Состояние внутреннего безмолвия. Накопление внутреннего безмолвия

20.09.2019

Материал из энциклопедии Чапараль

Внутренняя тишина (англ. inner silence) или внутреннее безмолвие

Дон Хуан определял внутреннее безмолвие как особое состояние изгнания мыслей, при котором человек может функционировать на ином уровне сознания, чем обычно. Он подчеркивал, что внутреннее безмолвие наступает при прекращении внутреннего диалога - вечного спутника мыслей, и потому является состоянием глубокой тишины.

Маги древности, - говорил дон Хуан, - назвали это внутренним безмолвием , так как в этом состоянии восприятие не зависит от чувств. Во время внутреннего безмолвия вступает в силу иная способность человека, та способность, которая делает его магическим существом, способность, ограничиваемая не самим человеком, а неким чужеродным влиянием.

А что это за чужеродное влияние, которое ограничивает наши магические способности? - спросил я.

Это предмет нашей будущей беседы, - ответил дон Хуан, - а не тема настоящей дискуссии, хотя это на самом деле самый серьезный аспект магии шаманов древней Мексики.

Цель

Остановка мира

Желаемый результат - это то, что маги называли остановкой мира , - момент, когда все вокруг перестает быть тем, чем было всегда.

Это момент, когда маг возвращается к подлинной природе человека, - продолжал дон Хуан. - Маги древности также называли это абсолютной свободой . Это момент, когда человек-раб становится свободным существом, способным на такие чудеса восприятия, которые бросают вызов нашему обычному воображению.

TA: Существует много, много медитативных техник и монахи... не обязательно буддисты... Дзен... (возможно прерывания из-за плохого качества аудиозаписи) ... их цель в спокойствии внутри (quiet inside) . Перед <этими техниками> я уже закончила перепросмотр своей жизни и некоторые техники неделания , поэтому я была способна выследить (stalk) эти позиции, но это не значит, что если вы практикуете Дзен медитацию, то вы не сможете успокоить (quiet) свой внутренний диалог.

Существует множество медитативных техник, которые выключают (shut off) внутренний диалог, но этого недостаточно. Тишина внутри (quiet inside) это хорошо, но что произойдёт когда вы вернётесь к работе и будете окружены людьми и ваш сердитый босс или дома ваши дети или другие люди будут кричать на вас? Вы хотите иметь тишину (silence) , спокойствие (equanimity - невозмутимость, хладнокровие) и разрешать любую ситуацию, поэтому <при обучении> нас всегда отправляли обратно в рабочую обстановку, где мы практиковали бы успокоение внутреннего диалога.

Не только сидя в дзадзен (zazen) или в пещере вы можете практиковать медитацию, потому, что я знаю и разговаривала с буддийскими монахами, тибетскими монахами, которые приезжали в Лос Анжелес и они говорят, что очень тяжело поддерживать спокойствие. Это же говорят в Китае. Когда китайцы поднялись в даосские храмы в горах и превратили эти места в туристические, монахи говорят, что теперь, когда мир вошёл в их область, разрушена часть тишины (silence) , которая была построена.

Маги же говорят "Стройте тишину (silence) не на вершине горы, а внутри себя" - это то, что для нас обозначает успокоение внутреннего диалога.

Опыт

Кастанеда

Нет возможного способа узнать, каким может быть наш индивидуальный порог. Единственный способом найти его - это пытаться достичь его. Так, например, случилось со мной. Следуя предложению дона Хуана я старался заставить себя войти в состояние тишины, и однажды, когда я шел по университету из факультета антропологии в кафе, я достиг своего таинственного порога. Я знал, что я достиг его, потому что в одно мнгновение я испытал то, что многократно описывал дон Хуан - остановку мира. В одно мнгновение мир перестал быть для меня тем, чем он был и в первый раз в своей жизни я осознал, что я вижу энергию так, как она течет во вселенной. Я сел на кирпичные ступени. Я знал, что я сижу на кирпичных ступенях, но я знал это только интеллектуально, посредством памяти. На самом деле я присел отдохнуть на энергию. Я сам был энергией и все вокруг меня тоже являлось энергией.

Затем я осознал то, что меня напугало, то, что никто кроме дона Хуана не мог мне объяснить; я осознал (conscious) то, что хотя я и видел первый раз в своей жизни, я видел энергию так как она течет во вселенной всю свою жизнь, но я не сознавал (conscious) этого. Видеть энергию так как она течет во вселенной не было для меня чем-то новым. Новым был вопрос, который появился во мне с таким неистовством, что это вернуло меня обратно в мир повседневной жизни.

Что же удерживало меня от осознания (realizing - понимания) того, что я вижу энергию так как она течет во вселенной? - спросил я себя.

Дон Хуан объяснил это мне, указав на различие между осознанием вообще (general awareness - общим пониманием) и предумышленным осознаванием чего-либо (deliberately conscious of something) . Он сказал, что состояние людей включает в себя это глубокое осознание (deep awareness) , но все примеры (instances) этого глубокого осознавания (deep awareness) находятся на другом уровне, нежели уровень их предумышленного осознавания (deliberately conscious of them) . Он говорил, что внутренняя тишина создала мост между (had bridged the gap - <позволила> преодолеть этот разрыв) этим разрывом, в этом и состоит ее функция, что позволило мне осознавать (conscious) вещи, которые я раньше только чувствовал, не осознавая (things I had only been aware of in a general sense - вещи которые я знал в общем смысле) .

Связи

Связь с безмолвным знанием

Он заявил, что все современные маги должны постоянно бороться, за достижение смолкания ума (внутренней тишины) . Нагваль должен бороться особенно настойчиво, потому что он обладает большей силой, большей властью над энергетическими полями, которые определяют восприятие. Он в большей степени подготовлен и поэтому лучше знаком со сложностями безмолвного знания, которое является ничем иным, как непосредственным контактом с намерением .

Практикуемая таким образом магия становится попыткой восстановить наше знание намерения и снова обрести способность использовать его, не поддаваясь ему. И абстрактные ядра магических историй отражают оттенки постижения ступеней нашего осознания намерения.

Связь с волей и намерением

Он сказал, что воля может быть представлена в виде максимального контроля свечения тела как энергетического поля, или о ней можно говорить как об уровне профессионализма, или как о таком состоянии бытия, которое внезапно входит в повседневную жизнь воина в определенное время. Она ощущается как сила, излучаемая из средней части тела вслед за моментом абсолютной тишины , или сильного ужаса, или глубокой печали, потому что счастье слишком опустошает и не дает воину концентрации, требуемой, чтобы использовать свечение тела и обратить его в молчание.

Нагваль говорил мне, что печаль человеческого существа настолько же могущественна, как и испуг, - сказала Ла Горда. - Печаль заставляет воина лить кровавые слезы. И то, и другое может привести к моменту молчания. Или же молчание приходит само по себе из-за того, что воин стремится к нему в течение всей своей жизни.

Ты сама когда-нибудь испытывала такой момент молчания?

Испытывала, конечно. Но я не могу припомнить теперь, на что это похоже, - сказала она. - Мы с тобой оба испытывали его, но никто из нас ничего не может об этом вспомнить. Нагваль говорил, что это момент отвлечения сознания, еще более тихий , чем момент выключения внутреннего диалога. Это отключение сознания, эта тишина дают возможность подняться намерению, направить второе внимание, управлять им, заставлять его делать то или другое. Именно потому он называется волей. Нагваль говорил, что они взаимосвязаны. Он говорил мне все это, когда я пыталась научиться летать в сновидении. Намерение летать производит результат полета.

Я сообщил ей, что уже отбросил всякую надежду на возможность когда-либо испытать волю.

Ты ее испытаешь, - сказала Ла Горда. - Беда в том, что мы не обладаем достаточно острым умом, чтобы знать, что же с нами происходит. Мы не ощущаем своей воли, потому что думаем, будто она должна быть чем-то таким, о чем мы сможем знать наверняка, например - злостью. Воля очень тиха, незаметна. Воля принадлежит другому "я".

Какому другому "я"? - спросил я.

Ты знаешь, о чем я говорю, резко сказала она. - Мы находимся в нашем другом "я", когда совершаем сновидение. К настоящему времени мы уже входили в наше другое "я" бесчисленное количество раз, но мы еще не являемся цельными.

Связь с точкой сборки

Он указал на горный хребет к востоку от городка.

На этих горах достаточно блеска, чтобы подтолкнуть твою точку сборки. Магический ключ, который открывает двери Земли, - это внутренняя тишина и любая сверкающая вещь.

Кто из вас знаком с состоянием внутреннего безмолвия? Оно же: состояние рецессивного состояния, Сатори, состояние пустоты, состояние остановки внутреннего диалога.

Каждую минуту у нас в голове проносятся сотни мыслей. Они занимают наш ум бесполезным разговором ни о чем. Попробуйте отследить, как рождаются мысли, эмоции внутри вас. Этот беспрерывный процесс мешает сосредоточиться на самом важном, дойти до сути вещей, отыскать среди сотни вариантов правильный. И голос нашей интуиции беспрерывно говорит с нами, но мы не можем услышать его советов. Наш разум атакую тысячи бесполезных мыслей, наполняя нашу жизнь хаосом.

Когда процесс развития и угасания мыслей происходит с огромной скоростью и без нашего контроля, это не дает нам сосредоточиться на решении конкретных задач. Мы бесконечно меняем свои цели, вместо того, чтобы начать воплощать замыслы в реальности.

Не важно, что говорит разум и логика. Большая часть наших поступков продиктована подсознанием. А разобраться с теми противоречиями, которые раздирают нашу жизнь на части можно только при помощи состояния внутреннего безмолвия. Это основа работы над собой. Никакие сверхэффективные методы или даже магические тайные знания не принесут результата, если вы не сумеете остановить бег посторонних мыслей.

Сегодня мы будем учиться достигать состояния внутреннего безмолвия за несколько минут, в любой ситуации. На востоке люди десятилетиями совершают различные действа, чтобы достигнуть «Сатори», состояния просветления. Наш временной ресурс не позволяет потратить данному занятию несколько лет. Поэтому мы используем особо эффективные методики, которые дают результат в течение нескольких дней.

Сейчас мы выполним несколько упражнений. Затем утром и вечером в течение недели вы будете практиковать их по десять минут. Уже после первого правильного выполнения вы почувствуете что-то особенное. Появятся новые пути решения проблем, немного изменится ваш взгляд на некоторые вещи. Вы осознаете свои ошибки и упущенные возможности. Записывайте свои ощущения после выполнения упражнения в дневник тренировок.

Хватит теории! Переходим к практике! Закройте глаза, расслабьтесь. Вытяните вперед обе руки. Ваше внимание сосредоточено на кончиках пальцев обеих рук. Секунд 20 побудьте в таком положении.
Теперь, когда ощущение стало особо четким. Все внимание на кончиках пальцев! Не отвлекайтесь. Начинайте медленно двигать руками по маленькой амплитуде. Не теряйте ощущения обеих ладоней одновременно. Продолжаем минут 5.

Кому удалось остановить бег мыслей? Я думаю, что таких всего 10-15% процентов. Больше? Замечательно! А кто смог просто сохранять внимание на кончиках пальцев? Расскажите о своих ощущениях. (5-6 восторженных отзывов из зала).

Перейдем ко второму упражнению. Возьмите белый лист бумаги. Внимательно посмотрите на его середину. Ваш взгляд прикован к середине белого листа. Побудьте в таком состоянии минуту. Все внимание занимает лист!

Усложните свою задачу. Пусть взгляд описывает круг по листу бумаги, либо перемещайте по листу бумаги его вверх и вниз. Посвятите этому занятию минут десять.
Если мысли продолжают вас преследовать и их никак не остановить: ускоряйте движение взгляда.

Не смотрите на соседа! Все внимание посвящаем себе! Вы один здесь и сейчас мнение других людей, их результат вас не должен волновать. Продолжайте выполнять упражнение.

Прошло десять минут. Практически каждый второй достиг состояния внутреннего безмолвия. Как долго вам удалось пребывать в этом состоянии?

Занимайтесь созерцанием белого листа по пятнадцать минут в день утром, днем и вечером. Вечернее занятие опишите в дневнике.

Можно ли заменить белый лист бумаги другим цветом. Да, конечно, и синий, и зеленый, и черный вариант принесут такой же результат. Но существует две причины, по которым я рекомендую созерцать именно белый лист.

Причина первая: любой цвет несет какой-то энергетический заряд. Есть даже наука о лечении цветом, когда люди созерцают различные цвета, либо на них воздействуют окрашенным светом. Ваша цель – научиться достигать состояние безмолвия. Не гонитесь за несколькими эффектами. Лучше иметь один стабильный результат в состоянии внутреннего безмолвия, чем несколько слабых сдвигов по нескольким направлениям.

Влияние какого-либо цвета на психику самостоятельно определить сложно. Если, вдруг, у вас появятся мысли о суициде или проснется дикая агрессия по отношению к окружающим, это может быть следствием наблюдения за черным или красным листом бумаги. Подсознание воспринимает все наши команды, даже если мы не догадываемся о их существовании.

Белый цвет означает очищение, озарение, невинность. Ни какого мощного стимулирующего заряда он не несет. А значит идеально подходит для достижения состояния безмолвия.

Причина вторая: все время занятия предмет нужен один. Наш разум склонен находить оправдание своей лени. Вместо занятия вы будет выбирать предмет для работы над собой. Ежеминутно находя новую вещь.

Для созерцания подходит любой предмет, вызывающий у вас минимум эмоций. Когда вы изучите каждый сантиметр листа белой бумаги, ваши мысли потеряют повод приходить вам в голову. Вы уже и так все о листе от них слышали.

А теперь представьте, сколько эмоций захлестнет вас, если регулярно менять предмет? Важен не предмет или процесс, а сам результат. Если вы нацелены на максимальный результат в короткие сроки, то ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛИСТ БЕЛОЙ БУМАГИ.

Всю неделю это должен быть один и тот же лист. Размер должен быть, как у альбомного листа. Выполнять упражнение необходимо в тишине, одиночестве и без яркого света. Не должно быть никаких отвлекающих факторов. Выключайте телефон.

Третье упражнение. Это усложненный вариант первого упражнения. Нужно двигать правой рукой и левой ногой. Внимание одновременно концентрируется на ладони и на ступне. Выполняйте движение по небольшой амплитуде очень медленно и в одинаковом темпе минут пять. Отслеживайте, как меняется темп смены мыслей в голове, когда он замедляется, а в какой момент бег мыслей останавливается.

Отлично! Отдохните некоторое время после выполнения упражнений. Что вам показалось особенно трудным при выполнении каждого из трех упражнений? А что понравилось? Запишите все в дневник тренировок.

Вам необходимо выполнять эти упражнения утром и вечером ежедневно. Выполнять следует до тех пор, пока вы не достигнете состояния внутреннего безмолвия. Продолжайте выполнять упражнение еще некоторое время. Вам нужно пребывать минут десять в состоянии внутреннего безмолвия утром и вечером. Само время выполнения упражнений не считается. Только пребывание в состоянии отсутствия мыслей и эмоций.
Интуиция – путь к успеху! И состояние внутреннего безмолвия поможет вам быстро развить свою интуицию и воплотить все свои замыслы в реальной жизни.

Илона Балаева

Внутреннее безмолвие – важное состояние для тех, кто стремится к саморазвитию, самосовершенствованию и гармонии в своей жизни. Как его развить?

Как можно войти в состояние внутреннего безмолвия?

Войти в состояние внутреннего безмолвия¹ можно разными способами, например, с помощью медитации или внезапного осознания текущего момента.

От умения входить в состояние внутреннего безмолвия часто зависит исход и качество практики или медитации². Чем более качественно безмолвие, тем чище и эффективнее результат.

Необходимо иметь достаточно силы, чтобы остановить внутренний диалог. В умственном молчании кроется великая мощь. Только когда ум спокоен, включая логический и интеллектуальный, можно услышать тишину. Если вы позволите себе выйти из-под контроля ума, ваша духовная практика достигнет цели.

Беспокойный ум слишком активен. Он мечется от мысли к мысли, от проектов к взаимодействию с людьми. Беспокойный ум пытается держать все под своим контролем, оценивая, осуждая или обсуждая все, что вы видите. Такой ум не дает услышать истину, когда она хочет проявиться.

Есть специальное упражнение, которое поможет войти в состояние внутреннего безмолвия. Если его выполнять регулярно, то внутренний диалог можно будет остановить в любой момент.

Упражнение:

1. Нужно выбрать любой предмет, это может быть что угодно. Личное отношение к предмету также не имеет значения.

2. Смотреть нужно в самый центр предмета, вбирая своим взглядом его полностью.

3. Желательно при этом ни о чем не думать.

4. Когда возникнет отвлекающая мысль, следует закрыть глаза и постараться воспроизвести увиденное четко и ясно. Такой подход позволяет продлить состояние «без мыслей».

5. Если снова появилась мысль: открыть глаза и смотреть на предмет, затем снова закрыть глаза и стараться увидеть предмет на .

Что дает это упражнение?

  • уровень «мозгового шума» значительно снижается,
  • повышается концентрация внимания³,
  • повышается целеустремленность,
  • усиливается в десятки и даже сотни раз яркость воображения.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Безмолвие - полная, ничем не нарушаемая тишина, молчание (

Среди ежедневной суеты, непрерывного потока информации, профессиональных и семейных обязательств мы зачастую перестаем слышать этот внутренний голос. Изолирование себя от привычной социальной среды, для того чтобы приблизиться к себе (или, как говорят, «разобраться в себе»), в последние годы становится довольно популярным занятием. Ретрит (от английского retreat - уходить, удаляться, уединяться) превращается в один из способов произвести инвентаризацию своих желаний и потребностей, в попытку заново обрести смыслы и цели своей жизни. Некоторые решаются на разнообразные йога-ретриты, дзен-ретриты или даже на послушничество в монастыре, сопровождаемое (или нет) обетом молчания. Другая возможность - так называемый self-retreat (или самостоятельный ретрит) - подходит для тех, кто хочет исключить идеологическую или религиозную составляющую этого процесса, чтобы действительно остаться наедине с собой.

Состояние бытия

Компьютер, книги, телефон и даже часы стоит оставить за пределами ретрита. Здесь не приходится никуда торопиться и что-то делать по часам - в первые два дня это приносит некоторое ощущение дискомфорта: часы, и особенно телефон, создают иллюзию того, что мы постоянно контролируем ситуацию. Без этого чувства контроля становится несколько не по себе. Точно так же, как и без непрерывной деятельности, которой мы обычно заняты с утра до вечера, постоянно держа в голове список дел, которые нужно переделать в течение дня. В лучшем случае мы включаем в этот список и отдых - как один из пунктов - и приходим в расстройство и даже раздражение, если бессонница или шумные соседи мешают нам выполнить этот пункт. Перейти от состояния «делать» к состоянию «просто быть» оказывается не так-то просто. Прежде всего, это нужно себе позволить - это буквально акт воли, в пику сопротивляющемуся уму, который твердит о пустой трате времени и постоянно вопрошает о том, что надо делать дальше. Список очевидных необходимых дел ограничивается приготовлением еды и сном. Все оставшееся время остаешься наедине с самим собой. Для погружения в состояние бытия у меня было всего пять дней - я опробовала на себе несколько медитативных техник, которые призваны были ускорить этот процесс.

Слушать тишину

Та тишина, которой мы, городские жители, так наслаждаемся на лоне природы, на самом деле наполнена множеством звуков. В окружающей меня тишине были трели птиц, звуки ветра в ветвях деревьев и шелест колеблемой им травы. Жужжание насекомых в цветущем шиповнике. Тихий плеск моря, отдаленный, еле слышный рокот лодочного мотора. Слушать звуки, различать их, отделять один от другого, полностью сосредоточившись на слушании, - это упражнение я позаимствовала у Джона Кабатт-Зина, признанного специалиста в области изучения депрессии и стресса.

Десять минут концентрации на звуках и распознавание их: кричит чайка, жужжит шмель, стучит дятел. Нужно как будто разложить эту симфонию на партии, узнавая про себя их исполнителей, а затем снова соединить звучание отдельных инструментов в музыку. Не уноситься за ними вслед, слушая, скажем, одного дятла, но позволять им быть, звучать вместе.

Такое слушание может научить нас обращаться схожим образом и со своим беспокойством, с собственными мыслями - слушать их, как звуки. Не прогонять их, а позволять им звучать у себя в голове. Это упражнение может быть полезно для тех, кому знаком круговорот навязчивых переживаний, когда из головы не выходит какая-нибудь проблема, не дающая буквально ни сна, ни покоя. Не вовлекаться в поток, а услышать свои мысли и, возможно, распознать - «критикую, беспокоюсь, планирую», - позволить им прозвучать и стихнуть.

Тихий час

«Чтобы ощутить на себе благотворный эффект тишины, не обязательно удаляться от мира надолго», - убежден американский психотерапевт и творческий коуч Эрик Майсель (Eric Maisel).

«За последние двадцать лет я работал со многими выдающимися писателями, музыкантами, сценаристами, актерами и художниками. И в ходе своей психотерапевтической практики пришел к выводу, что подчас нам достаточно малого, для того чтобы снова пробудить в себе вкус к жизни и способность к творчеству. Дайте себе всего один час тишины в день. Выключите телевизор, отложите книгу, уберите все звуковые стимулы (если шума не избежать, может, помогут беруши?). Успокойте бег мыслей, просто сказав им «тсс-с!». И позвольте тишине быть. Через некоторое время, когда вы почувствуете, что тишина обволакивает вас, что вы погружены в нее, можно наконец сказать себе: «Творческие идеи, приходите!» И посмотреть, что случится потом».

Бесшумно ходить

Пешая ходьба помогает восстановить контакт со своим телом, вернуть ощущение присутствия в настоящем моменте - ее рекомендуют и психотерапия, и йога, и врачи. Однако ходим мы по большей части абсолютно механически, уносясь мыслями так далеко и так надолго, как только позволяет качество дороги. Чтобы улучшить «эффект присутствия» в собственном теле и отвлечься от мыслей, сконцентрировавшись на ходьбе, йога рекомендует сосредоточиться на процессе дыхания, синхронизировав его с шагами. Кинхин - медитативная практика медленной ходьбы, используемая в дзен-буддизме, - предлагает распространить свое внимание не только на происходящее в теле, но обратиться чувствами и ко всему окружающему: звукам, запахам, ощущениям от температуры, влажности и движения воздуха. Я решила сосредоточиться на ощущениях от самой ходьбы - на соприкосновении подошвы с поверхностью, на том, чтобы чувствовать, как пружинит стопа, напрягаются и расслабляются мышцы. Я открыла для себя хождение по скалистому берегу - оно требует полной сосредоточенности, поскольку приходится тщательно выбирать, куда ставить ногу. Особенно если идешь босиком: процесс полностью поглощает все внимание, позволяя получить «отдых от мыслей» (разумеется, они продолжают вертеться в голове, но уже скорее как фон, поскольку фокус внимания направлен на движение).

Тихо есть

В обычной жизни мы часто едим бездумно, механически. Поглощаем пищу, одновременно следя за новостями по телевизору, читая газету или в лучшем случае общаясь с друзьями. Это оставляет мало возможностей сосредоточиться на самом процессе еды, не говоря уже о ее вкусе и о чувстве насыщения.

Я воспользовалась советом одного из учителей дзен - опробовала его на себе. Суть заключается в том, чтобы постараться есть, не создавая шума. Аккуратно опускать ложку в тарелку с супом, не задевая ее краев. Медленно и тихо ставить чашку с чаем на поверхность стола. Почти бесшумно откусывать небольшие кусочки яблока, неторопливо жевать и проглатывать. Такая практика требует сосредоточения на каждом движении, на каждой (причем небольшой) порции пищи, которая попадает в рот, предполагает неторопливость и концентрацию на процессе. Это упражнение оказалось очень действенным. Например, в обычной жизни я легко могла пропустить момент насыщения - особенно во время обеда с друзьями или ужина перед телевизором, - но здесь ощущение сытости было настолько явственным и однозначным, что я немедленно отодвигала в сторону тарелку.

Приемы «бесшумной еды» можно с легкостью использовать в любом месте, в любое время - например, в кафе во время обеда или завтракая наедине с собой. И я обязательно буду этим пользоваться.

Просто сидеть

Кинхин - медитация ходьбы - в практике дзен обычно чередуется с сидячей медитацией. Она называется сикантаза - это еще один способ, который помогает «просто быть». Суть медитации состоит в том, чтобы охватить своим вниманием как можно больший объем информации, воспринимаемой нашими чувствами: замечать буквально все звуки, запахи, движение воздуха, ощущения в собственном теле… Полчаса, проведенные в неподвижном сидении с прямой спиной, призваны способствовать остановке «внутреннего диалога». Когда мысли убегают прочь от настоящего момента и наше внимание уносится вслед за ними, единственное, что предлагается сделать, - это мягко вернуть свое внимание к тому, что происходит в теле и в ближайшем окружении. Когда мне предложили принять участие в сидячей медитации группы сото-дзен, проходящей ретрит тишины, я согласилась с некоторой опаской, ожидая, что неподвижно сидеть в течение получаса, поджав под себя ноги окажется для меня тяжело. Даже более короткие десятиминутные медитации с концентрацией на дыхании давались мне непросто, но эти полчаса пролетели буквально как две минуты.

Все эти методики дают возможность в полной мере побыть наедине с собой и услышать голос своего внутреннего «Я» - строго говоря, для этого не обязательно удаляться в ретрит. Однако настоящая дистанция между нами и привычной социальной средой значительно облегчает эту задачу.

Дон Хуан определял внутреннее безмолвие как особое состояние изгнания мыслей, при котором человек может функционировать на ином уровне сознания, чем обычно. Он подчёркивал, что внутреннее безмолвие наступает при прекращении внутреннего диалога – вечного спутника мыслей, и потому является состоянием глубокой тишины.

– Маги древности, – говорил дон Хуан, – назвали это внутренним безмолвием, так как в этом состоянии восприятие не зависит от чувств. Во время внутреннего безмолвия вступает в силу иная способность человека, та способность, которая делает его магическим существом, способность, ограничиваемая не самим человеком, а неким чужеродным влиянием.

– А что это за чужеродное влияние, которое ограничивает наши магические способности? – спросил я.

– Это предмет нашей будущей беседы, – ответил дон Хуан, – а не тема настоящей дискуссии, хотя это на самом деле самый серьёзный аспект магии шаманов древней Мексики.

– Внутреннее безмолвие, – продолжал он, – это основа всей магии. Иными словами, всё, что мы делаем, ведёт нас к этой основе. Она же, как и всё остальное в магии, не раскрывает себя, пока нечто гигантское не встряхнёт нас.

Дон Хуан рассказал, что маги древней Мексики изобретали всевозможные способы встряхнуть себя или других практикующих магов до основания, чтобы достичь тайного состояния внутреннего безмолвия.

Они додумались до самых невообразимых действий, которые, казалось бы, совершенно не могли быть связаны с достижением внутреннего безмолвия, таких, скажем, как прыжки в водопад или ночи, проведённые на ветвях деревьев вниз головой. Однако это были ключевые приёмы достижения такого состояния.

Следуя логике магов древней Мексики, дон Хуан категорически заявлял, что внутреннее безмолвие возрастает и накапливается. В моём случае он пытался направить меня на создание ядра внутреннего безмолвия в самом себе, а затем понемногу наращивать его при каждом удобном случае.

Он объяснил, что маги древней Мексики обнаружили, что каждый человек имеет свой собственный порог внутреннего безмолвия с точки зрения времени.

Иными словами, внутреннее безмолвие должно сохраняться в каждом из нас определённое время, прежде чем сработает.

– А что маги древности считали знаком того, что внутреннее безмолвие начало работать, дон Хуан? – спросил я.

– Внутреннее безмолвие начинает работать с того момента, как ты начинаешь развивать его в себе, – ответил дон Хуан. – То, к чему стремились маги древности, было финалом, драматическим концом и результатом достижения этого индивидуального порога безмолвия. Некоторым особо одарённым магам необходимо всего лишь несколько минут безмолвия для достижения вожделенной цели. Иным же, менее талантливым, требуется гораздо больший период тишины, чтобы прийти к желанному результату. Желаемый результат – это то, что маги называли остановкой мира, – момент, когда всё вокруг перестаёт быть тем, чем было всегда.

– Это момент, когда маг возвращается к подлинной природе человека, – продолжал дон Хуан.

– Маги древности также называли это абсолютной свободой. Это момент, когда человек-раб становится свободным существом, способным на такие чудеса восприятия, которые бросают вызов нашему обычному воображению.

Дон Хуан уверил меня, что внутреннее безмолвие является тем путём, который ведёт к истинному отказу от суждений; к тому мгновению, когда наши чувства прекращают интерпретировать чувственные данные, излучаемые всей Вселенной; к моменту, когда постижение перестаёт быть силой, которая приходит к определению природы мироздания через повторение и использование.

Магам необходим переломный момент для того, чтобы внутреннее безмолвие заработало, – сказал дон Хуан. – Переломный момент подобен раствору, который каменщик кладёт между рядами кирпичей. Лишь тогда отдельные кирпичи превращаются в структуру, когда раствор твердеет.

****

Внутренняя тишина - это ключ, отпирающий дверь. Он ничего вам не покупает, он никуда вас не переносит, он просто открывает дверь. Мы поддерживаем нашу точку сборки в ее обычном положении при помощи нескончаемого внутреннего диалога. Когда, наконец, мы сможем остановить этот диалог, мы сможем остановить мир.

Что значит остановить мир? Это означает, что, благодаря внутреннему безмолвию, наступила пауза во внутреннем диалоге, и наша точка сборки может сдвинуться в новое положение. Это новое положение освещает новые эманации, и мы начинаем "видеть", и наш старый мир останавливается.

****

Внутренняя тишина определялась доном Хуаном как естественное состояние человеческого восприятия, в котором блокируются мысли и все способности человека функционируют на уровне, который не требует задействования нашей повседневной познавательной системы.

Дон Хуан ассоциировал внутреннюю тишину с темнотой, потому что человеческое восприятие, лишенное своего привычного спутника - внутреннего диалога, или иначе говоря, молчаливого вербального истолкования познавательных процессов - словно падает во что-то напоминающую темную яму.

Тело функционирует как обычно, но осознание приобретает остроту. Решения принимются мнгновенно и кажутся исходящими из особого вида знания, не связанного с мысленной вербализацией.

Внутренняя тишина, в понимании магов линии дона Хуана, является матрицей для гигантского шага эволюции; маги древней Мексики называли этот гигантский шаг эволюции безмолвным знанием.

Безмолвное знание - это состояние человеческого осознания, в котором познание является мгновенным и автоматическим. Знание в этом состоянии не является продуктом мышления мозга или логическими индуктивными или дедуктивными выводами, или обобщениями основанными на сходстве и различиях.

В безмолвном знании ничего не известно априори, заранее, ничего из того, что уже составляет основы знания. В безмолвном знании все безусловно является находящимся сейчас. Сложная информация может быть получена моментально, без всякой подготовки.

Дон Хуан считал, что древние люди соприкасались с безмолвным знанием, но что древний человек на самом деле не обладал безмолвным знанием. Он говорил, что это соприкосновение было бесконечно более сильным чем то,что испытывает человек в наши дни, когда объем знания и обучение определяется путем механического запоминания.

Он считал также, что хотя мы и потеряли этот контакт, тем не менее дорога к безмолвному знанию всегда будет открыта для человека, и что оно происходит из внутренней тишины. Достижение внутренней тишины является предпосылкой для всех тех вещей, которые были разъяснены ранее.

Дон Хуан учил, что внутрення тишина должна быть достигнута благодаря постоянному воздействию дисциплины. Он говорил,что ее необходимо накапливать или что ее нужно запасать часть за частью, секунду за секундой. Иначе говоря, нужно принуждать себя к тишине, даже если и на несколько секунд.

Дон Хуан говорил, что если человек настойчив, то его настойчивость побеждает привычку, и поэтому он достигает преддверия тишины, накопив ее секунды или минуты, это преддверие, этот порог разный для всех людей.

Например, если для какого-то человека этот порог составляет десять минут, то после того, как он достигает этой отметки, то внутренняя тишина устанавливается самопроизвольно, так сказать сама собой.

Нет возможного способа узнать, каким может быть наш индивидуальный порог. Единственный способом найти его - это пытаться достичь его. Так, например, случилось со мной. Следуя предложению дона Хуана я старался заставить себя войти в состояние тишины, и однажды, когда я шел по университету из факультета антропологии в кафе, я достиг своего таинственного порога. Я знал, что я достиг его, потому что в одно мнгновение я испытал то, что многократно описывал дон Хуан - остановку мира.

В одно мнгновение мир перестал быть для меня тем, чем он был и в первый раз в своей жизни я осознал, что я вижу энергию так, как она течет во вселенной. Я сел на кирпичные ступени. Я знал,что я сижу на кирпичных ступенях, но я знал это только интеллектуально, посредством памяти. На самом деле я присел отдохнуть на энергию. Я сам был энергией и все вокруг меня тоже являлось энергией.

Затем я осознал то, что меня напугало, то, что никто кроме дона Хуана не мог мне объяснить;я осознал то, что хотя я и видел первый раз в своей жизни, я видел энергию так как она течет во вселенной всю свою жизнь, но я не сознавал этого.

Видеть энергию так как она течет во вселенной не было для меня чем-то новым. Новым был вопрос, который появился во мне с таким неистовством, что это вернуло меня обратно в мир повседневной жизни.

Что же удерживало меня от осознания того,что я вижу энергию так как она течет во вселенной? - спросил я себя.

Дон Хуан объяснил это мне,указав на различие между осознанием вообще и предумышленным осознаванием чего-либо. Он сказал,что состояние людей включает в себя это глубокое осознание, но все примеры этого глубокого осознавания находятся на другом уровне, нежели уровень их предумышленного осознавания.

Он говорил, что внутренняя тишина создала мост между этим разрывом, в этом и состоит ее функция, что позволило мне осознавать вещи, которые я раньше только чувствовал, не осознавая.

****

Дон Хуан говорил, что внутренняя тишина была столь важным достижением, что считается основным условием шаманизма. Давайте вспомним его слова из книги «Сказки о Силе»: "Вход в мир магов открывается лишь после того, как воин научится останавливать свой внутренний диалог. Изменение нашей идеи о мире - ключ к магии, и единственным путем к этому является остановка внутреннего диалога".

Свою десятую книгу, изданную для узкого круга лиц, Кастанеда назвал «Внутренняя тишина».

Там он дал определение безмолвия как "состояния восприятия человека, свободное от мыслей и неозвученных вербализаций". Однажды достигнутая, эта внутренняя тишина превращается в "матрицу, необходимую для совершения гигантского эволюционного шага. Величайшее достижение в жизни шамана - достижение безмолвного знания".

Восьмая книга Карлоса названа именно так, и в ней безмолвное знание определяется как "то, что знает, наша древняя часть, древняя сторона человека (новая часть - это разум). Это нечто такое, что есть у каждого из нас. Оно полностью контролирует всё, имеет полное знание обо всём"...

Человек отказался от безмолвного знания ради мира разума. Чем больше он использует разум, тем более эфемерным становится безмолвное знание.

Безмолвное знание - это "уровень сознания, не требующий ни функционирования нашей повседневной системы познания", ни "подспудного действия процесса познания: внутреннего диалога. Это такое состояние человеческого сознания, при котором знание приходит автоматически и мгновенно... Все, касающееся человека, раскрывается в мгновение ока".

Дон Хуан полагал, что безмолвное знание первобытного человека было бесконечно более мощным, чем то, которое имеют люди современности, хотя он и не был его хозяином в полной мере.

Он считал, что хотя мы и утратили способность к безмолвному знанию, проспект, ведущий к нему, будет всегда открыт для человека, и проспект этот берет начало в "матрице внутренней тишины".

Тайша Абеляр о внутреннем безмолвии

Метод заключается в том, чтобы постепенно, секунда к секунде, увеличивать продолжительность внутренней тишины (внутреннего молчания, остановки внутреннего диалога). Когда Тайша достигла предела в 5 минут (у Флоринды – 8 минут), это "вынесло" ее за пределы ее обычной точки сборки.

Критическим показателем для Кэрол Тиггс являются 23 минуты полного внутреннего молчания, после чего она готова буквально "остановить Землю" (имея энергетического двойника, Кэрол обладает гораздо большей массой, которую можно привести в движение за гораздо большее время).

Чтобы достигнуть внутреннего молчания, некоторые буддисты используют палку, один конец которой воткнут в землю, а второй упирается в лоб. Можно также зажечь спичку и, опустив ее кончик в воду, пристально глядеть, как пламя медленно продвигается по спичке, постепенно принося полное молчание.

Единожды достигнув критической точки молчания, вы впоследствии сможете быстрее вызывать это состояние и увеличивать его продолжительность.

Похожие статьи