Кохановский В. Философия

27.09.2019
1. Предмет философии.................................................5
2. Специфика философского знания..........................9
3. Основные части (структура) философии.............. 18
4. Место и роль философии в культуре ....................21
Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития....27
1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)... 27
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии 30
3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития ...73
Глава III. Бытие и материя.....................................90
1. Понятие "бытие": философский смысл................90
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия........90
3. Бытие: единство мира............................................92
4. Многообразие мира как проблема...................... 100
5. Материальное единство мира и его многообразие ....................... 106
Глава IV. Диалектика...................................................130
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........................ 130
2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции............ 133
3. Детерминизм и индетерминизм.......................... 150
4. Закон. Динамические и статистические закономерности........................... 162
5. Границы, сфера действия диалектического метода....................................... 172
6. Метафизика и ее значение для познания ........... 180
Глава V. Человек..........................................................190
1. Понятие человека. Человек и природа............... 190
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека.... 206
3. Смысл человеческого бытия................................214
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах ................218
Глава VI. Человек и его сознание.................................229
1. Проблема сознания в истории западной философии...........................229
2. Гносеологический смысл сознания.....................233
3. Этический смысл сознания.................................235
4. Онтология сознания.............................................240
5. Язык, общение, сознание....................................243
6. Сознание, память, самосознание........................249
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания...................257
8. Сознание и бессознательное ................................275
Глава VII. Общество....................................................287
1. Общество и его структура.................................... 287
2. Общество как саморазвивающаяся система.......298
3. Гражданское общество и государство..................308
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития ........... 312
Глава VIII. Человек и общество....................................332
1. Человек в системе социальных связей................ 332
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие...335
3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право 344
4. Религиозные ценности и свобода совести..........353
5. Личность: проблемы свободы и ответственности .........................362
Глава IX. Познание......................................................375
1 Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм...... 375
2. Познание, творчество, практика......................... 388
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности...399
4. Единство чувственного и рационального...........407
5. Истина и заблуждение..........................................415
6. Действительность, мышление, логика, язык......425
7. Понимание и объяснение....................................432
8. Вера и знание ........................................................441
Глава X. Научное познание и знание.............................448
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448
2. Структура научного познания, его уровни и формы.................................461
3. Методы научного исследования..........................472
4. Рост научного знания...........................................484
5. Научные революции и смена типов рациональности...................496
6. Общество, наука, техника ....................................503
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира......................515
1. Взгляд науки.........................,.,.............................515
2. Философия: человек и мир.................................. 520
3. Религиозные версии мироздания ........................ 523
Глава XII. Будущее человечества..................................531
1. Человечество как субъект истории................... 531
2. Мировая ситуация начала XXI столетия............. 537
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней...................................542
4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур................. 557
Заключение ................................................................571

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с. (Серия "Высшая школа")
Философия. Под ред. Кохановского В.П.Авторы: Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П.

ББК А5я72-1
Ф 56

Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек
Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т.И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".
Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

ISBN 5-222-03697-9

(c) Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003
(c) Оформление, изд-во "Феникс", 2003

Введение..........................................................................3
Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.............. 5
1. Предмет философии.................................................5
2. Специфика философского знания..........................9
3. Основные части (структура) философии.............. 18
4. Место и роль философии в культуре....................21
Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития....27
1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)... 27
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии 30
3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития...73
Глава III. Бытие и материя.....................................90
1. Понятие "бытие": философский смысл................90
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия........90
3. Бытие: единство мира............................................92
4. Многообразие мира как проблема...................... 100
5. Материальное единство мира и его многообразие....................... 106
Глава IV. Диалектика...................................................130
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........................ 130
2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции............ 133
3. Детерминизм и индетерминизм.......................... 150
4. Закон. Динамические и статистические закономерности........................... 162
5. Границы, сфера действия диалектического метода....................................... 172
6. Метафизика и ее значение для познания........... 180
Глава V. Человек..........................................................190
1. Понятие человека. Человек и природа............... 190
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека.... 206
3. Смысл человеческого бытия................................214
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах................218
Глава VI. Человек и его сознание.................................229
1. Проблема сознания в истории западной философии...........................229
2. Гносеологический смысл сознания.....................233
3. Этический смысл сознания.................................235
4. Онтология сознания.............................................240
5. Язык, общение, сознание....................................243
6. Сознание, память, самосознание........................249
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания...................257
8. Сознание и бессознательное................................275
Глава VII. Общество....................................................287
1. Общество и его структура.................................... 287
2. Общество как саморазвивающаяся система.......298
3. Гражданское общество и государство..................308
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития........... 312
Глава VIII. Человек и общество....................................332
1. Человек в системе социальных связей................ 332
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие...335
3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право 344
4. Религиозные ценности и свобода совести..........353
5. Личность: проблемы свободы и ответственности.........................362
Глава IX. Познание......................................................375
1 Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм...... 375
2. Познание, творчество, практика......................... 388
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности...399
4. Единство чувственного и рационального...........407
5. Истина и заблуждение..........................................415
6. Действительность, мышление, логика, язык......425
7. Понимание и объяснение....................................432
8. Вера и знание........................................................441
Глава X. Научное познание и знание.............................448
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448
2. Структура научного познания, его уровни и формы.................................461
3. Методы научного исследования..........................472
4. Рост научного знания...........................................484
5. Научные революции и смена типов рациональности...................496
6. Общество, наука, техника....................................503
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира......................515
1. Взгляд науки.........................,.,.............................515
2. Философия: человек и мир.................................. 520
3. Религиозные версии мироздания........................ 523
Глава XII. Будущее человечества..................................531
1. Человечество как субъект истории................... 531
2. Мировая ситуация начала XXI столетия............. 537
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней...................................542
4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур................. 557
Заключение................................................................571

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с. (Серия "Высшая школа")
Философия. Под ред. Кохановского В.П.Авторы: Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П.

ББК А5я72-1
Ф 56

Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек
Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т.И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".
Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

ISBN 5-222-03697-9

(c) Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003
(c) Оформление, изд-во "Феникс", 2003

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня. 2. Определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований. 3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970), "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно".

И сегодняшнее значение философии в том, "что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень

"общего". Философия занимается более общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др.

1 См.: Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999. С. 83, 89.

В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как "... наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также "учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру" .

2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 726.

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как "любви к мудрости". Именно так переводится само слово "философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость?

Древние греки определяли мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет философии - это учение о добре и зле.

Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ - Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д.

Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

Кохановский В.П. и др.

Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 603 с. (Изд. 6-е)
Серия Высшее образование
ISBN 978-5-222-14565-4
DjVu 13,8 Mb

Качество: сканированные страницы

Язык: Русский

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»).
Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.
Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

От авторов
Эта книга предназначена для аспирантов и соискателей - молодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. Она дает им возможность подготовиться к наиболее серьезному в их жизни официальному экзамену по философии - кандидатскому экзамену. Поэтому мы находим возможным обратиться непосредственно к самим будущим читателям книги.
Рассматривая проблему философии науки, мы имели в виду не отдельные науки, которые, конечно, сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Можно сказать, что речь идет о «науке вообще», которая, при всем многообразии своих обликов, несомненно, отличается от других сфер человеческой жизни- производства, морали, искусства, религии, обыденного сознания и т. п.
Мы надеемся, что предлагаемое вашему вниманию учебное пособие в равной мере будет полезным для представителей всех частных научных дисциплин - как для «физиков», так и для «лириков».

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  • §1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание
  • §2. Научное знание как система, его особенности и структура
  • §3. Наука и философия. Наука и искусство
  • §4. Классификация наук
  • §5. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества

ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

  • §1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле
  • §2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки
  • §3. Средневековая наука
  • §4. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре
  • §5. Наука в собственном смысле: главные этапы становления
  • §6. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки
  • §7. Технологическое применение науки. Формирование технических наук

ГЛАВА III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • §1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование
  • §2. Особенности эмпирического исследования
  • §3. Специфика теоретического познания и его формы
  • §4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент
  • §5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории
  • §6. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования
  • §7. Научная картина мира, ее исторические формы и функции

ГЛАВА IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

  • §1. Динамика научного знания: модели роста
  • §2. Формирование первичных теоретических моделей и законов
  • §3. Становление развитой научной теории
  • §4. Проблемные ситуации в науке
  • §5. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
  • §6. Общие закономерности развития науки

ГЛАВА V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • §1. Метод и методология
  • §2. Классификация методов
  • §3. Основные модели соотношения философии и частных наук
  • §4. Функции философии в научном познании
  • §5. Общенаучные методы и приемы исследования
  • §6. Понимание и объяснение

ГЛАВА VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

  • §1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
  • §2. Научные революции как перестройка оснований науки
  • §3. Глобальные революции и смена типов научной рациональности

ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

  • §1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки
  • §2. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска
  • §3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира
  • §4. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки
  • §5. Этические проблемы науки XXI в.
  • §6. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации
  • §7. Сциентизм и антисциентизм
  • §8. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

ГЛАВА VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ

  • §1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе
  • §2. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей. В. Виндельбанд, Г. Риккерт)
  • §3. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера
  • §4. Философская герменевтика и гуманитарное знание (Г. Гадамер)
  • §5. Особенности современного социального познания
  • §6. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии

ГЛАВА IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

  • §1. Наука как социокультурный феномен
  • §2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
  • §3. Эволюция способов трансляции научных знаний
  • §4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Кохановский В.П.

Философия

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Введение..............................................................3

Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.....5

1. Предмет философии..................................................5

2. Специфика философского знания......................................9

3. Основные части (структура) философии..............................18

4. Место и роль философии в культуре.................................21

Глава II. Становление философии.

Основные этапы ее исторического развития...................27

1. Происхождение философии.

(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)...............27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии....30

3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.:

ее смысл, основные направления и этапы развития...................73

Глава III. Бытие и материя...........................................90

1. Понятие "бытие": философский смысл................................90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия............................90

3. Бытие: единство мира..............................................92

4. Многообразие мира как проблема...................................100

5. Материальное единство мира и его многообразие....................106

Глава IV. Диалектика................................................130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........130

2. Структура диалектики,

ее регулятивный характер и основные функции......................133

3. Детерминизм и индетерминизм......................................150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности..............162

5. Границы, сфера действия диалектического метода...................172

6. Метафизика и ее значение для познания............................180

Глава V. Человек....................................................190

1. Понятие человека. Человек и природа..............................190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека........................206

3. Смысл человеческого бытия........................................214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.......218

Глава VI. Человек и его сознание....................................229

1. Проблема сознания в истории западной философии...................229

2. Гносеологический смысл сознания..................................233

3. Этический смысл сознания.........................................235

4. Онтология сознания...............................................240

5. Язык, общение, сознание..........................................243

6. Сознание, память, самосознание...................................249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.................257

8. Сознание и бессознательное.......................................275

Глава VII. Общество.................................................287

1. Общество и его структура.........................................287

2. Общество как саморазвивающаяся система...........................298

3. Гражданское общество и государство...............................308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312

Глава VIII. Человек и общество......................................332

1. Человек в системе социальных связей..............................332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,

личность и массы, насилие и ненасилие............................335

3. Нравственные и эстетические ценности

и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право...........344

4. Религиозные ценности и свобода совести...........................353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности.....................362

Глава IX. Познание..................................................375

1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,

многообразие форм................................................375

2. Познание, творчество, практика...................................388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в

познавательной деятельности......................................399

4. Единство чувственного и рационального............................407

5. Истина и заблуждение.............................................415

6. Действительность, мышление, логика, язык.........................425

7. Понимание и объяснение...........................................432

8. Вера и знание....................................................441

Глава X. Научное познание и знание..................................448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448

2. Структура научного познания, его уровни и формы..................461

3. Методы научного исследования.....................................472

4. Рост научного знания.............................................484

5. Научные революции и смена типов рациональности...................496

6. Общество, наука, техника.........................................503

Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира...........515

1. Взгляд науки.........................,.,........................515

2. Философия: человек и мир.........................................520

3. Религиозные версии мироздания....................................523

Глава XII. Будущее человечества.....................................531

1. Человечество как субъект истории.................................531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия.............................537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней.................542

4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур.....557

Заключение..........................................................571

ВВЕДЕНИЕ

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Кохановский Валерий Павлович (04.05.1939) - специалист по диалектике и методологии познания; доктор философских наук, профессор. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил геолого-географический факультет Ростовского университета (1961), аспирантуру на кафедре философии в Ростовском инженерно-строительном институте (1968). С 1973 - на кафедре диалектики и методологической философии факультета Ростовского университета: доцент, профессор, с 1984 - зав. кафедрой. В 1984 1989 - декан философского факультета Ростовского университета. Кандидатская диссертация - «Категория возникновения». Докторская диссертация - «Историзм как принцип диалектической логики».

В трудах Валерия Павловича разрабатываются принципы диалектики, проблемы взаимосвязи уровней методологии, специфики познания социальных явлений. Обосновывается идея о том, что все элементы диалектики (а не только некоторые из них) являются универсальными нормами, всеобщими регулятивами всех форм деятельности людей, а не только познания.

Книги (6)

История философии

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Философия". История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни общества.

Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии. Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

Основы философии

Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений

Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ.

Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала.

Философия науки в вопросах и ответах

В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Философия: конспект лекций

В предлагаемом учебном пособии сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, теоретической и социальной философии.

Рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, интересующихся актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

Похожие статьи