Проективные методы изучения личности ребенка младшего школьного возраста. Диагностические методы изучения личности учащегося

24.09.2019

Для полной характеристики психического состояния оценки интеллекта ребенка, т. е. познавательной сферы психики, недостаточно. Необходимо оценивать еще и эмоционально-личностные качества, которые могут охарактеризовать способность ребенка к социальной адаптации, а также используются для диагностики акцентуаций характера, различных типов психопатий, невротических расстройств и менее заметных изменений личности шизофренического происхождения.

Опросник Кеттела является одной из распространенных личностных методик. Он применяется для исследования личности у детей в возрасте от 6 до 16 лет. Опросник создан на основе понятий, определяющих различные личностные характеристики. В нем используются такие антагонирующие, дихотомические пары:

1) меньшая интеллектуальность - большая интеллектуальность;
2) замкнутость - общительность;
3) неуверенность в себе - уверенность в себе;
4) послушность - настойчивость;
5) пассивность - активность;
6) благоразумность - склонность к риску;
7) недобросовестность - добросовестность;
8) реалистичность - чувствительность;
9) робость - непринужденность;
10) спокойствие - тревожность;
11) расслабленность - напряженность;
12) низкий самоконтроль - высокий самоконтроль.

На основе получаемых от детей ответов составляют общую характеристику о 12 основных свойствах личности , которые достаточно полно отображают индивидуальность.

Другой распространенной методикой можно считать адаптированный вариант личностного опросника Г. Айзенка, который предназначен для исследования уровня экстравертированности и нейротизма у детей от 10 до 15 лет. Показатель экстраверсии указывает на общительность, стремление к другим людям, к переменам, на тенденции к проявлению своего внутреннего мира вовне. Показатель интроверсии характеризует ребенка как застенчивого, замкнутого, стремящегося к строгому соблюдению установленных правил. Нейротики характеризуются эмоциональной уравновешенностью, эмоциональной устойчивостью или лабильностью. Данный опросник состоит из 56 вопросов, объединенных в три шкалы: шкалу экстраверсии - интроверсии, шкалу нейротизма и шкалу искренности.

Исследование самооценки. По этой методике исследуемый ребенок сам определяет свое состояние по ряду шкал, т. е. по нескольким моментам своей жизни - здоровью, умственному развитию, характеру. Для этой цели ему предлагают указать на вертикальной черте свое место, имея в виду, что верхний конец обозначает полное счастье, а нижний - символизирует самое большое несчастье. У детей этот показатель можно использовать для оценки зрелости личности, кроме того, он выявляет нарушенную критичность к себе, депрессию и эйфорию.

Тест Розенцвейга. Эта методика исследует реакции личности на определенное состояние , или фрустрацию, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. На 24 рисунках теста изображены конфликтные ситуации, которые могут фрустрировать личность. На каждой картинке одно из нарисованных лиц своими словами описывает свою фрустрацию или фрустрацию другого персонажа. Над изображением последнего исследуемый должен вписать в соответствующее для этого место ответ, отражающий его реакцию на фрустрацию.

На картинках в основном представлены 2 группы ситуаций:
1) ситуации препятствия;
2) ситуации обвинения.

Ответ исследуемого квалифицируется по его направленности и типу реакций личности.

По направленности могут быть реакции:

1) экстрапунитивные, при которых вина за создавшуюся ситуацию перекладывается на других лиц;

2) интрапунитивные - возложение вины за создавшуюся ситуацию на самого себя;

3) импунитивные, когда причина усматривается в неизбежных обстоятельствах.

По типу реакции делятся на:

1) препятственно-доминантные - подчеркивание препятствия, вызвавшего ситуацию;

2) самозащитные, что проявляется в осуждении кого-либо, признании своей вины или отрицании ответственности вообще;

3) необходимостно-упорствующие, когда главное в ответе - стремление разрешить создавшуюся ситуацию.

Исследование реакций личности ребенка или подростка облегчает понимание происхождения невротических конфликтов, психогенных расстройств и психопатического поведения.

Для характеристики личности применяют исследование уровня притязаний. Данная методика состоит из 24 карточек, на которых содержатся вопросы нарастающей сложности. Среди них:

1) написать 3 слова на букву «ш»;

2) написать 5 названий цветов на букву «г»;

3) написать фамилии 7 французских художников.

Эта методика основана на выявлении у ребенка притязаний, которые тесно связаны с тенденцией к самоутверждению, самооценкой и стремлением видеть в показателях своей деятельности снижение или повышение своей трудоспособности. Исследуемого информируют о том, что задания расположены по возрастающей сложности, и предлагают соответственно своим интеллектуальным возможностям выбирать и выполнять задание. Эта методика оказывает большую помощь при выявлении личностных изменений при психопатиях, эпилепсии, органических поражениях ЦНС.

Что должен знать вожатый о своих воспитанниках (педагогическая диагностика личности ребенка в лагере)

Педагогическая диагностика направлена на изучение результатов развития личности ребенка, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Целью педагогической диагностики является получение представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей - участников смены.

Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие - устранять.

Диагностика необходима при :

Условия проведения :

  1. Учет возрастных особенностей, понимание вопросов, заданий для выполнения.
  2. Формулировка вопросов, удобная для обработки результатов.
  3. Проведение различных опросов в удобное для подобной работы время (желательно утреннее или дневное) и в удобном месте (возможность сидеть за столом, возможность самостоятельно отвечать на вопросы).

Методы педагогической диагностики

Всегда следует помнить о том, что все задания, вопросы, анкеты и прочее - должны побуждать ребенка к самоанализу, рефлексии и должны быть рассчитаны на:

А) самооценку подростков; б) анализ участия в деятельности; в) анализ межличностных отношений в группе, отряде; г) анализ позитивных нравственных приобретений (как результат специального педагогического воздействия).

Учитывая конкретные условия кратковременности смены, рассмотри несколько основных методов педагогических исследований в порядке и значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.

Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие изучаемых педагогических явлений, процессов, наблюдение применяется при многопрофильной оценке личности в ходе участия ребенка в разнообразной деятельности.

Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

Особо следует отметить игровую деятельность, в которых дети, как правило, ведут себя более расковано. Играми нельзя заставить заниматься, ими можно только увлечь. В играх быстро «раскрываются» лидеры, которые быстро захватывают главные роли, либо дети выбирают их на эти роли. Наблюдая за развитием игры можно увидеть актив и пассив, инициативных и робких, агрессивных и послушных. Подвижные игры - прекрасные тесты на координацию движений, проявление ловкости, силы. Интеллектуальные игры позволяют установить уровень эрудиции. В ходе выполнения творческих заданий соответственно можно оценить творческие возможности, как отдельных детей, так и творческий потенциал коллектива в целом. Наблюдая взаимодействие детей друг с другом, можно дать определенную характеристику межличностным отношениям в отряде.

Опросные методы . В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервью .

Беседа - диалог педагога с ребенком или несколькими детьми по ранее разработанной программе. Особо следует отметить необходимость проведения индивидуальной беседы с каждым ребенком в первый день смены. Предмет разговора вполне понятный для ребенка - личное знакомство вожатого с ребенком. Необходимо узнать и записать сведения о самом ребенке, о его семье, мире увлечений. Формальная необходимость заполнения педагогического дневника сведениями о детях вашего отряда становится разумным поводом для первого доверительного разговора вожатого с каждым ребенком. С другой стороны это психологически важный момент, когда ребенок, только приехав из дома, в котором он, чаще всего, единственный ребенок в семье, попадая в новый коллектив, ощущает дискомфорт, оттого что растворился и ему кажется, что никто его не замечает. Возможно, найдётся такой «предприимчивый» вожатый, который облегчит себе задачу сбора информации с помощью опросного листа, другой перепишет часть сведений из медицинской карточки. Не следует так поступать. Вы, уважаемые коллеги, упустите возможность проявления персонального внимания к ребенку, которая является первым шагом к установлению доверительных отношений. И даже если ребенок в своем рассказе что-то нафантазирует, следует к этому относиться аналитически. Зачем это ему нужно? С другой стороны, не стоит особо тревожиться оттого, что ребенок нарисовал себя значительно лучше, чем он есть. Давайте ему поверим, скорее всего, он хочет быть лучше. Будет - разумно, если вы сделаете пометки (для себя и своих коллег-напарников) о детях, своих наблюдениях, сделанных в ходе беседы. Сам же ход беседы даёт много информации о ребёнке: Как реагирует на вопросы? Раскован? Замкнут? Явно «фантазирует»? Легко вступает в контакт со взрослым? Приходится расшевелить? Грубит? Хочет казаться лучше? Развита речь? С трудом подбирает слова и т.д.

В дальнейшем поводами для бесед могут быть различные ситуации. Главное, очень важно по возможности чаще уделять каждому ребенку персональное внимание или, образно говоря, «держать руку на пульсе». Между прочим, ежедневный анализ дня так же можно рассматривать как одну из форм многопрофильной диагностики.

Анкета (опросник) одна из самых распространенных и «демократичных» методов диагностики. Вопросы составляются (для детей - не утомительные в количестве не более 10-12) исходя из того, о чем именно хочет получить представление исследователь. Как показывает опыт, анкетный опрос лучше проводить не более трех раз в смену. В начале смены - при изучении направленности интересов, мотивов действий, уровне ожиданий. Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); первый или второй раз в лагере; о чем мечтает и т.д.

В середине смены - при анализе промежуточных результатов, изучения динамики развития межличностных отношений, отбора педагогических средств для коррекции норм отношений и поведения детей.

В конце смены - при изучении степени удовлетворенности детей пребыванием в отряде, лагере.

Иногда имеет смысл промежуточную анкету заменить другими формами диагностики, например: неоконченное предложение, ранжирование, фантастический выбор и т.д.

Интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Интервью бывают свободные, не регламентированные темой и формой беседы, и стандартизированные по форме близкие к анкете, с закрытыми вопросами. При помощи интервью можно получить представление о результативности какого-то важного для педагога дела, насколько глубоко поняли ребята суть того или иного дела, явления, процесса и т.д. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводится позже по памяти. Во всех опросных методах не следует допускать перекоса, смахивающего на допрос.

Социометрические методы имеют большое распространение среди методов педагогических исследований.

Социометрия (социометрический тест) предназначена для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами отряда. Она дает наглядное представление о психологической структуре отряда, о месте каждого ребенка в этой структуре, помогает получить весьма объективную информацию о взаимоотношениях в отряде. Вот почему социометрические срезы являются наиболее популярными среди педагогов, а во многих лагерях являются обязательными во всех отрядах и проводятся три раза за смену (в начале, середине и конце смены).

Методический прием, положенный в основу социометрии, весьма прост. Всем членам отряда задается один и тот же вопрос: «Назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел...». Для удобства традиционно этот вопрос включают в анкету (см. выше). В начале смены: «Назови трех ребят своего отряда, которые могли бы стать твоими хорошими друзьями». В середине смены: «Скоро состоится одно интересное дело, в котором вы будете участвовать группами. Назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел участвовать в этом деле».

В конце смены: «Если бы тебе посчастливилось ещё раз приехать в лагерь, назови трех ребят, с кем ты вновь хотел бы быть в одном отряде».

Обработка данных проводится с помощью социоматрицы - таблицы, в которую вносятся результаты опроса. На основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени» (из четырех кругов друг в друге), разделенной диаметром на две половинки. Слева символические изображения мальчиков в виде треугольников с порядковым номеров, справа - изображения девочек - кружок с порядковым номером. Затем надо соединить стрелками символические изображения, обозначающие:

  • односторонние выборы;
  • взаимные выборы.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение:

  • Внутренний круг - это так называемая зона «звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (более 6 выборов);
  • Второй круг- зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя (3-5 выборов);
  • Третий круг- зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего (1-2 выбора);
  • Четвертый круг - зона изолированных, это те которые не получили ни одного выбора.

Расчет социометрических индексов .

Для того, чтобы охарактеризовать межличностные отношения в отряде, необходимо иметь данные не только о количестве выборов, но и показатели, характеризирующие структуру отношений в отряде. Индекс изолированности - чем более приближен к нулю, тем лучше. ИИ = (количество изолированных детей / общее количество детей) х 100%

Коэффициент взаимных выборов (чем выше, тем лучше) характеризует уровень сплоченности коллектива, которая рассматривается как стремление членов коллектива к взаимному сотрудничеству.

КВ = (количество взаимных выборов / общее количество выборов (количество детей х 3)) х 100%

Уровень благополучия взаимоотношений. Чем выше этот показатель уровня единицы (1,0) - тем лучше. Ниже единицы - тревожный симптом. УБВ = количество детей, попавших в 1-й и во 2-й круг / количество детей, попавших в 3-й и в 4-й круг

Методика социометрии позволяет :

  • Сделать моментальный срез о межличностных отношениях в отряде, измерить степень сплоченности - разобщенности, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования и повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
  • Выявить соотносительный авторитет отдельных детей по признакам симпатии - антипатии (лидеры, отвергнутые), которые сами члены группы не всегда осознают. Ведь оттого, как складываются отношения отдельного ребенка с отрядом, во многом зависят его эмоциональное благополучие, дальнейшее развитие, социальная адаптация и интеграция в жизнь коллектива в целом, последующая перспектива. Отряд способен приумножить индивидуальный потенциал каждого отдельного своего члена, но он же способен выступать негативным фактором его жизнедеятельности, сдерживать его активность, блокировать проявление лучших качеств, порождать новые комплексы и проблемы.
  • Обнаружить внутригрупповые сплоченные образования (замкнутые многоугольники взаимных выборов) во главе с неформальными лидерами - группировки в отряде. Действия их могут мешать достижению целей совместной деятельности, замыкая активность членов группировки. Группировки иногда могут начать враждовать между собой, стремиться к однозначному доминированию мнения группировки в отряде или отгораживаться от решения совместных проблем. В таких случаях формально назначенный лидер отряда, не подкрепленный реальным авторитетом, оказывается беспомощным.
  • Скорректировать педагогические действия по отношению к «отверженным», путем поиска причин «отвержения» помочь им быть «нужными» в отряде. Сиюминутный социометрический срез, констатирующий факт «изолирования», иногда может быть случайным. А если нет, тогда это тревожный симптом. Значит ребенку одиноко и плохо в вашем отряде – он никому не нужен. Вот почему иногда вызывает сомнение поспешное категорическое утверждение некоторых педагогов о том, что отряд достиг уровня гуманистических отношений, в то время как социометрические исследования показывают то, что в отряде имеется хотя бы один ребенок, у которого нет ни одного выбора.

Педагогически грамотно использовать лидерство отдельных ребят. Ведь часто для организационных целей очень важно выявить тех ребят, которые в наибольшей степени влияют на социальные отношения. Безусловно, хорошим показателем межличностных отношений в отряде является, когда официальная структура совпадает с неофициальной. Но бывает так, что «социометрической звездой» может быть и негативный лидер, влияние которого направлено на дезорганизацию отрядной деятельности, нередко путем постоянного противопоставления своего мнения мнению вожатого, критического отношения ко всему происходящему, в том числе и к нормам и требованиям пребывания детей в лагере. В подобной ситуации другие же дети, не способные разобраться в подобных «психологических тонкостях», воспринимают их поведение как эталонное, неумело пытаются следовать ему. Если вожатый, в свою очередь, не сможет выяснить истинные причины происходящего, попытается вступить в борьбу с негативным лидером, то он рискует испортить отношения с отрядом в целом. Педагоги должны стремиться опираться на систему предпочтений и не действовать вопреки ей. Так, если негативизм лидера основан на его потребности в самоутверждении, то целесообразно предоставить ему возможность утвердиться в общественно значимых ценностных действиях, передав ему часть организационных функций, подключая к анализу происходящих действий и ситуаций в отряде.

В практике педагогов встречаются различные модификации методов исследований с целью придать им оптимальные способности продуктивно решать поставленные задачи, что подтверждает соблюдение творческого подхода, осуществление их адаптации, приспособления к условиям и объектам исследования. Применяются и комбинации методов.

Неоконченное предложение - методика рассчитана на получение первой, самой естественной реакции. Во время ее проведения происходит максимальная эмоциональная включенность в работу.

Наилучший вариант проводимой методики - когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Например:

  1. Больше всего мне не нравится в лагере...
  2. По сравнению с другими наш отряд...
  3. Если было бы можно, я бы...
  4. Иногда я боюсь...
  5. Думаю, что без проблем смогу...
  6. По-моему, лучший вожатый тот...
  7. Многие ребята из нашего отряда...
  8. В будущем я хочу...
  9. Для меня нет ничего хуже...
  10. Я бы на месте наших вожатых...
  11. По сравнению с другими я...
  12. Когда другие делают что-то лучше, чем я...
  13. В нашем отряде...
  14. Если бы я был организатором подготовки (название дела), то...

Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, создавая оригинальные методики. Например, удачным отрядным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста-письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период смены. Фантастический выбор. Этот метод требует игровой артистической подготовленности. Производится апелляция к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и словесно оформляются потребности детей. Ребята называют важные для них ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы.

Например:

  • Приплыла к тебе Золотая рыбка. Спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
  • Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
  • У тебя в руках «Цветик-семицветик». Отрывай мысленно лепестки: чего ты попросишь для себя?
  • Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
  • Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

«Фантастический выбор» может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы анонимны.

Мониторинг - вопрос или несколько вопросов, задаваемые через определенные промежутки времени (например, раз в неделю или, в условиях временного коллектива, в начале, середине и конце смены) цель - получить представление о динамике оценок, мнений, ценностей в течение смены.

Ранжирование - проставить номера по порядку (значимости для себя) перечисленным высказываниям о. . . , нравственным категориям и т.п.

Становление гуманистической системы обучения, ориентация на развитие личности ученика, внедрение в учебно-воспитательный процесс школы новых технологий обучения обуславливают необходимость пересмотра традиционных подходов к определению результатов деятельности и ученика и учителя.

К настоящему времени стало фактически общепринятым мнение, что результаты обучения в целом, и учения в частности, нельзя оценивать лишь по уровню знаний, умений и навыков школьников. Дидакты, методисты, психологи ищут показатели развития ученика в ходе обучения. Развитие определяется появлением новых форм деятельности, новых качеств личности ребенка, новых отношений к действительности, окружающим, к себе самому. Ситуация развития - это не только организация самостоятельной познавательной деятельности детей, но и обязательное преодоление сопутствующих ей трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил, в результате чего и происходит ускоренное формирование личности ребенка. Это возможно только на основе положительных внутренних мотивов деятельности, добровольного принятия учеником трудностей учения, овладения им необходимыми оценочными действиями, на основе развития у него аналитико-критического подхода к явлениям.

Многие показатели личностного развития ребенка не тождественны традиционно контролируемым учителями знаниям, умениям и навыкам учащихся и не поддаются выявлению их общепринятыми способами проверки. Кроме того, в современном педагогическом сознании, можно сказать, сформировалось убеждение о том, что успешность учебной деятельности учащихся, темп и уровни их развития зависят не только от природных особенностей детей, но и от характера обучающей деятельности учителя. Все это значительно расширяет диапазон подлежащих проверке, контролю и учету показателей деятельности участников в учебно-воспитательном процессе и обуславливает необходимость подвергать оцениванию деятельность не только учащихся, но и учителя. А это входит в сферу уже педагогической диагностики.

Одно из определений термина «педагогическая диагностика» можно найти в одноименной книге К. Ингенкампа "". ""Педагогическая диагностика, - пишет автор. - призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Для достижения этих целей в ходе диагностических процедур, с одной стороны, устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных индивидуумов и у представителей учебной группы в целом, а с другой, определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения и познания. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты обучения. При этом под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого (с использованием диагностического инструментария или без него), соблюдая необходимые научные критерии качества, учитель наблюдает за учащимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем".


В.Г. Максимов считает, что педагогическая диагностика в не совсем четко выраженном виде присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и кончая управлением системой образования в целом. Она проявляется и в форме контрольных работ, и в любой характеристике как ученика, так и учителя, в выявлении эффективности учебно-воспитательного процесса и т.п.

В понятии "педагогическая диагностика" В.Г. Максимов акцентирует внимание на прилагательном педагогическая (существует и психологическая диагностика), которое, по его мнению, характеризует следующие особенности данной диагностики: во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, то есть она ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика; во-вторых, и это главное, она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя; в-третьих, она осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя; в-четвертых, с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя; в-пятых, даже некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.

Целью педагогического диагностирования, по мнению И.П. Подласого, является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Одним из показателей продуктивности учебно-воспитательного процесса является учебная успешность учащихся, но определить ее эталон довольно трудно. Результаты диагностики должны отражать не только объективные требования, но и реальные возможности и успехи каждого конкретного ученика. Стратегия диагностики, как считает В.И. Загвязинский, содержит также требование всесторонности проверки результатов обучения в когнитивной (овладение знаниями и способами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах.

В когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с таксономией (иерархией) целей обучения (Б. Блум), а также уровни узнавания, понимания, усвоения, овладения как в отношении типовых, так и творческих действий.

В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях. Очень важным является понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию) способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих и др.).

В социальной сфере диагностируются степень овладения социальными нормами, нравственное и правое самосознание, общественная активность, адаптированность в коллективе и способность к адаптации в изменяющейся социальной среде.

В. И. Загвязинский указывает на обучаемость или способность к дальнейшему обучению как на важнейший интерактивный показатель успешности обучения.

В.Г. Максимов выделил и описал следующие функции педагогической диагностики.

1. Функция обратной связи Суть ее заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса.

1) Оценочная функция проявляется в таких аспектах, как ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. В процессе реализации этой функции обогащаются представления и понятия учащихся о людях и о себе, у них появляется возможность сопоставлять свои качества с требованиями общества, что способствует изменению ценностных ориентации. Объективная оценка стимулирует саморазвитие учащихся. Сравнивая свои качества и успехи в учебе с достижениями других школьников ученик устанавливает свой социальный статус. От коллектива и учителя он получает сведения о себе и через эту информацию познает самого себя. Таким образом, диагностика может выступить в качестве средства руководства организованного самопознания.

2) Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: 1) начальная, связанная с планированием и управлением познавательной деятельностью учащихся; 2) текущая (корректирующая) диагностика, которая проводится в процессе организации познавательной деятельности учащихся и ориентирует учителя на изменения, происходящие в развитии школьников; 3) обобщающая диагностика, которая дает основные данные для коррекции обучающей деятельности учителя, на предстоящий период

Несколько иной подход к определению функций диагностики у В.И. Загвязинского. Он выделяет образовательную, стимулирующую, аналитико-корректирующую, воспитывающую, развивающую и контрольную функции.

Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправлять ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении.

Стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития. Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-воспитательной деятельности.

Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально-ценных способностей и черт характера.

Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Содержание функций свидетельствует о том, что диагностика имеет более широкий и более глубокий смысл, чем традиционная проверка знаний и умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование, как считает И.П. Подласый, рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

В состав диагностики процесса и результатов обучения входят контроль, проверка, оценка, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Краткое описание некоторых из перечисленных компонентов дал В.И. Загвязинский.

Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Процедурно диагностика и контроль отличаются так: при диагностике обязательно должен быть эталон оценивания, который является «точкой отсчета». Этот эталон должен быть ОБЪЕКТИВНО выражен! А контроль осуществляется с использованием СУБЪЕКТИВНЫХ шкал оценки.

За точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня, и

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

В соответствии с требованиями теории и практики педагогических измерений оценочные процедуры, на основе результатов которых принимаются решения должны обладать высокой степенью объективности, которая проявляется через две основные характеристики: валидность и надежность инструментария и процедур оценки.

Под валидностью итоговой оценки понимается соответствие содержания оценки планируемым результатам. Валидность измерителей и оценочных процедур подразумевает полноту охвата всех планируемых результатов и адекватность оценки их достижения. Это требует комплексного подхода, т.е включения различных форм и способов оценки.

Надежность итоговой оценки должна обеспечиваться за счет профессиональной разработки инструментария, включая экспериментальную проверку отдельных заданий и работы в целом, критериев и шкал оценивания, а также соблюдения всех требований стандартизации оценочных процедур.

В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: планируемый, реальный и достигнутый.

Первый уровень – планируемый – характеризует те результаты, которые заложены в планируемых результатах освоения основных образовательных программ и реализованы в образовательной программе для данной ступени обучения, в примерных программах по отдельным учебным предметам

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

В процессе измерений появляется третий уровень описания результатов – достигнутый, который характеризует уровень реальных достижений учащихся.

Как показывают результаты педагических измерений, реальные достижения учащихся всегда ниже их планируемого уровня в нормативных документах и того уровня, который реализуется учителями.

Это означает, что практически невозможно в ходе педагогических измерений зафиксировать достижение всеми учащимися всех планируемых результатов освоения образовательных программ.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает три основные группы результатов – личностные, метапредметные и предметные.

Содержательной и критериальной базой оценки личностных, метапредметных и предметных результатов служат планируемые результаты начального образования. На персонифицированную итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе: «Выпускник научится» планируемых результатов начального общего образования. Личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

Характеристику достижений и положительных качеств учащегося;

Определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;

Содержание итоговой оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов, представленных в обобщенной форме. Поэтому до начала разработки инструментария (отдельных заданий и проверочных работ) необходимо конкретизировать планируемые результаты, представить их в форме, обеспечивающей возможность создания стандартизированных средств измерения. Такая процедура называется операционализацией. В процессе данной процедуры каждый планируемый результат уточняется с ориентацией на «достижимость» и «измеряемость», т.е. указываются умения и элементы знания, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и которые можно измерить в рамках используемых оценочных процедур на разных уровнях их освоения. Таким образом, в процессе операционализации уточняется содержание и критериальная база оценки,т.е конкретные требования к ответу ученика (что должно быть им продемонстрировано для принятия решения о достижении данного планируемого результата). Операционализированные перечни планируемых результатов по математике и русскому языку с примерами заданий представлены в книге: «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой).

Отличительной особенностью итоговых работ для оценки достижения планируемых результатов, разрабатываемых в рамках стандартов, является их ориентация не на оценку овладения предметными знаниями и умениями и способности воспроизводить их в учебных ситуациях, а на оценку способности применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.

Это повлияло на разработку и включение в работу двух групп заданий, в которых учащиеся должны были не воспроизводить освоенные знания и умения, а применять их, решая учебно-практические или учебно-познавательные задачи. В первую группу вошли задания базового (опорного) уровня Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения. При выполнении заданий второй группы (заданий повышенного уровня), в которых способ решения явно не задан, ученик должен сам выбрать способ из известных ему или самостоятельно сконструировать способ решения, интегрируя два-три изученных или преобразуя их. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ.

Объектом стандартизированной итоговой оценки являются планируемые результаты освоения программ начального образования по двум основным предметным областям (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»).

На начальной ступени обучения особое значение имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

Речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией;

Коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверку названных результатов целесообразно вести при проведении трех итоговых работ: 1) итоговой работы по русскому языку; 2) итоговой работы по математике;

3) итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Принятый в практике педагогических измерений минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65% от максимального балла, который можно получить за выполнение всей работы. Если проверочная работа содержит задания только с выбором ответа, то критерий освоения составляет 65%. Если в проверочной работе используются задания только со свободным ответом (кратким или развернутым), то критерий освоения составляет 50%.

Для повышенного уровня можно использовать тот же критерий, как и для базового уровня: 50%-65% от максимального балла, но за выполнение заданий повышенного уровня.

В целом итоговая оценка должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка, т.е. вести оценку ребенка по отношению к самому себе. С другой стороны, итоговая оценка должна позволять получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.

В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается сущность, стратегия и состав педагогической диагностики процесса и результатов обучения?

2. Какие педагогические средства может использовать учитель для диагностики индивидуальности школьников?

3. Чем будут отличаться диагностические педагогические средства, предназначенные для изучения индивидуальности младшего школьного возраста?

4. Каковы причины неуспеваемости школьника?

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики психологической диагностики.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира

Василенко О.Н.

Диагностика личностных особенностей ребенка .
Диагностика эмоционального состояния ребенка .
Диагностика межличностных взаимоотношений .

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

«Лесенка»

с 3 – 7 лет

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

Методика

«Человек под дождем»

с 6 лет

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Методика

«Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Методика

«Домики» Ореховой О. А.

4 – 12 лет

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

  • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  • актуальные для ребенка ценности;
  • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
  • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

Методика ДДЧ

(Дом-Дерево-Человек)

с 5 лет

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

3,5 – 7 лет

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Hand-тест

(тест руки)

с 5 лет

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

с 5 лет

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Тест Сонди

с 6-7 лет

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

Методика

«Несуществующее животное»

С 6 лет

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика

«Контурный САТ-Н»

3 – 10 лет

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Методика

«Автопортрет»

с 6-7 лет

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

Цветовой тест Люшера

с 3,5 лет

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика «Кактус»

с 4 лет

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Рисунок семьи

с 4 лет

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

Тест

«Эмоциональные

сферы»

с 6 лет

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то - аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета - какие захотите.

Тест «Сказка»

с 3,5 лет

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые, которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

Методика

«Аппликация»

с 6-7 лет

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

Методика

Рене Жиля

с 5 лет

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Методика

«Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

С 6 лет

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

  • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

Методика

"Мозаика"

С 6 лет

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Интервью "Волшебный мир"

(Л. Д. Столяренко)

С 5 лет

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Тест животных

Рене Заззо

С 5 лет

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

………………………………………………………………………………………………………………………………


Диагностические методики исследования личности ребенка
Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников
можно использовать следующие методики.
Десять моих Я
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово Я. Учащиеся должны дать определение каждому Я, рассказывая о себе и своих качествах.
Например: Я умный.
Я красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Сказки
Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:
Сказка о моем портфеле.
Необычная история об обычном дневнике.
Сказочные каникулы.
Необычные приключения обычного школьника.
Сказочная история о том, как
Учащиеся сами определяют тему как (как я учил уроки, как не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)
Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: Ребята, иногда взрослые говорят, что у них нелегко на сердце или тяжело на сердце. Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
Градусник
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет который есть в каждом доме. Это градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно 38, 39, 40, 41 (цифры записываются на доске). Нормальная температура человека 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:
Русский язык 39,
Математика 36,6
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Краски
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Настроение
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги. Например: математика:   
Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.
Остров невезения
В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами.
Классному руководителю нужно проанализировать, какие предметы попадают в список, есть ли среди них учебные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.
Школа будущего
Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Волшебник
Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается
В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика дает возможность выразить ребенку свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.
Ранжирование учебных дисциплин.
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним-двумя словами. Например, математика интересно и т.д.
Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Лесная школа
Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:
Как выглядит лесная школа?
Какие предметы есть в расписании лесной школы?
Кто учит зверят в лесной школе?
Какой он учитель в лесной школе?
Какие отметки ставят в лесной школе?
Как учатся зверята в лесной школе?
Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.
Ассоциации
Ребятам раздаются листочки бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Учащиеся рядом со словом должны нарисовать небольшой рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова.
Список слов может быть таким:
математика
русский
чтение
иностранный
физическая культура
изобразительной искусство
труд
пение
урок
отметка
школа
учитель
класс
друг
Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой.
Сочинение
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):
Что я знаю о русском языке?
Что я знаю о математике?
Мой самый любимый предмет.
Мое самое любимое занятие.
Мой самый грустный день в школе.
Мой самый счастливый день в школе.
Мой выходной день.
Что я думаю о моей учебе в школе.
Как я хочу закончить учебный год.
Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным критериям.
Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, Мой самый грустный день в школе, значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.
Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.
Самое главное чтобы сочинения ребят не остались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.
Что такое хорошо и что такое плохо
Учащимся предлагается продолжить предложения.
Хорошая школа это
Плохая школа это
Хороший класс это..
Плохой класс это
Хороший ученик это
Плохой ученик это
Хороший учитель это
Плохой учитель это
Хороший урок это
Плохой урок это
Хороший ответ это
Плохой ответ это
Номинация
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:
самый интересный учебный предмет;
самый полезный учебный предмет;
самый ненужный учебный предмет;
самый трудный учебный предмет;
самый легкий учебный предмет;
самый веселый учебный предмет.
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой
номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.
Анкетирование
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:
Тебе нравится в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя много друзей в твоем классе?
мало
много
нет друзей
Тебе нравится твой класс?
нравится
не очень
не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
ВопросыОценка за первый ответОценка за второй ответОценка за третий ответ
1130
2013
3103
4310
5031
6130
7310
8103
9130
10310

Анализ анкетирования
25-30 баллов высокий уровень школьной мотивации, познавательная активность. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки, или замечания.
20-24 балла хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-15 баллов положительное отношение к школе, которая интересна учащимся вне учебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательны интерес у них развит мало.
14-10 баллов низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивную реакцию, отказываются идти на контакт, выполнять задание учителя. Такое исследование необходимо проводить в 4 классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.

Похожие статьи