Дополнительная диспансеризация работающих граждан включает. Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан — Российская газета

23.06.2019

Нередко в СМИ мы видим новости о том, что в очередной раз начинается кампания по диспансеризации работающих граждан. И действительно, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Основы охраны здоровья граждан) профилактика в сфере охраны здоровья населения обеспечивается комплексом мероприятий, в число которых в обязательном порядке входят диспансеризация и диспансерное наблюдение. Ежегодно для проведения данных мероприятий государство выделяет немалые средства, поэтому сегодня мы расскажем, что такое диспансеризация, кто должен ее проходить и можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, отказывающихся проходить диспансеризацию.

Диспансеризация — что это за мероприятие?

До принятия Основ охраны здоровья граждан определения диспансеризации можно было отыскать лишь в словарях. Теперь ст. 46 нормативного акта определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Здесь же следует дать определение диспансерному наблюдению, которое представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обратите внимание! Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Положение об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 N 224.

Довольно часто работодатели путают диспансеризацию с периодическими медицинскими осмотрами. Однако между ними есть существенная разница — цель проведения. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Диспансеризация же проводится для раннего выявления:

— хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения;

— факторов риска развития заболеваний (повышенный уровень артериального давления и глюкозы в крови, низкая физическая активность и т.д.);

— потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

К сведению. Средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медработников, участвующих в проведении такой диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Кроме этого, в ходе диспансеризации определяются необходимые профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями или факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями, здоровых граждан. Также составляются группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными и иными заболеваниями, с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Как видим, диспансеризация — это куда более серьезная процедура, чем периодический медицинский осмотр.

Кто подлежит диспансеризации?

Ответ на данный вопрос можно найти в нормативных актах. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Кроме этого, диспансеризации подлежат неработающие граждане и обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме.

Порядок проведения диспансеризации

Порядок проведения диспансеризации утвержден Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н. Он еще не вступил в силу, однако регионы уже разработали на его основе свои программы диспансеризации.

Диспансеризация проводится раз в три года в следующие возрастные периоды: 21, 24, 27, 30, 33 и т.д. А инвалиды ВОВ, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Что включает в себя диспансеризация? Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации, зависит от возраста и пола гражданина. Так, диспансеризация предполагает два этапа.

Первый этап — скрининг — проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. Опрос (анкетирование) с целью выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела).

3. Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина и глюкозы крови; ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр фельдшера-акушерки; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше); анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45, 51, 57, 63 и 69 лет).

4. Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет).

5. Прием (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующего дообследования на втором этапе диспансеризации.

На втором этапе происходит дообследование и уточнение диагноза заболевания, профилактическое консультирование. Также проводятся:

— эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании "гастродуоденальных" жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны) и др;

— осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга, уролога и др.;

— направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняет "Карту учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)". Информацию о проведении диспансеризации и ее результатах вносит врач-терапевт в паспорт здоровья, который выдается гражданину.

Обязательность прохождения работающими гражданами диспансеризации

Конечно, никто не потащит работника насильно в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации. Более того, установлено, что она проводится при наличии добровольного согласия гражданина или его законного представителя, на основании предоставленной медработником в доступной форме информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как же быть работодателю, если его работник изъявил желание пройти диспансеризацию? Можно ли считать отсутствие на работе в связи с диспансеризацией прогулом?

Примечание. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

По данному вопросу есть две позиции. Одни специалисты считают, что если работодатель направил работника для прохождения диспансеризации, тот не может отказаться, так как обязан периодически проходить медосмотр в определенных случаях. Ведь ст. 213 ТК РФ установлено, что на период прохождения медосмотра за работником сохраняются место работы и средний заработок, а в силу ст. 76 ТК РФ работодатель имеет право не допустить к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр. Другие специалисты считают, что поскольку в ТК РФ не упоминается о диспансеризации работников и работодатели проводят ее не за свой счет, то и обязанность работников проходить диспансеризацию не установлена.

Мы придерживаемся второй точки зрения и считаем, что поскольку в настоящее время нет нормативных актов, обязывающих участвовать в диспансеризации, работники могут отказаться ее проходить.

Но если работник самостоятельно изъявил желание пройти диспансеризацию, работодатель обязан обеспечить условия для ее прохождения (как медицинских осмотров), а также беспрепятственно отпустить работника для этого (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья). Следовательно, ни о каком прогуле или ином нарушении трудовой дисциплины в случае прохождения работником диспансеризации не может быть речи — при условии, что обязательность прохождения диспансеризации не зафиксирована в локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Обратите внимание! Если обязательность прохождения диспансеризации зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, работник обязан явиться на дополнительную диспансеризацию.

В заключение

К сожалению, в связи с пробелами в законодательстве в настоящее время для работодателей остается довольно много неясностей в вопросе проведения диспансеризации: это и оформление отсутствия работника на работе в период прохождения диспансеризации, и оплата этого времени, и включение его в периоды для расчета пособий по временной нетрудоспособности, и пр. Стимулирующий механизм для работодателей, чтобы те охотнее отпускали персонал на диспансеризацию, пока не предусмотрен. Однако полагаем, что в интересах работодателя иметь здоровый коллектив, поэтому рекомендуем все-таки идти навстречу работникам, изъявившим желание пройти диспансеризацию.

Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 1 июля 2006 года началась дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Дополнительная диспансеризация проводится в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения до 2012 года, за 6 лет она должна была охватить все работающее население. Основанием для начала дополнительной диспансеризации послужил приказ МЗ и СР РФ №188 от 22.03.2006г. «О порядке и объёме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях». Приказ утверждал порядок и объём проведения дополнительной диспансеризации, учётную форму и форму отчётности, нормативы затрат и распределение средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации .

Основными задачами дополнительной диспансеризации явились: выявление основных хронических заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь, сердечнососудистых, и онкологических, с последующим проведением своевременных комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан.

Ожидаемые результаты дополнительной диспансеризации:

  • - ранее выявление новых случаев заболеваний: ИБС, гипертонической болезни; онкологических заболеваний, сахарного диабета; туберкулеза;
  • - увеличение охвата динамическим (диспансерным) наблюдением пациентов с выявленными хроническими заболеваниями, учет и мониторинг показателей диспансеризации;
  • - формирование индивидуального паспорта здоровья (составление индивидуальной программы реабилитации и мероприятий профилактики заболеваний);
  • - улучшение показателей эффективности диспансерного наблюдения (снижение частоты обострений хронических заболеваний; снижение показателей вызовов скорой помощи, госпитализации в круглосуточный стационар; снижение показателей первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения; снижение показателей смертности трудоспособного населения, повышение качества жизни);
  • - получение экономического эффекта (от снижения финансовых затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, предупреждения случаев лечения в круглосуточном стационаре, вызовов скорой медицинской помощи к больным с хроническим заболеваниями);
  • - повышение санитарно-гигиенической грамотности у населения и мотивации к сохранению своего здоровья.

Если рассматривать поэтапно проведение дополнительной диспансеризации, то:

В 2006 году были осмотрены граждане, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (ограничение по возрасту 35-55 лет);

В 2007 году - осмотрены работающие в бюджетной сфере, но уже без ограничения по возрасту без ограничения возраста (на основании приказа МЗ и СР РФ №47 от 17.01.2007г.«О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях»); объем обследования при диспансеризации не изменился.

В 2008 году - были включены все работающие, имеющие полис обязательного медицинского страхования, независимо от статуса предприятия (организации), без возрастных ограничений, а также те работники бюджетной сферы, которые не прошедшие по каким-то причинам дополнительную диспансеризацию в 2006-2007 гг. (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ №80н от 20.02.2008 г.«О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации граждан»,); Программой диспансеризации расширен объём обследования: добавлены показатели липидного профиля и онкомаркеры для мужчин и женщин старше 40 лет.

В 2009 году - диспансеризация охватывала работающих граждан, не прошедших дополнительную диспансеризацию в предыдущие года; при этом уменьшилось число врачей-специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации, а также были внесены изменения в биохимические показатели (приказ МЗ и СР РФ №67-н от 24.02.2009г.«О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан»).

В 2010-2012 гг. диспансеризацию проходили работающие граждане, не проходившие ее в с 2006 по 2009 гг., или прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году, но не включенные в диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания. Диспансеризацию также должны были пройти граждане с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров (на основании приказа МЗ и СР РФ №55-н от 04.02.2010г.«О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»). Объём обследований не менялся.

Объём обследования при дополнительной диспансеризации включал:

  • 1. Осмотр пациентов врачами-специалистами (терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог или акушер-гинеколог).
  • 2. Проведение лабораторных и функциональных исследований (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография, маммография или УЗИ молочной железы).

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, а также результатов лабораторных и функциональных исследований, определял гражданину соответствующую группу состояния здоровья с целью планирования дальнейших мероприятий одну из 5 групп. Характеристики групп представлены ниже:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводилась только профилактическая беседа, включающая рекомендации по здоровому образу жизни и здоровому питанию, о необходимом объеме физической активности, а также о важности поддержания оптимальной массы тела и вреда курения;

II группа - граждане с риском развития хронического неинфкционного заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для этой группы оценивался суммарный риск сердечно-сосудичтых заболеваний, риски при прочих заболеваниях (в зависимости от выявленных факторов риска), давались общие рекомендации по профилактике хронических неинфекционных заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление);

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара в связи с заболеванием, выявленным во время дополнительной диспансеризации. Пациенты данной группы направлялись на плановую госпитализацию в стационар;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направлялась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья, определял индивидуальную программу профилактических мероприятий и проводил профилактическую беседу. При необходимости пациентов данной группы направляли на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное). При наличии у гражданина хронического заболевания врач-терапевт должен осуществлять над ним диспансерное (динамическое) наблюдение.

По желанию гражданина, прошедшего диспансеризацию, врач-терапевт должен выдать Паспорт здоровья, в котором отмечены все результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации, если они имели место), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации. В паспорте здоровья указывалась группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по дальнейшему проведению профилактических мероприятий и/или лечению. Паспорт здоровья в дальнейшем хранится у гражданина.

В 2012 года дополнительная диспансеризация в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» завершена. Проделана огромная работа, однако продолжают оставаться проблемные вопросы, которые необходимо учесть при проведении всеобщей диспансеризации с 2013 года.

Одной из основных выявленных проблем явилось нежелание пациентов проходить дополнительную диспансеризацию Причины, по которым работающие граждане не прошли дополнительную диспансеризацию:

  • - отсутствие информации о дополнительной диспансеризации;
  • - занятость на производстве;
  • - недоверие к результатам проводимых обследований;
  • - неудовлетворительная организация диспансеризации и связанная с этим затрата большого количества времени на её прохождение.

Кроме того, многие из тех, кто начали проходить дополнительную диспансеризацию, не прошли ее в полном объеме, а следовательно такой случай считался не законченным.. Незаконченным случаем считался так же и тот случай, когда граждане хоть и прошли дополнительную диспансеризацию в полном объеме, но унесли домой амбулаторные карты, эти граждане также были включены в списки на дополнительную диспансеризацию в 2010 г, что явилось дополнительной неоправданной нагрузкой как для амбулаторного учреждения, так и для самого гражданина, так как определить группу здоровья и затем относительно группы разработать индивидуальную программу оздоровления такому пациенту не представлялось возможным. Эта проблема имела серьезные последствия для многих амбулаторных учреждений, которые участвовали в диспансеризации, так как незаконченный случай не оплачивался совсем, а затраты на реактивы, ФЛГ пленку, ЭКГ, и т.д. на данного пациента произошли. (Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82).

Проведение диспансеризации требует достаточных временных затрат и согласия работодателя на отсутствие работника на рабочем месте в течение нескольких дней, что так же явилось причиной, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, прошли дополнительную диспансеризацию. Таким образом, уже на начальном этапе дополнительной диспансеризации работающего населения.

Организация самого процесса проведения дополнительной диспансеризации работающих включала следующие проблемы:- незаинтересованность специалистов в проведении диспансеризации в связи с недостатком времени. Узким специалистом фактически приходилось в одно и то же время осуществлять как первичную медико-санитарную помощь населению в поликлинике, так и проводить выездные медицинские осмотры в организациях, что значительно увеличило нагрузку и привело к снижения качества медицинской помощи.

Учреждению не оплачивалась ФОМСом проделанная работа не только в случае незаконченного случая или когда пациент унес амбулаторную карту, но и,например, если в отчете не указан СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Информацию СНИЛСе зачастую отказывались предоставлять отделы кадров предприятий (имели право не указывать его в соответствии с законом «О персональных данных»). Также учреждение не получало оплату за законченный случай из-за затянутых сроков экспертизы формы № 1-ДД («Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82) , так как оплата производится лишь в том случаях, если давность медицинских осмотров и лабораторно-диагностических исследований не превышала 3 месяцев (исключение составляют только флюорографии и маммографии - 2 года с момента диагностического исследования). Однако даже в случае оплаты законченного случая из расчета в 2007 году 540 рублей, в 2008 года - 974 рубля, 2009-2010 года - 1042 рубля, 2011-2012 гг. 1446 рублей указанные суммы не отражали истинных затрат учреждений, так как реальная стоимость затрат на фонд заработной платы специалистам, расходные материалы, реактивы, использование дорогостоящего оборудования в несколько раз больше, чем оплачивается ФОМСом. Таким образом, диспансеризация оказалась ношей для лечебного учреждения, и в ее проведении не были заинтересованы ни медицинские сотрудники, ни руководитель медицинского учреждения .

И, наконец, отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Выше перечисленный проблемы относятся к первой составляющей диспансеризации- выявлению хронических неинфекционных заболеваний на ранней стадии, однако более серьезным недостатком явилось отсутствие процедуры коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которая должна происходить, или, по крайней мере, начинаться уже в рамках диспансеризации. Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 по 2012 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер .

Таким образом, в процессе совершенствования диспансеризации необходимо учесть как положительный, так и отрицательный накопленный опыт. Прежде всего, важно создать научно обоснованную систему мероприятий диспансеризации с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты.

В рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте 35-55 лет , проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Цель дополнительной диспансеризации: Снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения

Задачи дополнительной диспансеризации:

    Определение населения в возрасте 35-55 лет на врачебном участке

    Раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, туберкулеза легких.

    Снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.

    Составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний.

    Повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни

Стандарт дополнительной диспансеризации включает следующее обследование:

    флюорография

    маммография

    электрокардиография

    общий анализ крови

    общий анализ мочи

    холестерин крови

    сахар крови

Осмотр специалистов:

    участковый терапевт

    врач общей практики

    гинеколог (для мужчин - уролог)

    невролог

  • эндокринолог

По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек.

На эти цели в бюджете ФОМС предусматриваются 6,0 млрд. рублей, которые ФОМС направит в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказываемой поликлиниками в соответствии с договорами.

Порядок финансирования указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Для выполнения поставленных Проектом задач до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования доведены сведения о численности работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году (всего по Российской Федерации - 4 млн. человек) и сформирован сводный график проведения диспансеризации в разрезе субъектов Российской Федерации.

По итогам проведенной дополнительной диспансеризации в период с мая по август 2006 года выяв­лено более 3000 больных, страдающих сахарным диабетом, 600 больных со злокачественными новообра­зованиями и 70 больных туберкулезом, причем у лиц, считавших себя до обследования здоровыми.

Из анализа результатов диспансеризации следует, что среди работников бюджетной сферы, прошедших дополнительную диспансеризацию, лишь 10,8% обследованных практически здоровы, у 21,6% имеется риск развития заболевания, 61,3% - нуждаются в дополнительном обследовании, 6%-нуждались в стационарном лечении на момент обследования врачами, 0,3% - уже показана высокотехнологичная медицинская помощь.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения за проведение дополнительной диспансеризации , в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на повышение заработной платы врачам - специалистам и соответствующим средним медицинским работникам. (Заработная плата врачей специалистов первичного звена возросла в среднем от 4 906.0 до 21 695.0 руб.).

Кроме этого средства, полученные лечебно-профилактическим учреждением за проведенную дополнительную диспансеризацию направляются на приобретение расходных материалов для проведения лабораторных и инструментальных обследований.

Дополнительная диспансеризация

Информация о диспансеризации взрослого населения в 2018 году

Кто может пройти диспансеризацию в 2018 году по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?

Регулярное медицинское обследование и лабораторные тесты анализов – очень важные мероприятия, которые являются распространённой формой профилактики заболеваний во многих странах мира.

Многие заболевания на ранних стадиях не отражаются на самочувствии человека и могут быть обнаружены только по данным лабораторных исследований анализов или в результате компьютерной диагностики, а своевременно назначенное лечение поможет избежать осложнений и сократить сроки восстановления.

Что такое диспансеризация и что в нее входит?

Диспансеризация – это регулярный медицинский осмотр и консультации специалистов, выполнение лабораторных анализов и компьютерной диагностики состояния здоровья населения.

Целью периодического медицинского обследования здоровья граждан является профилактика и выявление распространенных хронических и онкологических заболеваний, которые становятся причиной инвалидности и ранней смертности населения.

Это делается также для обновления клинических данных, полученных в ходе предшествовавшего осмотра. Многие исследования позволяют выявить онкологические заболевания и некоторые заболевания крови на ранних стадиях. Так, по данным статистики, вероятность излечения онкологии, выявленной на ранней стадии, составляет 90 %.

Кроме того, многие онкологические заболевания связаны с возрастом и половой принадлежностью пациента, и в некоторые периоды жизни риск заболевания наиболее высок. Поэтому при проведении диспансеризации многие исследования назначаются с учетом возраста пациента.Какие года рождения подпадают под диспансеризацию в 2018 году?

В соответствии с приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. №36ан о проведении плановой диспансеризации, граждане России могут бесплатно пройти полное обследование, начиная с возраста 21 года, для определения состояния и группы здоровья.

По государственной программе бесплатной медицинской помощи населению введены мероприятия по плановому медицинскому обследованию россиян каждые три года.

В 2018 году пройти бесплатную диспансеризацию могут граждане России, которые родились в следующих годах: 1919, 1922, 1925, 1928, 1931, 1934, 1937, 1940, 1943, 1946, 1949, 1952, 1955, 1958, 1961, 1964, 1967, 1970, 1973, 1976, 1979, 1982, 1985, 1988, 1991, 1994, 1997.

Что касается 2019-го года, то наступит очередь отправляться на диспансеризацию для тех, кто родится в такие годы: 1920, 1923, 1926, 1929, 1932, 1935, 1938, 1941, 1944, 1947, 1950, 1953, 1956, 1959, 1962, 1965, 1968, 1971, 1974, 1977, 1980, 1983, 1986, 1989, 1992, 1995, 1998.

Бесплатную диспансеризацию могут пройти все граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Диспансеризация осуществляется в районной поликлинике по месту жительства граждан.

Граждане других годов рождения могут пройти профилактические осмотры (профилактический осмотр проводится один раз в два года между годами диспансеризации).

В нашей поликлинике проводится: «Диспансерно - профилактический метод наблюдения»- это система профилактических и лечебных мероприятий, направленных на укрепление стоматологического здоровья населения, активное выявление стоматологических заболеваний на ранних стадиях, систематическое наблюдение за состоянием полости рта людей, взятых на диспансерное наблюдение, оказание им своевременной лечебной помощи, ликвидацию причин, вызывающих эти заболевания, сохранение у них трудоспособности.

Что такое Диспансеризация:

Диспансеризация стоматологических больных является комплексным методом раннего выявления больных, нуждающихся в долговременном и динамическом наблюдении, высококвалифицированного обследования и лечения их, проведения индивидуальной и групповой, социальной и медико-биологической профилактики стоматологических заболеваний.

Основные принципы системы диспансеризации стоматологических больных декларируются следующими позициями.

1. Плановость - установление последовательности и оптимальных сроков проведения организационных,

лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

2. Комплексность: а) направление лечебных мер не только на ликвидацию локального процесса, но и на общее оздоровление организма; б) проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды; в) проведение оздоровительных мероприятий совместно с педиатрами, терапевтами, гигиенистами, врачами других специальностей, средним медицинским персоналом и общественностью.

3. Выбор ведущего звена из общего комплекса мероприятий (особое внимание уделяется при этом тем лечебно-профилактическим мероприятиям, которые при данном виде патологии являются решающими).

4. Дифференцированный подход к назначению оздоровительных мер с учетом: уровня и структуры стоматологической заболеваемости и обусловливающих их факторов; степени обеспеченности населения врачами и состояния материально-технической базы стоматологической службы; оптимального использования имеющихся сил и средств.

Под диспансерным наблюдением могут находиться больные с активно протекающим кариесом зубов, а также некариозными поражениями зубов; заболеваниями пародонта и слизистой оболочки рта; одонтогенными невралгиями и невритами тройничного нерва; хроническим остеомиелитом челюстей и хроническим одонтогенным гайморитом; некоторыми предраковыми И злокачественными заболеваниями лица и органов полости рта; врожденными расщелинами губы и неба; аномалиями развития и деформации челюстей и др.

Что такое Профилактика:

Это система мер предупреждения возникновения и развития стоматологических заболеваний.

Цель профилактики - обеспечение стоматологического здоровья человека.

Первичная профилактика - это система мероприятий направленных на предупреждение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а также повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний.

Третичная профилактика - это система мероприятий, направленных на реабилитацию стоматологического статуса путем сохранения функциональных возможностей органов и тканей челюстно-лицевой области, в основном методом замещения.

Таким образом, первичной задачей является сохранение здоровья, если это не удалось и развилась болезнь, то вторая задача - остановить ее, не допустить возникновения и развития ее осложнений, а в дальнейшем и рецидивов. Если это не удалось или удалось только радикальным образом, то есть путем хирургического вмешательства, то на третьем этапе мы должны провести восстановление утраченной функции, чаще это удается за счет ортопедического замещения утраченных зубов протезами.

Данные положения можно проиллюстрировать на следующем примере:

Предупреждение развития кариеса зубов относится к первичной профилактике стоматологических заболеваний.

Предупреждение развития осложнений кариеса зубов в виде пульпита и периодонтита относится к вторичной профилактике.

Если в результате неудачного лечения периодонтита и его осложнений пришлось удалить зуб, а пустое место заместить протезом, то это относится к третичной профилактике.

Таким образом, становится очевидным, что каждый индивидуум должен быть заинтересован, в первую очередь, в первичной профилактике стоматологических заболеваний, которая в том числе включает и терапевтические консервативные мероприятия.

Похожие статьи