Рождаются сны. Место, где рождаются сны

18.06.2019

Одна из величайших тайн человеческого мозга - сновидения. Ученые до сих пор пытаются разгадать ее и понять, как, зачем и благодаря чему мозг создает сны. Давно известно, что повреждение определенных областей мозга влияет на поведение. Оказалось, что и на сновидения тоже.

Молодой ученый начал поиски истины с классического нервно-анатомического расследования. Работая в отделении нейрохирургии сначала в больнице Йоханнесбурга, потом в Лондоне, Солмс получил возможность тщательно обследовать всех пациентов, у которых диагностировали поражения мозга (их еще называют очаговыми поражениями) независимо от того, чем они были вызваны - ударом, опухолью или травмой, как у его брата. Он допытывался у пациентов, в какой степени заболевание или травма изменили их сновидения и изменили ли.

Эти опросы немедленно принесли плоды: опрошенные с поражением теменной доли сказали, что вообще перестали видеть сны.

Темнота перед глазами

Солмс наблюдал еще один неожиданный пример. Он обнаружил отчеты об исчезновении сновидений у больных с поражением как правой, так и левой сторон сегмента, расположенного глубоко в середине лобной доли. У одного из пациентов такое поражение было вызвано ударом ножа в глаз - в результате ранения у негбыли повреждены обе стороны средней части мозга, у других была опухоль, которую называют глиома-бабочка из-за того, что она накрывает белое вещество словно крыльями.

Ткань в этой пораженной области называется белым веществом, поскольку в ней множество нейронных путей, покрытых блестящей белой жировой оболочкой. Эти пути позволяют нейронным сигналам на большой скорости преодолевать большие расстояния, - .

Но у Солмса было всего девять таких пациентов, и он боялся, что для серьезных научных выводов этого недостаточно. Поражения этой хорошо защищенной области встречались нечасто, но, когда Солмс решил обратиться к медицинским отчетам за предыдущие десятилетия, он наткнулся на настоящую золотую жилу.

Удивительно, но у материалах для исследования позаботилась не природа, а хирурги.

Пролетая над гнездом кукушки

В 1950–1960-х годах одним из методов лечения шизофрении и других бредовых расстройств была модифицированная версия префронтальной лоботомии - хирургической процедуры, которой усмирили Макмерфи, героя романа Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки». Хирурги обнаружили, что могли излечить пациентов от галлюцинаций, сделав разрез как раз в той области мозга, которая была повреждена у тех девяти пациентов Солмса, которые больше не видели снов.

Эта более мягкая версия операции называлась префронтальной лейкотомией. Солмс же был поражен: «Об этом черным по белому писали много лет, но никто не удосужился обратить на это внимание», - .

Солмс обнаружил, что большинство прооперированных, а такие операции производились в течение многих лет, также говорили о том, что перестали видеть сны. И у тех, кто подвергался операции, и у девяти пациентов из отчетов, найденных Солмсом, наблюдались сходные изменения в поведении. Они становились вялыми, апатичными, их ничего не интересовало. Все сходилось.

Солмс предположил, что дофамин включает сновидения - потому что лекарства, которыми лечат шизофреников и которые глушат галлюцинации, действуют просто и понятно: они блокируют подачу дофамина в вентромедиальный отдел переднего мозга.

Система «я этого хочу»

Вентромедиальный отдел переднего мозга - область белого вещества, которую иногда еще называют поисковой системой. В ходе экспериментов над животными стало известно, что она работает на полную мощь, когда у животного появляется мотив в виде удовлетворения его первичных потребностей или в получении удовольствия: поиск пищи или преследование полового партнера.

Эксперименты над животными прояснили многое, - .

Когда людей изучали с помощью медицинской визуализации, эта область мозга также вспыхивала, например у наркоманов, если им показывали слайды с изображением принадлежностей для наркоманских забав, или у курильщиков, отчаянно пытающихся отыскать сигарету. В общем, вентромедиальный отдел переднего мозга можно назвать системой «я этого хочу».

Солмс был убежден, что именно он - а не примитивный мозговой ствол, как считали другие ученые, - и является той важнейшей структурой, которая необходима для создания сновидений.

Работы Солмса оказали огромное влияние на понимание природы сновидений и подтолкнули других ученых к совершению любопытных открытий.

P.S. Если хотите раз в 2 недели получать самые интересные статьи из нашего блога, подписывайтесь

Мы все прекрасно знаем, что сон отражение внутреннего мира сновидца. Сон - это всегда он и о нем. Однако, я уверена, что это только часть правды. Наше бессознательное настолько многогранно и бесконечно, что человек не способен открыть все его тайны. Наше бессознательное это Вселенная, а сновидение - телескоп. Невероятно мощный телескоп, позволяющий увидеть и разглядеть многие тайны Вселенной, но они всего лишь маленькая песчинка в океане Бессознательного. Человечество тысячелетиями открывает эти тайны, но ему не дано открыть и миллионной доли Внутреннего Космоса. Да сновидение - это мир Сновидца, но не только.

Я глубоко убеждена, что сновидение - это такой же способ коммуникации между людьми, как речь, как письма и телефонные разговоры, с той лишь разницей, что наяву мы коммуницируем на уровне эго, а во сне на уровне нашего подсознания. Если представить канал коммуникаций в виде нитей, соединяющих человечество, то нити внешних коммуникаций прикреплены к головам людей, а нити сновидческих коммуникаций в районе пупка.

Свидетельством тому, что сновидения являются средством коммуникации между людьми служат всем известные случаи, когда мы видим во сне человека с которым не общались много лет, и сразу после этого получаем от него письмо или даже встречаемся. Кроме того, всем известны случаи, когда супруги после тяжелого развода перестают общаться, но при этом во снах часто видят друг друга.

Смею сравнить сновидения с черными дырами, при этом из планеты в черную дыру они превращаются в онтогенезе. Детям снятся очень прямолинейные сны. Если девочка поссорилась с подружкой, то с большой долей вероятности во сне она увидит эту самую подружку. Но с течением жизни сны усложняются, вступают в действие механизмы сновидения, обозначенные З.Фрейдом, такие как сгущения, смещения, преломления. Сновидений становится меньше, но они увеличивают плотность смысловой нагрузки, превращаясь в черную дыру, втягивающие в свое пространство социальную матрицу окружения человека.

Знаменитый сон Фрейда под названием «Ирма» именно об этом. Анализируя этот сон Фрейд предположил, что Ирма, как объект вместила в себя множество персонажей, окружающего Фрейда в социуме. Это и его старшая дочь, и сама Ирма – пациентка Фрейда, и другая пациентка Фрейда, страдающая удушьем. Но сон Ирмы имел и продолжение в виде смерти самого Фрейда. Он умер от раковой опухоли в ротовой полости, которая была так похожа на образование во рту Ирмы, увиденное Фрейдом во сне за 44 года до собственной смерти.

Сегодня можно предположить, что Ирма и есть сновидец, поглотивший в себя социальную матрицу окружения Фрейда, как черная дыра Вселенной.

Соответственно сон рождается не внутри, и не снаружи, а на стыке многогранных и многоликих миров. Сновидение рождается в ином измерении, не доступном нашему сознанию, но хорошо известному нашему бессознательному.

В качестве примера, я позволю себе привести собственное сновидение, увиденное мною в сентябре 2016 года и выстроить его ассоциативный ряд. Я покажу как мое сновидение как спрут охватывает разные социальные матрицы и втягивает в себя многие персонажи.

Итак, собственно сновидение, вернее его фрагмент.

Я иду в зоомагазин покупать какое-то домашнее животное и мне в нагрузку к нему дают многоэтажную клетку с диким животными. На каждом этаже клетке содержится одно животное. Снизу вверх: крокодил, волк, осел, жираф. Животные очень маленькие, карликовые, но они живые и имеют все повадки своих больших сородичей. Я ставлю клетку на стол. Через два дня я вдруг понимаю, что не кормила их. Я иду к холодильнику и вижу, что у меня есть только морковь. Я решаю покормить только верхние два этажа, а позже поискать где-нибудь мясо для хищников. Я подхожу к клетке и вижу, что звери спят как будто вперемешку. Жираф засунул голову на этаж осла. Лапа волка вроде тоже не на своем этаже находится. Но они настолько обессилены от голода, что не могут даже пошевелиться. Я даю морковь жирафу, но при этом очень удивляюсь тому как он будет ее есть, ведь это же не его пища, он же ест листья. Но жираф с удовольствием съедает морковь, обгрызая ее как кукурузу. Я иду в холодильник за следующей морковкой для осла, но вдруг вижу, что кто-то из детей (возможно мой сын) пытается дать морковь волку. Я не успеваю крикнуть, как это опасно, как волк изворачивается и умудряется перегрызть горло ослу на верхнем этаже. Мне становится очень страшно, и я понимаю, что надо пристрелить волка. Я иду просить об этом свою одноклассницу Свету Т., которая в это время принимает у меня ванну, и я точно знаю, что у нее ружье. Она выходит из ванны и подходит к клетке. Под ней образовывается лужа, и я не понимаю, то ли она описалась, то ли вода с нее натекла. Она соглашается пристрелить волка и достает ружье. Но я не могу на это смотреть и убегаю за дом. Я сижу на заднем дворе дома и жду, пока она выйдет. Но вдруг мне приходит мысль, что крокодил тоже хищник и его надо пристрелить. Я возвращаюсь, что бы попросить ее об этом, но вижу, как она выходит из подъезда.

Это не конец сна. Я привела лишь серединный фрагмент моего сновидения, который вызвал у меня наибольший эмоциональный отклик.

1. Почему клетка с животными?

За пару дней до сновидения я писала статью о контейнирующей функции сновидения, основная мысль которой сводилась к тому, что видимые в такого рода сновидениях образы выступают контейнерами, сейфами для вытесняемых чувств. Клетка с животными это явная иллюстрация моей статье, я как по ячейкам сейфа, по этажам клетки разложила в животных соответствующие чувства: аутоагрессию, агрессию, упрямство, безразличие.

2. Почему животных надо пристрелить?

Накануне сновидения я смотрела передачу В.Соловьева «Поединок», посвященную выводу абортов из системы ОМС. И там одна из участниц сказала фразу, которая меня зацепила «В нашей стране женщины имеют абортивное сознание». Весь день у меня эта фраза кружилась в голове. И я размышляла над тем, что наше общество в принципе имеет абортивное сознание. Для сохранения психического баланса и душевного равновесия нам легче проблему вырезать, чем ее решать.

Аборт – хирургическое удаление опухолей – вывоз инвалидов ВОВ в начале 50-х на Соловки – исключение из класса неудобного ребенка – развод – запрет абортов. Все, что не хочется решить, надо пристрелить.

Зачем кормить хищников, когда их можно просто пристрелить.

3. Кому нужно, что бы пристрелили животных?

Для кого характерно такой способ решения проблем? Ну конечно для детей. Если ребенок сталкивается с неприятностью он закрывает глаза. Мама показывает малышу фантик от конфеты и ругает его: - Ты опять съел конфету! Ну что ты закрываешь глаза?

А он закрывает глаза просто потому, что в сознании детей живет миф от то, что если он не видит проблему, то ее не существует. Соответственно абортивное сознание присуще детям, следовательно, наше обществ состоит из взрослых детей, имя которым инфантилы. Но, что будет, если мы все вдруг вырастим, как это скажется на обществе. Что такое взросление. Это сепарация, это автономное существование. Может ли быть сильным общество автономно существующих взрослых личностей? Есть ли у нас такое общество? Есть это Европа. Да это общество взрослых, там много благ, но как общество оно потерпело фиаско и иллюстрация тому толпы беженцев из третьего мира, шастающих через границу и держащих в страхе всю Европу. Европу может напугать один человек, неважно с ножом или ружьем. Андерс Беринг Брейвик застрелил 77 человек. А кто его остановил? Два чеченских подростка: Мовсар и Рустам. Они выросли в обществе инфантилов, но им не страшны ружья, потому, что они точно знают, что ружье перестанет стрелять, если по нему долго кидать камнями.

4. Кто должен пристрелить животных?

Самой животным стрелять страшно, надо, что бы это был взрослый. Почему же одноклассница? Все очень просто, сейчас я хожу на тренинг по социальной матрице сновидений, который организовала моя другая одноклассница. Она ведущая тренинга, она тренер, а значит она взрослая, а значит ей и ружье в руки. Но ее зовут Аня, а мне приснилась другая.

5. Почему именно Света Т.?

А потому, что в моем сне она Ирма. Одна ее нить ведет к тренеру сновидческой группы, а другая совсем к иному персонажу. К персонажу семейной системы моего мужа. Персонажу, который вызывает у меня сильнейшие чувства агрессии и ярости, о которых мне стыдно признаться даже самой себе. Чувства, которые мне приходится контейнировать и рассаживать по клеткам. Чувства, с которыми я не могу справиться, а значит их надо пристрелить. Этого персонажа зовут Света, и она занимается стрельбой из ружья. Конечно, можно предположить, что это сильно притянуто «за уши». Но, когда подобней механизм сновидений встречался и раньше, то можно говорить о закономерности моего бессознательного, а не о случайном совпадении. Месяц назад мне приснился сон, на котором я ехала на Лексусе, и боялась, что муж вернется к первой жене. Мне долго не давала покоя мысль почему именно Лексус. Ни у меня, ни у моих знакомых никогда не было Лексусов, я никогда и не думала о Лексусе. Все оказалась просто. Первую жену мужа, которая во сне вселяет в меня страх, зовут ЛЕна, отсюда и ЛЕксус. При этом, когда я рассказала мужу свой сон, он моментально считал эту ассциацию, а значит это не мираж, а реальность.

Почему я поделилась своим сновидением и ассоциациями к нему? Просто потому, что оно показывает насколько многогранно сновидение, сколько социальных матриц оно опутывает своей паутиной, сколько персонажей оно затягивает своей энергетикой, и рождается оно на стыке миллионов миров в неведомом нашему Эгу измерении млечного пути.

Ещё одна петля Событий. Тысячи безумных мыслей фонтаном бьющих из недр разума. Жизнь с привкусом шоколада и свежесвареного кофе. Дым сигарет и бокал вина на подоконнике. Свет луны ниспадающий в вечность. Сияние утренних звёзд и застывшее на горизонте зарево рассвета переходящего в закат. Ветер несущий свинцовые тучи проливающие дождь в туман бездны. Воображение воспалённое от одиночества и тишины. Звук собственного голоса раздражает сознание. Панорама города сливается в одну нечёткую серую массу излучающую искусственный свет. Огни костров. Дым стелющийся над рекою. Разум мечется между мирами. Один за одним. Снова и снова. Он меняет их как карты в тасуемой колоде на мгновения задерживаясь чтобы схватить какой то образ и навсегда запомнить его. Путешествие его бесконечно. Дух обретает дивную силу, тогда как тело всё ещё сидит на подоконнике потягивая вино вприкуску с шоколадом. Шаг за шагом. Образ за образом. В его глазах загорается прозрачный свет бесконечности. Свет вновь созданного мира. В нём и размещаются образы выхваченные из других миров. Это просто иллюзия, но созданные им законы обретают здесь свою силу. Дойдя до критической массы прозрачный свет вспыхивает дивной вспышкой невидимой глазам, но отразившейся на слегка вспотевших окнах. Он начал взаимодействовать с другими мирами. Он родился и стал обретать себя. Как новорожденный ребёнок он познаёт свою суть и всё то что его окружает. Сейчас он слаб и уязвим, но потенциал его безграничен. сила наполняющая его - сама вечность. А вечность питает себя ничем. Две вечные постоянные между которыми один безумный гений поставил знак равенства доказав что 2*2=5 или число к нему приближённое. Как безумно и безрассудно то что мы видим. Какой же смысл в этом кроется? Поиск смысла. Зачем его искать если суть не в нём? мы столько лет пытаемся всё объяснить. А почему бы просто не попытаться всё понять? Зачем нам эта сложность? разве мы не были счастливы живя в том старом мире сотканном из грёз ковропрядом-волшебником? Зачем? Вечный вопрос. И снова вопрос. А зачем их задавать? Прими действительность таковой какой только ты её видишь. Пойми её не полагаясь на мнение других. Тогда ты узнаешь правду. Одну единственную правду для одного единственного тебя. Это так же приятно как тепло любимых ладоней. Так же хорошо. Так же надёжно. Незыблемо. Смысл переполняемый бредом. Фантазия рождённая реальностью. Крупицы света. Откуда он взялся? Что он есть? Задайте себе этот вопрос. но прежде чем попытаетесь ответить на него - забудьте всё что знали до этого. Забудьте всё что вам рассказывали. Во что заставляли поверить. Принять как непоколебимую истину. То что названо истиной - истинная ложь. То что скажете вы - и будет правдой. Расскажите об этом другому, но нисколько не настаивайте на этом. Просто расскажите человеку сказку на ночь. Позвольте ему мечтать. Дайте человеку пару мгновений побыть счастливым. Вот счастье для меня. В счастье другого. В его радости. Оно питает всё что нас окружает. Из него соткано всё что мы видим. Оно невидимо. Но ярко ощутимо. Несите счастье таким, каким вы его видите. Вы все волшебники, и вы все творите чудеса. вы просто не понимаете. А вы попробуйте. Это не сложно. лишь только вы захотите поверить, и вы поверите. А едва попробовав сотворить чудо - оно случится. Думайте о себе не забывая о других. Ибо ваш разум - целая вселенная. Раскройте её в себе, и вы поймёте что такое счастье. Мир, покой и любовь. Дым сигарет, и привкус шоколада вприкуску со свежесваренным кофе. Бокал красного вина на подоконнике, и слегка запотевшие окна. Мерцание вечности звёзд. Серебро лунного света. Бездна распростершаяся у порога. Затуманенный взгляд и в дальние дали забредшее воображение. К концу подходит ночь, и ты вновь оказываешься в крепких и нежных объятиях Морфея. В этот самый миг ты оказался в созданном минуту назад тобою мире...
Так рождаются сновидения...

Похожие статьи