Проблема заинтересованного чтения (по тексту Д.С. Лихачева)

20.11.2021

Текст из ЕГЭ

(10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь. (22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

(По Д.С. Лихачеву)

Вступление

Чтение – источник знаний. С помощью чтения мы можем получить информацию из далекого прошлого, почувствовать внутреннее состояние поэта или писателя, создающего высокохудожественные произведения.

В последнее время книгу сильно вытесняют новейшие технологии – все чаще можно увидеть людей с планшетами и телефонами. Но ощущение, когда ты полностью погружаешься в написанное, вдыхаешь запах бумаги, переживаешь вместе с героями все их горести и радости – не сравнимо ни с чем.

Проблема

Д.С. Лихачев заявляет проблему отношения к чтению, которое становится все менее значимым для современных людей. Речь идет именно о чтении художественных произведений.

Комментарий

Автор говорит, что нет ничего прекраснее, чем неторопливое чтение литературных произведений. Литература вбирает в себя невероятный опыт людей в различных ситуациях. Она помогает разобраться в людях, понять мотивации окружающих, душу человека, она делает нас мудрее.

Осознать всю пользу процесса можно только при внимательном чтении, дающем возможность присмотреться к деталям. Если не получилось правильно прочесть книгу, то стоит перечитать ее несколько раз.

В жизни каждого человека должна быть произведение, к которому он будет обращаться в периоды трудностей и сомнений, которое он будет цитировать, находясь в шумных компаниях для всеобщего увеселения или разряжения атмосферы.

Чтение стоит выбирать только по собственному вкусу, не опираясь на моду, чтобы не потерять ценное время.

Автор вспоминает своего учителя литературы, который научил своих учеников таинству чтения, подарил радость общения с книгой. Это был особенно ценный опыт, так как обучение его происходило в годы войны, и учитель вынужден был часто отсутствовать на уроках из-за сооружения окопов или работе на фабрике. Произведения, прочитанное на уроках Леонида Владимировича, стали любимыми для автора на всю жизнь.

Немалую роль в формировании любви к чтению играют родители, которые своим примером должны показывать ребенку отношение к книге, перечитывать интересные моменты вместе, обсуждать.

Для тех, кто совершенно не знает, что ему почитать, автор рекомендует обратиться к классике, которая выдержала испытание временем и не может быть бесполезной. Для осознания современной действительности стоит читать и современных авторов.

Авторская позиция

Д.С. Лихачев призывает быть внимательными при чтении, не растрачиваться на мнение толпы, не гнаться за модой. Главное – чтение должно вызывать приятные ощущения, поэтому важно принять удобную позу, выбрать время, когда никто не будет вас тревожить и вам некуда будет спешить. Только тогда вы сможете получить истинные знания и эмоции.

Своя позиция

Аргумент №1

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна увлечена чтением. Она читает романы, которые любила ее мать, увлекается сентиментальными произведениями. Не меньше ее интересуют философские труды. После знакомства с Евгением Онегиным, Татьяну начинают привлекать более серьезные произведения Руссо и Байрона.

Проводя долгие зимние вечера за неспешным чтением, девушка получает столько эмоций и впечатлений, сколько, наверное, не получаем мы после просмотра самого захватывающего фильма.

Аргумент №2

Еще одна героиня русской литературы – Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже ставит чтение во главу своей жизни. Ее любимая книга – Библия. К ней она обращается в моменты сомнений и душевных переживаний.

Когда она читает легенду о воскрешении Лазаря для Раскольникова, она настолько вникает в чтение, что дрожь пронизывает всю ее плоть. После ее чтения и Раскольников начинает о многом задумываться.

Заключение

Чтение невозможно чем-то заменить. Ни просмотр фильмов, ни прослушивание аудиокниг, ни тем более пересказ произведения не смогут в полной мере дать представление о содержимом книги.

Сочинение по тексту:

Вытеснение книг телевидением и кино. Именно о этой проблеме рассуждает советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук - Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Перед нами рассуждение Д. С. Лихачёва о том, почему телевизоре сейчас частично вытесняет книгу. Автор приводит различные аргументы и приходит к выводу, что это происходит из-за того, что телевизор мы смотрим, не отвлекаясь, с интересом.

Таким образом, позиция автора заключается в следующем: Телевизор вытесняет книгу, потому что отвлекает человека от забот и не требует от него никаких физических затрат: достаточно сесть поудобнее, чтобы ничего не мешало, и смотреть то, что тебе нравится.

Что же, мне очень знакома данная ситуация, и я считаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев абсолютно прав. Ведь, главное, не просто читать, читать нужно с интересом, и убедившись, что тебя ничего не отвлекает, ты можешь спокойно погрузиться в другой мир. Героиня романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна Ларина любила читать на балконе, не отвлекаясь на мелкие проблемы. И поэтому чтение ей доставляло удовольствие.

Опираясь на статистику в интернете, мы можем заметить, что ежедневно количество людей, посещающих интернет, увеличивается.

Исходя из собственных рассуждений и рассуждений автора, я пришла к выводу: если человек хочет, чтобы занятие доставляло ему удовольствие, то необходимо создать условия, чтобы ничего не отвлекало от дела.

Текст Д. С. Лихачёва:


Как часто мы читаем по просьбе или наставлению взрослых, чтобы не огорчать? Как часто читаем без удовольствия, чтобы выполнить домашнее задание? Почему так редко читаем с интересом? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения статьи Д.С.Лихачёва.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей статье поднимает проблему заинтересованного чтения. Он рассуждает о том, как велика роль книги в нашей жизни. Она помогает нам стать мудрыми, формирует нашу личность. Но всё это только тогда, когда мы читаем с удовольствием, «…вникая во все мелочи». Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах». Когда мы читаем книгу не для урока, не по велению моды и тщеславия, а потому, «что она нам нравится».

Филолог делает вывод: ««Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».

Я полностью разделяю точку зрения автора. Чтение по принуждению никакой пользы не принесёт. Наоборот, может привести к неприязни к книгам. Читать нужно только с удовольствием и интересом. Хороший пример могут показать родители, учитель может посоветовать книгу, которая окажется твоей. Любимые нами герои художественных произведений читают с удовольствием, и книги многое им открывают и подсказывают. Попробую привести примеры.

Героиня первого русского романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина не любила играть в куклы, казалась дикой и была не похожа на сестру Ольгу. Татьяна много читала и читала с удовольствием. Когда уезжает Евгений Онегин, она, попав в его кабинет, несколько дней читает те книги, который читал её избранник, замечая все его пометки на полях, детали и мелочи. Книги помогли ей понять Онегина и его поступок, когда он прочёл ей настоящую лекцию по поводу невозможности её любви. Татьяне стало легче.

У Сони Мармеладовой из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не было возможности учиться и много читать. Но в её жизни есть книга, ей подарила её Лизавета, которую она читала не просто с удовольствием, а с трепетом и восхищением. Библия – эта книга остаётся самой читаемой в мире, книга, которая изменила мир и сознание людей. Она стала для Сони всем. Библия помогает ей справиться с жизненными трудностями, правильно поступать, никогда не отчаиваться, веря в добро. Она стала ей опорой. К этой книге придёт и Раскольников.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: обязательно читайте с удовольствием. Хорошая книга может стать вашим другом на всю жизнь. У каждого должны быть любимые произведения, к которым можно постоянно обращаться, знать в деталях. Любите читать! И читайте с интересом!

Обновлено: 2018-01-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Известный русский академик Д. С. Лихачев в одном из своих “Писем о добром и прекрасном” рассуждает о важности привития любви к чтению. Автор убеждает молодое поколение в пользе литературы, которая делает людей мудрыми, “дает… обширнейший и глубочайший опыт жизни”.

Ученый считает, что в чтении не стоит искать корыстных мотивов. Им надо заниматься не ради высоких отметок или модных тенденций.

Общение с хорошим произведением дает возможность “послушать”

Как же возникает интерес к чтению, рождается любовь к книге? В письме Лихачева можно отыскать ответы на эти вопросы. Из личного опыта автор вспоминает, что истинную любовь к книгам ему привил учитель литературы, умевший “прочесть, объяснить прочитанное”. Он вместе со школьниками “смеялся, восхищался, удивлялся искусству писателя”.

Ваша позиция по проблеме

Нет сомнений, что преподавателю отводится важная роль в воспитании интереса к литературе. Мне тоже повезло с учительницей, которая ненавязчиво и увлекательно знакомит

класс с творчеством писателей. Произведения из школьной программы хочется читать не только ради успеваемости, ведь талантливый преподаватель умеет заинтриговать, немножко не договорить, чтобы у подопечных возникло желание глубоко ознакомиться с содержанием, составить собственное мнение о сюжете.

Академик отмечает важность любимых произведений для человека. Это правильно, ведь захватывающее чтение начинается с интересных книг, которые хочется перечитывать, вникая в каждую деталь.

Аргументы из литературы

В 6-м классе Екатерина Ивановна рассказала нам о сборнике Н. В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Поначалу сюжеты некоторых повестей показались жутковатыми, но все же заинтересовали. Теперь творец “мистических” повествований стал для меня любимым автором. Я нередко возвращаюсь к его “Ревизору”, “Петербургским повестям” “Тарасу Бульбе”, “Мертвым душам”. Их можно перечитывать бесконечно, наслаждаясь тонкостью юмора и остротой языка Гоголя.

Ученый Лихачев упоминает также о роли семьи в выработке привычки к чтению. Уважительное отношение родителей к книгам передается и детям. Рекомендации старших помогают выбрать полезную и достойную литературу. Конечный выбор, конечно, останется за самим читателем, но поначалу его все же следует направлять.

Классическая литература испытана временем, следовательно “…в ней что-то существенное есть”. Действительно, произведения классиков дают ответы на любые нравственные вопросы, обогащают духовный и словарный запас. Мне кажется, именно такие книги делают читателя мудрым.


Другие работы по этой теме:

  1. В небольшом, но очень содержательном тексте автор предлагает поразмышлять над тем, как чтение книг важно для нас. Что книга это невероятный кладезь знаний, который развивает...
  2. Роль литературы в жизни одного человека и в истории всего человечества очень велика, ее трудно переоценить. Именно над проблемой роли книги в жизни человека размышляет...
  3. С давних времен литература, безусловно, занимает очень важное место в жизни людей. В данном тексте Д. С. Лихачев поднимает проблему роли чтения книг в жизни...
  4. В центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога, в котором описана проблема роли книг в жизни человека. Размышляя над этой проблемой,...
  5. Теме культуры многие авторы посвятили свои произведения. Д. С. Лихачев в своем тексте снова стремиться затронуть проблему, связанную с бескультурьем и отсутствием духовности в обществе...
  6. Языку, на котором говорит человек, и языку народа отводится ключевая роль в человеческой жизни. Ведь используя язык, мы развиваем свое мышление и думаем обо всем,...
  7. Предшествующие поколения оставили нам огромное и неоценимое богатство в виде архитектурных памятников, парков и скверов, литературных и живописных творений, улиц и старинных домов, семейных фотографий....
  8. Каждый человек, который занимается изучением истории, осознает, что она наполнена как героическими страницами, и трагическими. Но существуют и такие, в которых воедино сливаются героизм с...
  9. Литература чутко реагирует на исторические и общественные события, на изменения в моральном облике людей. Она является своеобразной лакмусовой бумагой, отображающей духовное состояние человека. Ф. А....
  10. На протяжении жизни каждому из нас приходится общаться с массой людей. К сожалению, не все оказываются порядочными, встречаются среди них алчные, бесчестные, желающие самоутвердиться за...

.
Цыбулько 2017 Вариант 7 по тексту Лихачева Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы (ЕГЭ по русскому)

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему.

Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Похожие статьи