Важный пункт в резюме или почему нужно уметь работать в коллективе. Что такое ключевые навыки для резюме

10.10.2019

Наши мотивационные потребности определяют характер нашего взаимодействия с другими людьми в процессе работы. Если быть более точными, мы стремимся спроецировать наши собственные потребности на других людей независимо от того, импонируют ли они им или вызывают всего лишь отдаленный отклик. Например, человек с высокой потребностью в порядке и регламенте склонен проецировать эту потребность на других. При этом ход его подсознательных мыслей прост: «Я нуждаюсь в этом и буду относиться к тебе так, как будто у тебя тоже высока эта потребность».

Легко представить себе, что если у обоих работников потребности одинаковы, их совместный труд принесет успех. Проблемы начинаются там, где сталкиваются люди с разными потребностями и пытаются проецировать их друг на друга. Человек с низкой потребностью в структурировании всего и вся, столкнувшись с требованиями, предполагающими наличие у него высокого уровня данной потребности, может воспринимать предъявляемые к нему структурные требования как оскорбление, здесь незамедлительно возникает почва для конфликта или по крайней мере отсутствие взаимопонимания. Для того чтобы продуктивно взаимодействовать с другими людьми, особенно для того, чтобы мотивировать их, следует глубоко спрятать свои собственные потребности и сосредоточить внимание на удовлетворении потребностей других людей. Причем для каждого фактора мотивации характерна своя особенная ситуация, а значит, следует рассмотреть каждый фактор в отдельности в отношении его влияния на способность к межличностному взаимодействию.

Фактор 1 (высокий заработок и материальное поощрение)

С точки зрения проекции такой фактор, как высокий заработок и материальное поощрение, обладает всеми свойствами разъедающей кислоты. Он влияет на все. На одном конце спектра высокая потребность в факторе 1 поддерживает у своего обладателя уверенность, что деньгами можно мотивировать кого угодно. Те, кто разделяет это мнение, воспринимаются как единомышленники - дескать, мы и других будем оценивать соответственно; в противном случае отношение становится потенциально эксплуататорским. Другой вариант представляет собой чисто практический подход, а именно мы взаимодействуем настолько, насколько это финансово оправданно. И наоборот, если человек делает что-то, не приносящее ему финансового результата, тогда он считается недалеким и его, вероятнее всего, эксплуатируют. У подобных действий имеется скрытый мотив, и позже, вероятно, воздастся. «Все в мире имеет свою цену», - вот девиз и пароль обладателей высокой потребности в факторе 1. Царь Мидас был прав - все обращается в золото, независимо от того, хорошо это или плохо. Миром правит цинизм.

На другом конце спектра располагаются те, для кого деньги не являются главным мотиватором. Их мировоззрение может быть комбинированным. Они могут пытаться спроецировать свои неденежные потребности на других, но при этом окажутся в положении эксплуатируемых и будут вынуждены усвоить жестокий урок. Большинство же либо сожалеет, что в отличие от других не может делать деньги и поэтому находится в неблагоприятном положении, либо постараются окружить себя такими же бессребрениками и вытеснить проблему денег на периферию своего сознания.

Конечно, найдутся и те, кто не мотивирован деньгами, но имеет их в достатке. Вероятно, они считают себя далекими от тех проблем, что заботят многих других, и могут обладать более мягкими взглядами, хотя, возможно, уже научились отгораживаться от тех, кто нуждается в деньгах и готовы драться за них. В середине находятся те, кто обладает умеренной потребностью в деньгах. Они, естественно, хотели бы иметь достаточно звонкой монеты, чтобы поддерживать тот уровень жизни, который полагают достойным для себя, но при этом не готовы и не могут ради этой цели пожертвовать другими потребностями, которые они считают важными для себя. В этой категории могут оказаться преподаватели университетов. Вполне вероятно, что они, сознавая свою неспособность добиться большого заработка, проецируют на других свое чувство обиды или ощущение несправедливости.

Здесь уместно отметить, что в современном обществе определяющим фактором выбора и вообще взглядов людей являются деньги независимо от того, сильно они в них нуждаются или не очень. Даже те, кто в высшей степени равнодушен к деньгам, вынуждены приспосабливаться к тому образу жизни, который соответствует их финансовому положению.

Фактор 2 (физические условия работы)

Вероятно, в рамках рабочей среды трудно сделать какие-то конкретные выводы, отражающие последствия наличия или отсутствия по-требности в факторе 2. Вполне возможно, что руководитель с низкой потребностью в комфортных физических условиях работы разместит свой персонал в помещении, похожем на свинарник. Но, если для успешного ведения бизнеса необходимо создание комфортной обстановки в офисе, такой руководитель, скорее всего, сделает свой офис уютным и удобным. И наоборот, если у руководителя высока потребность в факторе 2, он может оборудовать для себя роскошный офис, но полагать при этом, что расходы на соответствующее помещение для персонала слишком высоки и финансово неоправданны. Тем самым он станет подавлять свое стремление спроецировать эту потребность на других!

Фактор 3 (структурирование)

Рассмотрим сначала последствия крайнего проявления этой потребности в поведении людей, а затем перейдем к более распространенным случаям. Представим человека, к счастью, таких весьма немного, который обладает исключительно высокой потребностью в правилах, регламенте, инструкциях. У него настолько сильна потребность в структурировании, что ему почти необходимо, чтобы жизнь подчинялась строгому порядку, чтобы он мог следовать жестким, детально расписанным правилам поведения. Как они могут спроецировать эту потребность на окружающих? Если речь идет о тех, кто в силу жизненных обстоятельств или вследствие своего служебного положения облечен правом управлять жизнью рассматриваемого человека, то последний спроецирует на них свою потребность в строгой регламентации. Он как будто стоит и выжидает, когда же ему дадут инструкции, укажут, что следует делать. Что же касается других людей, которые находятся за пределами контроля и подчинения, то на них будет проецироваться полная пассивность, инертность, бездействие. Он полагает, что они сами знают, что следует делать.

Человек с подобной сильной потребностью в следовании правилам, которая не удовлетворяется, склонен проецировать ее на всех, с кем вступает в контакт. Он может предпочесть работу в организации, деятельность которой самым строгим образом регламентирована. Его речь всегда будет изобиловать вспомогательными глаголами, отражающими долженствование, категорическую необходимость, обязательность. Те, кто имеет несчастье сталкиваться с ним, могут ощущать себя жертвами, попавшими под чей-то жесткий контроль. Вам, вероятно, приходилось испытывать на себе это неприятное чувство, когда постучавшийся в вашу дверь незнакомец из религиозной секты пытался обратить вас «в истинную веру».

Те, кто не имеет никакой потребности в порядке и структурировании, представляют собой другую крайность. Они не проецируют на окружающих никаких своих ожиданий и, вероятно, поэтому исключительно терпимы. Если представится возможность, они могут организовать, например, частную школу, где отсутствие всяческих правил и ограничений будет возведено в культ, и где учащиеся могут делать все, что им вздумается. (Такие школы существуют, но их названия не приводятся здесь по соображениям конфиденциальности.) Подобный человек может учиться, если, конечно, пожелает, а может хоть целый день предаваться безделью или гонять во дворе мяч, если, кончено, убедит кого-то составить ему компанию. Им зачастую предоставлена возможность искать свой собственный путь в жизни, и, вероятно, что они установят самый минимум жизненных правил для себя и своих спутников жизни. Если в исследовании этого феномена быть последовательным до конца, следует отметить, что подобная терпимость должна распространяться даже на тех, кто может принести вред самому человеку. Но поскольку это маловероятный вариант, за исключением случаев, когда речь идет о личностях с выраженными мазохистскими наклонностями, то следует спросить себя: «А как же тогда все происходит?» На деле, вероятнее всего, подобные люди просто избегают или отдаляются от тех, чье поведение может причинить им вред. Они отдают предпочтение тем, у кого столь же низка потребность в структурировании и порядке и кто своим поведением не станет наносить им ущерба.

Люди с низкой потребностью в структурировании не ощущают нужды в порядке, но некоторые из них все же обладают отличными способностями к организованности, необходимой для выполнения своих рабочих функций. Справедливо утверждать, что введение порядков и процедур не относится к числу их пристрастий. Другие, конечно, просто не в состоянии ввести хотя бы минимальный порядок. Те, кто находятся в середине, способны проецировать свою сдержанную потребность в порядке на тех, у кого эта потребность очень ярко выражена, но при этом немедленно «отыграют назад» при малейшей попытке последних втянуть их под свое влияние. Аналогичная ситуация возникает при проецировании названной потребности на тех, кто вообще не нуждается в структурировании и правилах.

Для того чтобы мотивировать других, следует принимать во вни-мание их потребность в структурировании независимо от наших соб-ственных предпочтений. Чтобы быть полностью успешными, следует уравновешивать их персональную потребность в структурировании с потребностью рабочего места, которое они занимают; иногда это пред-ставляется весьма непростым делом.

Фактор 4 (социальные контакты)

Крайне общительные люди, естественно, всегда распространяют свою общительность на других. Те, кто имеет ту же склонность, будут в ответ не менее общительны. Даже не столь коммуникабельные, вероятнее всего, склоняются в пользу ответной реакции. Так, некоторые в ответ на проявляемую общительность могут вопреки своей натуре идти на встречную коммуникабельность; другие же спешно отступят под напором общительности, чтобы восстановить свое внутреннее равновесие и спокойствие. Те, кто в высшей степени общителен, но наделен сочувствием и пониманием, будет реагировать благожелательно. Другие, менее чуткие, будут продолжать проявлять свою общительность, пока не приведут в бешенство объект своих притязаний. Малообщительные, вероятно, придерживаются практичного, потребительского отношения к окружающим. Они ожидают, что все будет идти как положено, но любые попытки втянуть их в постоянные разговоры, не касающиеся работы, поддержаны не будут.

Фактор 5 (взаимоотношения)

Это весьма интересный фактор. Все попытки сформировать социальные взаимоотношения требуют взаимности. Если речь идет о факторе 4, это может не составить особой проблемы. Коммуникабельный работник просто переходит от одних к другим. Однако для длительных взаимоотношений необходимо время. Те, у кого высока потребность в факторе 5, без сомнения постоянно проецируют эту свою потребность на других. Дело в том, что взаимоотношения могут строиться на той основе, что потенциально они могут продолжаться длительное время и, вероятно, содержать элемент коммуникабельности. Человек с высокой потребностью в длительных взаимоотношениях будет поощрять окружающих снова и снова обращаться к нему. Нет сомнений, что это будет сопровождаться постоянным чувством разочарования, но, вероятно, оно в силу своей природы не будет слишком уж тяжелым.

Те, у кого потребность в факторе 5 низка, могут быть как коммуникабельными, так и не очень. Их контакты с людьми не сопровождаются ожиданиями более длительных взаимоотношений. Они могут иметь узкий круг людей, с которыми поддерживают длительные прочные взаимоотношения, скажем родственники или один-два товарища, но в ходе работы не проявляют стремления устанавливать длительные взаимоотношения. Вероятно, в той степени, в какой работа предполагает длительность взаимоотношений, они будут существовать, хотя и менее активные, и действия работника будут соответственными. Нет, конечно, работа будет выполнена и, возможно, вполне хорошо, но работник не будет бороться за результаты до последнего.

Фактор 6 (признание)

Потребность в получении признания, которая может рассматриваться как борьба за самоуважение, - важный движущий фактор жизни. Те, кто обладает исключительно высокой потребностью в факторе 6, строят свои взаимоотношения с окружающими на компенсационной основе, что в конечном счете выливается в постоянный вопрос: «Ну что, не правда ли, я хорошо это сделал?» Ответ на этот вопрос зависит от того, к кому он обращен. Если объект обладает аналогично высокой потребностью в признании, вопрос будет несомненно проигнорирован или даже возвращен назад. И тогда мы либо получим диалог, напоминающий разговор глухих, не слишком неинтересный окружающим, которые постараются побыстрее отойти в сторону, либо взаимное восхищение. В наиболее удачном варианте правила крайне просты. Каждый берет себе за правило выражать одобрение всем остальным, заботясь о том, чтобы не преуменьшать одобрение других. Это последнее условие выполнить труднее всего, одобрение, высказанное в адрес других, часто рассматривается как недоданное себе самому и в коллективе нередко возникают ссоры.

Высокая потребность в признании вносит во взаимоотношения элемент конкурентности. Общение с людьми воспринимается не как источник удовольствия, а как инструмент в борьбе за всеобщее внимание к своей персоне. Неспособность удовлетворить эту потребность может спровоцировать вызывающее поведение, если его будут терпеть, или же глубоко уязвленный человек пойдет на вынужденные уступки, продиктованные чувством потери. Неудовлетворенная высокая потребность в признании является предпосылкой плохих личных взаимоотношений в трудовом коллективе.

Те, кто имеет низкую потребность в признании, в случае крайнего ее проявления, могут выказывать полное равнодушие к тому, как происходит общение. Подход такого человека выражается девизом: «Факты есть факты». Однако низкая потребность в признании предполагает отсутствие конкуренции с другими в погоне за вниманием и, следовательно, способствует более продуктивному подходу к работе, а в целом, в общении всегда следует учитывать потребности того, с кем общаешься, в том числе и потребность в признании. Если те, кто имеет среднюю по силе потребность в признании, не получают его, это может привести к легкому чувству разочарования. Жизнь для них будет не так хороша, как могла бы, но они легко справятся с этим. Если же признание оказано, их жизнь внезапно расцвечивается всеми красками радуги.

Фактор 7 (стремление к достижениям)

В некотором смысле проекция не составляет особой проблемы применительно к фактору 7 (стремление к достижениям), ведь он выражается в желании все делать самому. Если другие не хотят ничего достигать, это только их проблема. Но с точки зрения комфортности общения, человек, стремящийся к достижениям, может предпочитать общество единомышленников, обладающих такой же потребностью. В конце концов все они говорят на языке достижений. Какова бы ни была реакция окружающих, человек с высокой потребностью в достижениях никогда не откажется от желания все делать самому. Так, в общении с другими людьми, обладающими сильным стремлением к достижениям, можно заметить элементы конкуренции и соперничества - «давайте посмотрим, кто сделает это лучше всех». Обе стороны будут довольны такой постановкой вопроса.

При взаимодействии с теми, у кого потребность в достижениях средняя, накал конкуренции будет не достаточно выражен, или вызов вообще не будет принят; задачу перехватит и выполнит тот, у кого стремление к достижениям сильнее. Тот, у кого потребность в достижениях не так сильна, будет разочарован, но сможет пережить свою неудачу. Тот, у кого стремление к достижениям выражено слабо, пропустит вперед других - «ты хочешь добиться этого, что ж, тем лучше для меня, мне есть о чем помечтать и без этого». И снова обе стороны будут вполне довольны сложившимся положением. Те, кто обладает высокой потребностью в достижениях, считают тех, кто не стремится к ним, скучными. Они не испытывают ни возбуждения от прилагаемых усилий, ни радости от достигнутого.

Положение человека с низкой потребностью в достижениях является более сложным. Отсутствие стремления к достижениям само по себе может подразумевать тенденцию проецировать на других малые ожидания. Однако в сочетании с сильным стремлением к влиятельности эта тенденция может проявляться в попытке переложить обязанности на других. Эта ситуация более подробно рассматривается ниже.

Фактор 8 (власть и влиятельность)

Фактор 8 (стремление к власти и влиятельности) по определению включает проекцию. В главе, посвященной власти и влиятельности, мы обсуждали, как можно использовать эту потребность, во зло или во благо, для делегирования полномочий или для доминирования или вообще ради влияния как такового. Там, где влияние направлено на достижение цели и достаточно сильное, оно может возбудить в других желание достигать целей. Достижение - это важное завершение замысла. Аналогично стремление к влиятельности может использоваться для того, чтобы заразить энтузиазмом окружающих и поддержать действие прочих факторов мотивации. Например, оно может усилить стремление человека к высокому заработку, или к разнообразию, или к структурированию, словом, к тому, что более всего необходимо в данном контексте для реализации конкретного замысла. Если человек обладает крайне высоким целевым стремлением к влиятельности, его проекция может по своей силе перекрыть все прочие проецируемые на других стремления данного индивидуума.

Когда стремление к власти и влиянию сильно выражено, но при этом не имеет цели, оно более проявляется в виде доминирования, а не разумной передачи полномочий. Особенно неблагоприятна ситуация, когда работник облечен властью и занимает руководящий пост. Его стремление к влиятельности как таковой может привести к разрушению мотивационных стремлений подчиненного ему персонала. В этом случае проекция носит явно негативный характер. Законные попытки сотрудников достичь необходимых результатов будут наталкиваться, например, на намеренное нежелание такого руководителя дать четкие указания, грамотно сформулировать разумные цели, что превращает провал в достижении цели в повод для встречных обвинений. Потребность других сотрудников во влиятельности, которая при благоприятных обстоятельствах могла бы способствовать реализации замыслов и достижению целей, в рассматриваемой ситуации будет подавляться как нежелательная инициатива. Можно также ожидать, что подобный работник в роли руководителя будет стремиться к введению излишних структурных требований, единственный смысл которых заключается в моральном подавлении сотрудников. Цель, лежащая в основе подобных действий, ясна - это желание доминировать и поставить свой персонал в зависимое положение.

Если стремление к влиятельности имеет среднюю степень интенсивности, то его проекция на окружающих будет конкурировать с проекцией других факторов мотивации, присущих данному человеку. Так, например, оно будет конкурировать с проекцией потребностей в структурировании или достижении целей. Можно утверждать, что стремление к влиятельности ослабляется в той степени, в какой его подрывает проекция прочих конкурирующих с ним потребностей, некоторые из которых могут действовать в направлении, нежелательном с точки зрения мотивации.

Фактор 9 (разнообразие и перемены)

Проекция данной потребности однозначна и действует напрямую. Те, кто имеет высокую потребность в разнообразии и переменах, проецируют ее на окружающих, ожидая от них ответной благожелательности. Если желаемой ответной реакции не последует, человек с высокой потребностью в разнообразии переключится на других или у него возникнет едва скрываемое чувство раздражения из-за того, что не удалось получить столь необходимую стимуляцию. Те, у кого низка потребность в разнообразии, проецируют желание стабильности, и если не получают ожидаемого, могут испытать стресс, стараясь по возможности избегать человека, который способен вызвать его. Здесь ситуация проста - те, кто энергично переключается с одного на другое, используют возможность стимуляции от тех, кто обладает таким же свойством, и аналогично, те, кто предпочитает погружаться в задумчивость, предпочитают себе подобных. Это совсем не означает, что энергичные, стремящиеся к новому не могут поддерживать хороших отношений с теми, кто непохож на них. Очень даже могут. Классическим примером могут служить госпожа Тэтчер и ее супруг Дэннис. Маргарет Тэтчер всегда окружала себя теми, кто энергичен и стремится к разнообразию и переменам. Понятно, что Дэннису отводилась роль в удовлетворении другой мотивационной потребности экс-премьера Великобритании.

Фактор 10 (креативность)

Так же как и обладатели потребности в разнообразии, креативные работники склонны окружать себя единомышленниками. От них они как бы заряжаются энергией. Те, у кого низка потребность в креативности, находятся в ином положении. Не испытывая потребности в собственной креативности, они могут получать удовольствие от креативных проявлений других, рассматривая это как увлекательный спектакль. С равной степенью возможности они могут быть вполне довольны окружением тех, кто также испытывает недостаток этого качества.

Фактор 11 (самосовершенствование)

Потребность в личном развитии и совершенствовании и в достаточной самостоятельности и независимости относится к числу мощных движущих стимулов. Подобный работник проецирует на окружающих вполне четкий призыв: «Помоги мне усовершенствоваться». Одной из крайностей проявления проекции этой потребности является отношение к окружающим людям как к источнику познания нового. При крайнем проявлении этой потребности и ее проекции можно было бы говорить о сообществе ученых. Они воспринимали бы самосовершенствование как возможность усилить свою независимость и самодостаточность. Это не эквивалент утверждения Cogito, ergo sum («Я мыслю, значит, я существую»), а скорее формула: «Если я уверен в себе, я более терпим в своем отношении к тебе».

Проблема состоит в том, что это стремление редко достигает насыщения. Всегда остается что-то еще не изученное, всегда найдется тот, кто интеллектуально развит и образован, более чем мы. Едва наступает кратковременное состояние, когда кажется, что дальнейшее обучение невозможно, как тут же новые горизонты познания манят нас дальше, и борьба возобновляется. В худшем случае обладатель высокой потребности в самосовершенствовании проецирует на других беспокойство: «Я еще не достиг желаемого» или «Прочь, ты ущемляешь мою независимость». В лучшем случае этот стимул может служить поддержкой сотрудничества - «давайте работать вместе, так оба мы будем совершенствоваться». Если эта потребность проецируется на тех, у кого отсутствует данный стимул, то призыв к партнерству отклика не находит. «Тебе нечего мне дать», - означает эта ситуация, и взаимоотношения между двумя работниками не получают развития.

Фактор 12 (интересная и полезная работа)

Как мы уже отмечали, этот фактор имеет самое высокое среднее значение. Во взаимоотношениях работника с высокой потребностью в факторе 12 с окружающими четко прослеживается тенденция к проекции и ожиданию позитивной реакции на призыв: «Да, мы разделяем заботу о том, чтобы наша работа была полезна и интересна». Естественно, мнения о том, что полезно, а что интересно, весьма разнообразны. Вероятно, наибольшего резонанса можно ожидать от тех, кто «настроен на одну волну». Но даже среди тех, о ком нельзя так сказать, можно встретить симпатию, если не сопереживание. Сталкиваясь с теми, кто мало заботится о пользе или интересности выполняемой работы, работник с высокоразвитой потребностью в факторе 12 сначала удивится, как можно жить в таком интеллектуальном и моральном вакууме, а затем просто отойдет в сторону.

Выводы

Межличностные взаимоотношения можно рассматривать как дарвиновскую борьбу конкурирующих проекций. Среди всех мотивационных стимулов именно стремление к власти и влиятельности является тем стимулом, который открыто стремится доминировать, подчинить себе все прочие стимулы, будь то во благо или во зло. Прочие стимулы также стараются, хоть и не так явно, реализовать себя, накладывая на поведение людей продиктованные их сущностью императивы. «Я нуждаюсь в порядке и правилах, следовательно, тебе они тоже необходимы» - вот механизм проекции на окружающих мотивационного фактора 3. Ответная реакция может варьировать от «Да, конечно, давайте действовать вместе» до «Прочь, лучше я буду работать на своих условиях, а они совсем не такие, как твои». Постоянное взаимодействие при благоприятном стечении обстоятельств приводит к возникновению мотивации, при неблагоприятном - к разочарованию и неудовлетворенности. Путь к успеху в деле мотивации проходит через использование мотивационных потребностей других, но никак не своих собственных! Однако путь этот труден и тернист, а наши потребности сильны. И в итоге мы игнорируем мотивационные потребности других, вследствие чего многие из нас влачат на работе тихое бесцветное существование, испытывая горькое разочарование.

А если руководитель хочет изменить эту ситуацию, если он стремится достичь благодатной земли взаимного признания разнообразия интересов и мотивационных потребностей, то как ему поступить?

Прежде всего следует начать с признания того факта, что разнообразие потребностей имеет право на существование. Одно это позволит вам прекратить мотивировать сотрудников при помощи стимулов, установленных по вашему собственному разумению. Руководитель должен предлагать в качестве мотивационного стимула то, что ценно для работника с его точки зрения, и так, чтобы это соответствовало тому, что работник считает приемлемым для себя. Например, если предложить сотруднику более высокий оклад только потому, что вам хотелось бы, чтобы и вам предложили повышение оклада, то это не будет мудрым решением, если согласно шкале ценностей этого сотрудника деньги не занимают высокого положения. В лучшем случае это не произведет на него никакого впечатления, в худшем же - заставит отделаться от предлагаемого вами нового задания. Чтобы добиться успеха в мотивации, следует отложить подальше собственную шкалу ценностей и предлагать сотрудникам такие стимулы выполнения работы, которые отражают их собственные потребности.

В сфере мотивации вы не должны поступать с другими так, как вам хотелось бы, чтобы поступали с вами. Мотивация - это не благотворительность и не сделка; мотивация предполагает необходимость поставить себя на место мотивируемого сотрудника и постараться понять, как он смотрит на мир. И это - самое первая, существенно важная стадия успешного преодоления подводных рифов мотивации.

Приложения

Приложение 1

Теоретические основы

В этом приложении мы хотим рассказать о более чем 60 годах исследований и работы наших предшественников, что помогло нам вывести собственное определение мотивации, которое формулируется следующим образом: мотивация - это побуждения, устремления, возникающие следом за удовлетворением основных человеческих потребностей, и притом специфические для каждого индивидуума. Мы рассмотрим трудности, присущие работе в области мотивации, расскажем, как мы и наши предшественники пытались преодолеть их. Поскольку нас более всего интересуют прикладные аспекты мотивации, применимые в рамках работы, мы рассмотрим основные теории, соотнося их друг с другом и с нашими исследованиями, приведем краткое описание того вклада в эту область, на который мы дерзнули претендовать. А начнем мы с рассмотрения наиболее общих проблем мотивации.

  • В деловых контактах помогает умение распознавать невербальные сигналы
  • в) Умение учеников работать с тестом – важный компонент умения учиться
  • Вас облагают налогами даже после того, как вы перестаете работать
  • Внимание как ресурс учебного успеха ученика. Умение человека сосредоточиться на каком-либо одном раздражителе, выделить из хаотичного потока раздражителей нужный раздражитель – вот наиболее обобщенное

  • В последнее время очень популярным стало все, что связано с командой: командные роли, составление команд для любых целей и задач, тренинги командообразования и т.д. С чем же это связано?

    Современный мир стремительно развивается и усложняется. Задачи, которые ставятся перед людьми, год от года становятся все труднее. Для их решения требуются специальные знания и умения . Причем, основная сложность заключается в том, что для выполнения задания надо обладать самыми разнообразными качествами личности, знаниями и умениями.

    Команда – это небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи. При этом, участники группы имеют личную заинтересованность в успехе всей группы.

    Как правило, один человек не может выполнить все необходимые функции самостоятельно. Это связано с тем фактом, что требования могут быть противоположны сами себе. Если исполнитель в ходе решения возникшей проблемы будет переключаться между такими противоречивыми подзадачами, он неминуемо будет совершать ошибки. Это предсказуемо приведет к ухудшению качества работы, а зачастую и вообще к провалу.

    В связи с этим, очень актуальной стала проблема создания эффективных команд, которые могли бы решать самые разнообразные по качеству и сложности задачи. Команды строятся на основе определенных моделей командных ролей, к выбору которых в каждой конкретной ситуации надо подходить с особым вниманием.​

    Что такое работа в команде?

    В настоящее время интерес к психологии малых групп очень велик. В различные области социальной практики поступает множество самых разнообразных запросов со стороны динамично меняющегося мира. Для решения возникающих задач требуются коллективные усилия людей. Спецификой современного труда становится работа в составе небольщих объединений.

    В связи с этим, очень популярным стал термин «команда», который был заимствован из спортивного лексикона. Это было во многом связано практикой эффективного менеджмента.

    Сейчас данный термин используется для обозначения малых групп с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью. Умение работать в команде в совокупности с умением проявлять инициативу и отстаивать свое мнение считается признаком высокого профессионализма.

    В чем отличие работы в команде и простого взаимодействия людей?

    Просто взаимодействие в данном контексте – это всеобъемлющее сотрудничество людей, положительное отношение, распространяющееся на самые различные области. Работа в команде предполагает акцент на какой-либо конкретной задаче , которую необходимо выполнить. Вся деятельность команды так или иначе направлена именно на нее. Таким образом, команда - это сильно сосредоточенная единица работы.

    Такие группы стали возникать очень давно в истории развития человечества. Одним из примеров может служить группа охотников, загоняющих дикого зверя. В случае командного взаимодействия происходит комбинирование вклада отдельных участников в единое целое.

    Команда - это не просто сумма отдельных частей. Работающие вместе люди могут произвести работу, которая может количественно превосходить или качественно отличаться от работы, которую могут выполнить отдельно трудящиеся индивидуумы. Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она должна обладать определенной структурой.

    Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников , имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды, которые должны быть четко определены. Участники должны разделять поставленные задачи и нести за их выполнение ответственность. Часто решение поставленных задач связано непосредственно со служебными обязанностями. В их распоряжении могут быть отработанные процедуры взаимодействия и координации работы.

    Участники команды должны быть открытыми и честными друг с другом, готовы к противостоянию , связанным с тем, что члены группы обладают различным мировосприятием. Границы команды должны быть явно установлены.

    Команда должна обладать определенной автономией в управлении процессами, происходящими внутри ее. Необходим способ взаимодействия с внешними объектами, в том числе и с руководством. Выполнение этих условий позволит создать внутри команды «здоровую» атмосферу взаимодействия, группа будет постоянно развиваться.

    Примеры удачной и слаженной командной работы :

    Что такое командная работа?

    Командная работа (Teamwork) – это совместная целенаправленная работа специалистов, решающих общую задачу на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным сообща.

    Её эффективность во многом зависит от того, насколько каждый член группы четко осознает свои задачи и цели группы в целом, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия своих коллег.

    Команда должна состоять не менее, чем из трех человек – это нижняя граница размера команды. Верхняя граница может доходить до 12 человек и даже более. Команды, состоящие из малого количества участников (трех – четырех) работают быстрее, чем большие команды. Однако, команды состоящие из пяти – девяти человек могут быть более эффективными. Это связано с тем, что они более функциональны и обладают большими ресурсами: творческими, интеллектуальными и тд.

    Стоит отметить, что чем больше команда, тем больше требуется затрат на сыгровку ее частников для эффективного.

    Наиболее важными для успешного командообразования считается определение способов распределения командных ролей и непосредственно связанная с этим оценка личностных особенностей членов команды для выстраивания эффективных композиций.

    При профессиональной работе в команде люди объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справить с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку. Компетенция – базовое качество человека . Оно имеет причинное отношение к эффективному исполнению обязанностей, возложенных на члена команды.

    Компетенция является устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве самых разнообразных ситуаций. Различие способностей, особенностей выполнения рабочих заданий приводят к тому, что в команде можно заметить достаточно четкую ролевую дифференциацию.

    Для того, чтобы команда была успешной, она должна обладать сбалансированным ролевым составом. Если команде не хватает исполнителя какой-нибудь определенной роли, команда будет работать менее эффективно. Соответственно, эту функцию на себя должен взять кто-то другой.

    В наше "индивидуальное" время умение работать в команде ценится работодателями очень высоко. Поэтому большинство соискателей, не задумываясь, отмечают в резюме, что обладают этим качеством. Однако прежде чем указывать его, важно определить для себя, командный вы игрок или одиночка. Тогда вам проще будет найти работу, на которой вы получите не только условия для самореализации как профессионала, но и возможность трудиться в комфортной обстановке .

    Вместе весело шагать?

    Команда - это группа единомышленников, сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей. В результате такого взаимодействия появляется возможность за довольно короткий промежуток времени достичь гораздо более высоких результатов, чем работая поодиночке. В хорошо отлаженном коллективе все обязанности четко распределены между сослуживцами: одни генерируют идеи дальнейшего развития, другие разрабатывают планы экспансии на еще неохваченные территории, третьи налаживают контакты с потенциальными партнерами или клиентами, четвертые воодушевляют трудящихся на «подвиги». Таким образом, дополняя друг друга, люди создают единую сбалансированную команду, в которой каждый занимается тем, что умеет делать лучше всего, а недостатки навыков компенсируются коллегиальными усилиями.

    Важной составляющей умения работать в команде является толерантность человека.

    По мнению Валерии Дворцевой , генерального директора КА «ВИЗАВИ Консалт» , понятие «работа в команде» подразумевает следующие умения:

    • быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме;
    • налаживать конструктивный диалог практически с любым человеком;
    • аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения;
    • признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;
    • делегировать полномочия;
    • как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;
    • сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам;
    • управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.

    Умение работать в команде - одна из основных компетенций менеджеров. И соискатель, претендующий на руководящую позицию, должен быть способен не только грамотно управлять группой своих коллег, но и являться частью коллектива, не «тянуть одеяло на себя» и не принимать скоропалительных решений. Валерий Максимов , генеральный директор отеля «Советский» и ресторана «Яръ» , придерживается такого мнения, что каждый управленец должен набирать свою команду лояльных специалистов, ведь «намного эффективнее влиять на подчиненных, если первым протянешь руку для приветствия каждому сотруднику и назовешь его по имени». Только при таком совмещении качеств командная работа будет плодотворной. Галина Немченко , ведущий консультант департамента Sales&Marketing рекрутинговой компании Antal International , приводит пример, когда один из кандидатов, директор регионального филиала, был вынужден уволиться из компании, в которой смог добиться больших объемов продаж, и руководство его очень высоко ценило. Причиной послужило его неумение общаться с руководителями других функциональных подразделений.

    В большинстве случаев профессиональная деятельность тесно связана с конкуренцией, поэтому важной составляющей умения работать в команде является толерантность человека, его способность избегать возникновения конфликтов. «Чем масштабнее поставленные задачи и меньше сроки, тем актуальнее работа в команде», - полагает Наталия Стрелкова , директор по персоналу БЕ «МТС Россия» . В то же время, по мнению Ирины Басовой , руководителя отдела подбора персонала компании «ЮниМилк» , командная работа не всегда эффективна, и зачастую дух соперничества дает более высокие результаты. Виктория Звонарева , консультант департамента «Страхование» хедхантинговой компании Cornerstone , подтверждает, что в некоторых случаях твердость в принятии собственного решения может оказаться более востребованной, нежели совместная работа. Например, в том случае, когда компания ведет достаточно агрессивную политику и на руководящий пост необходим жесткий человек, умеющий вступать в конфликты для достижения наилучших результатов в работе.

    Что указывать в резюме?

    Каким образом работодатели могут проверить наличие у соискателя этого качества? Большинство рекрутеров считает, что указание в разделе «Личные качества» в резюме умения работать в команде, вряд ли будет воспринято работодателями всерьез. Даже перечисление всех способностей, которые входят в это понятие, не принесут желаемого результата.

    Потенциальному сотруднику очень важно грамотно сформулировать вопросы к представителю кадровой службы.

    Более эффективным будет упоминание в основных разделах анкеты или в сопроводительном письме того, как часто и в каких ролях соискателю приходилось работать в слаженном коллективе, над какими проектами трудиться, какие задачи и цели ставились, каких конечных результатов удалось достичь.

    По мнению Галины Немченко, умение работать в команде - это так называемый «софт-фактор», о котором не говорится напрямую. Наличие у кандидата такого профессионального навыка косвенно демонстрируют достижения, отраженные в CV. В компаниях, как правило, существует конкуренция между различными отделами и между группами внутри отдела. Поэтому для того чтобы подчеркнуть умение работать в команде, в резюме можно отметить, к примеру, что ваш отдел удерживал лидирующие позиции по объему продаж внутри компании, или регион, за который отвечала ваша команда, лидировал по объемам продаж.

    Методы определения «командного духа»

    Выбор метода интервьюирования в большинстве случаев зависит от того, на какую должность претендует соискатель. С целью подбора команды работодатели используют определенные методики, например проводят биографическое собеседование или интервью по компетенциям. В первом случае соискателя могут спросить, какими видами спорта он увлекается или увлекался в детстве. Командные виды спорта будут подтверждением того, что вы «коллективист». Во втором - попросить кандидата кратко рассказать о своих достижениях на прежних местах работы. Акценты, расставленные претендентом при описании результатов, которых ему удалость достичь, демонстрируют рекрутеру то, каким образом человек позиционирует себя по отношению к бывшим коллегам, как оценивает свою роль в реализованных проектах. Большое значение имеют и рекомендации с предыдущего места работы, поскольку в них, как правило, отражаются характерные качества соискателя.

    Нередко работодатели приглашают уже сработавшиеся команды, что особенно актуально для различных стартап-проектов.

    Эффективным методом оценки считаются различные коллективные ситуационные игры, в которых группа кандидатов разыгрывает смоделированную бизнес-ситуацию, максимально приближенную к реальной. Наблюдая за игрой, можно выявить навыки каждого из претендентов, манеру их поведения в рабочей обстановке, стиль решения поставленных задач и преодоления возникающих проблем, а также особенности взаимодействия с незнакомыми людьми.

    Также следует заметить, что специфика командной работы в немалой степени зависит от особенностей самой компании. «Традиционно различают российский и западный менеджмент: если в иностранных компаниях обычно много внимания уделяется сплочению коллектива, тимбилдингу на всех уровнях, то в большинстве российских организаций зачастую нужно быть готовым к интригам, хитрости и жесткой конкуренции между сотрудниками, - полагает Виктория Звонарева. - Если у рекрутера возникают опасения по поводу благополучной адаптации кандидата на новом месте работы, то он предупреждает его о возможных рисках и дает рекомендации, как лучше поступить в создавшейся ситуации». Разумеется, что окончательный вывод о том, получится ли у специалиста вписаться в команду, может быть сделан только в конце испытательного срока, даже если его презентация на интервью была безупречной.

    К сожалению, соискатель тоже не может со стопроцентной уверенностью оценить, насколько быстро и удачно он сможет втянуться в рабочий ритм уже существующей команды: многое зависит как от его мировоззрения, так и масштаба поставленных перед ним задач. Поэтому потенциальному сотруднику очень важно грамотно сформулировать вопросы к представителю кадровой службы, чтобы заранее соотнести свои внутренние убеждения с системой установок и ценностей, декларируемых корпоративной культурой. Ольга Любимова , рекрутер компании AVANTA Personnel , отмечает, что «на любом этапе собеседования кандидат имеет возможность задавать вопросы, касающиеся традиций и особенностей компании, с целью прояснить некоторые моменты и попытаться определить для себя, насколько ему будет комфортно работать в коллективе. Безусловно, полностью оценить новую команду можно будет лишь через определенный период времени, который иногда превосходит стандартный испытательный срок».

    Команда команде рознь

    В большинстве случаев команда представляет собой подразделение, выделяющееся на основании схожести выполняемых функциональных обязанностей, или группу людей, занятых реализацией какого-либо конечного продукта, претворением в жизнь нового проекта. В первом случае это статическое объединение сотрудников, зафиксированное в штатном расписании, например менеджеры по работе с клиентами. Второй вариант касается проектных работ, когда специалисты из разных отделов сосредоточены на решении поставленной задачи, причем зачастую подобная работа проводится разово. Так работают финансовые аналитики, консультанты, специалисты по организационному проектированию.

    Прежде чем указывать в резюме такое качество, как умение работать в команде, важно определить для себя, командный вы игрок или одиночка.

    Нередко работодатели приглашают уже сработавшиеся команды, что особенно актуально для различных стартап-проектов, либо в период кардинальных изменений. Ольга Любимова подчеркивает, что в таком случае «компании получают команду, внутри которой хорошо отлажены коммуникации, люди имеют опыт совместной работы и меньше времени тратят на выяснение сильных и слабых сторон участников. Если же команда формируется с нуля, компании необходим больший запас времени для поиска сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями». Однако при приглашении успешного коллектива, реализовавшего совместными усилиями уже не один проект, очень высок риск того, что после окончания контракта команда может уйти в том же составе, что и пришла. По мнению Ольги Любимовой, не стоит при этом забывать, что у членов команды могут быть разные интересы, которые способны меняться в зависимости от обстоятельств. Риски ухода целой рабочей группы, безусловно, существуют, но ими можно и нужно уметь управлять.

    Отдельный случай, когда руководитель приводит вместе с собой лояльных сотрудников для того, чтобы облегчить процесс вхождения в коллектив. Тенденция такова, что каждый руководитель обычно подбирает команду под себя. «Можно применять различные методики по определению совместимости людей, но нужно понимать, что команда априори враждебно настроена по отношению к новому руководителю, - полагает Галина Немченко. - И часто кто-то из сотрудников претендует на освободившуюся позицию, а берут на нее "чужака". Авторитет завоевывается со временем, и грамотный руководитель в состоянии понять, с кем он сумеет сработаться, а с кем придется расстаться. Главное - не принимать необдуманных решений».

    Кто вы есть на самом деле?

    К сожалению, не редкость, когда продуктивность профессионала, склонного к самостоятельной деятельности, снижается из-за того, что ему приходится трудиться в команде, и наоборот, сотрудник оказывается один, когда ему необходимо взаимодействие с коллективом. Поэтому очень важно при поиске работы определиться со своими предпочтениями. Так, Алексей Н. два года проработал региональным менеджером в головном офисе одной из оптовых компаний, однако был серьезно демотивирован тем, что его заработная плата зависела не только от личных достижений, но и от результатов всего отдела. Увольняться из компании он не хотел, но, узнав о том, что в одном из удаленных филиалов появилась вакансия представителя, он предложил свою кандидатуру. На новом месте он был ориентирован только на собственные достижения и, соответственно, лучше мотивирован.

    Сотрудник, который чувствует поддержку коллег, становится более устойчивым к стрессу.

    Прежде чем указывать в резюме такое качество, как умение работать в команде, важно определить для себя, командный вы игрок или одиночка. Тогда вам проще будет найти работу, на которой вы получите не только условия для самореализации как профессионала, но и возможность трудиться в комфортной обстановке. Если жепо каким-то причинам вы все-таки попали «не туда», попробуйте изменить себя, ведь чувство «командной игры» не является врожденным качеством, оно формируется в процессе социализации. Попытайтесь самостоятельно выяснить, чего именно вам не хватает для взаимодействия с коллегами. Если вам не удается справиться с этой задачей самостоятельно, обратитесь к специалисту, посетите соответствующие тренинги и семинары. Для развития чувства солидарности большинство компаний проводят различные корпоративные мероприятия.

    Тестировщик Елена Т. после двухлетней работы фрилансером пришла в крупную российскую компанию. Поначалу ей было довольно сложно в коллективе, так как она привыкла работать в спокойной обстановке, рассчитывая только на свои силы. Она довольно жестко отстаивала свое мнение по рабочим вопросам, нередко становилась инициатором конфликтов. Руководитель отдела был доволен ею как профессионалом, но она не вписывалась в команду. Тем не менее, Елена проанализировала причины собственного поведения, признала свои ошибки, стала внимательно относиться к коллегам и научилась управлять своими эмоциями. Благодаря приобретенным качествам ей удалось не только наладить отношения, но и подняться по служебной лестнице.

    Кому важно быть «в связке»?

    По мнению Валерии Дворцевой, все зависит от специфики задач и уровня ответственности за результаты: если они индивидуальны, то умение работать в команде непринципиально, но во всех остальных случаях или желательно, или обязательно. Как считает Наталия Стрелкова, умение сработаться с командой не так важно для специалистов узкого профиля, которые ориентированы на достижение конечного результата (тип «научного работника»), и обеспечить их коммуникации могут другие сотрудники. Все остальные специалисты должны в той или иной мере уметь вписываться в уже существующий коллектив.

    «Прежде всего предпочтение следует отдавать профессионалам, которые имеют определенные навыки, хорошо подготовлены. Но умение трудиться в команде не менее актуально, особенно для продавцов розницы, - замечает Елена Тищенко , менеджер по персоналу ростовского филиала компании"Арбат-Престиж" . - Команда более эффективно работает в жестких условиях, а сотрудник, который чувствует поддержку коллег, становится более устойчивым к стрессу». Галина Немченко в свою очередь утверждает, что, даже не работая в команде, сотрудники должны уметь эффективно взаимодействовать с другими службами компании: бухгалтерией, юридическим отделом, генеральным директором. Рассматривая области, в которых особенно важно наличие у сотрудников всех уровней умения работать в команде, Виктория Звонарева прежде всего упоминает сферу страхования, связанную с привлечением клиентов и продажей страховых продуктов. Разумеется, список областей может быть продолжен.

    Мало кто понимает, как работать в команде , хотя регулярно отмечает в резюме это качество. Вначале надо определиться, как вам в принципе привычней работать, в коллективе или одному. И только после этого искать подходящую работу.

    Что такое командная работа

    Под командой обычно понимают группу людей, объединенных одной целью, имеющих один взгляд на ее решение и умеющих сотрудничать между собой для ее реализации. В результате командная работа помогает достичь цели намного быстрее, чем если бы люди работали поодиночке. Достигается это четким распределением ролей и обязанностей, где каждый делает то, что у него лучше всего получается.

    Принципы командной работы заключаются в следующем:

    Абстрагироваться от личных предпочтений, уметь управлять своими эмоциями;
    оказывать помощь другим, не идти на поводу у личных эмоций;
    действовать в соответствии с поставленными задачами;
    находить убедительные аргументы для своей точки зрения;
    соблюдать общий ритм работы, быстро адаптироваться к нему;
    уметь наладить диалог с каждым членом коллектива;
    уметь принимать чужую точку зрения, признавать свои ошибки.

    Крайне важно умение работать в команде для менеджеров и руководителей, которые должны не только управлять коллективом, но и знать, на кого и в каком объеме переложить определенные обязанности. Для этого надо уметь общаться с подчиненными и другими руководителями, быть готовым протянуть им руку помощи и принять ее от них.

    Умение работать в команде предполагает умение избегать и предотвращать конфликтные ситуации. Наиболее актуально это для масштабных задач, краткосрочных проектов. Но в некоторых случаях дух соперничества дает тоже немалые результаты. Когда у компании избран агрессивный метод ведения дел, ей важнее иметь на руководящей должности человека, который не столько умеет правильно работать в команде, сколько грамотно конфликтовать с целью реализации поставленных компанией целей.

    Как составить резюме

    Отдельный вопрос, и как грамотно отметить там свое умение работать в команде. Многие считают, что указывать в разделе «личные качества» свои высокие навыки командной работы нет смысла, поскольку эта информация не воспринимается серьезно. Более положительно эта информация воспринимается, если она ненавязчиво указывается в основных разделах или в сопроводительном письме. Например, при указаниях своих достижений на должности, можно отметить, что во многом этому способствовала эффективная командная работа .

    Надо понимать, что навыки командной работы – это не те качества, о которых надо говорить прямо. Они должны логично вытекать из ваших достижений, косвенно напоминать о себе в вашем резюме. Для этого достаточно упоминания того, что ваш отдел был лидером в компании по реализации поставленных задач.

    Как определяется командная работа

    Умение работать в команде определяется различными методами, в зависимости от того, на какую должность претендует соискатель. Например, с кандидатом проводят биографическое собеседование, когда его расспрашивают об увлечениях в детстве. О коллективистском духе говорит увлечение командными видами спорта. Также могут провести интервью по компетенциям – просьба рассказать о своих достижениях по жизни или на предыдущих местах работы. Далее анализируется, на что кандидат ставит акценты в своих рассказах, как позиционирует себя в коллективе. Также принимаются к сведению рекомендации с прошлого места работы.

    Оценить, как человек умеет работать в команде, можно посредством специальных ситуационных коллективных игр, когда моделируется бизнес-ситуация и коллективу предлагается ее решить совместными усилиями. В процессе игры наблюдают за каждым участником, определяя, как он ведет себя в рабочей обстановке, умеет взаимодействовать с незнакомыми людьми.

    Надо отметить, что командная работа в западных и российских компаниях имеет свои различия. В первых больше внимания уделяется тимбилдингу, а во вторых приходится работать в условиях конкуренции и интриг. Об этих нюансах обычно предупреждают кандидата на этапе собеседования, а затем внимательно следят за тем, как ему удается работать в команде на этапе испытательного срока.

    Аналогично и кандидат должен постоянно задавать волнующие его вопросы по поводу работы на всех этапах собеседования и испытательного срока, потому что предусмотреть все нюансы он не в силах.

    Какими бывают команды

    Как мы уже говорили, команда – это коллектив людей, которые работают над реализацией одной конкретной задачи или проекта. Это могут быть долгосрочные задачи или краткосрочные. Иногда на конкретные проекты приглашают уже готовый рабочий коллектив, в котором давно налажена командная работа. Но в этом случае по завершению поставленных задач весь коллектив может уйти. Поэтому часто руководители предпочитают формировать свою команду.

    Чтобы эффективно работать в команде, каждый руководитель подбирает команду под свои потребности, ведь часто прежняя команда агрессивно настроена против нового руководителя. Особенно, если кто-то из прежнего коллектива претендовал на эту должность. В этом случае, чтобы научиться работать в команде , руководитель должен не принимать скорых решений и завоевывать авторитет.

    Кем вы являетесь?

    Иногда профессионалу, который привык работать самостоятельно, сложно работать в команде, из-за чего у него резко снижается эффективность. Такому человеку надо или научиться работать в команде , или искать работу, не связанную с коллективной деятельностью. Поэтому, перед составлением резюме, честно ответьте себе на вопрос, сможете вы правильно работать в команде , или вам комфортнее опираться только на себя? Подумаете, способны ли вы научиться работать в команде. Возможно, вам стоит пройти специальные тренинги, которые помогут вам в дальнейшем найти подходящую работу.

    Когда нужна эффективная командная работа

    Иногда вопрос, как работать в команде , не принципиален. Если цели и ответственность ориентированы на одного человека, вполне можно обойтись без этого качества. Это актуально для специалистов узкого профиля, которые работают на конкретный результат. В этом случае вопрос, как работать в команде, за него решают другие сотрудники коллектива.

    Однако даже в такой ситуации сотрудник должен обладать хотя бы минимальным пониманием, как работать в команде. Ведь он работает не изолированно, и ему придется, как минимум, общаться с бухгалтерией, руководителями, юристами компании. И с чем большим количеством людей сотруднику придется иметь дело, тем больше ему потребуется знаний, как работать в команде.

    Важным пунктом резюме, на который обращают внимание все работодатели, является графа о главных профессиональных умениях. Ни образование, ни опыт работы не скажет о вашей личной экспертизе в определенных вопросах. Поэтому стоит посмотреть примеры ключевых навыков в резюме, чтобы грамотно заполнить соответствующий раздел. Это поможет показать работодателю, что именно вы умеете делать.

    Из чего выбрать

    Сложно подобрать какие-то «типовые» умения. Ведь в каждой профессии выдвигаются свои требования и соискатель должен им соответствовать. Если вы не знаете, что именно можно написать, то можно указать следующие:

    • навыки межличностного делового общения;
    • умение организовывать работу, планировать, принимать решения;
    • внимание к различным нюансам и деталям;
    • способность анализировать проблемы, эффективно искать пути их разрешения;
    • умение проявлять гибкость;
    • навыки управления проектами;
    • деловое лидерство.

    Но все же желательно подбирать умения в зависимости от требований к кандидатам. Обычно работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Соискателю можно просто перефразировать его требования и указать их в ключевых навыках.

    Умения лидеров

    В первую очередь разобраться, что такое ключевые навыки для резюме важно тем, кто претендует на должность руководителя. К потенциальным управленцам всегда предъявляют повышенные требования и их кандидатуры проверяются более скрупулезно.

    В качестве навыков можно указать такие умения:

    • разрешать конфликтные ситуации;
    • планировать и оптимально организовать рабочий процесс;
    • принимать решения и за их результаты отвечать самостоятельно;
    • критически мыслить;
    • эффективно управлять временем и людьми, находящимися в подчинении;
    • применять мотивационные программы;
    • стратегически и творчески мыслить;
    • вести переговоры;
    • коммуникативные навыки, умение завоевать доверие коллег, партнеров и вышестоящего руководства.

    Важно уметь отличать свои умения от личных качеств. Первые приобретаются в процессе работы и обучения, а вторые характеризуют вас как личность.

    Также в список можно добавить многозадачность, способность приспосабливаться к различным условиям, передавать часть полномочий и следить за надлежащим выполнением поставленных задач.

    Профессии связанные с общением

    Отдельно стоит отметить, какие следует указывать навыки, если вы претендуете на должность продавца, менеджера или консультанта. Например, можно указать следующие навыки продавца-консультанта в резюме:

    • умение управлять временем;
    • опыт личностного общения и успешных продаж;
    • грамотная устная речь, хорошо поставленный голос, необходимая дикция;
    • творческий подход к продажам;
    • умение слушать, давать компетентные советы, находить подход к клиентам;
    • способность быстро обучаться и легко воспринимать крупные объемы информации;
    • навыки обслуживания людей, умение проявлять тактичность и толерантность.

    Если вы знаете, что компания работает с зарубежными клиентами, то неоспоримым плюсом станет знание иностранных языков. Претендуя на вакансию менеджера по продажам, также укажите, если это, конечно, соответствует действительности:

    • владение английским, итальянским, французским или другим языком;
    • уверенное пользование ПК, знание программ MS Office;
    • навыки деловой переписки, в том числе и на иностранном языке;
    • умение проявлять внимание, заинтересованность, дружелюбие.

    А вот для преподавателей, учителей, ведущих семинаров и тренингов предъявляются несколько иные требования. Они должны обладать такими навыками:

    • мотивированность на результат обучения;
    • высокая энергичность и инициативность;
    • умение сконцентрировать внимание группы людей и удерживать его определенное время;
    • наработанные навыки терпения и гибкости, которые необходимо проявлять при общении с обучаемыми;
    • умение планировать и грамотно организовывать рабочий процесс.

    Общим для всех этих профессий является главное умение — наладить контакт с людьми.

    Иные варианты

    Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:

    • проводить диагностику профессионального оборудования;
    • мониторить возможные риски и планировать пути восстановления функционирования систем в кратчайшие сроки;
    • владеть техническим английским;
    • работать с крупными объемами информации.

    По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.

    Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:

    • уметь аналитически мыслить;
    • организовать работу на закрепленном участке;
    • анализировать проблемы, уметь искать пути их разрешения;
    • грамотно планировать;
    • уделять достаточно внимания мелким нюансам и важным деталям;
    • правильно расставлять приоритеты;
    • уметь работать с большим количеством документов;
    • уметь выделять первостепенные задачи;
    • обладать навыками работы с контролирующими органами.

    К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:

    • знание законодательства, принципов работы судебной системы;
    • умение составлять документы, договоры;
    • навыки анализа правовых документов;
    • возможность работать с разнообразной информацией и быстро ее усваивать;
    • знание компьютера, программ MS Office;
    • коммуникативные навыки;
    • умение использовать правовые базы, представленные в электронном виде;
    • многовекторность (умение работать в разных направлениях);
    • навыки работы с клиентами и сотрудниками органов контроля;
    • способность работать с документами;
    • умение организовывать работу и планировать выполнение задач.

    В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.

    Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?

    Похожие статьи