Презентация на тему "Л. Толстой "Акула""

24.02.2022

Урок чтения

Слайд 2

Цели урока

  • Образовательные:развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
  • Развивающие:развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев.
  • Воспитательные:воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность.
  • Оборудование:географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.
  • Слайд 3

  • Слайд 4

    Ход урока

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

    Ход урока

    Слайд 5

    Проверка домашнего задания

    Проверка домашнего задания.

    Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    Слайд 6

    Для этого вернемся к рассказу«Детство» Л.Н.Толстого.

    Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»?
    2. Прочитайте, в чем состояла тайна?
    3. Как это характеризует братьев?
    4. А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?
  • Слайд 7

    Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно.

    Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов).

    В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

    Слайд 8

    • Африка
    • Пустыня Сахара
  • Слайд 9

    Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула»

    Словарная работа.

    Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

    Слайд 10

    • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
    • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
    • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
  • Слайд 11

    • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
    • Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.
  • Слайд 12

    Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    Слайд 13

    Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков?

    1. Когда заметили акулу с палубы?
    2. Когда мальчики старались уплыть от акулы?
    3. Когда артиллерист выстрелил?
  • Слайд 14

    Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок.

    1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй.

    Топлéнной – тóпленной – топленнóй.

    Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ.

    отставать

    наперегонки

    Слайд 15

    Для этого составим таблицу:

    Для этого составим таблицу:

    Слайд 16

    Итак, читаем 1 часть:

    1. Кто герой данного рассказа?
    2. Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?
    3. Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом.

    Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент?

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист?

    Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает?

    Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

  • Слайд 18

    1. Что автор хотел показать этими словами?
    2. Какой из этого можно сделать вывод?
    3. Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый?

    Читаем четвертую часть:

    1. Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками?
    2. Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам?

    Анализ иллюстрации.

    Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

    Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129

    1. Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию?
    2. Почему вы так решили?
  • Слайд 19

    1. Как вы думаете, что художник нарисовал ориентируясь на текст произведения, а что принес своего?

    Читаем пятую часть:

    1. Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?
    2. Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?
    3. Что он в это время чувствовал?
  • Посмотреть все слайды

    Методическая разработка урока литературного чтения

    в 3 классе

    (УМК «Школа России»)

    "Л. Н. Толстой «Акула»

    Работа над составлением плана пересказа произведения"

    Подготовила учитель начальных классов Туровник Таисия Михайловна.

    Цель урока:

    1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »

    2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам

    3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

    а) расширить знания и представления об окружающем мире;

    б) вести активное речевое развитие школьников;

    в) изучать русский язык и его эстетические функции;

    4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

    5. Учить работать со справочной литературой

    6. Развивать воображение, речь, мышление, память

    7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

    Предметные задачи урока:

    Создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;

    Создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

    Создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

    Способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов в речи;

    Способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов;

    Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

    Метапредметные задачи урока:

    Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

    Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

    Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

    Личностные УУД : создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

    Оборудование:

      Серия портретов русских писателей и поэтов.

      Задания на карточках для работы в группах.

      Презентация к уроку.

      Компьютер

      Мультипроектор

    Ход урока .

      Организационный момент .

    Учитель. -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе.

    Одна китайская пословица гласит:

    «Когда я слышу – я забываю,
    Когда я вижу – я запоминаю,
    Когда я делаю – я понимаю».

    Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

    (слайд №2).

      Проверка домашнего задания .

    Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» (3 человека)

    Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.

      Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину?

      Что такое бор? Каким тебе представляется бор?

      Какие звуки можно услышать в осеннем лесу?

      Почему поэт называет зелень мрачной?

      Как понимаешь строки «Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит»

      Формирование темы и цели урока

    Учитель. А теперь приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?

    Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой) (слайд №4).

    Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Льва Николаевича Толстого.

    Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Л. Н. Толстой?

    Дети. Л. Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.

    Учитель. Название произведения Л. Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: Африка , купался, уплыл, любовался, артиллерист .) (слайд №6).

    У читель. Как называется это произведение?

    Дети. Произведение Л. Н. Толстого называется «Акула».

    (Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)

    Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?

    Дети. Тема сегодняшнего урока: «Лев Николаевич Толстой и его произведение "Акула"».

    Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.

    Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его произведением «__________________________________»

    3) составлять _________ пересказа произведения

    (слайд №7.)

    Дети Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы.

    Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе.

    Дети. «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Филиппок», «Котёнок», «Осёл и лошадь»

    Учитель . Чему учат эти рассказы?

    Дети отвечают на поставленный вопрос.

      Знакомство с жизнью и творчеством писателя

    Учитель. Какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы нашли дома?

    Дети рассказывают, что они знают о жизни и творчестве писателя.

    Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

    Рано осиротел.

    Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.

    В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями.

    Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.

    В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. (слайд №8.)

      Изучение нового материала.

      1. Подготовка к восприятию.

    Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

        Предварительная словарная работа

    Учитель. В тексте нам встретятся такие слова:(слайд №9)

    Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковыми словарями. ( Работа с толковым словарём С. И. Ожегова .)

    Нахождение и толкование слов: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот

    Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

    Парус - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

    Матрос – моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.

    Фитиль - лента жгут или шнурок, служащие для горения в некоторых осветительных и нагревательных приборах. Жгут из мягкого материала, пропитываемый каким - нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов

    Артиллерист - военнослужащий артиллерии.

    Артиллерия – огнестрельные орудия (пушки, миномёты, гаубицы), род войск.

    Сообщения учителя об акулах. (слайд № 8)

    Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.

    Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

    Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

    Итак, вместе с героями рассказа Л. Н. Толстого “Акула”, мы отправляемся вперед по морским дорогам открытий.

        Первичное чтение (используется видеоролик «Акула» под музыкальное сопровождение Л.Бетховен «Адажио контабилье».)

        Проверка первичного восприятия

    Было ли вам страшно? Когда? (Название вызывает беспокойство, потому что акула страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно, когда раздается крик «Акула!».)

    – Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

        Чтение рассказа детьми по цепочке.

      Физкультминутка

    К морюбыстро мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    Вот так славно освежились!

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это – брас.

    Одной, другой, это – кроль.

    Все, как один, плывем, как дельфин,

    Плыли вдоль и поперек

    И вернулись на урок.

    (слайд №10)

      Закрепление нового материала.

      1. Составление плана. Выборочное чтение.

    Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.

    Учитель. Где и когда происходили описываемые события?

    (У берегов Африки).

    Какая была погода?

    Какую команду услышали матросы?

    Как мальчики оказались в открытом море?

    Как они соревновались друг с другом?

    Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына?

    Когда отца охватил страх?

    Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать?

    Почему все замерли от страха?

    Как вёл себя артиллерист после выстрела?

    Почему он так повёл себя?

    Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал?

    Учитель. Какова завязка сюжета?

    (Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.)

    (Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.)

    Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным?

    (Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу).

    Учитель. Какова развязка сюжета?

    (Точным выстрелом акула былаубита, а мальчиков на лодке привезли на корабль)

    Дети составляют план пересказа.

    1. Остановка корабля.

    2. Купание мальчиков.

    3. Появление акулы.

    4. Артиллерист стреляет из пушки.

    5. Спасение мальчиков. Крики радости.

    (слайд №11)

        Характеристика главного героя

    Кто по вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)

    Посмотрите, как его изобразил художник.

    Открывается портрет артиллериста.

    Что можете сказать? Каким он был человеком?

    На доске появляется характеристика героя:

      сильный духом

      мудрый

      мужественный

      опытный

      находчивый

      решительный

      смелый

      бывалый

    Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.

    8. Работа в группах.

    Учитель : Найдите синонимы к слову

      смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

      опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

      веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

      проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)

      страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

      радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

      мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

      добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

      душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности)

    (слайд №12)

    Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.

    9. Домашнее задание

    Даны три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
    1) Перескажи текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.
    2)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

    3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду. (слайд №13)

    10. Рефлексия .

    Учитель. Чему мы учились на уроке?

    Что нового узнали?

    О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»

    Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.

    11. Подведение итогов урока .

    Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

    Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

    Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

    Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

    Учитель . У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. (слайд №14)

    1 слайд

    2 слайд

    Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

    3 слайд

    4 слайд

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

    5 слайд

    Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    6 слайд

    Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

    7 слайд

    Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

    8 слайд

    9 слайд

    Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

    10 слайд

    Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

    11 слайд

    Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

    12 слайд

    Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    13 слайд

    Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

    14 слайд

    Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

    15 слайд

    16 слайд

    Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

    17 слайд

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

    18 слайд

    Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?

    Цели:

    1. Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.
    2. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
    3. Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.
    4. Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
    5. Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

    Оборудование:

    1. Учебник «Родная речь», часть 1.
    2. Толковый словарь С.И.Ожегова.
    3. Свеча.
    4. Выставка книг Л.Н.Толстого.
    5. Презентация к уроку:
      • Выставка детских рисунков.
      • Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского, И.Е.Репина.
      • Памятки с объяснением новых слов.
      • Портрет главного героя (артиллериста).
      • Игра «Синонимы и антонимы».
      • Видеозапись детских высказываний о писателе.
      • Аудиозапись классической музыки Л.Бетховен «Адажио контабилье», Ф.Лист «Грёзы любви».
      • Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мифодия.

    Ход урока

    I. Организационный момент .

    Эмоциональный настрой.(На доске изображение солнышка)

    Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.

    II. Изучение нового материала.

    1. Мотивация. Постановка целей урока.

    Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь на уроке, посмотрите, пожалуйста, видеозапись.(видеозапись детских высказываний о писателе).

    Как вы считаете, о каком писателе шла речь? Объясните, почему?

    Почему мы решили сегодня говорить о нём?

    На доске открывается имя писателя и его портрет. Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.

    Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.

    Ребята, обратите внимание на замечательные иллюстрации, которые вы нарисовали ещё в 1 и 2 классе. Что вы можете о них сказать? (Все иллюстрации к изученным произведениям Л.Н.Толстого)

    2. Подготовка к восприятию.

    Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

    3. Предварительная словарная работа .

    В этом произведении вам встретятся новые слова.

    Ребята, обратите внимание на доску.

    Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

    Задание: 1 ряд ищет в толковом словаре значение слов: артиллерист и палуба – зачитывают всему классу.

    Задание для остальных учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения остальных слов (фитиль, ропот). Прочитайте их самостоятельно, вслух.

    4. Первичное чтение произведения учителем.

    Под музыкальное сопровождение. (Л.Бетховен «Адажио контабилье».)

    Пауза для эмоционального восприятия.

    5. Физминутка – релаксация.(звучит музыка)

    Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.

    6. Сообщение темы урока.

    А как бы вы назвали это произведение?

    Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.

    Открывается название рассказа на доске.

    7. Работа с Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия (мультимедио).

    Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

    Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

    Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа и когда вы слушали и смотрели сообщение об акулах?

    Так же вы переживали или нет?

    Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнение, которые переходят в страх.

    8. Повторное самостоятельное чтение учащимися художественного произведения вполголоса.

    9. Электронная физминутка для глаз «Чунга-Чанга».

    10. Анализ художественного произведения.

    Почему рассказ называется «Акула»?

    Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)

    Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?

    Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.

    Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?

    Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.

    Посмотрите, как его изобразил художник?

    На доске открывается портрет артиллериста.

    Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?

    На доске появляется характеристика героя:

    • сильный духом
    • мудрый
    • мужественный
    • опытный
    • находчивый
    • решительный
    • смелый
    • бывалый

    11. Игра «Подбери синонимы и антонимы»

    Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы?

    На доске появляются правила и задания по рядам(работа в группах):

    Подобрать синонимы к данным словам:

    Подобрать антонимы к данным словам:

    1 ряд 2 ряд 3 ряд
    храбрый спасти радость

    Проверка.

    12. Вывод.

    Так кто же главный герой этого рассказа?

    О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

    Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!» - появляется надпись на доске.-Вы согласны?

    III. Итог урока.

    Что показалось вам особенно интересным?

    Кому на уроке было трудно? Почему?

    Оценивание ответов учащихся(с аргументацией).

    IV. Домашнее задание.

    Всему классу: выразительное чтение рассказа.

    По выбору учащихся:

    • придумать продолжение рассказа
    • приготовить пересказ по картинкам
    • нарисовать иллюстрацию
    • пересказать по плану учебника
    • сочинить стихотворение об акуле

    V. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

    На доске слайд: девочка со свечой.

    У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.

    Зажечь свечу.

    Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

    Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.


    Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин С. Есенин Интеллектуальная минутка








    Ему было близко всё человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию. В.Я.Брюсов ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ () (82 года)




























    Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный. С моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно, и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный. С моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно, и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.




    Вдруг с палубы кто – то крикнул:»Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. «Назад! назад! вернись! акула!» - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше. Смеялись и кричали веселее и громче прежнего. Вдруг с палубы кто – то крикнул:»Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. «Назад! назад! вернись! акула!» - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше. Смеялись и кричали веселее и громче прежнего.


    Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали. И не видели акулы, но потом один из них оглянулся, и мальчики поплыли в разные стороны. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали. И не видели акулы, но потом один из них оглянулся, и мальчики поплыли в разные стороны.


    Но когда дым разошелся над водой, со всех сторон послышался сначала тихий ропот. Потом ропот стал сильнее, и. наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. Но когда дым разошелся над водой, со всех сторон послышался сначала тихий ропот. Потом ропот стал сильнее, и. наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.


    ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ () (82 года) «Не зная Толстого – нельзя считать себя человеком, знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». М. Горький М. Горький

    Похожие статьи