Гид по выживанию на Марсе: как добыть еду, воду и построить убежище. Гид по выживанию в стрессовой ситуации

20.09.2019

Алекс Ничипорчик о плюсах и минусах работы в Нидерландах.

В закладки

Основатель tinyBuild Алекс Ничипорчик рассказал о создании компании в Нидерландах, условиях жизни и налогообложении страны. Статья была опубликована в пользовательском разделе DTF и отредактирована.

Сейчас в прекрасном городе Амстердаме проходит конференция UNITE. В фейсбук-ленте вижу кучу знакомых, восхищающихся городом и страной в целом. Я жил там с 2010 года по 2017 - ровно семь лет.

Переехал туда я в 2010 для работы в компании Spil Games. Во время работы там познакомился с уймой флеш-разработчиков, которые в итоге перешли на разработку ПК-игр. В конце 2011-го начал сторонний проект, который вы сегодня знаете как tinyBuild. У нас до сих пор есть студия в Голландии, занимающаяся портированием и соразработкой игр. Сейчас я строю студию в США, о наработках которой будет известно в начале следующего года. В этой статье хочу рассказать об опыте семи лет жизни в Голландии.

Почему Амстердам не представляет Голландию

Важно понять, что Амстердам - это туристический центр и не представляет страну в целом. В нём живет всего 800 тысяч человек, а во всей стране - больше 16 миллионов. Для сравнения, территория Латвии почти такого же размера, а её население - всего 2 миллиона человек. Голландия населена очень плотно и в ней сложно найти сельскую глушь или природу. Леса очень редки, в каждом аккуратно проложены дорожки и карты. Заблудиться практически невозможно.

Если вы задумались о переезде в Голландию, я рекомендую зону в районе Te Gooi. Если взять Амстердам, Утрехт и Амерсфорт, то в любую точку образованного треугольника можно ткнуть пальцем и там будет хорошая зона для жизни. Съездите в Утрехт и посмотрите на него. Похож на Амстердам, но дешевле и с меньшим количеством туристов. Амерсфорт чуть-чуть подальше, но у него прекрасный центр в виде огороженного замка со стенами.

Главная улочки Хилверсума. Куча кафешек и магазинов.

Хилверсум, почему переехал туда и остался

Я изначально переехал в город Хилверсум только потому, что там была моя компания-работодатель. За 800 евро в месяц можно было снять квартиру в 80 кв. метров, совсем рядом со станцией, магазинами и работой. Внезапно полностью пропала нужда в машине.

Про визовые и юридические вопросы поговорю отдельно. Сейчас о практической части.

Обычный парк. В любом городе такой есть и там будет куча птиц.

​Когда переезжаешь в Голландию, внезапно наваливается куча бюрократии. Я говорю о практических вещах, типа Интернета, регистрации у провайдера воды, электричества, и тому подобном. Ни в коем случае не экономьте на риелторе. Снимайте квартиру через агентство. Вам придётся заплатить примерно три месячные платы: первый + последний месяц владельцу квартиры и ещё один месяц за услуги риелтора.

Риелтор вас везде зарегистрирует и удостоверится, что у вас будут вода и электричество. Вам сразу надо закладывать 300 евро на человека в месяц на обязательные расходы. Это включит в себя страховку на здоровье, коммунальные платежи, и городские налоги. Вы будете платить за подачу воды в дом, за её фильтрацию и содержание инфраструктуры - всё отдельным компаниям. Поэтому квартира за 800 евро в месяц вам обойдётся в 1-1,1 тысячи в виде обязательных расходов.

Это всё нужно иметь в виду при переговорах о зарплате, ибо в старой Европе очень дорогая жизнь.

Мой дворик в Хилверсуме и чашка кофе.

Хилверсум находится в 30 минутах езды на поезде от аэропорта, и в нём есть всё, что мне было нужно: красивый центр, кинотеатр, компактность и практичность. Когда я уволился из Spil Games и начал строить tinyBuild, оказалось, что там же находится университет HKU, в котором обучают Unity и геймдизайну - очень удобно. До Амстердама 20 минут на поезде. И это самый центр области Te Gooi, он считается безопасным и красивым. Сел на велосипед - и через 15 минут ты в лесу, 20 минут - и ты на пляже на озере.

Это памятник камню в Хилверсуме. Хз:)

Многие считают Хилверсум «скучным», и если нужно более тусовочное место - вам явно не сюда, лучше жить в Утрехте. Там куча университетов и большая тусовочная сцена, в том числе и геймдев-сообщество. А если хотите кучу пьяных британцев в мэнкини, вам в Амстердам.

Зарплаты, финансы и льготы

В Голландии жить дорого и в плане цен на жизнь, и в плане налогов. Если вы IT специалист, переехать в Голландию легче всего по визе высококвалифицированного эмигранта. Она имеет ряд требований в виде образования и\или выдающихся достижений в сфере высоких технологий, и даёт большую налоговую скидку.

При переговорах о зарплате вам надо рассчитывать, что минимум 30% от неё будет уходить на налоги. Всегда оговаривается «gross» (доход до налогов). Требования по зарплате для этой визы меняются каждый год, но как правило возьмём 50 тысяч евро в год. Чаще всего этой цифры хватает, чтобы снять жильё и комфортно жить.

30% rulling

​Сразу же узнайте, попадаете ли вы под 30% rulling - это когда 30% зарплаты не облагается налогами. То есть, с зарплаты в 50 тысяч евро в год, 15 тысяч автоматически даются «даром», без налогообложения. Эта же плюшка может сместить вас на ступень ниже, так как налоговая система в стране прогрессивная. Посчитаем с 30% «руллингом» и без на основе 50 тысяч в год, используя калькулятор .

Без 30% «руллинга»

Выходит 2,8 тысячи евро «чистыми» в месяц. Учтите, что работодатель платит ещё сверху примерно 30% своих налогов. Это относится только к сотрудникам. Если вы считаете это как свой бизнес и себя в найм, добавляйте ещё 30% сверху.

Значит, если вы просите себе зарплату в 4 тысячи в месяц (примерно 50 тысяч в год), домой без налоговых льгот будете уносить 2,8 тысячи.

С 30% «руллингом»

Облагаемая зарплата становится 37 тысяч в год. Есть причины, почему это не ровно «минус 30%». Это сложно. Можете сами посчитать прогрессивные налоги на 2017 год вместе с необлагаемыми минимумами.

Как видите, разница существенна. В 2010 год эту скидку давали на 10 лет, сегодня дают на семь. Её задача - интегрировать международных специалистов в общество. Без неё зарабатывать становится очень дорого. Высшая ступень налога на прибыль - 52%. Значит, что в один момент понимаешь, что потратил 1 евро сверху каждого евро, что тратишь.

Списывание недвижимости

Гостиная и домашний офис. Тут начался tinyBuild, в один момент здесь сидело восемь человек - пока не сняли офис. Эта лестница сломала мне палец на ноге. Пьяным по ней не спустишься.

В Голландии можно получить кредит на покупку дома. Это очень сложно и надо иметь много денег на счету, хорошую рабочую историю, постоянный рабочий контракт и т.п. Но в итоге можно списывать с налогов закладную на дом.

Структура трудовых контрактов

Да, в Голландии всё очень дорого в плане налогов. И если вы работодатель - вообще туда не суйтесь. Помимо законов о налогах со стороны работодателя, что я упомянул, есть ещё подвох с контрактами.

Например, если я беру человека на работу, то даю ему контракт на год. Если вдруг решаю его уволить через три месяца - мне надо заплатить ему за весь год.

Если продлеваю контракт, то могу продлить на год-два (все делают по одному году). Но третий контракт должен быть постоянным . Людей с постоянным контрактом практически невозможно уволить - необходимо договариваться об увольнении. По закону это минимум одна зарплата за каждый год работы сотрудника (если на увольнение есть весомые причины). Если их нет - людям платили и по зарплате за два года. Я видел, как люди с постоянными контрактами уходили «поболеть» на полтора года, при этом после девятого месяца больничного им всё равно обязаны были платить 70% от зарплаты.

В стране полно замков и старинной архитектуры. Голландию вообще не трогали во время Второй мировой.

Голландия - рай для работников и ад для инноваторов и фаундеров

Для основателей компаний ставятся требования по минимальной зарплате. Это значит, что я, как директор своей фирмы, не могу платить себе зарплату в 0 евро. Установлен минимум, и чтобы его обойти - надо просить исключения от правительства.

Нельзя ли просто быть фрилансерами или индивидуальными предпринимателями?

Этот вопрос я задал, когда мы начинали студию. Короткий ответ - нет. Есть закон, что предотвращает работу фрилансеров на одного клиента сроком больше чем шесть месяцев в году. Многие пытаются обходить это через структуры фирм. Мы перебрасывали сотрудников между несколькими платящими компаниями, хотя по факту все работали над одним проектом. Это работает, но недолго.

Единственное, что вы можете сделать как работодатель - это платить ещё 30% сверху всех налогов и работать через кадровое агентство. У них есть лицензии на выдачу почасовых контрактов без ограничений.

По всем этим причинам в Голландии очень слабо развивается геймдев. Помимо Guerilla Games там нет никого. Все инди первого поколения вымерли, или не могут расширяться из-за ограничений в связи с рисками найма сотрудников. Это, честно говоря, позорно. По этой же причине я оттуда уехал. Но статья не об этом.

Чисто, все улыбаются, и нет низшего или высшего класса

Да, налоги огромные и это всё очень печально в плане создания бизнеса. Но если вы едете работать в устоявшуюся IT компанию, то Голландия это реальный рай.

Все улыбаются. Везде чисто. Нет бомжей. Декриминализированы практически все наркотики. Все находятся в «среднем» классе. Последнее, надеюсь, очевидно - если есть огромные налоги, то быть богатым очень сложно. А бедных поддерживает сильная социальная система.

У голландцев отлично продумана система помощи. Невозможно упасть так сильно, что не останется дома. Большинство бездомных оказываются в таких ситуациях из-за душевных расстройств, но в стране есть решения и этих проблем. Как я уже говорил, я видел людей что уходили на больничный на год. Это называется «burnout» (когда утомился на работе). Звучит как шутка, но в этом что-то есть.

В стране мало солнца, плохая погода, и люди начинают впадать в депрессию. Если ты оказался на улице и хочешь есть - ты не идёшь на улицу просить о помощи. Обращаешься в местное правительство, оно даёт тебе ночлег и еду в обмен на то, что ты идешь к специалисту и тебя интегрируют в общество.

Пример с разработчиком игр

Приходит ко мне на собеседование разработчик. Выучился в университете на Unity Developer (диплом бакалавра). Год сидит без работы. Спрашиваю, чем он занимался этот год. Говорит - собираю безработицу, это сложно, утомился уже. Хочет работать. Спрашиваю - а где примеры работы? Где опыт? Говорит, что опыта нет, ведь он занят получением пособия по безработице. Понятно, что такого немотивированного человека я не буду держать в офисе.

На следующий день мне звонит правительство, и начинает торговаться. «Ну дайте ему шанс! Мы оплатим его зарплату за четыре месяца! За шесть! И дадим налоговые скидки!»

У системы есть комические моменты, но она работает

Уровень жизни на самом деле в среднем очень высокий. Нет бедных. Нет богатых. Люди очень счастливые и наслаждаются жизнью. Для примера, если хочешь купить машину - например, BMW 5 серии - заплатишь 20% сверху рыночной стоимости как налог, 200 евро в месяц и 150 евро за страховку. Большие тяжелые машины - это роскошь, и она очень дорога.

В Голландии не было финансового кризиса конца 2000-х годов. Там сложно получить кредиты (даже кредитную карту), и поэтому они не почувствовали последствий. Люди умеют наслаждаться тем, что у них есть. Поэтому когда я приезжал на работу на здоровом внедорожнике (с латвийскими номерами), меня осуждали и боялись.

«Будь нормальным, это достаточно сумасшедше»

Эта поговорка вполне актуальна. Люди боятся выделяться, быть нормальным - это вполне безумно. Они очень скованы и любят бинарно подходить к задачам. Отсюда идёт шарм маленьких кукольных голландских домиков. Поэтому никто не одевается красиво. Голландские девушки не знают слова «каблуки» и «косметика».

Представьте, каково прийти с прекрасной украинской девушкой на корпоративную вечеринку.

Все эти вещи помогают в бизнесе, потому что люди боятся конфликтов. Например, глава университета, из которого мы нанимали сотрудников, один раз попытался на меня публично надавить - почему мы не нанимаем всех с «правильными» контрактами. Я пошёл на местное ток-шоу, в открытую вызвал на эту тему его и всё голландское правительство - мол, почему вы душите стартапы? В итоге мне предложили быть лектором в этом университете.

Один из ранних корпоративов tinyBuild. Плавали на лодочке по озеру, пили пиво. В хорошую погоду принято снимать лодку и плыть на один из островков с ресторанчиками есть бургеры.

«Как запихнуть 10 голландцев в мини-купер?»

Есть бельгийский анекдот. Голландцы типично высокие. Мини-купер - машина маленькая. Как запихнуть в неё 10 голландцев? Кинуть туда монетку.

Когда Юля, наш пиар директор, работала директором шоукейса в Casual Connect, на их амстердамском шоу была забавная ситуация. Они снимали хостел для инди-разработчиков. Общая сумма - свыше шести тысяч евро. При переводе денег где-то на костах потерялись 10 евро. Из-за этих несчастных 10 евро, хостел звонил и грозился отменить бронь. Пришлось просить друзей бежать в этот отель и доплачивать разницу.

С голландцами работать очень сложно. Они очень-очень придирчивые и жадные в плане денег. Ни один голландец не скажет: «Окей, потом вернёшь». Это связано и с налоговой ситуацией, описанной выше.

«Давай выпьем пива сегодня?» - «Не, я могу через 14 недель.»

Ещё голландцы очень любят планировать. Я ни разу не видел, чтобы после работы кто-то мог легко встать и выпить пива. Обычно это была группа иностранцев. Истинный голландец уже распланировал всё на полгода вперед.

Сначала это меня сильно бесило. Потом понял, что это необходимо из-за общей структуры работы: хочешь к врачу - запись за четыре недели. Ты не можешь никуда просто прийти и сказать «хочу это сделать», например покататься на картинге или сыграть в пейнтбол. В стране так много людей, что инициативы необходимо планировать заранее и расписание людей быстро забивается.

Ещё это усложняется тем, что многие ежедневно путешествуют по 100-150 километров в одну сторону. Очень развита система поездов и в рабочий день многие проводят в них по 2–3 часа. Времени на спонтанность почти не остаётся.

Я научился искать баланс в этом, но честно, в личной жизни за одну неделю в США успеваю больше, чем за месяц в Голландии.

Наркотики

Да, в стране декриминализированно практически все. Можно купить что марихауну, что «грибы». За сильные наркотики никто не посадит. Многие меня спрашивают, насколько это плохо и как часто «встречаешь наркоманов». Ответ очень прост - я ни разу не видел драки «накуренных» людей. Все сидят по кофешопам и играют в шахматы или другие настолки. Это очень приветливые люди. А сильные наркотики употребляют британцы в Амстердаме (их никто не любит).

В Голландии есть культура терпимости к такому. Если ты хочешь что-то делать - делай, главное не мешай другим вокруг себя. Поэтому проблем с наркотиками как таковых нет. Да и с такой социальной помощью у людей всегда есть с кем поговорить.

Культура «не моей работы»

Еще одна причина, почему в Голландии плохо с геймдевом и очень хорошо с любой стабильной индустрией - это подход к работе. Они любят специализацию. Моя работа - делать картинку. Твоя - вставлять её в сайт. Мы это делаем хорошо и эффективно. Если внезапно мне надо и делать и вставлять эту картинку, система рушится. Культура не может работать с многозадачностью.

Поэтому они успешно могут брать существующие технологии и оптимизировать их. Строить эффективные процессы, которые можно «скейлить». А в индустрии геймдева это не работает, так как процессы меняются каждые полтора года. А если ты не можешь уволить людей, что тебе больше не нужны - бизнес рушится. Но если ты можешь построить процесс в стабильной индустрии и нанимать людей, которые очень ответственно подходят к своей единственной задаче, можно добиться успеха.

Несколько весёлых фактов

Обычное явление: голландская домохозяйка

  • Велосипед - это жизнь. Везде есть дорожки, страна плоская. Обожаю кататься по ней на велосипеде.
  • Последний понедельник января называют «Голубым Понедельником», это когда солнца никто не видел несколько месяцев. Подскакивает количество самоубийств, это чувствует вся страна. Единственный способ убить себя - прыгнуть под поезд, страна «встаёт», потому что поезда не ходят.
  • Люди любят открытые окна. Ходишь и смотришь, кто что делает. Культура открытости поначалу шокирует.
  • Правильное произношение буквы «г» - это будто у вас в глотке застряли осколки стекла.
  • Голландцы высокие и катаются на велосипедах. А значит - у них огромные лёгкие, и по вечерам, когда они собираются в баре, становится безумно громко. Серьёзно, оглохнуть можно.
  • В тех же барах (и не только) они очень любят толпиться. На 50 метрах будут стоять 150 человек и чувствовать себя комфортно.

Пью пиво. Покупаю сразу четыре по 0,3, чтобы не ходить за добавкой.

Пиво пьют из очень маленьких стаканов - по 0,3. Теория в том, что пиво тогда не становится тёплым и не выдыхается. С этим я стал согласен на третий год, когда выпил 27 таких стаканов за вечер.

С радостью отвечу на любые вопросы по жизни в Голландии.

Написать

Работать за двоих и праздновать Новый год несколько раз? Делаем это с легкостью.

В закладки

Годовой отчёт, отпуск коллеги, горящий дедлайн. Корпоратив, вечеринка у коллег, вечеринка у друзей, Новый год с семьей, классный привоз, SALE – мы хотим успеть везде и не растерять новогоднее настроение.

Что делать?

Перед вами инструкция по тому, как пережить новогодний период. Она включает в себя 10 блоков:

  • работа;
  • долги, задачи и финансы;
  • время и перемещения;
  • спокойствие;
  • общение
  • вечеринки;
  • здоровье;
  • подарки;
  • внешний вид;
  • праздничное настроение.

Вовсе необязательно изучать весь гид от и до. Выбирайте то, что интересно вам: блоки работают самостоятельно и не привязаны друг к другу.

РАБОТА

Факт: под Новый год работы становится больше. Страна переживает экономический бум, а в это время часть сотрудников уезжает в отпуска и на плечи их коллег ложится огромная задача «выжить».

В итоге наша нагрузка увеличивается на 20-30% (а то и больше), а время сжимается из-за отсутствия энергии и предпраздничной суеты. Что делать?

Смешайте личное и рабочее. Глядя на свой рабочий график можно подумать, что вы всё успеете и каждый вечер будете работать до победного. Но если открыть личное расписание, окажется: вам нужно успеть на Ханукальное зажигание свечей, купить подарки для Secret Santa, на утренник вашей младшей сестры & so on.

Отказываться от главного в жизни – плохая идея. Планируйте время, основываясь на совмещении двух миров. Работайте, учитывая, что вам предстоит вечером, отдыхайте, учитывая что вам предстоит утром.

Замедлитесь. Люди и так склонны переоценивать скорость своей работы, но декабре это становится критично.

Даже если у вас не запланировано никаких мероприятий (вечеринок, походов по магазинам, выходов и прочего), есть вероятность, что посреди рабочего дня к вам придет Дед Мороз и заставит читать стихи.

Или курьер с подарками и вы застрянете на 15 минут, изучая подарок и сочиняя благодарности. Так что если в вашем стандартном списке задач было 5-7 дел, уменьшите их до 3-5.

И, пожалуйста, используйте Матрицу Эйзенхауэра. Она спасёт вас от того, чтобы делать работу в стол.

Растяните время. Упорно поработать, а потом лежать на печи: так выглядят два зимних месяца в российской реальности.

Плохие новости: возвращаться после выгорания и последующего лежания на печи будет очень сложно. Поэтому январь обычно мёртвый период: первая половина месяца у всех проходит под эгидой «вспомнить», а вторая «догнать». И мы снова начинаем год с того, что работаем в режиме спринта.

Think smart. Cделайте исключение и планируйте сразу на 2 месяца: декабрь и январь. Смело переносите несрочные задачи на январь (Эйзенхауэр, hello!) и делайте это спокойно.

Вероятность того, что вы не допустите ошибку после отдыха гораздо выше.

ДОЛГИ, ФИНАНСЫ И ЗАДАЧИ

Цели на 2017. Если к декабрю вы не завершили цель на 90%, не стоит думать, что вы прочитаете оставшиеся 50/52 книг за 2 недели.

Завершать цели в последний момент – плохая идея. Лучше займитесь тем, что запланируйте на 2018 то, что будет более актуально, модифицировано, свежо и продумано. Не гонитесь за желанием осуществить всё. В конце концов, вы всё-таки стремитесь к счастью, а не к нервному срыву.

Деньги. Мы тратим больше. Гораздо больше, чем обычно. Постарайтесь сохранить свои финансы, там где это возможно. Получили премию? До того, как выпьете шот, сходите в банк и откройте вклад или погасите кредит.

И обязательно поставьте себе декабрьский лимит, чтобы не уйти в минус и в январе не думать о том, куда делись все деньги.

Задачи. Ваше расписание держит вас в тонусе. Не забывайте делать план на неделю и день. Или просто писать одну самую большую задачу, которую вам нужно осуществить сегодня.

ВРЕМЯ: ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ДЕДЛАЙНЫ

Метро . Если в вашем городе есть метро или электрички, временно пересядьте на этот транспорт. Это может быть не очень приятно, но вы не будете опаздывать. Такие ощущения для вас чересчур? Планируйте своё время добавляя дополнительные 30% на пробки, чтобы всё успеть.

Дедлайны . Спокойно относитесь к дедлайнам. Переносите дедлайны заранее: за неделю, а то и больше, а не 3 часа до сдачи. Не планируйте более 3 крупных задач на неделе и не жалуйтесь коллегам, что ничего не успеваете.

Вместо вашего нытья можно было бы сделать что-то полезное, например.

СПОКОЙСТВИЕ

Суета – стресс для организма. Речь не только об алкоголе, но и количестве взаимодействий, которые вам нужно совершить, потрясений и информации, которую нужно переварить. Действуем.

Оставайтесь собой . Ни при каких условиях не бросайте регулярные занятия спортом и духовными практиками.

Спорт – это ваш стержень. И если вы самостоятельно убираете из своей жизни стержень, вы превращаетесь в разваренную макаронину – и речь не о теле, а о силе духа.

То же касается и духовных практик: продолжайте медитировать, ходить в церковь или молиться на Ричарда Докинза. Вы будете себе благодарны.

Даже если вы решили быть плохим мальчиком или девочкой и забили на спорт: делайте зарядку утром, вечером (более релаксирующую), да еще и вовремя рабочего дня.

Исключите шум и помехи. В декабре много рекламы, много людей и много новостей. Мы бомбардированы информацией и даже если вы об этом не думаете, за вас думает ваше подсознание.

Выключить окружающий шум проще, чем кажется. Вместо наушников и музыки на рабочем месте используйте беруши, а если это кажется диким – слушайте классическую музыку или новогодние песни. Читайте статьи в режиме чтения, чтобы не видеть рекламу и уходите с кухонных разговоров о том, кто с кем затусил на вчерашнем корпоративе. Вряд ли эта информация для вас жизненно важна.

ОБЩЕНИЕ

Коммуникация. Сделайте свою декабрьскую коммуникацию позитивной: укрепляйте отношения, раскрывайтесь с положительной стороны и радуйтесь новыми людям. Не бойтесь заводить новые знакомства – сейчас самое время.

Поздравления. Подумайте о том, кого вы будете поздравлять до Нового года, в новогоднюю ночь. и после. Еще лучше - сделайте список. И даже заготовьте поздравления, если вам важно поздравить человека развернуто, а не просто «С НГ!».

Близкие. Новый год – великолепное время, чтобы провести его с теми, кто вам дорог. Смотрите новогодние фильмы, обсуждайте ушедший год, общайтесь и создавайте настроение вместе. Особенно после работы. Наслаждайтесь своей семьей. И не забывайте про домашних животных.

ПРАЗДНИКИ И ВЕЧЕРИНКИ

Планируйте. Сколько времени вы планируете пробыть на вечеринке? Сколько вы планируете выпить? Что вы планируете есть? Есть ли у вас дома абсорбенты (энтеросгель, полисорб и другие)? Рано ли вам на работу? Есть ли у вас еда дома (на ужин и завтрак)? Вам есть что надеть с утра? У вас есть похмельная маска? Кто будет на вечеринке – с кем важно нужно пообщаться обязательно?Особенно внимательно стоит отнестись тем, кто знает, что обычно на корпоративах за ними есть грешок

Однако не стоит относиться к этим вопросам фанатично: отвечать стоит в формате блица в своей голове.

Уходите. Если вы хотите оказаться на всех вечеринках на которые вас пригласили или не пригласили, то, пожалуйста, сделайте так.

Возможно, вы тусовщик и это заряжает вас энергией. Или у вас просто был тяжелый год и вам нужно взбодриться.

Наверняка, за годы тусовок у вас появился внутренний радар на классную вечеринку. Ожидали, что вечеринка будет похожа на Лошадка party, а вместо этого занудные премии награждения сотрудников? Не стоит повышать градус вечеринки в своей крови. Смело уходите, ложитесь спать и на следующий день продолжайте свой путь party-воина.

Enjoy . Выкиньте из головы всё, что написано выше и придя веселиться – веселитьтесь.

Только пейте много воды.

ЗДОРОВЬЕ

Еда. Чтобы эффективно работать, закрывая годовые задачи, нужно правильно питаться. Это почти нереально, учитывая что вы часто не знаете, что едите или угощаетесь конфетами и пирогами.

Сфокусируйтесь на завтраке: для кого-то это каша, для кого-то яйца, а для кого-то – зеленый сок. Кстати да, устройте себе день детокса посреди декабря. Вернёте хорошее самочувствие и силы.

Пейте воду, когда приходите на встречу. Когда видите кулер в отделении банка. Носите бутылку воды с собой. Между коктейлями или шотами. Как только проснулись. Когда работаете. Просто пейте воду.

Алкоголь и прочее. Если вы не пьете алкоголь – вы классный.

Но если вы пьете – вы не менее классный. Но всё-таки берегите свой организм: старайтесь не экспериментировать с напитками, вам же не 18.

От шампанского болит голова – не пейте. Закончился алкоголь и осталось только пиво – пора идти домой. То же касается и веществ: не надо истерзать себя, доводя до состояния судорог или овоща. Знайте меру и любите свой организм.

ПОДАРКИ

Списки. Составьте список тех, кому нужны подарки. Используйте великолепную стратегию Esquire. Подумайте о том, кому подарки можно купить и подарить после Нового года. Купите дополнительные базовые подарки – для работы и дома. То, что можно подарить и будет приятно всём. Пример: наушники, книги и другие мелочи.

Экономия времени. Не ходите в торговые центры за покупками на выходных. Старайтесь планировать время так, чтобы в одном месте купить всё и желательно сделать это не в час пик. Для этого используйте Google – смотрите самые популярные часы посещения торговых центров и магазинов и игнорируйте их.

Радость. Получайте радость от выбора подарка. И от процесса дарения. Покупка «только-чтобы-купить» не самая приятная. Поэтому лучшие подарки – сделанные своими руками: неторопливо, вдумчиво и с душей. Если у вас нет времени проводить вечера в столярной мастерской – примените принцип «неторопливо, вдумчиво и с душой» и к покупкам.

ВНЕШНИЙ ВИД

Уход. Запланируйте заранее все процедуры, связанные с посещением салонов и барбершопов. Заранее – это за 2 недели. Не экспериментируйте, чтобы не портить себе настроение.

Для девушек это: косметолог, маникюр, педикюр, уход за бровями, массаж, стрижка и окрашивание, визажист (если нужно), укладка (если нужно). И другие процедуры, которые вы делаете регулярно. Для мужчины это: стрижка, стрижка бороды, массаж и другие процедуры, которые вы делаете регулярно.

Зачем массаж? Чтобы расслабиться. Обязательно сделайте его в декабре и у вас прибавится сил.

Наряды. Не оттягивайте до последнего мысли о dress code. Если вы хотите попасть на вечеринку, планируйте свой образ заранее. Для этого есть сервисы по аренде платьев и смокингов, а также ваш собственный гардероб и фантазия. Думайте об этом сразу после того, как приняли приглашение / поняли, что идете на вечеринку.

На саму Новогоднюю ночь тоже готовьтесь не за день, а за несколько дней.

Базовая одежда. Времени катастрофически мало и вас может не хватать на базовые занятия, вроде стирки и глажки. Используйте одежду, которой не требуется столь важный уход, как рубашкам. Джинсы, футболки и пиджак. That’s it. Ну и старайтесь не ставить пятна.

ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Украшения. Даже если не хочется, украсьте свой дом и офис: красивые игрушки, снежинки, рождественские свечи зададут правильное настроение. Выбирайте украшения с любовью, а если и покупаете – думайте о том, как классно они будут вас радовать целый месяц. Выберите елку – eco-friendly или живую, в зависимости от того, как вы чувствуете.

И, пожалуйста, не портите другим праздник, упрекая их в том, что они ставят живую елку. Вы тоже несовершенны. А если у вас внутри всё закипает и очень хочется сказать – подождите, когда праздники закончатся и аргументировано донесите свою позицию. То есть в марте.

Наслаждение моментом. Дома слушайте классические новогодние песни и пейте напитки, которые ассоциируются у вас с детством. Носите дурацкие рождественские свитера. Зажигайте по вечерам рождественские свечи. Читайте сказки, даже если вам 40. Работайте над тем, чтобы научиться получать от Нового года кайф. В конце концов, вы же вряд ли празднуете свою премию? Вы прожили еще один год и это повод, чтобы отпраздновать это со всеми. Искренне и по-доброму.

Чудеса . Даже если вы чёрствый сухарь – Новый год это время верить в чудеса. В то, что Дед мороз существует. В то, что ваши желания осуществятся в самый последний момент. Позвольте себе видеть чудеса вокруг.

Но если вам сложно верить в то, что чудеса случатся с вами – делайте чудеса сами. Съездите в детский дом или дом престарелых. Накормите бездомного. Дарите подарки тем, кто этого не ждет. В общем, хотите увидеть чудо – будьте чудом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не стоит воспринимать эту инструкцию как пошаговое руководство к действию. Важно брать из нее то, что резонирует с вами и то, что важно для вас.

В конце концов, пережили прошлый декабрь, переживем и этот.

С наступающими праздниками, йо!

15.01.2016

В среднем я провожу в игре не более полутора часов, выполняя просьбы игроков и иногда по несколько часов, проверяя квенты, так или иначе, но почти все время я наблюдаю за тем, как игроки действуют в тех или иных игровых ситуациях. Созерцание этого вызывает у меня желания изловить игрока и долго и тщательно с ним беседовать, на предмет логики, здравого смысла, поведения в реальных условиях ну и так далее. Зомбойд, несмотря на внешнюю примитивность, довольно сложен и без должного навыка игры, выжить в мире, особенно соло возможным не представляется. Сегодня, сеоняя продолжительность жизни новичка, за стенами РП-зоны: 40 минут, редко доходит до двух-трех часов. Протянуть хотя бы несколько дней удается единицам. Такое положение дел побудило меня написать базовый гид по выживанию, как в целом, так и у нас на сервере в частности.

Это – азы. Я не буду писать о фишках, связанных с пвп, добычей, стройкой и прочим. Это та база, которую необходимо знать и понимать.

Движение

Не бегай . Бегай, только тогда, когда нужно убегать от кого-то. Все остальное время передвигайся пешком. Частый сценарий смерти выглядит так – игрок бегает, выбивается из сил, в этот момент его ловят зомби. Не бегай – первый совет, который дает гид разработчиков встроенный в игру.

Особенно не бегай в зданиях или на структурах, которые выше первого этажа. Эрозия умеет уничтожать стены и ограды. Из-за частых пожаров некоторые тайлы пола тоже прогорают. Бегая, персонаж натыкается на тайлы, но если их нет – проваливается через них. Падение, со второго этажа, особенно при слабой раскачке ловкости и силы почти всегда равны перелому ноги, в диких условиях это равносильно смерти.

Не бегай вдоль обрывов. Даже не ходи там. Любой обрыв – потенциальный источник перелома или гибели. Даже не подходи к ним.

Используй команду правой кнопки мыши «пойти сюда» — особенно если надо пройти по мостику шириной один тайл, на котором нет ограждений. Если есть сомнения в качестве пола – аналогично. Персонаж не пойдет туда, где есть дырка.

Зажимай ПКМ как можно чаще – по умолчанию, зажатие ПКМ во время движения переводит персонажа в режим «крадется» как следствие, зомби меньше вас замечают, параллельно идет развитие ряда навыков.

Укрытия

Не прячься в развалинах — выживание в городе почти невозможно – причин несколько – по городам бегают рейдеры и ходят зомби. Тебя точно найдут. Это вопрос времени.

Стены – не спасут – многие игроки стремятся построить форт – т.е. оградить себя стеной со всех сторон. Стены задерживают опасность, но все можно сломать. Вопрос времени. Укрытия на высоте куда эффективнее.

Прятки на высоте – залезь повыше и связь веревку. Веревку можно поднять в любой момент – не зомби не человек без лестницы не доберутся до тебя, а чтобы построить лестницу, нужен высокий навык стройки.

Играй в РП-зоне – учитывая, что в начале игры навыков у твоего персонажа мало, а ресурсы найти в одиночку сложно, то он скорее всего умрет, в РП-зоне такая опасность мнимальна – там есть еда, крыша, и нет зомби, кроме того, там ты можешь спокойно хранить свои вещи…ну или почти спокойно.

Если ты рейдер – используй рейдерский Лагерь как начальную зону для выживания , пока не найдешь себе команду.

Не надейся, что выживешь в одиночку более 3 часов реального времени , если не наиграл в Зомбойд хотя бы пару десятков часов в одиночном режиме.

Как найти игроков

Большинство игроков сидят в РП-зонах – Оплот и Порт. Когда ты создаешь персонажа, ты можешь выбрать возле какой РП-зоны появиться.

В Оплот – сложно попасть, но всегда можно написать квенту, чтобы отыгрывать жителя оплота сразу.

В порт можно просто прийти, и скорее всего тебя пустят внутрь, но там нельзя «родится» т.е. изначально ты будешь для тамошних персонажей чужаком.

Проще говоря, в Оплоте лучше «родиться», а в порт лучше прийти.

Если твой персонаж по квенте выходец из оплота – зайдя в игру напиши в общий чат и попроси ГМ-а перенести тебя за стены, или попроси других игроков впустить тебя, это не будет нарушением.

Если ты одиночка, который направляется в порт – просто появись в его окрестностях и иди к нему. Порт обнесен водой и имеет вход через мостик.

Ты так же всегда можешь использовать рацию для связи с игроками.

Рации

Чтобы использовать рацию нужно:

А. Взять ее в доп. руку.

Б. В инвентаре нажать правой кнопкой по рации и открыть Device Options

В. Нажать Add Preset и выбрать нужную частоту. У каждой РП зоны есть своя.

Г. Нажать Tune In — выбирая этим волну;

Д. Говорить в локальный чат;

Е. Разговор с рации из руки не идет в лог чата. Следи за текстом над головой персонажа;

Д. Установи рацию на землю, тогда ее будут слышать все, и текст будет логироваться в чате;

Е. У разных рация – разный радиус охвата звука. Например, человек, говорящий рядом с тобой, тоже может быть слышен на другой стороне, если твоя рация включена;

Ж. В непогоду рации работают хуже.

Здоровье

В Зомбойде довольно сложная система здоровья персонажа. Всего 3 три условных параметра:

психика, тело и иммунитет.

Психика – отвечает за то, насколько ваш персонаж склонен к страху, депрессии, панике, грусти и так далее.

Чтобы психика была в норме необходимо общаться с другими игроками, читать литературу, наркотики и алкоголь могут помочь (кроме употребления мета), игра с предметами способными развлечь героя (вкладка игры в меню крафта).

Тело – его целостность от увечий — удары, ожоги, ранения. Достаточно не давать себя кусать, не лезть в разбитые кона, не очистив их от стекла, не падать, не лезть в костер, не позволять в себя стрелять.

Я рекомендую собрать аптечку из пинцета или зажима, нитки, бинта или тряпок, дезенфиканта или влажных салфеток, пачки сигарет, косяка или пакета мета, обезболивающее, витамины, бета-блокаторы, антибиотики. Такой комплект носить или в общем рюкзаке или в отдельной аптечке, которую не надо держать в рук или на спине для использования. Навык доктора тут конечно главное.

Переломы лечиться наложением шины и припарками из растений. Чтобы уметь все это делать нужен навык и рецепты из книг. Перелом зарастает от 1 до 2 игровых недель т.е. до одной реальной недели.

Иммунитет – стойкость к заражениям крови от порезов и ранений, укусов и так далее. Помогают антисептики, антибиотики (если заражение уже есть, крови или укус). Профилактически работают витамины, фрукты и овощи, регулярное питание, не гулять под дождем. Отдых (использование мебели для отдыха). Поддержание комфортной температуры тела.

Я советую во время любой опасной деятельности иметь меню здоровья открытым (видеть куклу персонажа либо внимательно следить за мудлетами).

Стрельба

Чем дольше курсор наведен на цель, при зажатой правой кнопке – тем выше шанс попасть.

Чем ниже темп стрельбы – тем выше шанс попасть;

У оружия есть траектория полета пули и разброс, так же минимальные и максимальные расстояния эффективности:

– попасть из пистолета с 30 тайлов возможно только при высоком навыке;

– попасть из охотничий винтовки с 6 тайлов не менее сложно;

– разброс у дробовика до 6-7 тайлов в ширь, у пистолета 2-3 тайла;

– попадания в игрока не убивают его мгновенно, а создают рану, которая постепенно выпускает из него жизнь;

больше ран – быстрее смерть;

С высоты увеличивается пороговая дальность любого оружия.

ПВП

Иконка с топорами в правом нижнем углу – ПВП режим – позволяет вам атаковать других игроков;

Включив ПВП режим вы получаете иконку черепа рядом с ником . Любой игрок может ранить вас;

Не советую игрокам нападающим группой в ПВП режиме пересекать линию обстрела друг друга , можете убить своего;

Спрятавшись в лесу , вы сможете, вести обстрел, а по вам попасть не смогут;

Стоя выше противника вы усложните ему возможность попасть в вас из-за угла обзора;

В подвижные цели сложнее попасть и дело не в том насколько ловко вы управляетесь с мышкой, а в работе навыка;

Стреляя без ПВП режима в другого персонажа без ПВП режима вы не нанесете ему урон.

Переноска мебели

Слева наверху в меню есть иконка в виде тумбы – это режим переноски мебели.

Переноска разных предметов требует разного навыка и вещей. Так, например, чтобы отковырять литку, нужен лом и навык строительства, а для демонтажа холодильника нужен навык электрика;

Так же могут быть нужны инструменты обычно это молоток и лом, реже отвертка;

Используя режим «Pick Up» вы можете поднимать почти любую мебель в игре;

Используя режим «Place» вы можете установить ее;

Режим «Rotate» необходим чтобы вращать мебель;

Мебель можно использовать для декорации, для баррикад, для организации склада.

Рецепты

Все возможные взаимодействия между предметами есть в меню рецептов (иконка с молотком и угольником слева сверху);

80% вещей в игре можно скрафтить – от патронов до антибиотиков;

Рецепты можно изучить читая книги и чертежи;

Есть устройства для перезарядки батареек, создания топлива, оружия, луков, и множества всего остального, обычно требуют нескольких этапов крафта.

Зомби

Зомби привлекает буквально каждое действие игрока: стройка, выстрелы, собирание предметов;

За раз зомби может пройти от 20 до 50 тайлов, затем диет проверка на действие и цикл повторяется. Например. Игрок начал строить забор в лесу. В 150 тайлах от него зомби отреагировал и подошел на 25 тайлов и остановился. Через некоторое время (до 20-30 мин), если игрок все еще строит, цикл повторяется;

Зомби не респятся там, где есть закрытая застроенная игроком территория, при условии, что игрок посещает территорию не реже чем раз в 72 часа;

Число зомби со временем растет;

Зомби идущие на один сигнал игрока, могут сбиваться в орды до 200 особей;

Зомби могут ломать мебель, могут перелазить через невысокие заборы, могут ломать крафченые стены, не могут лазить по веревкам;

При большом количестве трупов игроки могут начать заражаться, просто находясь рядом;

Тела исчезают сами за 50-90 игровых дней.

Лут

На сервере есть возобновление лута;

Возобновление происходит раз в 80 часов, при условии что в поблизости не было игроков;

В одном контейнере респиться не более 2х объектов.

Карта

Чтобы видеть то,что есть на сервере нажмите Overlay все, кроме Dreadwood;

На карте нет территории оплота и порта;

Порт левее реки проходящей мимо Нью Денвера, Оплот — правее.

Замки (NEW)

В игре условно три вида замков: навесной обычный , навесной кодовый , замок в дверной ручке .

Навесной обычный — можно скрафтить из слитка стали или найти. Цепляется на крафченый ящик. ботает так — нажатие правой кнопкой по ящику, с замком в инвентаре дает опцию «установить замок» — при выборе дает вам 2 ключа, харня которые в инвентаре вы имеете доступ к замку. Без ключа в инвентаре ящик будет закрыт. Не спасает ящик от вскрытия силовым методом (топором например).

Навесной кодовый — цепляется на крафченый ящик. Работает так — нажатие правой кнопкой по ящику, с замком в инвентаре дает опцию «установить замок» — при выборе предлагает ввести трехзначный код. Чтобы открыть такой ящик- нажатие правой кнопкой по ящику — «снять замок» — вводим код, замок опять у нас в инвентаре. Сделали, что хотели — повесили назад. Не спасает ящик от вскрытия силовым методом (топором например). Замок можно только найти или получить бонусом от ГМ-а. Редкий.

Замок в дверной ручке — можно установить на дверь и запирать ее при необходимости. Добывается только из зомби. Алгоритм добычи:

  1. Найти дом, в котором есть двери;
  2. Приманить туда зомби (хорошо если они уже внутри);
  3. Убивать зомби;
  4. В инвентаре убитых можно найти ключик. Берем его и наводим на него мышкой;
  5. При наведении на ключик дверь к которой он подходит будет подсвечена (если она в этот момент закрыта, не обязательно заперта;
  6. Отлично у нас есть ключик и подсвечена дверь — ломаем ее топором. Нам нужна дверная ручка;
  7. Крафтим новую дверь, используя найденную дверную ручку;
  8. При нажатии правой кнопкой на дверь появляется опция «запареть/отпереть дверь»

Усиливает дверь в несколько раз. Позволяет обезопасить помещение, от всего, кроме сломанной двери.

Только так можно отыграть «дверь заперта» либо заколотить дверь досками изнутри. Записки не котируются.

Что еще важно

Знать лор мира – для этого достаточно читать или основную страничку проекта;

Знать правила – в тоже есть много связанного с выживанием тоже есть там;

P.S. Ножевой бой. В финале 2 игрока с нашего сервера. Ну сами гадайте кто.

P.S. Какие еще аспекты игры требуют пояснения — в коммены.

В этом году NASA обнародовало амбициозный план освоения четвертой по удаленности от Солнца планеты Солнечной системы. Лунная станция Deep Space Gateway будет служить перевалочным пунктом для дальних космических полетов на Марс и сможет принимать находящийся в стадии разработки космический корабль Deep Space Transport - своеобразную версию USS Enterprise из вселенной “Звездного пути”.

К началу 2030-х годов астронавт (вряд ли это будет Мэтт Дэймон) может впервые с 1969 года ступить на космическое тело. Ему или ей понадобятся изощренные гаджеты, чтобы выжить в холодном, негостеприимном мире.

Вода, вода повсюду

Доказательств того, что на Марсе есть вода, хватает. По мнению ученых, полосы на поверхности планеты остаются там из-за потоков воды, текущих по Марсу в теплое время года. А в прошлом году NASA объявило, что исследователям удалось обнаружить огромный резервуар со льдом, залегающий под скалистой поверхностью планеты.

Тем не менее, для первых путешественников на Марс ни один из этих источников воды не будет легко доступен, а может, вообще окажется закрытым ввиду того, что добывать эту воду будет слишком дорого. Зато будущие космонавты могут использовать устройство, специально разработанное учеными из Калифорнийского университета в Беркли.

Оно работает на солнечных батареях и использует специальный металлоорганический каркас (MOF) для “вытягивания” воды из воздуха в условиях влажности не ниже 20 процентов. Исследование о работе такого агрегата было опубликовано в прошлом месяце в журнале Science. Устройство собрало около трех литров воды из воздуха за 12 часов, используя килограмм спрессованных кристаллов металлоорганического каркаса. В них содержится магний и органические молекулы, благодаря которым получается жесткий, пористый материал, способный хранить жидкость.

«Если уровень относительной влажности на Марсе составляет около 20 процентов и выше, это устройство вполне может там работать», - говорит Омар Яги, один из изобретателей MOF.

MOF - не только полезное изобретение на Земле, но и незаменимый помощник на Марсе, где, несмотря на пустынные условия, относительная влажность ночью может достигать 80-100 процентов. Этого достаточно, чтобы добывать воду прямо из атмосферы.

Команда Яги уже работает над более дешевыми и эффективными версиями MOF для сорбции водяного пара.

«Это лишь вопрос времени, пока наша технология станет экономически конкурентоспособной. Это важный шаг для человечества, и я называю воду, которую можно получить при помощи нашего аппарата, «персонализированной водой».

Трехмерная цивилизация

Сегодня мы можем напечатать на 3D-принтерах практически все. Возможность воспроизводить инструменты и детали из подручных материалов поможет будущим колонистам Марса, которые, скорее всего, не смогут взять с собой много багажа.

Недавно группа из Северо-Западного университета продемонстрировала, как 3D-принтеры могут использовать в качестве материала марсианскую пыль - вернее, ее одобренную NASA копию. Исследователи под предводительством Рамиля Шаха показали, что такое процесс 3D-«покраски». Они создали на основе пыли чернила, благодаря которым напечатали целые строительные блоки. Материал этих блоков - прочный и гибкий, почти как резина. Его можно резать, сгибать, сворачивать, создавать из него кирпичики наподобие деталей Lego.

«В местах с ограниченными ресурсами людям нужно будет научиться использовать то, что доступно», - говорит Шах. - Наши 3D-чернила дают возможность печатать различные функциональные и структурные объекты для создания жилищ за пределами Земли».

Дом далеко от дома

У NASA есть собственное видение домов, в которых будут обитать люди на Красной планете. Это иглу. Технически, “ледяной дом на Марсе” представляет собой надувную конструкцию с оболочкой из водяного льда. Построить ее можно будет из материалов, извлеченных из недр планеты.

Преимущество конструкции заключается в том, что ее легко транспортировать. Почему лед? Вода - отличный защитный материал от радиации, а именно она - одна из самых больших опасностей, с которыми сталкиваются люди во время космических полетов. Длительное воздействие радиации может вызвать рак или лучевую болезнь.

Есть и альтернативный вариант: ученые предлагают поместить жилье, лаборатории и другие здания под поверхностью Марса. Однако в “ледяном доме” вид все-таки будет лучше.

«Все материалы, которые мы выбрали для “ледяного дома”, являются полупрозрачными: они пропускают свет, и вы ощущаете, что находитесь в доме, а не в пещере», - говорит Кевин Кемптон, глава исследовательской группы проекта.

По яблоку в день

Неясно, способствовал ли научно-фантастический блокбастер “Марсианин” повышению продаж картофеля по всему миру, однако исследователи действительно работают над созданием сложных конструкций, чтобы обеспечить будущих космонавтов свежими фруктами и овощами.

При сотрудничестве NASA, Университета Аризоны и частных инвесторов была создана замкнутая биорегенеративная система жизнеобеспечения (BLSS) - гидропонная камера роста, которая не нуждается в почве (или, простите, человеческих фекалиях) для того, чтобы там росла пища. Это устройство содержит воду, обогащенную питательными веществами, которая поддерживает корневую систему растений.

BLSS взаимовыгодна для людей и растений, так как первые при дыхании вырабатывают углекислый газ, который поглощается растительностью. Растения, в свою очередь, в процессе фотосинтеза производят необходимый нам кислород.

«Мы начали работать над проектом в 2004 году, спроектировали и построили камеру для выращивания продуктов на Южном полюсе в Антарктиде. Этот проект все еще функционирует там», - говорит Джин Джакомелли, директор Центра сельского хозяйства Университета Аризоны.

Главные испытания - впереди

Конечно, многое еще предстоит сделать, прежде чем астронавты смогут выращивать сочные красные яблоки на Красной планете. NASA и его коммерческие партнеры пока проектируют ракеты следующего поколения, которые будут выполнять тяжелые грузоперевозки и операции во время будущих миссий, а также работают над созданием модулей для обитания в космосе - они будут перевозить людей на Марс.

По-прежнему существуют серьезные препятствия - например, излучение. Исследователи, финансируемые Европейским космическим агентством, создали устройство, которое имитирует космическое излучение: они планируют изучать его угрозы для человеческой жизни и оборудования и способы нейтрализации этих угроз. Также ведутся активные исследования в области аэрокосмической медицины, способной помочь людям оставаться здоровыми в условиях космоса.

Существует и психологический аспект. Как подготовить людей к столь длительному пребыванию вдали от дома? Готовы ли они к многолетней борьбе за выживание в тяжелых условиях? Ученые планируют изучить поведение людей, зимующих в Антарктиде, чтобы ответить на эти вопросы.

В этом году отмечается 60-летняя годовщина начала космической эры человечества: в 1957 году Россия запустила первый искусственный спутник Земли. Если мы сможем попасть на Марс спустя менее чем столетие после этого исторического события, это будет означать, что новое будущее человеческой расы все-таки наступит. И начинается оно с сегодняшних инновационных технологий.

Эта книжка получила достаточно широкую известность в интернете, в основном благодаря замечательной . Вдохновившись отзывами и рассказами я приобрел бумажную версию . Особо впечатления книга на меня не произвела, наверное потому, что я не просто прочитал, но даже перевел на схожую тематику - которая рассказывает примерно то же самое, но более внятно и подробно. Наверное все такие книги очень похожи по содержанию - просто потому что учат одним и тем же вещам и не являются художественной литературой. Хотя сейчас я читаю "Путь художника " Джулии Кэмерон, которая мне нравится гораздо больше и действительно отличается от Шер. В принципе "Искусство и страх" полезная книга, рассказывающая немало познавательных вещей, некоторые цитаты из нее очень хороши - например:

Проще дорисовать ступни ангелу на картине другого мастера, чем обнаружить, где ангелы обитают внутри тебя.

У нас подобной литературы катастрофически не хватает, так что не знакомые с аналогами люди наверняка будут вполне искренне восхищаться написанным - самую важную функцию мотиватора и таблетки от страха она выполнит. Но как минимум для меня книга не выдержала конкуренции с Шер или Кэмерон - очень мало действительно полезных и запоминающихся идей, основная часть текста просто проходит мимо.

Отельный приз в категории "Маразм года" надо вручить издательству Питер и редакторам - мне как-то неловко об этом говорить, но книга напечатана на невероятно дрянной бумаге, которую банально неприятно держать в руках, она чем-то напоминает наждак и очень быстро натирает пальцы. За всю свою жизнь я впервые вижу подобно извращение, хотя внешне страницы белые и текст разборчивый, но читать пришлось подкладывая под пальцы специальную бумажку. Второй раз на подобный мазохизм я точно не решусь. Хочется верить что в следующем издании эту проблему решат и заодно выпустят в продажу электронную версию, хотя последнее вряд ли, по словам переводчиков права не отдает английский правообладатель.

Похожие статьи