В чем вред и польза игр на компьютере. Чем опасны компьютерные игры, влияние на психику

15.10.2019

С экрана телевизора, от родителей часто можно услышать, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками. Но мне всегда казалось, что это ужасно интересно, что это развивает память, занимает в свободное время. Я решила изучить этот вопрос. Исследование я начала с изучения теории; узнала историю возникновения компьютера и компьютерных игр. Прочитала мнения специалистов о вреде и пользе компьютерных игр. Среди своих одноклассников провела опрос с целью узнать их мнение о пользе и вреде компьютерных игр. В результате мною выработаны рекомендации для детей по работе с компьютером и по выбору игр для использования их с пользой для развития, а также советы для родителей. Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые особо боязливые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм. Бывает и другая крайность: родители вовсе не смотрят, во что именно играет их сын или дочь. Узнав эти интересные факты, я решила больше узнать о компьютерных играх.

Проблема:

Хочу узнать - отнимают ли компьютерные игры время, влияют на здоровье, отвлекают от учебы или приносят пользу.

Актуальность:

На сегодняшний момент с хроническими заболеваниями, в том числе с резким ухудшением зрения, появляется все больше школьников. Это происходит потому, что школьники слишком много времени проводит за компьютером. Влияния компьютера на организм ребенка – актуальнейшая проблема современности.

Цель:

Выяснить, пользу или вред приносят компьютерные игры ученику.

Задачи :

    узнать историю возникновения компьютера;

    выяснить, что такое компьютерная игра;

    узнать, какие виды компьютерных игр существуют;

    выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей;

    узнать, в какие игры больше играют дети, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр;

Гипотеза:

Играть в компьютерные игры вредно для детей.

Методы исследования:

    изучение литературы

    опрос

    наблюдение

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

История возникновения компьютера

Слово "компьютер" означает "вычислитель", то есть устройство для вычислений. Многие тысячи лет назад для счета использовались счетные палочки, камешки.… Более 1500 лет тому назад для облегчения вычислений стали использоваться счеты. Первая настоящая счетная машина появилась лишь в 1642г. Её изобрел французский математик Паскаль.

Идея создания компьютера появилась у двух физиков из американского штата Айова. Это были Джон Винсент Атанасов и Клиффорд Берри. Они занимались созданием компьютера с 1937 по 1942 годы. Это и был самый первый компьютер. Компьютер был назван в честь ученых АВС (Atanasoff Berri Computer).

Что такое компьютерная игра?

Компьютерная игра - это компьютерная программа, с помощью которой можно организовать игру с партнёрами. При этом игра сама может выступать в качестве партнёра.

Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в 1950-х годах.

Создание компьютерных игр - совсем не детская забава. В крупной фирме игру создают не один и не два человека. В коллективе разработчиков должен быть дизайнер игры, программисты, художники и даже композиторы.

Виды компьютерных игр, их вред и польза.

Все дети любят играть. Но обычные игры не всегда интересны или бывает, что в них не с кем поиграть. А вот в компьютерные игры можно играть одному или с друзьями. Игровых жанров в компьютерных играх очень много. Это:

- Квесты - "ходилки – бродилки. Смысл в таких играх заключается в разгадке тайн.

- 3 D игры - в них сюжета нет, кажется, что игрок видит "из глаз" персонажа.

- Стратегии - тут игрок управляет большим количеством войск.

- Симуляторы - эти игры создают модель автомобиля, самолета и т. д.

- Экшен - игры, состоящие в основном из боевых сцен.

- Приключения - игры, в которых есть литературный сюжет.

- Головоломки - игры, состоящие из решения различных логических задач

- Смешанные - например, широко известная всем игра " Тетрис".

- Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей.

- Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучения.

- РПГ (Ролевая Игра) - в этих играх герои имеют определённые навыки, которые впоследствии можно улучшать.

Думаю, на сегодняшний день нет ни одного ребенка, который бы не играл в компьютерные игры. Дети много времени проводят за компьютерами. Естественно, родителей это очень беспокоит. Потому что компьютерные игры, по мнению взрослых плохо влияют на здоровье ребенка.

По моему мнению, самое плохое влияние оказывают «гонки», «бродилки» и «стрелялки», они представляют собой захватывающие игры. От таких игр очень сложно оторваться, сюжет в них безостановочный. В них нет информации, а кровавых сцен много. Это нарушает психику ребёнка, он становится возбуждённым и агрессивным. Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

Но ведь есть и другие игры, у которых может быть интересный и полезный сюжет, заставляющий мозг активно работать. Это Стратегии, Головоломки, Приключения и т. д. Такие игры развивают мышление, фантазию, развивают реакцию, тренируют способность выходить из нестандартных ситуаций, дают возможность испытать себя в роли полководцев, детектива, фермера и т д. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук, зрительной памяти, музыкального слуха.

Для младших школьников разработано множество обучающих игр, которые попомогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

С помощью компьютерных игр вы можете ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития– по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, паззлы и, конечно, родительские внимание и ласка как неотъемлемый спутник всех занятий.

Что говорят специалисты

Во время исследования я встречалась с врачом нашей школы и психологом. По мнению данных специалистов, компьютерные игры могут вызывать негативные эмоции, влияют на сознание личности (в игре ребёнок может быть успешным и чувствовать себя героем, а в жизни этого может не быть), нарушается психика, появляется агрессия на других людей, ребёнок может разговаривать во сне.

По мнению специалистов, самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких. Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки, чья неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

В то же время компьютерные игры развивают память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ребёнку надо жить в реальном времени, ставить себе цель в жизни. Играм надо посвящать определённое отведённое для игры время (не более часа, например с 9 до 10 часов утра). Детям надо следить за временем игры. А родителям поощрять ребёнка за выполнение режима времени.

Необходимо выполнять гигиенические требования: делать перерыв во время игры, гимнастику для глаз, соблюдать расстояние глаз от монитора (до 70 см), следить за наклоном монитора и освещением экрана. Протирать клавиатуру и монитор, перед экраном ставить кактусы и шунгит. Проветривать помещение, сидеть за креслом с высокой спинкой. При соблюдении этих требований компьютерные игры будут больше полезны для детей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Опрос одноклассников

После того, как я убедилась, что не все компьютерные игры для детей полезны, я решила узнать, а что думают мои одноклассники о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я раздала анкеты (приложение 1) с вопросами ученикам 2-ых классов моей школы. Всего в опросе участвовало 86 человек. Анкеты были мной обработаны и я увидела отношение моих сверстников к компьютерным играм.

Вот результаты опроса.

Каждый день – 16 чел.

Не каждый день – 66 чел.

Не играю – 4 чел.

Менее 1 часа - 47 чел.

1-2 часа - 23 чел.

Более 2 часов - 16 чел.

Полезно – 17 чел.

Вредно – 72 чел.

Не знаю – 2 чел.

4. Как ты думаешь, какую пользу и какой вред приносят компьютерные игры?

Вред:

    ухудшает зрение;

    получаешь облучение;

    ухудшается память;

    болит голова,

    разлад в семье

    отдых,

    улучшается мышление,

    моторика,

    поднимается настроение.

    узнаем много нового

5. Ты играешь в компьютерные игры с разрешения родителей?

Да – 55 чел.

Нет – 14 чел.

Не всегда - 17 чел.

6. Родители интересуются, в какие игры ты играешь?

Да - 52 чел.

Нет – 34 чел.

7. В какие игры тебе больше всего нравится играть?

Самые распространенные ответы:

    стрелялки;

    стратегии;

    симс;

    контрстайк;

    гонки.

Вывод по опросу:

    Мои одноклассники понимают, что часто нельзя играть в компьютерные игры. Большинство детей играют менее одного часа за сеанс.

    Почти все осознают, что играть в компьютерные игры долго и в агрессивные игры – это вредно.

    Видят все проблемы со здоровьем из-за долгого просиживания перед экраном компьютера.

    64 % моих одноклассников играют с разрешения родителей в компьютерные игры.

    60 % родителей моих одноклассников интересуются, во что играют их дети.

Заключение

Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно - все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. А совместные игры детей, посредством Интернета или локальной сети, развивают навыки общения. Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что «общение» с компьютером требует жесткой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

    Предлагайте ребенку только качественную продукцию соответствующую его возрастным и индивидуальным возможностям.

    Прежде, чем предложить ребенку поиграть в новую игру, просмотрите сами все задания, оцените их с точки зрения интересов, навыков, знаний своего сына или дочери.

    Для обеспечения контроля и личностного общения участвуйте в игре вместе с ребенком.

    Соблюдайте возрастные и психолого-педагогические ограничения в использовании компьютерных игр.

Чтобы игра имела действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того, как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только виртуальный, а реальный близкий человек.

Кроме того, только присутствуя при игре, Вы можете реально оценить, насколько ребенок перевозбуждается и устает во время игры. Нежелательно использовать компьютерные игры раньше 5-6 летнего возраста. Нежелательно использовать игры - "бродилки" с однообразной игровой задачей, без активизации интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Таким образом, моя гипотеза не подтвердилась. Мы выяснили, то не всегда можно считать, что компьютерные игры вредны. Об этом говорят даже медицинские работники и психологи.

Приложение 1

Анкета

1. Как часто ты играешь в компьютерные игры?

Каждый день.

Не каждый день.

Не играю

2. Сколько часов непрерывно ты играешь в компьютерные игры?

Менее 1 часа

1-2 часа

Более 2 часов

3. Как ты думаешь, полезно ли играть в компьютерные игры?

Полезно.

Вредно

ВРЕД ИЗ КОМПЬЮТЕРА

"Что наша жизнь? Игра!" - сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что уже через несколько столетий капиталисты перевернут эту фразу, и Игра будет сравниваться с Жизнью, а не наоборот? Сегодня миллионы людей добровольно заточают себя в матрицы компьютерых игр, приковав себя к клавиатурам зависимостью от виртуальной реальности. Увлеченные захватывающими фэнтезийными сражениями, жертвы зависимости живут в игре, оставляя в нашем мире лишь сгорбленное, ожиревшее тело. Иногда его системы жизнеобеспечения отказывают во время очередного сеанса компьютерых развлечений, и человек умирает. А тем временем безжалостная машина игровой индустрии пожинает на загубленных душах миллиардные прибыли, производя все более совершенные "заменители реальности". Геймер (так называют зависимого от компьютерных игр) уходит в виртуальные миры, откуда возвращаются лишь единицы.

А ведь "Минздрав предупреждал". В начале девяностых годов прошлого века только ленивый психолог не отметился публикацией о вреде компьютерных игр, тогда еще только поднимавших свою голову. Сейчас же на месте этих статей печатаются обзоры новых образцов виртуального дурмана: как-никак, XXI век на дворе, да и психологи уже не актуальны. Что мы, сами не разберемся? Разобрались, и теперь производители игр соревнуются в реалистичности виртуальных миров, возможностях для развития своего персонажа, количестве "бонусов". На первый план выходит показатель "времени на прохождение", что в общепринятой терминологии то же самое, что и сила наркотика. Человек тратит реальное время на вымышленное развитие, обменивает свое здоровье на увеличение цифр, существующих лишь в памяти компьютера и больном воображении.

Из всех зависимостей самой сильной является психологическая. Когда не остается сил бороться с чем-то, единственная возможность для труса - убежать от проблемы. Отвернуться от реальности. Так подсаживаются на наркотики или алкоголь. Компьютерные игры не лучше, увязший в придуманных мирах человек теряет фундаментальные инстинкты: осознание пространства и времени, жизни и смерти. Мораль и навыки общения с людьми остаются далеко позади, но кому до этого есть дело, когда в игре можно чувствовать себя сильным, геройствовать, в случая неудач переигрывая неприятные моменты! Мерцание монитора согревает забитую душу, унося ее в мир грез. И чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин - сам по себе наркотик, заставляющий работать участки мозга, ответственные за удовольствие. В обычных ситуациях (взять хотя бы спорт) этот гормон "подстегивает" организм, заставляя нас делать все "быстрее, выше, сильнее", а сам разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему. Как результат - неврастения и непоправимые изменения в работе мозга.

Сознание начинает существовать уже "по ту сторону экрана". Чем увлеченней играет геймер, тем меньше он реагирует на внешние раздражители. Необходимость есть и спать подменяются нуждой убийства виртуальных монстров, а разум человека перестает слышать естественные сигналы организма. В результате - дисфункция сердечно-сосудистой системы, истощение организма, потеря сознания и омертвение тканей. Человек медленно умирает, сам этого не осознавая. Так, например, умерли тайцы Танет Соммои и Юен Лонг, проиграв целую ночь в "Counter-Strike" и "Diablo II" соответственно. Несчастным "повезло", произошедшее получило огласку только потому, что случилось в интернет-кафе. А ведь таких случаев множество, и отличаются они лишь причиной смерти (чаще всего это кровоизлияние в мозг) и местом действия. Также с компьютерными играми связано огромное количество самоубийств. В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой "Последняя Фантазия". В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, "не вернувшегося" из игры "Everquest". "Это было похоже на любую другую зависимость, - рассказала журналистам Элизабет, мать погибшего, - Ты либо умрешь, либо сойдешь с ума, либо выкарабкаешься. Мой сын умер." После случившегося она создала программу по лечению игровой зависимости, которая в настоящий момент не справляется с потоком клиентов.

По воздействию на организм компьютерные развлечения сродни наркотикам. Но если с дурманящими веществами непримиримо борется весь мир, то до игромании есть дело лишь у отдельных энтузиастов. Особенно сложная ситуация с геймерской зависимостью обстоит в России, где процветает компьютерное "пиратство". Игры легко доступны, а население недостаточно образованно, чтобы оценить исходящую от них опасность. Чаще всего жертвами виртуальной реальности в нашей стране становятся дети и подростки - родители поощряют виртуальные приключения своих отпрысков, наивно думая, что это лучше дурной компании в подворотнях. Увы, учат убивать как раз компьютерные стрелялки. Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребенок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром. Поведенческие основы формируются в детстве, знаете ли.

"Это не игра, это жизнь", - такими словами любят завершать обзоры очередных многогибайтных стрелялок рецензенты игровых журналов. Красивые слова, вот только несколько жизней бывают лишь у героев компьютерных игр. Мы живем один раз, альтернативы у жизни нет, и "переиграть" ее нам никто не даст. Игровой индустрии остается лишь выпускать псевдореальный суррогат, медленно, но верно ведущий к смерти его потребителя. Самая интересная игра - это все-таки наша жизнь, о чем и говорил классик. Менять ее на мертвые мерцающие картинки не стоит, уж поверьте.

Жанна Алексеенко

Вред некоторых компьютерных игр

Кимберли Томпсон и Кевин Ханингер из Гарварда установили: популярные видеоигры категории Е, рекомендованные для детей старше шести лет, воспитывают в чадах склонность к насилию и жестокости. Там нужно бить, стрелять и убивать, и за это полагается вознаграждение. В играх типа «action» на насилие уходит 91 процент времени, причем в 27 процентах игр насилие приводит к смерти.

Но параллельно с прививкой жестокости у компьютерного поколения происходит падение умственных способностей. Ученые университета Тохоку в Японии обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Так вот, компьютерные игры ведут к деградации именно лобных долей. А те дети, которые занимаются старой доброй арифметикой и решают традиционные математические задачи, лобные доли развивают. Когда их интеллектуальные способности сравнили с Успехами тех юных, которые дни напролет проводили за видеоприставкой «Нинтендо», то оказалось, что для решения арифметических задачек уровня наших прадедушек нужны гораздо большие интеллектуальные усилия, чем те, которые «видекомпьютерные» чада тратят на свои «стрелялки» и «ходилки», и усилия эти как раз и приходятся на лобные доли нашего мозга. Кроме математики, лучше всего мозг развивают занятия, которым предавался еще Михаило Ломоносов в эпоху свечей и парусов, - чтение и письмо.

Самая крупная в мире ассоциация психологов - американская APA - похоже, пришла к окончательному выводу, что видеоигры с элементами насилия оказывают негативное воздействие на детей и молодежь.

Ассоциация заключила, что "игровое" насилие провоцирует "агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи".

"Показывая насильственные действия без последствий, игры учат молодежь тому, что насилие является эффективным средством разрешения конфликтов", - заявила психолог APA Элизабет Карлл. По ее словам, "наигравшись" в насилие, подростки могут захотеть продолжить эксперименты с агрессией в реальной жизни.

А сегодняшние игры предлагают именно заниматься садизмом в извращенной форме и еще от этого получать удовольствие, реалистично показывая что будет на самом деле. То есть ребенка не остановит, что убив одного человека он вдруг увидет пульсирующий фонтан крови из раны и предсмертные судороги жертвы. Он УЖЕ посчитает это нормальным и пойдет убивать дальше, ловя кайф. Отсюда и получаются ситуации как в америке - школьник пол-дня ловит кайф убивая своих сверстников, пока это ему просто не надоест.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм - тем более, что ими в основном увлекаются дети и подростки. В обществе все больше распространяется мнение о том, что они опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу

Компьютер, конечно, полезная в хозяйстве вещь. Им можно забивать гвозди. Нет? Не получится? Ну, тогда на него можно поставить вазочку с цветами и налепить наклеек. Опять нет? Тогда за него можно посадить ребенка - пусть учится постигать интерактивное пространство. Всем понятно, что это - инструмент, с помощью которого можно и деньги заработать, и пообщаться, и много полезного узнать. Все дело в том, как использовать компьютер. В чем опасность? В мире возрастает озабоченность родителей тем, что дети проводят слишком много времени за компьютером и в Интернете.

До недавнего времени Интернет ассоциировался с источником, где дети могли почерпнуть огромное количество полезной информации. Известно, что компьютер - лишь средство более быстрой и удобной передачи информации, он позволяет охватить нам более широкий круг людей. Греческая мифология, математические игры, усвоение грамматики по английскому - все это помогает усовершенствовать свои знания. Теперь все эти плюсы стали минусами. Как показали исследования, дети очень мало времени проводят в Интернете, учась чему-нибудь. В основном компьютер необходим для игр, Интернет - для скачивания музыки и программ (преимущественно тех же игр), а также для интерактивного общения. Большинство онлайновых игр сопровождается чатами, и под видом своих персонажей игроки общаются друг с другом. Именно общение в чате и привлекает многих подростков, которые пока одиноки и не чувствуют себя членами общества, а принимая участие в игре, они удовлетворяют свою потребность в общении и иногда только там и находят друзей. Компьютерные игры - это, конечно, очень интересно и популярно сейчас. Люди зарабатывают на играх огромное количество денег. И огромное количество детей заражено желанием играть в игры. Дети спешат после школы домой или в специальные клубы, чтобы поскорей продолжить начатую игру и посмотреть, что же будет дальше. В Интернете открыто множество сайтов, посвященных этим «игрушкам», и на этих сайтах счетчики показывают большие числа.

В век всеобщей компьютеризации, когда уроки информатики в школах стали обычным делом, подростка, никогда в жизни не садившегосза компьютер, в большом городе уже не встретишь... Если дома нет компьютера, обязательно кто-то из друзей или знакомых однажды да пригласит поиграть и посмотреть. Как не пойти? Ведь все идут... Все играют. А ведь действительно - играют все! Компьютерные игры стали чем-то вроде детской инфекции. Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры - это наркотики. Они вызывают привыкание, возбуждают азарт. И сложно потом отвыкнуть от них. Но не каждый осознает в себе, что в играх столь много вредного. Я, как и все родители, понимаю, что эта проблема может возникнуть в любой семье самым неожиданным образом. Если раньше дети, придя из школы, сразу бежали на улицу, играть в футбол, то сейчас все бегут к мониторам или в компьютерные клубы играть в футбол по сети. А ведь толку-то с того - ни на грош! Небезразличные родители бьют тревогу: дети практически не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, у них возникают сложности с личным общением. Мнения родителей по поводу того, что же именно вредит ребенку, разделились: некоторые считают самым большим злом то, что дети слишком много времени проводят за компьютером, другие видят проблему в содержании просматриваемых сайтов. Компьютерные игры вообще - вещь странная. Многие считают их крайне опасными - по целому ряду причин: уход от реальности, возможность чудесного воскрешения после гибели, насилие в компьютерных играх. Психологи утвержда ют, что компьютерная индустрия породила миллионы асоциальных зомби, не знающих иных способов общения, кроме игр и виртуальной среды, склонных к насилию. Такие подростки теряют жизненный тонус, становятся легко возбудимыми и сердитыми к окружающим, их легко задеть, и они становятся предрасположенными к ссорам даже с близкими и любимыми им людьми.

Главный вред от компьютерных игр, главным образом, связан с неумеренным их использованием. Для любого возраста существуют, как известно, определенные временные нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Но те, для кого компьютерные игры - источник средств к существованию (производители игр, авторы геймерских изданий, повествующих о пользе компьютерных игр, владельцы компьютерных клубов) утверждают совершенно обратное - есть заинтересованные стороны. Просто каждый из них заинтересован в своем и пытается этого добиться любыми, доступными ему способами. А чего вы хотели - бизнес есть бизнес… Сторонники мнения, что компьютер абсолютно безопасен для подростков, считают, что введение компьютерных игр в структуру увлечений подростка лишь на несколько недель от влекает его от других видов досуга, а затем большинство детей возвращаются к своим прежним хобби. Помимо того они утверждают, что проводящие за компьютером свое свободное время подростки в целом более сообразительны и целеустремленны, чем их сверстники, и лучше оценивают свои способности и возможности. Просто, по их мнению, есть фанаты, число которых, однако, не превышает 10–12 %. Но цифры цифрами, а за каждой из них стоят человеческие жизни. Спросите тех родителей, которые столкнулись с трудноразрешимой проблемой компьютерной зависимости собственного ребенка, разве их волнует вопрос: много это или мало - 10%?

После того, как в 1994 году социологи обозначили феномен психологической зависимости человека от программного обеспечения, общественность, как ей и положено, разделилась на три лагеря. Первые ратовали за незамедлительный запрет компьютерных игр в любом их проявлении, включая «Тетрис». Вторые утверждали, что проблема вообще «высосана из пальца», а игры являются не более чем приятным способом проведения досуга. А третьи, пока не определившиеся, равнодушно на блюдали за развивающимися действиями и ждали, чем же все это закончится. С тех пор прошло почти десятилетие. Сегодня эта проблема не только не решена, но стала еще больнее и глубже, споры стали громче и агрессивнее, а самих игр стало намного больше. В этом смертельном грехе чаще всего обвиняли игры жанра action, которые в народе называют «стрелялками», которые в основном обвиняются за присутствие сцен жестокости и насилия. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни. Таких историй на самом деле существуют десятки. Паника вполне обоснована. И не стоит легкомысленно отмахиваться от этой новой зависи мости, мол, до полной компьютеризации страны нам еще далеко, поэтому опасность не велика. Когда-то так же легкомысленно мы относились к наркомании. Обратите внимание, многие подростки практически все свободное время проводят в клубе. Когда же и чему они научатся, чтобы стать востребованными во взрослой жизни людьми? Человек, не получивший других навыков, кроме умения двигать мышкой, громко вскрикивать от радости или огорчения и возможности отличить одну игру от другой, выйдя во взрослую жизнь, должен будет спешно чему-то научиться. В противном случае ему придется пополнить собой ряды тех же алкоголиков и наркоманов, либо он должен будет идти воровать, потому что зарабатывать деньги не умеет. Как такой человек будет содержать семью? И способен ли он будет создать семью? Ведь навык общения с девушками тоже не возник. А здоровье? Не будет ли у молодого человека проблем с воспроизведением потомства, не будет ли заболеваний, связанных со снижением остроты зрения, сосудистыми проблемами, гиподинамией? Не являемся ли мы сейчас свидетелями появления очередного «потерянного поколения»?

Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются. Мне вспоминается вице-президент компании Sony Online Entertainment Скотт Макданиел. Когда ему предложили на упаковках EverQuest делать надписи, предупреждающие о потенциальной опасности, он ответил: «Любым продуктом нужно пользоваться ответственно, ведь на автомобили не вешают предупреждения типа «Не дави людей». Во всем нужно знать меру, а тем, у кого есть дети, следует интересоваться, чем они занимаются». И он прав.

Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу. Делаем выводы, господа!

Которые царят в обществе и которые довольно далеки от реальности. А сейчас рассмотрим 7 полезных свойств компьютерных игр:

1. Повышают самооценку, делают человека более уверенным в себе и целеустремленным.

Несколько лет назад ученый из Трентского университета Ноттингема Марк Гриффитс решил выяснить, какую пользу могут приносить игры. Ученый провел исследование, в ходе которого удалось выяснить, что игры развивают уверенность в себе. По словам ученого, «когда вы победили в игре, вы чувствуете себя хорошо - и это поднимает вашу самооценку».

К такому же выводу пришел и ученый из Стэнфордского университета, что в Калифорнии, Робин Розенберг. Результаты исследований показали, что игры, в которых люди исполняют роль супергероев, помогают быть более полезными обществу и в реальной жизни.

2. Геймеры благодаря играм повышают уровень владения английским языком.

World of Warcraft, Call of Duty и другие подобные экшены и шутеры способствуют популяризации английского языка. Например, одно из исследований в Швеции показало, что молодежь, играющая в компьютерные игры, около 10-12 часов в неделю общаются онлайн на английском языке (письменно или устно). Причем, в играх часто используется разговорный язык с выражениями и словами, которых нет ни в общей школьной, ни в университетской программах.

3. Компьютерные игры - источник новых знаний.

Опрос создателей популярной игры WOT (в народе - «танчики»), показал, что игроки стали больше интересоваться военной историей, в том числе, танкостроением, благодаря чему стали чаще посещать музеи и тематические выставки. И, что важно, не в одиночку, а вместе со своими супругами и детьми.

Еще один игрок WOT под ником Swordman пишет: «А у меня лично печаль: когда смотришь старые военные фильмы, то сразу замечаешь, что вместо немецких танков наши только в квадратном обвесе из крашеного дерева. Раньше не замечал, а сейчас даже по каткам сразу все видно».

4. Игры улучшают координацию и память, развивают логическое мышление.

Лучшим подтверждением этому служит тот факт, что некоторые школы в Европе используют компьютерные игры (к примеру, Minecraft), чтобы развивать у детей моторику и логическое мышление, а многие хирурги предпочитают играть в шутеры, чтобы тренировать координацию движений.

На форуме WOT один из игроков (под ником Asasinhope) написал, что увлечение играми даже спасло его жизнь: «Отскочил от машины у которой сорвало колесо, думаю чисто из за реакции которую приобрёл в шутерах».

5. Благодаря играм можно знакомиться с новыми людьми и даже найти свою половинку.

Это неправда, что заядлые геймеры - люди, оторванные от реальной жизни. Даже наоборот, они более активны социально, чем многие «не игроки». К примеру, исследования Американской ассоциации производителей развлекательного компьютерного обеспечения показали, что большая часть игроков регулярно занимается спортом, перечитывает свежие новости в газетах или онлайн, занимаются творчеством и регулярно посещают кино, театры и музеи. Согласитесь, совсем не похоже на социальную изоляцию.

На уже хорошо нам знакомом форуме «танкистов» игрок под именем AmberMind пишет: «Исходя из личного опыта, - в онлайн игре действительно можно встретить очень отзывчивых людей, которые придут на помощь в трудную минуту. Это здорово! Кстати, примеров, когда знакомства в играх приводили к созданию счастливых семей, тоже достаточно».

6. Шутеры и экшены - отличный способ выплеснуть негатив и агрессию.

Исследования доказывают, что игры помогают больным отвлекаться от боли, а при накоплении агрессии и негатива в реальной жизни - это отличная возможность выплеснуть ее виртуально.

А вот и пример из жизни. Mrtimoxa, заядлый танкист пишет: «Играю после работы. пару часов - и вся агрессия накопленная за день уходит. Нашел друга в рандоме оказалось живем в соседних районах теперь периодически ходим играем в боулинг».

7. Компьютерные игры развивают творческий потенциал и фантазию.

Выполняя различные задания, находя возможные способы решения поставленных задач, человек развивает свое творческое мышление и умение мыслить вне рамок.

TotalDespair, игрок WOT считает, что «стратегические и тактические игры развивают глобальное мышление, больше уделяешь внимание мелочам. Для людей творческих профессий игры - порой, источник вдохновения, как и музыка, книги, фильмы. А еще, в моем случае, командная игра (в реалиях WoT я имею в виду взвод) - это лишний повод пообщаться с друзьями, с которыми географически не всегда выходит поддерживать регулярное общение».

Вы никогда не задумывались о том, что компьютерные игры могут быть полезны для ваших детей? Как ни странно, но и «стрелялки» с «бродилками» могут принести пользу вашему ребенку.

Неожиданный эффект

Любой здравомыслящий родитель сегодня вам скажет, что компьютерные игрушки – это очень вредно. В первую очередь многие полагают, что от бесконечного просиживания за монитором ухудшается зрение, а дети становятся жертвами гиподинамии со всеми вытекающими негативными последствиями: ожирение, сердечнососудистые заболевания, искривление позвоночника и другие.

Безусловно, в этом есть рациональное зерно. Действительно, чрезмерное увлечение компьютером вредит здоровью ребенка, и с этим спорить сложно. Но с другой стороны все, любое злоупотребление – вредно. Будь-то утренняя зарядка или фанатичное увлечение здоровым образом жизни. Значит ли это, что компьютерные игры в оптимальной дозировке могут быть полезны? Вы будете удивлены, но и здесь есть неоспоримая польза!

В чем плюсы?

Ученые, которые тщательно наблюдали за играющими детьми, отметили, что компьютерные игры развивают мелкую моторику. Этому способствует необходимость управлять мышкой или джойстиком. Параллельно тренируется нервная система. Ребенок, играющий в компьютерные игры, обладает хорошей реакцией, а также прекрасно улавливает и соотносит зрительные сигналы. Так, недавно были проведены широкомасштабные исследования в Рочестерском университете, которые показали, что зрительная реакция «геймеров» намного лучше, нежели у наблюдаемых из контрольной группы (студенты, не играющие в компьютерные игры). Кроме того, играющие в компьютерные игры намного быстрее обрабатывают визуальную информацию. Все дело в быстро меняющихся разноцветных картинках, деталях, за которыми геймер должен внимательно следить. Таким образом, происходит постоянная тренировка и адаптация зрительного анализатора.

Вопросы читателей

Здравствуйте. Мне 22 года 18 October 2013, 17:25 Здравствуйте. Мне 22 года. Последнюю неделю у меня регулярно болит голова в правой части затылка. До этого вообще никогда не испытывал головных болей. Так как изза профессии провожу до 18ти часов в сутки перед компьютером, первым делом сделал полное обследование глаз, диагноз - синдром сухого глаза и все, остальное впорядке. Какова причина этих болей? Впервые появилась она резко, во время секса.

А касательно избыточного веса, который, как принято полагать, нарастает за компьютером, то и здесь не все так однозначно. В частности, ученые из Гонконга заметили интересную «деталь». Оказывается, вес набирается не столько из-за просиживания за монитором, сколько из-за употребления в это время фаст-фуда. Часто перед компьютером дети увлекаются чипсами, колой, сладостями, ну а взрослые не прочь побаловаться и пивом.

Кроме того, стоит отметить, что среди бесконечного множества компьютерных игр существует немало игр, где ребенку необходимо проявить смекалку и «включить» логику, что положительно скажется на развитии вашего ребенка.

Среди всего прочего стоит отметить, что компьютерная игра – это и возможность родителям отдохнуть, либо спокойно заняться домашними делами. Ваш ребенок будет некоторые время занят делом, и точно вас не потревожит, так как ему предстоит справиться с более серьезными задачами в виртуальном мире.

Будьте бдительны

Ну, а теперь все же поговорим о привычной для всех вредоносности компьютерных игр. Вы, как родитель, должны проследить за тем, чтобы ваш ребенок не играл в жестокие игры, так как такие увлечения могут приучить его к жестокости и насилию. Если вы заметили, что после компьютерных игр ваш ребенок становится агрессивным – бейте тревогу. Лучше всего обратиться к психологу, дабы грамотно решить эту проблему и не ухудшить ситуацию.

При длительном сидении за компьютером глаза переутомляются, что со временем ведет к снижению зрения. Кроме того, от длительного сидячего положения могут возникнуть проблемы с позвоночником и суставами.

Одним из самых опасных последствий увлечения компьютерными играми является развитие зависимости. Привыкание бывает настолько серьезным, что ребенка уже не интересует реальный мир. Многие геймеры по натуре очень рассеяны, так как они привыкли, что в случае оплошности можно вновь зайти в сохраненную игру и все сделать заново. Увы, в реальной жизни с ее законами «сохраниться» не удается, и за все приходится отвечать сполна. Родителям очень важно проследить за тем, что детское увлечение не переросло в пристрастие, от которого тяжело избавиться.

Михаил Хецуриани

Инструкция

Многие современные дети и подростки буквально «живут» в виртуальном мире, тем самым становясь его «жертвами» и врагами для самих себя. В отличие от сверстников, увлекающихся разными науками и видами деятельности, виртуальные дети не развивают свою память, теряют чувство ответственности за происходящее вокруг.

Самочувствие человека во многом зависит от физической активности. Находясь часами в лишенном движений сидячем положении, дети и подростки причиняют немалый вред своему здоровью. Продолжительное пребывание в неизменном положении не дает возможности нормально функционировать лимфатической и венозной системам организма, приводит к застою крови. Следствием появившегося при малоподвижном образе жизни лишнего веса становятся заболевания сердечно-сосудистой системы. Вполне вероятно проявление и других болезней. Переутомление глаз впоследствии приводит к снижению зрения.

У зависимых от компьютерных игр детей и подростков постепенно ослабевают умственные способности. Только отдельные участки головного мозга, отвечающие за зрение и передвижение, могут получить положительное воздействие. Большая часть мозга человека недостаточно развивается и даже подвержена деградации. Ухудшается память, теряются способности к обучению и контроль над эмоциями и чувствами.

Не секрет, что количество сильно зависимых от компьютерных игр людей не уменьшается. Этой навязчивой «болезни» подвергаются не только дети и подростки, но и взрослые. Их поведение часто характеризуется неуравновешенностью, даже агрессивностью. Это случается из-за потери контроля над собственными действиями. Страдающему подобной зависимостью человеку часто нелегко избавиться от компьютерной «болезни», да и не каждый этого желает. Психологи пришли к выводу, что подобная зависимость получает свое развитие очень стремительно: полгода-год - и человек становится «пленником» этой привычки.

Подростки часто предпочитают компьютерные игры, в которых сюжеты основаны на убийствах, стрельбе, избиении. За умелые действия в них главный герой хорошо вознаграждается. Недостаточно окрепшая психика подростка способна перенести совершающиеся в виртуальном мире действия на мир реальный, так как для поглощенного игрой подростка эти миры мало различаются.

У увлеченного жестокими играми человека снижается уровень чувствительности к малопривлекательным сценам унижения и насилия. Ученые сделали вывод, что это способствует появлению у подростков склонности к совершению преступлений. Такие люди не способны проявлять чувства сострадания к окружающим, они равнодушны и не торопятся оказать помощь другим. Наоборот, стремятся подавлять волю слабых. Зачастую подростки по-настоящему верят в возможность остаться без наказания при проявлении любого злого поступка.

Однако встречается иное мнение по поводу возможности проявления агрессии среди подростков, чрезмерно увлеченных жестокими играми в виртуальной среде. Вполне возможно, что эти игры помогают сердитым и жестоким по характеру людям «укротить» свою злость, выместив ее в виртуальном мире. Но очевиден факт, что доброты и чувства сострадания переполненные сценами насилия игры человеку не прибавят.

Многие современные родители спешат приобрести для своих детей далеко не дешевый подарок - компьютер. Стремления старших понятны: они видят в этой вещи помощника в учебе и развлечениях своих любимых чад. Но родителям всегда необходимо помнить о том, что большое количество компьютерных игр негативно влияет на еще не сформировавшуюся детскую психику, а чрезмерное увлечение ими может перерасти в трудно поддающуюся лечению зависимость.

Похожие статьи