
Вирусы размножаются только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания. Вирусы имеют очень прослое строение и состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Вне клеток хозяина вирусная частица не проявляет никаких жизненных функций: не питается, не дышит, не растет, не размножается.
Клетка – элементарная единица живой системы. Различные структуры живой клетки, которые отвечают за выполнение той или иной функции, получили название органоидов, подобно органам целого организма. Специфические функции в клетке распределены между органоидами, внутриклеточными структурами, имеющими определенную форму, такими, как клеточное ядро, митохондрии и др.
Клеточные структуры:
Цитоплазма
. Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Цитозоль
– это вязкий водный раствор различных солей и органических веществ, пронизанный системой белковых нитей – цитоскелетам. Большинство химических и физиологических процессов клетки проходят в цитоплазме. Строение: Цитозоль, цитоскелет. Функции: включает различные органоиды, внутренняя среда клетки
Плазматическая мембрана
. Каждая клетка животных, растений, ограничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной. Толщина этой мембраны так мала (около 10 нм.), что ее можно увидеть только в электронный микроскоп.
Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину, погружены на разную глубину в липидный слой или располагаются на внешней и внутренней поверхности мембраны. Строение мембран всех других органоидов сходно с плазматической мембраной. Строение: двойной слой липидов, белки, углеводы. Функции: ограничение , сохранение формы клетки, защита от повреждений, регулятор поступления и удаления веществ.
Лизосомы
. Лизосомы – это мембранные органоиды. Имеют овальную форму и диаметр 0,5 мкм. В них находится набор ферментов, которые разрушают органические вещества. Мембрана лизосом очень прочная и препятствует проникновению собственных ферментов в цитоплазму клетки, но если лизосома повреждается от каких-либо внешних воздействий, то разрушается вся клетка или часть ее.
Лизосомы встречаются во всех клетках растений, животных и грибов.
Осуществляя переваривание различных органических частиц, лизосомы обеспечивают дополнительным «сырьем» химические и энергетические процессы в клетке. При голодании клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, не убивая клетку. Такое частичное переваривание обеспечивает клетке на какое-то время необходимый минимум питательных веществ. Иногда лизосомы переваривают целые клетки и группы клеток, что играет существенную роль в процессах развития у животных. Примером может служить утрата хвоста при превращении головастика в лягушку. Строение: пузырьки овальной формы, снаружи мембрана, внутри ферменты. Функции: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов, уничтожение отработавших клеток.
Комплекс Гольджи . Поступающие в просветы полостей и канальцев эндоплазматической сети продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в аппарате Гольджи. Этот органоид имеет размеры 5–10 мкм.
Строение
: окруженные мембранами полости (пузырьки). Функции: накопление, упаковка, выведение органических веществ, образование лизосом
Эндоплазматическая сеть
. Эндоплазматическая сеть является системой синтеза и транспорта органических веществ в цитоплазме клетки, представляющая собой ажурную конструкцию из соединенных полостей.
К мембранам эндоплазматической сети прикреплено большое число рибосом – мельчайших органоидов клетки, имеющих вид сферы с диаметром 20 нм. и состоящих из РНК и белка. На рибосомах и происходит синтез белка. Затем вновь синтезированные белки поступают в систему полостей и канальцев, по которым перемещаются внутри клетки. Полости, канальцы, трубочки из мембран, на поверхности мембран рибосомы. Функции: синтез органических веществ с помощью рибосом, транспорт веществ.
Рибосомы
. Рибосомы прикреплены к мембранам эндоплазматической сети или свободно находятся в цитоплазме, они располагаются группами, на них синтезируются белки. Состав белка, рибосомальная РНК Функции: обеспечивает биосинтез белка (сборку белковой молекулы из ).
Митохондрии
. Митохондрии – это энергетические органоиды. Форма митохондрий различна, они могут быть остальными, палочковидными, нитевидными со средним диаметром 1 мкм. и длиной 7 мкм. Число митохондрий зависит от функциональной активности клетки и может достигать десятки тысяч в летательных мышцах насекомых. Митохондрии снаружи ограничены внешней мембраной, под ней – внутренняя мембрана, образующая многочисленные выросты – кристы.
Внутри митохондрий находятся РНК, ДНК и рибосомы. В ее мембраны встроены специфические ферменты, с помощью которых в митохондрии происходит преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ, необходимую для жизнедеятельности клетки и организма в целом.
Мембрана, матрикс, выросты – кристы. Функции: синтез молекулы АТФ, синтез собственных белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, образование собственных рибосом.
Пластиды
. Только в растительной клетке: лекопласты, хлоропласты, хромопласты. Функции: накопление запасных органических веществ, привлечение насекомых-опылителей, синтез АТФ и углеводов. Хлоропласты по форме напоминают диск или шар диаметром 4–6 мкм. С двойной мембраной – наружней и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. В мембранах гран находится хлорофилл, благодаря ему происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов.
Хромопласты
. Пигменты красного и желтого цвета, находящиеся в хромопластах, придают различным частям растения красную и желтую окраску. моркови, плоды томатов.
Лейкопласты являются местом накопления запасного питательного вещества – крахмала. Особенно много лейкопластов в клетках клубней картофеля. На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты (в результате чего клетки картофеля зеленеют). Осенью хлоропласты превращаются в хромопласты и зеленые листья и плоды желтеют и краснеют.
Клеточный центр . Состоит из двух цилиндров, центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу. Функции: опора для нитей веретена деления
Клеточные включения то появляются в цитоплазме, то исчезают в процессе жизнедеятельности клетки.
Плотные, в виде гранул включения содержат запасные питательные вещества (крахмал, белки, сахара, жиры) или продукты жизнедеятельности клетки, которые пока не могут быть удалены. Способностью синтезировать и накапливать запасные питательные вещества обладают все пластиды растительных клеток. В растительных клетках накопление запасных питательных веществ происходит в вакуолях.
Зерна, гранулы, капли
Функции: непостоянные образования, запасающие органические вещества и энергию
Ядро
. Ядерная оболочка из двух мембран, ядерный сок, ядрышко. Функции: хранение наследственной информации в клетке и ее воспроизводство, синтез РНК – информационной, транспортной, рибосомальной. В ядерной мембране находятся споры, через них осуществляется активный обмен веществами между ядром и цитоплазмой. В ядре хранится наследственная информация не только о всех признаках и свойствах данной клетки, о процессах, которые должны протекать к ней (например, синтез белка), но и о признаках организма в целом. Информация записана в молекулах ДНК, которые являются основной частью хромосом. В ядре присутствует ядрышко. Ядро, благодаря наличию в нем хромосом, содержащих наследственную информацию, выполняет функции центра, управляющего всей жизнедеятельностью и развитием клетки.