Профилактика нарушений нервных и психических заболеваний. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств

03.03.2020

Невроз у подростков является поверхностным психическим расстройством, вызванным нарушением нервной системы. Такая патология проявляется следующими расстройствами: депрессиями, тревожностью, страхами, перепадами настроения. При благоприятных условиях заболевание полностью излечивается.

Причины и особенности подростковых неврозов

Неврозы у подростков (12-16 лет) формируются под действием различных факторов. Иногда болезнь развивается уже на 2-3 год и проявляется нарушением поведения (агрессией, капризами, упрямством, гиперактивностью).

Навязчивое состояние у подростка вызывают гормональные перестройки, которые происходят в организме в переходном возрасте. Сопровождается болезнь переменами настроения и частыми депрессиями.

Развитие расстройств психоневрологического характера провоцируют такие факторы:

  • генетические: особенности характера (постоянная раздражительность, истерические проявления);
  • церебрально-органические: незначительные мозговые нарушения, которые вызываются тяжело протекающей беременностью и сложными родами;
  • психосоциальные: напряженное отношение в семье, алкоголизм матери и отца и др.;
  • неравномерное распределение нагрузки: многие родители водят детей на дополнительные занятия, которые оказывают на организм подростка сильную нагрузку.


Симптомы невроза у подростков

Признаки неврозоподобного состояния в подростковом возрасте:

  • мнительность;
  • боязнь, страх, неуверенность;
  • раздражение на фоне усталости;
  • нарушение сна;
  • патологическая неуверенность, нерешительность;
  • заниженная самооценка;
  • плаксивость;
  • излишняя обидчивость;
  • снижение концентрации внимания.

Параллельно возникают физические недомогания:

  • головокружение;
  • боль в животе;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • понос или запор;
  • потеря аппетита;
  • нарушение стула.

Подростки с психоневрологическими расстройствами нередко начинают задумываться о смерти, боясь умереть во сне. У них наблюдаются перепады настроения, капризы, плаксивость. Истерики у старшеклассников вызываются ситуацией, которая травмирует их психику. У таких детей часто наблюдаются внутренние конфликты, их ущемляют как личностей.

Симптомы невроза в подростковом возрасте усугубляются семейной обстановкой. Нередко в семье между родителями и ребенком нет доверительных отношений, взрослые считают подростка еще маленьким и не интересуются его проблемами. Часто ситуацию усугубляют ссоры и конфликты родителей, нередко на фоне алкоголизма, что наносит ребенку психологическую травму.

Подростковый невроз возникает у юношей и девушек в выпускном классе перед экзаменами. Часто наблюдаются следующие симптомы расстройства психики:

  • депрессия;
  • бессонница;
  • паника;
  • плаксивость;
  • отсутствие аппетита.


Лечение неврозов у подростков

При появлении проблем со здоровьем у подростка, родители обращаются за помощью к врачу. Лечение неврозов в подростковом возрасте подразумевает использование медикаментов совместно с методами психотерапии.

Если болезнь сопровождается бессонницей, то применяют лекарственные препараты на основе валерианы. Они успокаивают нервную систему. При ухудшении настроения врач назначает препарат Левзея, обладающий тонизирующим и стимулирующим действием. Это средство помогает бороться со стрессовыми ситуациями, психоэмоциональными и физическими перегрузками.

Медикаменты на основе пустырника отличаются успокаивающим действием. Их использование замедляет сердечный ритм и снижает артериальное давление. Нередко при неврозоподобных состояниях рекомендуется использовать Нерво-Вит. Препарат изготовлен на основе мелиссы, синюхи голубой, пустырника, валерианы. Он помогает улучшить сон и избавиться от депрессивного состояния.

Кроме медикаментозных методов лечения применяют и психотерапевтические; психотерапия неврозов у подростков помогает устранить психосоматические проявления болезни.

Применяют следующие методы:

  • психоанализ;
  • экзистенциональный подход;
  • гештальт-терапию;
  • когнитивное направление.

Психотерапия при неврозоподобных состояниях является основным методом лечения. Лекарственные препараты необходимы только в качестве вспомогательных средств.


Профилактика невроза в подростковом возрасте

Чтобы у ребенка не развился невроз, родители должны следить за его психологическим здоровьем. В их обязанности входит:

  • наблюдать, чтобы ребенок не подвергался сильным нагрузкам;
  • заставлять его выполнять посильные физические нагрузки;
  • контролировать, чтобы подросток соблюдал режим дня.

При появлении неврозов у детей и подростков родители должны обратиться за помощью к психологу. Профилактика неврозоподобных состояний в подростковом возрасте зависит от отношений внутри семьи и особенностей воспитания.

Профилактика психических расстройств у детей – задача очень важная, от этого зависит, каких граждан страна получит в будущем. Если не приложить усилий сегодня, завтра будут взрослые с различными видами психических патологий.

Здоровье психическое очень важно в развитии ребенка и подростка. Здоровье наших детей формируется в детстве. В том мире, в котором мы живем, очень сложно воспитать здорового ребенка. А еще сложнее сделать так, чтобы он дружи со своей головой. Все родители заняты на работе, и уделять внимание своему чаду просто не могут, ведь для них необходимо, чтобы их ребенок рос не вчем, себе не отказывая. Но как при таком отношении развивается психическое здоровье детей и подростков, если смотреть взглядом родителя, то нормально и без каких-либо казусов. Но так ли это? Увы, замечено специалистами, что у детей до подросткового возраста, психика очень неустойчива. Поэтому любое резкое слово может вызвать как бунт, так и уход из дому.

Но не только резкое слово может вызвать у ребенкаи подростка психическое расстройство, и его очень сильнаяопекасо стороны одного из родителей (чаще такими опекунами выступают мамы) . Какие же психические расстройства у детей и подростков могут развиться? Об этом поговорим чуть ниже, полностью раскрыв все аспекты этих расстройств. Как ни странно, но в каждом ребенке за его психическим здоровьем, должен следить родитель, но как показывает практика с детскими конкурсами красоты, то родитель в некоторых случаях может сам стать причиной того, что у ребенка разовьется психическое расстройство. Если брать примеры тех же конкурсов красоты, то тут и повышение самооценки (что, конечно, хорошо) , но и в то же время развития комплекса быть всегда первым, и добиваться этого любой ценой. Поэтому здесь надо родителю быть очень осторожным. Если смотреть причиной развития психического расстройства у детей и подростков, то семейное насилие становиться одним из факторов развития очень опасных расстройств. Те же маньяки, в детстве были детьми, которых часто били, или смеялись над ними. Вот некоторые симптомы, того что с ребенком не все в порядке, и пора обращаться к специалисту, или виды психических расстройств. Виды психических расстройств у детей и подростков. Самым частым видом психических расстройств у детей и подростков является депрессия, вызванная первой любовью. И она стоит на первом месте, по числу подростковых самоубийств. Вот ее первые симптомы (но лучше проверить у специалиста) :

Ребенок находится в подавленном, угнетенном и сильном негативном эмоциональном состоянии. Если до этого ребенок был очень активным, то в момент депрессии он становится вялым и у него пропадает смысл жизни. Ну, правильно, если это депрессия первой любви, то смысл жизни был именно в любимом человеке. Выстраивают стену в отношении к окружающим. Впервые появляется сутулость, дети перестают высоко поднимать ноги, как бы шаркают ими. Подростки становятся плаксивыми, память начинает ухудшаться. И выполнение домашнего задания становится проблемой, так же как и усвояемость школьного материала резко падает. Некоторые молодые люди начинают считать себя ни на чтоне способными, понижается самооценка. Они с трудом засыпают, не могут войти в фазу глубокого сна. Кроме депрессии, начинают развиваться мании, сильные фобии, проблема может доходить до аутизма. Здесь не нужно перечислять все симптомы, но некоторые все же достойны внимания. Повышается мозговая активность (дети становятся слишком активными для своей возрастной категории.) . Но движения не многообразны, и переходят в стадию постоянной привычки. Нарастает ощущение непонимания, отчего развивается враждебность к окружающим, навязчивая форма разговора, мало имеющая отношение к реальным умственным способностям, физическое ощущение бодрости, вплоть до переоценки своих возможностей. В детско-подростковом возрасте очень часто встречается такой тип аффективных действий, вызванный биполярностью расстройства. Сокращённо БАР. Это значит, что депрессии бывают, при этом меняются местами с маниакальными состояниями. Как должна проходить профилактика психических расстройств у детей и подростков. За профилактику таких расстройств у детей и подростков чаще всего отвечают их родители и школьные психологи. В школах их обычно двое, один психолог общей практики, второй отвечает за очень трудных детей. Можно привести пример того, какие факторы могут вызывать психические расстройства и как от них защитится. Психические расстройства, а также факторы риска и защиты от них разные.

К биологическим относятся: хроническая бессонница, факт беременности в раннем возрасте, генетическая предрасположенность, малый вес при рождении, соматический вид заболевания, дисбаланс нейрохимических веществ, осложнения в развитии и здоровье в первые годы жизни. После этого развивается неуспеваемость в обучении, ребенок не обращает внимания на себя, появляется ненормальная форма общения, присутствует незрелая эмоциональная позиция, одиночество становится постоянным спутником. Отмечаются слабые навыки работы и наличие вредных привычек, нарушается умение читать, ярко выражена социальная незрелость.

К социальным относятся иные факторы, среди них уход за пациентами с деменциями и хроническими заболеваниями, жестокое отношение и развитие равнодушия к ребенку, жестокость по отношению к старшему поколению, насилие в семье как физическое, так и психологическое. Важную роль играет и низкое положение в социальной сфере, и психическое заболевание у одного из родителей, и потребление психотропных веществ. Потрясение вызывает потеря близкого человека, особенно матери, психологическая травма в детстве, употребление наркотиков матерью во время беременности.

Психологические факторы защиты от подобного – это умение справляться со стрессовыми ситуациями, адаптивное поведение, преодоление всех неприятностей, которые встретятся в жизни, получение положительного опыта в раннем детстве, желание выполнять физические упражнения, при этом еще нужно развивать у ребенка чувство безопасности. Он должен уметь контролировать ситуацию и быть ее хозяином. При этом необходимо развивать грамотность, позитивное отношение к своим привязанностям, уметь решать свои проблемы и вырабатывать навыки необходимые в обществе.

Социальные аспекты заключаются в следующем: поведение матери должно быть безопасным по отношению к не родившемуся ребенку, а ребенок после рождения должен быть хорошо воспитанным и уметь сохранять отличное взаимоотношение с родителями. Среди прочего ему необходима социальная поддержка семьи и друзей, а для этого требуется ходить в школу или на работу в подростковом возрасте. При этом важно, чтобы было безопасное окружение.

Все выше написанное показывает, что профилактика нервно-психических расстройств у детей, имеет большое значение, как в психологическом плане, так и в плане медицинском. То есть, если психическое расстройство вызывает пьянство родителей, употребление ими наркотических веществ, то стоит рассмотреть вариант лишения их таких прав. Необходим контроль таких семей как участковыми (чтобы исключить варианты домашнего насилия) , так и социальным психологом, если поведение ребенка уже изменилось и требует корректировки. Необходимо чтобы родители дарили своим детям любовь и внимание.

Профилактика психических заболеваний у подростков заключается в том, чтобы анализировать их внешний и внутренний круг общения. Контроль поступающей информации, объяснение тех или иных форм поведения и их значимость в жизни человека также очень важен. Показать положительный пример в отношении к больным и престарелым людям могут и должны родители. Медико-психологическаядиагностика предполагает предупреждение, своевременное выявление и лечение психических расстройств, как у взрослых, так и у детей и подростков. Вот небольшие знания, которые смогут помочь в понимании детей и подростков с их проблемами.

Чтобы профилактика психических заболеваний у подростков приносила свои плоды, она должна быть в первую очередь комплексной, а во вторую – основана на личном примере родителей и близких людей.

  • Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
  • На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
  • Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
  • Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
  • Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
  • Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.

Введение

Подростковый возраст (10-19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10-20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).

Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15-19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10-14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15-19 лет и шестой в возрасте 10-14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.

Поведенческие расстройства в детском возрасте

Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10-14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15-19 лет. К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15-19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. В 2016 г. на основе имеющихся данных из 130 стран были получены оценки, согласно которым 5,6% подростков в возрасте 15-16 лет употребляли коноплю по крайней мере один раз в течение предыдущего года (2). Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.

Раннее выявление и лечение

Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:

Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.

(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168-76.

(2) World Drug Report 2018; executive summary, conclusions and policy implications. United Nations Office on Drugs and Crime. UNODC Research; 2018, Sales No. E.18.XI.9: 12 (

Подробности Создано: 08.10.2018

Во время роста ребенок сталкивается со множеством проблем, среди которых подростковый стресс. Именно стресс становится частой причиной развития психических заболеваний среди подростков. Если во время переходного возраста не оказать ребенку должную поддержку, то все может закончится нервным заболеванием в более зрелом возрасте, которое практически не поддается лечению.

Если родители заметили резкие перемены в поведении подростка - он сменил хобби, перестал интересоваться тем, что было дорого на протяжении длительного времени, то это свидетельствует о неких проблемах.

Не стоит сразу начинать изводить ребенка вопросами о любви, проблемах в школе или с наркотиками, нужно получить консультацию подросткового психолога. О том, как определить расстройство по симптомам, как помочь ребенку пережить сложный период.

Давайте остановимся на этом подробнее.

Признаки психических расстройств у подростков

Именно в подростковом возрасте начинают формироваться многие психические заболевания, среди которых шизофрения и разного рода психозы.

Признаками таких расстройств являются следующие симптомы:

  • у ребенка появилось новое увлечение, которому он уделяет все свое время, но при этом успехов нет;
  • резко забросил старые увлечения;
  • стал плохо учиться в школе, когда ранее у него отмечались значительные успехи;
  • потерял интерес ко всему, чем ранее был увлечен.

Но эти симптомы не на все 100 % указывают на психические расстройства у подростков. Возможно, таким образом проявляется акцентуация характера, о которой поговорим в следующих разделах.

Симптоматика

Симптомы психических расстройств у подростков 12-18 лет проявляются следующими особенностями:

  • резкие смены настроения, агрессивность, конфликты с родителями, учителями и другими детьми, импульсивность, меланхолия, тревожность, противоречивость;
  • пренебрежительное отношение к взрослым;
  • излишняя критичность к себе или же, напротив, чрезмерная самоуверенность;
  • взрывная реакция на советы со стороны и критику в свой адрес;
  • чувствительность сочетается с черствостью, подросток застенчив, но в то же время сильно раздражен;
  • отказ подчиняться общепринятым правилам;
  • шизоидность;
  • отвержение какой-либо опеки.

Если вы заметили в поведении ребенка только один из пунктов, то беспокоиться не стоит, просто поговорите с ним и выясните причину перемены.

На психические расстройства подростков указывает сочетание нескольких или всех перечисленных симптомов.

Обращаться ли к специалисту?

За консультацией подросткового психолога обычно родители предпочитают не обращаться.Некоторым кажется, что стыдно вести ребенка к мозгоправу, или то, что это только усугубит ситуацию, и ребенок больше замкнется в себе, потеряет доверие к родителям и так далее.

На самом деле обратиться к специалисту необходимо.

Сегодня многие психологи работают анонимно, то есть никто в школе не узнает про обращение подростка к врачу, а он может даже не говорить своего имени.

Чтобы понять, необходимо ли в конкретном случае посетить психолога, ответьте на несколько вопросов:

  1. Выше описаны признаки психических расстройств у подростков. Вспомните, насколько резко изменился ребенок. Если в семье все хорошо, нет ссор и резких перемен (развод, гибель родственника и так далее), а изменения стали заметны, то без психолога сложно обойтись. Если же ребенок плавно переключился на другие интересы или резко, но в семье при этом не все гладко, то эти симптомы могут быть акцентуацией характера или выражением (непроизвольным) внутренних переживаний.
  2. Обратите внимание на сон и аппетит подростка. Если ребенок плохо спит и отказывается от еды, то стоит посетить специалиста.
  3. Если ребенок находится в длительном депрессивном состоянии, ему ничто не интересно, появляется бред и галлюцинации, то срочно обращайтесь за помощью к профессионалу.

Здесь хочется отметить, что многие родители путают меланхолию у подростка, которая присуща для переходного возраста, с депрессией .

Если, помимо этого состояния, ребенка более ничего не тревожит (ест и спит, как и раньше, не утратил интереса к своим увлечениям и так далее), то это просто сложный возрастной порог, который хорошие родители и сами помогут пережить. Больше проводите времени со своим ребенком, разговаривайте, но не «пытайте», если какая-то тема ему не нравится, гуляйте вместе, слушайте его. При переходном возрасте помогут даже простые объятия.

Если подросток сам понимает, что с ним что-то не так, и пытается избавиться от этого состояния, вернуть жизнь в прежнее русло, то это хороший признак. Скорее всего, у него простой невроз на фоне переходного возраста, учебы, отношений с противоположным полом и тому подобное.

Если намечается серьезное психическое заболевание, то подросток будет воспринимать нового себя спокойно, и у него не будет стремления что-то исправить. Случаются специфические расстройства в образе мышления подростка, но их практически невозможно заметить непрофессиональных глазом.

Чтобы исключить или подтвердить психическое расстройство у подростка, ведущее к серьезному заболеванию, рекомендуется все же проконсультироваться у психолога.

Если специалист не увидит тревожных сигналов, то со спокойной душой и с несколькими советами от профессионала можете отправляться домой. Если же тревожные сигналы будут обнаружены, то врач поможет скорректировать обстановку дома, проведя беседы с родителями и прочими членами семьи.

Также специалист поможет ребенку научиться находиться в школе и других общественных местах с минимальными психотравмирующими моментами.

Предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие психические расстройства у подростков бывают чаще всего.

Акцентуация характера и психопатия

Понять, что происходит с подростком - акцентуация характера или психопатия, может только профессиональный психолог, практикующий работу именно с детьми и подростками, так как грань между понятиями очень тонкая.

Во время акцентуации начинают явно заостряться некоторые черты характера, и по внешним признакам это может напоминать картину развития психопатии.

Первым делом необходимо удостовериться в нормальной социальной обстановке дома. Как правило, психопатией подростки реже страдают, если семья благополучная.

Диагноз необходимо ставить аккуратно и сообщать о нем можно только родителям и преподавателям подростка. При этом психолог должен объяснить сторонам разницу между акцентуацией характера и психопатией, чтобы случайно не поставить на подростке клеймо «псих».

Меланхолия

Когда у подростка начинается гормональная перестройка, он меняет свое поведение. Меланхоличное состояние - норма переходного возраста, и его нельзя путать с депрессией.

Первыми признаками меланхолии могут стать жалобы подростка на неспокойное душевное состояние. Он замыкается в себе на этом фоне. Могут быть и приступы агрессии, в том числе направленные на самого себя.

Молодые люди часто в таком состоянии разочаровываются в себе. В такие моменты нельзя подростка оставлять одного. Мир для него теряет краски, кажется пустым и никчемным, в таком состоянии многие думают о суициде, а некоторые и предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Подростку кажется, что никому он не нужен.

Признаки меланхолии

Если вы заметили хоть половину из перечисленных признаков меланхолии, то немедленно обращайтесь к специалисту.

Симптомами являются следующие изменения:

  • ранимость, слезы даже на пустом месте;
  • смена настроения без причины;
  • самоизоляция, замыкание;
  • частые приступы агрессии из-за пустяков;
  • бессонница;
  • чрезмерный аппетит или его отсутствие;
  • снижение успеваемости в школе;
  • постоянная усталость, недомогание.

Маниакально-депрессивный психоз

Картина развития подобного психического расстройства у подростка сильно схожа с меланхолией, но уже не является нормой при переходном возрасте.

Главная опасность расстройства - преступление закона на фоне депрессии, а также не попытка суицида, а реальная его возможность.

Отличить меланхолию от маниакально-депрессивного психоза непросто.

Обратите внимание, что в первом случае у подростка часто меняется настроение, а во втором - на протяжении некоторого времени у него сохраняется маниакальное настроение, то есть он чем-то увлечен, весел, полон энергии и планов, отрыв от занятия ведет к агрессии.

Маниакальное настроение нередко меняется депрессивным - крах всех надежд, плохие воспоминания, неудовлетворенность жизнью и собой. Из такого состояния подростка очень сложно вытащить.

Если вы заметили за своим ребенком такую симптоматику, то немедленно ведите его к специалисту.

Шизофрения

Это расстройство сильно схоже с маниакально-депрессивным психозом. Совпадают все симптомы - сначала настроение маниакальное, увлеченное, а затем начинается продолжительная депрессия. Отличие есть, и оно главное - при шизофрении возможны панические атаки, бред, галлюцинации.

Подведем итог

Проблемы в подростковом возрасте - неотъемлемая часть взросления.

Если вы видите, что с ребенком что-то творится, не игнорируйте это, думая, что переходный возраст сам по себе пройдет.

Если не помочь подростку в это сложное для него время, то последствия могут быть самыми плачевными: от развития серьезного психического заболевания до суицида ребенка.

ВОЗ. Психические расстройства у детей и подростков

ВОЗ. Предотвращение самоубийств. Справочные пособия

Куда обращаться за помощью, когда срочно нужно поговорить, но трудно дойти до психолога или набрать номер телефона доверия.

Представляем подборку бесплатных служб, в которых помощь предоставляется онлайн и в которых работают специалисты и подготовленные волонтёры. Это ресурсы, на которых не страшно рассказать о трудностях.

Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России

Кто создал: МЧС РФ.

Сервис бесплатной психологической помощи, где можно получить однократную консультацию или зарегистрироваться и завести личный кабинет, чтобы общаться с персональным консультантом. В личном кабинете проводится психодиагностическое тестирование, консультант рекомендует упражнения, чтобы справиться с проблемой. Плюс на сайте есть раздел со статьями консультантов службы.

Телефон горячей линии: 8-499-216-50-50.

Обратиться за помощью

Помощь рядом

Кто создал: организация «Врачи детям», которая занимается поддержкой семей и защищает права детей.

Поддержка подростков и детей в трудной ситуации. На сайте проекта два раздела: для детей от 6 до 12 лет и для подростков. Они немного отличаются, но главное — возможность получить консультацию психолога в чате, написать письмо и найти телефоны, по которым можно позвонить. Чат работает с 11:00 до 23:00 по московскому времени.

1. Основные признаки функциональных нарушений нервной системы у детей и взрослых. 2. Понятие о неврозах и их видах. Неврастения, истерия.

3. Понятие о психозах и их видах: Реактивный, травматический, инфекционный, интоксикационный, маниакально-депрессивный – причины, основные признаки, ДП. Роль учителя в профилактике заболеваний нервно-психической сферы у детей.

1. Основные признаки функциональных нарушений нервной системы у детей и взрослых.

Понятие нервно-психических расстройствможет включать в себя список заболеваний, симптомы которых дают картину «нервности», не только обширен, но и разнообразен по внутренним причинам. Отклонения бывают врожденными (например, как у детей-невропатов), существовать в виде предпосылок, а могут быть и приобретенными в результате тяжелых жизненных испытаний или неправильного воспитания. Непосредственным органом поражения бывает как отдельный участок мозга, так и нервная система или психика в целом. При этом тип нервных расстройств у детей и их признаки способен выявить только врач.

Признаки функциональных нарушений нервной системы у детей могут иметь различное содержание: боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью, частое мигание, наморщивание лба, носа, подергивание головой, плечами, шмыгание носом, покашливание,сосания пальцев, обкусывания ногтей, непроизвольное, неосознанное упускание мочи преимущественно во время ночного сна, крайняя одержимость, вычурность и интенсивность занятий, когда все остальное (учеба, профессиональные занятия, развлечения, друзья) отодвигается на задний план, хотя само увлечение не обогащает и не расширяет знаний о предмете занятий, несмотря на огромную трату времени.

2. Понятие о неврозах и их видах. Неврастения, истерия.

Невроз – психогенное, функциональное, личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов.

Невроз – это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.

Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» Деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и с то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека.


Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами.

Виды неврозов:

а. Неврастения (лат. – «нервная слабость»). Причина: длительное эмоциональное напряжение, приводящее к истощению нервной системы. Конфликты на работе, семейные неприятности, неустроенность личной жизни. Механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «рационализации», «вытеснения». Больного неврастенией беспокоит раздражительность по самым назначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных отношений. Нарушение сна.

б. Истерия – наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжело больными, несчастными, «непонятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы Больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить с собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда Больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом – симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого.



в. Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

Каждый из них возникает у людей с определенным типом ВНД, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях.

3. Неврастения, истерия.

Неврастения (лат. – «нервная слабость») - заболевание, проявляющееся нервно-психической слабостью (астеническим синдромом) и встречающееся при различных нервно-психических и соматических заболеваниях. Кардинальные признаки неврастенического невроза: раздражительная слабость, выражающаяся в повышенной возбудимости корково-подкорковых структур головного мозга и быстро наступающей общей утомляемости (истощаемости), а также в снижении трудоспособности, ухудшении памяти и внимания. Всё это приводит к нарушениям интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической и поведенческой деятельности человека.

Причиной неврастении является: длительное эмоциональное напряжение, приводящее к истощению нервной системы. Конфликты на работе, семейные неприятности, неустроенность личной жизни, наследственное предрасположение; психическое переутомление вследствие чрезмерных умственных, особенно ночных занятий; постоянные волнения, связанные с погоней за заработком, с борьбой за существование; половые и спиртные из излишества; неудачи, горе, потери; истощение после инфекционных болезней.

Механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «рационализации», «вытеснения». Больного неврастенией беспокоит раздражительность по самым назначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных отношений. Нарушение сна.

Различают три формы (три последовательные стадии) астенического синдрома:

Гиперстеническая - повышенная раздражительность, несдержанность, нетерпеливость, слезливость, беспорядочная повышенная активность;

Раздражительная слабость - повышенная возбудимость и активность сменяются прогрессирующей общей слабостью;

Гипостеническая - психическая и физическая астения, апатия, снижение интереса к окружающему и работоспособности, чувство вялости, сонливости, сменяющиеся истощаемостью.

Клиническое проявление : быстрое утомление при умственной работе, иногда доходящее до полной неспособности к ней; ослабление воли, упадок энергии;

состояние возбуждения и беспокойства; бессонница; быстрая, несоразмерная с поводом раздражительность, и, наоборот, состояние угнетения, апатии и ипохондрии; расстройства чувствительности, движения, пищеварения, кровообращения и т.п.

Сочетание традиционных способов лечения в медицинских клиниках с иными способами воздействия на психоэмоциональную сферу;

Изменение рациона питания;

Физический покой;

Медитации, аутотренинг;

Гидротерапия;

Восстановление энергетического потенциала.

Истерия - невротическое заболевание, имеющее многообразные клинические проявления и характеризующееся разнообразным расстройством телесных (моторных, сенсорных, визуальных) функций и психических состояний человека. Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности - особенно в межличностном плане. Люди с такой структурой характера театрально демонстративны, кокетливы, лабильны в настроениях, склонны к отыгрыванию эдиповых фантазий, но при этом боятся сексуальности и сдержаны в действиях.

Психоневрозы Фрейд разделял на две категории - истерический невроз и невроз навязчивости. Фрейд различал также два вида истерии - конверсионную истерию и истерию страха. При конверсионной истерии больной пытается справиться с психическим конфликтом, обращая его в телесные симптомы или посредством диссоциации; при истерии страха Я не преодолевает страх вопреки обсессивным и, прежде всего, фобическим механизмам. В настоящее время истерию страха принято обозначать как фобический невроз или смешанный психоневроз.

Конверсионная истерия характеризуется: 1) телесными симптомами, изменчивыми по природе и связанными с психическими функциями и значениями, а не с анатомическими и физиологическими нарушениями (анестезия, боль, паралич, тремор, глухота, слепота, рвота, икота и т.п.) ; 2) внешним эмоциональным безразличием к серьезности симптомов; 3) эпизодическими психическими состояниями (самостоятельными или сочетающимися с перечисленной выше симптоматикой), известными как истерические припадки. Последние включают диссоциацию определенных психических функций, не нарушающими сферу сознания или исключающими возможность нормального осознания, что приводит к таким расстройствам, как раздвоение личности, сомнамбулизм, общая амнезия и т.п. Нередко истерические припадки выражаются в сложных фантастических историях, которые могут быть проанализированы так же, как элементы сновидений.

Синдромы истерии индивидуальны, и анализ показывает, что они исторически обусловлены специфическими вытесненными прошлыми переживаниями. Выбор симптома (включая пораженный орган или область тела) преимущественно основан на содержании бессознательной фантазии, эротогенности области, ранних идентификаций и возможностей органа в символизации задействованных сил.

Появление истерических симптомов связано с пробуждением конфликтов, относящихся к эдипову периоду психосексуального развития. Основную опасность представляет желание объекта инцестуозной любви. Кроме того, как показал еще Фрейд, для определенных типов истерии немалое значение имеют догенитальные, в частности, оральные конфликты. Основными формами защиты выступают вытеснение, регрессия, сексуализация и идентификация, приводящие к диссоциированной телесной и аффективной симптоматике, которая действует как искаженный заместитель и компромисс по отношению к изначальному детскому сексуальному удовлетворению.

Обычной истерогенной ситуацией является семья, где маленькая девочка мучительно сознает, что один или оба родителя значительно больше расположены к ее брату(братьям), или если чувствует, что родители хотели, чтобы она была мальчиком; также если она замечает, что ее отец и другие члены семьи мужского пола обладают значительно большей властью, чем она, мать или сестры. Отцы многих истерических женщин - личности одновременно внушающие страх и соблазнительные. В формирование истерической структуры личности вносит свой вклад ощущение проблематичности чьей-либо сексуальной идентичности. Так, мальчики, выросшие при "матриархате, где их принадлежность к мужскому полу была опорочена, развиваются также в истерическом направлении.

3. Понятие о психозах и их видах: Реактивный, травматический, инфекционный, интоксикационный, маниакально-депрессивный – причины, основные признаки, ДП.

Психоз - разнообразные нарушения психической деятельности, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями, резкими и глубокими перепадами настроения, состояниями неконтролируемого возбуждения или, напротив, глубокими депрессиями, грубыми нарушениями мыслительного процесса, отсутствием критического отношения к своему состоянию, поведению и др. В настоящее время создано значительное количество лекарственных препаратов, способных достаточно избирательно действовать на определенные группы и виды психоза.

Психозы – это выраженные формы психических расстройств при которых психическая деятельность больного отличается резким несоответствием окружающей действительности, отражение реального мира грубо искажено, что проявляется в нарушениях поведения и проявлении в психозе несвойственных ей в норме патологических симптомов и синдромов (расстройств восприятия, памяти, мышления, аффективности и другое). Психоз не порождает новых явлений, а представляет собой результат выпадения деятельности высших уровней.

Различают психозы:

Галлюцинаторный

Бредовой

Галлюцинаторно-бредовой

Аффективный

Депрессивный

Маниакальный

Маниакально-депрессивный

Алкогольный

Истерический

Шизоаффективный и т.д.

Реактивные психозы -заболевания, обусловленные психическими травмами. Для реактивных психозов характерно соответствие травмирующего фактора и содержания проявлений психопатологического характера. После ликвидации причины симптомы исчезают.

Симптомы. Больные не способны оценивать критически свое состояние и поступки, координировать свое поведение. Травмирующими ситуациями могут оказаться трагические события в личной жизни или в обществе, угроза для жизни и т.д.

Различают несколько основных форм реактивных психозов: истерические психозы, аффективно-шоковые реакции, реактивные депрессии и параноиды реактивного характера.

Наиболее остро проявляются аффективно-шоковые реакции, возникающие вследствие внезапных событий, значительных по силе воздействия (стихийных бедствий, террористических актов и др.)

Состояния, возникающие в результате воздействия факторов, представляющих особую значимость для больного или угрожающих его жизни и благополучию. Один из главных признаков реактивных психозов - их временный и обратимый характер. Возникая в ответ на психотравмирующую ситуацию, они прекращаются после ее разрешения и исчезновения. В клинической картине, как правило, отражается, или "звучит", содержание психической травмы. В отличие от неврозов, также возникающих вследствие воздействия психогенного фактора, реактивным психозам свойственны острота состояния, большая глубина расстройств, утрата критической оценки своего состояния и происходящих вокруг событий. Возникновение реактивного психоза, его характер и особенности симптоматики зависят от силы и значимости психической травмы для личности, а также от ее конституциональных особенностей. Реактивный психоз легче возникает у психопатических личностей, например, истерических, эмоционально неустойчивых, паранойяльных.

Предрасполагающими факторами могут быть тяжелые соматические заболевания, перенесенные в прошлом черепно-мозговые травмы, длительная алкоголизация, вынужденная бессонница, переутомление и т.д. Наиболее уязвимыми в плане возникновения патологических психических реакций являются подростковый и климактерический периоды.

Симптомы и течение . В зависимости от клинических проявлений выделяют острые реактивные состояния (аффективно-шоковые реакции) и затяжные психозы.

Травматические психозы - психические нарушения, возникающие в остром, отдаленном и позднем периоде после травмы головы. При коммоции и контузии в остром периоде развивается кома. Выход из коматозного состояния может быть постепенным, через оглушение - к ясному сознанию с выраженной астенией. В некоторых случаях отмечается переход комы в сумеречное состояние или делирий. Отдаленные последствия травмы головного мозга характеризуются явлениями травматической энцефалопатии с астеническими расстройствами, вегетативной лабильностью, нарушениями сна, головной болью, головокружением или энцефалопатией с вспыльчивостью, агрессивностью, ослаблением памяти, тугоподвижностью мышления; иногда энцефалопатия проявляется апатией, замедлением основных психических процессов, заторможенностью, вялостью. В клинике различных вариантов травматической энцефалопатии нередко наблюдаются рпилептиформные припадки, дисфории. Для дисфории характерно пониженное настроение с недовольством всем окружающим, напряженностью, раздражительностью, доходящей до взрывов гнева. Дисфория длится несколько дней.

Под влиянием психогении, злоупотребления алкоголем или соматических заболеваний наступает декомпенсация травматической энцефалопатии - усиливается описанная симптоматика, развиваются выраженные истерические реакции с явлениями пуэрилизма, псевдодеменции, истерических нарушений сознания (см. Психозы реактивные). В"отдаленном периоде травм головного мозга на фоне травматической энцефалопатии у некоторых больных могут развиваться периодические травматические психозы в связи с ликвородинамическнми нарушениями. Их клиника определяется расстройством сознания, автоматизмами и эпилеп-тиформным возбуждением. При сумеречном помрачении сознания больные отрешены от окружающего, испытывают зрительные галлюцинации устрашающего характера, бред преследования, страх. Больные возбуждены, могут быть агрессивными.

Лечение травматической энцефалопатии заключается в правильном режиме труда и отдыха, общеукрепляющей терапии, применении тонизирующих средств, при повышенной возбудимости, вспыльчивости рекомендуются мепро-Гшмат, триоксазин, инъекции сульфата магния. При лечении травматической ьнцефалопатии с апатией показаны большие дозы витамина Ъ{, .никотиновой и аскорбиновой кислот, применение стимулирующих средств-стрихнина, кофеина, кордиамина. Эпилептиформный синдром1 лечат противосудорожными препаратами (см. Эпилепсия). Периодические психозы купируют внутримышечными инъекциями аминазина, дегидратационными средствами, внутримышечными инъекциями глюконата кальция. Рекомендуется спинномозговая пункция. Лечение проводят в стационаре.

Больным с травматической энцефалопатией следует запретить употребление алкоголя, длительное пребывание на солнце. Не рекомендуется работа в жарких, шумных цехах, работа в ночное время. При наличии эпилептиформных припадков, сумеречных расстройств сознания запрещается работа на транспорте, у движущихся механизмов и на высоте.

Инфекционные психозы (позднелат, infectio заражение; греч, psyche душа + -osis) - психозы, возникающие при острых и хронических инфекционных болезнях. И. п. всегда являются симптомом основного (инфекционного) заболевания. По особенностям клин, картины выделяют острые и протрагированные инфекционные психозы.

Острые психозы наблюдаются при острых болезнях (грипп, скарлатина, тифы). Они появляются до подъема температуры тела, на высоте лихорадочного состояния или сразу после падения температуры. Протекают обычно с явлениями помрачения сознания, чаще всего в виде делирия, аменции, оглушения, онейроида, реже - эпилептиформного возбуждения или острого галлюциноза.

Интоксикационные психозы- возникают в результате острого или хронического отравления промышленными или пищевыми ядами, химическими веществами, применяемыми в быту, наркотиками, лекарственными средствами. Интоксикационные психозы могут быть острыми и протрагированными.

Острые психозы возникают обычно при острых отравлениях и проявляются чаще всего нарушениями сознания, структура и глубина которых зависят от характера токсического агента, конституцией и приобретенных особенностей организма. Оглушение, сопор, кома – наиболее частые формы расстройства сознания при отравлениях, Оглушение и сопор могут сопровождаться хаотическим двигательным возбуждением. Часто интоксикационные психозы проявляются делириозным помрачением сознания и галлюцинаторными расстройствами (при отравлении атропином, мышьяковистым водородом, бензином, производными лизергиновой кислоты, тетраэтилсвинцом). В тяжелых случаях расстройство сознания приобретает вид аменции.

Протрагированные интоксикационные психозы проявляются чаще всего психоорганическими и реже эндоформными (аффективными, галлюцинаторно-бредовыми, кататоническими) синдромами. Психоорганические расстройства могут ограничиваться астеноневротическими явлениями; в более тяжелых случаях наблюдаются интеллектуально-мнестическое снижение, психопатоподобные изменения личности. Наконец, психоорганические расстройства могут достигать степени слабоумия с грубыми расстройствами памяти (корсаковский синдром), благодушно-приподнятым настроением и дурашливым поведением (псевдопаралитический синдром). Указанные расстройства могут сопровождаться эпилептическими припадками и сочетаться с характерными для отравления конкретным токсическим веществом неврологическими и соматическими нарушениями.

Острые интоксикационные психозы возникают или сразу после попадания яда в организм (окись углерода; бензин), или после латентного периода, который длится от нескольких часов до нескольких дней (тетраэтилсвинец, антифриз). Исход при абортивных формах острых психозов, как правило, благоприятный. По миновании острого психоза могут оставаться психоорганические расстройства разной тяжести и структуры. При хронических отравлениях психические расстройства нарастают медленно и проявляются главным образом психоорганическим синдромом. По прекращении контакта с ядовитым веществом возможно как регредиентное течение психических нарушений, так и дальнейшее их нарастание.

Лечение в первые часы после отравления сводится к дезинтоксикации, в частности, к массивному плазмаферезу и компенсации нарушенных функций. Психотропные средства следует применять осторожно, в малых дозах, главным образом при состояниях возбуждения (0,5-1 мл 2,5% раствора аминазина или тизерцина в/м).

При затяжных эндоформных психозах выбор психотропных средств определяется структурой синдрома. При депрессивных состояниях показаны антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин, пиразидол), при маниакальных – нейролептики (аминазин, тизерцин, галоперидол). Галлюцинаторно-бредовые состояния также требуют назначения нейролептиков (трифтазин, галоперидол, лепонекс). При необходимости препараты можно сочетать.

Важную роль при лечении как острых, так и хронических токсических поражений головного мозга играют витамины, особенно группы В, а также препараты метаболического действия – ноотропы (пирацетам, пиридитол, пантогам, аминалон). При психоорганических синдромах с затяжным течением и в исходных состояниях показаны периодические курсы дегидратационной терапии, витаминотерапии, лечение ноотропами. Для коррекции неврозо- и психопатоподобных расстройств рекомендуются транквилизаторы [хлозепид (элениум), сибазон (седуксен), нозепам (тазепам), феназепам] и нейро-лептики (сонапакс, хлорпротиксен, эглонил, неулептил).

Маниакально-депрессивный психоз (МДП) - заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз (приступов), в промежутках между которыми больной практически здоров. Другими словами, из приступа больной выходит без изменений личностных особенностей, с полным исчезновением всей психопатологической симптоматики. Отсутствие дефекта личности даже после многократных приступов - свидетельство благоприятного прогноза заболевания в целом. МДП считается эндогенным психозом. К причинам этого заболевания относят наследственный и конституциональный факторы.

Симптомы и течение. Заболевание проявляется в виде депрессивных и маниакальных фаз, причем депрессивные отмечаются в несколько раз чаще, чем маниакальные. Это происходит, возможно, потому, что больные в слабо выраженном маниакальном состоянии (гипомании) к врачу не обращаются и окружающим также не доставляют особых хлопот. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Больные жалуются на тоску (гнетущее чувство безысходности, душевную боль, щемящее чувство в области сердца, в эпигастрии - под ложечкой), безразличие к близким, ко всему тому, что раньше доставляло удовольствие. Больные заторможены, иногда обездвижены, сидят в одной позе или лежат в постели. Выражение лица скорбное, печальное. На вопросы отвечают односложно, с задержкой, т.к. "туго текут мысли". Будущее кажется бесперспективным, жизнь - не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок.

Роль учителя в профилактике заболеваний нервно-психической сферы у детей

Исследование нервно-психического здоровья и факторов его определяющих

нацелена не только на решение задач психогигиены (профилактики расстройств) в

детском и подростковом возрасте, но и на более углубленное изучение

приспособительных механизмов, осуществляющих адаптацию человека к условиям жизни. Ведущую роль при этом играет нервно-психическая сфера человека. В связи с этим сформулировано представление о нервно-психическом здоровье как совокупности характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека с окружающим миром, и возможность выполнения его социальных функций.

Социально-психологическая адаптация – адекватное взаимодействие

личности и социальной среды. Социальная адаптация является одновременно и

процессом овладения новыми способами поведения, и результатом

целенаправленной деятельности, цель которой – приспособление личности к

социальной среде.

4. Понятие о судорожном синдроме.

Судороги представляют собой внезапные приступы клонических, тонических или клонико-тонических непроизвольных и кратковременных сокращений мышц с потерей или без потери сознания. Различают общие (генерализованные) и частичные (парциальные) судороги.

Этиология. Причинами возникновения судорог могут быть интоксикация, инфекции, травмы, заболевания центральной нервной системы. Судорожный синдром - типичное проявление эпилепсии, спазмофилии, токсоплазмоза, энцефалита, менингита и др. Часто причинами судорог также могут быть нарушения обмена веществ (гипокальцие-мия, гипокалиемия, ацидоз), эндокринопатология, гиповолемия (рвота, понос), перегревание. У новорожденных причинами судорог могут быть асфиксия, гемолитическая болезнь, врожденные дефекты центральной нервной системы.

Судороги также часто наблюдаются при развитии нейротоксикоза, осложняющего такие инфекции, как грипп, парагрипп, аденовирусные и другие респираторно-вирусные инфекции.

Судороги являются четко скоординированной нервной системой реакцией, в организации которой играют роль определенные группы нейронов с врожденным или приобретенным снижением порога пароксизмальной активности.

Клиническая картина

Проявления судорожного синдрома очень разнообразны и отличаются по длительности, времени возникновения, состоянию сознания, частоте, распространенности, форме проявления. Характер и вид судорог зависят от типа патологического процесса, который может быть непосредственной причиной их возникновения или играть провоцирующую роль.

В зависимости от характера мышечных сокращений различают клонические и тонические судороги.

Клонические судороги - это быстрые мышечные сокращения, следующие друг за другом через короткий промежуток времени. Они бывают ритмическими и неритмическими и характеризуются возбуждением коры головного мозга.

Тонические судороги представляют собой длительные мышечные сокращения, возникают медленно и длятся продолжительное время. Они могут быть первичными или возникать сразу после клонических судорог, бывают общими или локализованными.

При судорожном синдроме ребенок внезапно теряет контакт с окружающей средой, его взгляд становится блуждающим, затем глазные яблоки фиксируются вверх или в сторону. Голова запрокинута, руки согнуты в кистях и локтях, ноги вытянуты, челюсти сжаты. Возможно прикусывание языка. Дыхание и пульс замедляются, возможно апноэ. Это тоническая фаза клонико-тонических судорог, которая Длится не более минуты. Вторая фаза - клоническая - начинается с подергивания мышц лица, затем судороги переходят на конечности и становятся генерализованными; дыхание шумное, хрипящее, на губах появляется пена; кожа бледная, отмечается тахикардия. Такие судороги бывают более продолжительными и могут привести к летальному исходу.

Судорожный синдром у детей наблюдается в 4-5 раз чаще, чем у взрослых, причем преимущественно в раннем возрасте. Повышенная предрасположенность детей к судорожным реакциям связана с незрелостью головного мозга, неполной миелинизацей нервных волокон, большой проницаемостью гематоэнцефалического барьера, повышенной гидрофильностью мозговой ткани, лабильностью обменных процессов, слабостью тормозных механизмов, выраженной склонностью к генерализации возбуждения.

Диагностика судорожного синдрома по клиническим проявлениям не вызывает затруднений. Важное значение для диагностики имеют анамнез жизни, течение родов, анамнез заболевания. Особую роль в диагностике играют спинномозговая пункция, электроэнцефалография, эхоэнцефалография, исследование глазного дна и др. исследования головного мозга и центральной нервной системы.

Неотложная помощь. Первыми мероприятиями на догоспитальном этапе при судорожном синдроме являются следующие:

уложить ребенка на ровную мягкую поверхность;

убрать все повреждающие предметы;

обеспечить доступ свежего воздуха;

расстегнуть стесняющую одежду;

заложить в ротовую полость между коренными зубами шпатель (ложку), обернутый ватой и бинтом, или узел салфетки;

ввести противосудорожные препараты:

внутривенно или внутримышечно в виде 20%-ного раствора в дозе 50-70-100 мг/кг или по 1 мл на год жизни. Применение его капельно в 5%-ном растворе глюкозы позволяет избежать повторных судорог;

дроперидол или аминазин с пипольфеном - по 2-3 мг/кг каждого препарата внутримышечно или внутривенно;

гексенала 2%-ный раствор или тиопентала 1%-ный раствор ввести внутривенно медленно до прекращения судорог;

при длительных судорогах провести гормональную терапию - преднизолон по 2-5 мг/кг в сутки, гидрокортизон по 10 мг/кг в сутки. Суточная доза в 2-3 приема внутривенно или внутримышечно.

При осложнении судорожного синдрома нарушениями дыхания, кровообращения и водно-электролитного обмена, непосредственно угрожающими жизни ребенка, интенсивную терапию начинают с устранения этих явлений, а затем вводят противосудорожные препараты.

Госпитализация детей с тяжелыми проявлениями судорожного синдрома обязательна, несмотря на выведение из судорожного состояния.

Похожие статьи