Спиркин А. Философия

27.09.2019

Название: Философия: Учебник

М.: Гардарики, 2006. - 736 с. (2-е изд.)
ISBN 5-8297-0098-7
PDF 3,7 Мб

Качество: текст с сохранением исходной структуры

Язык: Русский

Автор учебника Л.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводного слова, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философского раздела; основ общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытия в мире, вопросы души, сознания и разума, теория познания; социальной философии, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.
Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.

Оглавление

Раздел первый
История философии
Глава 1. Античная философия
Глава 2. Философия средневековья
Глава 3. Философия эпохи Возрождения
Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий
Глава 5. Философия французского Просвещения
Глава 6. Немецкая классическая философия
Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков
Глава 8. Русская философия

Раздел второй
Основы общей философии
Глава 9. Учение о бытии
Глава 10. Человек и его бытие в мире
Глава 11. Душа, сознание и разум
Глава 12. Теория познания

Раздел третий
Основы социальной философии и философии истории
Глава 13. История социальной философии и историософии
Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории
Глава 15. Общество и человечество, нация и семья
Глава 16. Экономическая философия
Глава 17. Политическая философия
Глава 18. Духовная жизнь общества
Глава 19. О роли народных масс и личности в истории
Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса

Именной указатель

ISBN 5-8297-0098-7 (в пер.)

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. – 736 с.

Рецензенты:

д-р философских наук, проф. П.В. Алексеев

д-р философских наук, проф. Л.Е. Серебряков

Автор учебника А.Г. Спиркин – член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

Учебное издание

Спиркин Александр Георгиевич

Вводное слово

  • 2. Философия и мировоззрение

Раздел первый

История философии

Глава 1. Античная философия

  • 1. От мифа к Логосу
  • 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
  • 3. О семи мудрецах
  • 4. Пифагор и его школа
  • 5. Гераклит Эфесский
  • 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
  • 7. Эмпедокл
  • 8. Анаксагор
  • 9. Атомизм Левкиппа-Демокрита
  • 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
  • 11. Сократ
  • 12. Платон
  • 13. Аристотель

Философия раннего эллинизма

  • 14. Киники и скептики
  • 15. Эпикур и эпикурейцы
  • 16. Стоицизм
  • 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

Глава 2. Философия средневековья

  • 1″ Блаженный Августин
  • 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия
  • 3. П. Абеляр
  • 4. Фома Аквинский
  • 5. Р. Бэкон
  • 6. Д. Скот
  • 7. У. Оккам
  • 8. Об универсалиях

Глава 3. Философия эпохи Возрождения

  • 1. М. Монтень
  • 2. Пико делла Мирандола
  • 3. Николай Кузанский
  • 4. Я. Бёме
  • 5. Дж. Бруно

Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий

  • 1. Ф. Бэкон
  • 2. Т. Гоббс
  • 3. Р. Декарт
  • 4. Б. Паскаль
  • 5. Б. Спиноза
  • 6. Дж. Локк
  • 7. Г. Лейбниц
  • 8. Дж. Беркли
  • 9. Д. Юм

Глава 5. Философия французского Просвещения

  • 1. Вольтер
  • 2. Ж.Ж. Руссо
  • 3. Д. Дидро
  • 4. П. Гольбах

Глава 6. Немецкая классическая философия

  • 1. И. Кант
  • 2. И.Г. Фихте
  • 3. Ф. Шеллинг
  • 4. Г. Гегель
  • 5. Л. Фейербах

Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков

  • 1. А. Шопенгауэр
  • 2. С. Кьеркегор
  • 3. Ф. Ницше
  • 4. А. Бергсон
  • 5. Ч. Пирс
  • 6. У. Джемс
  • 7. Дж. Дьюи
  • 8. Э. Гуссерль
  • 9. Представители герменевтики
  • 10. М. Шелер
  • 11. П. Тейяр де Шарден
  • 12. М. Хайдеггер
  • 13. К. Ясперс
  • 14. Ж.П. Сартр
  • 15. Позитивизм О. Конта
  • 16. Неопозитивисты
  • 17. Б. Рассел
  • 18. Л. Витгенштейн
  • 19. К. Леви-Строс
  • 20. К. Поппер

Глава 8. Русская философия

  • 1. М.В. Ломоносов
  • 2. А.Н. Радищев
  • 3. П.Я. Чаадаев
  • 4. Славянофилы
  • 5. Западники
  • 6. Л.Н. Толстой
  • 7. Ф.М. Достоевский
  • 8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов
  • 9. B.C. Соловьев
  • 10. О философии XX века

Раздел второй

Основы общей философии

Глава 9. Учение о бытии

  • 1. Бытие как всеохватывающая реальность
  • 2. Историческое осознание категории бытия
  • 3. Объективное бытие и Я-бытие
  • 4. О метафизике
  • 5. Иерархия типов реальности
  • 6. Бытие как проблема
  • 7. Материя
  • 8. Движение
  • 9. Пространство и время
  • 10. Основные категории философии

Глава 10. Человек и его бытие в мире

  • 1. Общее понятие о человеке
  • 2.О многомерности человека
  • 3. Человек и человечество
  • 4. Личность и Я
  • 5. Идея личностной уникальности

Глава 11. Душа, сознание и разум

  • 1. Общее представление о душе
  • 2. Душа и тело
  • 3. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального
  • 4. Что такое сознание
  • 5. Сознание, самосознание и рефлексия
  • 6. Сознание и сфера бессознательного
  • 7. О психике животных
  • 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости
  • 9. Сознание, язык, общение

Глава 12. Теория познания

  • 1. Сущность и смысл познания
  • 2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм
  • 3. Виды познания
  • 4. Соотношение знания и веры
  • 5. Субъект и объект познания
  • 6. Познание, практика, опыт
  • 7. Идеальные побудительные силы познания
  • 8. Что есть истина
  • 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
  • 10. Мышление: его сущность и основные формы
  • 11. Методы и приемы исследования
  • 12. Об открытии и изобретении
  • 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества
  • 14. Доказательство и опровержение

Раздел третий

Основы социальной философии и философии истории

Глава 13. История социальной философии и историософии

  • 1. Зарождение социально-исторического сознания
  • 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения
  • 3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени

Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории

  • 1. Идея общественно-исторической закономерности
  • 2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
  • 3. Стихийное и сознательное в истории

Глава 15. Общество и человечество, нация и семья

  • 1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа
  • 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
  • 3. Сущность нации
  • 4. Любовь, брак, семья
  • 5. Вопросы демографии

Глава 16. Экономическая философия

  • 1. Философско-экономический образ мышления
  • 2. Философия и психология труда
  • 3. Философия техники
  • 4. Человек, общество и природа: проблемы экологии
  • 5. Собственность и самоутверждение личности
  • 6. Сущность и составляющие социально-экономического управления
  • 7. “Невидимая рука и зоркий глаз” государства
  • 8. Нравственно-психологические устои экономики

Глава 17. Политическая философия

  • 1. Идея права: право власти и власть права
  • 2. Социальная справедливость как правовая ценность
  • 3. Сущность государства
  • 4. Политическая власть
  • 5. Политика и нравственность
  • 6. Идея разделения властей и институты власти
  • 7. Политический строй либерально-демократического общества
  • 8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности
  • 9. Недемократические политические режимы
  • 10. Тоталитарное разложение души

Глава 18. Духовная жизнь общества

  • 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества
  • 2. Политическое сознание
  • 3. Правосознание и его культура, правовое послушание
  • 4. Нравственное сознание
  • 5. Философия религии
  • 6. Эстетическое сознание и философия искусства
  • 7. Научное сознание и мир науки
  • 8. Философия культуры

Глава 19. О роли народных масс и личности в истории

  • 1. Народ как основная практически созидающая сила истории
  • 2. Толпа и ее психология
  • 3.0 роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя

Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса.. . 718

  • 1. О смысле истории
  • 2. Об историческом прогрессе

Именной указатель

Вводное слово

  • 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы “растопыренные” пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

Можно сказать, что философия – это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это Теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью . Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово “философия” восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

1 Дж. Леббок в своей книге “Начало цивилизации” пишет о любознательности туземца, который рассказывал о себе: “Я пошел однажды пасти свой скот. Погода была пасмурная. Я сел на скалу и стал задавать себе грустные вопросы; да, грустные, потому что я не в силах был ответить на них. Кто касался звезд своими руками? На каких столбах они держатся? Я спрашивал себя также: воды никогда не устают, у них нет другого дела, как течь не переставая от утра до ночи и от ночи до утра; но где же они останавливаются и кто заставляет их течь таким образом? И облака тоже приходят и уходят и изливаются водою на землю. Откуда они приходят? Кто посылает их? Конечно, не колдуны посылают нам дождь; как могут они сделать это? И почему я никогда не вижу своими глазами, как они поднимаются на небо, чтобы добыть его? Я не могу видеть и ветра, но что же он такое? Кто несет его, заставляет его дуть, реветь и пугать нас? Разве я знаю также, как растет хлеб? Вчера у меня в поле не было ни былинки; сегодня я пришел туда и нашел их уже несколько. Кто мог дать земле мудрость и силу, чтобы произвести это? И я закрыл лицо руками” (с. 309-310), – видимо, от жажды знания и невозможности ее удовлетворить.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство , особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

1 Позитивизм (от лат. positivous – положительный) – направление в философии, исходящее из того, что только положительные, конкретные науки могут дать настоящее знание, тем самым умаляется специфика собственно философского знания или это знание уподобляется конкретно-научному, позитивному.

2 Неокантианство – философское течение, развившее отдельные принципы учения Иммануила Канта.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков . Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

3 Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из мудрой древнеиндийской притчи. “Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот, другому – ногу, а третьему – хвост. “Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?” – спросили их. “О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея”, – ответил первый слепой. “Это что-то большое, как колонна”, – отозвался второй, ощупывая ногу слона. “Это что-то тонкое и длинное, как веревка”, – сказал третий”. В этой притче есть тонкий намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных достижений конкретных наук, определенных областей культуры.

“Ее задача – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство” .

1 Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 422.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии – таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию. Философия – это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

В заключение можно отметить, что философия существует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической, университетской форме, в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.

  • 2. Философия и мировоззрение

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное – это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: “философское мировоззрение”, “политическое мировоззрение” или “художественное мировоззрение”, или даже в еще более узком понимании – “врачебное мировоззрение”, “физическое мировоззрение” и т.п.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве – ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Философия. Спиркин А.Г.

2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

Формат: pdf / zip (2-е изд., 2006г., 736с.)

Размер: 3 ,02 Мб

/ Download файл

Практически это формат txt , сохраненный для Word . Так удобнее. Но в PDF лучше, там просто реальная книга.

Формат: doc / zip (2-е изд., 2006г., 736с.)

Размер: 821Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Вводное слово
§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания
§ 2. Философия и мировоззрение
Раздел первый
История философии
Глава 1. Античная философия
§ 1. От мифа к Логосу
§ 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
§ 3. О семи мудрецах
§ 4. Пифагор и его школа
§ 5. Гераклит Эфесский
§ 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
§ 7. Эмпедокл
§ 8. Анаксагор
§ 9. Атомизм Левкиппа-Демокрита
§ 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
§ 11. Сократ
§ 12. Платон
§ 13. Аристотель
Философия раннего эллинизма
§ 14. Киники и скептики
§ 15. Эпикур и эпикурейцы
§ 16. Стоицизм
§ 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники
Глава 2. Философия средневековья
§ 1" Блаженный Августин
§ 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия
§ 3. П. Абеляр
§ 4. Фома Аквинский
§ 5. Р. Бэкон
§ 6. Д. Скот
§ 7. У. Оккам
§ 8. Об универсалиях
Глава 3. Философия эпохи Возрождения
§ 1. М. Монтень
§ 2. Пико делла Мирандола
§ 3. Николай Кузанский
§ 4. Я. Бёме
§ 5. Дж. Бруно
Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий
§ 1. Ф. Бэкон
§ 2. Т. Гоббс
§ 3. Р. Декарт
§ 4. Б. Паскаль
§ 5. Б. Спиноза
§ 6. Дж. Локк
§ 7. Г. Лейбниц
§ 8. Дж. Беркли
§ 9. Д. Юм
Глава 5. Философия французского Просвещения
§ 1. Вольтер
§ 2. Ж.Ж. Руссо
§ 3. Д. Дидро
§ 4. П. Гольбах
Глава 6. Немецкая классическая философия
§ 1. И. Кант
§ 2. И.Г. Фихте
§ 3. Ф. Шеллинг
§ 4. Г. Гегель
§ 5. Л. Фейербах
Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков
§ 1. А. Шопенгауэр
§ 2. С. Кьеркегор
§ 3. Ф. Ницше
§ 4. А. Бергсон
§ 5. Ч. Пирс
§ 6. У. Джемс
§ 7. Дж. Дьюи
§ 8. Э. Гуссерль
§ 9. Представители герменевтики
§ 10. М. Шелер
§ 11. П. Тейяр де Шарден
§ 12. М. Хайдеггер
§ 13. К. Ясперс
§ 14. Ж.П. Сартр
§ 15. Позитивизм О. Конта
§ 16. Неопозитивисты
§ 17. Б. Рассел
§ 18. Л. Витгенштейн
§ 19. К. Леви-Строс
§ 20. К. Поппер
Глава 8. Русская философия
§ 1. М.В. Ломоносов
§ 2. А.Н. Радищев
§ 3. П.Я. Чаадаев
§ 4. Славянофилы
§ 5. Западники
§ 6. Л.Н. Толстой
§ 7. Ф.М. Достоевский
§ 8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов
§ 9. B.C. Соловьев
§ 10. О философии XX века

Раздел второй
Основы общей философии
Глава 9. Учение о бытии
§ 1. Бытие как всеохватывающая реальность
§ 2. Историческое осознание категории бытия
§ 3. Объективное бытие и Я-бытие
§ 4. О метафизике
§ 5. Иерархия типов реальности
§ 6. Бытие как проблема
§ 7. Материя
§ 8. Движение
§ 9. Пространство и время
§ 10. Основные категории философии
Глава 10. Человек и его бытие в мире
§ 1. Общее понятие о человеке
§2.О многомерности человека
§ 3. Человек и человечество
§ 4. Личность и Я
§ 5. Идея личностной уникальности
Глава 11. Душа, сознание и разум
§ 1. Общее представление о душе
§ 2. Душа и тело
§ 3. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального
§ 4. Что такое сознание
§ 5. Сознание, самосознание и рефлексия
§ 6. Сознание и сфера бессознательного
§ 7. О психике животных
§ 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости
§ 9. Сознание, язык, общение
Глава 12. Теория познания
§ 1. Сущность и смысл познания
§ 2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм
§ 3. Виды познания
§ 4. Соотношение знания и веры
§ 5. Субъект и объект познания
§ 6. Познание, практика, опыт
§ 7. Идеальные побудительные силы познания
§ 8. Что есть истина
§ 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
§ 10. Мышление: его сущность и основные формы
§ 11. Методы и приемы исследования
§ 12. Об открытии и изобретении
§ 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества
§ 14. Доказательство и опровержение

Раздел третий
Основы социальной философии и философии истории
Глава 13. История социальной философии и историософии
§ 1. Зарождение социально-исторического сознания
§ 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения
§ 3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени
Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории
§ 1. Идея общественно-исторической закономерности
§ 2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
§ 3. Стихийное и сознательное в истории
Глава 15. Общество и человечество, нация и семья
§ 1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа
§ 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
§ 3. Сущность нации
§ 4. Любовь, брак, семья
§ 5. Вопросы демографии
Глава 16. Экономическая философия
§ 1. Философско-экономический образ мышления
§ 2. Философия и психология труда
§ 3. Философия техники
§ 4. Человек, общество и природа: проблемы экологии
§ 5. Собственность и самоутверждение личности
§ 6. Сущность и составляющие социально-экономического управления
§ 7. "Невидимая рука и зоркий глаз" государства
§ 8. Нравственно-психологические устои экономики
Глава 17. Политическая философия
§ 1. Идея права: право власти и власть права
§2. Социальная справедливость как правовая ценность
§ 3. Сущность государства
§ 4. Политическая власть
§ 5. Политика и нравственность
§ 6. Идея разделения властей и институты власти
§ 7. Политический строй либерально-демократического общества
§ 8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности
§ 9. Недемократические политические режимы
§ 10. Тоталитарное разложение души
Глава 18. Духовная жизнь общества
§ 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества
§ 2. Политическое сознание
§ 3. Правосознание и его культура, правовое послушание
§ 4. Нравственное сознание
§ 5. Философия религии
§ 6. Эстетическое сознание и философия искусства
§ 7. Научное сознание и мир науки
§ 8. Философия культуры
Глава 19. О роли народных масс и личности в истории
§ 1. Народ как основная практически созидающая сила истории
§ 2. Толпа и ее психология
§3.0 роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя
Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса.. . 718
§1. О смысле истории
§ 2. Об историческом прогрессе
Именной указатель

Александр Георгиевич Спиркин (24 декабря 1918, с.Чигонак, ныне Саратовская область - 28 июня 2004) - советский и российский философ. Специализация: диалектический материализм, философские проблемы психологии и кибернетики. Доктор философских наук (1959), профессор (1970), член-корреспондент АН СССР по Отделению философии и права (философия) с 26 ноября 1974.

Окончил (1941) Московский институт дефектологии (ныне - факультет Московского государственного педагогического университета). По сфабрикованному делу был арестован и в 1941-1945 находился в заключении. В 1945-1946 гг. работал научным сотрудником в Институте неврологии Академии медицинских наук СССР. В 1946-1952 гг. - научный сотрудник Института философии Академии наук СССР. В 1952-1953 гг. был деканом дефектологического факультета Московского заочного педагогического института. С 1954 г. работал в издательстве «Советская энциклопедия», где в 1960-1970 г. заведовал редакцией философии. В 1962-1978 гг. был старшим научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где в 1978-1982 гг. заведовал сектором диалектического материализма, а с 1982 г. работал главным научным сотрудником (ныне - Институт философии РАН).

В 1979-1984 гг. заведовал лабораторией биоинформации при Обществе радиотехники, электроники и связи имени А. С. Попова. С 1946 г. преподавал философские и психологические дисциплины в высших учебных заведениях г. Москвы. С 60-х гг. публиковал популярные учебники по философии. Рукопись учебника А. Спиркина «Основы философии» была удостоена премии на Всесоюзном конкурсе учебников для студентов высших учебных заведений. В 1990 г. этот учебник вышел на английском языке в издательстве «Прогресс», а после распада СССР был переиздан на русском языке в существенно переработанном виде.

Книги (1)

Сознание и самосознание

Книга известного советского философа и психолога, автора ряда монографий А.Г. Спиркина посвящена анализу философско-психологических аспектов проблемы сознания и самосознания человека.

Хотя эта проблема давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом, до сих нор не смолкают споры о сущности и структуре сознания, о его активности, о природе идеального, о соотношении сознательного и бессознательного в процессе познания и деятельности, о возможности создания искусственного сознания и его границах.

Комментарии читателей

gor dintsov / 18.12.2016 Николаев И В (специлист по системной логике, СПб профессор) и Зырянов Н.А опубликовали книгу "АНТИ-СПИРКИН"(учебное пособие философии,логике и политологии),М.СПб 2003 -дают анализ, "как повлияли идеи С-на на разрушение сознания россиян и на разрушение всей страны".
Обязательно прочтите, полезная вещь
Игорь Одинцов
историк

Виталий / 11.02.2014 Я вольный читатель, но прочитавши буквально пол учебника этого выдающегося автора- поумнел в общем

/ 27.08.2013 ИЗ БИОГРАФИИ ИЗЪЯТЫ СВЕДЕНИЯ ТОМ, ЧТО ГОСПОДИН СПИРКИН РУКОВОДИЛ ВЫСШЕЙ ПАРТИЙНОЙ ШКОЛОЙ ПРИ ЦК КПСС

Гость / 17.01.2012 Талантливый автор,учебное пособие одно из лучших,необходимое

Сергей / 13.01.2011 С.Н. Мареев пишет следующее. В свое время был широко известен учебник А.Г. Спиркина «Курс марксистской философии», первое издание которого состоялось в 1963 году. При Советской власти в нем в идеологическом плане все было обставлено в соответствии с обстоятельствами места и времени. Но произошла «перестройка», и тот же учебник Спиркина объявился вновь, но уже под названием «Основы философии» .
то, что сейчас выходит в России в качестве учебников «философии», тоже по существу является «диаматом», хотя называется по-разному: «теоретическая философия», «онтология» и т.д.

Глава 1. Античная философия

Глава 2. Философия средневековья

Глава 3. Философия эпохи Возрождения

Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий

Глава 5. Философия французского Просвещения

Глава 6. Немецкая Классическая философия

Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков

Глава 8. Русская философия

Глава 9. УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Глава 10. Человек u его бытие в мире

Глава 11. Душа, сознание и разум

Глава 12. Теория познания

Глава 13. История социальной философии и историософии

Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории

Глава 15. Общество и человечество, нация и семья

Глава 16. Экономическая философия

Глава 17. Политическая философия

Глава 18. Духовная жизнь общества

Глава 19. О роли народных масс и личности в истории

Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса

Рецензенты:

д-р философских наук, проф. П. В. Алексеев

д-р философских наук, проф. Л. Е. Серебряков

Спиркин А.Г.

Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 816с.

ISBN 5-7975-0126-0 (в пер.)

Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80- е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания: социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Похожие статьи