Перечень показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности. Организация досуговой деятельности с инвалидами Удобство графика работы организации культуры

23.06.2019

Только пятая часть региональных и муниципальных библиотек, музеев и театров располагает парковками для инвалидов. И не более трети этих учреждений оборудовали входы и санузлы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом свидетельствует исследование Минкультуры. По мнению экспертов, посещение театров и музеев - это один из видов реабилитации, и ситуацию необходимо менять.

В декабре Минкультуры завершило анализ мониторинга доступности культурных благ для инвалидов в России. В исследование, с которым ознакомились «Известия», вошли данные за 2016 год.

Наименьшая доступность - у региональных и муниципальных библиотек. В среднем по стране только у 17% из них есть парковки для инвалидов, у 30% оборудованы входы и пути передвижения внутри зданий (соблюдена ширина коридоров, есть пандусы и поручни, на дверях - маркировка), у 17% приспособлены санузлы. В региональных театрах и культурно-досуговых учреждениях эти показатели составляют 22, 30 и 14%, а в музеях - 27, 36 и 21% соответственно.

В федеральных учреждениях ситуация иная, так как их меньше. Например, библиотек, подведомственных Минкультуры, всего девять. Семь из них в целом приспособлены для инвалидов, но только у трех есть специализированные парковки. При этом региональных и муниципальных читальных залов в стране 38 тыс.

Федеральных музеев - 63, и примерно половина из них адаптирована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Театральных и концертных организаций - 24, у половины есть парковки для инвалидов, две трети оборудовали сами здания.

Некоторые госучреждения культуры благоустроены по всем параметрам на 100%. Это, например, Третьяковская галерея в Москве и военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в Белгородской области. Лучшими театрами с точки зрения обустройства для инвалидов оказались Мариинский и Малый.

В пресс-службе Минкультуры «Известиям» рассказали, что, согласно сравнительным результатам мониторинга за 2015–2016 годы, количество доступных для инвалидов организаций выросло на 6%. Также стало в 2,5 раза больше творческих мероприятий, попасть на которые без сложностей смогут люди с ОВЗ.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В ведомстве сообщили, что вопросы повышения доступности культурных благ рассматриваются с привлечением экспертного сообщества на заседаниях рабочей группы и общественного совета министерства.

Инвалид-колясочник, предприниматель Андрей Елагин рассказал, что постоянно сталкивается с проблемой недоступности объектов культуры. По его мнению, здоровые люди даже при желании не всегда могут понять потребности человека с ОВЗ.

Выход простой: пусть руководитель театра, музея сядет в инвалидную коляску и попробует попасть в свое учреждение, - считает Андрей Елагин.

Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев отметил, что современные здания должны строиться с учетом правил по созданию доступной среды, но до 1990-х таких рекомендаций не существовало, отсюда и сложности с переоборудованием культурных и других учреждений.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина подтвердила «Известиям», что есть объективные причины недоступности некоторых культурных объектов для инвалидов. Например, если здание - памятник архитектуры, то без многочисленных межведомственных согласований что-либо в нем переделывать запрещено. Еще одна проблема - нежелание муниципальных властей содействовать повышению доступности объектов культуры для инвалидов. Обустройство прилегающей территории и создание парковок входит в их компетенцию.

По мнению эксперта, ситуация изменится, если общественные организации проявят активность, а власти прислушаются к их мнению.

Люди с ОВЗ имеют полное право на знакомство с шедеврами искусства, на то, чтобы увидеть спектакль «живьем». Потребность в культурных благах у них очень высокая, и инвалидность не должна быть препятствием, - сказала Любовь Храпылина.

Она добавила, что доступность объектов культуры для инвалидов очень важна, есть даже реабилитация средствами культуры и творчества. И речь не о кружках для людей с ограниченными возможностями здоровья, а об обычных походах в театры и музеи.

Что для полной адаптации федеральных и региональных учреждений необходимо 45,8 млрд рублей.

Государственное казенное учреждение культуры «Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых»

для учреждений культуры по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни общества


Общие положения

По отношению к людям, имеющим инвалидность, не в полной мере реализовано право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и в творческих процессах, относимое к основным правам личности и гарантируемое государством. И речь идет не только о доступности культурных учреждений и услуг. Вопрос касается создания полноценной среды и условий, при которых творческая деятельность инвалида, его творческие достижения становятся достоянием широкой аудитории, всего общества. Анализ работы различных общественных организаций в РФ, которые занимаются развитием культурно-творческой деятельности лиц с инвалидностью, обозначил целый ряд общих проблем:

1. Отсутствие у многих работников учреждений культуры навыков работы как с детьми, так и со взрослыми, имеющими разнообразные физические ограничения.

2. Отсутствие общего информационного пространства между организациями, работающими в релевантной сфере, недостаточность информированности детей, их родителей, общественности о реабилитационных мероприятиях средствами культуры и искусства.

3. Отсутствие связи и передачи богатого опыта в занятиях творчеством между коррекционными образовательными учреждениями, учреждениями и культурно-досуговыми учреждениями.

4. Неготовность общества и государственных структур оценивать подобную деятельность в контексте культурного явления.

Представленная методика призвана стать основой:

Объективизации и систематизации информациио доступности культурных объектов и их услуг в приоритетной для инвалидов сфере жизнедеятельности с учетом их потребностей и при активном участии;

Разработки обоснованных управленческих решений - планов и программ обустройства учреждений культуры и развития их услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; объективного контроля и оценки эффективности их реализации.

Конвенции о правах инвалидов (ООН) (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006, подписана Россией в 2008 году, ратифицирована 03.05.2012 года.);

Законом Российской Федерации «О инвалидов в РФ» (Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ, с изм. от года);

Государственной программой РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000, новая редакция утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 г.).

Основным учётным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта культурной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта культуры».


Рекомендации

по созданию физических условий для посещения инвалидами учреждений культуры

Согласно статье 30 Конвенции о правах инвалидов (вступила в действие 3 г., подписана Российской Федерацией 2008 г.) "государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды:

Имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах; имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах; имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Для реализации данных мер необходимо:

Провести паспортизацию объекта, для чего:

Назначенный специалист по работе с инвалидами совместно со специалистами технических служб учреждений культуры проводит мониторинг прилегающей к объекту территории и помещений, которые посещают инвалиды, на предмет их соответствия требованиям доступа к зданиям и сооружениям в соответствии со следующими документами:

- "СНиП 35-01-2001". Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации "Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан";

- "СП 35-101-2001". Свод правил по проектированию и строительству "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";

ГОСТ Р 51631-2000. Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов;

ГОСТ Р 51764-2001. Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования;

ГОСТ Р 52875-2007. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования.

При строительстве новых или реконструкции старых объектов культуры можно руководствоваться вышеуказанными градостроительными документами. В них описаны требования, которые должны выполняться при строительстве пандусов, съездов с бордюрных камней, поручней и т. д.

Наиболее важны следующие требования:

При входе в учреждение культуры при наличии лестницы обязательно должен быть пандус;

Ширина пандуса не должна быть меньше 0,9 м, уклон не больше 10°;

Около пандуса должны быть поручни, параллельные пандусу и выступающие за длину пандуса на 0,3 м;

Поручни должны быть круглого сечения диаметром не менее 3 и не более 5 см;

Поверхность поручней пандусов должна быть непрерывной по всей длине и строго параллельна поверхности самого пандуса;

В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,4-1,5 м;

Входные двери в здание и экспозиционные залы, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м;

В местах перепада уровней, превышающих 4 см, между горизонтальными участками пола в здании следует предусмотреть устройство пандуса;

Лифт должен иметь ширину дверей не меньше 0,9 м, может быть установлен специальный подъемник. Целесообразно оснастить лифт звуковым тифлоиндикатором (озвучивающий информацию о движении лифта), кнопками управления с рельефно-точечными обозначениями для слепых;

Все лестницы должны быть снабжены с двух сторон поручнями, чтобы спускающийся и поднимающийся не мешали друг другу. Кроме того, поручни служат ориентирами на лестнице для слепых. Расстояние между поручнем и стеной в свету должно быть не менее 40-45 мм; поручни должны быть надежно и прочно закреплены; концы поручней должны быть либо скруглены, либо прочно прикреплены к полу;

Высота охватываемой поверхности поручня должна быть: для верхнего поручня - 900 мм (поручень для взрослых), для нижнего поручня - 700-750 мм (поручень для детей и подростков);

Поверхность поручней не должна перекрываться стойками, другими конструктивными элементами или препятствиями;

Первая и последняя ступени лестниц должны быть окрашены в контрастные цвета и иметь рифленую поверхность в интересах инвалидов по зрению;

Подходы к отдельно стоящим экспонатам и должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла коляски на 90° - не менее 1,2 м. Если в экспозиции размещены компьютеры или интерактивные комплексы, их высота не должна превышать 1,2 м, а свободное пространство перед ними не менее 0,9 x 1,5 м;

Должен быть оборудован хотя бы один туалет для инвалидов на колясках (большая ширина дверей и кабины, поручни, раковина в кабине); в туалете для инвалидов следует предусмотреть установку кнопки вызова персонала, которой можно пользоваться с унитаза или от двери.

Обеспечить ситуационную помощь:

Если учреждение культуры является частично доступным, возможно применение ситуационной помощи.

Ситуационная помощь применяется:

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций организма и (или) структур, связанных с движением, в том числе с использованием кресел – колясок;

Для инвалидов со стойкими нарушениями функции зрения и (или) структур глаза, а также со стойким одновременным нарушением функций зрения и слуха;

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций обеих верхних конечностей и (или) их структур;

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции слуха и (или) структур органов слуха;

Для инвалидов со стойким нарушением психических функций и (или) структур головного мозга.

При входе в учреждение культуры на видном месте должна быть расположена схема или выдаваться памятка, по которой инвалиды на колясках могут составить представление о наличии и размещении в здании доступных для них лифтов, туалетов, телефонов и т. д. В залах и на объектах должны быть размещены соответствующие пиктограммы.

Для слепых посетителей полезно иметь макеты, рельефно-графические планы учреждения культуры, брайлевские этикетки, схемы экспозиции.

Специалисту по работе с инвалидами необходимо иметь телефоны организаций, предоставляющих услуги сурдопереводчика для глухих, а также специально оборудованного для инвалидов транспорта, в том числе социального такси.

На веб-сайте учреждения культуры можно открыть страничку, информирующую посетителей об оказываемых на объекте услугах инвалидам и о созданных условиях для посещения учреждения культуры инвалидами.

Специалисту по работе с инвалидами необходимо наметить и принять меры совместно с другими специалистами учреждений культуры по доработке оформления выставок, экскурсий, экспозиций и выбору экспонатов для представления инвалидам (особенно слепым) в качестве образцов, помогающих инвалидам получить представления о той части экспозиции или выставки, которая размещена в закрытых витринах.

Допускается применение макетов, муляжей, рельефных рисунков, схем и планов (в том числе масштабных моделей архитектурных сооружений, животных, растений, транспорта, образцов оружия и т. п.).

Некоторые требования к оформлению экспозиций, выставок и пр. в интересах инвалидов разных категорий:

Если это интерактивный комплекс или экспонаты, которые приводятся в действие посетителями, то расположение клавиш, кнопок управления и т. п. должно быть рассчитано на инвалида в коляске (не выше 100 см и не ниже 45 см);

Расположение текстовых материалов не должно быть слишком высоко. Однако, если это требование невыполнимо, шрифт выбирается достаточно крупный.

Полезно учитывать, что крупная печать, ясные указатели и краткие тексты с хорошим цветовым и тоновым контрастом облегчат доступ к информации как слабовидящим инвалидам, так и всем посетителям.

Особо сложными являются случаи ознакомления с экспозицией, выставкой и пр. тотально слепых посетителей, поскольку для их восприятия недоступны экспонаты в закрытых витринах. Для данной категории посетителей должен быть обеспечен доступ к открытым экспонатам, прочным, допускающим осмотр «на ощупь». Возможны два варианта таких экспонатов:

1) интерактивный, предназначенный для всех посетителей, которые его активно ощупывают, трогают и т. п.;

2) открыто стоящие экспонаты, которые можно "смотреть" на ощупь только посетителям с ослабленным зрением.

Лучше всего применение обоих вариантов. Важно, чтобы экспонаты, доступные слепым для осмотра, были снабжены не только обычной этикеткой, но и этикеткой, напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля. Брайлевские этикетки лучше изготавливать на прозрачном носителе и налагать их на обычные этикетки, экономя тем самым место и не нарушая дизайна экспозиции.

В случае создания специальной экспозиции или выставки для слепых посетителей она должна играть роль дополнения к основной экспозиции или выставке учреждения культуры. Полезно эти экспозиции или выставки делать передвижными с расчетом их доставки в такие учреждения, как дома престарелых, интернаты для детей-инвалидов, больницы, центры социального обслуживания и т. п., в том числе на массовые мероприятия, которые проводят общественные организации инвалидов.

Каждый сотрудник учреждения культуры должен помнить о праве доступа всех посетителей к культурным ценностям и об этичном отношении к инвалидам. Обслуживание этой категории посетителей имеет свою специфику. Ниже приводятся особенности работы с разными категориями инвалидов в учреждениях культуры.


Рекомендации по работе с разными категориями инвалидов
    Работа с посетителями с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данная группа не должна превышать 8-10 человек, иначе возможны сложности при осмотре витрин, так как инвалидные коляски довольно широкие.

Заранее позаботиться, чтобы пандус при входе в учреждения культуры был чистый и не скользкий, не загорожен посторонними предметами;

Проходы между залами и в залах не сужены случайными предметами: стульями, стойками и т. п.;

Таблички с указанием расположения специального туалета должны быть на видном месте. Если невозможно организовать туалет, то время мероприятия не должно превышать 30 минут;

При проведении экскурсии лучше, если лица экскурсовода и экскурсанта расположены на одном уровне, удобнее всего сесть или отойти немного назад, чтобы инвалидам не надо было запрокидывать голову.

    Работа с посетителями с особенностями развития интеллекта и эмоционального реагирования

Главное, что необходимо иметь в виду работникам учреждений культуры перед встречей с данной группой посетителей, у таких посетителей тоже есть потребность в развитии и получении новой информации.

Часто эти люди имеют свой особенный взгляд на окружающую их действительность. Необходимо разговаривать с ними не как с больными людьми, а с уважением, спокойным тоном голоса, не допуская резкости. Не следует вступать с ними в дискуссии и спорить. Если чья-либо точка зрения сильно отличается от общепринятой, можно просто сказать, что она тоже имеет право на существование.

Текст экскурсии или беседы для людей с особенностями интеллектуального развития не должен быть перегружен слишком сложной информацией: цифрами, научными терминами, цитатами. При этом фразы должны быть короткими, внятно произнесенными. Желательна четкая медленная речь говорящего.

В некоторые моменты такие люди могут испытывать эмоциональные срывы, быть возбудимыми и неуравновешенными. Необходимо учитывать эти состояния и стараться успокоить их, вести себя дружелюбно, спросить их о том, чем можно им помочь. Важно быть , доброжелательными и предупредительными с данной категорией посетителей.

Хорошо заранее получить у организаторов информацию о группе, состоянии здоровья посетителей учреждения культуры и предпочтительном выборе темы или маршрута экскурсии (то есть что именно для этой группы наиболее интересно). Например, не стоит стремиться осмотреть сразу всю экспозицию, лучше сделать акцент на наиболее важных или наиболее интересных для данной группы ее частях, так как иначе экскурсанты могут переутомиться.

Группа таких посетителей нуждается в строго подходе в каждом конкретном случае. Важно учитывать степень нарушения здоровья, возраст посетителей и размер группы. При допустимом количестве до 20 человек на группу должно быть не менее 2 сопровождающих. Чем сложнее особенности развития посетителей, тем меньше должна быть группа.

- работа с посетителями с проблемами речи

В общении с такими людьми главное быть терпеливым, не перебивать и не поправлять их. Не создавайте ощущения, что вы их игнорируете. По ходу разговора нужно смотреть им в лицо, поддерживая визуальный контакт. Речь должна быть конкретизирована, не следует использовать сложные предложения. Задаваемые посетителям вопросы должны быть конкретными, требующими простых ответов или кивков головы. Не следует спешить за такого посетителя, может оказаться, что он был неправильно понят.

- работа с посетителями с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга.

Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. В некоторых ситуациях навязываемая помощь будет им только мешать. По ходу экскурсии, беседы не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство. Если в руки инвалида дают какой-либо предмет, желательно подстраховывать предмет от падения.

В отдельных случаях такие люди имеют дополнительно и проблемы с речью. Тогда нужно пользоваться рекомендациями, приведенными выше.

Работа с посетителями с проблемами слуха

Учитывая, что есть люди слабослышащие и есть глухие, необходимо предварительно выяснить состав группы. Надо правильно привлекать внимание. Для этого, если посетитель слабослышащий, к нему надо обратиться по имени, если глухой - положить ему руку на плечо или слегка похлопать по руке. Если посетители обладают достаточным остатком слуха, вполне допустимо пользоваться словесной речью. При этом необходимо говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко.

Важно, чтобы во время общения не мешали посторонние источники шума. Во время работы нужно встать так, чтобы было видно лицо говорящего и особенно губы. Во время разговора следует использовать простые фразы. Если в группе окажутся глухие, необходимо воспользоваться услугами переводчика-жестовика (сурдопереводчика).

Такая группа не может быть больше 10 человек, особенно, если нужен сурдопереводчик.

- работа с посетителями с проблемами зрения

Это одна из самых тяжелых форм инвалидности. Известно, что главной их проблемой являются очень ограниченные возможности восприятия информации от окружающего мира. Различают три формы слепоты:

Тотальная слепота;

Остаточное зрение;

Слабовидение.

Необходимо предварительно выяснить степень потери зрения - видят ли предметы или их очертания, обладает ли кто-нибудь из них светоощущением или они не видят ничего, и, основываясь на этом, уже строить работу. Обычно группы бывают смешанными. Незрячие могут получать информацию несколькими доступными им способами:

Самостоятельно на ощупь (например, с помощью шрифта Брайля);

На слух (например, с помощью аудионосителей);

С помощью зрячего человека.

Слепые имеют большие трудности с передвижением в пространстве, но могут передвигаться самостоятельно с помощью трости или с сопровождающим.

Полезно знать несколько правил для сопровождающего.

Незрячий держится за руку спутника (или берет его под руку, или придерживается его руки чуть выше локтя), располагаясь при этом на полшага сзади. Сопровождая слепого, нельзя делать резких движений, следует заранее предупреждать о препятствиях, слегка приостанавливаясь перед ними. При встрече нужно называть себя, говорить с незрячим спокойным голосом, глядя ему в лицо без жестов и мимики, больше используя речь. Если идет общая беседа в группе, обращаясь к посетителю, нужно назвать его по имени. Важно избегать расплывчатых определений, описаний и рекомендаций. Не нужно предлагать незрячему убрать трость при ходьбе с сопровождающим, так как трость помогает ему получать дополнительную информацию. Если экскурсовод заметил, что инвалид по зрению нуждается в помощи, следует ему предложить свои услуги и не обижаться в случае отказа от помощи. Заканчивая разговор, слепого предупреждают о своем уходе. В разговоре правильнее обращаться к самому слепому, а не к сопровождающему.

Важно учитывать, что техника тактильного показа слепому заключается в том, что его подводят к экспонату и кладут руку, лучше обе руки на предмет, и позволяют спокойно его изучить, давая четкое объяснение тому, что оказывается под пальцами. Не следует водить руку слепого по "осматриваемому" предмету, желательно его не торопить. Необходимо, чтобы каждый посетитель в группе получил возможность познакомиться с выставкой, экспонатами. Необязательно стремиться представить слепому всю подборку, лучше дать возможность основательно изучить наиболее характерные или интересные предметы из представленной коллекции.

Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов, у многих есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно пользоваться глаголом "посмотрите". Не следует подменять его глаголом "пощупайте".

Важно иметь в виду, что в настоящее время все больше выявляется инвалидов с сочетанной патологией. Например, проблемы слуха и опорно-двигательного аппарата; инвалид по зрению на коляске; инвалид по слуху и зрению. В подобных случаях руководствуйтесь соответствующими пунктами инструкции.

- работа со слепоглухими посетителями:

Такое поражение двух самых главных чувств восприятия человека не всегда бывает полным. Часто при полной глухоте человек пользуется остаточным зрением. Иногда при полной потере зрения может пользоваться остатком слуха. Для людей с врожденной слепоглухотой используются невербальные (несловесные) средства общения - жесты, картинки, реальные предметы. Если у человека утрачена возможность визуально воспринимать жестовые сообщения, то используется контактная форма проявления жестов.

В этом случае необходимо сопровождение общения тифлосурдопереводчиком. Если нет такой возможности, самое простое средство общения со слепоглухим - это письмо на ладони - дермография. Есть два способа использования дермографии: пальцем слепоглухого человека либо тупым концом ручки или карандаша писать печатные буквы на ладони воспринимающего речь; писать буквы пальцем воспринимающего речь на плоской ровной поверхности.

Группа таких посетителей должна быть не больше 3 человек с сопровождающими. Для слепоглухих наибольшую ценность представляет текстовый вариант беседы, экскурсии, напечатанный шрифтом Брайля. Оформить такое пособие могут в ближайшей библиотеке для слепых.

Общие правила общения с инвалидами:

Следует использовать все общепринятые правила этикета.

При встрече с инвалидом сотрудник учреждения культуры первым называет себя и первым протягивает руку (если нет правой руки, можно пожать левую).

Необходимо обращаться непосредственно к инвалиду, а не к сопровождающему или переводчику.

Предлагая помощь инвалиду, следует убедиться, что он готов ее принять. Не нужно стесняться вопроса, каким образом лучше ее оказать.

Не нужно обижаться, если инвалид от помощи отказался.


Рекомендации по основным формам работы с инвалидами в учреждениях культуры

1. Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха).

2. Концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для инвалидов).

3. Вечера знакомств для детей, целью которых служит помочь детям инвалидам обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми. Дети-инвалиды, участвуя с ними в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики) учатся чувствовать себя такими же нормально развитыми умственно, как и здоровые дети.

4. Вечера знакомств для взрослых, целью которых служит помощь инвалидам в подборе пары и создании семьи.

5. Тематические беседы и встречи со специалистами (врачами, представителями профессий, представителями организаций).

6. Фестивали творчества инвалидов главными своими задачами видят расширение всесторонних культурных связей и создание условий для полноценной духовной жизни людей с ограниченными возможностями, их реабилитации и интеграции в общество через культуру и искусство.

К задачам подобных фестивалей можно отнести:

Привлечение широких кругов к активному участию в культурной жизни общества;

Стимулирование развития профессионального и любительского творчества, особенно среди людей с ограниченными возможностями здоровья;

Привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности людей с ограниченными возможностями как средству их самовыражения и реализации;

Выявление молодых талантов, поддержка творчески одаренных детей и молодежи;

Расширение творческих контактов людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей;

Изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями как равноправным участникам культурного процесса.

В реализации фестивалей используется интеграционный подход, объединяющий всех участников на основе общих интересов вне зависимости от их физических возможностей.

Проведение мастер-классов, открытие постоянно действующих выставок творческих работ людей с ограниченными возможностями здоровья - эти и другие мероприятия, несомненно, влияют на развитие художественного творчества людей с ограниченными возможностями здоровья и способствует созданию равных возможностей для их участия в культурном процессе и жизни общества.

7. Библиотерапия и ее культурная реабилитационная направленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные и поэтические вечера, чтения вслух, просмотр фильмов и их обсуждение, прослушивание живой книги, выставки и презентации книг, и конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Вся работа ведется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Для слепых и слабовидящих пользователей проводится обучение:

Системе Брайля;

Навыкам ориентации в пространстве;

Базисным операциям работы на компьютере с помощью программы JAWS.

Все это обеспечивает им абсолютную независимость, как в получении, так и в передаче информации и ставит их на один уровень со зрячими, позволяя им в полной мере реализовать свои интеллектуальные возможности.

Для глухих и слабослышащих пользователей предлагается:

Сурдоуслуги;

Сурдоперевод при просмотре фильмов, чтении книг, консультациях, тренингах;

Помощь по сурдопереводу в других организациях и учреждениях.

8. Одним из направлений культурной реабилитации является арттерапия. Арттерапия - это лечение прикладным художественным творчеством. Главная цель этой методики - убедить человека с ограниченными возможностями в том, что он способен создать что-то интересное художественно-прикладное, что он не хуже других. Это способствует укреплению уверенности в себе, выработке положительного отношения к труду. Арттерапия - это любая творческая деятельность (любое рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено.

Арттерапия особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование (изотерапия).

9. Природотерапия - это направление в реабилитации посредством общения с природой. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых человеку с тяжелыми нарушениями здоровья.

Зная о снижении работоспособности инвалидов, при проведении культурной реабилитации необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.

Доброжелательная атмосфера чрезвычайно важна для проведения реабилитации, она должна быть дружеской, соответствовать поведению и взглядам людей, давать им чувствовать себя как дома, облегчить пребывание в новой обстановке, вселить уверенность, что им действительно рады.

Культурная реабилитация предполагает максимальное развитие всех форм досуговой активности инвалидов. В этой связи широкими возможностями обладает их самодеятельное творчество. Творчество инвалидов должно рассматриваться не только как форма и метод их реабилитации, а как неотъемлемая часть общей культуры общества, его нравственного здоровья и как один из важнейших инструментов интеграции инвалидов.


Руководствуясь пунктом 9 Приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2060; 2015, № 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;

оборудование санитарно-гигиенических помещений в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

2. Музеи дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, доступность основной экспозиции музея с учетом особенностей каждой категории инвалидов;

организацию специальных выставок для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции;

размещение элементов управления интерактивными экспонатами на высоте от 45 см до 100 см от пола для возможности управления ими инвалидами, использующими кресла-коляски;

использование комбинированного (местного и общего) освещения при подсветке экспонатов;

наличие в каждом разделе композиции не менее 4 экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению;

наличие этикеток к ключевым экспонатам экспозиции, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, и рельефно-графических изображений ключевых экспонатов экспозиции, доступ к которым закрыт;

проведение экскурсий специалистами музея, прошедшими специальное обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам, для групп с рекомендуемой численностью:

8 - 10 человек - для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

до 20 человек - для лиц с нарушением ментального развития и эмоционального реагирования (при двух сопровождающих);

до 10 человек - для лиц с нарушениями слуха (при участии переводчика русского жестового языка);

до 10 человек - для слабовидящих;

до 5 человек - для тотально слепых;

до 3 человек - для слепоглухих (при сопровождающем на каждого инвалида).

3. Библиотеки дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

наличие аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих возможность работы со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи персонального компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь);

наличие увеличителей, позволяющих лицам с нарушением зрения читать печатные издания;

наличие тифлофлэшплееров, предназначенных для чтения цифровых «говорящих» книг в специальном защищенном формате.

4. Организации исполнительских искусств дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, включая наборы радиогарнитуры для профессиональных тифлокомментаторов, цифровой передатчик, цифровой ИК-приемник, блок управления системой, наушники и т.д.;

наличие FM-систем со вспомогательным оборудованием, включая микрофоны и FM-приемники;

наличие табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования для подключения.

5. Кинотеатры дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

возможность размещения инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;

наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов.

_____________________________

* Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 465).

Обзор документа

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.

в учреждениях культуры разного типа

Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ) по своей значимости выходит сегодня на одно из первых мест, поскольку является одним из критериев цивилизованности государства и его нравственного прогресса.

В связи с ратификацией Конвенции ООН по правам инвалидов и принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Минкультуры России и органами управления культурой субъектов Российской Федерации в 2015 году были приняты значительные меры по улучшению доступности культурных ценностей и благ для инвалидов.

Рабочей группой по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по улучшению условий участия в культурной жизни общества инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья различных категорий и Комплексный план мероприятий на 2015 - 2020 годы по созданию условий для образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в области художественного образования.

Росстатом были изданы приказы о внесении изменений в отраслевые формы статистического наблюдения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры Российской Федерации.

С целью наделения Минкультуры России полномочиями по утверждению требований и порядков доступности к учреждениям культуры и искусства с учетом особых потребностей инвалидов принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. № 453 "О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации".

Во исполнение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" Минкультуры России в соответствии с закрепленными за ним полномочиями в 2015 году были разработаны и утверждены приказы:

"О проведении мониторинга потребностей учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры в специальных технических устройствах";

"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения";

об утверждении порядков обеспечения доступности для инвалидов библиотек, музеев, культурных ценностей и благ, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

о перечне федеральных учреждений культуры и искусства, в которых обеспечиваются условия доступности для инвалидов
(приказ Минкультуры России от 18 ноября 2015 г. № 2820);

об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, образовательными учреждениями, цирками, театрально-зрелищными и культурно-досуговыми учреждениями, которые направлены в качестве рекомендаций в органы управления культурой субъектов Российской Федерации для разработки на региональном уровне соответствующих планов мероприятий ("дорожных карт");

об утверждении административных регламентов (внесении изменений в административные регламенты) по предоставлению Министерством государственных услуг.

В рамках государственной программы "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы запланирована реализация следующих мероприятий:

Обеспечение субтитрирования и тифлокомментирования наиболее выдающихся отреставрированных и оцифрованных фильмов прошлых лет для цифрового кинотеатрального показа;

Разработка модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, которая будет утверждена приказом Минкультуры России;

Создание Электронной библиотеки нот по системе Брайля.

В 2015 году был проведен мониторинг доступности всех типов учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры для инвалидов. С целью единообразия методов определения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры в органы управления культурой субъектов Российской Федерации и подведомственные учреждения были направлены соответствующие методические рекомендации.

Показателями доступности при проведении мониторинга стали:

доступность учреждений культуры и образовательных учреждений для инвалидов и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;

наличие доступных для лиц с нарушениями зрения версий интернет-сайтов;

наличие сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам;

количество доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ мероприятий, проведенных в учреждениях культуры;

количество творческих коллективов, в состав которых входят инвалиды и лица с ОВЗ;

количество детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, получающих образование в отрасли культуры;

количество образовательных учреждений отрасли культуры, реализующих адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы;

количество бюджетных и внебюджетных средств, направленных на улучшение условий доступности для инвалидов в 2015 году.

По результатам мониторинга:

для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы 66% (321 ед.) парков культуры и отдыха; 55% (431 ед.) театральных и концертных организаций; 43% (493 ед.) кинозалов; 36% (862 ед.) музеев; 30% (16 ед.) цирков; 26% (9736 ед.) культурно-досуговых учреждений; 15% (5491 ед.) библиотек; 48% (33 ед.) образовательных учреждений высшего образования отрасли культуры; 34% (76 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 24% (1102 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по зрению - 38% (299 ед.) театральных и концертных организаций; 32% (157 ед.) парков культуры и отдыха; 14% (434 ед.) музеев; 11% (4028 ед.) культурно-досуговых учреждений; 10% (3638 ед.) библиотек; 3,5% (2 ед.) цирков; 29% (20 ед.) вузов; 20% (46 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 14% (646 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по слуху - 43% (208 ед.) парков культуры и отдыха; 37% (289 ед.) театральных и концертных организаций; 25% (746 ед.) музеев; 12% (4650 ед.) культурно-досуговых учреждений; 7% (4 ед.) цирков; 26% (58 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 20% (14 ед.) вузов; 13%
(603 ед.) детских школ искусств. Только 3% (38 ед.) кинозалов имеют оборудование для кинопоказов для инвалидов с нарушениями зрения и слуха;

21% (211 ед.) кинозалов; 16% (131 ед.) театральных и концертных организаций; 6% (154 ед.) музеев; 5% (23 ед.) парков культуры и отдыха и культурно-досуговых учреждений (1713 ед.); менее 1% (292 ед.) библиотек имеют версии интернет-сайтов, в доступных для лиц с нарушением зрения форматах.

В 2015 году для инвалидов и лиц с ОВЗ в театральных и концертных организациях проведено около 40 тыс. мероприятий, при этом инвалиды принимали участие в 8 тыс. мероприятиях. В музеях Российской Федерации были организованы более 7 тысяч экспозиций (например, в музее-заповеднике А.П.Чехова "Мелихово" для лиц с нарушением зрения подготовлено 4 путеводителя по музейным экспозициям с тифлокомментариями. Путеводители выполнены в двух вариантах: с укрупненным контрастным шрифтом и в рельефно-точечном шрифте Брайля).

Инвалиды и лица с ОВЗ входят в состав около 27 тыс. творческих коллективов культурно-досуговых учреждений.

Наличие в учреждениях культуры сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам, станет обязательным с 2016 года
(с момента вступления в силу Порядков обеспечения доступности для инвалидов культурных ценностей и благ). При этом уже в 2015 году указанные сотрудники работали в 30% (2420 ед.) театральных и концертных организаций, 13% (321 ед.) музеев, 4% (1422 ед.) библиотек, 3,5% (2 ед.) цирков.

В 13 субъектах Российской Федерации (в т.ч. Республиках Чувашия, Бурятия, Самарской, Белгородской обл., Санкт-Петербурге, Москве, Пермском и Ставропольском краях и др.) реализуются 54 образовательные программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, переподготовки) для педагогических работников и работников учреждений культуры, работающих с лицами с ОВЗ. В течение 2015 г. более 2 тыс. сотрудников отрасли культуры завершили обучение по данным образовательным программам.

Объем бюджетных и внебюджетных финансовых средств, направленных в 2015 г. на создание безбарьерной среды в учреждениях культуры и образовательных организациях, увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2014 г. и составил 1,5 млрд. рублей. Наибольшее количество средств на улучшение условий доступности для инвалидов было выделено в Московской, Калужской, Новосибирской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе (от 7 млн. до 53 млн. рублей).

В связи с улучшением условий доступности в образовательных учреждениях высшего образования отрасли культуры увеличилось по сравнению с 2014 г. количество обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (с 0,5% в 2014 г. до 0,6% в 2015 г).

Адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы в области искусств реализуются детскими школами искусств в 45 субъектах Российской Федерации, профессиональными образовательными учреждениями - в 16 субъектах Российской Федерации, вузами - в 13 субъектах Российской Федерации.

В московском кинотеатре "Иллюзион" в целях внедрения тифлокомментирования и субтитрирования российских фильмов Минкультуры России совместно с ОАО "Научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститут" размещены разработанные в 2014 г. типовые решения и экспериментальные образцы комплексов аудиовизуальной помощи для инвалидов по зрению и слуху при осуществлении кинопоказа.

В рамках Федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)" в 2015 г. были проведены фестивали, мероприятия в области народного творчества, осуществлены постановки спектаклей, концертных программ, в которых принимали участие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. На данные мероприятия в целом было выделено около 10 млн. рублей.

Среди наиболее значимых мероприятий - музыкальный фестиваль "Белая трость", III Международный театральный фестиваль "Одинаковыми быть нам не обязательно", программа "Театр+общество", межрегиональный социально-творческий проект для незрячих и зрячих людей "Рельефы цвета", постановка детского спектакля с сурдопереводом для детей с ограниченными возможностям (Томская обл.).

В числе мероприятий и проектов 2015 г., проведенных подведомственными Минкультуры России учреждениями следует отметить:

Создание многоформатного издания для слепых людей, посвященное постановке пьесы "Дядя Ваня" в московском Театре "У Никитских ворот";

Проведение фестиваля книг, отпечатанных шрифтом Брайля, "Я вижу руками", благодаря которому в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (на ВДНХ) была организована специальная экспозиция книг для слепых и слабовидящих людей;

Проведение международного симпозиума "Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности", в рамках которого работали дискуссионные площадки, состоялись выставки, концерты и мастер-классы;

Реализация научно-образовательных программ, программ творческой реабилитации и социальной адаптации "Печной изразец в искусстве смоленских мастеров XVII-XIX вв.", разработанной с множеством тактильных элементов (Музей-заповедник "Хмелита"), "Светлый мир", "Я приведу музей к тебе!";

Спектакль "Прикасаемые" с участием слепоглухих актеров (организаторы - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) и Фонд поддержки слепоглухих "Соединение").

Подведомственными Минкультуры России образовательными учреждениями проводились благотворительные концерты и театральные показы для детей и лиц с ОВЗ в домах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах в сотрудничестве с отделами социальной защиты и общественными благотворительными организациями.

В числе значимых мероприятий - Байкальская летняя творческая школа для одаренных детей с ограниченными возможностями по слуху "Байкальские фантазии", фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими заболеваниями "Другие".

В Республике Алтай в рамках ведомственной целевой программы "Формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры" проведена паспортизация и оборудование ряда учреждений культуры необходимыми техническими средствами (тревоженными кнопками, пандусами, поручнями). В Волгоградской области адаптация объектов культуры осуществляется в рамках государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Волгоградской области". В Мурманской области реализуется региональная программа "Модернизация учреждений культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Мурманской области". Программа "Социальная поддержка граждан на 2014 - 2018 годы" с подпрограммой "Доступная среда" разработана в Новгородской, Ленинградской, Иркутской, Вологодской областях и других регионах.

Однако, несмотря на значительную проделанную работу в области нормативно-правового обеспечения, создания условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждениях культуры, проведения реабилитации инвалидов средствами искусства, необходимо:

продолжать работу по созданию условий доступности в учреждениях культуры и образовательных организациях отрасли культуры, предусматривая на этого средства в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования;

увеличить количество творческих мероприятий в доступных для инвалидов форматах, в т.ч. экспозиций с возможностью тактильного ознакомления с предметами, спектаклей и иных зрелищных мероприятий с сопровождением субтитрирования и тифлокомментирования.

Работа по созданию условий доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ОВЗ требует в дальнейшем совместных усилий федеральных органов власти, органов управления культурой субъектов Российской Федерации и общероссийских общественных организаций инвалидов, негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры.

Выводы и предложения

Российское общество все больше осознает значимость народной культуры, которая является важнейшей составляющей частью общественно-политической жизни государства, способствует консолидации граждан и взаимопониманию между народами многонациональной России, укрепляет духовную связь поколений.

Работа в сфере социально-культурной деятельности осуществляется с учетом имеющегося уникального опыта, накопленного центрами и домами народного творчества.

В 2016 году Минкультуры России будет решать задачу по обеспечению обратной связи с региональными отраслевыми структурами в форме социально-культурного мониторинга, фиксирующего проблемы и результаты реализации «Основ государственной культурной политики».

В целях пропаганды российского народного искусства за рубежом Минкультуры России будут обеспечены подготовительные мероприятия по проведению в 2020 году в Республике Башкортостан VI Всемирной Фольклориады под эгидой международной организации «Международный Совет организаторов фестивалей фольклора и традиционного искусства – СИОФФ (CIOFF)», являющейся официальным партнером ЮНЕСКО. Также усилится взаимодействие с зарубежными экспертами по привлечению их в состав жюри ключевых всероссийских и международных конкурсов народного творчества, проходящих на территории Российской Федерации.

Будет продолжена работа по развитию клубных учреждений, привлечению граждан страны к участию в работе творческих коллективов, а также подготовлена Концепция клубного дела в Российской Федерации с определением стратегических задач развития каждого из направлений клубной деятельности с учетом многообразия типов учреждений (дома ремесел и фольклора, национально-культурные и этнокультурные центры).

Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма регламентируется целым рядом нормативных правовых актов.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из принципов адаптивного спорта провозглашается доступность (ч. 4 ст. 31). Данным Законом регулируется обеспечение организационных основ адаптивной физической культуры, адаптивного спорта как условия обеспечения доступности. В нем определяются организации, лица, ответственные за развитие физкультурно-спортивной деятельности среди инвалидов. Например, указывается, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. В этом им помогают общественные объединения инвалидов.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся нормы, имеющие важное значение с точки зрения обеспечения доступности физической культуры и спорта для инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в области физической культуры и спорта. Так в ч. 3 ст. 79 этого Федерального закона на образовательные организации возлагается обязанность обеспечить доступ инвалидов в здания, которые они занимают.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает общие обязанности по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг. Применительно к сфере спорта и туризма способы реализации этих обязанностей конкретизируются рядом подзаконных актов. Часть этих нормативных актов носит преимущественно рекомендательный характер. Однако, только путем соблюдения этих рекомендаций может быть достигнут наибольший уровень доступности для инвалидов спорта и туризма.

Инфраструктура мест проведения соревнований должна включать в себя помимо прочего парковочные места для размещения транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения; а собственник (пользователь) объекта спорта обязан обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд на место проведения соревнований бесплатную стоянку транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения.

При создании или реконструкции объектов спорта должен быть осуществлен комплекс мероприятий (планировочные решения, технические решения, специальные материалы, устройства и оборудование) для обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. На объектах спорта должны обеспечиваться равнодоступность при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а сами объекты спорта должны соответствовать нормативно-правовым нормам, регламентирующим доступность сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Принцип безбарьерной среды положен в основу строительных стандартов олимпийских сооружений, объектов инфраструктуры в Сочи.

Опыт формирования пространства, благоприятного и открытого людям с ограниченными возможностями будет распространяться и в другие регионы России.

История XI Паралимпийских зимних игр, принципы и подходы коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, будут включены в образовательную программу учебных заведений, которые готовят кадры для гостинично-туристской сферы и для индустрии спорта.

При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее).

Организации, реализующие дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта, должны руководствоваться актами Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта РФ.

В соответствии с этими нормативными актами организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья далее – ОВЗ), детьми-инвалидами и инвалидами в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования указанными категориями учащихся понимаются условия их обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ указанными учащимися.

В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

Адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

Размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

Присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

Обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

Обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

Дублирование звуковой справочной информации о расписании занятий визуальной информацией - установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Кроме того, физкультурно-спортивные сооружения, используемые при оказании услуг в образовательных организациях, должны соответствовать требованиям нормативных документов, а также иметь условия для обслуживания инвалидов (рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок).

В целях обеспечения доступности физкультурно-спортивных сооружения, используемых на придомовой территории, рекомендовано дворовые площадки обеспечивать подъездами для инвалидов, либо пандусами. При проектировании таких территорий рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения – инвалидов по участку к зданию или по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для инвалидов на все время эксплуатации. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

Полное и системное представления о том, как конкретно необходимо обеспечивать доступность для инвалидов объектов физкультурной и спортивной инфраструктуры и услуг в сфере физической культуры и спорта дают:

Свод правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;

Свод правил СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 № 124/ГС;

Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным соревнованиям, с учетом особых потребностей инвалидов, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 578.

Следует остановиться на одном немаловажном вопросе. К обеспечению проведения физкультурных и спортивных мероприятий наряду с работниками организаций, на территории которых проводятся такие мероприятии, и их организаторов, могут привлекаться контролеры-распорядители. В связи с этим лицам, которые проводят или организуют физкультурные, спортивные мероприятия, рекомендуется на основании договоров о привлечении контролеров-распорядителей возлагать на них обязанности по выполнению требований относительно доступности для инвалидов зданий, помещений и сооружений, где проводятся физкультурные и спортивные мероприятия. Возможность включения подобных обязанностей в договора контролеров-распорядителей следует из п. 7 ч. 4 ст. 20.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с которым контролеры-распорядители могут выполнять обязанности, возложенные на них организаторами официальных спортивных соревнований и (или) собственниками, пользователями объектов спорта в соответствии с заключенными договорами и не противоречащие законодательству Российской Федерации.


Похожие статьи