Божественное начало природы в лирике. Тема природы в лирике Ф

29.09.2019

Ноя 22 2012

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их . Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить в стихотворениях «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы» и др. В этих лирических произведениях подчеркивает тишину, гармонию, которую передают ключевые слова «нега», «шепот», «трепет». Он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…” (1857), “Как весел грохот летних бурь…” (1851), “Люблю грозу в начале мая…”. Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (”Есть в осени первоначальной…”), или же осенний вечер - предвестие зимы (”Осенний вечер”) (1830). Он воспевает грозу не в разгар лета, а “весенний первый гром” “в начале мая”. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне (”Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…”) (1836). Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Живую красоту природы он “принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину”.

Природа как основной сюжет в стихотворениях Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояния. Это и есть бытие природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч, движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», мы чувствуем его прикосновение.

Природа всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом ее необыкновенная прелесть. При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством. И главное - этот мир живой. Природа для Тютчева - храм. Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естественный и одухотворенный. У Тютчева нет «мертвой природы» - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, существует человек:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

Самые короткие стихотворения Тютчева почти всегда самые удачные. Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно. Сравнения человеческого мира с родственным ему миром природы никогда не бывают натянуты и холодны у Тютчева, не отзываются наставническим тоном, не стараются служить пояснением какой-нибудь обыкновенной мысли, явившейся в голове автора и принятой им за собственное открытие. Кроме всего этого, в Тютчеве заметен тонкий вкус - плод многостороннего образования, чтения и богатой жизненной опытности.

Но где Тютчев является совершенным мастером, мало имеющим себе подобных, это в изображении картин природы. Нет, конечно, сюжета более избитого стихотворцами всего мира. К счастью, сам сюжет, то есть сама природа, от этого нисколько не опошливается, и ее действие на дух человеческий не менее неотразимо. Сколько бы тысяч писателей ни пыталось передать нам ее язык, - всегда и вечно он будет звучать свежо и ново, как только душа поэта станет в прямое общение с душой природы. Оттого и картины Тютчева исполнены такой же бессмертной красоты, как бессмертна самой природы.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп ходил и падал колос,

Теперь уж пусто все: простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь,

И льется чистая и тихая лазурь

На отдыхающее поле.

Здесь нельзя уже ничего прибавить; всякая новая черта была бы излишня. Достаточно одного этого «тонкого волоса паутины», чтоб одним этим признаком воскресить в памяти читателя былое ощущение подобных осенних дней во всей его полноте.

Или вот это , - другая сторона осени:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И как предчувствие осенних бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье, и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем.

Возвышенной стыдливостью страданья…

Не говоря уже о прекрасном грациозном образе «стыдливого страданья», - образе, в который претворилось у Тютчева ощущение осеннего вечера, самый этот вечер воспроизведен такими точными, хоть и немногими чертами, что будто сам ощущаешь и переживаешь всю его жуткую прелесть.

Этот мотив повторен Тютчевым и в другой , но осени умильнее, нежнее и сочувственнее:

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит;

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветке шелестит.

Такая же истина и в этой картине осени:

Так иногда осеннею порой,

Когда поля уж пусты, рощи голы,

Бледнее небо, пасмурнее долы, -

Вдруг ветр подует, теплый и сырой,

Опавший лист погонит пред собою,

И душу вам обдаст как бы весною…

Именно теплый и сырой ветер. Это именно то, что нужно. Кажется, какие незатейливые слова, но в этом-то и достоинство, в этом-то и прелесть: они просты, как сама правда.

Вот еще несколько примеров изображения природы у Тютчева:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

Федор Иванович Тютчев принадлежит к числу высших творцов мировой лирической поэзии. В подтверждение этих слов можно сослаться на Фета, видевшего в Тютчеве «одного из величайших лириков, существовавших на земле», и Льва Толстого, сказавшего, что «Тютчев как лирик несравненно глубже Пушкина». Первенство Тютчева как поэта подтверждают оценки и суждения о нем Некрасова, Добролюбова, Тургенева, Достоевского, Майкова.

Дворянин из старинного и славного рода, дипломатический чиновник, светский человек, деливший время между путешествиями и почти богемной жизнью, завсегдатай аристократических салонов, великий мастер салонной беседы, излюбленной темой которого была непременно внешняя политика, острослов, кумир и баловень женщин, он ощущал себя своим в среде официальных лиц.

Но глубочайшие и лучшие силы Тютчева были отданы лириче-ской^юэзии. В ней, наедине с самим собой, он жил заодно с природой, сливался с ней, а через природу - с большим миром, без оглядки на царский двор и Министерство иностранных дел, в котором служил. Природа - не просто одна из граней его таланта, не одна из многих тем, а часть жизни, без которой нельзя представить себе облик и судьбу поэта.

Маленький, тщедушный, вечно недомогающий, говоривший и писавший по-французски свободнее, чем по-русски, в лирике он приобретал, как свидетельствуют современники, воистину стихийный голос, неслыханное могущество, способности судьи, кудесника, пророка.

Тютчевы владели частью большого села Овстуг, расположенного в сердце России, в ее срединной части, в поистине сказочных местах, где недалеко друг от друга фетовские Новоселки, тургеневское Спасское-Лутовиново, лесковское Панино, пришвинское Хрущово, Красный Рог А.К. Толстого и чуть дальше - Ясная Поляна Льва Толстого. Дом их стоял на возвышенном месте, откуда во все стороны открывался чудесный вид, достойный кисти И. Левитана или Ф. Васильева. Ясно, какие отношения складывались у Тютчева с природой с самого раннего детства, что не могло не отразиться в его поэтическом творчестве.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней - какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят...

Нельзя не сказать, что, даже когда рождались строки пейзажной лирики, они были проникнуты мощной и глубокой духовной жизнью. Природа у Тютчева - это непременно и попытка понять, познать мысли и чувства человека, вникнуть в них. Среди лучших стихов на эту тему мне хочется назвать еще «Осенний вечер»:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть...

Душа поэта полнилась чувствами, соотносимыми с тем, что философы определяют в понятиях обреченности и свободы, неизбежности и случайности, времени и пространства, жизни и смерти. Именно отсюда рождение таких строк:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Конечно, с годами изменялось внутреннее содержание лирики поэта. Его раннее творчество утверждало праздничное величие влюбленного в жизнь человека. В поздних стихах лирический герой предстает явно не всесильным, а заведомо смертным. Но даже в этих стихах, относящихся к денисьевскому циклу, обращенных к любимой женщине, происходит слияние мира одухотворенной природы и мира любви:

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен...

Правда, в этом единении любви и природы одна умильная улыбка одного человека перевешивает весь «цветущий мир природы», в котором «на всем улыбка»:

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей...

Конечно, поздняя лирика не перечеркнула раннюю. Просто, в конце концов, можно говорить, что в литературе есть два Тютчева, и оба по-своему прекрасны. Первый из них - поэт цветущей молодости. Второй - той подлинной, высочайшей человеческой зрелости, когда жизнь являет себя во всей своей противоречивой цельности, с ее взлетами и падениями, и сами взаимоотношения людей не несут в себе ничего идиллического, когда даже картина природы способна породить напряженное, полное драматизма стихотворение «Итак, опять увиделся я с вами...».

Тютчев не был бы поэтом-философом (а он был именно таким поэтом), если бы в своем творчестве не затронул тему смерти человека. Причем его отношение к небытию было связано с обостренным чувством времени и чувством пространства. Для Тютчева даль времени и даль пространства и их власть над человеком, их восприятие как бы сливались в одном: человек есть природное исключение в битве с невидимой властью времени и пространства, он есть стремление преодолеть временную пропасть. Человек своей жизнью может и должен связывать цепь времен. Об этом убедительно свидетельствует восьмистишие, созданное в Овстуге:

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют...

Усыпительно-безмолвны,

Как блестят в тиши ночной

Золотистые их волны,

Убеленные луной...

Казалось бы, просто описание летней ночи. Но от хлебов в полях поэт мысленно поднимается к небу, к звездам, и их свет он связывает с нивой. Жизнь продолжается, жизнь идет, даже ночью, и на Земле, и в космосе.

Говоря о теме человека и природы в лирике поэта, нельзя пройти мимо такого важного для позднего Тютчева, с его поэзией человеческого подвига, стихотворения, как «Два голоса», где сами боги с завистью глядят на борьбу смертных, но непреклонных сердец. Нельзя не упомянуть стихотворение «Русской женщине», где тема человека сливается с темой Родины. В нем вместе с такими шедеврами пейзажной лирики, как «Чародейкою зимою...», «Есть в осени первоначальной...», «Тйхой ночью, поздним летом...», поэт хочет донести новое для себя видение мира и России. Тютчев уверен, что подлинное бытие России свершается как бы в глубине, недоступной поверхностному взгляду. Русская жизнь представляется поэту как стихия, скорее свечение, чем очевидная реальность. И в этой стихии он и свою поэзию, рожденную не,Богом, а человеком, мерил теми же мерками:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется...

Не дано предугадать, но куда важнее, что слово Тютчева не забыто, не ушло в небытие. Федор Иванович похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге. И когда я ездила в город на Неве, я была там, как говорят в таких случаях, поклонилась его могиле. А дома открыла томик его стихов.

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии. Природа очень хорошо раскрыта в его стихотворениях. Тютчев видел природу с разных сторон и раскрывал ее в разных направлениях. Лирика Тютчева играла большую роль во всей русской поэзии. Он всегда природу описывал в ярких красках, свежую и манящею, читая его стихах, природа умеет чувствовать, грустить и радоваться. Природа в воображении Тютчева одухотворена и поэтична, хорошо проявилась во всем известном стихотворении « Летний вечер ».

Смотря на его творчество можно сделать вывод, что он очень любил природу в такие времена года как весна и осень. Это заметно в его стихотворении «Осенний вечер » природа не теряет своей красоты, она прекрасна всегда. Как удивительно наблюдать за листиком, который плавно опускается на землю, люди всегда не обращают особого внимания, и не задумываться какая красота окружает нас всех. Красота осенних вечеров полна трепетного дыхания, живая и неповторима.

Читая поэзию Тютчева на душе становиться спокойно, создается такое ощущение, что мир наполнен гармонией. Природа Тютчева прекрасно в любых его правлениях. Противоположным стихотворением спокойному стилю об осени, раскрывается в стихотворении « Весенняя гроза ». В этом произведении поэт описал обворожительную весну и первый весенний майский гром, читая строки этого стихотворения, ощущаешь на живо, запах свежей грозы в воздухе.

Поэзия Ф. И. Тютчева бывает разная земная, живая и неповторимая, радостная которую невозможно забыть.
Природа сама прекрасна и совершенна спасибо писателям, которые открывают нам глаза своими прекрасными произведениями о природе.

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тючев – это великий поэт девятнадцатого века. С помощью своего поэтического таланта он очень точно выбирает очень яркие сравнения природы. Он сумел отобразить всю ее красоту и величие.

Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.

Глядя на произведения поэта не произвольно напрашивается вывод того, что автор больше всего любит природу в весенние и осенние времена года. Примером этому служит его стих «Осенний вечер». В этом стихотворении автор передает всю красоту природы, хоть уже и осень, но природа не утратила свою красоту. Она так же осталась прекрасна. Человек никогда не задумывается о том, как прекрасна природа. А если присмотреться и понаблюдать за падающим на землю листиком, как он плавно кружась, опускается на землю. Эта красота жива, она неповторима.

Погружаясь в поэзию Федора Ивановича, чувствуешь себя безмятежно, умиротворенно. Полной противоположностью стихотворению «Осенний вечер» является стихотворение «Весенняя гроза». В этом стихотворении поэт дает возможность своему читателю окунуться в зарождение новой жизни, так как само название стихотворения говорит об этом. Окунуться в прекрасную весеннюю пору. Читая это произведение, начинаешь чувствовать запах свежей грозы в майском весеннем воздухе, а так же слышать раскаты первого грома.

Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.

Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

Несколько интересных сочинений

    В романе «Обломов» И.А. Гончарова главным персонажем является молодая девушка по имени Ольга Ильинская. Это необыкновенная женщина со сложным сильным характером и судьбой. Ее образ является ярким и одновременно сложным персонажем.

Сочинение

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ее

Коснулись ключевые воды.

Можно провести интересное сравнение двух стихов. Надо отметить, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она вроде вот-вот упадет на землю. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Все стремится вверх, пытаясь оторваться от земли. Звезды «поднимают» небесный свод. Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии.

В свежих и волнующих притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиной мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева – это маленькая часть большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находится во взаимосвязи со всем миром и, в то же время несет в себе самостоятельную идею. Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел, прежде всего, как певец природы…». Природа Тютчева поэтическая и одухотворенная. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить: Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Вдохновение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленной пулей», «светлые звезды» у Тютчева поднимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ее

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем чувствуется та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть у светлости осенних вечеров

Трогательная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота деревьев,

Багровых листьев томный, легкий шелест…».

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо. Она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна невыясненной притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеют. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату,«Ухватился за одеяло», «поднялся на ложе», но и чувствуем его прикосновение. Живое богатство тютчевской природы ограничено. Так, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему далеки прозаические лицо поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальная, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росистой вьется

Только высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Поэзия Тютчева всегда стремится вверх, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:

А там, в торжественном покое,

Уличенная с утра,

Сияет Белая гора,

Как откровенье неземное.Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Окончен пир, умолкли хоры…» сначала подается обобщенный образ мира: «Окончен пир, мы поздно встали – Звезды на небе сеяли, Ночь достигла половины…». Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, которая только чуть-чуть намечена вначале, теперь звучит сильно и уверенно. Одна из основных тем лирики природы Тютчева – тема ночи. Многие тютчевских стихов посвящены природе не просто в разное время года, но и в разное время суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна: Ночь для Тютчева прежде всего праздник: «Святая ночь на небосклон взошла…». В ней столько тайн и загадок.

Мастерство Тютчева впечатляет. Он умеет найти в самых обычных природных явлениях то, что служит точным, зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком: «Лил теплый, летний дождь – его струи По листьям весело звучали…». Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и печальной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше изображают великолепие поэзии Тютчева.

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Песнь природе

Тютчев - русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир - единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья».

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому - течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул - жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.

Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.

Тема ночи - одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?...Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»

В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».

Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих - лишь грезою природы».

Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

Похожие статьи