Суточные меню для летного состава. IV

23.06.2019

Особенности организации питания летного состава

В настоящее время используются следующие виды питания летного состава:

повседневное (предполетное) питание в наземных условиях;

бортовое питание в длительных полетах более 4 ч;

питание и водообеспечение в аварийных условиях;

питание при вылете по тревоге.

Особенности указанных видов питания летчиков нашли отражение в соответствующих нормах довольствия: летном, бортовом и аварийном пайках.

Питание летного состава должно отвечать следующим физиолого-гигиеническим требованиям:

суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;

замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;

калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;

продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;

готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;

режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.

Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.

В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.

Предполетное питание

Под предполетным питанием понимают все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.

Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует начальник медицинской службы авиационной части.

Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.

Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).

Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.

В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.

В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.

Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легко перевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.

Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.

Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.

Второй завтрак и ужин выдаются, как правило, на аэродроме в перерыве между полетами.

В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35% общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40%.

При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30%, на обед 50%, на ужин 20% общей суточной калорийности рациона.

Распределение суточного рациона по приемам пищи (в % от общей калорийности летного пайка)

Прием пищи

Дневные полеты

Ночные полеты

с 15 до 17 ч

с 8 до 9 ч и с 14 до 15 ч

Первый завтрак

Второй завтрак

Первый ужин

Второй ужин

Питание на необорудованных аэродромах

В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.

При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.

Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации может также осуществляться специальным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).

Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационно-техническими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной части в авиационно-техническую часть.

Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться только из проверенных водоисточников и удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Питание в полете

При выполнении длительных беспосадочных полетов (более 4 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками.

В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов разработано 4 варианта бортового пайка, и комплектация бортового рациона конкретными пайками зависит от продолжительности полета.

Бортовые пайки комплектуют в летной столовой специально выделенные и проинструктированные лица. Продукты бортового пайка на один прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. Укладка продуктов в один пакет для двух человек и более не разрешается. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.

В летной столовой готовятся также горячие чай и кофе, которые разливаются в индивидуальные или групповые термосы, выдаваемые экипажу в полет. Заготавливать горячие напитки следует из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.

Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под расписку члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.

Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.

Емкости для питьевой воды на борту воздушного судна должны наполняться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества.

Бортовые пайки в полете расходуются с соблюдением режима питания из расчета: первый прием пищи - через 4 ч после последнего предполетного приема пищи в столовой или на аэродроме, а последующие приемы пищи - через каждые 4 ч полета. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 ч каждому члену экипажа воздушного судна выдается один бортовой паек и экипаж в этом случае с довольствия в столовой не снимается.

В полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине не ниже барометрического давления на высоте 5000 м и экипаж пользуется кислородом, перед приемом пищи и питья включается непрерывная подача кислорода и ослабляется крепление кислородной маски справа. Затем маска сдвигается левой рукой, а правой в рот вкладывается пища или подносится ко рту кружка с чаем (водой, соком). По окончании приема пищи и питья маска возвращается на место, подтягивается ее крепление и выключается непрерывная подача кислорода.

За лицом, принимающим пищу, должен наблюдать один из членов экипажа, чтобы в случае необходимости оказать помощь. При внезапной разгерметизации кабины следует немедленно прекратить прием пищи, возвратить маску в исходное положение и восстановить герметичность ее прилегания к лицу.

При полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине равно фактическому барометрическому давлению на высоте 5000 м или ниже его, экипаж должен принимать пищу и питье только при надетой кислородной маске (гермошлеме), имеющей клапан для питания (кислородная маска КМ-32П). В такие полеты должен выдаваться специальный высотный бортовой паек, состоящий из консервированных пюреобразных и жидких продуктов, упакованных в алюминиевые тубы.

Перед приемом пищи из тубы необходимо отвинтить бушон (колпачок), вскрыть защитную фольгу на горловине тубы и навинтить на нее мундштук из парафинированного картона или оргстекла. Затем, держа подготовленную указанным образом тубу, правой рукой ввести мундштук через клапан в маске в рот. Во избежание загрязнения маски и подмасочного пространства не следует сильно надавливать на тубу рукой.

После полета маска и дыхательные клапаны должны быть очищены от остатков пищи, а маска проверена на герметичность.

Питание и водообеспечение в аварийных условиях

В целях сохранения и поддержания работоспособности на уровне, необходимом для выживания после аварийного приземления (приводнения) в безлюдной местности, экипажи воздушного судна снабжаются аварийными запасами. Аварийные запасы на воздушном судне содержатся в форме носимых аварийных запасов или бортовых аварийных запасов.

В состав носимых аварийных запасов и бортовых аварийных запасов, кроме средств сигнализации и связи, предметов первой необходимости и аптечки, как правило, включаются аварийные запасы пищи и воды (так называемая водно-пищевая группа).

Медицинский контроль обеспечения экипажей воздушного судна аварийными запасами пищи и воды включает:

санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;

контроль правильности комплектации пищевых групп аварийных запасов;

контроль своевременности освежения аварийных запасов пищи и воды.

Санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов пищи, осуществляет начальник медицинской службы авиационно-технической части, который акцентирует внимание на сроках изготовления продуктов, признаках их порчи, сохранности и чистоте упаковки.

Освежение продуктов, входящих в наборы аварийных запасов, производится по истечении сроков хранения по планам командиров авиационной и авиационно-технической частей, а также при установлении полной или частичной невозможности использования продуктов.

Организация питания при вылете по тревоге

При невозможности обеспечения летного состава горячей пищей в период подготовки к вылету по тревоге питание организуется за счет специального набора продуктов.

Комплекты наборов продуктов должны храниться в двух местах: на продовольственном складе авиационно-технической части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток.

Вылет экипажей натощак не допускается.

Количество на одного человека в сутки, г
варианты комплектования N 1 N 2 N 3 N 4
Хлебцы (галеты) армейские из муки пшеничной 1 сорта 50 100 100 100
Консервы мясорастительные или мясоовощные - 250 250 -
Консервы мясные - - - 250
Консервы мясные фаршевые 100 100 - -
Консервы первых обеденных блюд без мяса - - 250 -
Консервы овощные закусочные - 100 - -
Картофельное пюре сухое 60 - - -
Сметана сублимационной сушки 50 - - -
Масло коровье консервированное 30 - - -
Драже шоколадное - 30 30 -
Кофе натуральный растворимый - 2 - -
Чай черный 2 - 2 2
Соки плодовые и ягодные 330 - 400 330 - 400 330 - 400 330 - 400
Сахар 15 30 15 15
Соль поваренная пищевая 5 5 5 5
Перец 1 1 1 1
Салфетки гигиенические (дезинфицирующие),
шт.
2 2 2 2
Ложка пластмассовая, шт. 1 1 1 1
Вскрыватель консервов, шт. 1 1 1 1

Примечания: 1. По данной норме обеспечивать личный состав экипажей самолетов и
вертолетов.
2. Бортовые рационы для экипажей самолетов и вертолетов в полете расходовать из расчета:
на первый прием пищи - через 4 ч после последнего предполетного приема пищи, а на
последующие приемы пищи - через каждые 4 ч полета.
3. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 ч каждому члену экипажа самолета
(вертолета) выдавать один бортовой рацион. Экипаж в этом случае с довольствия в столовой не
снимается.
При полетах (для вертолетов в отрыве от мест постоянной дислокации) продолжительностью
свыше 8 ч на личный состав экипажей самолетов и вертолетов, получивший бортовые рационы,
продукты по летному пайку на очередные приемы пищи, совпадающие по времени с полетом, в
столовую не выписываются и пища не готовится.
После окончания полета летный состав зачисляется на предусмотренные очередные приемы
пищи в столовой воинской части. Пищу при этом летный состав получает в строгом соответствии с
раскладкой продуктов на соответствующий прием пищи и по времени не позднее чем через 1 ч
после посадки на аэродром.
4. Каждому члену экипажа выдавать поливитамины при полетах продолжительностью:
до 24 ч - 1 драже;
более 24 ч - 2 драже.
5. В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и
вертолетов, совершающих длительные полеты, комплектование и выдача бортовых рационов в
зависимости от продолжительности полетного времени (в том числе по маршруту) производится
при продолжительности полета:
к 4 ч после последнего предполетного приема пищи - один рацион первого или четвертого
варианта;
от 4 до 8 ч - по одному рациону первого и третьего вариантов, при этом из продуктов третьего
варианта готовится обед на борту самолета или вертолета, состоящий из первого и второго
горячих блюд;
от 8 до 12 ч - по одному рациону первого, второго и третьего вариантов;
от 12 до 16 ч - по одному рациону первого, второго, третьего и четвертого вариантов;
от 16 до 20 ч - по одному рациону первого, третьего, четвертого и по два рациона второго
вариантов;
от 20 до 24 ч - по одному рациону первого, третьего и по два рациона второго и четвертого
вариантов.
6. При комплектовании и выдаче бортовых рационов для экипажей самолетов и вертолетов
разрешается заменять соки плодовые и ягодные фруктами свежими согласно нормам замены.
7. Для членов экипажей самолетов при совершении ими длительных высотных полетов с
разрежением воздуха в кабине, соответствующим высоте свыше 5000 м, вместо вариантов
данного рациона разрешается выдавать следующий набор продуктов в тубах:
пюреобразные первые и вторые обеденные блюда в алюминиевых тубах N 13 по 165 г - 1 шт.;
пюреобразные молочно-сладкие блюда и напитки в алюминиевых тубах N 13 по 165 г - 1 шт.;
соки плодовые и ягодные натуральные с мякотью и сахаром в алюминиевых тубах N 13 по 165 г
- 1 шт.;
соки плодовые и ягодные натуральные осветленные с сахаром в алюминиевых тубах N 13 по
165 г - 1 шт.;
салфетки гигиенические - 4 шт.
Ассортимент пюреобразных консервов может быть частично изменен и расширен с учетом
пожеланий летчиков. Вместо наконечников из органического стекла могут поставляться
наконечники-мундштуки из парафинированного картона разового пользования.
8. В десантируемых спасательных средствах коллективного пользования, предназначенных
для оказания помощи личному составу, терпящему бедствие в акваториях Северного Ледовитого
океана, содержится набор продуктов по бортовому рациону (вариант N 2). Количество бортовых
рационов определяется типом спасательного средства.
9. Основанием для списания в расход бортовых рационов для экипажей самолетов и
вертолетов служат рапорт командира подразделения, приказ командира воинской части и выписка
из полетного листа о продолжительности полета.
10. По решению начальника Центрального продовольственного управления Министерства
обороны Российской Федерации бортовой рацион для экипажей самолетов и вертолетов может не
укомплектовываться вскрывателем консервов.

Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:


  • суточные рационы должны, как правило, включать продукты, не нарушающие нормальную работу органов пищеварения;

  • калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;

  • продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;

  • готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;

  • режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь зависит от массы тела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.

В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко изменяются.

В полетах повышается потребность организма в витаминах, белках и углеводах. Поэтому необходимо обеспечение членов экипажей рациональным питанием, т. е. таким питанием, которое могло бы полностью обеспечить потребность организма в пище, как в количественном, так и в качественном отношении. Пищевые продукты должны быть доброкачественными, обработанными и приготовленными таким образом, чтобы они вызывали аппетит, были легко усвояемыми и оптимально распределялись по калорийности рационов в течение рабочего дня с учетом особенностей полетов. Важным условием безопасности полетов является также оптимальное обеспечение летного состава бортовым питанием на многоместных самолетах в длительных полетах. Должен осуществляться своевременный контроль за доброкачественностью продуктов, санитарным состоянием пищеблоков и обработкой сырья в целях предупреждения возможностей появления метеоризма и пищевых отравлений. При разработке режима питания должен также быть учтен и ряд моментов, связанных с метеорологическими и климатическими условиями, а также с ассортиментом и наличием продовольствия.

Следует иметь в виду, что прием большого количества пищи перед полетом или во время полета может снизить работоспособность пилота, так как прием пищи ведет к приливу крови к органам пищеварения, а это в свою очередь может неблагоприятно сказаться на кровоснабжении головного мозга и работоспособности мышц. Кроме того, переполненные желудок и кишечник могут оказывать стесняющее действие на диафрагму и затруднять дыхательные движения и сердечную деятельность.

Перед полетом пища должна быть по объему компактной, обладать достаточной насыщающей способностью, быть легко усваиваемой и перевариваемой и не вызывать чрезмерного газообразования в кишечнике. Перед высотным полетом желательно ограничить в пищевом рационе содержание жира, а также бобов и гороха и увеличить содержание легкоусвояемых углеводов, которые повышают высотную устойчивость. При значительных промежутках времени между приемами пищи у некоторых лиц могут появляться чувство голода, ощущение слабости, головокружение, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.

Особо важную роль в обеспечении полноценности питания во время длительного полета играют такие пищевые вещества, как аскорбиновая кислота, рибофлавин, тиамин, которые входят в состав ферментов, участвующих в окислительно-восстановительных процессах. Учитывая, что при длительных полетах в кабине экипажа и пассажирских салонах относительная влажность значительно уменьшается и воздух становится сухим, а у экипажей и пассажиров возникает ощущение сухости во рту и чувство жажды, целесообразно применять кондитерские изделия, содержащие в себе органические кислоты, которые уменьшают эти ощущения и способствуют утолению жажды.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень обмена веществ и работоспособности членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена веществ и др.).

Питание может быть четырех- или трехразовым, поэтому суточный рацион питания по калорийности рекомендуется распределять в зависимости от принятого режима питания. При четырехразовом питании рацион может быть распределен ориентировочно следующим образом: на первый завтрак - 25 % общего количества суточной пищи, на 2-й завтрак-15%, на обед-40% и на ужин-20%; при трехразовом: на завтрак-30%, на обед - 40 % и на ужин - 30 %. Прием пищи с соблюдением таких режимов может обеспечить регулярное поступление в организм пилота необходимых питательных веществ и предотвратить возникновение чувства переедания или голода.


    1. Порядок обеспечения питанием экипажей ВС ГА.
(Приложение N 3 к Приказу Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122).

1. Экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств

обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания.

При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во

внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине

отсутствия специализированных организаций общественного питания

допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.

2. При организации питания в специализированных организациях

общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом

обеспечивается рацион питания, составление меню - раскладок, учет

пищевой ценности и калькуляция блюд. Калорийность суточного рациона

питания в дни полетов и дежурств с учетом норм потребляемых белков,

жиров и углеводов на одного члена экипажа не должна быть ниже 3500

3. Рацион питания предоставляется экипажу воздушного судна в

зависимости от продолжительности рабочего времени при выполнении

полетного задания:

До 3 часов - одноразовое питание;

От 3 до 6 часов - двухразовое питание;

Свыше 6 часов - трехразовое питание.

4. При нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на

дежурствах (поисковые и аварийно - спасательные работы, санитарные

задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости

от продолжительности рабочего времени:

До 4 часов - одноразовое питание;

От 4 до 8 часов - двухразовое питание;

Свыше 8 часов - трехразовое питание.

Организация питания экипажей воздушных судов, выполняющих

авиационные работы, оговаривается эксплуатантом в соответствующих

договорах с заказчиками.

5. Время и порядок приема пищи членами экипажей устанавливаются

командиром воздушного судна в зависимости от условий полета.

6. При ожидании вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах,

посадочных площадках) с целью продолжения выполнения полетного

задания, выполнении внеплановых посадок и задержек вылета во

внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках), не

предусмотренных полетным заданием, члены экипажей воздушных судов

обеспечиваются питанием в порядке, установленном в пункте 4 настоящего

приложения.


      1. Порядок обеспечения питанием членов летного экипажа в полете.

  • Вход в кабину летного экипажа осуществляется по вызову или разрешению КВС СБЭ или бортпроводником, назначенном на предполетном брифинге. Идентификация личности производится с помощью камер видеонаблюдения.

  • Использовать салфетки, предназначенные для обслуживания летного экипажа.

  • Обслуживание напитками:
- наливать напиток не более 2/3 емкости стакана;

Подавать стакан со стороны борта самолета.


  • Обслуживание летного экипажа не производится при прохождении зоны турбулентности.

      1. Порядок обеспечения питанием членов кабинного экипажа в полете.

  • Питание членов кабинного экипажа производится по графику и на местах, определенным СБЭ. График составляется таким образом, чтобы в пассажирских салонах и туалетных комнатах осуществлялся контроль безопасности, чистоты и проводилась индивидуальная работа с пассажирами членами кабинного экипажа.

  • Запрещено размещение стаканов и подносов/ланч-боксов с питанием в местах, для этого не предназначенных. Следует соблюдать чистоту и порядок в БКС.

8. Список литературы

1. Инструкция по организации питания пассажиров на борту самолетов гражданской авиации, утв. МГА и Минторгом СССР от 10.01.80 N 11/7.

2. Отраслевой стандарт «Рационы питания, выдаваемые пассажирам в полете. Основные требования». ОСТ 54-3-61-93.

3. Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов ГА. СП2.5.1.788-99.

4. Указания по составлению меню, комплектованию и отпуску рационов питания для пассажиров самолетов внутрисоюзных и международных воздушных линий гражданской авиации СССР, утвержденные Минторгом СССР и МГА от 06.06.88 N 109/92.

5. Правила гигиены для бортового питания - Ассоциация Европейских авиакомпаний (АЕА), Брюссель G 9051, 28.02.95. 41.

6. Программа обучения бортпроводников внутренних и международных авиалиний гражданской авиации по вопросам санитарно - эпидемиологического обеспечения полетов, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 16.12.98 N 292-117.

8. Воздушный кодекс Российской Федерации (19.03.97 N 60-ФЗ).



Мясные блюда больше распространены на севере: роган-джош (баранина карри}, гуштаба (острые тефтели в йогурте) и вкуснейший бирияни (курица или баранина с рисом с апельсиновым соусом). Вкус муглайских блюд насыщен и богат, они щедро приправлены специями и посыпаны орехом и шафраном. Из северных районов происходят знаменитые тандури (курица, мясо или рыба, маринованные с травами и запеченные в глиняной печи} и кебаб.

На юге блюда карри в основном овощные и весьма острые. Из традиционных рецептов можно рекомендовать бхуджиа (овощи карри), доса, идли и самба (рисовые лепешки, пельмени с начинкой из маринадов и чечевица с карри) и раита (йогурт с тертым огурцом и мятой). Основным ингредиентом южно-индийской кухни служит кокос.

На западном побережье Вам предложат широкий выбор рыбы и морепродуктов. Бомбейская утка (тушенная в карри или жареная рыба бомнло) и лакричная рыба (индийский лосось) - только два названия из обширного меню. Рыба присутствует и в бенгальской кухне, например: в дахи-маач (рыба карри в йогурте, приправленном имбирем) и майлаи (креветки карри с кокосом).

На юге рис обязателен, в то время как на севере его часто дополняют или заменяют разнообразные пресные лепешки - пури, чаппати, нан и другие.

Общим для всей Индии является дал (суп из дробленой чечевицы с овощами) и дхай (простокваша или йогурт, который подают с карри). Кроме того, что это очень вкусное блюдо , в жару оно освежает лучше, чем напитки.

Из сладостей , в основном, подают молочные пудинги, печенье и оладьи. По всей Индии распространен кульфи (индийское мороженое), расгулла (творожные шарики, приправленные розовой водой), гулаб-джамун (мука, йогурт и тертый миндаль) и джалеби (оладьи в сиропе). Кроме великолепного выбора сладостей, Вам всегда предложат фрукты: манго, гранаты, дыни, абрикосы, яблоки и клубнику. Западная бакалея продается во многих городах.

Для улучшения пищеварения принято заканчивать трапезу жеванием пан . Пан - это листья бетеля, в которые завернуты зерна аниса и кардамона. Другой обычай - есть пальцами только правой руки.


      1. Кошерное питание.
Кашру́т - термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи.

Кошерность мяса.

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья, верблюд, даман и заяц. Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не пережёвывает жвачку, а не потому, что она «грязнее» прочих животных. В отношении «наполовину кошерных» животных существует особо строгий запрет, призванный уравновесить возможное легкомысленное отношение народа к запрещённости их мяса в силу «почти кошерности».

Согласно одному мидрашу, животные «стесняются» своей некошерности. Если, к примеру, взять парнокопытную свинью, не жующую жвачку, и зайца, жующего жвачку, но далеко не парнокопытного, то можно заметить, что во сне свинья прячет морду и выставляет напоказ копыта, а заяц наоборот: поджимает под себя лапки и выпячивает мордочку.

Кошерность птицы.

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Однако, основная черта запрещенных видов в том, что это хищные птицы.

Поскольку сегодня нет возможности точно распознать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.

Галаха приводит признак кошерности яиц: они должны быть от кошерных птиц. Обязательный, но недостаточный признак кошерности яйца - его разные концы (один более острый, другой - более округлый). Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - заведомо некошерны (обычно такие птицы хищные или падальщики).

Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу.

Кошерность рыбы.

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб , но и других обитающих в воде животных. Рыба, согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба может употребляться в одной трапезе как с мясными, так и с молочными продуктами. Однако запрещено смешивать мясо и рыбу в одном блюде.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники. Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличии у рыбы плавников или чешуи , существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры, позвоночник и должна метать икру.

Некоторые виды рыб (сом, осётр, угорь, акулы, европейский удильщик), а также млекопитающие киты и дельфины обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи (либо имеют чешую на определенном этапе роста, что хоть и делает эти виды формально кошерными, но все равно в силу традиции не воспринимаемыми в качестве кошерных), и поэтому некошерны. Соответственно осетровая (чёрная) икра - не кошерна, а лососёвая (красная) - кошерна. Моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) и ракообразные (крабы, раки, омары, лангусты, креветки) не имеют ни чешуи, ни плавников, и также некошерны.

Законы кашрута разделяют все пищевые продукты животного происхождения на мясные и молочные, совместное употребление которых запрещено. После приёма мясной пищи должно пройти несколько часов (сроки в некоторых общинах могут отличаться: 1, 3 или 6 часов), прежде чем можно употреблять молочную. После приёма молочной пищи мясо можно есть спустя период от 30 минут (и даже сразу, если нет послевкусия) до 2 часов; точная длительность тоже зависит от общины. Исключение составляют твёрдые сыры, после употребления которых должно пройти столько же времени перед употреблением мясной пищи, сколько принято в данной общине между приёмом мясной и молочной пищи.

Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище (рыба, овощи, фрукты), называются парве, и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей. Однако если такие продукты контактировали с мясной или молочной пищей (даже если весь контакт заключался в том, что, к примеру, человек, евший молочное, не вымыл как следует руки перед тем, как брать овощи), они теряют статус «парве» и считаются мясной или молочной пищей соответственно. Вопрос необходимости периода ожидания после такой пищи зависит как от нюансов потери «паривности», так и от общин.


      1. Мусульманское питание.
Халя́ль - «дозволенное, разрешенное». Термин, означающий соответствие чего-либо нормам Ислама, разрешенность для людей. Относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т.д.

Продукты питания «Халяль»: мясные продукты, изготовленные по специальной технологии, предусматривающей щадящее отношение к животному во время убоя, достоверное отсутствие у животного перед убоем заболеваний, которые могут принести вред здоровью людей, наиболее полное удаление крови естественным способом, тщательное соблюдение гигиенических правил на всех этапах производства продукции. Для других видов продукции - отсутствие в продуктах или несоприкосновение в момент производства продуктов крови, свинины, опьяняющих и наркотических веществ.

Пищевые запреты в исламе - пища, запрещённая к употреблению мусульманам. Коран указывает на запрет употребления мяса животных, которые умерли своей смертью, крови, свинины, мясо животных которые были забиты не с именем Бога.

Разрешены для употребления в пищу животные, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь. Исключениями из этих правил являются морепродукты.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень обмена веществ и работоспособности членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена веществ и др.).

Питание может быть четырех- или трехразовым, поэтому суточный рацион питания по калорийности рекомендуется распределять в зависимости от принятого режима питания. При четырехразовом питании рацион может быть распределен ориентировочно следующим образом: на первый завтрак - 25 % общего количества суточной пищи, на 2-й завтрак-15%, на обед-40% и на ужин-20%; при трехразовом: на завтрак-30%, на обед - 40 % и на ужин - 30 %. Прием пищи с соблюдением таких режимов может обеспечить регулярное поступление в организм пилота необходимых питательных веществ и предотвратить возникновение чувства переедания или голода.


    1. Порядок обеспечения питанием экипажей ВС ГА.
(Приложение N 3 к Приказу Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122).

1. Экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств

обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания.

При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во

внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине

отсутствия специализированных организаций общественного питания

допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.

2. При организации питания в специализированных организациях

общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом

обеспечивается рацион питания, составление меню - раскладок, учет

пищевой ценности и калькуляция блюд. Калорийность суточного рациона

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА При организации питания летного состава используются:

  1. повседневное (предполетное) питание в наземных условиях;
  2. бортовое питание в длительных полетах более 4 часов;
  3. питание и водообеспечение в аварийных условиях;
  4. питание при вылете по тревоге.
  5. Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:
  6. суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;
  7. замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;
  8. калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;
  9. продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;
  10. готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;
  11. режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
  12. Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.
  13. В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.
  14. Предполетное питание
  15. Под предполетным питанием понимают все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.
  16. Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует - начальник медицинской службы авиационной части.
  17. Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.
  18. Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).
  19. Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.
  20. В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.
  21. В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.
  22. Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легко перевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.
  23. Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.
  24. Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.
  25. Второй завтрак и ужин выдаются, как правило, на аэродроме в перерыве между полетами.
  26. В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35% общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40%.
  27. При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30%, на обед 50%, на ужин 20% общей суточной калорийности рациона.
  28. Распределение суточного рациона по приемам пищи (в % от общей калорийности летного пайка)
  29. Питание на необорудованных аэродромах
  30. В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.
  31. При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.
  32. Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации может также осуществляться специальным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).
  33. Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационно-техническими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной части в авиационно-техническую часть.
  34. Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться только из проверенных водоисточников и удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.
  35. Питание в полете
  36. При выполнении длительных беспосадочных полетов (более 4 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками.
  37. В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов разработано 4 варианта бортового пайка, и комплектация бортового рациона конкретными пайками зависит от продолжительности полета.
  38. Бортовые пайки комплектуют в летной столовой специально выделенные и проинструктированные лица. Продукты бортового пайка на один прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. Укладка продуктов в один пакет для двух человек и более не разрешается. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.
  39. В летной столовой готовятся также горячие чай и кофе, которые разливаются в индивидуальные или групповые термосы, выдаваемые экипажу в полет. Заготавливать горячие напитки следует из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.
  40. Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под расписку члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.
  41. Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.
  42. Емкости для питьевой воды на борту воздушного судна должны наполняться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества.
  43. Бортовые пайки в полете расходуются с соблюдением режима питания из расчета: первый прием пищи - через 4 часа после последнего предполетного приема пищи в столовой или на аэродроме, а последующие приемы пищи - через каждые 4 часа полета. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 часов каждому члену экипажа воздушного судна выдается один бортовой паек и экипаж в этом случае с довольствия в столовой не снимается.
  44. В полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине не ниже барометрического давления на высоте 5000 м и экипаж пользуется кислородом, перед приемом пищи и питья включается непрерывная подача кислорода и ослабляется крепление кислородной маски справа. Затем маска сдвигается левой рукой, а правой в рот вкладывается пища или подносится ко рту кружка с чаем (водой, соком). По окончании приема пищи и питья маска возвращается на место, подтягивается ее крепление и выключается непрерывная подача кислорода.
  45. За лицом, принимающим пищу, должен наблюдать один из членов экипажа, чтобы в случае необходимости оказать помощь. При внезапной разгерметизации кабины следует немедленно прекратить прием пищи, возвратить маску в исходное положение и восстановить герметичность ее прилегания к лицу.
  46. При полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине равно фактическому барометрическому давлению на высоте 5000 м или ниже его, экипаж должен принимать пищу и питье только при надетой кислородной маске (гермошлеме), имеющей клапан для питания (кислородная маска КМ-32П). В такие полеты должен выдаваться специальный высотный бортовой паек, состоящий из консервированных пюреобразных и жидких продуктов, упакованных в алюминиевые тубы.
  47. Перед приемом пищи из тубы необходимо отвинтить бушон (колпачок), вскрыть защитную фольгу на горловине тубы и навинтить на нее мундштук из парафинированного картона или оргстекла. Затем, держа подготовленную указанным образом тубу, правой рукой ввести мундштук через клапан в маске в рот. Во избежание загрязнения маски и подмасочного пространства не следует сильно надавливать на тубу рукой.
  48. После полета маска и дыхательные клапаны должны быть очищены от остатков пищи, а маска проверена на герметичность.
  49. Питание и водообеспечение в аварийных условиях
  50. В целях сохранения и поддержания работоспособности на уровне, необходимом для выживания после аварийного приземления (приводнения) в безлюдной местности, экипажи воздушного судна снабжаются аварийными запасами. Аварийные запасы на воздушном судне содержатся в форме носимых аварийных запасов или бортовых аварийных запасов.
  51. В состав носимых аварийных запасов и бортовых аварийных запасов, кроме средств сигнализации и связи, предметов первой необходимости и аптечки, как правило, включаются аварийные запасы пищи и воды (так называемая водно-пищевая группа).
  52. Медицинский контроль обеспечения экипажей воздушного судна аварийными запасами пищи и воды включает:
  53. санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;
  54. контроль правильности комплектации пищевых групп аварийных запасов;
  55. контроль своевременности освежения аварийных запасов пищи и воды.
  56. Санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов пищи, осуществляет начальник медицинской службы авиационно-технической части, который акцентирует внимание на сроках изготовления продуктов, признаках их порчи, сохранности и чистоте упаковки.
  57. Освежение продуктов, входящих в наборы аварийных запасов, производится по истечении сроков хранения по планам командиров авиационной и авиационно-технической частей, а также при установлении полной или частичной невозможности использования продуктов.
  58. Организация питания при вылете по тревоге
  59. При невозможности обеспечения летного состава горячей пищей в период подготовки к вылету по тревоге питание организуется за счет специального набора продуктов.
  60. Комплекты наборов продуктов должны храниться в двух местах: на продовольственном складе авиационно-технической части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток.
  61. Вылет экипажей натощак не допускается.
Похожие статьи