Ребенок 1 год 3 месяца развитие. Развитие ребенка в один год три месяца

29.07.2021

В 1 год эти показатели могут разниться от нормы. Все зависит от физиологии чада, выбранного рациона и многих других нюансов.

Сколько весит ребенок в 1 год

C 12 месяцев малыш начинает все больше двигаться: ползать по наклонным поверхностям, спускаться с дивана на пол, стоять без опоры, приседать и выпрямляться, подражать взрослым в простых движениях. Именно поэтому вес ребенка в 1 год может остановиться на одной отметке с 11 месяцами. Дело в том, что повышение активности малыша прямым образом сказывается на набранных килограммах, так как при движении сжигаются жиры и кишечник работает в усиленном режиме.

В 1 год должен быть в пределах от 7,5 до 12 кг. У мальчиков этот диапазон может начинаться от 8 килограмм, а у девочек - от 7. Также важными характеристиками в этом возрасте является рост. У мальчиков он должен быть в пределах 71-80 см, у девочек - 68-79. Многие терапевты уделяют особое внимание окружности головы. У мальчиков норма - от 43,5 до 48,5 см, у девочек - от 42 до 47,5 см.

Ребенок (1 год), рост, вес и показатели окружности головы которого превышают допустимые пределы значений, может быть подвержен заболеваниям костной системы и немного отставать в развитии. Связано это с аномальным распределением биологических элементов в организме. В этом случае рекомендуется пройти надлежащее лечение у лечащего врача. Маленький ребенок (1 год), рост, вес и показатели окружности головы которого значительно ниже нормы, может страдать от кислородного голодания, астмы, гепатоцеребральной дистрофии и т.д. Стоит отметить, что многие физиологические характеристики малыш наследует от своих родителей.

Вес ребенка в 1 год и 2 месяца должен быть в пределах от 8 до 12 кг. На этом этапе важно, чтобы малыш плотно кушал, так как он находится в постоянном движении. Вес ребенка в 1 год и 2 месяца напрямую зависит от рациона и активного образа жизни. К этому возрасту разрешаются отклонения от нормы в 0,5 кг.

Развитие в 1 год

К 12 месяцам малыш уже должен уметь собирать пирамидки из 3-4 колец, сначала повторяя за взрослым, затем проделывая процедуру самостоятельно. Большинство детей могут складывать из кубиков лесенку, хлопать в ладоши, катать мяч, тянуть за собой игрушку на веревочке, открывать двери, выдвигать ящики и прочее.

Также к этому возрасту ребенок уже самостоятельно пьет из бутылочки, кусает хлеб, помогает себе при одевании, знает названия вещей, просится на горшок. При купании годовалые дети умеют умываться и вытираться полотенцем. Кроме того, в этом возрасте у чада начинают проявляться недовольства при нарушении опрятности.

в 1 год

В этом возрасте малыш улыбается не только родителям и знакомым людям, но и любимым игрушкам. Может резким тоном выразить свое недовольство при запрете того или иного действия. Начинает подражать мимике сверстников и взрослых. Вопросительно смотрит в затруднительных ситуациях и настораживается при виде незнакомого человека.

Если показать годовалому ребенку фотографию с родителями, то на его лице вмиг появляется улыбка. При звуках музыки начинает подпрыгивать и агукать. Ближе к 1 году и 2 месяцам малыш уже может выполнять знакомые для него действия по просьбе родителей, например, «положи», «закрой», «отдай», «нельзя», «покажи» и т.д. Также ребенок должен уметь обращаться к родителям («мама» и «папа») и близким («баба», «тетя» и пр.). При слове «до свидания» будет махать рукой прощаясь.

Сколько весит ребенок в 1 год 3 месяца

Теперь дети могут не только приседать и поворачиваться, но и пятить, ходить без помощи взрослых и устойчиво стоять на наклонной поверхности. Иногда малыш продолжает ползать, но только в случае усталости.

Вес ребенка в 1 год и 3 месяца не должен быть менее 8,5 кг. У мальчиков он может доходить до 12,8 килограмма, а у девочек - до 12,4.

Если вес ребенка в 1 год и 3 месяца значительно отклоняется от нормы, то это сигнализирует о наличии серьезного инфекционного заболевания, патологии или о неправильном питании. Если не уделить этому должного внимания, впоследствии у малыша могут развиться хронические пороки внутренних органов и ЦНС.

Вес ребенка в 1 год 4 месяца может остаться на уровне 4-недельной давности. На этом этапе дети заметно набирают в массе только по кварталам. Именно поэтому плановые взвешивания проводятся каждые 3 месяца, начиная с одного года.

К этому возрасту должен быть в пределах от 74 до 84 см, девочки - от 72 до 83 см. Нормальный диапазон окружности головы равняется 43-49,5 см.

Развитие в 1 год 3 месяца

Малыш начинает ориентироваться по величине, форме и цвету предметов: отличает мячики от кубиков, показывает большие и маленькие игрушки и т.д. К этому возрасту дети должны уметь подбирать вещи по оттенкам. Рекомендуется начинать обучение с темных (ярких) цветов и светлых (блеклых), например, в одну сторону синие и черные игрушки, в другую - белые и желтые.

Многие дети уже умеют рисовать, хотя пока это похоже на хаотичное черкание по бумаге. Карандаш плотно лежит в ручке. В 15-16 месяцев ребенок самостоятельно нанизывает кольца на стержень пирамидки, кормит куклу, строит высокие лесенки из кубиков. Ближе к 1 году и 5 месяцам у малыша в приоритете становятся предметы обихода, а не привычные игрушки.

Также в этом возрасте дети умеют самостоятельно пить, держать ложку под нужным углом и умываться.

в 1 год 3 месяца

Дети становятся более уравновешенными на долгий период времени. В этом возрасте они чаще смотрят на взрослых, запоминая их движения, поведение и мимику в отдельных моментах и действиях, чтобы потом им подражать. Более эмоционально реагируют на любимые игрушки, «заражаются» смехом или плачем от сверстников.

Теперь при виде незнакомого человека реакция может быть как негативной, так и положительной. В целом эмоциональный фон стабилизируется, однако приступы неоправданного плача могут все еще давать о себе знать. Чаще всего это связано с капризами и усталостью.

Речь начинает дополняться характерной мимикой и жестикуляцией. Появляются предпочтения в музыке и визуализации (анимации).

Сколько весит ребенок в полтора года

Ближе к 18 месяцам дети уже ведут полноценный активный образ жизни: самостоятельно ходят, начинают бегать на короткие расстояния, перешагивать через высокие игрушки, подниматься по лестнице. Все это требует больших затрат энергии. Для ее пополнения важно своевременно и правильно кормить ребенка, однако его вес будет расти еще медленнее, чем раньше. Малыш может набирать только 30 г в неделю.

В 1,5 года мальчик должен весить от 9 до 13,7 кг. Девочки набирают в массе немногим меньше. Их норма варьируется от 8,3 до 13 кг. Вес ребенка в 1 год и 7 месяцев должен увеличиться на 120-200 г. Любое отклонение от нормы является следствием нарушения работы кишечника или серьезного инфекционного заболевания. Вес ребенка в 1 год и 8 месяцев может варьироваться от 9,7 до 10 кг (у мальчиков) и от 9 до 9,7 (у девочек).

Нормальный рост малыша в этом возрасте - от 75 до 88 см. Окружность головы - от 43,5 до 50 см.

Развитие в 1,5 года

К этому возрасту малыш уже должен уметь различать не только шар и куб, но и другие формы предметов: ромб, прямоугольник и прочие. Все зависит от того, насколько родители заинтересованы в развитии кругозора своего чада. В полтора года ребенка может научить складывать элементарные пазлы и конструктор, начинает лучше ориентироваться в величинах: побольше, поменьше, средний и т.д.

Пирамидка складывается в считаные секунды. Улучшается ориентация по цветам. Рисунки обретают очертания конкретных предметов. Ребенок начинает делать вид, что читает (переворачивает страницы, слева направо поворачивает глаза). Девочки катят коляску, мальчики - машинки.

В полтора года дети способны самостоятельно есть ложкой полужидкую пищу (короткий промежуток времени) и пить из чашки, не проливая жидкости.

Эмоциональный фон ребенка в 1,5 года

С каждым днем у детей становится все более важный и деловой вид. Они могут явно проявлять социально значимые эмоции - жалость, грусть, обиду, заинтересованность. В этом возрасте ребенок особенно часто отвлекается.

Смена привычных условий и режима доставляет малышу беспокойство, которое в итоге может перейти в плач. Появляется заинтересованность действиями своих сверстников. В полтора года дети предпочитают больше общаться со взрослыми, но для своевременного развития не стоит их ограничивать в коммуникации с другими детьми. Разлуки с родителями особенно эмоциональны, ярко проявляется скука.

В этом возрасте малыш уже способен понимать небольшие предложения.

Сколько весит ребенок в 1 год 9 месяцев

В этом этапе своего детства малыши могут не только самостоятельно передвигаться по ровной поверхности, но и активно работать руками: бросать мяч, держаться за брусья, залезать на диван и т.д. Все эти действия влияют на вес ребенка. В 1 год и 9 месяцев дети едят не с большой охотой, так как все их внимание направлено на познание окружающего мира и собственного тела. Нередко мамам приходится пристегивать своих активных малышей специальными ремнями безопасности, чтобы вовремя их накормить.

Вес ребенка в 1 год и 9-10 месяцев должен быть в допустимом диапазоне от 9,1 до 14 кг (у девочек) и от 9,7 до 15 кг (у мальчиков). Рост может варьироваться от 77 до 91 см, а окружность головы - от 44 до 51 см.

Развитие в 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыши могут различать не только цветные, но и прозрачные предметы. То же самое касается и формы: выпуклая, вогнутая, с отверстием и т.д. Ребенок должен уметь выбирать из 5-6 предметов именно тот, что ему описал взрослый. Также дети могут нанизывать на стержень сразу по 2-3 кольца.

К 2 годам ребенок должен знать названия всех больших предметов и вещей в квартире, поэтому обучение нужно начинать именно сейчас.

Кроме того, малыш способен самостоятельно взять и начать есть хлеб, жидкую пищу из тарелки, снимать шапку, надевать обувь, указывать родителям на грязное лицо и руки. Проявляется сильное желание все делать самостоятельно.

Эмоциональный фон ребенка в 1 год 9 месяцев

Освоение окружающего мира открывает малышу новые чувства и эмоции: боль при зажатии пальца, ожог при касании горячего и прочие. Вместе с этим приходит соответствующая мимика, которая откладывается в мышечной и рефлекторной памяти ребенка. Появляются новые эмоции, к примеру, встревоженность и безразличие.

При расставании с родителями малыш сильно скучает до потери аппетита. В незнакомом месте появляется недоверие к чужим людям, напряженность. Контакт со сверстниками осуществляется посредством жестов, мимики, возгласов и чтения эмоций по глазам.

Также в этом возрасте ребенок способен понимать короткие рассказы, глядя на картинки. Многие дети начинают по-своему называть конкретные предметы и действия родителей.

от 1 до 2 лет

В возрасте 1-2 года малышу требуется сбалансированный правильный рацион. При составлении меню обязательно следует учитывать физиологические особенности ребенка.

К году у детей увеличивается объем желудка, появляются вкусовые пристрастия, улучшается жевательный аппарат. Поэтому постепенно следует переходить от жидкой пищи до полутвердой.

Стоит помнить, что вес ребенка после 1 года напрямую зависит от частоты кормления и подбираемых продуктов. В день должно быть 4 полноценных приема пищи. Важно, чтобы в рацион входили различные овощи, неаллергенные фрукты, мясные и рыбные изделия. Все эти продукты должны быть приготовлены на пару или в вареном виде. В пюре можно смешивать сразу несколько ингредиентов.

До 2-х лет нельзя исключать из рациона жидкий прикорм.

Ребёнку исполнился 1 год и 3 месяца, его развитие происходит порой настолько быстро, что родители не успевают диву даваться. Каждый день у крохи появляется новое умение, новое знание. Каким оно должно быть? И как помочь крохе в познании окружающего мира? Сейчас выясним.

Развитие — это то, что дает родителю понять: ребёнку 1 год и 3 месяца и с ним всё в полном порядке. Достаточные умения и навыки малыша — повод для радости. Недостаточные — повод для обращения к специалисту. Но как ни крути, именно они являются своеобразной лакмусовой бумажкой для родителей.

Что должен уметь

Ребёнку исполнился год и 3 месяца, и ежедневно список того, что он должен уметь к этому возрасту, расширяется. Игры с мячом, требующие активных движений, — его любимые. В них он выражает свои эмоции, делая это порой очень смешно и нелепо. Кроха познает мир, выворачивая наизнанку шкафы и рассматривая каждый “вывернутый” предмет по отдельности. Мамин телефон или пульт от телевизора — лучшие друзья малыша. С их помощью он начинает имитировать телефонные разговоры.

В этот период ваше чадо начинает активно демонстрировать свои чувства. Может обнять и поцеловать не только родителей, но и любимую игрушку или собаку. Его не заставишь делать то, чего ему не хочется. Будете напирать — дитя продемонстрирует негодование. Всех родных людей и тех, кто проводит с ним много времени, знает не только в лицо, но и по имени. Произнести может не всегда, но, услышав знакомое имя, непременно реагирует.

Занятия

В возрасте 1 год 3 месяца с ребёнком необходимо проводить занятия ежедневно. Используйте систему Монтессори, выбирая те задачи, которые, на ваш взгляд, малыш решает хуже всего. Развивающее занятие “Рамки Монтессори” — ответ на вопрос, чем интересным и увлекательным занять ребёнка в год и 3 месяца. Для этого понадобятся картонные рамки с вырезанными геометрическими фигурами и вкладыши аналогичной формы. Пусть малыш найдет каждой рамке пару-вкладыш. На первых порах помогите ему, покажите, что нужно делать, на конкретном примере.

Игры

Для развития физической активности малыша можно предложить ему следующий игровой комплекс. Поставьте перед ним коробку с игрушками, попросите заглянуть туда и выбрать, к примеру, мягкого медвежонка. После того как малыш отыщет искомый предмет, попросите его принести игрушку вам. Помимо этой игры, с маленьким ребёнком в 1 год 3 месяца, можно сыграть в “Копилку”, развив таким образом логику и мелкую моторику. Если в хозяйстве есть копилка, прекрасно. Если нет, можно сделать её самостоятельно. Принцип игры прост: попросите чадо протолкнуть в копилку любой найденный им и подходящий для этого предмет. Для облегчения задачи предложите ему зернышко кофе, монетку, закладку для книги, кубик и так далее.

Питание

Специалисты считают, что рацион маленького ребёнка в 1 год и 3 месяца и вплоть до полутора лет должен составлять 1300 килокалорий. При этом кроха должен кушать пять раз в день. Питание малыша в 1 год и 3 месяца окончательно превращается во взрослое, в меню ребёнка превалируют овощи и белки животного происхождения.

Ученые подсчитали и выяснили, что на каждый килограмм массы тела вашего чада в день должно приходиться по четыре грамма жиров и углеводов и по шестнадцать граммов белка. Если вы заметили, что ребёнку, которому исполнился год и 3 месяца, пятое кормление не нужно, если видите, что он плохо его ест, откажитесь от последнего приёма пищи. Кроха даёт вам сигнал, что в пятиразовом питании уже не нуждается.

Сон

В этом возрасте малыши спят приблизительно тринадцать часов в сутки. Читая о том, сколько спит ребёнок и понимая, что ваш кроха в год и 3 месяца спит меньше (или больше), имейте в виду: указанное количество часов может меняться в каждом конкретном случае, то увеличиваясь, то уменьшаясь на пару часов.

В идеале дневных снов должно быть три. Два как минимум. длительность каждого из них должна быть не менее часа. Однако идеал — это не правило и уж точно не реальность. В вашем конкретном случае всё может быть иначе. К тому же, когда ребёнку год и 3 месяца, он нередко плохо спит ночью и днём. Причины снижения качества сна могут быть самыми разными — от прорезывания зубов до психологических переживаний.

Начнем, пожалуй, с развития моторного - потому что именно в этой сфере нервно-психического развития ребенка в 1 год и 3 месяца достижения более или менее "стандартные", т.е. весьма схожие у многих малышей. Обычно к этому возрасту все здоровые дети умеют самостоятельно ходить, причем большинство из них осуществляет этот моторный акт свободно и с видимым удовольствием. Некоторые малыши в это время ходят (и даже бегают) подолгу, виртуозно совершают повороты, легко останавливаются и пятятся назад (когда это им нужно, конечно:), приседают и наклоняются, не теряя при этом равновесия, а также запросто взбираются на диваны и кресла - в общем, демонстрируют хорошую мобильность и практически полную самостоятельность:) Моторные достижения некоторых малышей выглядят несколько скромнее - что, в принципе, не является серьезным поводом для родительского беспокойства: все еще впереди.

Впечатляют и успехи в развитии сенсорной ("понимательной") речи - в 1 год и 3 месяца ребенок существенно расширил запас понимаемых слов и инструкций. Резко возросло количество предметов, названия которых знакомы маленькому человеку. Иногда поразительная "осведомленность" ребенка способна повергнуть родителей в восторг и одновременно в недоумение - например, когда папу вдруг осенит спросить, скажем, "где у нас микроволновка?", а малыш в ответ уверенно пройдет на кухню и безошибочно укажет на этот бытовой прибор пальцем. Удивление родителя понятно - ведь, по его разумению, никто специально не объяснял малышу, что это за прибор и где он находится. Однако на самом деле ничего парадоксального в такой "эрудированности" малыша нет - мозг маленького ребенка с поразительной эффективностью впитывает самую различную информацию, и порой вполне достаточно лишь мимолетного упоминания названия предмета (в соответствующей, конечно же, ситуации) для того, чтобы малыш приобщил новое понятие к уже имеющимся в его нейронных "базах данных".

Успехи в развитии "понимательной речи" идут, как говорится, "рука об руку" с овладением бытовыми и игровыми навыками - малыш этого возраста не только прекрасно понимает, но и более или менее сносно выполняет массу бытовых инструкций.

По просьбе взрослого ребенок 1 года 3 месяцев вполне способен не только "покормить", но и "причесать" или "уложить спать" куклу, посадить в кузов игрушечного грузовика своего любимого медвежонка и "отвезти" его, скажем, на кухню... А также принести из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, с энтузиазмом побежать в ванную, когда ему предлагают "помыть ручки", после чего с похвальным усердием вытирать только что вымытые ручки поданным ему полотенцем. Обычно малыши этого возраста уже умеют не только самостоятельно пить из кружки, но и есть ложкой из тарелки. Правда, пока что только лишь густую или полугустую пищу и не очень аккуратно - но и это уже является достижением, и немалым!

Заметно изменяется и самостоятельное игровое поведение ребенка: действия, осуществляемые малышом с различными предметами и игрушками, становятся более сложными. Развивающийся интеллект маленького человека позволяет ему без родительского побуждения, исключительно по собственному желанию, с удовольствием и фантазией воспроизводить ранее разученные действия с предметами - "строить дом" из кубиков, нанизывать кольца "пирамидки" на стержень, "катать" игрушечный грузовик. Причем процесс, скажем, "строительства дома", наглядно показывает как быстро развивается у ребенка пространственное восприятие предметов: ребенок 1 года 3 месяцев непременно "додумается" разместить мелкий предмет внутри более крупного. А отдельные маленькие вундеркинды в этом возрасте способны водрузить друг на друга целых три (а то и четыре) игрушечных кубика - и эта конструкция, представьте, не развалится через считанные секунды после ее сооружения:)

И, конечно же, продолжает стремительно развиваться активная речь - с каждым днем расширяется запас облегченных слов, которыми малыш пользуется в моменты радости, удивления или другого эмоционального оживления. Сложный лепет, который в это время все еще остается преобладающим речевым продуктом, используется ребенком также весьма активно - неустанно тренируя звукопроизношение, маленький человек закладывает основы для последующего успешного освоения "настоящей" разговорой речи.

В общем, все обстоит так, как и должно обстоять - прошедшие месяцы принесли явный прогресс в развитии ребенка во всех сферах. Остается лишь добавить, что этот прогресс прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)

Сказать точно, какие именно навыки должны быть у ребенка в 1 год и 3 месяца, довольно трудно. Все детки развиваются по-разному. У одних что-то получается лучше, у других хуже. Одно точно: это довольно непростой возраст, когда малыш стремится везде успеть, но еще не отдает себе отчета о последствиях своих действий. Итак, что же должен уметь ребенок на 15-м месяце жизни?

Физические достижения

В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.

  • Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
  • Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
  • Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
  • Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
  • Переступает небольшие препятствия.
  • Учится слезать с высокого стула.
  • Может чередовать ходьбу и ползание.
  • Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
  • Пятится назад.
  • Забирается на мебель.
  • Уверенно сидит в своем детском стульчике.
  • Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
  • Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
  • Сам кушает.
  • Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
  • Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
  • Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).

Используйте эти навыки для веселой гимнастики. Это поможет укрепить мышцы, сделать тело более гибким.

Психоэмоциональные изменения

Ребенку в 1 год и 3 месяца хочется демонстрировать свою самостоятельность. Он становится упрямым, капризным, может не слушаться и перечить во всем. Особенно если с ним говорить приказным тоном.

Однако при этом малыш постоянно ищет поддержки взрослых, во всем старается им подражать (кашляет, как дедушка, «читает книжку», как папа, «говорит по телефону», как мама). Он может расстраиваться, если что-то не получилось, или радоваться удаче. Его внимание сейчас легко можно переключить на другой предмет или действие.

Чем еще наполнен мир переживаний ребенка?

  • Любимые игры – с мячом. Они вызывают бурю ярких эмоций.
  • «Выпотрошив» шкафчики и тумбочки, ребенок подолгу увлеченно может рассматривать каждый предмет.
  • Ему нравится собирать предметы в коробку и вытаскивать обратно.
  • Очень любит гулять – ведь на прогулке его ждут новые открытия и эмоции.
  • Выражает свои чувства к любимым людям и игрушкам (объятиями, поцелуями).
  • Понимает, о ком из близких говорят, если произнести конкретное имя.
  • Выполняет простые поручения (дай, принеси, возьми, брось, подними).
  • С интересом строит башенку из кубиков.
  • Кроме игрушек интересуется бытовыми приборами, их устройством (стремится разобрать и изучить).
  • Роль игрушек уже могут выполнять предметы обихода (обувь, посуда, мамина косметика, коробки, банки, одежда).
  • Во время игры «общается» с игрушками, проявляет яркие эмоции.
  • Пробует рисовать.
  • Начинает подражать сверстникам (может заплакать, если рядом плачет малыш, засмеяться, если тот смеется).

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Начинайте прививать малышу полезные привычки: чистить зубки, умываться, каждый день перед сном убирать игрушки, складывать одежду. Показывайте ребенку последовательность таких действий, он будет подражать вам: после года для этого самый подходящий возраст. Повторяйте эти действия ежедневно, чтобы малыш привык: так делать – правильно.

Что говорим?

Прежде всего, на данном этапе у ребенка заметно увеличивается пассивный словарный запас. Это названия многих окружающих предметов (одежды, посуды, мебели, игрушек, частей тела, продуктов), имена членов семьи и близких людей, названия домашних животных. Ребенок этого возраста должен уметь понимать и выполнять простые поручения или просьбы (что-то подать, принести, найти), даже не умея самостоятельно произнести соответствующие фразы.

Малыш употребляет в своей речи до 20 простых слов (мама, папа, баба, деда), несколько слов-звукоподражаний («бибика», «ав-ав», «ам-ам»). Возможны употребления искаженных или неполных слов, характерных для периода автономной речи (подробнее об этом – здесь «Когда ребенок говорит первое слово»). Речь ребенка дополняется мимикой, интонациями, жестами.

Ребенок с интересом разучивает новые звуки и слова, при этом бесконечно повторяя их в течение дня.

Для развития речи в этом возрасте полезно развивать мелкую моторику (о ней рассказано тут – «Моторика рук для развития речи»), проводить артикуляционные игры (описанные в этой статье – «Артикуляционная гимнастика»).

Также весьма полезна активная речевая среда: постоянное общение, чтение сказок, стихов, потешек, разучивание песенок. Это, к тому же, учит ребенка правильному темпу речи, развивает чувство ритма, память малыша.

Помогаем развиваться

Полноценное развитие ребенка в любом возрасте во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют этому вопросу, занимаются ли с крохой физическими упражнениями, развивающими играми.

Для возраста 15 месяцев подойдут такие занятия.

  • Гимнастика. Под приятную ритмичную музыку можно проделывать несколько простых упражнений (повороты туловища, махи руками, вращения кистями рук, наклоны в стороны или вперед – из положения сидя, наклоны к полу или приседания за игрушкой).
  • Игры с мячом. Это может быть перекатывание мяча в положении сидя от мамы к малышу в разных направлениях, бросание мячика ребенком вперед двумя руками.
  • Приседания с обручем. Мама и малыш держат обруч обеими руками и вместе по команде мамы приседают, не отпуская обруч.
  • Проползание через обруч за любимой игрушкой. Ребенок должен проползти сквозь обруч и взять предмет.
  • Проползание под препятствием (доской, палкой, расположенной на расстоянии 30–40 см от пола).
  • Залезание на возвышение. Сначала ребенок залезает на стульчик или коробку небольшой высоты (до 20 см), затем – на кровать или диван.
  • Полоса препятствий. На полу размещаются различные предметы (коробки, подушки, табуретки, книжки) разной высоты. Невысокие препятствия малыш перешагивает, высокие – обходит сбоку, под табуретом пролезает.
  • Поднимание ног. Лежа на спине, ребенок старается, поднимая ноги, дотянуться ними до палки, поднятой на 40–50 см от пола.

Все эти упражнения, регулярно повторяемые по несколько раз, сделают малыша более ловким, сильным, укрепят его мышцы и вестибулярный аппарат.

Следующие «развивашки» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности.

  • Нанизывание колец на стержень пирамидки и снимание с него. Это и увлекательная игра, и тренировка логики, внимания, моторики. Даже если ребенок будет уделять этому занятию 5–7 минут в день, это принесет свои плоды.
  • Собирание простого пазла из 3–4 деталей. Это может быть как готовая игра для данного возраста, так и сделанная самостоятельно (разрезанная картинка).
  • Поиск пары. Перед малышом на столе или полу раскладывают несколько парных предметов (носочки, туфельки, варежки – по одному от пары). Мама достает вторые парные предметы по одному и предлагает ребенку найти им «братцев». Так же можно предложить найти по картинке детеныша или птенца в пару к его маме, если кроха уже знаком с этими животными.
  • Знакомство с разными тактильными ощущениями полезно всегда. Что такое горячее или холодное, мягкое или твердое, мокрое или сухое, большое или маленькое.
  • Детали. Гуляя с малышом, мама обращает его внимание не только на окружающие предметы, но и на их части: листья деревьев, колеса машин, ножки скамеек, окна, двери домов.

Вот такой он, возраст года с четвертью: активный во всех смыслах. Основного внимания сейчас требуют речевое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Что касается ухода, то новостей тут немного: начинаем приучаться к горшку (малыш уже понимает его предназначение и сам просится), меньшее число раз подмываем кроху после туалета в течение дня, поскольку его кишечник сейчас работает уже не так активно. Остальные гигиенические и закаливающие мероприятия остаются теми же.

Давно установлено: чем больше внимания ребенок получает в детстве, чем больше любви, ласки и заботы ему дарят родители, тем более успешным он вырастает. Не нужно бояться «залюбить» своего малыша. Именно наша любовь и участие – ключ к его будущим победам.

Понимание речи.

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

Понимание ребенком названии окружающих предметов.

Материал - 3-4 игрушки, изображающих вид транспорта, животных, предметы обихода (машины, часы, мячик, собака). Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого «где...?» ребенок должен отыскать все предметы, после этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти. Поведение ребенка - по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов.

Материал - предметы одежды, обуви. Методика выявления -ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка - по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов.

Понимание ребенком действий.

Материал - сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Поведение ребенка - выполняет действия по просьбе взрослого - подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.

Ребенок ориентируется в группе.

Методика выявления - ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы», «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки». Поведение ребенка - выполняет не менее 3-х поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи.

Активная речь.

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Методика выявления - ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 мин. Поведение ребенка - разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав» и др.)

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. Материал - кубы-вкладыши. Размер большого куба -10 см, малого - 7 см. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой). Поведение ребенка - вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3-х раз).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).

1) Материал - кукла, тарелочка. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются перечисленные предметы и предлагается задание покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка - подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого. Примечание: данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.

2) Материал - 2 кирпичика, 2 кубика. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка - самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика «машину», двигает ее, воспроизводя движения машины, или кладет один кубик на другой - строит дом.

3) Материал - стержень с 4 - 5 кольцами (одной величины). Методика выявления - ребенку предлагается надеть кольца на стержень. Поведение ребенка - надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.

Движения.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение. Методика выявления - ситуация естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности). Поведение ребенка - выполняет указанные движения.

Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Методика выявления - ситуация естественная (процесс кормления). Поведение ребенка - самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.

Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

Похожие статьи