Как раскрыть потенциал мозга на 100 процентов. Как развивать мозг: полезные советы

16.06.2019

В образовательных учреждениях нам стараются дать общие знания из разных сфер жизни, однако не учат непосредственно мыслить. Во время учебы дети запоминают определенные формулы, факты, причинно-следственные связи, но самостоятельной продуктивной работы мозга почти не происходит. А умение нестандартно, креативно мыслить является как раз тем инструментом, который помогает миллионерам становиться миллионерами, изобретателям – продуцировать новые идеи, ученым – совершенствовать технологии и т.д. Для прогресса всего общества отдельным личностям необходимо использовать свои скрытые возможности. А представьте, если бы каждый из нас стал использовать свои способности по полной? Мы бы и природу смогли сохранить, и новые источники энергии нашли, и лекарства от всех болезней изобрели, и жили бы без войн и катастроф.

Как работает наш мозг?

В стандартных бытовых ситуациях от человека не требуется каких-то сверхъестественных действий или знаний, потому мозг и не продуцирует никаких новых идей и не использует скрытые возможности. В нестандартных, экстренных ситуациях, наоборот, мозг «включается» на полную и предлагает определенное решение с целью снятия психоэмоционального напряжения. Все ограничения по поводу того, что мы можем или не можем делать, только в нашей голове. Все могут запоминать огромные объемы информации, решать сложные задачи, вспоминать то, что казалось давно забыто.

Способы развития нестандартного мышления

Чтобы использовать те возможности, которые не очень нужны в повседневной жизни, надо предлагать своему мозгу нестандартные задачи. Это и ежедневное заучивание 5-7 иностранных слов, и решение логических головоломок, и осуществление в уме сложных математических операций с трехзначными числами. Методика развития своего скрытого потенциала и развития умственных способностей может быть любой.

Чтобы начать развивать свой мозг, наладить межполушарные связи в нем, дать мозгу и себе некий импульс для работы, можно использовать следующие техники и упражнения:

1) Выполняйте перекрестные движения, например, махи, когда правая нога, согнутая в колене, должна коснуться левого локтя и наоборот. Эти упражнения активизируют оба полушария головного мозга и снимают умственную усталость.

2) Попробуйте одновременно выполнять вращение двумя руками в противоположных направлениях: прямая правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против часовой стрелки.

3) Соединяйте пальцы в колечки: на правой руке – от указательного до мизинца, соединяя их по очереди с большим пальцем, а на левой – в обратном направлении.

4) Выберите какой-то предмет, имеющийся в вашей квартире, и придумайте ему 5-10 способов применения в быту.

5) На чистом листе напишите своей ведущей рукой одно слово. Затем постарайтесь написать это слово второй рукой. Далее возьмите ручки или карандаши в обе руки и постарайтесь сразу писать двумя руками: одной – прямо, а другой – в зеркальном отражении. Если писать сложно – можно сначала рисовать фигуры: от квадрата до звездочки.

6) Произносите длинные слова наоборот, не записывая их при этом. Например, курица – ацирук.

7) Купив очередную книгу любимого автора, не заглядывайте в аннотацию, а начинайте читать. Когда дойдете до какого-то захватывающего момента, закройте книгу и постарайтесь представить, что будет дальше. Затем сравните свои представления. Так вы сможете развить способность предвосхищать события.

8) Учитесь наблюдать и припоминать. Сначала можно сосредоточиться на одном предмете, бросив на него взгляд и стараясь воспроизвести как можно больше деталей, его характеризующих. Затем сосредоточьте внимание на окружающей обстановке в доме или на улице и также как можно более полно воспроизводите детали. Самым сложным упражнением является припоминание вечером всех событий, случившихся за день: с кем общались, кого встречали, какие машины проезжали мимо, что ели на обед и т.д.

Таких способов очень много. Можно развивать мозг с помощью игр с друзьями: придумывать ассоциации, составлять новые названия давно знакомым предметам, сочинять стихи. Важно лишь не давать своему мозгу застаиваться, а постоянно подкидывать ему новые задачки.

Цель йоги – самадхи, непрерывное погружение, слияние ума с внутренней оболочкой тела души. Эта оболочка – бессмертное духовное тело, которое, постоянно воплощаясь, меняет смертные физические тела. Оно хранит в себе полное знание о мироздании и его истоках, оно – свободно и самодостаточно, наполнено нескончаемой радостью своего собственного бытия.

Проблема в том, что у человека отсутствует осознанный контакт с телом души. Мы не рождаемся духовно пробужденными, а процесс такого пробуждения требует времени и практики.

Чтобы осознать внутреннее тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации. Через оптические нервы сигнал от глаз передаётся в таламус и затем в гипофиз. При продолжительном и регулярном процессе такой садханы происходит включение функций гипофиза, таламуса и желудочков мозга. Этот процесс активизирует также пробуждение функции третьего глаза – шишковидной железы. Параллельно происходит «отключение» сознания от внешних форм деятельности органов чувств и прекращение стимуляции мозга через внешние объекты. Это состояние известно как пратьяхара (пратья – восприятие хара – смешать, удалять, прекращать). В дальнейшем процесс приводит сознание к полному раскрытию и возможности видеть и воспринимать феномены, независимые от физиологической и предметной реальности внешних объектов.

Ключевыми механизмами переключения восприятия, задействованными в йоге, являются следующие разделы мозга и нервной системы: таламус, гипоталамус, гипофиз, мозжечок, четыре желудочка мозга.

Аспекты физиологической эволюции разделов мозга в духовной практике – тема весьма сложная для обсуждения по двум причинам: 1) наука не располагает объективными и достоверными сведениями о скрытом потенциале мозга; 2) наука рассматривает функционирование мозга лишь в контексте общепринятых научных теорий.

В то же время йога как знание уже обладает информацией по раскрытию способностей мозга, которой нет в общепризнанных научных исследованиях.

Внутренние и внешние процессы развития мозга и нервной системы в йоге происходят совершенно иначе и с другой интенсивностью, чем при обычном образе жизни, и сами практики, при которых происходит пробуждение сознания, требуют немалого времени и усилий. Недостаток времени и мотивации – наибольшая проблема для освоения этого рода методов.

Христос сказал: «Когда око будет едино, тело будет полно света». Йоги воспринимают контекст данной фразы как указание на метод созерцания – дришти.

Айтарея упанишада говорит о том, что душа входит в тела через брахма рандхру – отверстие в макушке головы и пребывает там до момента смерти.

В обычном состоянии душа проявляет себя через зрительные ощущения - оптические нервы таламуса соединяют глаза с мозгом. Возможность видеть – работа не глаз, а мозга.

Единое око – это потенциал сознания, способный видеть все объекты в свете тела души.

Адепты йоги уверены в том, что мозг человека подобен эмбриону, возможности которого задействованы на 2-3 процента. И полноценные способности мозга можно раскрыть йогой, пробуждая один за другим определённые его отделы, а также также блокируя деятельность других отделов, которые выбрасывают сознание вовне. Ключевыми являются продолговатый мозг, гипофиз, таламус, гипоталамус и шишковидная железа.

Священные тексты упоминают о древе жизни, это древо жизни – мозг и нервная система. Это дерево растет ветвями вниз, а корни его уходят вверх в головной мозг. Отделы мозга, отвечающие за динамичную деятельность сознания, подобны ступам колеса – от лобных до затылочных долей. Здесь все центры: слуха, зрения, осязания, обоняния, инстинктивной и интеллектуальной активности.

В процессе йоги одни функции блокируются, другие развиваются. Шишковидная железа воздействует на гипоталамус. Он, в свою очередь, замедляет и переключает сознание с внешних объектов на внутренние процессы. Шишковидная железа располагается в центре головы, немного выше и за гипофизом. Шишковидная железа – это рудиментарный орган, который в состоянии медленно эволюционировать. По мнению учёных, «третий глаз» – это архаизм, и все заявления о его функционировании лишены научного обоснования. Этот орган (шишковидная железа) величиной меньше горошины вообще невозможно идентифицировать как самостоятельный отдел мозга.

Третий желудочек мозга является местом её пребывания. Возможность чувствовать феномен «третьего глаза» происходит через пробуждение области шишковидной железы.

Импульсы, получаемые в процессе концентрации, передаются в шишковидную железу и третий желудочек мозга, где все органические функции и психические силы ментального тела соединяются. Концентрация может выполняться на свече или на ее отраженном свете. Но сама по себе техника требует пояснения.

С одной стороны, внешняя система органов чувств и питаемый ей ум блокируются гипоталамусом, с другой – вся психическая сила человека начинает генерироваться внутри.

Что подразумевают йоги под развитием сознания? – Возможность ума подниматься над ощущениями.

Внутри мозга существуют как женские, так и мужские элементы. Ими являются гипофиз и шишковидная железа. Их соединение и есть ардха наришвара (форма Бога, где половина – мужское, половина – женское тело) – самодостаточная форма сознания, у которой нет необходимости в половой идентификации. Практикой йоги достигается единство, гармония этих двух начал внутри мозга. Йогину это даёт состояние естественной брахмачарьи – внутренней самодостаточности и состояния любви, не обусловленной инстинктом продолжения рода и притяжением объектами противоположного пола.

Сожжение Камы (Бога любви) Шивой – символ трансформации сексуального желания в сверхспособности. Чувственная информация передаётся через взгляд и поэтому развитие центра желания тесно связано с развитием зрительного восприятия.

Внутренняя свобода – это плод интуиции, в случае, когда гипофиз и шишковидная железа будут полностью развиты, их совместные вибрации откроют способность пробуждения «глаза души».

Тайтирия упанишада провозглашает: «Эта древняя йога известна нам от тех риши, которые передали её нам. Ты должен медитировать на том, кто присутствует в Агни как Bhuh, в воздухе как Бхувах, в Солнце как Svah, в Брахмане как Махат». В ведах – это три мира: 1) грубых форм материи, 2) промежуточная сфера, 3) духовные и сверхсознательные сферы (Маха, Джана и Тапа локи). В физическом теле существуют определённые соответствия этим сферам.

Агни (Огонь) – это таламус, который находится в первом желудочке мозга. Сурья (Солнце) – это полосатое тело (corpus striatum), второй желудочек. Махат (Разум), находящийся в брахмарандхре, – шишковидная железа, третий желудочек. Вайю (воздух) – продолговатый мозг, четвёртый желудочек. Один из наиболее ценных манускриптов Шива йоги считает главными эти четыре отдела.

В процессе роста мозг раскрывается из небольшой нервной трубки в три грушевидные полости: передний мозг, средний мозг и задний мозг. Он продолжает рост, пока все слои до конца не сформируются. Изначальная нейронная трубка обладает структурой углубления, поэтому позвоночник (спинной мозг) имеет форму трубки. Углубления прежней трубки существуют в мозговых полушариях как два углубления – боковые ответвления. Далее третий желудочек развивается между двух больших по объёму масс нервных клеток, которые лежат в основании переднего мозга и называются талами. Средний мозг – маленький, он соединяет два полушария с задним мозгом; проход, идущий через средний мозг, называется варолиевым мостом. Он соединяет третий желудочек с четвёртым, затем он развивается в четвёртый желудочек, соединённый с задним мозгом. С заднего мозга количество важных структур множится. Нервная ткань, соединяющая два полушария, соединяет мозжечок и два полушария мозга. Если сравнивать мозг с деревом, то его стволом будет спинной мозг, который продолжается, переходя в продолговатый мозг внутри головы. Продолговатый мозг – это область пребывания главной праны (сушумна и её окончание). Это сила, содержащая в себе и поддерживающая все области и жизненные силы.

Сенсорные впечатления зрения мозг трансформирует в видение.

Мозг напоминает ствол дерева, из которого по бокам вырастают две кроны – правое и левое полушария. Если мы пойдём по дереву дальше, внутрь головы, мы обнаружим желудочки мозга – важные центры, управляющие деятельностью полушарий, которые представляют собой железы, формы серого и белого вещества, примыкающие к правому и левому полушариям.

Активность внешних чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания, регулируется областями, распространяющимися от затылка к лобным долям полушарий, это семь спиц «колеса жизни». На тонком уровне есть также связь отделов мозга с функциями чакр.

Гипофиз

Задачей гипофиза является развитие тела в соответствии с развитием в нём сознания. Это и процессы роста тела по мере его взросления и процессы реакций. Активность гипофиза управляется через третий желудочек мозга и область шишковидной железы.

У гипофиза существуют передние и задние доли. Шишковидная железа связана с задней долей гипофиза. Гипофиз управляет системой всех желёз тела. Третий желудочек мозга – узкий проход, находящийся в основании полушарий и затем разветвляющийся на две области. Шишковидная железа располагается за узким проходом до разветвления и представляет собой узелок нервной ткани и серого вещества. Область шишковидной железы располагается за четверохолмием (corpora quadrigemina), относящимся к области среднего мозга.

Гипофиз является наиболее важной частью, так как он создаёт настрой и согласует деятельность разных желёз тела, контролирует биоритмы и процессы развития тела. Он же приводит в действие генетическую программу полового созревания тела и сам момент включения в определённом возрасте половых гормонов. Шишковидная железа, воздействуя на гипофиз, замедляет процессы включения этой функции и позволяет сознанию создать барьер между реакцией гормонов и решением.

Шишковидная железа

У значительной части людей этот орган находится в рудиментарном состоянии, хотя в ряде случаев он может эволюционировать. В своём полном развитии он помогает адептам йоги воспринимать феномен времени как постоянную величину, а не фрагменты из прошлого настоящего и будущего. Время существует на материальном уровне как математическая величина. В индивидуальном опыте его восприятие может ускоряться или замедляться и даже останавливаться. Тексты йоги описывают шишковидную железу как «третий глаз», который символически изображается на лбу. Известны изображения Шивы с «третьим глазом» в форме пламени. В обычных людях функция «третьего глаза» полностью утрачена из-за сексуальных пристрастий, так как развитие этого центра возможно, только если ум свободен от влияния страсти, и тонкая энергия, которая уходит на секс, будет генерироваться внутри мозга. Если человек пресечёт склонность к похоти, возможна дальнейшая эволюция этого центра. Эту область можно развить до определённого уровня активности, и в этом случае уму открывается его вселенское измерение. Полный процесс Дришти йоги – это открытие такого измерения.

Открытие «третьего глаза» – это раскрытие функции шишковидной железы так же, как и функций гипофиза, таламуса и гипоталамуса и других желудочков мозга, которые управляют режимом мышления и функциями всей высшей нервной деятельности. Создаются новые нейронные связи, и все эти отделы мозга в совокупности формируют совершенно иной способ восприятия реальности.

Тем не менее, область вселенской мысли не ограничена лишь человеческим восприятием. Человеческая мысль могла появиться лишь в результате сдерживания действия и управления реакциями между побуждением и реализацией действия. У животных такой функции нет, так как они управляются инстинктивным разумом.

Эволюционируя, ум смещается с ориентации на внешние объекты, достигая полной интроверсии. Внешний мир как бы исчезает, мозг вбирает в себя силы и органические функции, концентрируя их энергию в области шишковидной железы.

Существуют некоторые сходства и различия между дришти йогой и кундалини йогой.

Кундалини спит – и «третий глаз» спит. Область кундалини – это тазовое сплетение, область «третьего глаза» – область мозга. Процесс пробуждения кундалини связан с усилиями и тяжёлой работой по раскрытию центров всего тела. Для такого пробуждения необходима вся жизненная энергия, которая накапливается благодаря практике пранаям.

Дришти (созерцание) связана лишь с пробуждением нескольких областей мозга.

Пробуждённая кундалини достигает причинного тела, которое имеет форму буквы «О» и соединяется с ним. Дришти йога практически отключает ментальное тело от физического носителя, воздействуя исключительно на те центры, которые связаны с высшей нервной деятельностью. «Вытягивание» астрального и ментального тела происходит без активных действий телом или активного контроля дыхания.

Существует несколько обоснований, когда отдельные методы йоги являются препятствиями для других. Например: хатха йога, практика асан и методы дыхания «сажают» сознание обратно в тело, заставляя тело отождествляться с ментальными и эмоциональными импульсами. Прорабатывая и встречая импульсы на пути в теле, сознание создает поток, включающий витальные энергии и праны. Ум при этом встречается с разными видами опыта и проходит полностью через все подсознательные и сознательные сферы.

Формы дришти йоги – это способ входа в тело света без погружения в физическое и психическое подсознантельное. Термин Шива йога предполагает проработку психо-эмоциональной кармы в контексте традиции вира шиваизма, интенсивного поклонения – как внутреннего, так внешнего.

При созерцании (дришти) пробуждается канал связи с телом души внутри мозга и связывает его физиологические функции тела с телом души, пребывающим в области третьего желудочка мозга. Постоянный процесс дришти (концентрации) на «третьем глазе» через оптические нервы таламуса постепенно приводит обыденное сознание к открытию этой области.

По сути, дришти йога используется один центр и связку центров аджна – сахасрара, который вытягивает все астральное тело.

Формы кундалини йоги также задействуют дришти – непрерывное удержание сознания в определённой точке, сопровождая данный процесс контролем дыхания. Удержание объекта происходит на фоне изменения физиологии процесса дыхания. Этот процесс включает интенсивные пранаямы мудры и бандхи.

В йоге методы концентрации и медитации часто содержат «стхана кальпану» – визуализацию процесса движения энергии и представление тонких центров, которые человек начинает чувствовать по мере продвижения в технике. Стхана – установка, удержание. Кальпана – воображение, представление объекта - когда в физическом теле представляются каналы и объекты, раскрытие которых только предстоит. Если практика регулярна, то воображение – кальпана – превращается в дхарану и дхьяну. В случае пранаямы и концентрации это не ментальный, а физиологический процесс.

Другая проблема в том, что для того, чтобы предаться медитации и созерцанию, нужно уже обладать устойчивым умом и пробужденным тонким телом. Условия для успешной медитации, когда техники созерцания по настоящему начинают работать – это ретриты и многочасовые погружения. В обычной жизни мы можем «поддерживать форму» более или менее продолжительными занятиями, но основной опыт предусматривает «погружение в йогу». Не важно при этом, о какой конкретно традиции, линии или практике идет речь.

Хатха йога и работа с физическим телом в известной степени пробуждают тонкие центры и каналы. Но, явно не до такой степени, чтобы полностью выкинуть сознание за пределы «карм ментального тела».

Иногда в процессе практики люди могут неосознанно открывать каналы, которые выбрасывают в мозг образы. В центральном канале существует канал читрини (читра - картина), который отвечает за «мультфильмы сознания» и способность человека их видеть. Сознание может переводить содержание ума в образы и, напротив, облекать образы в ощущения в теле. Обычно это процесс не управляемый никак осознанно. Образы спонтанно формируются умом и передаются в ощущения тела и наоборот.

Таламус и гипоталамус

Четвёртый желудочек мозга управляет подсознательными функциями, такими, как температура тела, ритмы дыхания и сердцебиения. Его структура представляет собой массу серого вещества. Эта нервная ткань передаёт сигналы от органов и выходит из продолговатого мозга как блуждающий нерв.

Блуждающий нерв управляет несколькими парами нервов - 12, это структура разветвляющихся нервов с основанием в области мозга, 8 из них являются его продолжением.

Дыхательный процесс управляется блуждающим нервом, в котором существуют афферентные (чувствительные) и эфферентные (двигательные) волокна. Эти волокна управляют функциями произвольных и непроизвольных вдохов-выдохов и идут к лёгким (там заканчиваются окончания блуждающего нерва). Остановка выдоха и остановка вдоха также регулируются этими нервными тканями.

Разрастание и сжатие, центробежные и центростремительные процессы, связанные с дыханием, управляются оттуда. Нервные волокна имеют основание в таламусе и полосатом теле, которые представляют собой массу серого вещества, оформленные в 4-й желудочек мозга. Центростремительные нервы таламуса описываются как языки пламени (Агни), так как они несут энергию от внешних впечатлений (в основном, зрительных) к главному сенсомоторному органу – таламусу.

Нижняя часть заднего мозга

В области четвёртого желудочка существует область четверохолмия, которая также побуждается к активности таламусом.

Таламус активирует передний гипофиз, а полосатое тело (corpus striatum) – задний. Гипофиз связан с межбровьем – фокусная точка центра межбровья, которая отвечает за процессы сдерживания эмоциональной активности. Полосатое тело (corpus striatum) и таламус осуществляют связь между физическим и эфирным телами, контролируя гипофиз.

Мозжечок – центр баланса физического тела и ориентации его в пространстве – располагается в области затылка. Мы не всегда можем управлять балансом тела с помощью сознательных усилий. Располагаясь в заднем мозге, мозжечок отвечает за навыки равновесия и ощущения тела в пространстве. Так, получая сигналы через мозг, нервная система автоматически отсылает их к спинномозговому отделу, мгновенно формируя реакцию.

Высшая и индивидуальная воля и интуиция

Инволюция сознания. Все процессы, проходящие в теле, направляются волей и интуицией – двумя аспектами сверхсознательной энергии. Когда в поле неразделённого сознания привносится индивидуализированное восприятие или Эго, высшая воля становится обычным витальным импульсом. Интуитивное и сверхсознательное знание становится частным процессом. Интегральное восприятие становится фрагментарным, делится в своём множестве, так как уже не направляется волей Высшего сознания, включающего в себя все элементы. Целостная картина разбивается на фрагменты, каждый из которых, взятый в ограниченном контексте, может быть противопоставлен другому фрагменту той же реальности.

Из такого разделённого восприятия строятся частные знания. Инструмент Эго раскрывает знание в попытках присвоить себе то, чем не в состоянии управлять. Это интеллектуальный и инстинктивный ум, направляемый разделением. В состоянии такого разделения сознания мы не принадлежим сами себе, нашему истинному Я, а принадлежим ложной идентификации самих себя в форме Эго. Кто мы – мы не знаем, а то, что мы знаем – мы не в состоянии контролировать.

Статья написана по материалам книги Шри Кумара Свами «Техника открытия третьего глаза». Дхарвар, Карнатака, Индия « Technique of opening the third eye» . Tapowan, Dharwar, 1985, Karnataka. INDIA

Денис Заенчковский - ведущий преподаватель йоги в России, автор многочисленных обучающих фильмов по йоге, основатель московского Аштанга Йога Центра. Сайт:

121 совет как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

1. Решайте загадки и головоломки.
2. Развивайте амбидекстрию (двуправорукость, способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
3. Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и .
4. Изучайте интеллект-карты (mind mapping) (прим.: диаграмма связей, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем).
5. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами.
6. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
7. Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами.
8. Учитесь пользоваться клавиатурами с разным расположением клавиш (научитесь печатать вслепую).
9. Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
10. Изменяйте свои привычные представления на противоположные.

11. Изучайте техники развития творчества.
12. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
13. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
14. Бегайте, резвитесь!
15. Переверните картины, фотографии вверх ногами.
16. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения .
17. Изучайте логику. Решайте логические задачи.
18. Изучите научный способ мышления.
19. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
20. Мыслите позитивно.

21. Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой – или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
22. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
23. Ешьте продукты, полезные для мозга.
24. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
25. Занимайтесь физическими упражнениями!
26. Сидите прямо.
27. Пейте много воды.
28. Глубоко дышите.
29. Смейтесь!
30. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.

31. Заботьтесь о хорошем сне.
32. Практикуйте короткий сон.
33. Слушайте музыку.
34. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
35. Ограничивайте себя в применении техники.
36. Изучайте материалы по изучению мозга.
37. Смените одежду. Ходите босиком.
38. Совершенствуйтесь в беседах с самим собой.
39. Станьте проще!
40. Играйте в шахматы или другие настольные игры.

41. Играйте в игры «для ума». Судоки, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
42. Будьте непосредственны, как дети!
43. Играйте в видео игры.
44. Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки.
45. Составьте Список 100 (прим.: техника для генерации идей, обнаружения скрытых проблем или принятия решений).
46. Используйте метод Квота Идей (Idea Quota) (прим.: метод составления в течение дня предварительного списка идей).
47. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Составьте банк идей.
48. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
49. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
50. Ведите дневник.

51. Изучайте иностранные языки.
52. Ешьте в разных ресторанах – предпочтение национальным ресторанам.
53. Изучайте компьютерное программирование.
54. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
55. Измените свое окружение – измените место расположения предметов, мебели, переезжайте куда-нибудь.
56. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
57. Изучайте язык символов.
58. Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах.
59. Посещайте музеи.
60. Изучайте функционирование мозга.

61. Изучайте технику быстрого чтения.
62. Определите свой стиль обучения.
63. Учитесь методу определения дней недели для любой даты!
64. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
65. «Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу?
66. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
67. Стройте Дворцы Памяти.
68. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
69. Занимайтесь сексом (Извините, здесь без комментариев!
70. Запоминайте имена людей.

71. Медитируйте. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
72. Смотрите фильмы разных жанров.
73. Откажитесь от телевизора.
74. Учитесь концентрироваться.
75. Будьте в контакте с природой.
76. Мысленно решайте математические задачи.
77. Откажитесь от спешки.
78. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
79. Делайте только одно дело за раз.
80. Развивайте любознательность.

81. Примерьте на себя чужое сознание. Как бы, по-вашему, другие люди думали на вашем месте, решали ваши проблемы? Как бы глупец повел себя на вашем месте?
82. Культивируйте созерцательное отношение к миру.
83. Находите время для уединения и релаксации.
84. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
85. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
86. Изучайте гениев (Леонардо – отличная компания для вас!)
87. Создайте круг надежных друзей.
88. Ищите соперничества.
89. Не стоит общаться лишь с единомышленниками. Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
90. Участвуйте в мозговых штурмах!

91. Ищите корни всех проблем.
92. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
93. Коллекционируйте цитаты известных людей.
94. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
95. Читайте классиков.
96. Совершенствуйте искусство чтения. Эффективное чтение – это искусство, развивайте его.
97. Составляйте краткое содержание книг.
98. Развивайте самосознание.
99. Высказывайте свои проблемы вслух.
100. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.

101. Используйте метод Брайля. Начните со счета этажей, когда будете подниматься на лифте.
102. Приобретите произведение искусства, которое встряхнет вас. Стимулируйте, провоцируйте ощущения и мысли.
103. Используйте различные парфюмерные ароматы.
104. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
105. Спорьте! Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
106. Используйте метод тайм-боксинга (прим.: метод фиксирования определенного промежутка времени для выполнения задания или группы заданий).
107. Уделяйте время развитию мозга.
108. Создайте мысленное святилище (прим.: место, которое существует только в вашем воображении).
109. Будьте любопытными!
110. Бросайте вызов самому себе.

111. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
112. Записывайте свои сны. Заведите блокнот и первым делом утром, или когда проснетесь, записывайте сны.
113. Обучайтесь осознанным сновидениям.
114. Заведите словарь интересных слов. Создавайте собственные слова.
115. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
116. Управляйте стрессом.
117. Осваивайте метод случайного ввода информации. Выписывайте случайные слова из журнала. Читай наугад выбранные сайты.
118. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
119. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
120. Развивайте словарный запас.
121. Добивайтесь большего, чем предполагали.

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система , которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и , а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про , пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или . А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы , а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует , поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в ).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением .

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать .

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по .

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом ( , ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике ).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!


Человек отошел от мира животных и стал разумным существом. Он стал по-другому воспринимать мир, который его окружает. Люди стали общаться между собой, научились писать, освоили какие-то инженерские азы. Всему этому способствовало развитие мозга человека. Мышление, логика, воображение перешли на новый уровень. Чтобы понять, как развить мозг на 100 процентов, нужно в первую узнать за какие функции он отвечает.

Краткий обзор мозга человека

Мозг - самый загадочный орган в человеке. Иногда его называют компьютером. Люди на протяжении всей своей жизни познают что-то новое. Нужную информацию человек запоминает и хранит пока она ему нужна. Но то, что уже не пригодится «уничтожается» в мозге человека.

Головной мозг выполняет следующие функции:

  • Мышление;
  • Речь;
  • Сознание;
  • Чувства;
  • Координация движений;
  • Управление сном;
  • Составление планов.
Этот список значительно больше. Многие психологи пишут целые книги на тему мозга. Его очень сложно изучить и любое физическое вмешательство приводит к необратимым последствиям.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Одно из них называется правым, а другое левым. Они соединены между собой мозолистым телом. Через него проходит обмен информацией двух полушарий. Если повредить левую часть головного мозга, то это повлечет повреждение правого полушария. Справедливо и обратное. Конечно, бывали случаи, когда человеку отрубало полностью левую часть. После этого он продолжал жить полноценной жизнью. Правое полушарие стало выполнять функции уже несуществующего левого полушария.

Мозг человека делится на две части. Каждое полушарие выполняет свои определенные функции. Их назначение представлено ниже.

  • Левое полушарие производит последовательную обработку информации. В нем происходит пошаговый анализ. Вся информация подвергается анализу в строгом порядке. Левое полушарие работает с числами и цифрами.
  • Правое полушарие обрабатывает информацию, которая идет от органов чувств. Оно воспринимает музыку, цвета и отвечает за ориентацию в мире. Правое полушарие способно проводить синтез уже имеющейся информации. Оно по этой причине позволяет решать головоломки и действовать не по шаблону.
Этого достаточно, чтобы понять как сложен человеческий мозг.

Как развить способности мозга?

Психолог Юнг сравнивал сознательную часть и бессознательную с айсбергом. Его верхушка - сознание. В свою очередь, то, что находится под водой, является бессознательным. Здесь неизвестно на какую глубину прогружен айсберг.

Это же предположение можно отнести к головному мозгу человека. Он задействует всего 10 процентов своих потенциальных возможностей. Людям нужно развивать свои способности. Трудно вообразить каким будет человек, у которого мозг задействует все сто процентов своих возможностей.

Скорее всего, произойдет новая научная революция. Последуют открытия за открытиями.

Чтобы начать развивать способности мозга, нужно придерживаться следующих советов:

  • Избавиться от гиподинамии . Она возникает у малоподвижных людей. В группу риска попадают водители, любители постоянно смотреть телевизор и сидеть за компьютером. При гиподинамии жировые кислоты не расщепляются. На сосудах появляются холестериновые бляшки, мешающие прохождению крови. Кровь снабжает все органы кислородом. Мозг не получает O2 и начинает плохо функционировать.
  • Следует обеспечить поступление в организм углеводов и фосфатов .Если человек желает развить способности мозга, то нужно отказаться от водки, вина и т.п. Но если выбирать меньшее из зол, то употребление пива значительно пагубнее влияет на нейроны, чем спирт. Вообще, любой спиртосодержащий напиток убивает нейроны. Пиво также содержит много углекислого газа. Происходит двойной удар. Человеческий мозг отравляется спиртом и углекислым газом.
  • Следует употреблять много негазированной воды. Она выводит из организма большую часть токсинов и шлаков.
    Способности мозга помогает развивать вода. Она обеспечивает лучшую связь между полушариями. На 30 килограмм веса следует пить 1 литр воды. В стрессовых ситуациях объем увеличивается. От воды человеку хуже не станет.

Способы поддержания и развития деятельности головного мозга

  • Занятие спортом не реже двух раз в неделю. Стараться больше общаться с другими людьми. Это общение должно происходить с живым человеком непосредственно.
  • Питаться едой богатой витаминами и энзимами.
  • Давать организму высыпаться.
  • Избегать стресса.
  • Следует научиться расслабляться и освоить методы релаксации.
  • Придерживаясь этих пяти пунктов, можно почувствовать, что потенциальные способности мозга возросли и медленно начинают активизироваться.
Как развивать полушария мозга


Развивать только одно полушарие нецелесообразно. Можно хорошо решать уравнения, но при этом не понимать красоты природы и всего искусства. Также человек прекрасно пишущий стихи и рисующий картины не всегда умеет сложить или умножить два числа между собой.

Не зря в школах, техникумах и вузах присутствуют не только профилирующие предметы. Например, физики изучают также русский язык, историю, психологию и другие гуманитарные дисциплины. Аналогично происходит и у филологов. Совместно с гуманитарными дисциплинами у них имеются строго математические предметы.

Выше приведенные примеры сообщают, что развивать нужно оба полушария параллельно . Для этого существуют упражнения для развития мозга.

Упражнение 1

Сначала нужно поглаживать рукой свой живот по часовой стрелке. Поле выполнения этого упражнения левой рукой следует постукивать себя по голове вертикально сверху вниз. Освоив и это движение, человек должен выполнить их одновременно. На первый взгляд все просто. Но после комбинирования почти у всех начнут путаться руки. Левая рука автоматически будет стараться совершить круговые движения. После того как цель будет выполнена и путаница прекратится, следует поменять положение рук.

Упражнение 2

Положите обе ладони на живот. Левая рука строго находится на правой. Теперь необходимо сделать выдох. Он должен походить на задувание свечи. На это упражнение отводится одна минута.

Упражнение 3

Это упражнение позволяет активно синхронизировать работу обоих полушарий.

Нужно поднять обе руки вверх или перед собой. От человека потребуется рисовать в воздухе левой рукой квадрат, а правой звезду. Все это делается одновременно. Как только проявится прогресс, меняется положение рук.

Упражнение можно усложнить. Для этого потребуется делать рисунки других форм. Все зависит от фантазии того, кто выполняет упражнение.

Для развития полушарий головного мозга была создана специальная программа - нейробика. Такие упражнения позволяют посмотреть на повседневные дела по-новому. Иными словам, нужно попробовать сделать что-то обычное непривычным способом.

Упражнение 4

Попытайтесь встать с кровати с другой ноги. Можно попробовать почистить зубы другой рукой. Выпивая чай, сахар следует размешивать левой, а не правой рукой.

Упражнение 5

Это упражнение следует выполнять с хорошим другом. Нужно завязать себе глаза и ходить вместе со своим спутником.

При выполнении этого упражнения нужно будет дать ответы на вопросы ниже.

  • Как происходила борьба с неуверенностью?
  • Какие органы чувств активизировались?
  • Какие звуки выделялись?
  • Что из услышанного настораживало, а что успокаивало?

Как развить правое полушарие мозга

Как было сказано выше, требуется развивать оба полушария. Например, в один день отдавать предпочтение логическим тренировкам, а в другой заниматься воображением и искусством.

Вначале был вопрос о том, а как развить мозг на 100 процентов. Выход один - развить оба полушария.

Дисбаланс развития обоих полушарий начинается уже с детства. Люди не умеют мыслить абстрактно и сопереживать.


Упражнение 1

Человек должен начать рисовать. Правое полушарие синтезирует, а не анализирует. Нужно воспринимать окружающий мир абстрактно. Для этого можно стать дизайнером собственной квартиры. Научиться доверять своей интуиции в выборе обоев и цвета.

Упражнение 2

В психологии есть понятие эмпатия. Человек должен не просто сопереживать другим людям, от него требуется смотреть на мир глазами другого. В этом случае происходит глубокая сопричастность к происходящему в жизни других людей. Данное упражнение развивает правое полушарие.

Упражнение 3

Человеку необходимо часто слушать душевную музыку, под которую можно помечтать или просто расслабиться. Музыкальная композиция не должна сковывать человека.

Упражнение 4

Правое полушарие контролирует левую часть тела. Человеку все действия лучше делать левой рукой. Есть такое понятие «арабское письмо». Человек может развить правое полушарие, если будет писать и читать справа налево.

Как развить левое полушарие мозга

Для развития левого полушария имеется ряд упражнений.

Упражнение 1

Нужно в день решать по несколько задач. Они могут быть математическими или логическими.

Упражнение 2

Человек, разгадывающий кроссворды, развивает левое полушарие. В этом процессе действия носят аналитический характер. Интуицией в кроссвордах человек не пользуется.

Упражнение 3

Все действия совершать правой частью тела. Для правшей это происходит само собой. Левши могут испытывать трудности с выполнением этого задания.

Все перечисленные упражнения помогут развить головной мозг. Главное - совершенствовать оба полушария!

Похожие статьи