Узорная резьба по дереву. Орнаменты для резьбы по дереву

21.10.2019

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Древнее искусство резьбы по дереву всегда считалось увлекательным занятием, с помощью резных украшений возводили уникальной красоты терема и избы, большинство из которых и сегодня относят к памятникам архитектуры. Вудкарвинг, или резьба по дереву, становится популярным мастерством, применяют его для изготовления крупных и мелких шедевров. Начинающим мастерам помогают создавать шедевры готовые трафареты для резьбы по дереву – специальные шаблоны, по которым создаются объёмные орнаменты, узоры.

Древнее искусство резьбы по дереву всегда считалось увлекательным занятием

Трафареты для работы по дереву используют для того чтобы готовые идентичные узоры перенести на объёмную плоскость. Чаще всего, такую работу проделывают для украшения стен и оконных наличников, поэтому и считаются самыми распространенными эскизы для работы с деревянными поверхностями.

Резные узоры, выполненные с помощью трафарета, мастерами подразделяются на несколько видов:

  • ленточного резного орнамента;
  • резных наличников;
  • резных балясин;
  • пилястр;
  • полотенец;
  • кронштейнов.

По таким готовым шаблонам даже начинающий мастер может скомпоновать и самостоятельно создать уникальный рисунок и настоящий шедевр резного искусства. С помощью готового трафарета легко можно украсить любое изделие из дерева. Художественная резка и ажурные рисунки, как правило, пригодятся при украшении:

  • предметов мебели;
  • посуды;
  • рамок для картин или фотографий;
  • шкатулки.

В том случае, если мастер желает в своей работе передать определенные национальные мотивы или особенности предмета, следует предварительно изучить тонкости и нюансы орнаментов и узоров.

Как научиться резьбе по дереву (видео)

Эскизы для узоров: инструкция

Тем мастерам, которые не так давно взяли в руки инструменты, опытные мастера рекомендуют учитывать следующие нюансы при подготовке к работе:

  • шаблон для гравюры должен быть максимально простым и понятным, без сложных и витиеватых элементов;
  • для каждого вида резьбы существуют свои шаблоны для работы;
  • линии с имеющегося шаблона на материал для работы переносят максимально точно, так как только так можно добиться аккуратности в работе.

Выбирая рисунок для последующего перенесения его на материал, стоит учитывать ряд тонкостей, которые помогут изготовить изделие профессионально и мастерски.

  1. Для крупного изделия не следует выбирать ажурный орнамент или рисунок с мелкими деталями. Такой рисунок потеряется на готовой вещи и не сделает её уникальной.
  2. Мелкие вещи не украшаются узорами с крупными элементами и деталями орнамента, чтобы не скрыть форму и уникальность изделия.
  3. Пропорции при перенесении деталей на фрагменты изделия следует соблюдать до тонкостей, чтобы не нарушить целостность готового орнамента.

Не следует приступать к работе без предварительного создания эскиза, который можно изготовить самостоятельно или скачать готовые фотографии из интернета.

Резные рамки для зеркала: интересная идея

Любителям интерьера в стиле модерн придутся по вкусу резные рамки, обрамляющие картины или зеркала.

Такие предметы интерьера не только сморятся богато и уникально, но добавляют интерьеру комнату особенную «изюминку». Для вырезывания рамок для зеркала специалисты рекомендуют использовать несколько основных стилей для работы.

  1. Стиль двойной барокко содержит два контура внутри и снаружи, представленные ажурными завитками. Мастера включили в этот стиль профиль пера, он отражает некоторую легкость и изящество изделия прямоугольной формы.
  2. Для зеркал идеально подходит профиль перо с тыльником, предусматривающий плотную заднюю часть, куда и крепится зеркало.
  3. Изысканный профиль имеет также стиль гантель, несмотря на некоторую массивность рамки. Именно такие рамы неплохо держат тяжелое и массивное зеркало.

Любителям интерьера в стиле модерн придутся по вкусу резные рамки, обрамляющие картины или зеркала

Для изготовления зеркальных рамок используются и специальные методы декорирования:

  • золочение с предварительной полировкой;
  • лакирование материалом прозрачного состава;
  • патина, или искусственное старение дерева;
  • антикварное оформление трещинами под названием кракелюр.

Для того чтобы переносить узор с трафарета на изделие, используют мягкие карандаши, перенося орнамент максимально точно и аккуратно.

Трафареты для резьбы по дереву в карандаше: как сделать

Тем умельцам, которые только начинают себя пробовать в качестве резчика по дереву, следует понимать, что качественную резку можно сделать только после того как будет правильно заготовлен шаблон.

  1. Изначально стоит определиться с заготовкой для резьбы. Начинающим умельцам лучше подойдет геометрическая резьба на плоскости или несложная деревянная фигурка.
  2. На бумаге карандашом делается набросок эскиза, при этом на нем четко определяются основные зоны и места, где планируется нанесение резьбы.
  3. С помощью специальных приспособлений для черчения изображение переносится миллиметровую бумагу.
  4. Повторяющиеся детали изготавливаются из плотной бумаги или плотного картона.
  5. Готовое бумажное лекало закрепляется на деревянную основу и копируются.

При изготовлении трафаретов для резьбы, выполненной в прорезной технике, мастера рекомендуют изначально пользоваться плотной бумагой для лекала.

Геометрическая и плоскорельефная резьба: что это такое

Название геометрической резьбы по дереву идет от основных деталей и элементов в основе узора: геометрических форм, фигур и их элементов. Используют такие орнаменты для украшения мебели, домашней утвари.

Для создания этой гравировки потребуется несложный набор инструментов:

  • отрезок доски из дерева мягкой породы;
  • специальный нож-косяк;
  • простой мягкий карандаш;
  • линейка.

При изготовлении изделия не потребуется накладная бумажная заготовка, так как элементы геометрического узора можно наносить прямо на деревянную заготовку.

Плоскорельефная резьба делается аналогичным способом, но рисуночными элементами выступают не геометрические фигуры, а изображения животных, элементов природы, людей. Используется этот вид резьбы также для изготовления нард.

Готовое изделие можно обработать бесцветным лаком

Для такой деревянной гравюры понадобятся материалы:

  • набор резцов по дереву;
  • мягкая деревянная заготовка;
  • наждачная бумага, карандаши.

Изготавливают изделие с соблюдением определенной последовательности действий.

  1. Древесину заранее зачищают и подготавливают для работы. Рисунок наносится на копировальную бумагу и переносится на заготовку.
  2. Контурная резьба делается по рисунку, предварительно выбирается рельеф и рамка изделия.
  3. По окончании работа обрабатывается морилкой, красителем или просто акварельными красками. Зачищается наждачной бумагой.

Готовое изделие можно обработать бесцветным лаком.

Цветы: резьба по дереву для начинающих

Цветы являются одним из основных элементов многих узоров для резьбы по дереву. Вырезать этот элемент несложно, важно соблюдать последовательность действий и принцип работы.

  1. На деревянную поверхность наносится рисунок в виде кругов и размечаются детали будущего цветка.
  2. Центральные круги подрезают по кругу, после чего срезают от внешнего круга к центру.
  3. После разметки лепестков их прорезают по контуру, срезая треугольники между лепестками, после чего надрезают внешний контур каждого лепестка.
  4. Внутри цветка делают надрез, закругляя центр рисуночного элемента.

Украсить рисунок можно любыми дополнительными мотивами, широкие возможности для тонирования дает гериолаковая основа изделия

Резьба по дереву для начинающих (видео)

Изготовить шаблоны и трафареты для резьбы можно самостоятельно, задействовав собственные творческие способности, можно скачать из интернета готовые шаблоны. Большинство готовых трафаретов можно найти на сайте «татьянка», некоторые, не менее интересные варианты предлагают и другие интернет-ресурсы.

При декорировании жилого помещения можно использовать разнообразный материал, но традиционно для этих целей используют дерево. На сегодняшний день художественная обработка ведется с применением огромного числа техник, но, пожалуй, самые эффектные результаты получаются при применении прорезной резьбы по дереву.

Технологию не назовешь сложной, но получаемые в итоге изделия поражают своей красотой и изяществом. Более подробно об этой технике мы расскажем дальше.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).


Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы. Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Подготовительный этап

Тем, кто занимается резьбой впервые, имеет смысл сфокусировать свое внимание на теории. Печатные издания, сайты рукоделия предоставят исчерпывающую информацию о рассматриваемом способе декорирования.

После изучения технологии стоит подготовить инструменты, при необходимости приобрести их в магазине. Кроме лобзика могут понадобиться стамески разных размеров, дрель и сверла, резаки, расходные материалы для шлифовки и т.д.


Еще одной важной вехой на этом этапе станет выбор узоров и эскизов будущего украшения. Последние можно попробовать сделать самому или найти подходящие в сети, благо специализированных сайтов по этой тематике предостаточно. Распечатка в нужном масштабе завершит предварительный этап.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины. Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Береза и липа отличаются превосходной структурой, имеют нужную плотность, что дает возможность воплотить даже самые смелые эскизы прорезной резьбы.


Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом. Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Творческий процесс

Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.

Сверло должно быть такого диаметра, чтобы в полученное отверстие легко прошла пилка лобзика. Там, где не получается осуществить пропилы лобзиком (слишком мелкий рисунок и крутые изгибы), используют узкое ножовочное полотно.

Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.

От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.

Финишная обработка

Доработку изделия совершают для получения ровных и чистых краев. Используют стамески, на труднодоступных участках пригодится острый нож.

Зачистку ведут при помощи наждачной бумаги, надфиля или абразивного круга. Готовое изделие шлифуется с двух сторон до получения должного внешнего вида.

Взглянув на фото прорезной резьбы, становится понятно, что полученные узоры являются превосходным декоративным элементом для мебели, оконных наличников, карнизов. Изящность изделия дает возможность создавать превосходные женские украшения, оформлять ширмы и многое другое.

Фото прорезной резьбы

Геометрическая резьба по дереву состоит из разных элементов, имеющих геометрическую форму, и выполняется одним резаком. может быть: линии, квадраты, трехгранные и четырехгранные углубления и т. д. Эта техника позволит сделать даже резные работы таких форм – листки, цветы, ягоды, колосья. Если развивать умение, то она перейдет в форму контурной резьбы.

Оригинальная шкатулка выполненная геометрической резьбой

Можно поискать в интернете или придумать самому. Геометрическая резка довольно проста в исполнении, для этого потребуется: резак, пара полукруглых стамесок. Уроки геометрической резьбы покажут, как можно играть светотенью и необычными узорами. Особенно это красиво в разных треугольниках, ногтевидной резке и трехгранно-выемчатой форме. Такая резка позволяет полировку и матовую отделку.

Для резьбы треугольно-выемчатой вам нужен только нож-косяк, у него имеется скошенное лезвие. В дополнение нужны следующие инструменты:

  • стамеска плоская, шириной 2 см;
  • стамеска полукруглая;
  • ножовка;
  • напильники: круглые, квадратные, полукруглые;
  • линейка;
  • карандаш простой;
  • циркуль;
  • ластик.
Элементы и узоры для выполнения геометрической резьбы по дереву

Технология резки проста, но каждая составляющая играет свою роль в работе.

Древесина

Древесина бывает следующих типов: твердая, очень твердая и мягкая. Для новичков лучше использовать мягкую древесину, она легче поддается работе (липа, сосна или осина).

Липу достать сложнее, чем остальные виды, так как она часто используется у профессионалов. Сосна имеет недостаток – при резке колется.

Осина хороший вариант для работы. Есть много наглядных фото, какое дерево должно быть, и как выглядят продольные волокна, вдоль которых нужно вести работу.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.


Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Сколышки –первая фигура

В треугольно-выемчатой резьбе весь процесс состоит из двух операций – наколка и подрезка. Это простые движения, которые легко выполнимы на практике. Берем нож в руку, большой палец ложится на скошенную часть рукояти.
Надавите на резак в вертикальном положении, чтобы он углубился на несколько мм, потом опускаем лезвие под углом для пересечения линии боковой ножа в соответствии с разметкой. Таким же образом делается накол и с левой стороны треугольника.


Для подрезки требуется:

  • режущую часть ножа приложить к левой стороне треугольника, так он соединится с вершиной своим скосом;
  • отводим ручку ножа, назад соблюдая параллель между правой стороной узора и режущим лезвием (это движение делается кистью руки, как будто натягиваем лук);
  • надавливаем на нож, возвращаясь в первое положение кисти; так носик ножа оказывается на вершине, а режущая часть на правой стороне треугольника.

Читайте также

Скульптурная резьба по дереву

Подрезанный треугольник отколется в итоге, отсюда и название – «сколышек». Это движение называется «выстрел». Когда делаете его, старайтесь держать угол 45 градусов. Рисунок выходит простым с этой фигурой, но это основа геометрии.

Меры безопасности

Все движения должны идти от кисти руки, это упрощает работу и снимает нагрузку с плеча.


Рабочая рука (в которой находится резак) плотно прижимается к рабочему столу, чтобы освободить движения кисти. Когда удерживаете заготовку свободной рукой, необходимо следить за расположением пальцев, чтоб они не были на рабочей части, когда идет процесс резки.

Ромбик – вторая фигура

Орнаменты для геометрической резьбы составляют простые детали, такие как сколышки и ромбики. Ромб состоит из двух треугольников, соединенный своими основаниями.

Технология та же, только сначала нужно вырезать верхний ряд, а потом повернуть доску и сделать нижний.

Витейка – третья фигура

Заключается в освоении основных приемов резьбы и основных фигур. Витейка – это та же разновидность сколышек. Они просто смещены в сторону по отношению друг к другу.


Фигуры для геометрической резьбы

В результате получится извилистая дорожка. Для этого нужно вырезать и наколоть нижние треугольники, а повернув дощечку – верхние. Так мы увидим, что посередине остается «змейка».

Пирамида – четвертая фигурка

Первые узоры были самые простые. И справиться с ними можно без труда. Следующие будут тяжелее в выполнении, так как они состоят из нескольких треугольников и располагаются в определенном порядке по отношению друг к другу.
Так пирамида состоит их трех треугольников, она имеет в центре точку соприкосновения всех углов. Поэтому при резке данной фигуры, каждый элемент при накалывании соприкасается с одной и той же точкой несколько раз. Самое главное — подрезка выполняется по направлению слоя древесины.


Если резать поперек, то получаться нежелательные сколы, которые испортят узоры.

Звездочка – пятая фигура

Орнаменты геометрической резки могут быть разнообразны, но в основном состоят из одних элементов, которые компонуют вместе. Также и с фигурой звездочка. Она состоит из четырех пирамид, и эту фигуру несложно будет сделать. Просто нужно последовательно вырезать одну за другой четыре пирамидки.

Квадраты – фигура шестая

Этот элемент явно отличается от всех остальных. В нем нет треугольников, и вырезается он совсем иначе, чем все фигуры. Этот метод резки называется – соломка. Многие эскизы, включают в себя именно квадраты. Они могут являться как каемкой работы, рамкой, так и частью основных элементов рисунка.
Режется эта фигура таким образом:

  • отступаем от разметки на 1 мм справа, держа нож под углом в 45градусов, углубляем его на 2 или 3 мм и режем вдоль линии до конца;
  • с левой стороны полоски делаем все также;
  • делаем прокол в конце и начале полосы, при этом нож направлен вертикально.

Представленные уроки резьбы по дереву познакомят начинающих с этим ремеслом, чтобы своими руками вы смогли создавать предметы из природного материала.

История возникновения ремесла и виды

Резьба по дереву - это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился еще в древности. На Руси резьбу по дереву называли резным делом, а выполняемый в этой технике рисунок ознаменкой, узорчьем, вызорочьем. В этой технике на плоской поверхности мастера выполняли косицы, зубчики, желобки, маковицы, грибки и т.д. Увидеть такие образцы можно в Успенском соборе, посетив царское место.

Развитию резьбы по дереву Россия обязана иноку Амвросию - послушнику Троице-Сергиевской лавры, который на исходе XV века в своих работах объединил русский орнамент с западным и восточным.

В 1660 году мастера украсили царскую столовую немецкой резьбой, которая была фигурной, с готическими мотивами. Так в российской резьбе появились элементы немецкой, в том числе, и новые инструменты, термины.

Типы резьбы условно разделяют на:

  • сквозную;
  • глухую;
  • домовую;
  • скульптурную;
  • резьбу бензопилой.


Вот чем они отличаются:
  1. Сквозную резьбу подразделяют на накладную и сквозную. Сюда относится прорезная резьба, когда сквозные участки прорезают резцами и стамесками; и профильная резьба, где такие участки выпиливают лобзиком или пилой. Если эти виды резьбы выполняются с использованием рельефного орнамента, то такую называют ажурной.
  2. Если в обработанном дереве нет ни единого сквозного отверстия, такая резьба называется глухой.
  3. Домовой резьбой украшены фасады строений.
  4. Скульптурная - одна из самых сложных видов резьбы, требует большого мастерства. В этой технике выполняются фигурки животных, скульптуры людей.
  5. При помощи резьбы бензопилой выполняют глобальные работы. Такая требует силы, поэтому больше подходит для мужчин, тогда как остальными видами резьбы с успехом овладевают и женщины.

Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок

Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента - хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.


Когда вы научитесь ими выполнять несложные элементы, захотите совершенствоваться, тогда сможете инструменты по дереву купить, например, такой набор.


Инструментов может быть и еще больше, но такое количество нужно лишь профессиональным резчикам, выполняющим сложные работы.


Посмотрите, какие виды выемок вы сможете сделать полукруглыми резаками разного размера, остроугольными.


А вот какой комплект инструментов должен быть у краснодеревщика, чтобы производить следующие виды работ по дереву:
  • резьбу;
  • отпиливание;
  • колку и обтесывание;
  • строгание;
  • точение;
  • долбление.

  1. Обратите внимание на резцы, которые используют для ручного точения древесины. Помимо полукруглого, есть тут и плоский косой, угловой, отрезной, скошенный, угловой и т. д.
  2. Для отпиливания заготовки используются пилы. Они могут быть поперечными, продольными, универсальными. Зубья у продольных пил имеют форму долота; у поперечных они треугольные, острые. Универсальные оснащены зубцами, имеющими прямой угол. Такой инструмент может резать волокна как вдоль, так и поперек и под углом. Каждые из этих пил могут быть ножовками, простыми, одноручными.
  3. Если заготовка делается из кряжа, бруса или ствола, тогда используют топоры или колуны. Тесло - разновидность топора, лезвие здесь расположено перпендикулярно топорищу, применяется для создания фигурных и вогнутых изделий.
  4. Для снятия стружки с заготовки применяют токарные либо ручные резцы, могут использоваться рубанки.
На рисунке представлены: топоры (а - это плотницкий, б - столярный, в - резчицкий); г - колун; д - е – тесла (д - для выборки углубления, е - используется для создания скульптур).


Самые популярные инструменты для резьбы - стамески. Обычно они состоят из:
  • стальных стержней;
  • режущих лезвий;
  • хвостовика.
Ознакомьтесь с тем, для чего предназначены некоторые виды стамесок:
  • Широкие и прямые применяют для резки или зачистки ровных либо выпуклых заготовок.
  • С круглыми лезвиями - для работы с роговыми сучками или с древесиной твердых пород.
  • При помощи узких заготовку обрабатывают в узких местах.
  • Долото с толстым стальным стержнем применяют для очистки глубокой полости или заготовки с дуплом. Углубляют долото в древесину при помощи киянки.
  • Клюкарзами делают желоба различной глубины и радиуса.
  • Стамесками-уголками выполняются канавки и треугольные углубления.
Это основные инструменты для резьбы, но есть еще и специальные. Например, для объемного резания используются ложечные резцы. Для крупных изделий часто применяют резец, выполненный в форме буквы «Т».

Резьба по дереву: эскизы и мастер классы

После того, как вы узнали много полезного, обзавелись необходимым, давай попробуем вырезать цветок. Для его изготовления необходимо следующее:

  • плоская деревянная заготовка;
  • карандаш;
  • прозрачная бумага;
  • v-образная стамеска-уголок;
  • узкая и широкая полукруглые стамески.

Если у вас пока еще нет v-образной стамески-уголка, то для данного узора можете использовать острый нож.


Приложите лист бумаги к экрану, перерисуйте схему.


Затем перенесите ее на деревянную заготовку. Начните с подрезки по контуру центрального круга, затем, срежьте к центру от внешнего круга, пользуясь большой полукруглой стамеской.


Сделайте разметку лепестков цветка.


Используя v-образную стамеску-уголок, прорежьте лепестки по контуру.


Этим же инструментом удалите излишки дерева между лепестками («треугольники»).


Возьмите в руку следующий инструмент по дереву - полукруглую стамеску, чтобы вырезать внешний контур лепестка. При этом он станет похож на верхнюю часть сердечка.


Большой полукруглой стамеской сделайте надрезы внутри контура лепестка.


Малой полукруглой стамеской произведите два реза на этот контур от центра цветка.


Чтобы увеличить площадь среза, так же срежь еще раз.


Разверните стамеску и закруглите центр цветка.


Теперь нужно взять следующий инструмент для резьбы - v-образную стамеску и сделать в центре цветка вот такие надрезы.


Все, можно полюбоваться результатом работы.


Если вы хотите вырезать лису, вам пригодятся следующие эскизы.


Если вы хотите сделать бабочек, вам также поможет резьба по дереву эскизы прилагаются.


Если вы хотите сделать форму для печатного печенья с изображением Снегурочки, тогда приготовьте:
  • досточку из бука;
  • линейку;
  • электролобзик;
  • простой карандаш;
  • линейку;
  • наждачную бумагу;
  • ластик;
  • льняное масло.


На дощечке нарисуйте прямоугольник. Выпилите его.


Если у вас нет электрического лобзика, то можно выпилить заготовку пилой или обычным ручным лобзиком.


Сделайте поверхность срезов ровной при помощи наждачной бумаги. Если в хозяйстве имеется шлифовальная машина, применяйте ее для данной процедуры. Перенесите на заготовку рисунок, используя простой карандаш.


При помощи полукруглой стамески делаем углубление на месте лица, затем снова наносим сюда его контуры.


Продолжается резьба по дереву эскизы помогут вам вырезать черты лица правильно. На этом этапе делаем и накидку на голове Снегурочки. Обратите внимание, что она находится на уровне выше лица.


Опираясь на эскиз, вырезаем другие элементы заготовки.


Теперь нужно стереть карандаш ластиком-резинкой, затем самой мелкой шкуркой. Если сразу это сделать шкуркой, то часть грифеля вотрется в дерево.

Налейте льняное масло в емкость, погрузите в него нашу деревянную форму на час. Если вы выполняете большую работу, тогда пропитайте ее маслом при помощи тампона или беличьей кисти и оставьте сохнуть 3–4 дня.


Всё, можно раскатывать тесто, нарезать его прямоугольниками, наносить рисунок при помощи деревянной заготовки и выпекать.


Чтобы печенье не подгорело в некоторых местах, вырезать из дерева штамп нужно так, чтобы на нем не было слишком выдающихся элементов.

Как вырезать табличку для бани?

Для нее возьмите:

  • доску (в данном случае использовался приступок из дерева хвойной породы);
  • треугольную линейку;
  • простой карандаш;
  • пилу;
  • мебельный лак в баллончике;
  • морилку;
  • кисточку;
  • наждачную бумагу.
Визуально разделить доску на 3 части, сделайте пропилы.


Чтобы нарисовать буквы, скачайте понравившиеся из интернета, затем перерисуйте их на древесину. Можете использовать данный образец.


Справа и слева на табличке нарисуйте дубовые листики.


Далее начинается сама резьба. Для начинающих такие задания прекрасно подходят, ведь они не требуют длительных тренировок и много инструментов. Здесь использовались 3 вида резцов: косячок-резец и стамески «татьянка». Косячком-резцом по намеченным контурам делайте по рисунку надрезы, стамеской подрезайте под контур, чтобы выделить рисунок над фоном.


Далее, резную поверхность ошкуривают наждачной бумагой № 180 и № 220. Вверху и внизу таблички нарисуйте облака, вырежьте их косячком-резцом и стамеской, после чего ошкурите.


Осталось покрыть изделие морилкой. Для этой таблички она была нанесена в 1 слой, а когда подсохла, углубления покрашены второй раз. После этого нужно пройтись по буквам наждачной бумагой, чтобы придать эффект объемного изображения.


После покрытия лаком из баллончика распылителя нужно дать ему подсохнуть в течение 12 часов и можно вешать табличку на место.

Как превратить мыло своими руками в красивые цветы?

Вырезать можно не только по дереву, но и используя мыло. Это более мягкий материал и сначала можно «набить» руку на нем.


Такое мыло станет приятным презентом для знакомых. Ведь ручная работа очень ценится. Для того чтобы сделать розу из мыла, понадобится немногое, а именно:
  • кусок мыла;
  • резец;
  • кисточка.
Определите на мыле центр, именно здесь при помощи резца сделайте сердцевину, для этого наклоняйте его под углом в 45°, выполните 6 граней. Затем, поставьте резец перпендикулярно куску мыла, прорежьте по кругу, чтобы удалить лишнее и обозначить сердцевину.


Затем нужно вырезать второй и последующие лепестки. При этом двигайтесь слева направо по кругу.


Вот как должна выглядеть работа после того, как вы сделаете первый круг.


Второй и последующие выполняйте в шахматном порядке по отношению к предыдущим.


Вот как декорировать мыло своими руками, объединив карвинг и резьбу по дереву.

В завершение, вам предлагаются 3 сюжета. Из первого вы узнаете подробно про резьбу по дереву, про инструменты для начинающих.

После просмотра второго, вы сможете вырезать ложку с красивой резной ручкой.

Из третьего вы узнаете, как вырезать очаровательную розу из дерева.

Похожие статьи