Родной город кая и герды. Об опере "история кая и герды"

05.06.2022


- В большом городе, жили двое бедных детей. Мальчика звали Кай, а девочку — Герда. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, словно родные. У их родителей под окнами было по большому деревянному ящику; в них они разводили зелень и коренья, а еще в каждом ящике росло по небольшому кусту роз, кусты эти чудесно разрастались. Они обрамляли окна и переплетались — все это было похоже на триумфальную арку из листьев и цветов. Кай и Герда очень любили играть под ней.
И вот однажды, в один из зимних вечеров, когда на дворе бушевала метель…
(Рекомендуемая музыка: «Бетховен - Лунная соната» ).
Бабушка:
- Снежинки роятся словно пчёлы.
Кай:
- Если это пчёлы, значит, у них должна быть королева.
Бабушка:
- Она у них есть. Иногда, в сильную метель, их королева летает по улицам города и заглядывает к людям в окна, и тогда они покрываются чудесными узорами.
Кай:
- Она красивая?
Бабушка:
- Королева ночи зимней
Повелительница грёз
Её кожа словно иней
На лице застывших слез
Сотни ледяных осколков
Раскроили душу ей
Взгляд голодный, как у волка
Сердце снега холодней
Скипетр снежный сжали руки,
Ледяной недвижим трон
В царстве льдов, в объятьях вьюги
И покой, и вечный сон
В царстве снежной королевы
И свобода, и уют…
Только северные ветры
У неё нашли приют
Жизнь размеренно струится
Мёрзнет время на часах…
Покрылись инеем ресницы,
Отразился лёд в глазах…
Глухо ледяное сердце
Крепко сомкнуты уста
Никогда ей не согреться
Не очнуться никогда
Ей её покой дороже
Солнца пламенных лучей
Ей дороже холод стужи,
Быть всегда одной, ничьей…
Нету чувств в покое белом
Здесь одна, одна зима…
Нет счастливей королевы
Царства призрачного сна…
(стихи нашла в интернете, автора найти, так и не смогла ).
Герда:
- А к нам в дом она может войти?
Кай:
- Пусть только попробует. Я посажу её на горячую печь, она и растает.
Бабушка смотрит на него и качает головой. Кай смотрит в окно. (Звук бьющегося стекла ). Вдруг вскрикивает:
- Ай, как больно!
Прижимает к лицу руку. Герда:
- Кай, что с тобой? Что случилось?
Кай:
- Не знаю. Кажется, мне что-то попало в глаз.
Герда старается рассмотреть. Ничего не находит:
- Я ничего не вижу. Тебе очень больно?
Кай:
- Что ты хнычешь? Мне уже совсем не больно. Фу, какая ты сейчас некрасивая.
Отталкивает от себя Герду и убегает.

Кай во дворе кидается снежками. Вдруг налетает метель (сэмпл вьюги), появляется Снежная Королева:
- Здравствуй, Кай.
Кай:
- Кто ты? И откуда ты знаешь, как меня зовут?
Королева:
- Я все о тебе знаю. Я - Снежная Королева.
Кай:
- Вот это, да! Значит, ты существуешь? На самом деле? А где ты живешь?
Снежная Королева:
- Далеко отсюда. Песня Снежной королевы:
Посмотрите, как холодный в ветках иней серебрится
Лунный свет над ним струится, под ногами снег хрустит.
И метель вовсю кружит.
И метель вовсю кружит.
Припев:

Правят здесь покой и ясность,

Далеки людские страсти.

Кай, поверь, лишь в этом счастье.

В моем царстве смех угаснет,
Вьюга шепчет злую сказку,
Вечно с неба снег идет,
Ни веселья, ни забот.
Прочь любовь и огорченья,
Будет в сердце только лед.
Припев:
Мое царство снежное, такое безмятежное.
Правят здесь покой и ясность,
Строгость формы, беспристрастность.
Далеки людские страсти.
Кай, поверь, лишь в этом счастье.
Кай, поверь, лишь в этом счастье.
(Автор Мария Попова - «песня Снежной Королевы» ).
- Хочешь, посмотреть на мой дворец?
Кай:
- Еще бы! Конечно, хочу!
Снежная Королева накидывает ему на плечи свою пелерину и уводит за собой.
(Рекомендуемая музыка «балет Щелкунчик - танец феи драже» ).
Входят Королева, Кай, стражники.
Кай:
- Это твой дом? Но как здесь можно жить? Здесь ведь жутко холодно.
Королева:
- Лучше тебе привыкнуть к этому, потому что, теперь это и твой дом тоже. По крайней мере, до тех пор, пока ты не соберёшь из этих осколков зеркало.
Кай:
- Зеркало? Но это невозможно. Оно же очень большое. Да и зачем тебе старое, разбитое зеркало? Ты ведь можешь купить себе много новых и красивых зеркал.
Королева:
- Ты не понимаешь. Это было самое прекрасное зеркало на свете. Уверена, такой умный мальчик, сможет быстро собрать его. Когда соберешь зеркало, можешь идти.
Кай:
- Я не собираюсь выполнять твои приказы. И, кстати, почему ты уверена, что я не сбегу?
Королева:
- Сюда найти дорогу легко, а вот выбраться отсюда без моей помощи - невозможно.
Песня:
Заснеженные горы, поляны и леса,
Озера, как холодные большие зеркала.
И небо, на котором для солнца места нет.
Здесь все покрыто снегом,
Здесь только белый цвет,
Здесь только белый цвет,
Здесь только белый цвет.

Припев. Снег, снег, снег - это моя стихия.
Снег, снег, снег - о тебе сочиняю стихи я.
Снег, снег, снег - настоящее чудо!
Снег, снег, снег, и нет дороги отсюда,
И нет дороги отсюда.

Здесь я всему хозяйка, и я всегда права.
Свое сложу я счастье из простых кусочков льда.
Ветра, гуляя вольно, мне снова шлют привет.
Здесь все покрыто снегом,
Здесь только белый цвет,
Здесь только белый цвет,
Здесь только белый цвет.
(Виктория Ильина - «песня Снежной королевы» ).
- Принимайся за работу, Кай. Ты должен закончить её до зимнего солнцестояния. А они,- указывает рукой на стражников,- проследят за твоей работой.
(У меня Снежную Королеву играла поющая девочка, но фонограмма - тоже выход ).
Кай:
- У меня нет выбора, верно?
Королева кивает:
- Ты правильно понял.
Кай садится собирать зеркало.
ДОМ БАБУШКИ.
Уже весна. В окошко заглядывают розы. Герда и бабушка разговаривают.
Герда:
- Вот и весна, а Кая всё нет. Почему он не возвращается? Ведь он жив, я чувствую это.
Бабушка:
- Послушай, что я расскажу тебе. Говорят, что Снежная Королева забирает к себе тех, кому в глаз попал осколок магического зеркала.
Герда:
- А зачем она делает это?
Бабушка:
- Никто не знает этого. Никогда еще тот, кого она забрала, не возвращался назад.
Герда:
- Бабушка, я должна спасти Кая! Расскажи мне, как добраться до дворца Снежной Королевы.
Бабушка:
- Ты должна будешь пройти через все времена года. На пути тебя будут подстерегать множество опасностей. Ты уверена, что сможешь справиться с этим?
Герда:
- Уверена.
Бабушка:
- Ну, что ж, тогда ты действительно сможешь спасти его. Береги тебя Господь, дитя.
Герда отправляется на поиски. Песня (можно вставить фонограмму «Восток - Снежная Королева» ):
В её глазах нет следа
Страсти и любви,
Только замок до неба
Из снега и льда.

Припев:
Белый снег упал на город,
Нет тебя, и в сердце холод.
Где искать и чья вина,
Повсюду зима.
В небе снега карусель,
В небе белая метель.

Разве ты забыл
Солнце яркое в небе
И наши дни вдвоём,
Знай, что не отдам
Снежной королеве
Я сердце твоё.

Снова за окном снежная королева,
И пролетит сто ночей
Прежде, чем мелькнёт
Под сияющим небом
Из снега ручей.

Идет дальше, видит дом с садом, а в саду женщину (Весна).
Весна:
- Здравствуй, милая. Я давно уже жду тебя.
Герда:
- Меня? Мне кажется, Вы меня с кем-то путаете.
Весна:
- Нет, я жду именно тебя. Ты, наверное, устала? Садись вот здесь.
Начинает расчёсывать ей волосы:
- Какие чудные у тебя волосы. Ты такая красивая. Как давно я мечтала о такой дочке. Вот увидишь, как славно мы с тобой заживём. А куда ты шла?
Герда:
- Разве я куда-то шла? Не помню.
Весна:
- Ты будешь помогать мне, ухаживать за садом. Ты ведь любишь цветы?
Герда (почти засыпая):
- Да, особенно розы. Они напоминают мне о Кае.
Весна:
- Бедная моя девочка, ты так устала. Твои глазки просто закрываются.
Герда засыпает. Весна поёт (отрывок из колыбельной Светланы ), продолжая расчёсывать волосы Герды. Потом, продолжая петь, машет рукой над розовыми кустами, и те исчезают. Весна уходит.
(Здесь, если есть, кому танцевать, можно вставить вальс цветов ).
Герда просыпается и идёт гулять по саду. Вдруг она слышит, что кто-то шёпотом зовёт её (розы):
- Герда, Герда, а как же Кай? Неужели ты забыла о нём?
Герда:
- Кай! Как же я могла забыть? Розы, вы знаете, что с ним?
Розы:
- Ты должна торопиться, если хочешь спасти его.
Герда начинает метаться по саду:
- Где же выход?
Появляется Весна:
- Значит, ты собралась уйти, даже не попрощавшись?
Герда:
- Прости, но я должна идти. Я должна найти Кая.
Весна:
- И что ты будешь делать, когда найдешь его? Снежная Королева коварная и жестокая. Тебе не одолеть её. Это безнадёжно.
Герда:
- Я смогу. Уверена, что у меня получится.
Весна:
- Что ж, я вижу, что мне не удастся отговорить тебя. Иди,- взмахивает рукой,- я отпускаю тебя.
Герда уходит.
Весна:
- Бедная девочка, ты даже не знаешь, с чем тебе придётся столкнуться.
ЗАМОК ПРИНЦЕССЫ ЛЕТО.
Пение птиц.
На подушках сидит принцесса. Появляется Герда:
- Как же я задержалась. Ведь уже наступило лето. Чей-то замок. Может быть, там, мне подскажут, где искать Снежную Королеву?
Герда:
- Здравствуйте, вы не могли бы мне помочь? Я ищу замок Снежной Королевы, но заблудилась и теперь не знаю, куда идти.
Принцесса (вскрикивает):
- Это ты, наконец - то пришла.
(усаживает Герду на подушки):
- Садись здесь, рядом со мной и расскажи нам, зачем она тебе нужна. Снежная Королева злая и коварная. Не стоит ходить к ней.
Герда:
- Она похитила Кая. Я хочу найти его.
Принцесса:
- Я расскажу тебе, как добраться до её замка. Но сначала погости здесь немного. Возможно тогда, тебе не захочется идти дальше.
Герда открывает рот, чтобы возразить, но принцесса закрывает ей рот ладошкой.
Принцесса:
- Нет, не возражай мне, ведь это - летний дворец, а я - Лето и сейчас моё время.
Звучит индийская музыка. Лето танцует. Танец заканчивается. Лето садится обратно на подушки:
- Посмотри на мой дворец, разве он не прекрасен? Оставайся, мы выдадим тебя замуж, и со временем ты забудешь Кая.
Герда:
- Нет, я не могу. Как же ты не понимаешь? Я должна помочь ему.
Лето:
- Какая же ты упрямая. Хорошо. Слушай. Дворец Снежной Королевы стоит в самом центре Северных гор. Там вечные льды, там никогда не бывает солнца. Нужно идти всё время на север и никуда не сворачивать.
Герда вскакивает:
- Спасибо тебе, Лето.
Убегает. Лето кричит ей вслед:
- И опасайся лесных разбойников.
ЛЕС.
Появляется Герда. Её окружают разбойники:
- Посмотрите-ка, кто у нас тут? Она шла из замка. Так это - летняя принцесса!
Появляется Разбойница.
Герда:
- Кто ты?
Разбойница:
- Причина, по которой принцессы не разгуливают по лесу в одиночестве.
Появляется Осень (мать Разбойницы). Разбойница хватает Герду за руку и тащит её к матери:
- Мама, посмотри, я поймала для тебя летнюю принцессу.
Осень:
- Летняя принцесса говоришь?
Обходит её:
- Это не принцесса. Но для ужина сгодится.
Разбойница:
- Нет, мама, отдай её мне. У меня совсем нет подруг, мне не с кем играть.
Осень:
- Она - мой ужин. Разве ты не знаешь, что нельзя играть с едой?
Взмахивает руками и все разбойники кричат: «Да».
Разбойница (хватает Герду за руку):
- Это я поймала её, и по нашим законам она принадлежит мне.
Разбойники:
- А ведь верно. Девчонка то права.
Осень (оглядываясь по сторонам и прислушиваясь к разговорам):
- Ладно, забирай. Ребята, у нас осталась крольчатина?
Разбойники:
- Два мешка.
Осень:
- Хорошо, сделаем карри.
Банда уходит. Разбойница хватает Герду за руку и тащит за собой.
Разбойница (кидает Герде безделушку):
- Смотри, нравится? Её прежний владелец был каким-то там лордом.
Герда:
- Я не одобряю грабёж.
Разбойница:
- Ну, да, я тоже не одобряю. Просто делаю это и всё. Ладно, пора спать.
Кладёт Герду рядом с собой. Засыпает. Появляется Осень . Потихоньку освобождает Герду:
- Давай, тебе нужно торопиться, если ты хочешь попасть к Снежной Королеве ещё в этой жизни.
Герда:
- Снежная Королева? Вы её знаете?
Осень:
- Дождь осенний прощался с небом,
Мрачно падал на землю снегом.
Перламутром капель дождя,
Осень плакала вдаль уходя,
А зима ей во след расстилала
Белоснежных надежд покрывало
И остовы черных берез
Леденели от боли до слез.
Замерзало вокруг всё живое,
Наступало безмолвье немое,
А зима продолжала играть,
Белым холодом всё накрывать.
Размывала осенние краски,
Надевала прозрачные маски,
Обесцвечивала белым снегом,
И смеялась над плачущим небом,
Обещала покой и уют,
Леденящий душу приют,
Замороженные страдания,
Отстраненные созерцания,
Безмятежные песен напевы -
В царстве Снежной Королевы.
(Автор Инфинити Лао - «В царстве Снежной королевы).
- Конечно, знаю. Она моя сестра. А теперь уходи, пока не проснулась моя дочь. Она ни за что не отпустит тебя. И помни, Снежная Королева очень сильна и с каждым днём становится всё сильнее. У неё есть слуги. Берегись их.
Герда уходит. Пейзаж меняется. Теперь она бредёт по снегу. Раздаётся голос Снежной Королевы:
- В моих владениях девчонка. Эй, мои верные слуги: Вьюга, Метель и Пурга, летите и заморозьте её. Она не должна добраться сюда.
На сцену выбегают Пурга, Вьюга и Метель. Летит снег, дует ветер. Звучит музыка (Вьюга и танец снежинок из кинофильма «Тайна Снежной королевы ). Они танцуют, морозят Герду. Герда опускается на колени. Они засыпают Герду снегом и улетают. Герда не двигается, пока не затихнет музыка. Музыка смолкает, Герда шевелится:
- Кай, Кай. Я всё равно дойду. Вам не остановить меня.
Встаёт, идёт дальше, уходит со сцены.
ЗАМОК СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ.
Кай стоит и смотрит на зеркало. К нему сзади подходит Снежная Королева:
- Умный мальчик. Никому ещё не удавалось добиться этого. Я сразу поняла, что ты особенный. Это потрясающе. Почти всё сделал.
Кай:
- Что значит - “почти”? Всё готово. Я выполнил работу.
Королева:
- Может меня, подводят глаза, но здесь явно не хватает одного кусочка.
Кай:
- А где он? Я везде посмотрел. Ты спрятала его от меня? Наверное, тебе всегда его не хватало! Признайся!
Королева (разочарованно):
- Я считала тебя особенным, но ты такой же, как все.
Уходит.
Кай (обращаясь к стражникам):
- Я искал три дня. Я ползал на коленях, осмотрел каждую трещинку. Его здесь нет.
Стражники:
- Он здесь.
Кай (кричит):
- Нет,- (уже тише),- Почему его не хватает?
Стражник (можно разделить текст между несколькими стражниками):
- Много тысяч лет назад, в самых глубинах ада, Дьявол изготовил Зеркало. Он отдал это зеркало четырём временам года, чтобы они восхитились его работой. Когда Весна встала перед зеркалом, там отразилась суть её времени и надежда на жизнь. То же самое было с Летом и Осенью. Затем, перед зеркалом встала Зима, и там отразился холодный, снежный мир. И так должно было быть. У каждого сезона была приходящая власть и была гармония. Но Дьявол сделал зеркало двуликим: Зима посмотрела туда и захотела владеть всеми временами года. Однажды, она взяла с собой зеркало и понесла его в арктические холода. Она стала Снежной Королевой, а мир стал холодным. Но ей этого было мало, потому, что Осень, Весна и Лето существовали, хотя и не всегда. И тогда Зима взяла Зеркало и отправилась к Богу, чтобы потребовать вечной власти на земле для себя. Когда она была уже близко, Зеркало стало сильно трястись, как будто внутри его боролись Добро и Зло. Вдруг, оно раскололось, и осколки упали на землю и летали там, пока не оказывались в глазах людей. И эти люди стали видеть мир только уродливым и холодным.
И каждую зиму Снежная Королева искала осколки, надеясь снова собрать Зеркало и стать всемогущей. Теперь понимаешь, почему ты не можешь закончить?
Кай (поворачиваясь к зеркалу):
- Значит, я и есть недостающий осколок? Но как же мне достать его?
Появляется Герда. Стражники скрещивают перед ней алебарды, стараясь не пропустить её. Она кричит:
- Пустите меня. Пустите.
Появляется Снежная Королева . Грозно:
- Глупая девчонка, ты пришла сюда, несмотря на все мои предупреждения? Что ж, теперь ты умрёшь.
Заносит руку. Герда падает на колени. Кай кричит:
- Нет, пощади её, прошу тебя.
Закрывает лицо руками, плачет. Осколок выпадает. Кай смотрит на свою ладонь, потом подходит к зеркалу, вставляет недостающий осколок. Оборачивается к Снежной Королеве:
- Смотри, я всё-таки собрал его.
Снежная Королева отпускает Герду, отталкивает с дороги Кая, устремляется к Зеркалу. Кай падает, ползёт к Герде.
Снежная Королева (обращаясь к зеркалу):
- Пусть весь мир станет моим. Да будет вечная зима.
Появляются Весна, Лето, Осень. Стражники не могут остановить их. Сёстры кричат Герде. Лето:
- Вставай, девочка, вставай.
Весна:
- Только ты сможешь остановить её.
Герда:
- Но как я смогу? Она так сильна.
Сёстры борются с ветром. Лето:
- Тепло твоего сердца, Герда.
Осень:
- На свете нет ничего горячее..,
Весна:
- …чем любящее человеческое сердце.
Герда встаёт, подходит к Снежной Королеве , хватает её и прижимает к себе. Королева кричит, пытается вырваться, но не может. Кричит:
- Тебе не справиться со мной. Я - Снежная Королева!
Герда:
- Никакая ты не Королева. Ты - просто зима, а зима проходит.
Королева падает. Герда смотрит на неё сверху:
- Прошла.
Подходит к Каю, помогает ему встать:
- Пойдём, Кай. Нас давно уже ждут дома.
Сёстры подходят к Зиме. Качают головами. Весна:
- Бедняжка. Вот к чему приводят злые мысли.- Помогают ей встать.
Лето:
- Пойдём с нами, мы поможем тебе.
Осень:
- Будем жить все вместе, как раньше.
Весна:
- И править на земле по-очереди.
Уводят Зиму. Голос автора:
- С тех пор, времена года живут в мире и согласии. Кай с Гердой вернулись домой. А Зеркало пропало. Никто не знает, где оно сейчас. Возможно, оно вернулось к своему настоящему хозяину?
Поклон (музыка «Однажды в старой Дании).

«История Кая и Герды»: любовь спасет мир!
Опера Сергея Баневича, 2 декабря, 13 часов, Историческая сцена Мариинского театра
Милый спектакль, красивая постановка (Алексей Степанюк), интересная динамичная музыка, хорошее исполнение, впечатляющие костюмы, трогательные главные герои, веселые массовые сцены, очаровательные вставные балетные номера. Зал, в котором было больше половины детей младшего школьного и дошкольного возраста, оказался благодарной аудиторией: щедро аплодировал, особенно ближе к концу, когда Кай (Илья Селиванов) и Герда (Анастасия Донец) спаслись из ледяного дворца Снежной Королевы и вновь появились в родном городе! Эффектная финальная сцена со свечами и гимном преданной любви исполнялась в перерыве между одной бурной одобрительной реакцией зала и овацией после спектакля. Вокально у Кая и Герды сложные и красивые партии, которые прекрасно прозвучали в исполнении молодых певцов.
Не первый раз я хожу в Мариинку на детские спектакли. Прежде всего потому, что там поют интересующие меня солисты из Академии молодых оперных певцов. В этот раз опять хотела послушать Илью Селиванова в роли Кая, а оказалось, что в этом спектакле был занят и понравившийся мне баритон-академист Валерий Калабухов, исполнял две небольших роли – разбойника и горожанина-силача. Я порадовалась, что хоть в этом спектакле смогла его услышать, но было очень досадно, что пропустила его выступление и выступление Ильи Селиванова в Малом зале Филармонии 1 декабря в Гала-концерте «Друзья Оксаны Волковой». Просто не знала об этом…
Люблю андерсеновские истории, а «Снежную королеву» особенно. Моя мама, наверное, полжизни, вплоть до сегодняшних дней, можно сказать, мыслила образами этой сказки: Кая и Герду она видела в окружающих людях и этим абсолютом оценивала человеческие отношения. Считала Герду единственно правильным типом женщины, была уверена, что многих людей надо просто «отогреть» любовью, и «осколок злого зеркала троллей» выпадет из их сердца. Конечно, она была немного идеалисткой, но, если учесть, что большую часть жизни она занимается преподаванием и просветительством (она удивительно умеет зажигать свет в душе), то такой подход выглядит очень даже оправданным.
Сказки Андерсена одно время были для меня чем-то вроде настольной книги. Феномен этого писателя тоже интересовал всегда. В одной из своих поездок в Данию я два дня специально провела в родном городе сказочника – Оденсе (по-датски это название произносится Оэнсе, «д» не читается, в этом «конспиративном» языке правила чтения таковы, что слово «Tag» произносится «дэй». И это не шутка. «Сумасшедший язык!» – смеясь, сказал мне на вокзале в Копенгагене один датчанин).
Именно в городе, где родился Андерсен, и происходит действие спектакля «История Кая и Герды», здесь, в добром и веселом Оденсе, как поют его жители, живут главные герои, любящие друг друга Кай и Герда (то ли дети, то ли подростки), сюда прилетает Снежная Королева, чтобы собрать свою жатву – людей с ледяными сердцами. И среди них оказывается Кай, которому в сердце и в глаза попали осколки разбившегося зеркала троллей, заставляющие замечать вокруг только злое и уродливое. Но девочка, несмотря на молодость, мудра, она видит и чувствует главное: любимого человека надо спасать, не боясь ни трудностей, ни препятствий. А ведь могла бы обидеться на грубости Кая, эгоистично заявить очень в современном духе: «Каев много, а я, такая хорошая, одна! Найду себе другого! Сам виноват, вот пусть сам и расхлебывает!» Но Герда другая. И вся сказка-опера показывает нам, как она права в своей любви. Сначала горожане по очереди и все вместе поют, как важно, чтобы тебя любили, но благие перемены случаются с маленькой разбойницей, когда она чувствует, что полюбила Герду. И, наконец, признание: « Я ЛЮБЛЮ», а вовсе не слово «вечность», открывает чертоги Снежной Королевы, чтобы нашедшая Кая Герда могла уйти с ним из леденящего царства, пока его хозяйка окончательно не заморозила их сердца. Все в спектакле убеждает: важно самому любить, и мир становится другим, любовь дает силы и творит чудеса, позволяет совершать почти невозможное.
Во время любого спектакля всегда что-то особенно запоминается, рождает какие-то мысли и ассоциации. Почему-то в этот раз таким эпизодом для меня стал поцелуй Снежной Королевы, который делал Кая бессердечным, не помнящим любви и добра, не любящим свой дом и свой город («гадкий Оденсе»), видящим все только уродливым и безобразным. Какая удивительная модель развязанной в последнее время информационной холодной войны с ее леденящей мировой русофобией! А сам спектакль напомнил мне о посещении дома-музея Андерсена в Оденсе. Там в парке устроен летний театр, где каждый час идет получасовое музыкальное представление по сказкам Андерсена: русалочка, принцесса на горошине, голый король, гадкий утенок, Дюймовочка, бравый солдат с огнивом, свинопас, капризная принцесса, тень, горошины из одного стручка. Играют и поют дети и подростки, зрители располагаются на лужайке. Вдалеке виден краснокирпичный собор, перед которым стоит памятник сказочнику. По городу разбросаны скульптуры героев историй Андерсена. На его улицах ощущаешь удивительное сказочное очарование! И понимаешь, что добрые и поучительные сюжеты странного датчанина – это из ряда бессмертных творений человеческого духа. Они живут в книгах, в кино, в театре, в том числе и в оперном. И трогательный спектакль Мариинского театра «История Кая и Герды» – убедительное тому доказательство. 2 декабря был 166-й спектакль со дня премьеры в Кировском (ныне и ранее Мариинском) театре в 1980 году и 12-й со дня первого представления новой постановки в 2016-м. И зал полон!


01
В большом городе жили мальчик и девочка, которые очень любили друг друга, как брат и сес­тра. Мальчика звали Кай, а девочку - Герда. У их родителей, которые жили под самой кры­шей дома, было по большому деревянному ящи­ку, где росли розовые кусты. Кай и Герда ходили друг к другу в гости и играли среди роз.


02
Они приходили друг к другу и зимой, а старая бабушка рассказывала им про королеву белых снежинок, часто по ночам пролетающую по улицам города и покрывающую окошки до­мов морозными узорами. Герда боялась, что Снежная королева может войти в их дом, но Кай пообещал: «Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает».



03
Собираясь спать, Кай заглянул в окно и уви­дел «женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снеж­ных звездочек». Она поманила Кая рукой, но тот испугался и отошел от окна.


04
Герда мгновенно заметила перемены, произошедшие в ее друге: розы, которые он прежде любил, теперь он стал называть гадкими...


05
Однажды Кай отправился вместе с други­ми мальчиками кататься на площади. Неожидан­но на площади появились большие сани белого цвета, к которым Кай привязал свои санки. Наконец сидевшая в санях женщина оглянулась, и мальчик узнал в ней Снежную Королеву.


06
Она посадила мальчика в свои сани, поцелова­ла его в лоб, и Кай забыл и всех своих родных, и Герду. Кай решил, что умнее и прекраснее этой женщины он не видел никого. Снежная королева, подхватив мальчика, взвилась на черное небо.


07
Девочка надела свои новые красные башмачки и пошла к реке спрашивать о Кае. Она решила отдать ре­ке свои башмачки, только бы она вернула ей дру­га.


08
Старушка угощала Герду вишнями и расчесывала ей волосы золотым гре­бешком. Чем дольше она расчесывала кудри сво­ей гостьи, тем больше та забывала Кая.


09
Герда опустилась на землю и заплакала, и ее слезы падали как раз на то мес­то, где когда-то был розовый куст. Как только слезы увлажнили земли, куст роз в один миг вы­рос такой же цветущий, как раньше. Герда вспомнила о Кае и том, что его необходимо най­ти.


10
Герда присела отдохнуть. На снегу рядом с ней прыгал большой ворон. Неожиданно птица поздоровалась на человеческом языке с девоч­кой


11
Ворон привел Герду во дворец к своей невесте, которая нашла историю Герды очень трогательной. Она сказала, чтобы Герда взяла лампу и шла за ней вперед.



12
На другой день они одели Герду в прекрасную одежду - башмаки, муфту, чудесное платье, по­садили в карету из чистого золота и пожелали ей счастливого пути.


13
- Она будет играть со мной, - сказала маленькая разбойница. - Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постели.


14
Когда маленькая разбойница усну­ла, голуби рассказали Герде, что видели Кая си­дящего в санях Снежной королевы и что, вероят­но, они направлялись в Лапландию.


15
Маленькая разбойница сжалилась над девочкой, помогла ей бежать и даже выпустила на волю северного оле­ня в обмен на то, что он должен отвезти Герду к дворцу Снежной королевы. Северный олень пу­стился во всю прыть к Северному полюсу, и очень скоро они очутились в Лапландии.


16
Лап­ландка сказала, что им нужно добираться до Финляндии, и написала на сушеной треске по­слание, адресованное живущей в тех местах финке. Олень с Гердой быстро разыскали жилье финки.


17
...Олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами. Тут он спустил девочку, поцеловал ее в губы, и по щекам его покатились, крупные блестящие слезы. Затем он стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.

Писатель Ганс Христиан Андерсен не позиционировал себя детским сказочником, потому что в его историях часто встречаются философские мотивы. Поэтому гений литературы заявлял, что пишет не для маленьких мальчиков и девочек, а для взрослых людей.

Рукописи этого талантливого человека знают наизусть чуть ли не во всем мире, ведь именно он придумал « », « », « », «Диких лебедей» и «Принцессу на горошине». А сказка о холодной сердцем правительнице, о храброй и о Кае, оказавшемся в чертогах , стала самым длинным произведением писателя.

История создания

Произведение появилось в книжных лавках зимой 21 декабря 1844 года и вошло в сборник «Новые сказки. Том первый». Творение Андерсона вмиг стало пользоваться популярностью у любителей книжных страниц, однако мало кто знал, что писатель вложил в сюжет далеко нерадостные мотивы, вытекающие из его личного опыта. Как говорят биографы сказочника, в своей жизни Андерсен так и не познал любви: он не делал предложение руки и сердца понравившейся даме и даже не состоял в романтических отношениях.

В сердце гения литературы разгорелась искра, когда он был влюблен в оперную певицу Женни Линд, которая принимала подарки и ухаживания писателя, но отдала сердце другому человеку. Женни была младше своего воздыхателя на 14 лет, но все равно обращалась к нему «братец» или «дитя». Андерсен понимал, что отношения, как у брата и сестры, – все-таки лучше, чем ничего.


Эта женщина, подарившая Андерсену безответную любовь, и стала прообразом холодной и черствой Снежной королевы. Певица получила от Ганса пламенное признание в чувствах, но так и не ответила на письмо влюбленного, не находящего себе места литератора.

Когда Линд обручилась с молодым пианистом Отто Гольшмидтом, автору сказок хватило мужества посмотреть сопернику в глаза. После этого случая Андерсен больше не встречался с Женни, однако чувствовал себя Каем, ассоциируя город Копенгаген, где и произошло злополучное знакомство с артисткой, с безграничным холодным царством.


Сказка о Снежной королеве пользуется популярностью у взрослых и маленьких читателей. А вот ребята, которые выросли в Советском Союзе, увидели сокращенную рукопись, потому что в рассказе Андерсена присутствуют религиозные мотивы: из-за политики тех лет упоминание библейских сюжетов считалось неприемлемым.

Поэтому советские редакторы убрали из рассказа сцену, где Герда читает молитву «Отче наш», чтобы спастись от ледяных ветров. Также в оригинальной сказке присутствовало упоминание . Некоторые исследователи считают, что с помощью Снежной королевы и Герды Андерсен хотел показать борьбу науки и христианской конфессии.


Примечательно, что, несмотря на цензуру, сказка обрела толпы поклонников, а именитые режиссеры позаимствовали сюжет для создания фильмов, порадовавших киноманов актерами и их ролями. В одноименной картине 1966 года образы достались и Вячеславу Цюпа, а в ленте «Тайны Снежной королевы» (1986) в главных героев перевоплотились Нина Гомиашвили и Ян Пузыревский.

Биография и сюжет

Кай – главный герой в сказке «Снежная королева». Благодаря этому персонажу развивается фабула произведения. Кай вырос в большом городе, где много домов и людей (где конкретно жили Кай и Герда, автор не указывает). Мальчик рос и воспитывался в бедной семье. Мама и папа Кая любили заниматься садоводством, поэтому в их мансарде был деревянный ящик, в котором росли лук, горох, а также кусты роз. Мальчик обожал эти красивые, но колючие цветы.


Однако не только растения радовали: по соседству, в другом чердачном помещении, жила девочка Герда, которую Кай любил, словно родную сестру. Дети часто ходили друг к другу в гости и вместе поливали розы. А зимой, когда растения погружались в спячку, ребятишки сидели дома и слушали сказки старой бабушки. Иногда Кай и Герда разогревали железные монетки и прикладывали их к окну, украшенному зимними узорами.

Кай обладал добрыми чертами характера и был отзывчивым мальчиком, всегда готовым подать руку помощи. Но, к сожалению, в один день он стал жертвой колдовских чар. Дело в том, что злобный тролль изготовил дьявольское зеркало, искажающее действительность. Благодаря этому чародейскому предмету все доброе казалось злым, а все злое приобретало новые пугающие краски.


Ученики горного тролля решили побаловаться с зеркалом, и в конечном итоге их забава дошла до крайностей: они поднялись в небо, «чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом». Но магический атрибут не смог совладать с собой, поэтому вырвался из рук похитителей и упал на землю.

Зеркало разбилось на миллионы осколков, и ветер разнес эти маленькие бриллианты по всему миру. Те несчастным, кому осколок попал в глаз, видели плохие стороны жизни. Если же кусочек зеркала устремится в самое сердце, то оно превратится в кусок льда.


Маленькому Каю повезло меньше всех: когда он сидел возле кустов с розами, ему что-то попало в глаз и кольнуло в сердце. С тех пор характер мальчика претерпел изменения: он начинает смеяться над бабушкой и издеваться над Гердой. Главный герой больше не восхищается цветами, зато его привлекает красота снежинок, которые имеют идеальную геометрическую форму.

Однажды зимой Кай пошел на площадь, дабы покататься на санках. Внезапно главный герой увидел красавицу в белоснежном костюме – Снежную королеву, которая выбрала мальчика, потому что осколки околдовали его сердце. Кай был очарован незнакомкой и прицепился к ее саням, а королева завернула ребенка в шубу, затем поцеловала его, и скрылась восвояси. Пребывая в объятиях владелицы ледяного трона, ребенок забыл о родителях и Герде, которая верила, что ее друг остался жив и отправилась на поиски.


Девочке пришлось пройти через огонь, воду и медные трубы, чтобы отыскать Кая. Тем временем синий от холода Кай, который не чувствовал мороза из-за поцелуя Снежной королевы, складывал из льдинок различные фигурки. Мальчик хотел сложить слово «вечность», тогда похитительница одарила бы его подарками. Девочка растопила лед в душе Кая с помощью слез и любимого псалма: мальчик заплакал и осколок выпал из его глаза. Когда Кай и Герда вернулись домой, выяснилось, что главные герои заметно повзрослели.

  • То, что книжных героев используют как психологические типажи, – уже не новость. Например, в трудах исследователей присутствует психотип , и даже Кай стал центром научных трудов. Говорится, что человек, который имеет типаж мальчика из сказки, боится чувств и не верит собственному счастью.
  • В мультипликационном советском фильме, который вышел в 1957 году, рисовка Снежной королевы отличается от других персонажей. Особенность эта объясняется тем, что героиня создавалась при помощи техники «ротоскопирования», которую в России называли «эклер».

  • Мюзикл «Снежная королева» порадовал зрителей 31 декабря 2003 года. Главные роли достались Цитаты
    «Крошечный осколок попал Каю прямо в сердце. Теперь оно должно было превратиться в кусок льда. Боль прошла, но осколок остался».
    «Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних».
    «Эту розу точит червь!»
    «- Погляди в стекло, Герда, - сказал он.
    Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво!
    - Видишь, как хитро сделано! - сказал Кай. - Гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если б только они не таяли!»

Иногда расхожие утверждения можно опровергнуть. Считается, что в одну воду нельзя войти дважды, но «История Кая и Герды» в Мариинке - второе обращение театра к этой опере Сергея Баневича и, возможно, более удачное, чем первое.

«ХОЛОД ВЕРШИН»

Удачным был уже просто выбор режиссера - Алексея Степанюка . Пожалуй, он сейчас один из немногих постановщиков, кто умеет проникать вглубь и музыки, и либретто, находя в них потаенные смыслы, бережно и деликатно относясь к позиции автора. А музыка Баневича, сложная своими подтекстами, непростыми музыкальными ходами, таящая в себе и темперамент, и интеллектуальную мощь композитора, требовала именно такого, настроенного на ту же волну интерпретатора.

Год назад, под Рождество, Степанюк уже поставил в Мариинском театре оперу Баневича «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» по первой части биографической трилогии Льва Толстого .

Это был трагический спектакль о том, что жизненный путь человека не бывает без потерь,

что одна из самых первых наших утрат - это безвозвратно ушедшее детство, неизбежно потеряв которое, мы теряем множество дорогих нам вещей - от голоса мамы до радости от луча солнца, скользящего утром по подушке.

Либретто «Истории Кая и Герды» написано Татьяной Калининой , как это всем ясно, по мотивам «Снежной королевы» Андерсена . Сказки, обязательной для прочтения любому ребенку, растущему в более или менее любящей семье. Но Андерсен, которого мы сейчас читаем, это не совсем тот датский сказочник, которого знает весь мир. Наш российский Андерсен адаптирован под детское восприятие переводчиками.

Подлинный Андерсен, который издавался в России до 1917 года и сейчас может быть прочитан в репринтных изданиях – это довольно-таки жесткий писатель с мистериальным началом. В его мировосприятии есть и трагизм, и некое любование чарами Танатоса. Впрочем, при вдумчивом прочтении отголоски этого можно найти и в некоторых современных переводах, вспомним хотя бы «Русалочку» или «Цветы маленькой Иды».

Снежная королева неадаптированного Андерсена - это квинтэссенция равнодушия и воплощения всех бесчеловечных начал в личности,

это жестокая красота, любование которой обрекает на погибель. Всего этого нет в современных переводах Андерсена на русский язык, но каким-то образом есть всполохами в музыке Сергея Баневича.

Разумеется, этот жуткий «холод вершин», как писал поэт о другом скандинаве, Генрике Ибсене , есть в концепции режиссера. Впрочем, она словно раздваивается на параллельные линии - если этот спектакль смотрят дети, то для них это увлекательная сказка-приключение. Если же «Историю Кая и Герды» смотрят взрослые - для них на сцене трагическая история утраты и чудесного обретения, история потерянного поколения (Кай и Маленькая разбойница), которое стало таким от недостатка любви и которое может спасти только любовь. Потому что, как сказано в Евангелии, без любви человек «медь звенящая», холодный металл с пустым звуком.

Сложность «Истории Кая и Герды» Сергея Баневича и Алексея Степанюка в ее кажущейся простоте.

Но как бы между строк, на уровне интуиции (а обращение к подсознанию зрителя традиционно для спектаклей Алексея Степанюка) зритель идет от частного к общему. Разбитое троллями зеркало - это в спектакле Мариинского театра глобальная катастрофа, это заражение мира бациллой равнодушия и бесчеловечности, когда традиционные ценности нивелируются. И мир теряет юные сердца, реанимировать которые затем стоит большого труда.

ПАДАЕТ СНЕГ…

Звучит третий звонок, гаснет свет и в оркестровой яме появляется дирижер (Заурбек Гугкаев ). Он улыбается, отвешивает легкий поклон публике и… снимает цилиндр - абсолютно нехарактерную для дирижеров деталь одежды. Эта крошечная деталь, придуманная режиссером, сразу же настраивает внимание зрительного зала на что-то необыкновенное. Маэстро в этом контексте словно рассказчик, ведь ведомый им оркестр на протяжении двух часов будет «рассказывать» чарующую, богатую нетривиальными мелодиями музыку Сергея Баневича. И Гугкаев делает это элегантно и с неподражаемым азартом.

Основная часть исполнителей, занятых в «Истории Кая и Герды» - ученики Академии молодых певцов Мариинского театра, артисты,

выпестованные Ларисой Гергиевой . Ее вкус, такт и умение работать с солистами чувствуются в спектакле. В принципе, появляющиеся в последние сезоны на сцене Мариинского театра спектакли, где заняты ученики Академии – это все успешные и очень нужные и будущим «звездам», и публике проекты Ларисы Гергиевой.

В «Истории Кая и Герды» нет строгого следования фабуле «Снежной королевы», ряд сюжетных линий опущены, по сути, Сергей Баневич и Татьяна Калинина создали вполне самостоятельное произведение по мотивам сказки Андерсена. Например, они ввели нового персонажа - Фонарщика (Максим Булатов ), который словно «координирует» действие, придавая ему волшебность.

Сценография спектакля (сценограф и автор костюмов Елена Орлова ) - легкие передвигающиеся конструкции, которые превращают сцену то в городскую площадь, где Кай (Савва Хастаев ) попался на глаза Снежной королеве, то в дом Бабушки (очень заразительная и обаятельная Елена Витман ), то в стан разбойников.

И «лейтмотив» видеоряда - это падающий снег. То колючий и зловещий, то легкий, пушистый, уютный.

Еще одна деталь - традиционные лапландские сани, на них появляется Снежная королева (очаровательная обладательница сильного голоса Анна Кикнадзе ). На таких санях Маленькая разбойница (Регина Рустамова , создавшая очень неоднозначный образ) провожает Герду (Анастасия Донец ) на поиски Кая.

Сцена Маленькой разбойницы и Герды - одна из самых трогательных в спектакле. Герда – Донец – чистая, искренняя и трогательная, в какое-то мгновение в глазах Рустамовой – Маленькой разбойницы проскальзывает грусть. Грусть, что у нее в жизни нет такой великой любви, спасая которую можно рвануть, не разбирая пути, хоть на край света. И она дает Герде в провожатые смелого Северного оленя (Энхбат Тувшинжаргал ). Елена Орлова надела на исполнителя этой партии практически аутентичный лапландский фольклорный костюм, таким образом словно «очеловечив» этого верного рыцаря Герды.

«История Кая и Герды» - это сказка, населенная не только главными героями, но и троллями, горожанами, разбойниками, создающими особую волшебную атмосферу и, как всегда в спектаклях Алексея Степанюка,

у миманса нет ни одного проходного персонажа, каждый из тех, кто появляется на сцене, индивидуален, наделен своим характером.

Среди них, например, мы неожиданно видим двух знакомых нам героев - храброго оловянного солдатика и его возлюбленную - балерину. Их танец (хореограф спектакля Илья Устьянцев ) - словно напоминание еще об трагической любовной истории, рассказанной Андерсеном.

А вообще история, начавшаяся с разбитого троллями зеркала, завершается светло и радостно. Сначала на заднике загораются слова «Я люблю», как молитва Герды, которая помогла ей расколдовать Кая, отогреть его сердце, а потом герои переносятся в свой город, на площадь.

И здесь у всех, кто находится на сцене, в руках оказывает по свече, и одной из финальных фраз спектакля становится почти что заклинание: «Пусть будет счастье в каждом доме!». Та самая свеча, которую иногда невидимо, а здесь вполне реально, любит вводить в свои спектакли Алексей Степанюк, и здесь ей соответствует светлая и добрая музыка Сергея Баневича. Свеча надежды, свеча, побеждающая мрак отчаяния и холод безразличия и уныния. Пусть будет радость в каждом доме. Пусть будет.

Фото: Наташа Разина, Валентин Барановский / Мариинский театр

Похожие статьи