От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. и др.
М.: 2014 - 368 с.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Формат: pdf
Размер: 1,7 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Целевой раздел
Пояснительная записка 8
Цели и задачи реализации Программы 8
Принципы и подходы к формированию Программы 9
Отличительные особенности Программы 11
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы 14
Планируемые результаты освоения Программы 17
Целевые ориентиры 17
Система оценки результатов освоения Программы 20
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы
с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа) 24
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа
раннего возраста) 36
Образовательная деятельность в соответствии
с направлениями развития детей от 2 лет до школы 46
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» 46
Образовательная область «Познавательное развитие» 63
Образовательная область «Речевое развитие» 90
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» 101
Образовательная область «Физическое развитие» 128
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 136
Коррекционная и инклюзивная педагогика 151
Инклюзивная практика (в группах комбинированной направленности) 151
Коррекционная работа в ДОО (по образовательным областям) 165
Организационный раздел
Примерный распорядок дня детей от рождения до 1 года (младенческая группа)
190
Примерный распорядок дня детей 1-2 лет
(первая группа раннего возраста) 193
Примерный распорядок дня детей от 2 лет до школы 197
Культурно-досуговая деятельность (особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий) 205
Условия реализации Программы 209
Особенности организации предметно-пространственной среды 209
Материально-техническое обеспечение Программы 212
Кадровые условия реализации Программы 214
Финансовые условия реализации Программы 221
Рекомендации по написанию основной программы ДО 227
Приложения
Приложение 1. Возрастные особенности развития детей 234
Приложение 2. Развитие игровой деятельности 251
Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 2-7
лет 259
Приложение 4. Примерный перечень развлечений и праздников 273
Приложение 5. Примерный список литературы для чтения детям 277
Приложение 6. Примерный музыкальный репертуар 287
Приложение 7. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений
304
Приложение 8. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»
319
Приложение 9. Значения нормативов финансового обеспечения реализации Программы
331
Глоссарий 347
Список нормативных документов и научно-методической литературы 354
Ольга Отпущенникова
Патриотическое воспитание в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание .
Тема патриотического воспитания очень актуальна , поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию .
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится : «Стандарт направлен на решение следующих задач : объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования »отмечается «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие : формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках».
Примерная программа «От рождения до школы » (далее- Программа ) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП) .
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств , как патриотизм , активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Подчёркивается патриотическая направленность Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств , любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Останавливаясь подробнее на задачах патриотического воспитания представленных в Программе можно отметить по возрастам в Образовательной области
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней : напоминать детям название города (поселка, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики) .
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.) . Воспитывать любовь к Родине .
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Расширять знания о государственных праздниках. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять представления о Москве - главном городе, столице России.
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.) .
Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Проявляет патриотические чувства , ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма , как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ . Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования . / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой , М. А. Васильевой . – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Публикации по теме:
Ежедневное планирование в старшей группе ДОУ по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги! предлагаю Вам пример календарного планирования (на каждый день, которое применяется в нашем детском саду. К сожалению,.
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса» Детский сад №18 УОА города Элиста Примерное комплексное тематическое планирование ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. ВЕРАКСА Первая.
Комплексно-тематическое планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в средней группе на 2015-2016 учебный год Календарный период (месяц, недели) Интегрирующие темы периода,.
Перспективное планирование по конструированию в средней группе по программе «От рождения до школы» Перспективное планирование по конструированию в средней группе Данный вид работы реализуется через детское творчество, художественный труд.
Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО).
Главной задачей , стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-разовательного учреждения и семьи;
Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Список литературы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
Введение 3
Комплексное планирование организованных видов детской деятельности 4
Примерное комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей 5
Организованная образовательная деятельность (комплексные игровые занятия) 37
Детский сад. Рисование игрушек 37
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Режим дня 38
Жизнь в детском саду. Лепка Чебурашки 40
Модель детского сада. Комплекс упражнений «Веселые ребята» 41
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Песня «Если добрый ты…» (музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского) 43
Сезонные наблюдения (ранняя осень). Рисование на тему «Осень в лесу» 44
Геометрические фигуры (прямоугольник). Подвижные игры 45
Ранняя осень. Лепка осеннего дерева 46
Аппликация «Букет в вазе». Игра «Что нам осень принесла?» 48
Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Песня «Осень» (музыка Ю. Чичкова, слова И. Мазнина) 49
Игрушки. Рисование любимой игрушки 50
Числа 1, 2. Геометрические фигуры. Комплекс развивающих движений «Лягушата» 52
Описание игрушки. Лепка пирамидки 53
Бумажная лягушка. Упражнения «Мяч», «Матрешки» 55
Играем вместе. Музыкальная композиция «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского) 56
Овощи. Рисование на тему «Любимый овощ» 57
Геометрическая фигура овал. Счет до 2. Игры с мячом 59
Описание овощей. Лепка овощей 61
Аппликация «Овощи на тарелке». Комплекс упражнений «Овощи на грядке» 62
Русская народная сказка «Мужик и медведь». Игры с пением 63
Фрукты. Рисование на тему «Любимые фрукты» 65
Счет до 2. Порядковые числительные. Геометрические фигуры. Комплекс упражнений «Яблоко» 67
Описание фруктов. Лепка фруктов 68
Фруктовый ларек. Комплекс упражнений «Апельсин» 69
Сказка «Как варить компот». Песня «Колхозный сад» 70
Семья. Рисование на тему «Моя семья» 72
Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2. Прыжки 73
Описание семьи. Помощь по дому. Цветок для мамы 75
Аппликация «Щенок». Комплекс упражнений «Ловкие ножки» 76
Помощь родителям. Колыбельная песня «Баю-бай» (музыка М. Красина, слова М. Черной) 77
Золотая осень. Октябрь. Рисование на тему «Лес в октябре» 78
Куб. Счет в пределах 3. Подвижно-речевые игры 79
Изменения в природе в октябре. Красная рябина 81
Конструирование дерева. Подвижные игры 82
Рассказ В. Осеевой «Синие листья». Танец с осенними листочками 84
Мебель. Рисование на тему «Ковер» 85
Счет в пределах 3. Подвижные игры 87
Описание мебели. Оборудование комнаты. Лепка стола, стула, кровати 88
Аппликация «Коврик». Подвижные игры 89
Новая квартира. Игра с пением «Веселая девочка Таня» (музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской и Р. Борисовой) 90
Деревья. Рисование листьев 92
Шар. Порядковый счет до 3. Комплекс упражнений «Деревья» 94
Описание деревьев. Лепка березы и елочки 96
Аппликация «Бабочка». Подвижные игры 99
Русская народная сказка «Дурак и береза». Песня «Ива» (музыка А. Князькова, слова И. Токмаковой) 101
Посуда. Тарелка 102
Число и цифра 4. Порядковый счет до 3. Геометрические фигуры. Подвижные игры 104
Описание посуды. Чашка, тарелка 106
Стаканчик. Игра с мячом 108
Помощь по дому. Танец с ложками 110
Поздняя осень. Паучок и рябиновая ветка 111
Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры. Подвижные игры 113
Поздняя осень. Овощи на зиму 115
Аппликация «Береза». Двигательные упражнения 116
Ноябрь. Песня «Дождик» (музыка М. Красева, слова Н. Френкель) 117
Профессии. Дорога для автомобиля 119
Геометрические фигуры. Счет до 4. Подвижные игры 121
Описание профессий. Пирожное 124
Шапочка из бумаги. Упражнения с обручем 125
Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Этюд-драматизация «Барабанщик» (музыка М. Красева) 127
Наземный транспорт. Машина 128
Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 4. Подвижные игры 130
Описание транспорта. Грузовик 131
Поезд. Подвижные игры 133
«Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берга. Песня «Паровозик» (музыка К. Влаха, слова Н. Алпаровой) 134
Водный и воздушный транспорт. Пароход 135
Геометрические фигуры. Цифра 5. Подвижные игры 138
Описание транспорта. Самолет 140
Кораблик из скорлупы ореха. Подвижные игры 143
Русская народная сказка «Кораблик». Песня «Необычайный самолет» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 144
Правила дорожного движения. Светофор 145
Геометрические фигуры. Счет до 5. Цифра 5. Подвижные игры 147
Поведение на дороге и в транспорте. Машина у светофора 149
Светофор и машины. Подвижные игры 151
Светик-трехцветик. Песня «Я по городу иду» (музыка А. Перескокова, слова Т. Антоновой) 152
Праздник Новый год. Нарядная елка 153
Счет до 5. Понятия: низкий – высокий, длинный – короткий. Подвижные игры 155
Новый год. Новогодние подарки 157
Гирлянда. Упражнения с движениями 159
Рассказ Л. Воронковой «Как елку наряжали». Песня «К нам приходит Новый год» (музыка В. Герчик, слова З. Петровой) 161
Зима. Зимние узоры 162
Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине. Подвижные игры 163
Составление рассказа по картинке. Снег на деревьях 166
Дворец Снежной королевы. Упражнения с движениями. Подвижные игры 167
Русская народная сказка «Мороз и заяц». Музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П. Чайковского) 169
Зимние забавы. Снеговик 170
Геометрические фигуры. Порядковый счет до 5. Понятия: тоньше – толще. Подвижные игры 171
Составление рассказа. Лепка снеговика 173
Аппликация «Снеговик». Подвижные игры 174
Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». «Песня Снеговика» Ю. Энтина 175
Одежда, обувь, головные уборы. Перчатка с узором 176
Счет до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше – меньше, короче – длиннее. Подвижные игры 178
Описание одежды. Игра «Одень куклу». Головные уборы: шляпа, шапка, кепка 180
Головной убор. Эстафеты 181
Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик». Песня «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной) 182
Книги. Рисование на основе силуэта 183
Геометрические фигуры. Двигательные упражнения 184
Игра-викторина. Любимый сказочный герой 187
Аппликация «Лягушонок». Подвижные игры 189
Сказка В. Даля «Лиса-лапотница». Музыкально-ритмическое упражнение «Лиса и зайцы» под музыку А. Майкапара «В садике» 191
Дикие животные. Ежик 192
Геометрические фигуры. Счет до 5. Выше – ниже. Упражнения. Подвижные игры 194
Описание зверей. Заяц 196
Аппликация «Белка». Подвижные игры 198
Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь». Песня «Заинька пушистый» 200
Домашние животные. Кошка 201
Геометрические фигуры. Длинный – короткий, выше – ниже. Счет до 5. Подвижные игры 202
Описание животных. Рассказ по картинкам. Лепка лошадки 204
Собачка из бумаги. Подвижные игры 205
Мордовская народная сказка «Как собака друга искала». Песня «Кошечка» (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой) 206
Домашние питомцы. Петушок 207
Сравнение предметов по ширине и длине. Счет до 5. Подвижные игры 208
Описание домашних птиц. Корзинка с яйцами 210
Аппликация «Цыпленок». Подвижные игры 212
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Игра-драматизация «Утки и волк» 213
День защитника Отечества. Танк 214
Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 216
Беседа о профессиях. Вертолет 218
Бинокль. Подвижные игры 219
Рассказ В. Бороздина «Звездолетчики». Музыкальная игра «Самолеты» (музыка М. Магиденко) 220
Весна. Признаки весны 220
Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 5. Подвижные игры 222
Описание весны. Птица 223
Кораблик. Подвижные игры 225
Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце». Украинская народная песня «Ах, весна!» 226
Забота о маме. Ваза с цветами 227
Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве. Подвижные игры 228
Подготовка к празднику. Кувшинчик 230
Открытка. Упражнения с мячом 231
Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму». Песня «Мамочка моя» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 232
Цветы. Трава и цветы на лужайке 234
Геометрические фигуры. Счет до 5. Подвижные игры 235
Описание цветов. Тюльпан 236
Цветок тюльпана. Подвижные игры 237
Рассказ С. Вангели «Подснежники». Этюд-драматизация «Подснежники» (из цикла «Времена года» П. Чайковского) 238
Птицы. Снегирь 239
Геометрические фигуры. Счет до 5. Конус. Подвижные игры 240
Описание птиц. Составление рассказа по картинкам. Дерево с кормушками 242
Аппликация «Совенок». Физические упражнения. Игры 243
Сказка В. Осеевой «Сороки». Песня «Ласточка» (музыка А. Перескокова, слова С. Антоновой) 245
Насекомые. Бабочка 246
Геометрические фигуры. Конус. Подвижные игры 248
Описание насекомых. «Божья коровка» 249
Пчелка из бумаги. Подвижные игры 251
Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди». Песня «Про меня и муравья» (музыка Л. Абелян, слова В. Степового) 252
Ящерица. Дорисовывание незаконченного рисунка 253
Геометрическая фигура цилиндр. Сравнение предметов по ширине. Подвижные игры 254
Черепаха. Фигурка черепашки 256
Черепаха из бумаги. Подвижные игры 257
Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевернутой черепахе». Заучивание «Песенки львенка и черепахи» (музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова) 258
Комнатные растения. Фиалка в горшке 259
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте. Подвижные игры 261
Описание комнатных растений. Фиалка 262
Букет роз. Упражнения с обручем 263
Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка». Песня «Незаметная фиалка» (музыка С. Крупа-Шушариной, слова О. Крупенчук-Вознесенской) 265
Моя страна. Мой город 266
Пирамида. Время суток. Упражнения с коротким шнуром («косичкой») 267
Моя страна. Сказочные герои 269
Аппликация «Башня». Упражнения с «косичкой» 271
Рассказ А. Гайдара «Поход». Песня «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой) 272
Москва. Звезды Кремля 273
Геометрические фигуры. Части суток. Упражнения с гимнастической палкой 274
Описание Москвы. Твой город. Карусель 276
Мой двор. Подвижные игры 277
Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…». «Пляска с султанчиком» (украинская народная мелодия в обработке М. Раухвергера) 279
День Победы. Военная техника 279
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 280
Рассказ Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». Вертолет 282
Самолет из бумаги. Подвижные игры 283
Рассказ Н. Сладкова «Неслух». Подскоки под музыку «Полька» М. Глинки 284
Ягоды. Кузовок с ягодами 285
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Двигательные упражнения 286
Описание ягод. Черника 288
Гроздь рябины. Упражнения с кубиками 289
Сказка Н. Павловой «Земляничка». Хоровод «Мы вокруг рябинушки…» (Ю. Михайленко) 291
Грибы. Мухоморы в лесу 292
Геометрические фигуры. Сравнивание предметов. Подвижные игры 293
Описание грибов. Мухоморы 295
Мухомор из бумаги. Подвижные игры 296
Сказка В. Сутеева «Под грибом». Песня «Я шагаю по грибы» (музыка и слова Ю. Парфенова) 298