Презентация на тему односоставные предложения. Презентация "односоставные предложения"

24.02.2022

Слайд 2

Словарная работа

Созерцание - чувственная ступень познания. От зерцало (слав.) - зеркало Созерцание имеет место, только если предмет некоторым образом воздействует на нашу душу

Слайд 3

Работа с текстом

1)Раннее утро. 2) Встаешь до рассвета и спешишь на речку. 3) Кругом густой туман. 4) Потихоньку светает. 5) Вдруг видишь гладь озера. 6) С волнением достаешь удочки и ждешь поклевки. Спишите текст, выделяя главные члены предложения. Какую особенность текста вы отметили?

Слайд 4

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет.

Слайд 5

Слайд 7

Ответы

1. Ночью курсантов подняли по тревоге. (неопр.лич) 2. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях (опр.лич) 3. На даче спят под шум берез.(неопр.лич) 4. Тихая, звёздная ночь. (назывн) 5. На рассвете с реки и с болот потянуло холодом (безл)

Слайд 8

ПРЕДЕЛ

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка. Провал. Забытье. В. Астафьев Спишите в тетрадь только двусоставные предложения

Слайд 9

МЕЛОДИЯ

1)Пестрый лист. 2) Красный шиповник. 3)Искры обклеванной калины в серых кустах. 4)Желтая хвойная опадь с лиственниц. 5)Черная, обнаженная в полях земля под горою. 6)Зачем так скоро?! В. Астафьев Устно определите вид каждого односоставного предложения. В чем особенность текста? Для чего используются в тексте односоставные предложения? Используйте в ответе слово «созерцательность»

Слайд 10

ДОЛБЯТ ГОРУ

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Карьером изуродовали. В юности, еще в войну, мы, слабые от долгой зимы, полуголодные, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.В.Астафьев В чем особенность текста? Ответьте письменно.

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24
  • (ГАОУ СПО ТК № 24)
  • ГАОУ СПО ТК № 24 http://k24.mskcollege.ru/
  • Урок –исследование
  • Односоставные предложения
  • Раздел 7 Синтаксис и пунктуация
  • ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
  • - формирование умений различать и определять типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
  • - формирование навыков исследовательской работы.
  • Листок самоанализа
  • Словосочетание:
  • Синтаксическая единица
  • Соединение двух и более слов
  • Состоит из главного и зависимого слова
  • Бывают именные, глагольные и наречные
  • Состоит только из самостоятельных частей речи
  • Слова, связанные по смыслу и грамматически
  • Связь в словосочетании – подчинительная
  • Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях:
  • Вижу землю, говорил шутя, эта комната, очень смешно, восьмой класс, сделал лучше, ручка двери, наш кот, сторона света, слышу его, глубочайшее озеро, начал работать, цветущий сад.
  • Что мы уже знаем о простом предложении?
  • Чем выражены главные члены в этом предложении?
  • Я умею читать книги.
  • Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен. Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:
  • Односоставные предложения
  • Виды односоставных предложений:
  • определенно-личные неопределенно-личные обобщенно-личные безличные назывные (номинативные)
  • Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.
  • Определенно-личные предложения –
  • односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.
  • Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.
  • В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.
  • Обобщенно-личные предложения -
  • это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).
  • Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа.
  • Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.
  • Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях.
  • Алгоритм нахождения односоставных предложений
  • 1. Определить состав грамматической основы предложения 2. Определить тип предложения: с главным членом сказуемым или с главным членом подлежащим 3. Определить тип односоставного предложения
  • Первичное закрепление теоретических знаний
  • Москва. Как много в этом звуке для сердца русского слилось…
  • Было жаль старика .
  • Добро на худо не меняют (пословица).
  • Что посеешь, то и пожнешь (пословица). В доме стучали печными дверцами (А. Толстой).
  • На улицах где-то далеко стреляют (М.Булгаков).
  • Пойди, поклонись рыбке (А.Пушкин).
  • Осень. Это время года я особенно люблю.
  • На улице становилось свежо.
  • Не очень-то нынче старших уважают (А.Островский).
  • 1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин )
  • 2. Шёпот, робкое дыханье,
  • Трели соловья.
  • Серебро и колыханье
  • Сонного ручья (А. Фет ).
  • 3. К кому-то принесли от мастера ларец (И. Крылов).
  • 4.Что же мне так больно и так трудно?
  • Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)
  • Прочитайте предложения, определить их тип
  • 1.Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести...
  • (А. Майков).
  • 2. В окно повеяло весною... (А. Плещеев)
  • 3. Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков)
  • 4. Спой мне пе-сню, как синица тихо за морем жила
  • (А. Пушкин).
  • 5 Не расти траве после осени... (М. Кольцов)
  • 6. Только мне не плачется - на душе светло (С. Есенин).
  • 7. Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет
  • (А. Твардовский).
  • 8. И на обломках самовластья напишут наши имена!
  • (А. Пушкин)
  • Вариант№1
  • Вариант №2
  • Ответы на тестовое задание
  • Оценка тестового задания:
  • «5» - 0-1 ошибка
  • «4» - не более 2 ошибок
  • «3» - не более 3 ошибок
  • «2» - более 3 ошибок
  • Домашнее задание
  • 1. Упражнение 624 (учебник Герасименко Н.А.)
  • 2. Из художественных произведений
  • подобрать примеры односоставные предложения
  • (7-10).

Имеют два главных члена предложения : подлежащее и сказуемое. Односоставные имеют один главный член предложения (не подлежащее и не сказуемое). Предложения по наличию второстепенных членов...

Задание для аудиалов. Вариант учителя...

Член предложения , то такое предложение является односоставным Односоставные предложения с главным членом сказуемым называются глагольными Односоставные предложения с главным членом подлежащим называются подлежащными Определённо-личные предложения - это предложения без...

ИЗУЧЕНИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ: Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? Две основные группы односоставных предложений . Определённо-личные предложения . Неопределённо-личные предложения . Безличные предложения . Назывные предложения . А. А. Шахматов и...

... / будущего времени. 4. Если неопределенно-личным предложением называется односоставное предложение , в котором действие не отнесено к деятелю, ... среднего рода прошедшего времени. 8. Если назывным предложением называется односоставное предложение с главным членом - именем существительным в форме...

В тексте простые односоставные предложения или односоставные предложения , которые входят в состав сложных предложений . Простое предложение Двусоставное (Вдали сверкнула молния.) Односоставное (Очень холодно. Полная тишина.) Односоставные предложения Определенно-личные...

Утро». 2.Соедините части пословиц и определите вид односоставных предложений . 3. Превратите двусоставные предложения в односоставные . 4. Создайте презентацию. Поспешишь – и камень растопишь Лежа...

Основные группы делятся односоставные предложения ? Односоставные предложения делятся на группы: 1. Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Это назывные предложения . 2. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Односоставные предложения (с 1 ...

повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

  • наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;
  • закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,
  • совершенствование навыков анализа текста.
  • Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

    (Примечание: презентация готовится в Power Point, а затем импортируется в память интерактивной доски; тексты, с которыми нужно будет проводить манипуляции на уроке, вводятся непосредственно в память доски).

    Ход урока

    1. Сообщение темы и задач урока.

    Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

    Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

    (Запись темы урока в тетрадях).

    2. Теоретическая разминка.

    Слайд № 3. Терминологический кроссворд.

    Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.

    Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.

    (Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

    3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

    (Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах).

    Слайд № 4 - портреты Буслаева и Востокова.

    Слайд № 5 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова.

    "В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

    Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

    Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

    Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

    А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

    В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

    4. Повторение видов односоставных предложений.

    Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

    На какие группы они делятся?

    Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

    Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

    Слайды № 7 - 8.

    В чём особенность обобщённо-личных предложений?

    Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

    5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

    Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

    односоставных предложений?

    (Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

    Слайд № 9

    В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

    1. Здесь рыбу не ловят.______________________
    2. Спешу к вам на помощь.___________________
    3. Подмораживает.__________________________
    4. На этой реке нет мостов.___________________
    5. Пора спать._______________________________
    6. На улице ветрено и сыро.__________________
    7. Составьте график дежурства.______________

    Слайд № 10

    (Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):

    1. На улице было холодно.
    2. Ломаные линии, острые углы.
    3. Много песен сложено о любви.
    4. Про него давно говорят много хорошего.
    5. Скоро увидимся.
    6. В воздухе пахнет грозой.
    7. Не бывать этому!
    8. Кругом всё было тихо и спокойно.
    9. За опоздание будете наказаны.
    10. Друг далёкий, вспомни обо мне.
    11. Что посеешь, то и пожнёшь.
    12. У многих ещё нет компьютеров.

    1-е задание:

    Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).

    2-е задание:

    Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

    Какое предложение осталось вне таблицы? Почему? (Назывное - главный член - подлежащее).

    6. Работа с упр. 22 в учебнике О. В. Загоровской (Ч. 2) - стр. 43.

    Чтение предложений и определение их видов.

    7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

    Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

    (В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

    Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.

    (Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)

    Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

    Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
    Величавый возглас волн.
    Близко буря. В берег бьётся
    Чуждый чарам чёрный чёлн.
    К. Бальмонт.

    (Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
    Всё в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
    И молча жду, - тоскуя и любя.
    А. Блок.

    (Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.
    С. Есенин.

    (Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

    За что-то меня упрекают
    И в чём-то согласны со мной:
    Так исповедь льётся немая
    Беседы блаженнейшей той.
    А. Ахматова.

    (Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

    8. Игра "Аукцион поэтических строк".

    Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).

    9. Повторение о неполных предложениях.

    Слайд № 13.

    Какие предложения называются неполными?

    В каких случаях они употребляются?

    а) в диалогах,

    б) во второй части сложного предложения ).

    Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

    (Понятие об эллиптических предложениях ).

    10. Упражнение в распознавании неполных предложений.

    Слайд № 14.

    Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да ).

    Являются ли неполными следующие предложения?

    1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

    Определите, какие это предложения:

    Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.) Сообщили.(Неполн., односост.) - Скоро ли, наконец, потеплеет?(Полн., односост.) - Скоро.(Неплн., односост.)

    11. Работа с упр. 23 (Ч. 2) - стр. 45

    (Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.) Приложение 2

    Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).

    Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.

    Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5(2-я ч); 7(2-я ч.).

    Эллиптические: 8.)

    12. Работа с текстом.

    Слайд № 15.

    Прочитайте текст:

    1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

    Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

    Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).

    Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

    Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

    (Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

    Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

    Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

    Какова же идея данного эпизода?

    (Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

    Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

    Метафоры и эпитеты: буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

    Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

    Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

    Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

    Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

    Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

    Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

    Каков стиль речи? Докажите.

    Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

    (Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции).

    15. Решение теста в EXCEL на компьютерах.

    16. Итог урока.

    Что дал вам этот урок? Чему научил?

    Как вы сами оцениваете данный урок?

    Слайд № 16

    17. Задание на дом: решить тесты: ч. 2 параграф 23, 25; изучить теорию: ч. 2 параграф 26, 30.


    По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным подлежащим. Сравните: Вечереет. Вечер. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными. Например: Морозит. С утра морозит. Вечер. Тихий вечер.






    1) Люблю грозу в начале мая 2) Уходим завтра в море. 3) Не из Москвы ли будешь? 4)Чему смеётесь? Над собой смеётесь! 5) Выберите себе книгу по вкусу. 6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем. Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.


    Предложения неопределённо-личные. Сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени настоящего или будущего времени в форме множественного числа прошедшего времени в форме множественного числа прошедшего времени Например: 1) Например: 1) Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.


    Предложения обобщенно-личные. имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любим лицом, например: 1) Цыплят по осени считают 2) Бездонную бочку водой не наполнишь 3) Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу! Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 го лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.


    Безличные предложения. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например:Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: 1) Уже совсем стемнело. 1) Уже совсем стемнело. 2) Скоро светать будет. 2) Скоро светать будет. 3) На дворе было тихо. 3) На дворе было тихо. Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами: Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:


    Простое глагольное сказуемое, выраженное 1) Безличным глаголом 2) Безличной формой личного глагола прошедшее время средний род 3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет 4) Неопределённой формой глагола Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет. Пахнет сеном над лугами. (Майк.) Зажгло грозою дерево (Н.) Герасима уже не было на дворе. (Т.) Сегодня же меня здесь не будет. (Т.) У меня нет линейки. Вам не видать таких сражений. (Л.) Быть грозе великой. (П.)


    Составное сказуемое, выраженное Г ГЛАГОЛЬНОЕ Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола ИМЕННОЕ Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода) 1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось. 1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)


    Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных, например: 1) На улице холодно. 2) Мне холодно. В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающего, кто именно испытывает то или иное состояние.


    Назывные предложения. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, например: 1) Лес. Просека. 2) Весна! С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)


    Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку, например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле.2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)


    1. Укажите, какие утверждения неверны. а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого. б) В определенно-личных предложениях главный член предложения выражен глагольной формой 1-го или 2-го лица. в) Безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее. г) Определенно-личные и неопределенно- личные предложения могут иметь обобщенное значение.




    3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное. 1. После драки кулаками не машут. 2. Ярмарка. Крещенский мороз. 3. От пруда потянуло холодом. 4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда. 5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.


    5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.]. а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим. г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков) (Знаки препинания не расставлены.)


    1.Стоном горю не поможешь. 2.Горит восток зарёю новой. 3.Зал украсили цветами. 4.Работаем не покладая рук. 5.Поёт зима, аукает. 6.Положи книгу на полку. 7.Вечерами нам рассказывают сказки. 8.Нет предела совершенству. 9.Утренняя свежесть. 10.С вечера всё спится. 11.Опять зима. 12.Хорошо бы сделать снежную горку.


    Домашнее задание выучить теорию - параграфы по учебнику Львовой

    Похожие статьи