Свойства внимания в психологии. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов

15.10.2019

Внимание объединяет интеллектуальные и сенсорные процессы мозга, способствующие концентрации и изучению какого-либо объекта или явления. В психологии виды и основные свойства внимания широко используются для повышения обучаемости и восприятия информации у детей и взрослых.

Основные свойства внимания в психологии

Свойства внимания и их характеристика относятся к одной из важных тем изучения психических и интеллектуальных способностей человека. От этих качеств во многом зависит деятельность и работоспособность каждого из нас.

Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получения и восприятия различной информации. К свойствам внимания относятся такие характеристики:

  1. Устойчивость внимания – это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одно объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении .
  2. Концентрация – способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
  3. Сосредоточенность – логическое продолжение концентрации. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в изучение того или иного объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.
  4. Распределение – субъективная способность человека удерживать одновременно некоторое количество объектов одновременно. Наиболее показательно проявляется в общении, когда человек может слышать сразу нескольких собеседников и удерживать под контролем диалог с каждым из них.
  5. Переключаемость – индивидуальная возможность переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.
  6. Объем – способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) субъектов.

Внимание может быть произвольным (преднамеренным) и непроизвольным (сенсорным, моторным). Первый тип относится к осознанной интеллектуальной работе мозга, когда человек целенаправленно концентрируется на изучении материала, восприятии информации и сосредоточении на определенном вопросе или предмете. Непроизвольное внимание – это сенсорный механизм, обоснованный на восприятии и ощущениях, когда заинтересованность больше связана с эмоциональной сферой.

Тема “Свойства внимания” из раздела “Психология познания человеком окружающего мира”, на изучение внимания по программе предусмотрено 6 часов – это второе занятие по теме. Главным этапом является изучение нового материала, с использованием метода-беседы опираясь на жизненный опыт учащихся).

1. Познакомить учащихся со всеми свойствами внимания, опираясь на полученные знания данного познавательного процесса. Учить определять переключение и распределение внимания.

2. Развивать мышление, внимание.

3. Воспитывать желание познать себя и окружающий мир.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со свойствами внимания, стимульный материал для определения переключения и распределения внимания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Добрый день! Сегодня мы поговорим о знакомом познавательном процессе – внимание. Мы говорили о видах внимания, но качественное содержание процесса внимания определяется его свойствами. Именно о свойствах и пойдет речь.

Основными свойствами вниманий являются: ОБЪЕМ, КОЛЕБАНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ, УСТОЙЧИВОСТЬ, РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ.

Охарактеризуем содержание каждого свойства.

-ОБЪЕМ внимания – определяется количеством объектов, которые схватываются сознанием человека за малый промежуток времени (0,1 – 0,01сек.). исследование объема внимания обычно осуществляют путем предъявления нескольких объектов на небольшой промежуток времени. Для этой цели используют, как правило, прибор, который называется тахитоскоп (от греческого тахито - быстрый, сконео - смотрю). Чему равен объем внимания человека? Ученый Мюллер определил, что он равен 7+2 разрозненных, несистематизированных объектов или предметов.

Если предметы представлены, например, так 1111111 111111111111, то человек охватывает сознанием 7+2 палочки. Если этот ряд сгруппировать следующим образом, то сознанием охватывается группы 7+2

    111 111 111 111 111 111 111

Поэтому объем внимания сильно зависит от структуры и расположения воспринимаемых объектов. С другой стороны, объем внимания человека зависит от его индивидуальных способностей и, также, от специфики деятельности, которую выполняет человек. Например, объем внимания водителя будет больше, чем объем внимания часового мастера, так как деятельность у них различна и выполнение ее требует различия в объеме внимания.

От чего может измениться объем внимания?

Объем внимания может измениться в зависимости от требования деятельности, которую выполняет человек.

-УСТОЙЧИВОСТЬ внимания определяется прочностью и стабильностью удержания сознания на предметах в течение длительного времени. Поэтому это временная характеристика внимания. Устойчивость внимания развивается у человека в течение жизни и особенно развивается у тех людей, которые выполняют деятельность, где требуется это свойство.

Пример – водители, операторы и т.д.

-КОНЦЕНТРАЦИЯ внимания определяется степенью сосредоточения сознания на объекте или предмете и отвлечением от побочных раздражителей. Можно сказать, что это характеристика помехоустойчивости психики человека. Многие виды деятельности, которые выполняет человек, требуют от него сильной концентрации внимания, требуют того, чтобы человек умел отвлечься от всего и выполнял только одну операцию, действие и т.д. Например, часовой мастер не сможет хорошо работать, если у него не будет сформировано это свойство внимания. Концентрацию внимания можно формировать, упражняясь в этом.

- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ внимания определяется способностью человека распределять свое сознание на несколько предметов одновременно. Это свойство обратное свойству концентрации внимания.

Представьте себе занятие, которое ведет преподаватель, у которого ярко выражено свойство концентрации внимания и отсутствует проявление свойства распределения внимания!

Что будет происходить?

Представьте водителя, который не может распределить внимание на возникающие ситуации на дороге, приборы и т.д. Это свойство развивается у человека в течении жизни.

-ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимание определяется временем, которое затрачивает человек на осознанный перенос внимания с одного предмета на другой. Например, вы писали в тетради. А дальше нужно слушать рассказ преподавателя.

Что необходимо сделать?

Перенести сознание с тетради, письма в ней, на рассказ.

Сколько времени затрачивается на такой перенос сознания?

Во-первых, это зависит от индивидуальных особенностей человека, и в большей мере, от его темперамента. Например, сангвиник переключится очень быстро, а флегматик – медленно.

Вы встречались с такой ситуацией? Приведите примеры.

Мама очень быстрый человек, т.е. – холерик. Просит дочку что-то сделать, а дочь-флегматик. Она очень медленно встает, идет и начинает делать, в результате – конфликт.

В основе его лежит различие в переключении внимания.

Во-вторых, переключение внимания зависит от возраста человека. Маленькие дети могут переключаться с одной деятельности на другую 10 и более секунд.

Время переключения внимания, бесспорно, уменьшается у человека в течении жизни, но нужно понимать, что оно будет различно в связи с различием в темпераментах людей.

-КОЛЕБАНИЕ внимания отличается своим содержанием от переключения тем, что его обусловливает неосознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Поясним это на простом примере. Вам предлагается рисунок усеченной четырехугольной пирамиды. Сосредоточьте свое внимание на центре пирамиды.

Что вы замечаете? Одно время в поле зрения будет усеченная пирамида, затем в поле зрения появится “коридор”. Если вы будете смотреть на рисунок долгое время, то заметите очередность смены объектов в поле сознания.

Какой механизм лежит в основе колебания внимания? Колебание внимания обусловливается физиологическими механизмами, т.е. особенностями работы нервных клеток мозга. Ученые доказали, что клетки мозга работают попеременно – часть клеток работает, часть находится в заторможенном состоянии. Поэтому в зависимости от смены работы клеток в зрительном центре коры головного мозга будет меняться фон и предмет воспринимаемого объекта, т.е. или пирамида, или “коридор”.

С другой стороны, время колебания внимания будет отличаться у различных людей, в связи с особенностями работы нервной системы. У одних людей смена фона и предмета восприятия будет происходить быстро, у других – медленно. Это свойство изменить человек не может, так как оно определяется силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения в нервных клетках.

Давайте повторим все свойства внимания.

Теоретически мы познакомились со всеми свойствами внимания, а сейчас проведем практическую работу на переключение и распределение внимания, сыграем в игру на концентрацию слухового внимания.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Изменение времени переключения внимания

Оборудование: Таблицы для исследования переключения внимания, секундомеры.

Ход работы: Учащихся необходимо разбить по парам, где один – испытуемый, другой – экспериментатор.

Инструкция испытуемому: Вам необходимо выполнить три задания:

  1. показать на таблице ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25;
  2. показать римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I;
  3. показать попеременно арабские цифры в возрастающем, а римские в убывающем порядке.

Например: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4 и т.д. экспериментатор засекает время каждого показа и следит за правильностью его выполнения. Данные заносятся в протокол.

Таблица для исследования времени переключения внимания

ПРОТОКОЛ

Обработка результатов:

t1 – время, затрачиваемое испытуемым на называние и показ 1 ряда;

t2 – время показа и называние 2 ряда;

t3 – время показа и название 1 и 2 рядов одновременно;

t переключения – время, затрачиваемое на одно переключение

t пер = t3 – (t1 + t2) 24

ВЫВОДЫ: Сравните и проанализируйте время переключения, полученное у всех членов группы.

ТЕМА: Изучение распределения внимания.

Оборудование: лист бумаги, ручка, таблица.

Инструкция: Перед вами таблица, на которой числа от 1 до 40. но всего на таблице изображено 25 чисел, а 15 чисел пропущено. На контрольном листе у нас написан ряд чисел от 1 до 40. за 2 минуты постарайтесь вычеркнуть в контрольном листе те цифры, которые пропущены в таблице. (исправления не допускаются).

Виды и свойства внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания для более полного и четкого отражения действительности.

Внимание организует и регулирует функционирование познавательных процессов, связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Проявление внимания обусловлено:

Внутренними причинами - желания, потребности, чувства, намерения, установки, и т.п.

Внешними причинами – предметы, объекты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п.

Таким образом, внимание - это особое психическое явление, выражающее взаимоотношение между субъектом и окружающей действительностью, проявляющееся в виде направленности и сосредоточенности сознания субъекта на объекте.

Направленность внимания позволяет осуществить отбор предметов для включения их в познавательную или в практическую деятельность.

Сосредоточенность внимания - это результат концентрации сознания на предмете с целью получения более полной информации о нем.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – возникает непреднамеренно, как:

Реакция на сильные раздражители: громкий звук, яркий свет, резкий запах;

Значимые для субъекта свойства и качества предметов и явлений внешнего мира;

Новый объект, впервые действующий на органы чувств;

Раздражители, соответствующие потребностям, интересам и установкам личности.

2. Произвольное внимание – возникает преднамеренно, при наличии волевых усилий, направлено и сосредоточенно на внешний предмет или умственное действие.

3. Послепроизвольное внимание – возникает в том случае, когда цель проявлять внимание остается, а волевые усилия исчезают. Внимание поддерживается увлеченностью и осуществляется без особых затруднений, обеспечивая высокую продуктивность познавательной и практической деятельности.

4. Сенсорное внимание – возникая при действии объектов на органы чувств, обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

5. Моторное внимание – направленность и сосредоточенность внимания человека на движениях и действиях. Позволяет четко осознавать приемы и способы, необходимые в практической деятельности.

6. Интеллектуальное внимание – имеет внутренний характер, связано с направленностью и сосредоточенностью мысли, направлено на функционирование познавательных процессов, памяти, мышления, воображения.

7. Природное внимание – врожденная способность субъекта избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы.

8. Социально обусловленное внимание – результат воспитания и обучения, связано с сознательным избирательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

9. Непосредственное внимание – направлено на объект, соответствующий актуальным потребностям и интересам человека.

10. Опосредованное внимание – регулируется при помощи указательных знаков, жестов, слов, предметов.

Свойства внимания:

1. Устойчивость внимания - это его временная характеристика, промежуток времени, в течение которого внимание может быть направлено и сосредоточено на объектах или на деятельности.

2. Концентрация внимания - динамическая характеристика, степень углубленности человека в деятельность. Повышение и понижение в концентрации внимания зависит от характера деятельности и от отношения к ней.

3. Переключение внимания - преднамеренное перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новыми целями и задачами, возникающими у субъекта в процессе осуществления познавательной деятельности. Переключение может быть:

Полным и неполным;

Завершенным - внимание полностью сосредотачивается на новом объекте или деятельности;

Незавершенным – внимание отчасти еще направлено на предыдущую деятельность.

4. Отвлечение внимания - результат непреднамеренного переключения внимания от деятельности на отвлекающие раздражители.

5. Распределение внимания - возможность одновременно заниматься несколькими видами деятельности, связана с приобретением личного опыта. Распределение внимания успешно при совмещении умственной деятельности с практической, труднее распределить внимание при выполнении двух видов интеллектуальной деятельности.

6. Объем внимания – количество стимулов находящихся в фокусе внимания одновременно. У взрослого человека – от 4 до 6 объектов, у ребенка – не более 2 – 3 объектов.

В зависимости от особенности внимания бывают:

1. Внимательные люди, способны сразу сосредоточить внимание на самом главном, быстро переключать и распределять внимание, относятся к любой деятельности ответственно, способны к длительной и напряженной работе, отличаются большой помехоустойчивостью.

2. Невнимательные люди, не в состоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей, не могут сосредоточиться на выполняемой работе, их внимание импульсивно.

3. Рассеянные люди, в связи с невоспитанностью внимания не могут задержать надолго свое внимание на каком-нибудь объекте, часто отвлекаются, делают все невпопад, ничего не замечают, что делается вокруг.

В результате высокой концентрации внимания у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность, может иметь место так называемая мнимая рассеянность. В силу этого, человек неадекватно реагирует на отвлекающие его воздействия.

3.5. Память и способы её развития.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующим воспроизведении поступившей на органы чувств информации.

Память – это важный познавательный процесс, обеспечивающий переход поступающей информации о внешнем мире к внутреннему интеллектуальному процессу – закреплению и систематизации полученной информации.

Память позволяет субъекту накапливать опыт для использования его в своей жизни, для осознания своей личности, для воспроизведения умений и навыков.

В психологии память называют мнемической деятельностью, по имени богини памяти и матери девяти муз Мнемозины.

Функции, выполняемые памятью в познавательной деятельности:

1. Отбор и закрепление необходимой информации поступающей через органы чувств.

2. Накопление и сохранение полученной информации в сознании человека.

3. Воспроизведение информации, необходимой в данный момент.

Основные процессы памяти:

1. Запоминание - процесс активного взаимодействия субъекта и объекта, несущего важную информацию. Прочность запоминания связана с:



Избирательностью информации;

Деятельностью человека;

Наличием установки запомнить информацию;

Эмоциональным состоянием человека, возникшим в момент восприятия информации.

2. Сохранение – процесс закрепления, систематизации и удержания информации в сознании субъекта, имеет избирательный характер. Сохраняется длительное время:

Информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности;

Информация, связанная с потребностями, желаниями, интересами, поведением, целями и стремлениями.

Сохраняется полно и прочно вся информация, имеющая важное жизненное значение.

3. Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека, осуществляющийся через определенный промежуток времени.

Восстановление актуальной информации, может осуществляться в разных формах в виде:

Узнавания - наиболее простой процесс актуализации информации при ее повторном восприятии;

Воспоминания - это процесс восстановления информации, воспринятой ранее;

Припоминания - наиболее сложный процесс восстановления информации, для восстановления в полном объеме нужной информации, субъект должен осуществить сложные умственные и мнемические действия;

Воспроизведения - сложный процесс восстановления информации в устной или письменной форме, во внешнем плане посредством устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п.

Узнавание, припоминание и воспоминание - это мнемические процессы, проходящие во внутреннем плане, про себя направленные на восстановление информации.

4. Забывание - этоцелесообразный процесс, может быть частичным или полным, постоянным или временным.

Виды памяти:

1. Непроизвольная память - осуществляется без всякой цели, легко и свободно, связана с активной умственной или практической деятельностью, с применением жизненно важной информации.

2. Произвольная память - осуществляется всегда с определенной целью, направлена на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер, требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим она приобретает произвольный характер.

3. Кратковременная память – показатель ограниченности по объему при однократном предъявлении. Человек запоминает от 5 до 9 слов, цифр, картинок, с одного предъявления.

4. Долговременная память - показателем периода времени, в течение которого сохраняется информация.

5. Оперативная память – обусловлена определенной деятельностью, проявляется в ходе её выполнения.

6. Промежуточная память – обусловлена сохранением информации в течение нескольких часов, затем она переводится в долговременную память.

7. Образная память - обусловлена существующими в сознании представлениями, отражающими ранее воспринятые явления и предметы. Представления могут быть: вкусовыми, зрительными двигательными, слуховыми, обонятельными и осязательными. Так как на основе зрительных, слуховых и двигательных представлений, происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность, они имеют наибольшее значение в жизни человека.

8. Смысловая память – обусловлена усвоением смыслового содержания информации.

9. Механическая память - обусловлена дословным запоминанием, без логической обработки усваиваемой информации.

10. Эмоциональная память, обусловлена способностью человека помнить эмоции и чувства, переживаемые им раньше.

11. Двигательная память обеспечивает усвоение и успешное выполнение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений.

Основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта, правильная организация процесса запоминания, специальная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.

Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются связи, ассоциации. При восприятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций:

1. Ассоциации по смежности - человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время.

2. Ассоциации по сходству - человек запоминает предметы, имеющие одинаковые признаки: величину, запах, объем, форму, цвет, и т.д.

3. Ассоциации по контрасту - запоминаются предметы, с противоположными качествами: длинный - короткий, круглый - квадратный, большой - маленький, белый - черный, толстый – тонкий, светлый – темный.

Специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала, включают следующие операции:

1. Ориентацию в смысловой структуре материала.

2. Расчленение и группировку смысловых элементов.

3. Установление связей между структурными единицами текста, перекодирование вербальной информации в образную.

4. Закрепление запоминаемого материала в целом и по частям.

К приемам мнемических процессов относят:

1. Механические приемы - обусловлены многократным заучиванием.

2. Логические приемы - обусловлены установлением смысловых связей материала, обобщение, систематизация, выделения главной мысли, перевод информации в схемы, графики, пересказ своими словами и т.п.

3. Мнемотехнические приемы - вторичны, опираются на логически осмысленные связи между запоминанием материала и уже известным.

Метод группировки – предполагает смысловую группу из 7 ± 2 количества единиц;

Методы ритма и рифм. Благодаря ритму - рифма служит опорой для группировок;

Цепной метод - предполагает определенную взаимосвязанную последовательность образов;

Метод мест, известный как метод Цицерона. Мысленно представьте, что информация, необходимая для запоминания размещена в хорошо известном вам месте, например: в кабинете, своей комнате или дороге, по которой вы ходите каждый день.

Основные свойства внимания, рассеянность, внимательность

Особенности внимания

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку - и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения - вот и объем внимания.

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания.

Свойства внимания

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания - продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания

Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: "Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим", и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся к психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т.д.

Высокая интенсивность концентрированного внимания для других групп профессий нужна лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания

Распределение - это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение и переключение внимания

Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при помощи тестов пакета "Внимание", время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания.

Переключение внимания

Переключение - это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет легко и быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях говорят о подвижном, гибком внимании.

Если же у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Значит у человека инертное внимание. Когда у человека совсем плохая переключаемость - это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека из-за плохой подготовленности к работе.

Рассеянность и внимательность

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Виды рассеянности

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый - результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Внимательность

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

4. Внимание

1. Понятие о внимании. Виды внимания.

2. Свойства внимания.

3. Развитие внимания. Управление вниманием.

1. О том, что же такое внимание, становится понятно из слов К. Д . Ушинского : «… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание не существует само по себе.

Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Например, можно быть внимательным при заучивании, внимательно слушать музыку и т. д.

Внимание, как правило, проявляется в характерной позе, выражении лица, однако без должного опыта можно ошибиться.

Например, полная тишина в классе во время урока далеко не всегда означает, что школьники внимательно слушают объяснения учителя.

Вполне возможно, что каждый занимается каким-либо своим, более интересным в данный момент делом.

Гораздо реже наблюдаются случаи, когда за вольной позой скрыто глубокое внимание.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

2. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное , произвольное, после-произвольное .

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание может возникать:

1) из-за определенных особенностей раздражителя.

К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);

б) неожиданность;

в) новизна и необычность;

г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);

д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) из внутренних побуждений личности.

Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности.

Например, старинный фасад здания скорее привлечет внимание человека, интересующегося архитектурой, чем остальных прохожих.

Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

Таким образом, внимание характеризует активность и избирательность человека при его взаимодействии с окружающим.

2. Традиционно выделяют пять свойств внимания:

1) сосредоточенность (концентрация);

2) устойчивость;

4) распределение;

5) переключение.

Сосредоточенность (концентрация ) – внимание удерживается на каком-либо объекте или деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального.

Устойчивость – это длительное удержание внимания, которая повышается, если человек активен при осуществлении действий с предметами или выполнении деятельности.

Устойчивость снижается, если объект внимания подвижен, постоянно изменяется.

Объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновременно достаточно ясно воспринять. Для большинства взрослых людей объем внимания равен 4–6 объектам, для школьника – 2–5 объектам.

Распределение внимания – умение человека выполнять одновременно две или даже более деятельностей, когда человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах.

Как правило, распределение возникает в том случае, если какая-либо из деятельностей освоена настолько, что требует лишь незначительного контроля.

Например, гимнастка может решать простые арифметические примеры, идя по бревну, ширина которого равна 10 см, в то же время человек, далекий от спорта, вряд ли это сделает.

Переключение внимания – способность человека сосредотачиваться попеременно то на одной, то на другой деятельности (объекте) в связи с возникновением новой задачи.

Внимание также имеет и свои недостатки, самым распространенным из которых является рассеянность, выражающаяся в двух видах:

1) частая непроизвольная отвлекаемость в процессе выполнения деятельности.

Про таких людей говорят, что у них «порхающее», «скользящее» внимание. Может возникать как следствие:

а) недостаточного развития внимания;

б) плохого самочувствия, утомления;

в) у учащихся – запущенности учебного материала;

г) отсутствия интересов;

2) чрезмерная сосредоточенность на каком-то одном объекте или деятельности, когда ни на что другое не обращается внимание.

Например, человек, обдумывая что-то для себя важное, может, переходя дорогу, не заметить красный цвет светофора и угодить под колеса автомобиля.

Итак, положительные свойства внимания помогают более эффективно и качественно выполнять любой вид деятельности.

3. Внимание дошкольника характеризуется такими качествами как непроизвольность, отсутствие сосредоточенности, неустойчивость.

С поступлением в школу роль внимания резко повышается, ведь именно хороший уровень его развития является залогом успешности овладения учебной деятельностью.

Каким образом учитель может организовывать внимание учащихся в процессе урока?

Назовем лишь некоторые из педагогических приемов, повышающих внимательность школьников.

1. Использование голосовой и эмоциональной модуляции, жестикуляции привлекает внимание учеников, т. е. учителю следует постоянно изменять интонацию, высоту, громкость голоса (от обычной речи до шепота), используя при этом адекватную мимику и жесты.

Следует помнить о жестах открытости и доброжелательности (см. тему «Общение»).

2. Изменение темпа: выдерживание паузы, резкое изменение скорости, переход от нарочито медленной речи до скороговорки.

3. По ходу объяснения нового материала учащиеся должны конспектировать опорные (ключевые) слова, можно предложить кому-то одному это делать на доске.

По окончании объяснения школьники по очереди зачитывают свой конспект.

4. По ходу объяснения прерывать речь на вполне очевидных для слушателей словах, требуя от них продолжения.

Активность школьников следует поощрять доступными способами.

5. «Провалы памяти», когда педагог якобы забывает что-то вполне очевидное для аудитории и просить ему помочь «вспомнить» (даты, имена, термины и т. п.).

6. Использование по ходу объяснения нового материала различных видов вопросов: наводящих, контрольных, риторических, уточняющих, встречных, вопросов-предложений и т. д.

7. Смена видов деятельности в ходе урока существенно повышает внимательность школьников (например, на уроке математики это может быть устный счет, решение у доски, ответы по карточкам и т. п.).

8. Четкая организация урока, когда педагогу не приходится самому отвлекаться на побочные действия, оставляя детей предоставлеными самим себе.

Если необходимо что-то написать на доске, лучше сделать это заранее во время перемены.

При обучении младших школьников нецелесообразно прерывать их деятельность дополнительными указаниями типа: «Не забудьте начать с красной строки», «Помните словарные слова» и т. п.

Ведь работа уже начата, и требования «вдогонку» лишь отвлекут детей.

Также недопустимо при выполнении коллективной работы громко делать замечания отдельным детям («Маша, не горбись», «Саша, не вертись»), тем самым отвлекая от работы и других учеников класса.

Для детей младшего школьного возраста важно продумывать и перемены, ведь дети должны успеть отдохнуть, но при этом быстро включиться в процесс следующего урока.

Соблюдение рассмотренных педагогических условий повышения детского внимания позволит более успешно организовывать учебную деятельность школьника.

Хорошее внимание необходимо не только школьникам, но и взрослым.

Рассмотрим подробнее пути совершенствования внимания .

2. Важно систематически упражняться в одновременном наблюдении за несколькими объектами, при этом уметь отделять главное от второстепенного.

3. Следует тренировать переключение внимания: быстроту перехода с одной деятельности на другую, умение выделять главное, способность изменять порядок переключения (образно это называется выработкой «маршрута восприятия»).

4. Развитию устойчивости внимания способствует наличие волевых качеств.

Нужно уметь заставить себя сосредоточиться, когда этого не хочется.

Надо чередовать трудные дела с легкими, интересные с неинтересными.

5. Частое использование интеллектуальных игр (шахматы, головоломки и т. п.) также развивает внимание.

6. Лучший способ развития внимания – это внимательное отношение к окружающим людям.

Таким образом, следует в течение всей жизни развивать и совершенствовать свое внимание.

Из книги 50 способов познакомиться и понравиться автора Вульф Шерин

Внимание Одно дело - пользоваться своим воображением и совсем другое - настраиваться на что-то и разочаровываться. Не надо мечтать о чем-то совсем особенном, а то потом, когда все получится не совсем так, как вам бы хотелось, вы почувствуете огорчение.К примеру, не

Из книги Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе автора Сгрийверс Йооп

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Внимание Задачи на внимание Кто скорее найдет все цифры от 1 до 90 (рис. 8.)? Проследите мысленно, без помощи ручки каждую из линий (рис. 9). Рис. 8 Рис. 9.

Из книги О технике актера автора Чехов Михаил Александрович

Внимание По мере того как путем систематических упражнений вы развиваете свое воображение, оно становится все более гибким и подвижным. Образы вспыхивают и сменяют друг друга со все возрастающей быстротой. Это может привести к тому, что вы будете терять их раньше, чем они

Из книги Полный тренинг по развитию уверенности в себе автора Рубштейн Нина Валентиновна

Внимание Ваше внимание помогает вам замечать реальность «здесь и сейчас», отсекая лишнее, беря в практику нужное, отслеживая себя и других.Часто мы не замечаем, где находятся наши мысли и переживания.19. Попробуйте в течение дня записывать, о чем вы думаете и переживаете.

Из книги Я прав - вы заблуждаетесь автора Боно Эдвард де

Внимание Искусство - это хореография внимания.Вы стоите перед красивым зданием. Оно представляется вам осмысленным целым. Затем ваше внимание переключается на колонны, расположение окон, козырек крыши, затем обратно на здание в целом, потом вновь на подробности:

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ВНИМАНИЕ Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый элемент, отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

4. Внимание 1. Понятие о внимании. Виды внимания.2. Свойства внимания.3. Развитие внимания. Управление вниманием.1. О том, что же такое внимание, становится понятно из слов К. Д. Ушинского: «… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Внимание Концепция слежения, или наблюдения, кардинально отличается от концепции восприятия; в ней делается акцент на избирательных, подготовительных, организующих и мобилизующих действиях. Это не обязательно должны быть реакции, полностью определяемые природой

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Внимание Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! С.

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Внимание Сила истории Вы понимаете, что достигаете большего контакта с аудиторией, когда рассказываете им историю, а не связку голых фактов. И достаточно подготовлены, чтобы излагать ее с выразительностью и убеждением. Это заставляет людей сидеть и слушать. Саймон

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Внимание В когнитивной психологии основное внимание уделяется тому, как мозг обрабатывает и анализирует конкретные стимулы, поступающие из окружающей среды. Например, читая книгу, вы испытываете множество разных ощущений: чувствуете вес книги в руке; слышите звук

Из книги Шляпа фокусника. Озорная школа творчества автора Банток Ник

Внимание! Если вы хотели бы иметь краткое пособие по оригинальности, то эта книга явно не для вас!Но, с другой стороны, если вам все-таки придет в голову побродить по непроторенным дорожкам в компании с весьма сомнительной личностью, если вас не подведет чувство юмора и вы

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

4.1. Внимание Понятие внимания. Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики – вниманию.Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Внимание Ежечасно, ежеминутно тысячи внешних стимулов лезут нам в глаза и уши, затопляя наши мозги. При этом осознаем мы – просто обращаем внимание – лишь горстку из них. Присмотритесь к тому, что вы делаете прямо сейчас, например, читая эту книгу. Поднимая глаза от текста,

Похожие статьи