Верный способ не грешить. Можно ли жить, не греша? Иисус в моей квартире

10.12.2021

Как не грешить? – это, пожалуй, самый важный вопрос тех людей, которые обращаются за помощью к православному психологу. Ведь важно не только осознавать, что грех приводит к неприятностям, но и иметь твердые намерения отказаться от греха, каков бы он ни был. Ниже приведенная беседа с христианином помогает разобраться в тонкостях вопроса как научиться не грешить.

Андрей: Когда мы говорим о Библии, толковый словарь не лучший помощник. Библия толкует сама себя, а не люди. В Библии нигде не сказано, что ад, преисподняя - это место вечных мук.

Мила: Ой… лучше бы было сказано! А то меня как-то это расслабило, мне нужно бояться, чтобы не грешить, когда грех сам по себе приятен и под видом добра.

Андрей: Страх - самый худший мотив в отношениях с Богом. Страх - это орудие сатаны. В Библии сказано, что в любви нет страха.

Мила: Вот-вот… понятие спасения от мук и от сатаны, от его власти, а любовь - она и была! Как не грешить?

Андрей: Размышляй больше о Христе, о Его характере, любви к тебе, о Его милости, чистоте, праведности, святости.

Мила: Да я только об этом всем и думаю)))

Андрей: Вот и молодец. 🙂

Мила: Понимаешь, это не мешает заниматься тем, чем занималась. Страх остаться без работы у меня больше, чем перед адом. Как не грешить, не знаю. А страх - это от маловерия…

Андрей: Когда читаешь Библию, старайся в первую очередь увидеть Бога, его характер. Особенно Евангелия в этом помогут. После ее прочтения невозможно не полюбить Иисуса. 🙂

Мила: Я люблю Христа! Он идеал человека и мужчины.

Андрей: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои»

Мила: вот лукавый мне подсовывает мысли что, мол, ничего страшного – работай, как и работала, одно другому не мешает

Андрей: Ты не бойся. 🙂 Бог никогда тебя не оставит. 🙂

Мила: В общем, борьба идет)

Андрей: В Его распоряжении вся Вселенная, все золото и серебро - Его. 🙂 А без борьбы никак. Мы или в мире со своим я и духом этого мира, но во вражде с Богом, или в мире с Богом, но во вражде с сатаной.

Мила: Ты знаешь.. . я не без денег боюсь остаться.

Мила: А невостребованной…

Андрей: Невостребованной?! 🙂 О! Ты не знаешь, сколько работы Бог для тебя приготовил! 🙂

Мила: Знаешь, какой общий совет, как избавиться от греха ?

Молитесь и грешите, если не можете без греха, а рано или поздно грешить станет противно. В некоторых моментах так и произошло, но в плане работы … пока не совсем получается. Просто боюсь учебу не оплатить, вот и тяну время А муж-то понятно что не бросит меня из-за этого…

Андрей: Освобождение от рабства греха не происходит в один день, но происходить должно… Некоторые грубеют сердцем, ожидая пока станет противно грешить и сживаются с грехом. «Ефрем привязался к идолам. Оставь его…» (с)

Мила: Спасибо, ты настоящий целитель души, я про это «О! Ты не знаешь, сколько работы Бог для тебя приготовил! 🙂 »

Андрей: Бог - Целитель. 🙂 «Мы рабы ничего не стоящие. Что нужно было сделать, то сделали» (с)

Мила: да-да, согласна) вся хвала Господу)

Андрей: Его Дух утешает нас и ободряет. 🙂 Ему слава.

Андрей: Тебе надо решиться. И ты увидишь , Его мудрость и могущество! 🙂

Мила: Решусь тогда, когда хоть учебу оплачу. Иначе муж точно не оплатит мои прихоти по его разумению

Андрей: Т.е. твой муж могущественнее и богаче Бога? 🙂

Мила: Наоборот, он смирился с моим студенчеством вечным, но тянуть деньги с семьи я не имею права. Морального. Ему и так тяжело содержать нас. Скажи, это сатана мне подсовывает эти мысли? Мне нужно довериться Богу и резко все бросить?

Андрей: Ну, так надейся на Бога. Если эта учеба действительно нужна тебе и благословение, то Бог усмотрит оплату. Я год жил без зарплаты, и ни в чем не имел нужды. 🙂

Мила: Ты жил сам.

Андрей: То есть на одного меня у Бога хватает денег, а вот если больше, то уже у Него проблемы с финансами? 🙂 У нас проблема - мы не видим выход из тупика. И у Бога, кстати, тоже «проблема»: у Него из этого тупика тысячи путей выхода для нас и вот Он решает какой же из этих тысячей выбрать. 🙂

Мила: Да, согласна 🙂

P.S. Не вдаваясь в споры по вопросу существования ада как учит Православная Церковь и собственно толкования Библии евангелистами, следует отметить основное правило, которое позволяет не грешить, и оно описано в Писании.

04.03.2011

Как жить и не грешить?

"Алкоголизм – грех, который изменяет сознание, и перерастает в тяжелое заболевание", - считает гость "Прощеного воскресенья" (97.2 fm) протоиерей Игорь Фомин

Елена Чинкова:

Поговорим сегодня на тему, как никогда имеющую отношение и к праведникам, и к грешникам. А именно: как жить и не грешить? Есть ли вообще такой рецепт?

Отец Игорь, первый вопрос такой. Сейчас наблюдаем в течение нескольких месяцев за событиями на Ближнем Востоке. Все кипит, народ недвусмысленно высказал свое «фе» правителям, кричит: убирайтесь, пора в отставку! Тем не менее, некоторые тяжеловесы цепляются за власть, как могут. Не грешит ли политик в данном случае против себя, против своей совести, против народа, которому он должен служить?

Протоиерей Игорь Фомин:

Абсолютно неприемлемая вещь. Конечно, правитель имеет право как-то наказывать, затягивать пояс, когда сложно. Но правитель – это отец, который должен заботиться о своих детях, о своем народе. Причем отец не по принуждению, а выбираемый. Значит, он все-таки подотчетен и ответственен за свой народ. Тем более убивать нельзя. Как жить и не грешить в этом случае? Надо просто складывать полномочия. Если тебе предъявили импичмент, как сейчас это принято говорить, то, естественно, надо уходить.

Елена Чинкова:

А сложно ли политическому лидеру, в данном случае главе государства, жить по правилам? Ведь все мы знаем, что политика – ремесло очень грязное, и в любом случае нынешних друзей когда-нибудь придется сдать, продать, предать.

Протоиерей Игорь Фомин:

Я считаю, что все зависит от политика. Действительно, политик честный как политик состояться не может. Более-менее честных мы видим, но в нынешней политической элите это, наверное, очень большая редкость. Но такие люди могут быть. Смотря, какие принципы. Что ты ставишь во главу угла, чему служат твои принципы, чему служат твои действия, поступки? Как жить и не грешить? Здесь у человека должны быть принципы, воспитанные на нравственности. Для христианина это в первую очередь, естественно, Евангелие, Священное Писание, с помощью которого он проплывает по этому бурному житейскому морю. На самом деле Господь для этого и пришел, чтобы опять поднять человека на ту райскую высоту, на которую был поставлен первый человек в раю. Обратите внимание, человека ставят в рай, скажем так, начальником над всеми, правителем над всем миром, он управляет, он сам развивается, совершенствуется, приближается к Богу своей нравственностью. Но грех вкрался в жизнь первых людей, и мы видим, что первые истории (я имею в виду истории до Христа) – это постоянная деградация человека вниз. И он доходит до такого состояния, что сам человек себе уже помочь не может. Ему нужен тот, кто бы его поставил опять на эту высоту, дал возможность встать на эту высоту. Приходит Христос. Он дает возможность опять человеку встать на эту высоту - через свою жертву, через свою кровь. И человека опять поставили на высоту в христианском мире. И человек, принимающий Христа, поднимается. Но опять идет деградация. То, что было две тысячи лет, и то, что сейчас, конечно, небо и земля.

Елена Чинкова:

А вот принцип «око за око» - грех или нет?

Протоиерей Игорь Фомин:

Да, грех. Это просто злость в высшей инстанции. Нельзя грех победить грехом. Я согласен с тем, что можно разговаривать на том языке, на котором понятно человеку. Ну, если хулиган зашел в автобус и начинает ко всем приставать, всех обзывать, на всех ругаться, здесь не будет никакого греха, если кто-то из мужчин встанет и даст ему в глаз.

Елена Чинкова:

Скорее грех – это промолчать.

Протоиерей Игорь Фомин:

Да. Но это не является «око за око». Око за око – это принцип, когда тебя обидели, и ты идешь такую же возможность точно так же обидеть другого человека.

Елена Чинкова:

А как тогда отвечать на насилие, любое проявление агрессии, чтобы самому, скажем так, не замараться?

Протоиерей Игорь Фомин:

Евангелие четко разделяет две позиции: реакцию на какие-либо общественные события, случаи…. Здесь уместно говорить о том, что «нет большей любви, чем душу положить за други своя». Допустим, Александр Матросов – это не пример самоубийства, это пример подвига, пример высшей любви. И вторая позиция – это личная позиция. Когда тебя ударили по одной щеке, ты подставляешь другую щеку. Но вот здесь надо смотреть, кого ударили, кто ударил и при каких обстоятельствах.

Елена Чинкова:

А есть ли какой-то единый рецепт для всех конфессий, или у всех разные?

Протоиерей Игорь Фомин:

Мы говорим, естественно, о христианских конфессиях. Рецепт один – это Священное Писание, Евангелие. Если у человека цель жизни - достижение любви, то, естественно, все начинает работать на то, чтобы достигнуть Христа, чтобы достигнуть этой любви. Если у человека другие какие-то корыстные планы (скажем, собрать средства на празднование своего юбилея), тогда, разумеется, он будет все под это подстраивать. Морали здесь уже мало будет, он сможет и украсть, и извратить понимание Священного Писания, подстроить под себя, себя оправдать. Но это неправильно. Надо себя переделывать под Священное Писание.

Елена Чинкова:

А отпущение грехов не поощряет человека к новым грехам? Человек согрешивший, тяжко согрешивший, приходит на исповедь, батюшка отпускает ему грехи, он как бы начинает жить с нового листа, совесть его больше не грызет, и, может быть, он снова начинает кому-то пакостить и совершать какие-то проступки.

Протоиерей Игорь Фомин:

Когда мы приходим на исповедь, мы тем самым декларируем, что я покаялся в этих грехах и совершать их больше не буду, хотя бы буду стараться их больше не совершать. Принцип, что сейчас совершу, а завтра покаюсь, здесь не действует. Если человек живет по таким принципам, Церковь заметила, что эти люди обычно внезапно умирают, не успев дойти до исповеди. С исповеди должен выйти новый человек, обновленный человек, и жить уже по-новому.

Елена Чинкова:

И что, так и происходит?

Протоиерей Игорь Фомин:

Не всегда, к сожалению. Мы люди слабые, поэтому исповедь нам нужна постоянно. Но человек начинает стараться хотя бы не совершать какой-либо грех. Вы сказали, что совесть его не укоряет. Я бы на это хотел обратить внимание. Когда человек живет неправильно, то он чем-нибудь заболевает.

Елена Чинкова:

То есть это сразу сигнал грешнику?

Протоиерей Игорь Фомин:

Его неправедных поступков. Он идет к врачу, врач его оперирует. Он выходит из больницы, такой радостный и счастливый, воспаление прошло, анализы хорошие. А потом смотрит, а у него разрез, как напоминание, что тебе того или другого нельзя. На самом деле, когда человек с исповеди выходит, он то же самое переживает. Нет у него больше этого греха, нет больше этого греховного заболевания. Но совесть его будет обличать, как тот шрам, напоминать, что ты уже был преступником. Грешник - это преступник.

Елена Чинкова:

Это, смотря какой грех. Я тут слышала, что красить волосы - тоже грех. Получается, я преступница?

Протоиерей Игорь Фомин:

Давайте так. Можно есть мороженое и не грешить, а можно есть мороженое и грешить. Смотря, для чего вы красите волосы. Если вы хотите хорошо выглядеть, в этом нет никакого греха. Если вы за собой ухаживаете, в этом нет никакого греха. Но если вы это делаете специально для какого-то соблазнения, то здесь уже надо задуматься.

Елена Чинкова:

А если женщина просто хорошо выглядит, она потенциальная грешница?

Протоиерей Игорь Фомин:

Хорошо выглядеть, а не развратно.

Елена Чинкова:

Не могу не спросить о нашумевшем дресс-коде нашумевшем. Он нужен?

Протоиерей Игорь Фомин:

Я считаю, он действительно нужен. Дресс-код, о котором говорил отец Всеволод Чаплин, обычно изнутри идет. То есть воспитывается нравственность, и потом уже человек себе не позволяет надеть юбку размером с носовой платок.

Елена Чинкова:

А перевоспитывать таких 20-30-летних барышень не поздно?

Протоиерей Игорь Фомин:

Да хоть в 80! Дело в том, что во Христе Иисусе нет возрастных или каких-то других ограничений. После советского времени очень много людей пришли в солидном, зрелом возрасте – и в 40, и в 60, и в 80 лет. И многие вещи пересматривали в своей жизни. И у них получалось.

Елена Чинкова:

Вообще из вашего личного опыта (я понимаю, что вы храните тайну исповеди), москвичи – страшные грешники?

Протоиерей Игорь Фомин:

Вот так я не решусь, конечно, сказать, грешники москвичи или нет. Я вообще против того, когда приходят на исповедь и говорят: я грешу, как все. Что это обозначает, честно говоря, я не могу понять. Грешить можно только лично.

Елена Чинкова:

А настоящие праведники существуют? Мне кажется, что кто-нибудь обязательно в чем-нибудь оступится, в конце концов, пусть даже в какой-то мелочевке.

Протоиерей Игорь Фомин:

Закон Божий – не прокрустово ложе, где надо кого-то обрезать, кого-то подтянуть, а кто-то и так сойдет. Это даже не правила движения, что надо обязательно переходить дорогу на зеленый свет, соблюдать разметку и т.д. Это жизнь, и человек, живя по закону Божию, иногда может преступать какие-то заповеди, но в то же время и не совершать греха. Это тоже очень интересный момент. Мы сейчас говорили об Александре Матросове. Вот это яркий пример. Казалось бы, он знал, что умрет, бросился на этот дзот и погиб. Но это не самоубийство.

Елена Чинкова:

Отец Игорь, вот вы сказали, что болезни валятся на грешников как бы в наказание. Что же, праведники у нас сплошь здоровые?

Протоиерей Игорь Фомин:

Нет, я не совсем так сказал. Про болезни я говорил как пример, сравнивал с грехом. Но болезни - это не всегда наказание. Болезни в православии называются посещением Божиим. То есть Господь посетил для чего-то. Не за что-то, а для чего-то. Это очень важный момент. Так что болезни давайте не будем рассматривать как наказание. Праведник тоже страдает, он тоже поражен болезнями. Церковь не лишает человека каких-либо трудностей земной жизни, не дает ему каких-то материальных благ или еще чего-то. Но она дает правильное осознание твоего состояния в данный момент. Болеешь ты – да, тоже может быть. И Церковь говорит о том, как надо болеть, как надо это переносить.

Елена Чинкова:

И как надо переносить?

Протоиерей Игорь Фомин:

Болезнь, как я уже сказал, дается для чего-то. Человек должен задуматься, что мне на будущее надо сделать…

Елена Чинкова:

Как понять, за что?

Протоиерей Игорь Фомин:

Вопрос «За что?» - это тупиковый вопрос. Мы сразу скатываемся в претензии к Господу: да я хороший, белый и пушистый. А вопрос «Для чего?» дает перспективу человеку дальше развиваться нравственно и жить.

Звонок от радиослушательницы Надежды:

Я решила начать бороться с тремя конкретными грехами. Как я должна поступить – каяться только в этих трех грехах? Кроме того, я решила сама на себя наложить епитимью и не приступать к причастию, пока не будет плодов покаяния. Может ли сам на себя человек наложить такую епитимью, или только священник? И как последовательно дальше бороться с грехами, если эти удастся как-то победить?

Протоиерей Игорь Фомин:

Не только в этих трех грехах надо каяться. Если вы за собой замечаете какие-либо другие согрешения, в них тоже надо каяться и стараться не совершать. Но особое внимание обратить именно в той последовательности, которая вас больше всего волнует. То есть расставить очень четко приоритеты, на что вы будете обращать большее внимание. У Иоанна Златоуста есть очень интересное высказывание именно по этому вопросу. Он говорит, что это как в драке. Если на тебя напала целая стая разбойников, выбери главного и его побей, не обращая внимания на других, которые тоже будут доставлять тебе неудобства и причинять боль. А, побив его, возьмись за другого. То есть здесь вам надо выбрать, что вас больше всего мучает, и обратить внимание именно на этот грех.

По поводу епитимьи. Я бы вам не советовал накладывать на себя епитимью, тем более с такой формулировкой, что пока не будет плодов, я не буду причащаться. Когда вы увидите плоды, здесь надо очень серьезно задуматься: а есть ли они, эти плоды, не самообман ли это, не самолюбование ли это? Когда человек начинает оценивать себя (я хороший или я плохой), это не наше дело, это не наша стезя. Пусть о нас (хорошие мы или плохие) говорят из внешнего мира, пусть нас Господь оценивает. А мы должны стараться жить по заповедям, по правилам, которые направлены, естественно, на нас. Я не рекомендую вам накладывать на себя епитимью. Тем более такую страшную, как отлучение от причастия.

Звонок от радиослушателя Бориса Ивановича:

Иоанн Златоуст сказал, что нужно верить в Бога, но не верить священникам, потому что из них многие мошенники. Не является ли мошенничеством, что какая-то старушка приходит в церковь, начинает молиться, а с нее берут деньги такие, что ой-ей-ей. И потом строят себе дома прекрасные, машины покупают дорогие.

Протоиерей Игорь Фомин:

Если старушка приходит в храм, то с нее никто денег не берет. Человек сам волен, купить свечку или не купить, подать записку или не подать. Очень многие, допустим, у нас в храме просто подходят к священнику, дают записку. Ну, не могут деньги передать. Храм не музей, где надо обязательно купить билет, чтобы попасть внутрь. Заходи, молись, участвуй в таинствах. Таинство исповеди, таинство причастия, основные таинства всегда бесплатные. Если где-то за них берут деньги, я был бы вам очень благодарен, если бы мы об этом услышали.

Звонок от радиослушателя Родиона:

Отец Игорь, голыми мы приходим в этот мир, голыми уходим мы из этого мира. Но, к сожалению, почему-то миллионеры, миллиардеры плохо делятся с сиротами, с приютами. Почему не делятся - жадные или недопонимают? Второй вопрос по поводу охотников и рыболовов. Они грешники или как?

Протоиерей Игорь Фомин:

К счастью, Господь меня не испытывает богатством. Поэтому не могу сказать, жадные они или нет. Наверное, каждый человек самостоятельно решает, куда ему вкладывать. Я сталкиваюсь с теми людьми (и даже миллионерами), которые активно помогают и детским домам, и престарелым, и многодетным семьям. Я знаю таких людей.

Елена Чинкова:

Они это афишируют?

Протоиерей Игорь Фомин:

Нет, не афишируют. Мы выпускаем замечательный журнал «Фома». И вот один из людей, который помогает этому журналу, ни разу за 15 лет на страницах нашего журнала не присутствовал никак, даже фамилии своей не печатал. На самом деле очень многие люди помогают.

По поводу рыболовов и охотников. Нет такого человека, который бы прожил бы час и не согрешил. Значит, охотник и рыболов. Если это страсть, это, естественно, грех, если человек не может без кровопролития прожить и дня. Если это его профессия, если человек за счет этого живет, тогда это совершенно нормальное явление.

Звонок от радиослушателя Ильи:

Подскажите одну вещь. Этим летом я познакомился с теорией Фоменко и Носовского, где они в корне пересматривают, исходя из каких-то астрономических вычислений, достаточно аргументировано доказывают, что история наша, в том числе история Христа, имеет большие хронологические ошибки, и происходило это не в том месте, где сейчас современный Израиль, а на территории Турции. Как Православная Церковь относится к этим теориям?

Протоиерей Игорь Фомин:

Эти теории не имеют никакой научной подоплеки. Носовский и Фоменко - это математики. У нас сейчас очень распространено не в своей области делать какие-то открытия. Я читал ее, советовался с фундаментальными историками. Никто не поддерживает ни Носовского, ни Фоменко. Хотя сам по себе Фоменко - очень интересный человек, открытый, добрый. Но здесь налицо замалчивание определенных факторов и гипертрофирование других.

Звонок от радиослушательницы Натальи:

Алкоголизм – это болезнь или грех?

Протоиерей Игорь Фомин:

Это грех, который изменяет сознание, который потом перерастает в такое заболевание. Это как клептомания. Человек сам сначала начинает воровать, а потом уже остановиться не может. Грех в чем у алкоголика? В слабости. Я знаю много храмов (не всегда они находятся в крупных городах, они в основном разбросаны по сельской местности), где батюшки занимаются этой проблемой, и занимаются очень успешно. Я могу привести такой пример. Анонимные алкоголики. Излечения на Западе – около 50-60%. У нас, если это сопряжено с Церковью, - до 90% излечивается. Это большой процент.

Елена Чинкова:

С нами на связи Олег. Вы праведник, грешник? Кем себя считаете?

Олег:

Праведных людей, наверное, не бывает. Меня очень интересуют вопросы Крещения Руси и никоновский раскол. Кто где был праведником, а кто где был грешником? Не все ведь хотели креститься и не все хотели принимать новый обряд.

Протоиерей Игорь Фомин:

Крещение Руси представляется так, что всех загоняли в Днепр и поголовно крестили. Заставляли их веровать и отказываться от своих языческих идолов. Но, конечно, это не так. Крещение не может быть насильным просто по определению. Если оно совершено насильно, оно не является действительным. Вы хотите сказать, что вся Русь крестилась насильно, только благодаря князю Владимиру и его дружине? Конечно, нет. Но со временем русский человек воспринял Крещение, православие как неотъемлемую часть себя. В Белоруссии ввели статью конституции, что православие - это государствообразующая религия. Было бы замечательно, если бы у нас в России, хоть мы и светское общество, отдали дань православию как государствообразующей религии.

По поводу Никона. Он затеял не просто реформу, а исправление тех ошибок, которые со временем в обилии вкрались и в богослужебные тексты, и в обряды, и т.п. Но обратите внимание, не все люди захотели, как вы сказали, принимать новый обряд. И не все приняли. Были и люди, которые занимались самосожжением. Правда, старообрядческая церковь раскололась на очень много деноминаций. Но Православная Церковь всегда идет навстречу старообрядцам, чтобы восстановить литургическое общение. Со стороны старообрядцев, нас не принимают ни под каким видом, считают нас служителями Антихриста и т.д. Я считаю, что это совершенно неграмотно.

Звонок от радиослушателя Юрия Ивановича:

Батюшка, подскажите, что делать? Я православный человек, но сейчас как будто кто проклял. Умирает три года назад внучка 3 лет (год болеет раком). Жену сделали инвалидом, дети практически инвалиды. Когда-то я занимался благотворительностью, даже ездили на Киевский вокзал, покупали эти «дошираки» разные, кормили бездомных детей. Сейчас я сам стал нищий. Обращался в организации, не нашлось ни одного порядочного человека, кто бы мог помочь. Заколдованный круг, я не знаю просто, что делать.

Протоиерей Игорь Фомин:

Вопрос, естественно, лежит в духовной плоскости. Я бы порекомендовал вам найти такого духоносного священника, с которым бы вы могли решить этот вопрос. Я не думаю, что ваша ситуация безнадежна. Так как вы занимаете активную жизненную позицию, судя по тем словам, которые вы произнесли, у вас не все потеряно. Найдите священника неравнодушного, и он вам поможет.

Звонок от радиослушателя Алексея Алексеевича, Харьков:

Сейчас большое нашествие неопротестантов, которые говорят следующие вещи: если человеку плохо, с ним что-то случилось, значит, он обязательно сам во всем виноват, и Бог его наказывает. Я бы очень просил всех православных священников – почаще напоминать, что это не означает, что человек наказан Богом. Люди, которые страдают, не обязательно страдают по своей собственной причине.

Протоиерей Игорь Фомин:

Они не за что-то страдают, они для чего-то переносят неудобства в этой жизни.

Алексей Алексеевич:

Да. Воспринимать заболевание в более конструктивном смысле. Не в деструктивном смысле, что нужно искать в себе недостатки, грехи и т.д., а нужно делать что-то хорошее, лучшее – искать выход.

И второй момент. Маленькая реплика. Я очень сомневаюсь в эффективности излечения наркомании в неопротестантских сектах. И вот почему. Да, действительно, человек может отказаться от алкоголя, от наркотиков, они там очень много молятся, даже сутками, доходят до экстаза. Но что происходит потом? Человек отказывается на полгода, может быть, на год. Но после этого, как правило, он заболевает шизофренией.

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте,

Извините, что сразу не ответил на Ваш вопрос. Слишком был загружен, так что многие письма посетителей сайта оставались долго безответными. Сейчас же, сидя в аэропорту, пользуюсь окном во времени, и отвечаю на них. На ваше, хочу ответить достаточно развернуто, чтобы мой ответ мог послужить многим, оказавшимся в подобной ситуации.

Есть хорошее выражение: «Проигрывает тот, кто сдается», а в Писании сказано: «…семь раз упадет праведник, и встанет…»(Пр.24:16). Думаю, что сила праведности открывается не в том, что человек живет безошибочной жизнью, а в том, что всегда стремится к святости, и даже, если и упал, то делает все, чтобы подняться.

Апостол Павел писал: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:13-15).

Если он себя не считал достигшим, то, даже самый благочестивый верующий, должен быть способен увидеть в своей жизни еще не достигнутые высоты, и начать стремиться к ним.

Совершенство, говоря словами Павла, открывается не в безошибочности, а в неотступном стремлении двигаться вперед к познанию Бога, не отчаиваясь, не сдаваясь и не допуская усыпляющей самоудовлетворенности.

Хуже было бы с вами, если бы вы, делая неправильные вещи, не стыдились своего поведения. Наличие стыда и понимание своей неправоты перед Богом, это уже хороший знак, но на этом останавливаться ни в коем случае не надо.

И я, и большинство уверовавших во Христа, когда пришли к Господу, не сразу прорвались во всех сферах своей жизни. Порой приходится каяться и каяться за повторение собственных глупостей или слабостей. Способность же победить сферы, в которых мы особенно слабы, иногда приходит легко, по Божьей благодати, а иногда – посредством того, что, когда кажется, уже ничего не изменится, однажды, становится так противно от сделанных ошибок, что, наконец, появляется сила им противостоять.

Есть битвы, которые нам не даются легко и цена, которую мы платим за то, чтобы в них победить, делает победу особенно ценной.

Так что же делать, чтобы не наступать «на те же грабли»? Дам вам, и всем у кого подобная ситуация несколько советов:

1) Признайте свою слабость в этой сфере. Вы самостоятельно не можете победить ваш грех.

Некоторые христиане думают, что если они будут говорить: «Я – сильный!», то они станут сильны. Истина в том, что, говорить о силе неплохо, но важно не забывать, что сильны-то мы ВО ХРИСТЕ, и без Него мы не можем делать ничего (Иоанн.15:5). Даже когда, мы читаем апостола Павла и стараемся применить его слова к своей жизни, нам надо правильно расставлять акценты: «Все могу в УКРЕПЛЯЮЩЕМ меня ИИСУСЕ ХРИСТЕ» (Фил.4:13).

Если я такой сильный, то зачем меня укреплять? Воистину, победа над грехом начинается тогда только, когда мы признаем свою слабость. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»(Лук.5:31), сказал Иисус. Именно с признания собственной слабости, греховности и не способности самим разобраться с проблемой и грехом, у нас появляется смиренная готовность искать помощи у Бога, молиться, и, в случае необходимости, быть готовыми обратиться за советам к церковным служителям.

2) Назовите вещи своими именами. Грех – это не просто слабость или черта характера, - это беззаконие!

Когда мы маскируем наши грехи красивыми словами, подобно: «небольшая проблемка», «слабость характера», «дурная привычка» и т.д., то у нас не возникает ни желания, ни готовности, осмыслено и сокрушенно каяться в них. Получить прощение грехов, называя их «ошибками» или «проблемами» невозможно.

Увидьте в своей неправоте беззаконие, которое противно Богу. У нас появляется сила победить грех, если в наших глазах «проблемка» будет распознана, как настоящее беззаконие.

Поверьте, гораздо легче бороться с врагами (читай – грехами), которых мы ненавидим. Возненавидьте свой грех!

3) Исповедуйте свой грех и покайтесь

Понимать свою неправоту перед Богом – это половина дела. Вокруг нас живет множество людей, прекрасно понимающих, что делают зло, но при этом, на йоту не пытающихся изменить положение вещей. Молчание - золото только тогда, когда время молчать. Согрешивший царь Давид, признавался: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4)

Господь дал нам уста, как ворота для нашего внутреннего человека, они показывают, чем мы уже наполнены, и влияют на то, что войдет в наше сердце. Открыв уста для признания себя грешником, мы открываем сердце для Божьего оправдания и освящения.

Именно поэтому, Давид, увидев, пагубность затворничества в своем грехе, признается: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: `исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5)

Не мучайтесь в грехах и ошибках, откройте свое сердце Богу, исповедовав их пред Ним, и Он «будучи верен и праведен, простит … грехи … и очистит … от всякой неправды» (1 Иоанн. 1:9)

4) Обратитесь за помощью к служителю церкви.

Все грехи одинаково мерзки для Бога, но их серьезность, уровень влияния на нашу или чужую жизнь, порождаемые последствия делают их различными. Если, в случайно совершенном небольшом проступке, нам достаточно покаяться пред Богом и извиниться перед обиженным человеком, и мы знаем, что больше никогда так делать не будем, то в сферах серьезных беззаконий, или глубокой зависимости, или тупиковости ситуации, в одиночку нам преодолеть себя очень трудно.

Существует множество сфер, где, человек ищущий выхода, нуждается в исповедании греха не только перед Богом, но и перед Его представителем – Божьим слугой. Много раз я убеждался, что поддержка извне, готовность служителя выслушать человека, своевременный совет, молитва или ободрение, давали больший результат, чем многомесячные одиночные битвы человека с самим собой и своими проблемами.

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», мудро подметил взаимосвязь неисповеданного греха и болезни, апостол Иаков (Иак.5:16), рекомендовав нам не носить все в себе.

По данному вопросу, дам лишь совет, чтобы вы не торопились исповедовать свои грехи людям, неутвержденным, полным неверия, сплетникам или же тем, кто сам запутался в своей жизни, иначе, «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

5) Устраните из своей жизни все вещи, которые подталкивают или провоцируют данный грех.

Поверьте, не совсем разумно пытаться победить зависимость от алкоголя и продолжать ходить на пьяные вечеринки, поддерживая отношения с пьющими дружками, или же стараться победить похоть, но при этом, одним глазом посматривать грязные фильмы по кабельному телевидению и «ненароком» анонимно флиртовать в сайтах Интернет знакомств, сладострастно рассматривая фотографии девушек.

Псалмопевец сказал по этому поводу так: «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс.100:3-5). Апостол Павел подтверждает сказанное подобным образом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор.15:33).

Грехи людей, порой напоминают некоторые убийственные болезнетворные бактерии: и те, и другие для своего стремительного развития нуждаются в благотворной среде обитания. Так устраните эту среду!

6) Молитесь и наполняйтесь словом Божьим.

Вряд ли у кого получалось изгнать тьму из пространства, и при этом, не заполнив его светом. Тьма уходит ровно в той мере, в которой приходит свет, и наша жизнь тому не исключение.

Наполняйте свое сердце Словом Божьим, пребывайте в молитве, и вы станете обнаруживать, что слабость и податливость ко греху, начнет сменяться силой и твердостью духа. В псалтыре указан совершенный рецепт пути к святой жизни: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

7) Наконец, не сдавайтесь, если вдруг вы споткнулись.

Как-то Эдвин Луис Коул, с которым Господь дал мне в свое время возможность, быть знакомым, сказал: «Чемпионы, это не те, кто никогда не проигрывали, а те, кто никогда не сдаются». Он был прав! Нет ни одного фигуриста, который никогда не падал, чемпионы фигурного катания на своих тренировках падали бесчисленное количество раз. Чем же они отличаются от тех, которые в выходные, раз в год, идут на каток, чтобы попробовать себя на коньках? Да тем, что, в отличие от простых любителей, не утруждающих себя тренировками, профессиональные фигуристы идут и идут вперед к высоким целям, НЕ БОЯСЬ, что споткнутся.

Лучше не падать и приложить следует к этому все старания, но если же, по какой-то причине, вы все же споткнулись, то самое худшее, что можно сделать, это посчитать свое падшее состояние собственной судьбой. Не делайте так!

Я скажу вам, что и в моей жизни был период, когда я падал и падал. Это не был один день или неделя. Всё то время стало для меня не только вехой испытаний для меня, но и для моих самых близких людей, которые готовы были мне сострадать, когда я падал, и радоваться, когда я поднимался.

Падая, каждый раз мне приходилось прилагать усилия, чтобы подняться, и я не могу сказать, что всегда это было легко. Тот период моей жизни помог мне сформироваться как человеку…

После этого были и другие, не менее серьезные испытания: мне приходилось учиться пользоваться ложкой, рисовать, самому застегивать свою одежду, но именно в этих

трудностях и поражениях, приходили те навыки, которые так сильно приходились мне позже, во взрослой жизни…

Улыбнулись? Верно, ведь это не только моя история, а каждого человека. Все, что мы достигаем лежит через путь временных поражений (конечно же, не умышленных), но не они делают нас победителями, а постоянное стремление встать и идти дальше.

Мне очень нравится мысль апостола Павла, сказавшего как-то: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). Слышите? Бог СИЛЕН восставить его.

Так что не теряйте ни веры, ни надежды, ни любви к Господу, поднимайтесь и идите вперед, и только таким образом, вы сможете в один день написать мне свидетельство о том, КАК вы смогли победить проблемы своей жизни.

Всех вам благ! И победы!

На самом деле все те качества, которые религия называет грехами — это инстинкты, которые управляли нами -задолго до того, как мы впервые посмотрели в небо. Попробуй представить себе живое существо, неспособное к гневу и блуду. А теперь задай себе вопрос: как долго оно проживет и сумеет ли размножиться? Отвечаем: проживет недолго, потомства не оставит. Но мы все-таки люди, а не животные, верно? И для того, чтобы мы не перегрызли друг друга в конкурентной борьбе за ресурс, инстинкты были признаны грехами. И нам было предписано с ними бороться изо всех своих слабых сил. А иначе в лучшем мире нам сделают а-та-та. Но при этом лазейка для оступившихся(на самом деле — для всех) была оставлена: нагрешил — покайся. А потом иди и больше не греши.

Многие тысячелетия этот принцип прекрасно работал, но теперь дал сбой. Потому что жизнь среднестатистического хомо сапиенса стала, с одной стороны, проще, а с другой — гораздо сложнее. Проблемы выживания решены, нам больше не нужно ежедневно сражаться с враждебным миром за существование, мы можем просто жить. Но инстинкты никуда не делись, поэтому теперь мы направляем их внутрь себя. И получаем большие проблемы. А всего-то стоит посмотреть на эти самые инстинкты(то есть смертные грехи) под другим углом.

Зависть

Нас с детства учили, что завидовать — плохо. А мы не хотели этого понимать, потому что в наших детских головах еще не цвел пышный куст стереотипов. Тогда для нас придумали две зависти: черную и белую. «Черная» — это когда ты хочешь, чтобы у соседа корова сдохла, а «белая» — это когда ты желаешь той корове долгих лет жизни и рекордных надоев. Ну и мечтаешь сама заиметь такую же.

На самом деле : мама тебе все уже рассказала до нас. Правда, дело не в том, «черная» твоя зависть или« белая». Дело в том, что зависть — пусковой механизм, который заставляет тебя быть лучше. К чему-то стремиться и чего-то добиваться, включаться в конкурентную борьбу. Люди, лишенные зависти, не стремятся ни к чему. Догадаешься, где они все находятся? Ты туда не хочешь точно.

Чревоугодие

Тебе кажется, что это вообще какой-то надуманный грех, да? Кому будет хуже от того, что ты съешь лишнюю пачку печенек? Кулинария — это искусство, а гурманы — самые милые люди на свете. В чем проблема? Вот разве только в том, что от чревоугодия можно растолстеть. И в наше время это действительно смертный грех.

На самом деле : чревоугодие — очень правильное слово, очень емкое. Просто мы до сих пор воспринимаем его в том же значении, что и наши предки. Только в их времена еда была дефицитом, и объедать ближних и впрямь было как-то нехорошо. А сегодня мы угождаем утробе иначе: мы сидим на бессмысленных диетах, глотаем бесполезные(в лучшем случае) пищевые добавки и вообще слишком много нервничаем по поводу еды. Отпусти себе этот грех и наслаждайся вкусной пищей. Определенно станешь здоровее духом. А потом и телом.

Алчность

Поклоняться золотому тельцу — грешновато. Быть скупой — тоже как-то некрасиво. Ты с этим согласна, правда? Мы тоже. Но на самом деле алчность — очень удобный грех.

На самом деле : мы уже говорили о том, что вопрос выживания перед современной барышней типа тебя не стоит. Зато стоит вопрос качества жизни. Очень остро стоит. И его никак не решить, если ты вдруг решишь стать бессеребренницей. Чтобы обеспечить себе комфортное и приятное существование, придется научиться зарабатывать, и желательно побольше, а еще — разумно экономить. Но нельзя наладить отношения с миром финансов, если ты считаешь любовь к деньгам грехом. Или — или.

Гнев

С гневом, на первый взгляд, все понятно: никто не любит злобных истериков, и тебе такой быть, конечно, не надо. Но если сменить красивое, книжное слово« гнев» на его научный синоним, картина сразу поменяется. Вот послушай: агрессия — грех! Режет уши? Если нет, значит, в старших классах ты прогуливала уроки биологии. И сейчас мы восполним этот пробел.

На самом деле: агрессия свойственна всем животным без исключения, и сама по себе не деструктивна, а ровно наоборот. Без агрессии невозможна эволюция — иными словами, нас бы тут не было, если бы наши предки были милягами. И дело не в том, что их бы попросту съели. Именно внутривидовая агрессия вынудила нас расселиться по всей планете. Именно внутривидовая агрессия позволила нам выстроить сложную иерархию, а та, в свою очередь, позволила нам стать господствующим видом. Это же прекрасное чувство! Благодаря агрессии ты можешь защитить свои личные границы и не позволяешь окружающим делать с собой все, что им заблагорассудится. Как ты вообще собралась без нее жить?

Уныние

На самом деле имеется в виду не печальное состояние и даже не депрессия, а скорее праздность. Вот когда ты всю субботу ходишь по дому в пижаме, заляпанной шоколадом, и смотришь сериалы — это оно. Страшный грех! безделье приведет тебя в ад, попомни наши слова!

На самом деле : ты — не железная. Тебе нужно отдыхатьа не новые впечатления, от которых она устанет. Так что уныние — не грех, а непременное условие здорового образа жизни. Потому что именно в «уныние» мы все прячемся от стресса. А к чему приводит хронический стресс мы тебе уже рассказывали.

Похоть

Она же блуд, она же прелюбодеяние. Самый порицаемых грех, между прочим. Гнев и чревоугодие тебе еще простят, а вот блуд — ни в коем случае. Так что ты наверняка думаешь, что уж этого греха лучше избегать, правда? А то мало ли — накажут прямо тут, сунут в адский котел как льготницу, без очереди.

На самом деле : люди полигамны. Всего лишь от 3 до 5% хомо сапиенсов обоего пола моногамны сами по себе(а не под влиянием общественного уклада), что позволяет нам с уверенностью заявить: моногамия — не норма для нашего вида. Но мы все равно создаем семьи и стремимся хранить верность партнеру. Почему? Потому что нашли того, кто нам подходит. Но, видишь ли, найти его несколько проблематично, если ты отрицаешь похоть. Потому что на самом-то деле похоть — это здоровое сексуальное влечение. И, если у тебя его нет, тебе нужен доктор. Серьезно.

Гордыня

« Знай свое место, не высовывайся!», «Девушку украшает скромность!» и «Ты что, самая умная?» — все это ты наверняка не раз слышала в детстве от той самой учительницы, которую ненавидела вся школа. И, будь уверена, она это говорила, потому что желала тебе добра. Просто в ее понимании добро — это избавление от греха гордыни. Гордыни и тщеславия.

На самом деле : без тщеславия ты никогда не достигнешь того, о чем мечтаешь. А гордыня — это завышенная самооценка, и с ней, конечно, нужно бороться. Но не так, как это предлагают делать сторонники смирения греха: с их точки зрения твоя идеальная самооценка должна находиться где-то в районе плинтуса. Тебе этого хочется? Мы думаем, нет. Самооценка должна быть адекватной. Впрочем, если уж выбирать между грехом и добродетелью, между гордыней и смирением — то лучше, пожалуй, грех. Потому что завышенная самооценка тебе, конечно, повредит, но когда-нибудь потом, и то не факт. А заниженная вредит уже сейчас. И вчера. И завтра. И всегда.

Популярное

Само слово «грех» в русском языке первоначально могло трактоваться как «ошибка», о чем свидетельствуют такие однокоренные слова, как «огреха», «погрешность». К слову, в других языках это слово имело похожее значение. В греческом это понятие обозначали словом ἁμάρτημα (ἁμαρτία), что вернее всего как «промах, провинность», а иудеи обозначали непреднамеренное прегрешение словом «хэт», что также можно перевести как «промах».

В современном обществе, если не брать в расчет религиозный аспект, понятие «греха» воспринимается как нарушение законов общественной морали, а также государственных законов. Таким образом, человек, соблюдающий законы общества, не совершающий преступлений, предусмотренных уголовным кодексом, не нарушающий светских моральных и этических норм, уже не грешит.

Несколько сложнее обстоит дело с религиозным понятием греха, ведь каждая религия трактует понятие греха по-своему.

Сознание греховности

Тем не менее люди зачастую чувствуют себя грешными, переживают из-за того, что живут неправильно, поступают несправедливо по отношению к другим. Жить с такими мыслями непросто. Но правда состоит в том, что ни один человек не может быть абсолютно хорош или безнадежно плох.

Если мучает сознание собственного несовершенства, можно попробовать решить эту проблему, работая с внутренним чувством вины, а также развивая собственную эмпатию. Перестав испытывать вину за то, в чем человек фактически не виноват, ему станет легче принять себя и поверить, что он не так уж плох, сделать собственную жизнь более радостной. А развитая эмпатия, т.е. способность чувствовать переживания и эмоции окружающих, умение поставить себя на место другого, понять, что он испытывает, когда с ним поступают тем или иным образом, поможет бережнее относиться к ближнему и не ранить его своими поступками, а значит, объективно стать лучше, т.е. перестать грешить.

Избавиться от чувства вины

Иногда чувство вины ошибочно путают с совестью, когда человек переживает за совершенные им неблаговидные поступки и стремится их исправить. Но чувство вины – это нечто другое. Это ощущение собственной ответственности за то, за что человек в принципе отвечать не может.

Работать с чувством вины нужно, и обычно процесс это длительный. Порой не обойтись без помощи специалиста-психолога. Начать его можно с осознания следующих важных принципов.

1. Каждый человек не похож на окружающих, и имеет право жить так, как подсказывает ему его совесть, разум, здравый смысл, религиозные убеждения, интуиция. Невозможно нравиться каждому, нереально стать хорошим для всех. Конечно, разумные компромиссы с окружающими – самый лучший выход из возможных конфликтных ситуаций, но уступки должны быть взаимными и не наносить вреда личности.

2. Не стоит позволять обвинять вас в том, за что вы не можете нести ответственность: в плохой погоде и напряженной международной обстановке, в том, что ребенок принес очередную «двойку», у мамы-пенсионерки суставы, а у начальника плохое настроение. Если вы чувствуете, что собеседник пытается сделать именно это, лучше просто уйти от общения, а решение важных вопросов перенести на потом.

3. Вы не несете ответственности за последствия своих поступков, о которых не могли предполагать. Так, вашей вины нет в том, что вы подарили маме туристическую путевку, а она, совершая эту поездку, сломала ногу.

4. Вы не виноваты в том, что живете богаче, комфортнее или счастливее, чем ваш родственник, друг или коллега (если, конечно, не добились этого за его счет). Если вы все же чувствуете себя виноватым по этому поводу, сделайте что-нибудь полезное для окружающих, не требуя от них благодарности: разбейте клумбу перед домом, помогите соседу погрузить вещи для переезда на дачу.

Чувство вины – это деструктивное состояние, способное привести человека к сознанию собственной неполноценности, поэтому начинать с ним работать необходимо как можно раньше.

Развивать эмпатию

Способность сопереживать другому, понимать, какие именно эмоции и чувства он испытывает, помогает понять природу этих чувств, а значит, если есть такая возможность, постараться сделать так, чтобы люди при общении с вами как минимум не испытывали отрицательных эмоций. Не это ли есть то, что в христианстве называется «любовь к ближнему»?

К эмпатии способны все психически здоровые люди и даже некоторые животные, но нет предела совершенству, и способность эту можно развивать на благо себе и окружающим.

1. Для начала научитесь четко определять, что именно переживает человек в конкретный момент времени. Замечайте изменения мимики, тембра голоса, жестикуляцию, положение тела.

2. Постарайтесь вжиться в его физическое состояние и почувствовать то же, что и он. Копируйте все подмеченные вами особенности изменений в его внешности в момент проживания какой-то эмоции и постарайтесь почувствовать то же, что и он.

3. Настроившись таким образом на эмоции собеседника, можно постараться вывести его из негативного эмоционального состояния, однако, это требует специальных навыков.

Для обычной жизни будет неплохо овладеть и первыми двумя уровнями эмпатии, и тогда появится куда больше шансов начать жить и действовать в согласии с окружающими и с самим собой. А это главное условие, чтобы не чувствовать себя грешником.

Похожие статьи