Софийский собор икона божией матери знамение. Молитва к иконе знамение пресвятой богородицы

11.10.2019

иконография Богородичных икон, в к-рой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)); наименование связано с чудотворной иконой Божией Матери (см. разд. ««Знамение» Новгородская икона Божией Матери»), через к-рую в 1169/70 г. Вел. Новгороду было явлено заступничество Пресв. Богородицы (Минея праздничная - РНБ. Соф. № 369). С кон. XV в. название «Знамение Пречистыя» встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям, т. е. становится наименованием иконографического типа, др. название которого - «Богоматерь Воплощение».

Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях имп. Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из мон-ря Бауит (часовня преподобных (XXVIII), VI-VII вв., Коптский музей, Каир), в мон-ре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сир. рукописи (Paris. syr. 341. Fol. 118), на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (кон. IV-V в.).

В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью: «Влахернитисса». Так же названы иконы др. иконографических типов, происхождение которых связывается с храмом во Влахернах , построенным в К-поле в V в. имп. Пульхерией (напр., образ Богоматери с Младенцем типа «Умиление», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Имп. Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» (X в.) упомянул о том, что во Влахернах было неск. чудотворных икон Божией Матери, с к-рыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на к-рых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несет Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле имп. купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из к-рых истекает св. вода (Const. Porphyr. De cerem. 2. 12). Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях XI-XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1081-1118) и позднее - во времена Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055) с легендой Η ΒΛΑΚΕΡΝΙΤΙΣΑ.

Изображение с полуфигурой Богоматери присутствует на золотой печати Льва VI (886-912). По описанию свт. Фотия, патриарха К-польского, оно было на мозаике апсиды церкви мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Изображение «Влахернитиссы» в рост встречается на фресках апсиды ц. Богоматери в Трикомо, Кипр (нач. XII в.), апсиды ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), на иконе Божией Матери с прор. Моисеем и патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), на иконе «Ярославская Оранта» (XIII в., ГТГ).

Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью - «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией свт. Василия Великого, на к-рой поется стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес. Полуфигуры Богоматери Платитеры встречаются на печатях и монетах имп. Никифора Фоки (963-969), в росписи апсид церквей Рождества Христова в Вифлееме (1169), Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (20-е гг. XIII в.), на мозаике наружного нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321). Распространение имели выполненные в мраморе изображения этой иконографии, повторяющие рельеф над фиалом в храме во Влахернах (рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции).

Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божией Матери - Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне - также называют «Великая Панагия» (патена из мон-ря Ксиропотам на Афоне, «Ярославская Оранта»). На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская , Курская-Коренная , Мирожская , Новгородская , Серафимо-Понетаевская , Царскосельская и др.

Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

«Знамение» Новгородская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ сер. XII в.; с его помощью связана защита Вел. Новгорода в 1169/70 г. от войск вел. кн. Андрея Боголюбского, к-рый, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины.

Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды (Тихомиров. 1872; Frolow. 1949). Эта икона находилась в ц. Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиеп. Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, к-рая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие св. Иоанна Новгородского (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 347-351). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 г. каменную ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан РПЦ и поставлен в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте.

Икона (размер 59×52,7 см), двухсторонняя, укреплена на древке, является выносной. На лицевой стороне изображена по пояс Богоматерь с воздетыми руками, на Ее груди медальон с образом Христа Еммануила. На полях иконы - ростовые фигуры святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского?). На оборотной стороне в молении перед благословляющим обеими руками Спасителем, изображенным в сегменте, представлено 2 святых. В поздней записи на иконе имелись надписи с именами ап. Петра и мц. Наталии. Древние надписи не сохранились, однако анализ иконографии позволил предположить, что это изображения праведных Иоакима и Анны. В XVI в. икона была поновлена, возможно лично архиеп. Макарием (впосл. митрополит Московский). От первоначальной живописи древнего образа на лицевой стороне сохранились фрагменты синего мафория и платья Богоматери, а также фрагменты медальона, окружающего образ Богомладенца. Изображения на оборотной стороне относятся к первоначальной живописи.

Один из ранних списков Новгородской иконы - икона XII в. с мученицей на обороте (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). Многочисленные списки относятся к XVI в. (ГТГ, ЦАК МДА). Поясное изображение Оранты с медальоном встречается на печатях Киевских митрополитов Никифора I (1104-1121) и Михаила (1131-1147), Новгородских епископов (Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1). В XV-XVI вв. изображения «Знамения» часто помещались на иконах избранных святых.

Лит.: Тихомиров П. И., свящ. Сказание о новгородской чудотв. св. иконе Знамение Божией Матери. Новгород, 18722; Поселянин Е. Богоматерь. С. 730; Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Frolow A. Le «Znamenie» de Novgorod // RES. 1949. Vol. 24. P. 67-81; Vol. 25. P. 45-72; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

Н. В. Квливидзе

«Знамение» Царскосельская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, родовая икона Дома Романовых; в России известна с апр. 1653 г., когда была подарена царю Алексею Михайловичу К-польским патриархом св. Афанасием III Пателларием; считается, что последний раз ее видели во время отречения государя от престола.

По преданию, имп. Петр I, перевезший образ из Москвы в С.-Петербург, благословил им цесаревну Елизавету, к-рая в 1734 г. специально для этой иконы поручила архит. И. Я. Бланку разработать проект каменного храма в имп. резиденции Царское Село, сооруженного им в сотрудничестве с М. Г. Земцовым и освященного в мае 1747 г. Др. свидетельством благоговейного почитания иконы имп. Елизаветой Петровной служат сведения о том, что в ночь перед переворотом, после к-рого она взошла на престол (27 нояб. 1741), она усердно молилась перед иконой.

В торжестве 3-дневного перенесения иконы из С.-Петербурга в новый храм в Царском Селе участвовали Святейший Синод и весь двор, императрица прошла всю дорогу и даже помогала нести образ. До 1831 г. образ находился над царскими вратами иконостаса, над изображением Тайной вечери. Ее выносили из храма только 12 мая 1812 г., во время пожара, охватившего дворец и угрожавшего Знаменской ц. В 1831 г., после избавления Царского Села от холеры, случившегося по совершении 5 июля молебна перед вынесенной в центр храма иконой «Знамение» и крестного хода с ней вокруг города, она была помещена перед правым клиросом Знаменской ц. Тогда же по просьбам горожан был учрежден ежегодный крестный ход: до 1917 г. в этот день икону после обедни выносили на дворцовую площадь, где перед ней совершался предшествующий крестному ходу коленопреклоненный молебен. В XVIII в. был выполнен ее 1-й список, к-рый также находился в Царском Селе, в т. ч. во время пожаров и эпидемий. Вероятно, перед этой иконой имп. Александра Феодоровна молилась во время первой мировой войны, когда государь уехал в Ставку. В 1942 г. из осажденного Ленинграда, героически перебравшись через линию фронта, к оккупантам г. Пушкин (ранее Царское Село) пришли сестры Зоя и Вера Шамонины - дочери известного с.-петербургского прот. Владимира, духовного сына прав. Иоанна Кронштадтского. Они просили отдать им находящийся в Знаменской ц. образ (список XVIII в.) и получили его. Не возвращаясь в блокадный город, они отправились в Ригу, где икона и находилась до конца войны. В 1946 г. митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) передал ее в ц. ап. Иоанна Богослова при СПбДА, где она пребывает в наст. время. В Знаменской ц. находится ее список XX в.

Икона прославилась мн. чудесами: избавлением от холеры, спасением от пожаров, потопления и др. бед, исцелениями, помощью в скорбях и житейских невзгодах. В 1853 г. было издано хромолитографическое изображение иконы, известны случаи благодатной помощи и от гравюрных ее изображений. В нач. лета 1916 г. литографические изображения иконы освящались в Знаменской ц. и посылались солдатам действующей армии, к-рые носили иконки на груди.

С 1999 г. по средам перед образом читают акафист. С этого же времени в С.-Петербурге ежегодно с 10 по 13 дек. проводятся Общеобразовательные Знаменские чтения, открываемые после литургии и молебна перед иконой «Знамение».

Точных сведений о времени написания иконы (ок. 138×107 см) нет. Традиц. иконография «З.» дополнена по изволению имп. Елизаветы Петровны вскоре после восшествия на престол изображениями на полях ап. Петра, праведных Захарии и Елисаветы, прп. Алексия, человека Божия. На списке XVIII в. к ним по повелению имп. Марии Александровны были добавлены (1859) образы свт. Николая Чудотворца и мц. Александры в память имп. Николая I и его супруги Александры Феодоровны.

По воцарении имп. Елизавета соорудила из червонного золота ризу на икону (ок. 8,73 кг). В 1849 г. в благодарность за избавление Царского Села от эпидемии холеры, охватившей Россию в 1848 г., икону покрыли шитой, с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов, опалов ризой, основой которой служила золотая фольга. Риза (111 × 89 см), словно разноцветная мантия с широкими рукавами, поверх которой с плеч спускался широкий окаймлявший ее омофор, украсила образ Богородицы. Чело Богоматери украшал убрус, шитый из драгоценных камней (по церковной описи 1860 г., использовано 32 группы драгоценностей). Такая же мантия и омофор покрывали образ Богомладенца. Драгоценные ризы были изготовлены и для изображений святых на полях. Большая и лучшая часть драгоценностей (на убрусе и нагрудном украшении Богоматери, на одеждах Спасителя) пожертвована императрицами Александрой Феодоровной и Марией Александровной, вел. княгинями Александрой Иосифовной, Марией и Ольгой Николаевнами. Ризу вышивала с сестрами благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, к-рой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как она должна сделать, причем, когда недоставало подходящих камней, неожиданно появлялись жертвователи. Самым крупным камнем на окладе был сердцеобразный топаз (приношение В. А. Прянишниковой), на его гранях вырезаны даты чудесного избавления Царского Села от холеры - 1831 и 1848 гг. Внизу на сердцевидной золотой дощечке, искусно сделанной из пожертвованных богомольцами мелких золотых вещей (колец, брошек, цепочек, серег), были выгравированы слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского села, сии перла, яко слезы благодарности, орошающия Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас»; внизу подпись: «Сию ризу вышивала девица Мария Давыдова с сестрами вследствие сновидения». Из оставшихся приношений сестрами Давыдовыми была изготовлена пелена к иконе, шитая по пунцовому бархату драгоценными камнями, золотом, серебром, бусами и рим. жемчугом. На пелене вышиты сияние, Евангелие, сосуд, 2 скрижали, кадило, виноградные листья, кисти, колосья. Под рук. Давыдовых в то же время был изготовлен «ковер усердия», покрывавший пол в алтаре и доходивший до середины церкви. Риза утрачена при изъятии церковных ценностей в 1922 г. Не сохранился и выполненный в 1853 г. на средства прихожан Знаменской ц. киот, а также изготовленный стараниями благочестивых фрейлин имп. двора по рис. Ф. П. Солнцева бронзовый вызолоченный подсвечник, называвшийся фрейлинским.

Поселянин Е. Богоматерь. С. 700-705; Сочагин А. Царское Село в открытках кон. XIX - нач. XX в. СПб., 2002; Дмитриева Н. К. Царскосельская чудотв. икона Б. М. «Знамение» // Культурно-просвет. работа (Встреча). М., 2005. № 7. С. 28; № 8. С. 18; Царскосельская икона Божией Матери «Знамение». СПб., 2007.

Э. П. И.

«Знамение» Корчемная икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, пребывающий в муж. мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове Рязанской обл. В мон-ре хранится и рукописное «Повествование об иконе Пресвятой Богородицы, Ее честнаго и славнаго Знамения, называемой «явленной», которое в городе Рязани в часовне при церкви Преподобнаго Симеона Столпника было написано по повести пожилых людей и по современным событиям в мае месяце 1851 г.». Оно содержит сведения об истории иконы и явленных через нее знамениях.

Согласно «Повествованию...», в Рязани жила некая вдова, одержимая недугом пьянства. Когда она истратила все, что имела, то взяла из дома икону Божией Матери «Знамение» и понесла в корчму под названием «Красная», к-рая находилась у ц. прп. Симеона Столпника, чтобы обменять образ на вино. Корчемник принялся укорять женщину, говоря, что иконы, которыми родители благословляют своих детей, должно хранить с благоговением и передавать из рода в род. Тем не менее вдова не смогла преодолеть губительную страсть, но пообещала позже выкупить образ. Взяв икону, хозяин корчмы поместил ее в красном углу. Через неск. дней женщина, отдав долг, поставила икону в своем доме на прежнее место. Наутро икона исчезла. В то же утро вставший на молитву корчемник увидел икону в своей божнице и решил, что в его отсутствие вдова опять принесла образ. Однако домочадцы не подтвердили его предположение. Вскоре к недоумевавшему корчемнику пришла вдова и поведала об исчезновении иконы. После слов корчемника: «Видишь, вот Она, Матерь Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она стала здесь» - женщина упала пред иконой на колени: «Вижу, Владычица, что Ты не благоволишь быть со мной, ради моего греха пред Тобою, но больше благоволишь здесь остаться, где я, окаянная, сама предала Тебя. Все же в оставшиеся дни жизни моей не лишай меня окончательно Своего покровительства и милости!» По молитвам Пресв. Богородицы вдова с того времени до конца жизни не пила вина.

О чудесном возвращении иконы в корчму прошел слух среди горожан. Жители Рязани и приезжие шли туда, чтобы поклониться образу, перед к-рым корчемник зажег лампаду, а священник ц. прп. Симеона Столпника совершал молебны. Благочестивые люди делали приношения на поддержание неугасимого огня. Даже те, кто приходили в корчму за вином, сначала поклонялись иконе Божией Матери и опускали в кружку деньги на покупку масла для лампады. Икону стали именовать «Явленная Корчемная». Образ прославился мн. чудесами, облегчавшими страдания в болезнях, утешавшими в скорбях. Вскоре о ней узнали во мн. городах и селах России. К месту пребывания чудотворного образа всегда приходило много паломников. После закрытия корчмы в сер. XIX в. по благословению свт. Гавриила (Городкова), архиеп. Рязанского и Зарайского, икону всенародно крестным ходом перенесли в ц. прп. Симеона Столпника, где было совершено всенощное бдение. Утром после литургии с молебным пением ее внесли в часовню близ этой церкви, срубленную, по преданию, по случаю сретения Феодотиевской иконы Божией Матери (1487) и перестроенную в камне в 1846 г. Корчемная икона Божией Матери «Знамение» была поставлена для поклонения при открытых дверях посреди часовни на аналое. С этого времени по прошению прихожан было установлено празднование в честь иконы по храмовому уставу 27 нояб. и она получила совр. название. Накануне икону крестным ходом переносили из часовни ко всенощному бдению в храм, утром после литургии образ возвращали в часовню. Такое же шествие было установлено в понедельник Светлой седмицы.

В 1848 г. центральные губернии России поразила холера. В Рязани особенно сильной эпидемия была в июне-июле. Горожане с молебным пением носили икону по своим домам, после чего, за исключением жителей 2 домов, ни один человек больше не умер. В том же году после усердной молитвы перед иконой Божией Матери «Знамение» прекратилась засуха, вызвавшая пожар в сосновом бору на левом берегу Оки, примерно в 10 верстах от города.

12 окт. 1882 г. часовня, где находилась икона, сгорела от упавшей на икону свечи, при этом образ не пострадал, «обгорела киота, расплавилась часть серебряного оклада» (Добролюбов. 1884. С. 34). До восстановления часовни икона пребывала в ц. прп. Симеона Столпника.

По просьбам благочестивых рязанцев икону часто приносили в дома для служения молебнов. Перед ней купцы испрашивали благословение накануне городских ярмарок, новобрачные - помощь и покровительство в предстоящей семейной жизни. Усердием молящихся икона была украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Каждый вторник в часовне совершались молебны с акафистом. В нач. 20-х гг. XX в., когда часовня была закрыта, икону перенесли в ц. прп. Симеона Столпника. Во время кампании по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья» эта икона «Знамение» была сохранена благодаря дворянину Дмитрию Серебрякову (или Серебрянскому), к-рый входил в комиссию. Юноша заявил членам комиссии, что хочет взять образ домой, чтобы аккуратно снять с него драгоценную ризу, при передаче к-рой на следующий день сообщил, что икона при снятии оклада рассыпалась от ветхости. Нек-рое время икону прятали в доме Серебряковых, после их отъезда из Рязани хранительницей святыни стала бывш. прислуга семьи - Александра Ивановна. В кон. 50-х гг. XX в. Александра Ивановна жила у Софьи Васильевны Злобиной, к-рая была посвящена в тайну Серебряковых и хранила икону в своем доме на ул. Горького. Перед иконой горела неугасимая лампада; в потемневшей, расколотой на 2 части иконной доске (трещина проходила по лику Богоматери) трудно было узнать одну из главных святынь Рязани. Злобина завещала эту икону архим. Авелю (Македонову; в схиме Серафим; † 6 дек. 2006), к-рый перенес ее 8 сент. 1961 г. в Борисоглебский собор Рязани, где в это время служил, и, поставив в приделе во имя свт. Василия Рязанского на престол, совершил пред ней акафистное пение. Вместе с ним молилась алтарница храма мон. Августа, к-рая сразу узнала святыню. Эта бывш. послушница Успенского Ольгова мон-ря после закрытия обители нек-рое время служила алтарницей в ц. прп. Симеона Столпника, после закрытия храма (18 нояб. 1924) хранила у себя рукописное «Повествование...». Передавая его архим. Авелю, она рассказала, что была свидетельницей чуда исцеления слепой девочки. Ежегодно с 1961 г. в дни празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение» святыню приносили в Борисоглебский кафедральный собор на торжественное богослужение. Для реставрации иконы архим. Авель предполагал пригласить А. И. Шибаева, который обучался искусству писать иконы по благословению прав. Иоанна Кронштадтского. В сер. 60-х гг. XX в. иконописцу минуло 90 лет, он ослеп. Узнав об этом, архим. Авель готов был отказаться от реставрации иконы, однако через нек-рое время в праздник Успения Пресв. Богородицы пришло письмо из Ярославля от Шибаева, к-рый сообщил о чудесном возвращении зрения. В тот же день ему была отправлена на реставрацию икона, а архимандрит также просил изготовить с нее список. По окончании работ по просьбе жителей Ярославля иконописец приступил к написанию еще одного списка и вновь ослеп.

Когда муж. мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове был возвращен РПЦ (1988) и архим. Авель был назначен его наместником (1989), икону перенесли в обитель и она стала одной из главных ее святынь. Икону украсили ризой золотого шитья. В наст. время икона постоянно пребывает в Богословском соборе мон-ря на престоле. Каждое воскресенье в конце литургии ее выносят из алтаря и полагают на аналой посреди храма, где перед ней служится водосвятный молебен. С 1994 г. в течение 4 лет каждый вторник на подворье мон-ря в Рязани (ул. Кольцова, 10) совершались молебны перед Корчемной иконой Божией Матери «Знамение». Список иконы привозили для поклонения. После открытия в 1998 г. в Рязани 2-го монастырского подворья (Николо-Ямского храма) выполненный Шибаевым список пребывает там. В 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эта икона внесена в список чтимых РПЦ чудотворных икон. Составлены акафист, молитва, тропарь, кондак, величание. Попечением архим. Авеля списки иконы направлены во мн. храмы Рязанской епархии.

10 дек. 2000 г. в рязанском во имя Св. Троицы мон-ре был освящен надвратный храм в честь Корчемной иконы Божией Матери «Знамение». По пятницам в Троицком монастыре совершается молебен с каноном о страждущих винопитием и наркоманией.

Икона, традиц. для образа «Знамение» иконографии, написана на доске (38,9×28,9 см) и представляет поясное изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками; в медальоне Христос Еммануил держит свиток.

Ист.: ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 1748. Св. 171. Л. 464. Рязанский исполком советов Р. К. и Кр. Депутатов. Выписка из протокола Президиума Моск. обл. Исполнит. Комитета № 20 от 18 нояб. 1924 г. о закрытии ц. Симеона Столпника с целью использования под склад хлеба; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 390. Л. 53 об. Решение от 12.12. 29 г. о предоставлении здания ц. Симеона Столпника под Окрархив; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 492. Л. 30 об. Решение от 24.08 31 г. о передаче помещения ц. Симеона Столпника под гараж Союзтранса; Д. 547. Л. 17-20. Постановление президиума РязгорИК от 24 авг. 1931 г. о передаче ц. Симеона Столпника под гараж Союзтранса; Ф. Р-496. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. 1922 г. Л. 10. Дешифрованная телеграмма: Особо почитаемые иконы, подлежащие обязательному изъятию; Ф. Р-497. Оп. 1. Д. 13. 1922 г. Л. 141, 145, 150-155. Краткий отчет о проведении работы по изъятию церк. ценностей в г. Рязани; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 520. Не пронумер. 30 июня 1883 г. Список чудотв. икон, имеющихся в Рязанской епархии, к-рыя носят для молебствия пред ними в округе приходов (сведения сост. на Рязанском Епарх. Съезде депутатов 1883 г. по заявлениям о. депутатов); Ф. 627. Рязанская духовная консистория. Оп. 171. Д. 4. Св. 2165. 1912 г. Дело не пронумер. Часовни в Рязани и Рязанском у.; Ф. 869. Оп. 1. Д. 1. Л. 325-332. Список церквей, колоколен, часовен, 1884-1886 гг.; Д. 325. Не пронумер. Описание чудотв. образов из церквей и мон-рей Рязанской губ.

Лит.: Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 33-35; Описание церк. вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах Рязанской епархии // Рязанский епарх. вестн. 1887. № 11. С. 263; Ц. Симеоновская: (О чудотв. иконе «Знамение» Божией Матери, находящейся в каменной часовне близ ц. Симеона Столпника) // Там же. 1892. № 4. С. 179-182; Ист. очерк всех церквей и мон-рей г. Рязани в их хронол. последовательности с основания города до наст. времени: Симеоновская ц. // Там же. 1906. № 14. С. 413; Солодовников Д. Переяславль-Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922. С. 125-128; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная»: Повествование, акафист, молитва // Рязанские чудотв. иконы. Рязань, 1996; Святые и праведные земли Рязанской: X-XX вв. Рязань, 2000. С. 200-208; Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. Житие свт. Гавриила, архиеп. Рязанского и Зарайского. Рязань, 2001. С. 23-24; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная»: Повествование, акафист, молитва. Рязань, 2002; Икона Пресв. Богородицы «Знамение-Корчемная» // Рязанский церк. вестн. 2002. № 12. С. 47-52; Аграмаков Н. Н. Церкви и мон-ри в Рязани: Ист. путев. Рязань, 2004. С. 28-29; Синельникова Т. П. Рязанский храм во имя прп. Симеона Столпника // Рязанский церк. вестн. 2004. № 5. С. 66-71; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная». Рязань, 2005; Свято-Иоанно-Богословский мон-рь. М., 2007. С. 270-289; Дмитриева Н. Чудотв. икона Б. М. «Знамение-Корчемная» // Культурно-просвет. работа (Встреча). 2007. № 3. С. 18-21; Мелетия (Панкова), мон. Вверенная Богом святыня // Рязань: История, культура, православие. Рязань, 2007. С. 33-34, 436.

Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)

«Знамение» икона Божией Матери из Златоустовского монастыря в Москве

(празд. 3 марта, 27 нояб.), чудотворный образ, главная святыня монастыря, утраченная после его закрытия и разрушения в 1933 г. Икона прославилась зимой 1847/48 г., когда в Москве свирепствовала холера. Проживавшему в Замоскворечье купцу - 60-летнему прихожанину ц. вмц. Екатерины на Ордынке Иродиону Воробьёву во время болезни привиделось, будто он находится в Златоустовском монастыре, где монах с послушником готовятся что-то освящать. На стене был образ «Знамение», к которому купец поспешил приложиться. Изображенный на нем Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя больного, протянула ему хрустальный сосуд для передачи послушнику. Очнувшись, Иродион почувствовал облегчение. 17 февр. он пришел на вечерню в Златоустовский монастырь, где в молодости часто молился, и обнаружил икону, висевшую над входом на паперть Троицкой ц. По просьбе Воробьёва 3 марта образ был снят с арки и внесен в храм. Перед ним отслужили молебен с водосвятием и чтением акафиста Богородице. Икону поместили на аналое в приделе свт. Иннокентия Иркутского. Воробьёв пожертвовал ей серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями и устроил для нее киот. С 1865 г., когда монастырская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста стала теплой, икона находилась в резном иконостасе этого храма, за левым столбом. В Троицкой ц. был оставлен список в сребропозлащенной ризе (местонахождение неизв.), изготовленный по заказу женщины, получившей исцеление от иконы.

На иконе «греческого письма, на липовой доске» (ок. 53×44 см) по сторонам Богоматери «Знамение» изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн Новгородский.

Во время существования обители пред иконой ежедневно служились молебны: после ранней обедни - в Троицкой ц., после поздней - в соборе. По пятницам во время вечерни перед иконой читался акафист Божией Матери.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 174, 741.

Э. П. И.

«Знамение» Верхнетагильская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), почитаемый на Урале чудотворный образ. Согласно сложившемуся к кон. XIX в. Сказанию, икона была явлена в 1709 г. в лесу, на месте которого в 1716 г. возник пос. Верхнетагильский Завод (ныне город Свердловской обл.).

Первоначально икона находилась в одном из уральских скитов, к-рый был разорен бурлаками, убившими насельников. Когда грабители собирались покинуть скит, от иконы был голос, повелевающий взять образ с собой. Те не посмели ослушаться и доставили икону в пос. Невьянский Завод, где она находилась нек-рое время. Один из жителей поселка, Савва Медведев, был ложно обвинен в воровстве. Он усердно молился Богу об избавлении от навета, и ему было явление иконы «Знамение», от к-рой исходил голос: «Если ты обещаешь перенести меня в свой дом, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасно обвинения». Савва выкупил икону за 3 р., перенес ее в свой дом и действительно освободился от подозрения. Вскоре он был переведен на жительство в пос. Верхнетагильский Завод и увез икону с собой. В 1753 г. он передал ее в верхнетагильскую Знаменскую ц. В 1861 г. деревянный храм сгорел, но икона, у которой обгорела торцевая часть, уцелела. До нояб. 1876 г., когда был освящен каменный Знаменский храм, она находилась в устроенной в заводской конторе ц. во имя прор. Илии. В наст. время она пребывает в Знаменской ц. у левого клироса на аналое под стеклом. К образу привешены украшения - дары от людей, получивших исцеление от иконы.

Сказание о Верхнетагильской иконе Божией Матери «Знамение», повествующее о ее явлении и бывших от нее чудесах, сохранилось в рукописи нач. XX в. Рукопись в 8-ю долю листа, написанная четким полууставом одной рукой на бумаге без штемпелей и водяных знаков, хранится в алтаре верхнетагильской Знаменской ц.

До кон. 20-х гг. XX в. ежегодно в течение лета совершались крестные ходы с иконой на Невьянский, Верх-Нейвинский, Нейворудянский, Быньговский и Шуралинскийзаводы. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 окт. 2001 г. было установлено общецерковное празднование этой иконе (особой службы нет).

На иконе, писанной на доске (70×53,8×2,5 см), представлен поясной образ Богоматери; на Ее груди в медальоне изображен благословляющий Христос Еммануил со свернутым свитком в левой руке. Справа от лика Божией Матери - изображение херувима, слева - серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и исчезла.

С чудотворного образа были сделаны многочисленные списки, среди них особо почитаемы Невьянский и Быньговский. Невьянский список до 1932 г. находился в невьянском Преображенском соборе в киоте за левым клиросом, был облачен в серебряную ризу. После закрытия собора икона была спасена и в наст. время пребывает в Вознесенской ц. Невьянска за левым клиросом. Быньговский список находится в храме во имя свт. Николая в с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Среди др. чтимых образов - списки в Успенском храме в г. В. Пышма и в храме во имя вмч. Пантелеимона в Екатеринбурге.

Лит.: Распространение христианства в Пермской губ. // ЖМНП. 1857. Февр. Отд. 2. С. 267; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902; О действиях миссии и духовенства во время богомолений старообрядцев на Веселых горах // Екатеринбургские ЕВ. 1913. № 36. Отд. неофиц. С. 862-866; О поездках и собеседованиях епарх. миссионера со старообрядцами // Там же. № 47. Отд. неофиц. С. 1114; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998; Щербинина О. Побеждая незримою силою: Предание об иконе Знамение Богородицы в В. Тагиле // Родина: Журн. 1998. № 9. С. 104-105; Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2000. С. 105-106; Сулоцкий А. И. Соч.: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири. С. 238; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001; Седин С., свящ. Икона из В. Тагила прославлена на всю Россию // Правосл. газ. Екатеринбург, 2001. № 33(174). С. 3; он же. Почитание иконы Пресв. Богородицы «Знамение» Верхнетагильской // ЖМП. 2004. № 5. С. 37-39; Мангилёв П., прот. Верхнетагильская чудотворная икона Божией Матери «Знамение» // Вестн. музея «Невьянская икона». Екатеринбург, 2002. Вып. 1. С. 131-140; он же. Чудотворные и чтимые иконы Божией Матери в Екатеринбургской епархии // «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского»: Мат-лы Всерос. правосл. науч.-богосл. конф. Екатеринбург, 2005. С. 15-32.

Прот. Петр Мангилёв

«Знамение» Павловская

икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, обретенный в 1696 г. среди руин крепости Азов после ее завоевания царем Петром I, передавшим икону в собор крепости. После возврата Азова туркам (1711) икону перенесли в Преображенский собор Осередской крепости (позднее г. Павловск). Утраченная после Октябрьской революции 1917 г. икона 17 марта 2002 г. восстановлена по описанию и находится в Преображенском соборе Павловска (Воронежская обл.).

Образ был «начертан штрихами» (Поселянин. С. 746) на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись: «Сей образ «Знамения» Божией Матери Христовой, начертанный честью на мятице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден на земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета».

В XVIII в. был установлен обычай носить образ по домам павловчан для совершения пред ним молебнов. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 км от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по имп. Петру I. По благословению митр. Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) эта традиция возрождена в 2004 г.

В 20-х гг. XIX в. икона была помещена в большой золоченый лучеобразный киот над царскими вратами Преображенского собора Павловска. В конце богослужения ее на шнурах спускали для поклонения.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 746; http://pokrov.gatchina.ru/icon/z.htm [Электр. ресурс].

Молятся молятся об исцелении от слепоты, холеры. Также молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани.

Образ Богоматери, имя которому «Знамение», представляет собой портрет Небесной Царицы, которая сидит и молитвенно вздымает руки Свои, а на груди у Божией Матери, на фоне овального щита можно увидеть благословляющего Божественного Младенца, именуемого как Спас-Эммануил. Данный образ Божией Матери приписывается к одним из первых Её иконописных изображений. В гробнице святой Агнии в Риме имеется образ Матери Божией, которая молитвенно вздымает руки к небесам, а на коленях Её сидит Младенец. Данное изображение датируют четвертым веком. Помимо этого, также существует древнейшая икона Матери Божией «Никопеи» из Византии, датируемая шестым веков, изображающая Богородицу восседающей на троне и держащей двумя руками круглый щит, на котором можно увидеть Спаса-Эммануила. Образы Богоматери, которые люди помнят под названием «Знамение», появились на территории Руси на протяжении 10-12 столетиях, а такое имя им был дано после того, как в 1170 году произошло дивное знамение от Новгородского образа.

В этот год объединенные силы удельных князей русских, во главе с сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, сконцентрировали свою мощь у стен города Великого Новгорода. Все, что оставалось жителям Новгорода, так это склониться в молитве и надеяться на Божию благодать. Днями и ночами они напролёт сидели, склонившись в молитве, взывая к Господу не покидать их. Как-то однажды на третью ночь услыхал архиепископ Новгородский Илия чудный голос, который велел ему отправиться к Церкви Спаса Преображения, которая находилась на Ильиной улице, и принести оттуда икону Пресвятой Богоматери и отнести его к стенам городским. Однако когда образ переносили, то случилось так, что вражеские стрелки пустили в крестный ход волну стрел, и одной из них было суждено вонзиться в иконописный лик Божией Матери. Глаза её начали источать слёзы, и образ повернулся ликом к городу. После сего знамения Божьего врагов охватил немыслимый ужас, они стали атаковать друг друга, после чего ободренные Божьим благословлением жители Новгорода отважно бросились в бой и одержали победу.

Во имя сего дивного покровительства Царицы Небесной, архиепископ Илия тот час же решил учредить новый праздник в честь Знамения Богоматери, который и по сей день отмечает вся Русская церковная община. Иеромонах Пахомий Логофет из Афона, который пребывал на торжественном празднестве в честь иконы в России, создал на данный праздник 2 канона. Некоторые образы Знамения из Новгорода, за исключением Матери Божией с Предвечным Младенцем, описывают и дивные события, имевшие место быть в 1170 году. Чудодейственный образ на протяжении 186 лет после знамения хранился всё в той же неизменной церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году преднамеренно для иконы было учреждено строительство собора Знамения пресвятой Богоматери, который был расположен в Новгороде, и который позднее стал собором Знаменского монастыря.
Неисчислимые копии образа Знамения пользуются известностью по всей территории России. Многие из них явили свои чудеса в местных церквях, и они были названы территориально по месту явления див. К подобным копиям образа могут быть отнесены образы Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и прочие.

Термин «Знамение Пресвятой Богоматери» используется в церковном языке для обозначения двух случаев: как установленный тип образа Богоматери и как православный праздник данного образа, отмечаемый 10 декабря на территории России. Именно отсюда и пошло двойное название празднества в русском православном календаре современного стиля: «[Чествование] образа Богоматери, которая именуется «Знамение». Знамение Пресвятой Богоматери случившееся в городе Новгороде в 1170 году».

Таким образом, празднество было учреждено во имя одного из моментов кровавой и братоубийственной междоусобицы в разделенной Киевской Руси, когда один князь воевал с другим, и все они взывали к помощи Христа и Богородицы! Данные беспрерывные войны продолжали истощать государство, и были крайне выгодны для войск монголо-татар, которые одни за другими разбивали полки несмышленых князей-полуязычников, которые не желали идти на уступки местническими амбициями и сплотиться даже ради общей цели, чтобы победить сию опасность. Основав данное празднество, в ходе празднования которого вспоминается то, как ни в коем случае не должны вести себя христиане, Церковь сделала его предупреждением всем будущим поколениям. Увы, данного урока людям оказалось недостаточно, и Матерь Божия понуждена была попустить в первой половине 17-го, и особенно в двадцатом веке столько ужасные «знамения», коих ещё не доводилось видеть глазам человека.

В этот православный праздник все верующие почитают память древней иконы «Знамение», известной своей чудотворной силой. Христианский праздник, посвященный этой иконе, отмечается 10 декабря благодарными богослужениями и литургиями.

История иконы Богоматери «Знамение»

На данной иконе изображена Божья Матерь, на груди у которой нарисован младенец Спаситель-Эммануил. Руки Матери подняты, показывая, что Она молится. Первые появления таких икон датируются примерно 4 веком. Одна из них находится в Риме; на том изображении младенец сидит на руках у Матери, в отличие от последующих икон, где Божья Матерь держит овал с изображением Спасителя.

Существует лишь одна правдивая и неоспоримая история провозглашения 10 декабря «праздником знамения». С этой иконой, а точнее, с ее последующими копиями, написанными с оригиналов (в 11 и 12 веках такие образа начали писать и на Руси), происходили чудеса, которые наблюдало множество людей. Все началось с самой той иконы, которая в далеком 1170 году находилась в Новгородском княжестве. Тогда она еще не называлась «знамением», но свое название она получила отнюдь не случайно.

В то время были тяжелые отношения между князьями, и положение на Руси оказалось непростым. Удельные князья во главе с Андреем Боголюбским осадили Новгород. Ситуация была настолько безвыходной, что пришлось просто молиться . Молитвы новгородцев были услышаны: городской священник услышал голос, который велел ему взять икону и вынести ее на городскую стену, что он и сделал. Полетел град стрел, и одна из них вонзилась в образ. Чудо состояло в том, что лик повернулся к городу, отвернувшись от обидчиков и истекая слезами. Это заставило их испугаться, и в рядах нападавших началась междоусобица, чем воспользовались новгородские жители и одержали победу.

Празднование дня иконы «Знамение»

В честь чудесного спасения народа было провозглашено празднество, посвященное иконе, а сам образ также стал известен с того момента как «Знамение». Почти 200 лет он оставался в том же храме, пока не был построен отдельный храм Знамения Пресвятой Богородицы в Новгороде. Икона пребывает там с 1356 года. С нее было написано множество копий, которые стали тоже чудотворными.

Ко дню иконы Божьей Матери «Знамение» приурочены богослужения во всех православных храмах. Для нее были написаны отдельные каноны. В 2015 году 10 декабря день иконы «Знамение» будет также отмечаться специальными литургиями в храмах по всей стране.

Для каждого верующего христианина 10 декабря — это особый день, который еще раз показывает, что чудо возможно . Оно происходит, когда людей объединяет вера, как в тот день 1170 года. Пусть случится чудо и в этом 2015 году. Будьте добры и великодушны, удачи вам и не забывайте нажимать на кнопки и

В мире православия одной из самых почитаемых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Богатый опыт религиозно-молитвенного общения со святыней обнаруживает в людях обретение нового состояния. Наполняется оно Божественными энергиями. На личном уровне икона обеспечивает реальную взаимосвязь между человеком и Первообразом, на общественном – становится народной святыней.

«Знамение» как тип иконографии

Сакральный образ «Знамение» связан с обличением и объяснением пагубности человеческого неверия. С развитием культовых традиций основное значение икон этого типа сместилось к образам Благовещения, предзнаменования Рождества, последующих евангельских событий.

Икона Пресвятой Богородицы Знамение принадлежит к иконописному типу Оранта. На Руси ее изображения часто сопровождались словесной формулой «Нерушимая стена». От других иконографических типов Оранта отличается особой величественностью и монументальностью. Поза, присущая Богородице, предельно статична. К этому добавляется симметричная композиция. Такая традиция отражает стиль настенных росписей или мозаик.

Икона Знамение изображает Богоматерь с молитвенно поднятыми и раскинутыми руками. Этот жест означает главное психофизическое содержание моления: недостаточно произносить заветные слова. Для установления сакральной беседы важную роль играют жесты и поза молящегося. Руки, воздетые к небу, издревле применялись в литургии. Этот жест стал своеобразным связующим звеном между Ветхим и Новым Заветом.

На груди Божьей Матери изображается Божественный младенец. Обычно его образ обрамляется круглым медальоном. Образ Богомладенца был полупрозрачным (чуть видимым), размещался на уровне груди (чуть ниже области сердца) Божьей Матери.

При внимательном рассмотрении Знамения важно упомянуть еще об одном значении. Перед созерцающим священный лик открывается одно из таинств. Икона символически демонстрирует чудо зачатия Богомладенца. Светящаяся сфера, в которую он облачен, символизирует материнское лоно. Это общие качества и персонажи, свойственные иконам типа Оранта и Знамение.

Изображается Богородица как стоящей (полный рост), так и по пояс. На новгородском варианте «Знамение» и Курском Коренном Божья Матерь написана по пояс. С дальнейшим развитием иконографии Знамением стали усложнять композицию икон типа «Неупиваемая Чаша».

Распространение по Руси

Иконописные образы Божьей Матери, подпадающие под название «Знамение», появились на Руси с XI–XII веков. Новгородское чудесное событие начала 1170 года положило начало традиции использования наименования «Знамение». Икона, написанная на землях Новгорода (вторая четверть – середина XII столетия) стала на Руси самым древним образом Божьей Матери Знамение.

Многочисленные списки икон на этот сюжет широко распространились по Руси. Конкретизировались их названия по местам явления различных чудес. Известно Знамение Абалацкое, Албазинское, Дионисиево-Глушицкое, Курское, Серафимо-Понетаевское и другие.

Расцвет иконописи в Новгороде и его окрестностях, припадающий на XV столетие, также послужил распространению сюжета о Чуде, произведенном иконою «Богоматерь Знамение». Популярность чудодейственной святыни подтверждается рядом произведений древнерусской литературы. Окончательно наименование «Знамение» закрепляется с XVII века. Основной смысл этого названия закреплен в значениях понятий «знать» и «рождать(ся)».

Новгородская Чудотворная икона

Новгородский вариант Знамения написан на прямоугольной основе размером 59´52,7 см. Икона является двусторонней. На обратной стороне изображаются праведные Иоаким и Анна. Они стоят перед Иисусом в молении.

Новгородская икона принадлежит к типу выносных (процессионных). Поэтому она оснащена древком. На таких иконах расписывались обе стороны. Образцом для создания выносных икон служила «Одигитрия» (Путеводительница).

От первоначальной живописи лицевой стороны сохранились фрагменты:

  • мафория, покрывающего Богородицу;
  • платья Божьей Матери;
  • медальона вокруг изображения младенца Христа.

Лицевая сторона новгородской святыни обновлялась в XVI веке. По утверждению некоторых источников, возможным мастером был архиепископ Макарий, ставший митрополитом Московским. На обратной стороне полностью сохранилось древнее изображение.

Историческое досье

Летопись повествует о том, как новгородцы благодаря силе крестной и святой Божьей Матери одолели суздальцев. Случилось это в 1170 году. Тогда соединенные войска нескольких удельных князей под предводительством Мстислава, одного из сыновей Андрея Боголюбского, осадили Новгород.

Неравенство сил подтолкнуло новгородцев искать заступничества бога. В молитвах Господу слышалось: «Помогите!» В третью ночь осады Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал глас. Блюстителю велели обнести крепостные стены города иконописной Пресвятой Богородицей.

Осаждающие выпустили темную тучу стрел по крестному ходу. Одна из них поразила святой образ. Когда стрела суздальцев попала в священный лик, то икона отвернулась от нападающих. Тем самым суздальцы лишены были света и благодати. Осаждающих объял неизъяснимый ужас. Враги, побивая своих же, стали спешно бросать оружие и отходить от городских стен. А новгородских защитников эта благодать подвигла на решительные действия и победу над противником.

Свидетельства о чудотворных свойствах

Основным свидетельством чудотворных качеств Знамения считают историю об осаде новгородцев их супротивниками – суздальцами. Тогда защитникам города икона Божьей Матери даровала высшее заступничество.

В 1356 году церковь была охвачена внезапным страшным пожаром. Пламя утихло после совершения молебна перед иконописным ликом Божьей Матери Знамение.

Еще одно испытание выпало на 1611 год. Тогда шведы пытались ограбить Знаменский собор, в котором находилась икона. Неведомой силой враги были выброшены из стен храма.

В наши дни икона продолжает связываться с чудеснейшими событиями. Так, 15 августа 1991 года святыня передавалась из музея, где она хранилась длительное время, епархии. Многочисленные присутствующие стали свидетелями яркого небесного явления. Золотой купол новгородского Софийского собора был окружен кольцом радуги. На небе не было ни единого облачка. Разноцветная дуга поднялась и растворилась в чистой небесной глади.

Чудодейственные свойства Знамения означают всеприсутствие Божие. Вседержитель обращается к спасаемым при помощи знамений. Благодать Божья нисходит через заступничество Богородицы, дарованную людям в скорбях ее помощь.

Иконописные особенности Курской Коренной Божьей Матери Знамение

Среди многих икон, подпадающих под название «Знамение», одно из особых мест занимает чудодейственная святыня, которую часто именуют Коренною либо Курскою. Название закрепило первое явление людям «при корнях дерева» неподалеку от Курска. Впоследствии икона обрела символическую популярность, ее история наполнилась многими преданиями о чудесных событиях.

О чем гласят предания

В эпоху Средневековья на день Рождества Пресвятой Богоматери (8 сентября 1295 года) неподалеку от сожженного и опустошенного татарами Курска была найдена икона. В лесу ее подобрал охотник из Рыльска. Он заметил на корне одного из деревьев лежащую лицом вниз небольшую икону.

Из любопытства и для лучшего рассмотрения охотник поднял доску. Из-под иконы забила родниковая струя. Благочестивый охотник срубил небольшую часовню на месте находки. В эту часовенку и помещена была икона.

Жители Рыльска начали посещать место явления. Местный князь Василий Шемяка распорядился перенести Чудотворную в Рыльск. Однако князь не вышел навстречу святыне за город. За это он был наказан слепотой. Только после раскаяния и усердной молитвы перед святым ликом князь получил исцеление. Из чувства благодарности Шемяка поставил в Рыльске церковь, славившую Пресвятую Божью Матерь. Там помещена была икона.

Образ часто исчезал из храма. Находили его неизменно на месте явления при корнях дерева. Тогда оставили святыню в часовне. Из Рыльска перевели священника, чтобы отправлял богослужения.

Очередное пагубное татарское нашествие на Курские владения пришлось на 1383 год. Часовня была сожжена, священник пленен, а икона разрублена пополам. Через некоторое время отца Боголюба выкупили из плена. Он вернулся в родные места, нашел части расколотой татарами иконы. Священник сложил вместе разрозненные куски. Они срослись, икона стала опять цельной.

Отечественный исторический этап

Повелением царя Федора Иоановича предписывалось доставить святыню в Москву. После этого по краям добавили изображения ветхозаветных пророков, Господа Саваофа. Было это в конце XVI века (1597 год).

Через 18 лет скитаний (в 1615 году) по наказу царя Михаила Федоровича святыню вернули на Курскую землю. Царь распорядился, чтобы на месте расположения часовни основали монастырь. Так появилась Коренная Пустынь – знаменитый мужской монастырь. А с 1618 года основным и почетным местом хранения иконы становится собор Знаменского монастыря (г. Курск). Там святыня провела более 300 лет.

Революция, последовавшая за ней гражданская война, внесли свои поправки к истории бытования чудодейственного лика. Вместе с отступающими войсками генерала А. И. Деникина иконе предстоял сложный путь через многие города. В 1919 году она побывала в Белгороде, Таганроге, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Новороссийске.

Зарубежные пути

Это было начало марта 1920 года. Пароходом «Святой Николай» святыню привез в Сербию курский епископ Феофан (Гаврилов). Ранней осенью того же года Чудотворный Образ доставили в Крым по просьбе генерала П. Н. Врангеля. Конец октября 1920 года стал окончательным прощанием иконы с постоянным пребыванием на русских землях. Святыня вновь прибывает в Сербию. С конца 1927 года иконописный образ вместе со знаменами Русской армии под командованием генерала П. Н. Врангеля хранится в Белграде, в русской Свято-Троицкой церкви.

Вместе с Архиерейским Синодом Русской православной церкви за рубежом Курская Коренная прибывает в Мюнхен. Начало 1950-х ознаменовано переездом Первоиерарха Анастасия в США и созданием там Ново-Коренной пустыни. Именно туда первыми числами февраля 1951 года прибывает икона. А с 1957 года святыня постоянно находится в здании Знаменского Собора Архиерейского Синода. Храм, посвященный этому Чудотворному образу, расположен в Нью-Йорке.

С 2009 года иконе выпадает ежегодное странствие к родным истокам. Святыню доставляют в Курскую епархию к месту изначального обретения. Делается это для жаждущих и поклоняющихся верующих.

Чудодейственные события

В 1767 году Серафима Саровского, одного из самых почитаемых монахов на Руси и великого подвижника, постигла тяжелая болезнь. Близкие потеряли надежду на выздоровление. Однако Серафиму явилась Божья Матерь, пообещала ему исцеление. Через какое-то время внезапно начавшийся дождь заставил зайти во двор Серафима процессию крестного хода. Преподобный приложился к лику Божьей Матери Знамение и вскоре выздоровел.

1898 год можно считать еще одним рождением иконы. Атеистически настроенный А. Г. Уфимцев с тремя товарищами установил часовую бомбу подле киота чудодейственной святыни. Взрыв причинил огромный материальный ущерб. Даже в верхнем куполе не уцелели стекла. А сама икона Знамение осталась невредимой.

К случаям чудотворения относят эпизод, происшедший с Иоанном Шанхайским. Этот архиепископ РПЦЗ привез святыню в Свято-Николаевский приход (Сиэтл, США). 2 июля 1966 года выдающийся духовный миссионер скончался во время молитвы перед Курско-Коренной иконой Божьей Матери Знамение.

Когда ожидают помощи и заступничества

Богатое молитвенное наследие, предания и многочисленные свидетельства красноречиво убеждают, в чем помогает Чудотворная икона Знамение. Все происшедшее со святынями за многие столетия говорит о том, что нужно молиться при наступлении различных бедствий, войн, других угроз.

Верующие уповают, что Пресвятая Божья Матерь защищает и охраняет:

  • когда над целым селением либо же отдельным человеком нависла угроза, от которой, кажется, нет спасения;
  • при эпидемиях, падучей болезни, страшных телесных недугах (особенно помогало, когда молились и стоя читали акафист);
  • когда хотят погубить человека клеветой, обидой, любой несправедливостью;
  • когда человек подвергается жестоким пыткам либо побоям, другим видам телесного насилия (обращаются за помощью жены, терпящие издевательства и принуждения).

В подобных и многих других случаях возносимая молитва от пламенного и чистого сердца будет услышана. Молитвенная просьба перед образом Божьей Матери помогала вернуть потерянные вещи, наладить испорченные семейные отношения.

Икона защищает от конфликтов, помогает наладить отношения не только между соседями, но и между разными странами. Рекомендуется произносить молитвенные слова перед образом, когда человек отправляется в путешествие.

С какими молитвами обращаются к Знамению

Христианская традиция сохранила основные устремления и чаяния молящихся иконе Божьей Матери Знамение. О чем молятся перед чудодейственным ликом? Зачастую прихожане приходят со своими индивидуальными просьбами либо ожиданиями. Но чаще Заступницу просят помочь в:

  • обретении мира и покоя, примирении враждующих;
  • избавлении от междоусобной распри или войны;
  • исцелении от страшных недугов (холеры), разных заболеваний (слепоты, недугов глаз);
  • защите от злоумышленников, воровства и преступлений;
  • избавлении от завистников, неприятельских нападений;
  • стихийных бедствиях и при пожарах.

Чистая, глубоко искренняя молитва, обращенная к лику Пречистой Божьей Матери, поможет вернуть мир и покой в семью. Сосредоточенные прошения сохраняют спокойствие дома и во всем мире. Молящаяся душа всегда находит убедительные слова. Хотя можно воспользоваться имеющимися образцами.

Где может разместиться икона Знамение

Икона Знамение не столь распространена в повседневном жизненном укладе. Такие образы рекомендуется размещать в домашнем иконостасе. Тогда можно не бояться происков врагов, пожаров, других бедствий и проблем. Образ Божьей Матери Знамение дарует мощную защиту и надежное заступничество для всех нуждающихся.

Четких правил, где и как должна икона располагаться в доме, не существует. Но необходимо помнить, что помогающая сила будет нисходить к тому, кто сосредоточен на молитве и ничем не отвлекается.

История помнит множество случаев, когда образы и мощи святых творили чудеса, помогали преодолевать тяжелые недуги и другие жизненные трудности. Оттого православные люди уделяют немалое внимание религиозным атрибутам. Одним из таких считается икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает она и как правильно обращаться к образу?

Описание

Данная икона датируется 12 веком. Автор точно не известен. Божия Матерь изображена в традиционном мафории с молитвенно поднятыми руками (иконописный тип Оранта). На груди ее находится младенец - Иисус Христос. Богоматерь стоит. Оригинальный образ является двусторонним. Оборот содержит изображения праведных Анны и Иоакима, которые находятся в молении перед Иисусом Христом. Изначально был украшен золотой ризой с драгоценными камнями.

Спустя четыре века после создания икона «Знамение» была отреставрирована. Мастером предположительно был архиепископ Макарий (будущий митрополит Московский). Тогда от древней живописи сохранились лишь фрагменты одежды Богородицы. Оборотная сторона осталась без изменений. В настоящее время образ находится в Софийском соборе (Новгород).

История

Как утверждают источники, в 1170 году суздальские войска во главе с Андреем Боголюбским осадили Великий Новгород. Силы оказались неравными. И горожане обратились в молитве к Господу о спасении. На третью ночь осады архиепископу Иоанну глас с неба повелел взять образ Богородицы из церкви на Ильинской улице и отнести его к городским стенам. Во время крестного хода противники стали обстреливать крепость. Одна из стрел попала в икону. Из глаз Богоматери потекли слезы. После этого врагов внезапно объял необъяснимый ужас. Бранясь между собой, они устремились прочь от городских стен. Воспользовавшись этим смятением, новгородцы стали преследовать суздальцев и одержали победу.

Данный исторический случай подробно описан в известном иконописном сюжете. А сами новгородцы помнят и почитают икону, на которой изображена спасительница-Богородица («Знамение»). Значение подкрепляют и другие чудеса, которые являл в разные времена святой образ.

Празднование

В 12 веке после военных событий было установлено празднование в честь иконы (10 декабря по новому стилю), которое совершается в Русской церкви и в настоящее время. В этот день проводится служба. Священнослужители читают молитвы-обращения и каноны, просят Богоматерь о заступничестве и утверждении в вере.

Чудеса

Два века образ находился в «родной» деревянной церкви на Ильинской улице. Однако в середине 14 века в ней случился пожар. И икона явила еще одно чудо. Огонь утих как раз возле молебна, где висел святой лик. После этого рядом с пепелищем был построен новый, каменный храм, получивший статус Икона обрела новый дом.

В 16 веке после реставрации образа в Новгороде случился еще один, более масштабный пожар. Огонь распространился на несколько улиц. Никакие усилия горожан не могли усмирить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий обратился с молитвой к Пресвятой Богородице и с ее известным образом в руках совершил крестный ход по берегу Волхова. Внезапно подул сильный ветер в сторону реки - пожар прекратился.

В 1611 году на Новгород напали шведы. Они жестоко убивали горожан и разоряли дома и храмы, вынося священную посуду и оскверняя иконы. Известен случай, когда несколько чужеземцев подошли к тому самому храму на Ильинской улице. В это время в нем шла служба. Едва ступив на порог, шведы невидимой силой были отброшены назад. Дальнейшие их попытки проникнуть в храм успехом не увенчались. Узнав об этом, враги больше не подходили к храму, а новгородцы, напротив, могли спастись в нем.

Во время Октябрьской революции (1917 г.) икона была перенесена в Новгородский музей, в период Великой Отечественной войны - эвакуирована, а после - возвращена в музей-заповедник. И, наконец, в 1991 году Новгородская епархия отстояла спасительный образ. В в сопровождении удивительного небесного явления - радуги вокруг купола храма - была перенесена икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает святой лик отдельным людям и с какими просьбами можно к нему обращаться?

Значение и молитвы

Известно, что в 1352 году сотни людей во время эпидемии чумы чудесным образом исцелились. А позже были зафиксированы случаи излечения от тяжелых психических недугов и слепоты. Этому, по мнению духовников, благоволила икона «Знамение Пресвятой Богородицы», в чем помогает она и сегодня.

Также к образу приходят люди, которые желают мира в семье или стране, хотят найти пропавших без вести родных. Однако священнослужители убеждены, о чем бы ни попросил верующий, при искренности и чистоте помыслов обязательно поможет Пресвятая Богородица. Значение ее еще с зарождения христианства на земле было огромным. В Евангелии описывается множество случаев, когда она помогала нуждающимся и болеющим людям, обращая их в веру.

Также значимым является вопрос о том, как молиться Пресвятой Богородице. Существует немало строк, написанных специально для обращения к ней. Так, есть и прошение к иконе «Знамение». Однако, по мнению все тех же духовников, с каким бы текстом ни обращался человек к образу, на первом месте всегда будет его внутренняя вера.

Чудотворные списки

История иконописи знает несколько списков или копий, сделанных на основе иконы Богородицы «Знамение». Они находятся в России и за пределами ее. Наименования их соответствуют месту нахождения образов: Абалакская, Курская, Вологодская, Павловская, Соловецкая, Царскосельская и др. Все они обладают святой силой и демонстрируют чудеса, как и оригинальная икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает образ христианам? В первую очередь обрести веру.

С этой целью осенью 2009 года состоялась «Православная экспедиция» - облет иконы на космическом корабле вокруг Земли. В ходе проекта было совершено 176 витков. Разрешение и благословение на такой крестный ход было получено от самого патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Похожие статьи