Программа обучения в сенсорной комнате. Программа «Волшебная сенсорная комната» для детей дошкольного возраста

18.06.2021

Пояснительная записка

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад,различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть.Такие нагрузки отрицательно влияют на психическое здоровье детей. Именно поэтому очень важно научить ребенка психомышечной релаксации.Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить.Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведетк напряжению мышц тела.Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство,возбуждение,скованность,восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Данное направление создает оптимальную систему оздоровительной и развивающей работы, сориентированную как на сохранение и укрепление физического и психического здоровья своих воспитанников, так и на полноценное и всестороннее развитие дошколят.

Целью программы является профилактика и предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Программа описывает систему мер на снятие психоэмоционального напряжения, которая включает:

Систему релаксационных упражнений;

Систему релаксационных настроев и аутотренингов;

Систему работы с оборудованием сенсорной комнаты.

В системе «Сеансы расслабления» состоят из цикла занятий - от 8-12 занятий по 1 разу в неделю. Которые проводятся по итогам диагностики эмоциональной сферы, а также по запросам педагогов ДОУ, родителей.

Цикличность программы позволяет обеспечить более стабильный результат при освоении его детьми.

Задачи программы:

Научить ребенка произвольно расслаблять мышцы;

Эмоционально успокаиваться,чтобы настроиться на предстоящую работу;

Снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций;

Развивать двигательные функции.

Методы и приемы , используемые при реализации проекта:

Словесные: беседы, рассказ педагога, художественное слово;

Наглядные: показ релаксационных упражнений;

Практические: релаксационные упражнения,игры с оборудованием сенсорной комнаты, игротерапия,психогимнастика,пескотерапия и телесно-ориентированный метод.

Средства обучения .

1.Звуковые:Аудиокассеты с записью релаксационной музыки.

2.Учебно-наглядные пособия: стимульный материал предназначен для стимуляции тактильной чувствительности,исследовательского интереса,развивает мелкую моторику и вызывает разные фантазии.Используется в зависимости от цели

Оборудование : световой модуль для рисования песком «Радуга», игровое панно «Ежик»,«музыкальное кресло-подушка», детская сенсорная дорожка, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, ионизатор воздуха «Снежинка», Настенная интерактивная сенсорная панель «Осенний лист», пучок фибероптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», цветодинамический проектор «Плазма-250»,цветодинамический светильник «Жар-птица»,Шар зеркальный, световая каскадирующая труба «Веселый фонтан», светодиодный светогенератор для фибероптики «Светлячок-5»,пушка световая узконаправленная «Зебра-50»,звездное небо «Армстронг»,тактильная дорожка, тактильная панель «Клоун», тактильная панель «Мечта».

Диагностика.

Диагностика проводится в начале, и после проведения одного «Сеанса расслабления» по следующим критериям.

Первоначальная диагностика

Конечная диагностика

Наличие следующих признаков,могут говорить,что ребенок находиться в состоянии напряжения(если эти признаки не наблюдались ранее)

Трудность засыпания и беспокойный сон;

Беспричинная обидчивость,плаксивость.

Рассеяность,невнимательность;

Беспокойство,непоседливость;

Повышенная тревожность;

Боязнь контактов,стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников;

Неуверенность в себе.

Улучшение эмоционального состояния;

Снижение агрессивности и беспокойства;

Снятие нервного напряжения и тревожности;

Нормализация сна;

Активизация мозговой активности.

Структура занятий:

Данная программа включает в себя 8-12 занятий, по 1 разу в неделю.Рассчитана на детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся в сенсорной комнате индивидуально, либо с подгруппой детей из 3-4 человек.

Каждое занятие состоит из нескольких частей:

Вступительная часть . Установление контакта педагога с детьми, создание эмоционального настроя в группе, организация совместной деятельности.

Основная часть . На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной, сенсорной сферы.

Заключительная часть . Подведение итогов. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей или взрослых астенические проявления, синдром гиперактивности, эпилиптический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.

Чтобы работа с детьми осуществлялась последовательно и систематично, разработан тематический план с учетом возрастных особенностей детей.

Тематический план «Сеансы расслабления»

Количество занятий

Возраст детей

10 занятий (1р./нед.)

1.Знакомство.

Релаксационные упражнения;

Игры с песком.

Комплекс саморасслабления «Цветок»;

Игры с песком.

Игры с сенсорными панно в «светлой» комнате;

Релаксационный настрой «На поляне»;

Комплекс саморасслабления «Зайчики».

Игры с песком.

Релаксационный настрой «Воздушные шарики»

Комплекс саморасслабления «Теплый котенок»;

Игры с сенсорными панно в «светлой» комнате;

Релаксационный настрой «Порхание бабочки»;

Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»;

Игры с песком.

Игры с сенсорными панно в «светлой» комнате;

Релаксационный настрой «Волшебный сон»;

Комплекс саморасслабления «Фея сна».

10.Прощание.

Младший дошкольный возраст

12занятий (1р/нед)

1.Знакомство.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения мышц туловища, рук, ног. Релаксационные

упражнения для снятия

напряжения мышц лица;

Аутогенная тренировка.

Релаксационный настрой «Путешествие на облаке»;

Игры с звездным небом Армстронг;

Аутогенная тренировка.

Релаксационный настрой «Водопад»;

Игры с установкой «Водопад»;

Аутотренинг «Насос».

Релаксационный настрой «Радуга»;

Игры с фиброоптическими волокнами;

Аутотренинг «Мороженое».

Релаксационный настрой «Ручей»;

Аутотренинг «Полет на космическом корабле».

Игры с использованием тактильной дорожки;

Релаксационный настрой «Облака»;

Аутотренинг «Волшебная прогулка».

Комплекс саморасслабления «Зайчики»;

Использование комплекса оборудования сенсорной комнаты;

Комплекс саморасслабления «Фея сна», «Спящий котенок»;

Использование элементов пескотерапии.

Релаксационный настрой «Порхание бабочки» ;

Релаксационный настрой «Лентяи»;

Использование комплекса оборудования сенсорной комнаты, а также пескотерапию.

Релаксационный настрой «Снежинки»;

Использование комплекса оборудования сенсорной комнаты, а также пескотерапию.

Старший

дошкольный возраст

Программа

«Сеансы расслабления»

(для работы в сенсорной комнате)

Составила:

педагог-психолог

Шарапова Ю.В.

Абакан-

Сенсорная комната - это помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Посещение сенсорной комнаты для детей подобно погружению в сказку, у детей появляется радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  1. стимулирует все сенсорные процессы;
  2. создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  3. возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  4. корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  5. развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

  • самостоятельную реабилитационную процедуру;
  • способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям;
  • средство оптимизации реабилитационного процесса.

Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с пациентом.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.

Поэтому с помощью сенсорной комнаты возможно решение целого комплекса задач:

  1. решение проблем адаптации ребенка к условиям ДОУ, школы, санатория;
  2. создание положительного эмоционального фона, который помогает проводить более успешную реабилитацию после перенесенных психологических травм, заболеваний;
  3. диагностика различных нарушений;
  4. коррекция нарушений в познавательной сфере (повышение интереса к исследовательской деятельности, улучшение внимания, сенсорная активация);
  5. коррекция эмоционально-волевой сферы (гипертрофированные страхи, агрессия, тревожность, депрессивные настроения, раздражительность);
  6. релаксация, снятие мышечного и психического напряжения;
  7. коррекция поведенческих нарушений (трудности общения, повышенная агрессивность);
  8. развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений, сенсорной недостаточности;
  9. интеллектуальное развитие детей.

1. Столик для рисования песком "Мультиколор":

Столик предназначен для рисования детьми кварцевым песком. Возможен выбор цвета подсветки стола, а также четырех динамических режимов переключения цвета с помощью пульта управления.

2. LED- панель для рисования.

Стоит провести специальным маркером по поверхности доски и о чудо! Рисунок светится! Рисунок стирается обычным лоскутом материи.В наборе: флуоресцентные маркеры.


Программа

групповых развивающих занятий в сенсорной комнате

«РАДУГА»

г. Лабытнанги

ВВЕДЕНИЕ

I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

      Пояснительная записка

1.1.1.Цель и задачи программы

1.1.2. Принципы коррекционной-развивающей программы

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционной-развивающей программы

Раздел II.

2.1. Учебный план.

2.3. Возрастные особенности детей

2.4.Взаимодействие с семьей и педагогами.

Раздел III .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

      Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

      Оформление предметно-развивающей среды

      Перечень методических пособий

      Литература, интернет ресурсы

ВВЕДЕНИЕ

Экстремальные условия жизни на Крайнем Севере оказывают негативное влияние на здоровье человека. Особенно незащищенными в этих условиях оказываются де­ти, организм которых на стадии роста и формирования, не всегда способен спра­виться с кризисами полярной ночи, перепадами давления, низкими температурами. Кроме особенностей климата, мощное воздействие на формирование психофизио­логического статуса организма ребенка оказывает цвет и свет. Это энергия, необхо­дима для поддержания тонуса центральной нервной системы. В условиях Крайнего Севера ребенок большую часть времени пребывает в состоянии «светового голода­ния» и цветовой бедности окружающего пейзажа. Цветовое воздействие на психику ребенка затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процес­сы, прежде всего мышление, его динамические, энергетические характеристики.

С другой стороны, в нашем стремительно развивающемся мире техники и компью­теров, ребенок постоянно получает множество внешних аудиовизуальных стимулов. Обычно, они разрознены, не структурированы, они иногда завораживают, иногда пу­гают.

Попытка решить проблему интерпретации внешних стимулов, их общеразвивающе­го, лечебного и психологического воздействия привела к идее создания специальной интерактивной среды - среды сенсорной комнаты.

С 2012 года в нашем детском саду функционирует сенсорная комната - интерактивная пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами для проведения образовательной, профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Дизайн комнаты продуман таким образом, чтобы все предметы, которые находятся здесь, были абсолютно безопасными при передвижении в полумраке: мягкая мебель разнообразной цветовой гаммы (пуфик-кресло с гранулами, трапеция с гранулами, детские подушечки с гранулами, напольные и настен­ные маты), сухой душ, сенсорная тропа; разнообразные приборы, приглушенный свет, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людь­ми.

Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда, т.к. в ней присут­ствуют приборы, взаимодействуя с которыми, ребенок «погружается» в ирреальное пространство, где можно создавать новые объекты и целые миры. В сенсорной ком­нате это достигается с помощью работы прожекторов, светильников, различных па­нелей, панно: «Звездный дождь», напольный ковер «Млечный путь», Волшебная нить» с контролером, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, «Звездная сеть», зеркальное ультрафиолетовое панно «Светящиеся нити», панно «Бесконеч­ность», светильник «Фонтан света», светильник «Переливающиеся цветы», зеркаль­ный шар с мотором, настольный фонтан, приборы динамической заливки света.

    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

        Цель и задачи программы:

Формирование базовых составляющих психического развития ребенка (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной активности, игровой активности, научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние.

Задачи программы:

1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

4. Привитие навыков социального поведения;

5. Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

6. Развитие нравственных качеств;

7. Повышение активности и самостоятельности детей;

8. Формирование и коррекция нарушения в общении.

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых и детей дошкольного возраста.

К концу дошкольного возраста должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий. Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.

Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность.

1.1.2. В основу программы положены принципы , отражающие гуманистические установки:

Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

Создание условий для развития его индивидуальности;

Обеспечение психологического комфорта;

Взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;

Наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;

Сочетание статично-динамичного положения;

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;

Необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;

Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;

Конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендации.

    1. Планируемый результат.

Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.

Общее психофизиологическое развитие.

    развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;

    активизация мышления;

    повышение иммунитета;

    улучшение соматического здоровья;

    коррекция эмоционального состояния;

    активизация деятельности;

    нормализация сна;

    развитие мелкой моторики

Эмоциональное развитие.

    обогащение эмоционального опыта;

    преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;

    стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;

    формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;

    формирование коммуникативных навыков у детей;

    коррекция девиантного поведения;

Речевое развитие.

    активизация словаря;

    накопление языковых представлений;

    формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;

    формирование диалогической речи;

    формирование элементов словесного планирования;

    формирование монологической речи;

    формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;

    развитие выразительности речи;

Социальное развитие.

    формирование личностной ориентации;

    формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;

    проекция общественных взаимодействий;

    развитие социальных норм поведения;

    ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;

    формирование организационных умений

    развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;

    осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;

    освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;

    развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;

    формирование и развитие творческих способностей;

    формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;

    формирование правильное поведения в коллективе

      Оценивание качества коррекционно-развивающей деятельности

Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы от которых оно зависит, В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.

В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого ребенка, вне зависимости от состояния его соматического и даже психического здоровья. Изучению эмоциональной сферы личности педагоги-психологи ДОУ уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей детей. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Методики психологической диагностики.

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

«Лесенка»

с 4 – 7 лет

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

Методика

«Два дома»

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

Методика ДДЧ

(Дом-Дерево-Человек)

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика «Кактус»

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Рисунок семьи

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

2.1.Общее положение

Программа включает в себя несколько видов деятельности:

    профилактическая и развивающая работа с дошкольниками –групповые занятия до четырех человек;

    просветительская работа с педагогическим коллективом;

    просветительская работа с родителями;

    индивидуальные психологические консультации, занятия с элементами тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

    Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.

    Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

    Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).

    Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

Дыхательная гимнастика

действует успокаивающе на нервную систему.

Мимическая гимнастика

направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Двигательные упражнения, влючающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности

Основные методы:

    Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

    Психогимнастика;

    Элементы психодраммы;

    Игры на развитие навыков общения;

    Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

    Ролевые игры

2.3. Возрастные особенности детей.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

К пятилетнему возрасту все психические процессы активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Наблюдаются задатки ответственности за порученное депо.

В пять лет при общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников. Совершенствуется эмоционально-­личностная сфера. Во время динамических пауз усложняются правила игр, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Поэтому много заданий должно быть посвящено осознанию собственной личности и личности других., а также общению. Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Во время занятий часть времени отводится на постепенное формирование произвольного внимания. Упражнения направлены на развитие важнейших характеристик внимания: устойчивость внимания как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой и распределение внимания – возможность сосредоточиться одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия становятся более сложными и обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству. Они меняют свое поведение в зависимости от места в данном пространстве. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и х д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к шкоде группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и монологическая речь. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.

2.4. Взаимодействие с семьей и педагогами.

Ознакомление педагогов и родителей с результатами диагностики

    повысить компетентность педагогов через ознакомление с адекватными способами взаимодействия с детьми;

    познакомить и внедрить в практику работы с детьми конкретные приемы игровой психокоррекции.

    осуществлять психологическое просвещение родителей, повышение уровня информированности родителей в вопросах возрастной психологии, развития эмоционально-личностной сферы;

    обогащать опыт родителей в активном сотрудничестве с педагогом–психологом через

    индивидуальное и групповое консультирование.

    стендовые консультации

    анкетирование.

    занятия для родителей в сенсорной комнате.

Консультации, практические семинары позволят расширить арсенал использования игровых методов в ежедневной работе воспитателя (узких специалистов) и ребенка.

Ноябрь

Занятие № 1

1. Знакомство с волшебной комнатой. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

Подвеска «Веселки».

2. Игра-путешествие:

    в напольные сенсорные дорожки;

    ребристый мостик;

    балансировочная дорожка.

Центр, развивающий активность;

Запутанная спиралька;

Двойная запутанная спиралька; в центр спокойных игр;

Центр тактильности;

Куб «Твизлер»;

Аквалампа.

4. Релаксация «Отдых в лесу»:

Зеркальный шар.

5. Ритуал окончания занятия. Игра «Прощание с веселками».

Занятие № 2

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Быстро - медленно»:

Напольные сенсорные дорожки.

3. Игра «Прогулка по четырем временам года»: балансировочная дорожка.

4. Игра с водными игрушками и калейдоскопом:

5. Упражнение «Танец шариков»:

Аквалампа.

6. Релаксация «Радуга»:

Мягкое напольное и настенное покрытие;

Зеркальный шар.

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 3

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Мокро – сухо»:

малый бассейн с водой.

3. Упражнение «В сказочном лесу»:

Растение-фонтан.
4. Игра «Прокати шарик»:

Запутанная спиралька.

5. Игра «Слушай и лови»:

6. Игры в центре тактильности.

7. Игра «Море шариков»:

Сухой бассейн.

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие N 4

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Кто за кем?»:

Напольные сенсорные дорожки.

3. Упражнение «Прыжки на батуте».

4. Игры с водяными игрушками:

Центр, развивающий активность.

5. Игра «Найди по цвету».

6. Упражнение «Мой любимый цвет»:

Аквалампа.

7. Релаксация «Отдых на море»:

в мягкое напольное и настенное покрытие;

Мягкий остров;

Зеркальный шар.

8. Ритуал окончания занятия.

Декабрь

Занятие № 5

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Обезьянки»:

Зеркало.

3. Игра «Клоуны »:

Зеркало.

4. Игра «Веселая зарядка»:

5. Игра «Камень - звезда»:

Мягкое напольное и настенное покрытие.

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 6

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-путешествие:

Сенсорные напольные дорожки.

3. Игра «Опиши предмет»:

Центр спокойных игр.

4. Игра «Через пропасть»:

Куб «Твизлер».

5. Игра «Прогулка по четырем временам года»:

Балансировочная доска.

Аквалампа.

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 7

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-путешествие:

Сенсорные напольные дорожки;

3. Игра «Прогулка по четырем временам года»:

Балансировочная доска.

4. Тренинг творческих тактильных восприятий:

Центр спокойных игр.

5. Игра «Найди и покажи»:

Центр спокойных игр.

6. Релаксация «Отдых у водопада».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 8

1. Ритуал начала занятия.

2. Рассказ «Как побороть страх».

3. Беседа о страхах.

4. Упражнение «У страна глаза велики».

5. Изотерапия «Рисуем свой страх».

6. Упражнение «Уничтожим свой страх».

7. Упражнение «Ха!».

8. Ритуал окончания занятия.

Январь


Занятие № 9

1. Ритуал начала занятия.

2. Беседа.

3. Игра «Путешествие по лабиринту»:

Куб «Твизлер».

4. Игра-путешествие:

Сенсорные напольные дорожки.

5. Игра «Будь внимателен»:

Растение-фонтан.

6. Релаксация «Отдых в лесу».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 10

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Кто за кем?»:

Сенсорные напольные дорожки.

3. Игра с водными игрушками «Надень кольцо»:

Центр, развивающий активность.

4. Упражнение «Прокати и поймай шарик»:

Запутанная спиралька.

5. Упражнение «Пройти по лабиринту»:

Куб «Твизлер».

6. Игра «Солнечный зайчик»:

Зеркальный шар;

Проектор.

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 11

1. Ритуал начала занятия.

2. Тренинг творческих тактильных восприятий:

Центр спокойных игр.

3. Упражнение «Танец шариков»:

Аквалампа.

4. Игра «Упрямая подушка»: в мягкие подушечки.

5. Упражнение «Море шариков»: в сухой бассейн.

6. Релаксация «Отдых на Море».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 12

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Пройди по дну ручья»: малый бассейн с водой.

3. Игра «Быстро - медленно»:

Сенсорные напольные дорожки.

4. Упражнение «По следам»:

Балансировочная дорожка.

5. Игра «Дыши и думай»:

Сухой бассейн.

6. Упражнение «Танец шариков»:

Аквалампа.

7. Релаксация «Летняя ночь».

8. Ритуал окончания занятия.

Февраль

Занятие № 13

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Отгадай настроение»: зеркало.

З. Упражнение «Узнай звук»:

Набор «Узнай звук».

4. Игра на воображение: этюд «Холодный твердый лед», этюд «I"орячий пирожок».

5. Этюд «Ежик», этюд «Маленький котенок».

6. Игра е3вездный зайчик».

7. Релаксация «Отдых в волшебном лесу».

8. Ритуал окончания занятия. ­

Занятие № 14

1. Ритуал начала занятия. 2. Игра «Тепло - холодно»:

Малый бассейн.

3. Игра-путешествие:

    напольные сенсорные дорожки.

4. Игра «Наблюдай, слушай»:

Запутанная спиралька.

5. Игра «Где, какого цвета шарик?»:

Двойная запутанная спиралька.
6. Упражнение «3накомство с цветом»:

Аквалампа.

7. Игра «Дыши и думай»:

Сухой бассейн.

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 15

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Обезьянки»: зеркало.

3. Игра «Кто за кем?»:

Сенсорньre напольные дорожки.

4. Упражнение «По кочкам»:

Балансировочная доска.

5. Игра «Прокати и поймай шарик»:

Запутанная спиралька;

в двойная запутанная спиралька.

6. Игра «Улыбка».

7. Релаксация «Бабочка».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 16

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Найди и покажи»:

Центр тактильности.

3. Прыжки на батуте.

4. Игры на воображение:

Сухой бассейн.

5. Упражнение «Мой шарик»:

Аквалампа.

6. Релаксация «Рыбка».

7. Ритуал окончания занятия.

Март

Занятие № 17

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Угадай настроение»:

Зеркало.

3. Беседа о «цветах» настроения.

4. Изотерапия «нарисуй цвет своего настроения».

5. Цветотерапия:

Аквалампа.

6. Релаксация «Радуга».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 18

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «В сказочном лесу»:

Растение-фонтан.

3. Игра-путешествие:

Напольные сенсорные дорожки.

4. Игра «Через речку»:

Ребристый мостик.

5. Игры на снятие агрессивности: «Уходи, злость, уходи!»:

Сухой бассейн.

6. Упражнение «Кто быстрее?»:

Куб «Твизлер».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 19

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Клоуны»:

Зеркало.

3. Упражнение «Лабиринты»:

Rcy6 «Твизлер».

4. Прыжки на батуте.

5. Игра «Опиши предмет»:

Центр спокойных игр.

6. Игра «Мой любимый запах»:

Ароманабор.

7. Релаксация «Летняя ночь».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 20

1. Ритуал начала занятия.

2 Сказкотерапия:

Растение-фонтан.

3. Игра «Найди и покажи»:

Центр тактильности.

4. Игра «Угадай предмет»:

Центр спокойных игр.

5. Игра «Дыши и думай»:

Сухой бассейн.

6. Релаксация «Волшебный сон».

7. Ритуал окончания занятия.

Апрель

Занятие № 21

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Быстро - медленно»:

Сенсорные напольные дорожки;

Ребристый мостик.

3. Игра «Четыре стихии»:

Балансировочная дорожка.

4. Игра «В сказочном лесу»:

Растение-фонтан.

5. Сказкотерапия:

Растение-фонтан

6. Упражнение «По лабиринту с закрытыми глазами»:

Куб «Твизлер».

7. Релаксация «Радуга».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 22

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Тепло - холодно»:

Малый бассейн.

3. Игра «Кто за кем?»:

Сенсорные напольные дорожки.

4. Тренинг творческих тактильных восприятий.

5. Цветотерапия:

Аквалампа.

6. Релаксация «Летняя ночь».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 23

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Обезьянки»:

Зеркало.

3. Упражнение «Опиши предмет»:

Центр спокойных игр.

4. Игра «Прокати и пойми»:

Запутанная спиралька.

5. Игра «Слушай и лови!»:

Двойная запутанная спиралька.

6. Упражнение «Мой страх исчезает».

7. Релаксация «Волшебный сон».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 24

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Мокро - сухо»:

Малый бассейн с водой.

3. Игра «Птички у водопада»:

Растениё-фонтан.

4. Игра на развитие воображения.

5. Упражнение «Море шариков»:

Сухой бассейн.

6. Релаксация «Отдых на море».

7. Ритуал окончания занятия.

Май
Занятие № 25

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Обезьянки»:

Зеркало.

3. Упражнение на батуте.

4. Игра «Улыбка».

5. Игры с калейдоскопом и звучащими игрушками:

Центр, развивающий активность.

6. Игра «Найди и покажи»:

Центр спокойных игр.

7. Игра «Камень - звезда.

8. Ритуал окончания занятия.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное развитие ребенка.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки про­цессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обста­новка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способ­ствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций - раз­витию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.

Работа с детьми по данной методике направлена не только на решение проблем в эмоционально волевой сфере. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных по­следствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирова­ния мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум. Основная задача - это воспитание полноценных граж­дан, здоровых физически и психически, с достаточными адап­тационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни.

Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному разви­тию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка

Данная программа предполагает варьирование содержания программы, форм и методов работы с детьми

      Организация предметно-пространственной среды.

Оформление кабинета педагога - психолога в МАДОУ отвечает ряду требований - комфортность, гармоничность, доверительная атмосфера, зонирование кабинета с учетом направлений работы психолога Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, эмоционально­волевой сферы.

Уголок для развития эмоциональной сферы включает в себя: уголок настроения, зеркало эмоций, игры и пособия.

Центр развития сенсомоторных навыков представлен в виде игр и упражнений: кубики, шнуровки, бусы, мелкие игрушки, стимульный материал для проведения диагностики.

Зона консультирования, рабочий стол педагога психолога, шкаф для документации, информационный стенд, содержащий информацию о работе педагога психолога и печатный материал для консультирования.

      График работы

Занятия проводятся 1 раза в неделю.

Продолжительность занятия с детьми от 5 до 7 лет, 25- 30 минут.

Учебный год состоит из 25 занятия.

      Перечень методических пособий

Дидактические материалы

    Картотека игр для гиперактивных детей.

    Картотека игр на сплочение детского коллектива.

    Картотека игр – приветствий для хорошего настроения.

    Картотека игр на развитие уверенности в себе.

    Азбука развития эмоций ребёнка.

    Настольные игры на развитие познавательных процессов.

    Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

    Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.

Технические средства

    Музыкальный центр

    Компьютер в сборе

    Принтер HP Laser P 1102

Оборудование сенсорной комнаты

    Микросистема Hi-Fi LG FA 166 – 1 шт.

    Напольный ковер с вплетенными фибероптическими волокнами – 1 шт.

    Проектор "Меркурий" для создания визуальных эффектов – 1 шт.

    Воздушно пузырьковая трубка с платформой под пузырьковую колонну – 2 шт.

    Воздушно пузырьковая трубка с рыбками – 1 шт.

    Мат напольный -2 шт.

    Пуфик кресло с гранулами - 4 шт.

    Световой ковер панель – 1 шт.

    Безопасное акриловое зеркало - 2 шт.

    Воздушный душ – 1 шт.

      Литература, интернет ресурсы

    Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации 4-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2010.

    Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель 2009 – 191 с.

    Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель, 2014.261 с.

    Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. Волгоград: Учитель, 2014. - 127 с.

    Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

    Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. Я хочу! Психологическое сопровождение есте­ственного развития маленьких детей. - Санкт-Петербург, «Стройлеспечать», 1996

    Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психо­логам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

    Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психо­логическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004.

    Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие/Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. - СПб.:ХОКА, 2007.

http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from

http://obektivcentr.ru/metodichka.pdf

Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из большого количества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, тактильные и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната в доу :

1. Помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений.

2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояние , снижает агрессию , учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)

3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.

4. Расширяет кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;

5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает развитию речи.

6. Помогает решить проблемы с социальной адаптацией .

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития, значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Умело воспользовавшись средой сенсорной комнаты можно скорректировать все эти недостатки, а так же поведение очень привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.

Занятия в сенсорной комнате положительно влияют на развитие как здоровых детей, так и детей с недостатками зрения и расстройствами речи.

Погружение в атмосферу сенсорной комнаты напоминает о том, что кроме стрессов существуют еще и маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты формирует опыт стрессоустойчивого поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора.

В этой необычной комнате мы узнаем, что привычный для нас мир, привычные вещи становятся совсем другими, волшебным. Здесь можно спрятаться в водопад («сухой» душ), играть со звездным светом («Звездное небо», проектор «Звезды»), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая лампа, лампа «Аквариум»), плавать в шариках («сухой» бассейн). А еще здесь есть необычная поляна (настольный фонтан) и очаровательный зеркальный шар с бесконечным множеством бликов, напоминающий падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков», также можно поиграть с радугой, молнией и морем (проекторы «Радуга», «Море», ночник «Плазма»).

Но самое интересное еще то, что вещи в этой комнате могут меняться.

В одном помещении можно объединить среду сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.

Для среды темной сенсорной комнаты используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым и с оборудованием при приглушенном свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.

Среда светлой сенсорной комнаты используется как зона для игр и занятий, включая различные игровые модули для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули, «сухой» бассейн, «сухой» душ, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы, музыкальные, тактильные и развивающие панно, дидактическая черепаха, 2 песочницы, магнитная доска и многое другое.

Среда сенсомоторного развития - зона где физическое развитие идет на основе игры и взаимодействия с игровым оборудованием, позволяющим именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять физические упражнения. Это строительные мягкие модули, туннели, «перекати-поле», «сухой» бассейн, большие гимнастические мячи (игровой стретчинг), детские прыгающие мячи (фитбол), сенсорные тропы для ног, разной сложности и вида и прочее.

Сенсорная комната - многофункциональный комплекс, использование которого способно оптимизировать развитие ребенка, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.

Практическим в этой комнате проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа со здоровыми детьми имеющими проблемы личного, социального, эмоционального развития, готовности к школьному обучению, а также с детьми с проблемами зрения и речи.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии , игротерапии, сказкотерапии , в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.

Совместные игры в такой сказочной, комфортной обстановке помогают раскрепоститься, поверить в свои силы, проявить смекалку. Групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками в сенсорной комнате хорошо подходят для детей с проблемами социальной адаптации.

Игры с детьми в сенсорной комнате

Стоит учитывать, что для получения устойчивых результатов занятия в сенсорной комнате должны проводиться регулярно. Для детей полезно на занятиях использовать сказочные сюжеты, где использование какого-либо модуля будет частью сказки.

Продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

«Путешествие по тропе»

Сначала используется одна тропа.

Используют 3 различных тропы (ребристая дорожка, дорожка со следами, тропа с различными наполнителями). Ребенок проходит по тропинке, определяет, что чувствовали его ноги, какие чувства испытывал сам ребенок.

«На море».

class="eliadunit">

Цель. Учить расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение.

Ход. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы лежите или сидите на песочке. Теплый ветерок обдувает ваше тело. Вам тепло и приятно. Он нежно гладит вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу. Дышим легко, ровно и глубоко.

Вы спокойно отдыхаете слушаете шум моря и наблюдаете за движением волн. Вам легко и хорошо. Вы отдыхали, отдыхали, но пора в дорогу. Потянулись, улыбнулись, попрощались с морем и встали.

Игры с песком

«Морское дно».

Цель. Развивать воображение, образное мышление.

Ход. Дети строят из песка ландшафт морского дна и заселяют его жителями, разыгрывают воображаемый сюжет.

«Веселые Рыбки»

Цель. Создавать радостное настроение, развивать воображение.

Ход. Дети наблюдают за движениями рыбок, изменением цвета воды, обращают внимание на цвет воды, определяют, что у рыбок веселое настроение. Затем стремятся передать их движения в танце.

Вариант. Наблюдают за одной определенной рыбкой и рассказывают о ней.

Элементы цветотерапии.

Цель. Стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

Ход. Дети наблюдают за изменениями цвета воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом воды.

Игра «Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или банки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправы, мылом, духами, цветами.

Ход. Педагог берет коробочку или банку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех банок, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех банок.

Игра «Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по рисункам с изображением различных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветвь, небольшой дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники и др.) Вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

Игра «Удар в музыкальный инструмент»

Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание.

Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Ход. Детям предлагают отразить ритм, нарисованный на карте полосками (длинные - медленные удары, короткие - быстрые).

Игра «Ковер-самолет»

для детей от 3 лет.

Материал. Цветная бумага, разноцветные игрушки.

Ход. На полу лежат несколько листов цветной бумаги (сначала не более 3) и игрушки. Показывая лист бумаги, назовите предмет, окрашенный в тот же цвет.

Расскажите сказку о волшебных коврах-самолетах, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Сильный ветер понес ковры-самолеты в тридевятое царство и перемешал все игрушки и ковры. Добрый волшебник подсказал игрушкам, что если они соберутся в группы по цветам, ковры-самолеты снова поднимутся в воздух.

Елена Павленко
Программа «Волшебная сенсорная комната» для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Темная сенсорная комната – это волшебная сказка , в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате , воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.

Предлагаемая программа содержит занятия , направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, носят игровой характер.

Цель программы : расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков , коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.

Задачи :

1. создать эмоционально- положительный настрой в группе;

2. снять эмоционально-мышечное напряжение;

3. воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

4. развивать наблюдательность и внимание;

5. развивать речь детей , обогащать пассивный и активный словарь;

6. развивать общую и мелкую моторику,

7. развивать игровые навыки, произвольность поведения,тактильную чувствительность и зрительную координацию.

8. осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Принципы построения программы :

1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма основывается на утверждении «не навреди» , т. е. любая коррекционно-развивающая работа должна способствовать развитию ребенка, а не тормозить его ход.

2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии, т. е. индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития . Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

3. Принцип развития психики, сознания в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является деятельность.

4. Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что коррекционная работа осуществляется последовательно через определенные промежутки времени. При этом корректируется и развивается вся личность в целом, а не отдельные ее стороны.

5. Принцип активности предполагает включенность ребенка в ситуацию группового взаимодействия : попытки детей овладеть своим поведением, объяснить собственную точку зрения и чувства и т. д.

6. Принцип доверия – создание атмосферы доброжелательности, поддержки;

наличие у ребенка положительной установки на коррекционную работу.

7. Принцип сотрудничества предполагает принятие взрослым роли «партнера» в процессе совместной деятельности.

Длительность занятий 15-25 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий : по собственному желанию и с учетом специфики работы в темной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей , стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.

Форма проведения занятий : игровые упражнения.

Структура группового занятия :

1. Ритуал приветсвия

2. Разминка

3. Основное содержания занятий

4. Рефлексия

5. Ритуал прощания

Разработанная мною программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим работу с детьми в сенсорной комнате .

Оборудование :

1. пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» .

2. детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;

3. сухой душ;

4. пуфики-кресло «Груша» ;

5. проектор;

6. зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света;

7. сухой бассейн;

8. музыкальный центр и набор музыкальных дисков.

Оценка эффективности : эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой ребенка, наблюдением за его поведением в различных ситуациях, отслеживанием его учебной деятельности.

Предполагаемый результат : улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков , познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Похожие статьи