Яйцо покраснело в руках марии магдалины. Пасхальные яйцаистория возникновения и традиции

28.02.2021

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она единственная не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.

Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.

Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.

В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.

Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.

Тяжелый камень был привален к двери гроба.

По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. «Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин.20:1-10).

Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. «Женщина, почему ты плачешь?» — спрашивают они.

«Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

«Женщина, почему ты плачешь? — говорит ей Иисус. — Кого ищешь?»

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».

«Мария!» — вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.

«Учитель!» — воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.

Но Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.

«Я видела Господа! Он говорил со мной!» — с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.

«Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…» — это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:

«Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;

Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая».

По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа! Он говорил со мной». С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая «много трудилась для нас».

Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Где поклониться мощам Марии Магдалины

В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

«Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;

Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;

Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая».

Величание Марии Магдалине

Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.

Святая Мария Магдалина стала первым человеком, возвестившим миру о воскресшем Христе. Она — образ истинной преданности Господу, живой веры и душевной чистоты. Память святой равноапостольной Марии празднуется 4 августа.

Мария Магдалина была из Галилеи, из города Магдала — отсюда и ее прозвище. Она была молода и красива. Из Евангелия мы узнаем, что Господь изгнал из нее семь бесов, от которых она страдала, по всей видимости, с детства. Она, услышав о Христе, пришла к Нему в своем недуге и, исцелившись, последовала за Ним, потому что имела благодарное и чистое сердце. Она была с Господом не только в Его славе, но и в страданиях — Мария Магдалина верно шла за Ним до Голгофы, рыдала у Креста и первая пришла ко Гробу спустя субботу.

«Мария стояла у гроба и плакала», — читаем мы в Евангелии от Иоанна в предпоследней главе. Она просто плакала. Не в силах пережить свое горе, она рыдала, слабая и беззащитная, хрупкая женщина. Она не испугалась, увидев явившихся ей Ангелов — несчастье так ослепило ее, что она уже не рассуждала. На вопрос Ангелов, почему она плачет, Мария как-то по-детски, наивно и трогательно жалуется, что «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 13). Не узнала она и Самого Иисуса Христа. Слезы застили ей глаза. Она просит Его, думая, что это садовник: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Иисус зовет ее по имени, и она узнает Его… Можем ли мы представить, что творилось в тот момент в сердце Марии? Какая радость озарила ее душу, опаленную невыносимым горем! Пасхальная радость. Она поспешила к ученикам, томящимся в смятении и неведении, и впервые возвестила благую весть: «Христос Воскрес! Я видела Христа».

Мария Магдалина после Вознесения Господа Иисуса Христа продолжила служение Ему, помогая Апостолам. По преданию, святая бесстрашно благовествовала в Риме. Там она явилась императору Тиберию, известному своим жестокосердием, и преподнесла ему в дар яйцо. Мария рассказала ему о Христе: Его учении, жизни, страданиях и смерти — о том, как Спаситель воплотился, пострадал за нас и воскрес. Но император лишь рассмеялся и сказал, что никто не может воскреснуть из мертвых, в это поверить так же трудно, как в то, что яйцо может стать красным. В миг, по Божьему промыслу, яйцо окрасилось в багровый цвет, напоминая о Крови Христовой, которой искуплен человеческий род. Считается, что с тех пор появилась традиция дарить друг другу в Пасху крашенные яйца, символизирующие жизнь таинственную и пробуждающуюся, веру в грядущее Воскресение.

Затем Мария Магдалина отправилась в Ефес, где помогала Апостолу и Евангелисту Иоанну. По преданию, здесь же она преставилась и была погребена. При императоре Льве VI Философе в IX веке нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Сегодня часть ее мощей находится во Франции, части — в различных монастырях Афона и Иерусалиме.

Православная Церковь свято чтит память равноапостольной Марии Магдалины. Причем, в Православии она не отождествляется с образом евангельской грешницы и блудницы, как, например, в Католицизме. К сожалению, имя святой Марии обросло различными легендами, мифами и просто «красивыми» небылицами, искажающими ее светлый образ. До сих пор детали ее жизни вызывают споры в околонаучных кругах. Но для каждого верующего человека она остается равноапостольной, святой женой-мироносицей, заступницей нашей перед Господом, бесстрашной и преданной последовательницей Христа, которая с непоколебимой стойкостью исполнила призыв Господа: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

По преданию, первое пасхальное яйцо...

Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!"

http://www.proza.ru/2004/11/25-121

Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, подтверждая её благую весть.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братии, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!" По рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова. Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни.

Согласно церковной традиции, красить яйца нужно в «Чистый четверг»

Способы окраски яиц

Луковая шелуха.
Старинный «бабушкин» способ

Луковая шелуха – самый известный и доступный всем способ. Яйца можно окрасить в цвета от желтого до красно- коричневого. Цвет зависит от концентрации отвара,(в зависимости от количества шелухи) и времени варки. . Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса, дать ему настояться до того, как в отвар опустите яйца.Яйца вымыть, опустить в настой, довести до кипения и варить после в течение 10 мин., Вынуть, остудить. Кстати, если обернуть яйца луковой шелухой, закрепив ее с помощью ниток, и после этого просто отварить их в воде – на них останется интересный мраморный рисунок. А вот ёщё способы окрашивание яиц в шелухе:1.Надо порезать шелуху луха ножницами очень мелко! Затем, сырое яйцо окунуть в холодную воду и обвалять в шелухе так, чтобы шелуха лука, как можно больше, равномерно прилипла к яйцу. Затем, обваленное яйцо, аккуратно, завязать в капроновый чулок. Так проделать со всеми яйцами, которые вы будете варить. 2.Яйца обмотать обычными резиночками от денежных купюр или теми, какими перевязывают бутоны цветов. Варить на слабом огне в луковой шелухе. Обматывать можно в любом направлении, прогрессии, ракурсе. Попробуйте, не пожалеете!

Яйца окрашены в хорошем отваре луковой шелухи, а узор нанесен обычным золотым акрилом.

екрет в том, что эта краска ложится тонкой пленочкой, не впитывается и не отравляет яйцо, но все же не стоит рисковать - чем краски меньше, тем лучше. И еще секрет: чтобы декор не был смыт святой водой при обряде, можно полировать яйца обычным парафином (натираю яйцо свечой и натираю тряпочкой до блеска). Если сделать отвар шалфея (покупная пряность - желтый порошок или оранжевые сухие лепесточки - они лучше), яйца будут золотые. Невероятно красиво и вкусно пахнет!

Цветные нитки.

Яйца обмотать нитками и варить как обычно. В результате получите интересные цветные разводы. Поскольку оценить безопасность красителей невозможно – следите за тем, чтобы яйца не треснули во время варки. Треснувшие в пищу лучше не употреблять.

Лоскутки шелка.

Сварите яйца в воде с добавлением соды. Оберните их в разноцветные шелковые лоскутки, перевяжите ниткой. Снова прокипятите яйца в той же воде. Остудите и снимите лоскутки.

Овощи-фрукты.

Можно использовать натуральные красители овощей, фруктов и ягод. Яйца предварительно отвариваются и только после этого натираются кусочками фруктов (овощей, ягод) или опускаются в сок/отвар. Время выдержки зависит от желаемой насыщенности цвета и стойкости красителя.
Желтый цвет – куркума (ее можно добавить при варке).
Зеленый – отвар или сок шпината.
Фиолетовый – отвар свеклы, свекольный сок.
Оранжевый – морковный сок.
Розовый – размятая клубника, клюквенный сок.
Серо-синий – размятая черника или черничный сок.
Голубой – отвар листьев красно-кочанной капусты (оставить яйца на ночь).

Березовые листья.

Отвар из молодых (или сухих) листьев березы придаст яйцам золотисто-желтый оттенок. Для этого березовый отвар настаивается около получаса, затем в него опускаются яйца и посуда ставится на огонь. После того как отвар закипит, яйца варятся в течение 10 минут.

По способу окраски яйца можно разделить на крашенки (окрашиваются одним красителем), крапанки (от слова "крапать" - капать), драпанки ("драпать" - царапать), маляванки ("малявать" - рисовать, разрисовывать), писанки - (расписывать). В разных местах названия могут различаться (драпанки - скрабанки, маляванки - малеванки, например).

Крашенки

Существует великое множество способов окраски яиц. Мы рассмотрим лишь несколько - наиболее популярных и доступных.

Самый простой способ - купить специальные красители и использовать их согласно инструкции на упаковке. Здесь можно только добавить, что после окраски яйца можно для придания блеска натереть тряпочкой, смоченной в растительном масле. Перед натиранием яйца надо насухо вытереть.

Видимо, всем известен традиционный способ окраски яиц при помощи луковой шелухи. Собирают как можно больше луковой шелухи (многие начинают этот делать за месяц до Пасхи) и просто варят в ней яйца. Варить надо 20-40 минут - до получения желаемого цвета. Для блеска желательно после варки натереть их растительным маслом. Можно отварить яйца в отваре ромашки для придания им жёлтого цвета или крапивы - яйца получатся тёмно-зелёного цвета.

Другой способ (окраска получается более равномерной). Луковую шелуху отваривают в течение 30 минут в достаточном количестве воды, затем процеживают. В полученный отвар кладут сваренные вкрутую яйца и держат их на маленьком огне до получения желаемого цвета.

Можно красить яйца и сухой луковой шелухой. Яйца надо сначала сварить, потом каждое яйцо, ещё горячим, обложить со всех сторон луковой шелухой, завернуть в тряпочку и варить ещё 10 минут, добавив в воду уксус. Яйца получатся золотистые, с мраморным рисунком.

А если яйца до окраски обложить листьями петрушки (смородины, крыжовника) и туго завязать их в капроновом чулке (марле), а затем окрасить, то можно получить яйца с рисунком.

Яйца "в крапинку". Мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.

Яйца обкладывают кусочками цветной линяющей ткани и плотно обматывают нитками. Либо обматывают разноцветными линяющими нитками. Можно сделать и то, и другое одновременно. Чтобы нитки и ткань хорошо держались, яйца можно дополнительно обмотать марлей. Варят 10-20 минут. Получается красивый мраморный рисунок. Такие яйца есть нельзя, т.к. для окрашивания ниток и тканей используются непищевые красители, которые при варке проникают через поры скорлупы в яйцо.

И несколько советов. Перед окраской яйца можно обезжирить уксусом (или вымыть их с пищевой содой) - окраска будет более равномерной. Чтобы яйца не лопнули при варке, подержите их около часа в тепле или при комнатной температуре. В воду можно добавить столовую ложку соли - яйцо не вытечет, если оно всё же лопнет. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо, смазывают подсолнечным маслом, затем протирают салфеткой, чтобы убрать лишнее масло.

1. Покрасили яйцо в жёлтый цвет, нанесли капли воска.

2. Окунули в оранжевую краску, ещё покапали воском.

3. Покрасили в красный цвет. Осталось снять воск и натереть яйцо подсолнечным маслом.

4. Вот такое забавное яйцо получается!

Крапанки

Яйцо красят в один цвет. Когда оно остынет и высохнет, на него капают горячим воском (например, с помощью горящей свечи). Теперь яйцо опускают в другой краситель, он должен быть не горячим, чтобы воск не расплавился. Эту процедуру можно повторить ещё раз, чтобы получить разноцветные пятна. Начинать красить лучше со светлых цветов. Например, желтый - оранжевый - красный. Если первые капли воска нанести на некрашеное яйцо, пятнышки будут белыми.

Воск затем аккуратно соскабливается. Чтобы убрать остатки воска, яйцо подносят к пламени свечи (сбоку, но не сверху, иначе яйцо закоптится) и вытирают салфеткой.

Способ не сложный, а яйца получаются весёленькие! Интересно смотрятся яйца с большими редкими пятнами. Словом, экспериментируйте!

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.

Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом.

Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Маляванки

Для маляванок желательно отобрать хорошие белые яйца с шероховатой скорлупой. Гладкая поверхность плохо красится.

Яйца раскрашиваются кисточками обыкновенными акварельными красками или гуашью. Раскрашивать надо уже вареные яйца, пока они еще теплые, чтобы краска сразу высыхала.

Готовые яйца можно покрыть клеем ПВА, разведённым водой.

Надо заметить, что маляванками также называют яйца-писанки, о которых речь пойдёт далее, расписанные с нарушением законов письма.

Писанки


горячего воска

Обычай расписывать яйца восходит к языческим временам, позднее он стал одним из обрядов празднования христианской Пасхи.
Кистка - инструмент для нанесения
горячего воска

Для писанок потребуются собственно яйца (белые, с гладкой чистой поверхностью), пищевые красители - анилиновые краски или специальные красители для пасхальных яиц, пчелиный воск, свеча, салфетки, мягкий простой карандаш, кистка - специальный инструмент для нанесения горячего воска на скорлупу яйца. Кистку можно изготовить самостоятельно, она представляет собой тонкую конусообразную трубку-воронку из жести или латуни. Если нет нужного металла, можно взять тюбик от зубной пасты, выровнять, вырезать пластинку необходимого размера и свернуть ее вокруг швейной иглы так, чтобы нижнее отверстие было как можно уже. Остаётся закрепить трубочку с помощью тонкой медной проволоки на деревянном держачке. Иглу удалите - она свою роль выполнила. Кистку можно также приобрести в художественных салонах.

Красители разведите в горячей воде, обязательно добавьте по две-три столовых ложки 9-процентного уксуса. Краска должна остыть, иначе во время окраски яиц воск растает, и вся работа будет испорчена.

Яйца к росписи нужно подготовить - обезжирить, т.е. осторожно и тщательно помыть тёплой водой с хозяйственным мылом. Если яйца не обезжирить, краска не ляжет ровно. Яйца должны быть свежими, на несвежее воск ложится плохо.

Сетка, образованная пересечением кругов и овалов, называется разводом. Развод - основа орнамента писанки - позволяет легко и просто нанести на сферическую поверхность яйца самый сложный узор.

Теперь возьмите яйцо и карандашом разделите его поверхность на поля. Чтобы линии были ровными, вращайте яйцо, а положение пишущей руки старайтесь не менять: фиксируйте ее, опираясь на скорлупу мизинцем или большим пальцем.

Растапливаем воск в металлической баночке. Для этого удобно пользоваться электрической плиткой, на которой воск может подогреваться в процессе работы.

Макните носик кистки в растопленный воск и покройте горячим воском те части орнамента, которые на писанке должны быть белыми. (Воск на яйце застывает мгновенно. Он не растворяется в воде и, следовательно, защищает при каждом следующем крашении предыдущий, непременно более светлый цвет яйца.) Положите яйцо в ложку и опустите на 1-2 минуты в желтую краску. Вынув из краски, промокните мягкой салфеткой (именно промокните, а не вытирайте, чтобы не стёрлась краска). Покройте воском те части узора, которые должны быть желтыми, и окуните яйцо в красную краску. Нарисуйте воском линии и поля, которые должны быть красными, а затем покрасьте яйцо в черный цвет. Завершив крашение и роспись, поместите яйцо в теплую духовку или нагрейте пламенем свечи (держать надо сбоку, а не над пламенем, чтобы яйцо не закоптилось). Когда воск на скорлупе растает, аккуратно сотрите его салфеткой.

Смажьте яйцо растительным маслом, излишки масла уберите салфеткой. Сырую писанку обязательно нужно выдуть. Для этого проколите дырочку в скорлупе яйца или аккуратно высверлите её круглым надфилем, затем с помощью медицинского шприца медленно введите в яйцо воздух. Содержимое яйца тотчас начнёт вытекать. Удалив таким образом желток и белок, наберите в шприц холодной воды и промойте скорлупку изнутри. Воду тоже вводите медленно. Высушите яйцо. Выдуть яйцо можно и с помощью обычной соломинки через два отверстия, высверленные на противоположных концах яйца. Для укрепления скорлупы выдутую писанку заполните растопленным воском или парафином на треть и вращайте в руках до тех пор, пока не остынет. Воск за это время равномерно распределится по стенкам.

Выдувают писанку, как правило, до росписи. В таком случае перед первым окрашиванием отверстия надо закрыть горячим воском, чтобы краситель не попадал внутрь. Яйцо в банке с краской придётся прижимать, чтобы оно не всплывало.

http://www.liveinternet.ru/users/2310027/post110191396/

В Германии на яйцах пишут фразу «Alles aus Liebe», что означает «Все из-за любви».

Яйцо не только символ правдивости Воскрешения. Яйцо – символ сущности Бога, который сотворил всё из любви…

А еще на яйцах частенько встречается такой рисунок – глаз. Глаз – как бы глаз Божий, который все видит.

Многие источники определяют пасхальное яйцо, как символ мироздания, источник жизни...

Святая равноапостольная
МАРИЯ МАГДАЛИНА

Мария Магдалина — преданная последовательница Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц, из которой Господь изгнал семь бесов и, которая после исцеления всюду следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. По преданию, через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах.

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в городе Магдала, близ Капернаума, на берегу Геннисаретского озера, в Галилее, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Остатки древнего города уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель. По названию города равноапостольная Мария получила свое прозвание Магдалина, для отличия ее от прочих благочестивых жен, упоминаемых в Евангелии с именем Марии.

Мария Магдалина была истою галилеянкою. А галилеянин, галилеянка в проповеди и утверждении христианства означает очень много.


Галилеянином звали Самого Христа Спасителя, так как Он с младенчества рос и жил и потом много проповедовал в Галилее. Галилеянами были все первозванные Апостолы Христовы, исключая одного только Иуду Искариота-предателя не галилеянина. Большинство из уверовавших в Господа сразу после Его Воскресения состояло из галилеян. Поэтому в начале всех последователей Христа Спасителя называли "галилеянами", поскольку галилеяне воспринимали и распространяли учение Христово ревностнее прочих иудеев. Галилеяне же также много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, как контрастно отличалась природа Галилеи от южной Палестины.


В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в Палестине южной - бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Жители Галилеи охотно воспринимали идеи духа закона; у иудеев же иерусалимских господствовала одна рутинная внешность. Галилея стала родиною и колыбелью христианства; Иудея была иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством. Однако ученых школ галилеяне не заводили и потому гордые книжники и фарисеи иудеи называли галилеян невежами и глупцами; за неясное, неотчетливое различение и произношение галилеянами некоторых еврейских гортанных букв, раввины иудейские не допускали их читать вслух молитвы от лица собрания и осмеивали их. Галилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры, - были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге, - были откровенны, трудолюбивы, поэтичны и любили греческое мудрое образование. И Мария Магдалина проявила в своей жизни много прекрасных свойств своих родичей галилеян, первых и ревностнейших христиан.

О первом периоде жизни святой Марии Магдалины нам ничего неизвестно до момента ее исцеления от семи бесов Иисусом Христом (Лк. 8:2). Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны.

По мнению Отцов Православной Церкви, «семь бесов» святой Марии Магдалины - это только попущение Богом ее страданий от бесовских чар, которые возникли даже не по грехам родителей или ее собственным. Но на этом примере Он явил для всех прочих чудо исцеления Марии Магдалины как действие силы и милости Божьей, совершаемых через Его Мессию. А сама она без этих глубоких страданий и исцеления от них, возможно, не испытала бы такого высокого чувства любви и благодарности к Христу и осталась бы посреди многих сочувствующих Ему, дивящихся Его чудесам или полуформально исповедующих веру, но без горения, без полного самопожертвования.


С тех пор душа Марии Магдалины воспылала самою благодарною и преданною любовью к ее Спасителю Христу, и она уже навсегда присоединилась к Избавителю Своему, всюду следовала за Ним. Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8:1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.


Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни...

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа и видит камень отваленным от пещеры.

В страхе она поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово.


Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь?" - она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его. Видно, слишком тяжко было на душе, и слезы пеленой застилали ей глаза, да и Сам Он не сразу открыл ей Себя, как и апостолам, которые встретили Его по пути в Эммаус.

Он спросил Марию: "Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?" Она же, думая, что видит садовника, отвечала: "Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его". Мария Магдалина даже не называет Его имени - настолько убеждена, что все Его знают, все должны быть также убеждены, как и она, что Он - Бог, и не знать Его невозможно. Эта абсолютная, детская, беззаветная вера в Господа, полная и самоотверженная любовь к Нему не дает ей задуматься, как она, физически не слишком сильная, сможет унести Его Тело, хоть и изможденное трудами земной жизни, в одиночку. И только когда Он называет ее по имени, она узнает в Нем своего Учителя, и с этим именем на устах падает ниц перед Ним, а Он говорит ей, чтобы она не касалась Его, ибо он еще не взошел к Отцу, уча ее благоговению по отношению к тем Божественным изменениям, которые произошли с ним после Его дивного Воскресения.

Мария Магдалина и воскресший Иисус Христос

Но именно ей Он доверяет принести Его ученикам весть о восхождении Его к Отцу Его и, произнеся эти слова, становится невидимым, а обрадованная Мария Магдалина бежит к апостолам с радостной вестью: "Видела Господа!" Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам. Именно поэтому святая Мария Магдалина причислена к лику равноапостольных святых.

Святой Григорий Богослов находит в этом чудесную аллюзию: в Ветхом Завете от змия жена приняла искусительное смертное питье - сок в запретном плоде - и отдала его первому человеку. Жена же услышала Благую Весть в Новом Завете и возвестила об этом. Чья рука лишила человечество Вечности, та же - через века - принесла ему чашу Жизни.
Предания о дальнейшей жизни святой равноапостольной Марии Магдалины многообразны. Она сопровождала Богоматерь и апостолов в их апостольском служении на земных путях. Известно, что традиция обмениваться на Пасху крашенками - крашеными яйцами также пошла от исторического события, связанного с пребыванием святой Марии Магдалины в Риме при дворе императора Тиберия, когда она поднесла ему красное яйцо с теми же словами: «Христос Воскрес!» и рассказала простым, прочувствованным языком о всей истории земной жизни Господа, о неправом суде над Ним, о страшных часах Распятия и знамении, бывшем при этом, свидетельствуя затем о Его чудесном Воскресении и Вознесении к Отцу.


Это была такая искренняя, проникнутая любовью к Господу проповедь, что Тиберий сам уверовал и едва не причислил Христа к сонму римских богов (!!!), чему, естественно, воспротивился Сенат. Тогда император издал указ, запрещающий оскорблять христиан и их веру, который немало способствовал дальнейшему распространению христианства, - и это тоже она из заслуг святой равноапостольной Марии Магдалины перед Господом.

Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".


Поначалу пасхальные яйца красили в красный цвет, но со временем украшения стали богаче и ярче, и теперь пасхальные яйца стали не только частью пасхальной трапезы, что мы готовим к освящению в Великий четверг, но и предметом творчества - от народных деревянных крашенок до шедевров самых знатных ювелиров, к примеру, Фаберже.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

В XI веке при императоре Льве Философе (886 — 912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме, где в Гефсиманском саду на горе Елеонской находится дивный по красоте монастырь святой Марии Магдалины.


Вид на монастырь святой Марии Магдалины в Иерусалиме


Главный храм монастыря святой Марии Магдалины в Иерусалиме

Главное его строение - церковь, построенная в ее честь русским императором Александром III по совету архимандрита Иоанна Капустина. В 1934 году вокруг церкви возникла женская православная обитель, основанная двумя принявшими Православную веру англичанками - монахиней Марией (в миру - Барбара Робинсон) и Марфой (в миру - Алиса Спротт).


Тропарь, глас 1:
Христу нас ради от Девы рождшемуся честная Магдалина Мария последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 3:
Предстоящи преславная у креста Спасова со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо; содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе Твоей.

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине:
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. А минь.

Похожие статьи