Сколько давать денег на карманные расходы. Карманные расходы

28.02.2021

«Мама, вчера коржик стоил 50 копеек, а сегодня такой же — 60. Мне еле-еле на морс хватило», — рассказывает после возвращения из школы дочка-третьеклассница нашей читательницы Ольги. Нужно ли давать деньги детям в таком возрасте? Стоит ли поощрять детей деньгами за помощь или хорошую учебу? И когда вообще начинать говорить с детьми про содержимое кошелька. сайт попытался найти ответы на самые популярные родительские вопросы.

Поговорив с десятком родителей, мы выяснили, что все семьи делятся на несколько категорий. Большинство дают деньги регулярно, как зарплату (чаще всего раз в неделю) и контролируют траты своего чада. Некоторые делают то же самое, но без контроля. Часть родителей принципиально выдают наличность только в качестве платы за выполнение какой-то работы или успеваемость. Есть также те, чьи дети получают рубли только в виде подарков на праздники. И, наконец, кто-то вообще ничего не дает.

Стоит отметить, что, по мнению психолога, последний вариант самый неэффективный. Этим детям будет гораздо труднее научиться правильно распоряжаться деньгами. Они столкнутся со всеми сложностями первых покупок, в том числе с импульсивными тратами. «С другой стороны, если ребенку не давать деньги, но помогать участвовать в семейном бюджете — подсчетах и составлении планов, то этого, возможно, удастся избежать, — советует кандидат психологических наук Татьяна Юрочкина . — Также можно ходить вместе в магазин и совершать совместные покупки. Главное, не „отрезать“ детей от денег совсем».

«Детская „заначка“ иногда спасает всю семью»

Девочка Лиза, которая негодовала от подорожания коржика в школьной столовой, свой кошелек с денежками носит в школу со второго класса.

«На неделю у нее всегда есть сумма в 5 рублей, разбитых в том числе и на копейки. Обычно она сама сдает на воду в классе, если я забуду, — рассказывает ее мама Ольга. — Может перекусить в столовой или буфете, если я задерживаюсь или нет возможности сходить на обед домой из-за кружков».

Спонтанных трат, по словам мамы, при этом не бывает: «Если вижу, что за неделю сумма не разошлась или оставшегося хватит на обед, то могу и не пополнять «баланс». А бывало, что именно карманные деньги выручали школьницу как залог, когда в классе объявляли экскурсию с ограничением: «Едут первые 5−10−15 сдавших». Оставшуюся сумму девочка доносила на следующий день.

Дома у Лизы есть копилка, куда идут все подаренные ей родственниками деньги. «Вместе решаем, что купить или сколько накопить для более крупной покупки, — говорит Ольга. — Иногда ее „заначка“ очень выручает всю семью, если накануне были большие траты или отпуск прошел, а зарплаты ждать месяц. Этой помощью она очень гордится и, конечно, не забывает напоминать, что, мол, долг платежом красен».

Психолог поддерживает такую «политику» родителей. «Деньги на самом деле надо давать только с определенной целью, иначе вы просто разбалуете ребенка, — говорит Татьяна Юрочкина. — Но родителям необходимо обсуждать с ним в конце недели: что покупалось; сколько, скажем, стоит водичка или сок; что ему больше понравилось».

Оказывается, что удовлетворенность покупкой очень важна. Ребенок хотел пить, поэтому купил воду, попил и стало лучше — это здорово. Если, например, он хотел кушать и купил шоколадку, а его после этого тошнит, то ребенок начинает понимать, что надо было купить что-то другое. «Эта неудовлетворенность станет переходом на новый этап, когда ребенок начнет тратить деньги более обдуманно», — утверждает специалист. На более осознанные траты также сильно влияет собственный пример родителей, которые сами относятся к деньгам с умом.

«Ребенок должен понимать, что деньги могут заканчиваться»

Еще одно важное правило, по мнению психолога, — ребенок должен понимать, что деньги являются очень ограниченным ресурсом. Поэтому лучше всего все-таки выдавать деньги каждую неделю и ни в коем случае не восполнять брешь в детском бюджете досрочно без особых причин. Если уж он необоснованно потратил все деньги на какие-то «хотелки», то должен оставаться без средств до следующей «зарплаты». Это приведет ребенка к понимаю, что деньги заканчиваются.

При этом в каждом конкретном случае степень свободы ребенка и суммы выдачи родители должны выбирать сами. «Все зависит от доверия к ребенку, его зрелости». Это же касается накопления больших сумм — все должно проходить под надзором родителей.

«Когда ребенок собирает деньги, есть и положительные, и отрицательные стороны одновременно. Если он копит только для того, чтобы у него было много денег, то может вырасти стяжатель и скряга, для которого будет важно исключительно количество денег, — объясняет Татьяна Юрочкина. — Лучше, чтобы к накоплению относились как к инструменту — например, для совершения крупных покупок. Когда ребенок собирает деньги, скажем, на дорогую игрушку, то он, во-первых, учится ждать. Во-вторых, начинает понимать, что деньги просто так не достаются. В-третьих, сама игрушка будет для ребенка более ценной после таких усилий и ожидания».

За время накопления может также произойти корректировка целей — ребенок поймет, что не так уж хочет именно эту игрушку и переключится на что-то более важное. «Благодаря этому у него начинает выстраиваться потребностно-мотивационная сфера в отношении вещей — в итоге можно избежать ненужных, эмоциональных покупок», — говорит эксперт.

И кстати, контроль на всех этапах необходим еще и потому, что деньги для ребенка могут стать «ключом» к каким-то запрещенным вещам. Скажем, ему не разрешают компьютерные игры — он идет в компьютерный клуб и там играет. Или же покупает алкоголь или сигареты.

По закону детям можно совершать только «мелкие бытовые сделки»

Белорусское законодательство не содержит каких-то серьезных ограничений, которые бы могли препятствовать финансовому образованию детей. Однако следует помнить, что Гражданский кодекс (статьи 25 и 27) определяет право детей (несовершеннолетних до 18 лет) совершать только «мелкие бытовые сделки».

«Это понятие оценочное, — поясняет адвокат юридической консультации Партизанского района столицы Марина Наумович . — Оно нигде в законодательстве не раскрывается».

Но можно предположить, что небольшие покупки в магазинах попадают в эту категорию и вашим чадам ничто не мешает учиться обращению с деньгами.

Предложите ребенку частично оплачивать разговоры по мобильнику из карманных денег

Дети должны использовать свои деньги не только на развлечения, но и на какие-то полезные вещи.

«Финансовое воспитание состоит не только из выдачи денег, но и из рассказа о том, на что идут средства семейного бюджета: на телефон, свет, электричество, еду и так далее. Ребенка нужно научить и тому, как расплачиваться в магазине, что нужно всегда проверять сдачу», — напоминает специалист.

На ребенка, например, можно возложить часть финансового бремени по оплате мобильника. Тогда он будет больше контролировать свои разговоры.

К слову, в Финляндии детей учат заполнять счета, рассказывают, за что происходит оплата, знакомят с примерными расчетами расходов на питание, одежду. «Это все делается для того, чтобы ребенок мог сопоставить свои денежные расходы. Представим, что он хочет дорогую игрушку, которая сопоставима с бабушкиной пенсией или даже превышает ее. И тогда очень здорово, чтобы он знал, сколько на эти же деньги можно купить другого — продуктов, одежды».

Много внимания финансовому воспитанию также уделяют и в других странах. Вот немцы ребенка с миром финансов буквально с ранних лет. К примеру, уже с 5 лет родители могут давать детям по пол-евро в неделю, чтобы ребенок осознавал цену денег, и рассказать ему, сколько стоят, к примеру, конфеты или развлечения.

Некоторые родители в Германии приучают детей к тому, что необходимо платить налоги. К примеру, забирают часть карманных денег (в среднем немецкие школьники получают от родителей от 5 до 20 евро в неделю).

Дошкольникам еще сложно контролировать свои траты

Еще одна наша читательница Анна тоже пыталась научить своих детей финансовым премудростям.

«Некоторое время (примерно полгода) мы выдавали сыновьям (8 и 5 лет) каждое воскресенье по 5 рублей. Первое время дети тратили деньги в тот же день, потом стали делить на части, потом откладывать, — рассказывает мама. — Если дети идут со мной в магазин, они могут купить все что пожелают, но из своего кошелька. Купил желатинок и „киндер“ — жди до следующего воскресенья. Хочешь дорогую игрушку — собирай. Теперь старший копит все деньги, которые ему достаются от доброй бабушки, периодически конвертирует их в валюту. А младший как тратил все за раз, так и тратит».

Анна беспокоится, что один сын будет бережливым, а второй всегда будет без денег. Но психолог успокаивает: «Дошкольникам сложно оперировать деньгами. Они еще не могут себя контролировать. Ему нужно помогать в выборе, усмирять импульсы, отсрочивать покупки, чтобы проверить его желания. И сумма для выдачи должна быть адекватна, чтобы не было жалко, если ребенок потеряет деньги», — дает совет Татьяна Юрочкина.

«У ребенка должны быть обязанности, которые он выполняет бесплатно»

Еще один большой вопрос — стоит ли платить за помощь родителям или за хорошие оценки. Например, наш читатель Сергей рассказывает, что этим летом, когда ходил со средней дочкой в лес, для стимула предложил ей за литр ягод платить рубль. «И она в лесу с большим удовольствием работала, — говорит отец. — Конечно, детки потом сами же эту чернику и лопали со сметаной, но за сам факт собирания шла оплата. Просто так на карман я деньги не даю. В то же время уборка в квартире — это обязанность девочек, которая никак не поощряется».

Татьяна Юрочкина считает такой подход грамотным. «Есть специалисты, которые считают, что ребенок тоже должен зарабатывать деньги, — говорит она. — Но тут возникает опасность монетизации собственной помощи родителям. У ребенка все-таки должен быть конкретный набор обязанностей, которые он должен делать абсолютно бесплатно. А уже сверх этих обязанностей, если ребенок проявляет какую-то помощь и дополнительные усилия, можно и поощрить».

Но такие схемы лучше начинать использовать не раньше младшего подросткового возраста, то есть лет с 11−12. Главное, чтобы это не касалось каких-то эмоциональных вещей, связанных с проявлением доброты и заботы. Если давать деньги за то, что ребенок был ласковый и заботливый, можно вырастить человека, который будет ориентироваться на деньги в проявлении отношений, манипулировать.

«Еще у меня дифференцированная оплата за учебу, — продолжает Сергей. — Но исключительно за четверть. Если оценки хорошие, то одна сумма, если ухудшаются, то она уменьшается и наоборот. Например, за прошлую четверть дочка получила 17 рублей».

Психолог считает, что такое поощрение тоже возможно. «Главное, чтобы это не приводило к вранью и сокрытию плохих оценок».

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.

    Карманные деньги - деньги, даваемые родителями ребенку на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, музея). Дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Ая, ое. 1. прил. к карман. Карманный клапан. 2. Приспособленный, удобный для ношения в кармане. Карманные часы. Карманный фонарик. || Небольшого формата, размера. Карманный словарь. Карманные шахматы. ◊ карманный вор тот, кто ворует из карманов.… … Малый академический словарь

    I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КАРМАН, а, муж. 1. Вшитая или нашивная деталь в одежде небольшое обычно четырёхугольное вместилище для платка, для мелких нужных под рукой вещиц. Вшивной, накладной к. Боковой, нагрудный к. К. с отворотом, с клапаном. Положить, убрать, запихнуть… … Толковый словарь Ожегова

    - (из французского, читается как О пер , буквально переводится как обоюдный) термин, применяемый для обозначения молодых людей, живущих в чужой стране или чужом регионе в принявшей их семье и делающих определённую работу (чаще всего… … Википедия

    Au pair (из французского, читается как О пер , буквально переводится как обоюдный) термин, применяемый для обозначения молодых людей, живущих в чужой стране или чужом регионе в принявшей их семье и делающих определённую работу (чаще… … Википедия

    Прил., употр. нечасто 1. Карманной является вещь, которую можно носить в кармане. Карманное зеркальце. | Карманный фонарик. | Карманные часы. 2. Карманной является вещь небольшого размера. Карманный словарь. 3. Карманными являются деньги, которые … Толковый словарь Дмитриева

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? расхода, чему? расходу, (вижу) что? расход, чем? расходом, о чём? о расходе; мн. что? расходы, (нет) чего? расходов, чему? расходам, (вижу) что? расходы, чем? расходами, о чём? о расходах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    КАРМАННЫЙ, карманная, карманное. 1. прил. к карман. Карманная выкройка. Карманные интересы. Карманная чахотка (см. чахотка). 2. По форме и размеру приспособленный к ношению в кармане. Карманные часы. Карманный карандаш. 3. Обслуживающий… … Толковый словарь Ушакова

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen … Википедия

    - «FLEX (future leaders exchange)» некоммерческая программа обмена старшеклассников, проводящаяся на территории СНГ в течение последних 18 лет. Программа даёт возможность обучаться в американской школе и проживать в американской принимающей… … Википедия

Книги

  • Дети капитана Гранина , Миронина Наталия. Кто бы мог подумать, что сердце прекрасной и весьма здравомыслящей поэтессы Зои Абрикосовой покорит не артист, не великий писатель, а некий капитан Гранин, у которого всю жизнь отбирала…
  • Дети капитана Гранина. Нерпа моя глупая (сборник) , Наталия Миронина. Кто бы мог подумать, что сердце прекрасной и весьма здравомыслящей поэтессы Зои Абрикосовой покорит не артист, не великий писатель, а некий капитан Гранин, у которого всю жизнь отбирала…

Пока ребёнок маленький, все потребности его обеспечивают родители. Часто малыш и не подозревает, что все его прихоти стоят чего-то – ему нужно только указать пальцем, и желаемое сразу покупается. И дело здесь не в доходах мамы и папы, а в их отношении к любимому чаду. Игрушки хватает только на один вечер, а завтра – новое «хочу». Деньги на карманные расходы — за и против?

Деньги на карманные расходы

Приучаясь к такого рода отношению, ребёнок и позже не понимает, сколько он может потребовать от родителей на исполнение своих прихотей.

А желания становятся всё серьёзнее, и вот на смену мыльным пузырям и вертушкам приходят требования покупки куклы Барби, Человека-Паука, потом – всяких модных школьных аксессуаров, сотового телефона «как у Лёньки» и так далее.

Внезапно приходит момент, когда требования наталкиваются на категоричное «нет». Дальше – скандал и непонимание. А почему? Потому, что малыш с детства не привык ценить финансы, а значит, не понимает, куда и сколько можно тратить.

Отказать малышу в приобретении «одноразовой» игрушки можно и даже нужно . Уже в три года ребёнок поймёт, если ему объяснить, что этот каприз может стоить ему катания на двух аттракционах в парке. Пусть выберет сам – что важнее в данный момент! Ребёнок не обидится – он просто задумается над тем, что на самом деле ему нужно.

Пора личных денег ребёнка приходит лет в 6. Именно в это время родственники начинают порой дарить не игрушки, а деньги на День рождения или другой праздник. Потом начинаются поступления от «зубной феи». В распоряжении ребёнка появляется довольно приличная сумма, которую можно потратить…

А вот теперь начинается сложная работа по разъяснению того, куда можно потратить деньги на карманные расходы. Стоит сразу оговорить, какие из своих желаний ребёнок может удовлетворить самостоятельно.

Например, купить сувенир на море, взять дополнительно финансы в поездку с классом для приобретения там мороженого или игрушки, просто порадовать себя чем-то приятным на прогулке всей семьёй.

Важно научить ребёнка оценивать, действительно ли ему необходимо то, что он хочет купить, особенно если вещь дорогая. Сразу необходимо объяснить, что новый доход может прийти не скоро, а значит, средствами нужно управлять осторожно и умно.

Наконец, собственно деньги на карманные расходы ребёнок начинает получать лет с 13-14. Постепенно нужно научить подростка грамотно распределять финансы на все имеющиеся нужды.

Теперь он сам может откладывать деньги на питание в школьной столовой, покупать необходимые средства гигиены для личного пользования и даже такие интимные предметы, как нижнее белье, носки и колготки. То есть деньги на карманные расходы – это не финансовые средства только на развлечение, это сумма, выделенная родителями на содержание ребёнка и отданная ему для разумного использования.

Конечно, сразу всё не получится, и придётся несколько раз совместно распределять деньги, планируя, сколько необходимо отложить на каждую расходную статью. Поэтому лучше начинать с выдачи карманных денег на дня 2-3 , постепенно увеличивая период самостоятельности до двух недель.

В старших классах ребёнок получает свои финансы раз в месяц – как и родители. Правило при этом гласит: если тебе не хватило денег до следующей «получки» — это твои проблемы (но сотовый телефон всегда должен быть в зоне доступа!).

Наверное, если бы каждый взрослый прошёл подобную школу правильного обращения с деньгами ещё в детстве, навряд ли были бы ситуации студенчества, когда за неделю до стипендии из еды остаются только макароны, а денежные средства составляют лишь сумму, необходимую на поездку домой.

А сколько молодых семей страдает от неумения тратить деньги – это является одной из основных причин распада многих браков! Отсюда вывод: деньги на карманные расходы – это серьёзно. Возможно Вас заинтересует статья, посвященная столь важной проблеме, — ?

«Мам, ну купиии!»
«А можно я себе сдачу оставлю?»
«Дай денег, мы с ребятами пойдем погуляем!»
А вам знакомы эти фразы? Согласитесь, когда дети их произносят слишком часто они перестают быть приятны родительскому слуху Так как же сделать так, чтобы ребенок уже с детства умел распоряжаться деньгами? Давайте разбираться.

Карманные расходы у детей

Если для вас сейчас актуален вопрос, сколько давать на карманные расходы своим детям или как научить ребенка тратить деньги правильно, данная статья будет вам очень полезна. Если же сейчас не очень актуальна, все равно прочитайте, пригодится в будущем Итак, как объяснить ребенку ценность денег? Как воспитать в ребенке умение правильно ими распоряжаться? На все эти вопросы есть один ответ: научить ребенка финансовой грамотности.

Итак, 10 правил воспитания финансовой грамотности у детей

1. Давайте деньги детям на карманные расходы

Очень важно, чтобы у ребенка были собственные деньги, которые он может потратить на свое усмотрение. Только самостоятельно распоряжаясь деньгами, ребенок научится правильно их тратить или откладывать. Начинать можно в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Это может быть то время, когда ребенок умеет считать деньги или в первом класс, или когда он начнет самостоятельно передвигаться по городу.

2. Договоритесь с ребенком, какую сумму и как часто вы даете ему деньги
Карманные деньги, как и все, что непосредственно касается самого ребенка, нужно обязательно обсудить с ним самим. Расскажите ребенку о его новых правах и возможностях. Обговорите с ним период, на который ему будет выдаваться конкретная сумма денег (раз в неделю, в две или раз в месяц). Сумма выдаваемых денег напрямую зависит от возраста ребенка, чем он старше, тем больше у него расходов. Если вы не можете решить, сколько денег давать подростку, обязательно учитывайте возраст подростка - 13 ему или 17 лет тоже имеет большое значение.

3. Не поощряйте и не наказывайте ребенка деньгами
При обучении финансовой грамотности главным инструментом являются сами деньги, а не доступ ребенка к ним, и очень важно соблюдать достигнутые договоренности по периодичности и сумме. Не используйте их для мотивации или демотивации.

4. Не контролируйте расходы ребенка
То есть контролируйте, но не тотально. Карманные деньги детям даются, чтобы научить их в реальной жизни принимать самостоятельные решения по поводу своих средств. Вы можете периодически обсуждать расходы ребенка, особенно если у него плохо получается самому их контролировать. Найдите вместе с ребенком причину, по которой это происходит, предложите решение: выдавайте меньшие суммы на меньшие периоды — так ему будет проще контролировать расходы.

5. Объясните ребенку, зачем нужна копилка
Расскажите ребенку о том, что такое накопления и поделитесь своим опытом. Спросите, о каких крупных покупках он мечтает. Посчитайте вместе с ребенком, сколько нужно времени, чтобы накопить на эту вещь. Обсудите, от каких текущих трат он может отказаться в пользу предмета своей мечты. Составьте вместе несколько вариантов плана накопления нужной суммы, исходя из того, 10, 20 и 30% от регулярной суммы карманных денег он будет откладывать. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и следует ему. Периодически спрашивайте, как продвигаются его успехи в накоплении.

6. Договоритесь о своем вкладе в крупную покупку
Если копить на вещь мечты ребенку нужно очень долго — мотивируйте его тем, что когда он накопит какую-то часть суммы (половину, треть, две трети и т.д. в зависимости от суммы и ваших возможностей), вы добавите сумму, которой ему не хватает.

7. Включите в карманные деньги часть ваших расходов на ребенка
За некоторые статьи ваших расходов на ребенка, он может отвечать самостоятельно. Обязательно решите вместе, какая статья это будет: школьный обед, мобильная связь, транспорт, кино, кафе, одежда. Постепенно список будет расширяться, пока все расходы ребенка не окажутся в его зоне ответственности.

8. Помогите ребенку с оптимизацией расходов
Расскажите ребенку про оптимизацию. Обсудите с ним, какую из статей его расходов можно оптимизировать, и как именно это можно сделать (мобильная связь, транспорт, кино, еда вне дома и т.д.).

9. Всегда помните, что вы - пример
Дети во всем копируют взрослых, поэтому, чтобы воспитать финансово грамотного ребенка, нужно самому быть финансово грамотным. Будет родитель считать деньги, будет считать и ребенок. Все, чему вы учите ребенка, будет иметь смысл только в том случае, если вы сами будете себя так вести. И это правило касается не только денег.

10. Предложите ребенку пойти на курсы финансовой грамотности
Да, есть и такие, и не только курсы, но и тренинги, и мастер-классы, и специальные игры, на которых детей обучают азам финансовой грамотности. Это наиболее эффективный инструмент обучения, где дети на практике узнают, откуда берутся деньги, как их зарабатывают, сколько тратить можно, а сколько - нежелательно

Практические занятия по финансовой грамотности детей

Это все - полезная теория, полезная практика про то, как научить ребенка считать деньги, у нас тоже есть. Выбирайте:

Все представленные программы направлены на то, чтобы научить детей считать и правильно тратить, одним словом - распоряжаться своими деньгами. Тренинги на развитие финансовой грамотности - это отличные инвестиции. Советуем вам потратить немного сейчас, чтобы ваш ребенок не потратил лишнего в будущем

Похожие статьи